Способы и методы анализа рабочего места. Курсовая работа: Анализ работы и рабочего место. Совершенствование анализа работы с ориентацией на работника

Анализ рабочего места выполняется путем ответа на следующие вопросы:

Ø Структура организации. Место рабочего процесса (рабочего места) в ней.Основой любой организации является некоторое количество рабочих мест (производственных процессов) и операций, выполняемых ее сотрудниками, которые должны быть согласованы, скоординированы и увязаны с задачами организации, ее организационной структуры. Основным признаком формирования организационной структуры является разделение труда (т.е. относительное обеспечение различных видов деятельности) и его кооперация. Различают следующие виды разделения труда в организации: функциональное (предполагает выделение отдельных групп персонала, например, руководители, специалисты, рабочие); технологическое (основано на выделении стадий производственного процесса и видов работ; различают предметное и профессиональное разделение труда) и квалификационное (определяется различием работ по их сложности). Разделение труда предполагает его кооперацию (организацию бригад).

Построение организационной структуры позволяет определить основные направления деятельности, установить полномочия и функции для структурных подразделений, должностных лиц, определить место каждого рабочего процесса (рабочего места) в структуре организации. К основным типам организационных структур организации традиционно относят линейную, штабную, функциональную. На практике доминирует смешанная структура, включающая в себя элементы трех перечисленных организационных структур.

Ø Цели и задачи анализа рабочего места.Анализ рабочего места (РМ) призван дать ответы на следующие вопросы:

¾ Сколько времени необходимо для выполнения основных производственных операций?

¾ Какой режим работы целесообразен для данного рабочего места?

¾ Как организовать рабочее место, чтобы увеличить производительность труда работников?

¾ Какими личностными характеристиками должен обладать работник для выполнения данной работы?

Анализ рабочего места - это характеристика рабочего процесса путем описания задач, режимов присущих ему, а также уровня знаний, обучения и ответственности, необходимых для успешного выполнения рабочего процесса.

Анализ, ориентированный на рабочее место, концентрирует внимание на характеристике работ, заданий, которые выполняет работник; анализ, ориентированный на рабочий процесс, концентрирует внимание на режимах работы, действиях, которые необходимо выполнить работнику в данном процессе (например, подсчеты на компьютере, координацию, ведение переговоров и т.д.).

Для описания РМ, выработки требований к ним отбираются типичные рабочие места в рамках организации, используется документация, описывающая аналогичные работы в других организациях.



Ø Выбор метода анализа РМ. К методам сбора информации для анализа работ относятся наблюдение; интервью (собеседование); опрос (опросные листы, анкета); ежедневник/журнал работника (список обязанностей работника); количественные методы.

К анализу работы привлекаются линейные руководители и исполнители работы, которые должны четко представлять все этапы процесса, знать предлагаемые процедуры. Ответственность за данный этап лежит на специалистах подразделения по персоналу.

Ø Описание рабочего места производится в соответствии со следующей последовательностью:

1. Наименование работы и ее место в цепи производственных или управленческих операций, наименование должности. При сборе информации желательны стандартизация и систематизация работ и должностей.

3. Обязанности: указывается, что должен делать каждый исполнитель, как он должен вы­полнять ту или иную работу.

4. Подчиненность: указывается, кому подчиняется данный работник.

5. Осуществляемое руководство: приводится количество исполнителей, находящихся в подчинении у данного работника, и наименование выполняемых работ.

6. Комплекс требований к уровню специального и общего обра­зования, к квалификации и производственному опыту.

7. Состояние здоровья и требуемые для выполнения работы спе­цифические физические качества: объем и виды затрат труда
по операциям, необходимая сноровка, требования по координации работы органов зрения, рук и ног, способность различать цвета и другие качества.

8. Ответственность: за выполнение плановых заданий, за руководство коллективом, за соблюдение технологии производства, за технику безопасности, за правильность сведений, сообщаемых работником в вышестоящие инстанции и т. п.

9. Личностные качества: склад психики, инициативность, умение управлять другими работниками и т.п.

10. Условия труда: описываются условия, в которых протекает труд.

11. Техника безопасности: формируются основные требования к соблюдению техники безопасности.

12. Права, которыми наделяется работник для выполнения своих обязанностей.

Ø Спецификация РМ. Спецификация рабочего процесса вытекает непосредственно из описания рабочего места, отвечает на вопрос: «Каковы черты характера и каким должен быть опыт человека для того, чтобы он успешно выполнял рабочий процесс?». Знание состава функций, выполняемых на рабочем месте, характера, условий и организации труда позволяют перейти к установлению профессиональных и личностных требований к работнику со стороны рабочего места, составлению спецификации РМ. Спецификация РМ технологично описывает участок работы и требования, которые этот участок предъявляет к сотруднику. Такими требованиями могут быть, например, обязательное ежедневное медицинское обследование; требование специальной подготовки; личностные характеристики.

Спецификация рабочего места дает информацию, необходимую для приема на работу и осуществления выбора сотрудников и включает следующие основные разделы: подготовка и опыт работы; образование; знания, навыки и способности; степень ответственности.

Ø Разработка функциональных обязанностей и квалификационных характеристик: конечная цель и продукт анализа работы. Хорошо подготовленные описания функциональных обязанностей и требования к работникам позволяют эффективно организовывать работу по управлению персоналом организации, утвердить должностные инструкции к рабочим местам.

Ø Периодический анализ и корректировка функциональных обязанностей и квалификационных характеристик. Любая организация работает в постоянно изменяющихся условиях, что определяет необходимость систематической корректировки функциональных обязанностей в соответствии с новыми требованиями.

В результате описания и анализа рабочих мест должно быть по­лучено представление о функциях отдельных подразделений и должностей (рабочих мест) и это представление фиксируют в со­ответствующих документах.

Место работы - подразделение;

Название должности;

Должность руководителя;

Должности персонала, находящегося в непосредственном подчинении у работника;

а главная цель работы;

а перечень основных задач и обязанностей работника;

Основные показатели работы - торговый оборот, размер контролируемых финансовых ресурсов, количество персо­нала, производительность и т.п.;

Сведения об использовании специального оборудования или станков;

Информация о необходимости работы с людьми - в или за пределами организации;

Особые обстоятельства, такие как неудобные часы работы, командировки, неблагоприятные и опасные условия труда;

Требуемое образование и профессиональная квалифика­ция - минимальный и желательный уровень;

Необходимость обучения;

Требуемый опыт - минимальный и желательный;

Особые навыки или способности, например умение рабо­тать с цифрами, способность четко говорить и т.д.

На основе анализа функций рабочих мест и должностей оцени­вают и классифицируют рабочие места (должности) по степени ценности каждого из них внутри организации.

По определению МОТ, оценка работ - это инструмент для сис­тематического определения места работ в иерархии заработной платы внутри предприятия. Оценка работ опирается на сравнение и анализ тех требований, которые предъявляют к исполнителям работы для достижения нормальной производительности, но без учета индивидуальных способностей и усилий конкретных работ­ников.



При проведении оценки работ сталкиваются с двумя основны­ми трудностями:

сложно выявить качественные различия между отдельными ви­дами работ при их большом разнообразии;

проведение качественных различий между отдельными видами работ не должно смешиваться с личностными характеристиками работников.

В настоящее время выделяются две большие группы мето­дов оценки и классификации работ - суммарные (неаналитические) и аналитические (рис. 4.5). Выбор метода оценки зависит от числа и типов работ, выполняемых на данном предприятии, объема рас­ходов, связанных с проведением оценки, наличия соответствующих ресурсов, степени точности, предъявляемой к оценке, и др.

При использовании суммарных методов различные работы сравнивают в целом, без расчленения их на составные элементы. В данной системе применяется несколько методов оценок. Глав­ные из них - метод рядов и метод распределения работ или долж­ностей по разрядам (классификационный метод). С помощью метода рядов все работы сравнивают последовательно друг с дру­гом в целом, но в соответствии с принятыми методами для оцен­ки некоторых факторов (сложность труда, мера ответственности, уровень квалификации, условия труда).

Рис. 4.5. Методы оценки робот

Метод рядов (ранжирование) - самый простой, что составляет его главное преимущество. Он не дает работам количественной оценки, а лишь показывает, какая из них значимее по сравнению с другой. При оценивании работ по этому методу важен ограни­ченный отбор ключевых видов работ, репрезентативных и типич­ных по функциям. Считается, что их объем должен приблизитель­но составлять 10-15% общего числа всех видов работ. Их класси­фицируют, и они служат эталонами для оценки всех остальных.

После того как работы выстроены в порядке их значимости, их группируют в разряды по принципу объединения аналогичных, близких по содержанию работ. Каждому разряду соответствует определенный уровень тарифных ставок и окладов.

Опыт применения метода рядов показывает, что он эффекти­вен в тех случаях, когда сопоставляют работы, похожие или вы­полняемые в одном и том же подразделении, и наоборот, пробле­матичен, когда сравнивают непохожие и не связанные друг с другом работы.

Применение этого метола имеет ряд ограничений. Сравнение работ только с ключевыми видами не дает возможности точно определить, какое место занимают данные работы в интервале между ними.

Недостатком метода рядов является и то, что при отсутствии точных критериев оценка работы подвержена деформирующему влиянию таких факторов, как сложившийся уровень тарифных ставок и личные качества исполнителей. При выборе того или ино­го метода оценки работ на практике предпочитают не точность, а быстроту и экономичность получения информации.

Существует множество разновидностей метода рядов, но самый распространенный из них - метод попарного сравнения работ, при котором составляют ряд оценочных работ, где на первом месте сто­ит работа, получившая от экспертов наибольшее число плюсов, а на последнем - работа, не получившая ни одного плюса. Метод попарного сравнения предполагает соблюдение по крайней мере двух обязательных условий: небольшое число работ, подлежащих оценке, и однородность оцениваемых работ.

Классификационный метод (метод распределения работ по разря­дам) также не предусматривает количественной оценки работ ни в денежной форме, ни в баллах. Согласно этому методу прежде всего определяют число разрядов работ (должностей) и общую ха­рактеристику этих разрядов с учетом принятых критериев каче­ственной оценки труда. Затем все работы (должности), подлежа­щие оценке, на основе заключений экспертов распределяют по установленным разрядам (табл. 4.5).

Таблица 4.5
Описание разряде Должность
Раз рад Б. Самая высокая степень сложности, самостоятельности и разнообразия. Требует высокого уровня общего образовамя (вуз), специального образования в области управления и огъла работы на руководящих должностях. Аналитическое мышлете и навыки общения. Ответственность за развитие организации и ее результаты И т.д. по разрядам и должностям Разряд 1. Работа очень простая и повторяющаяся. Требует среднего уровня общего образования и специальной подготов­ки на рабочем месте. Ограниченная ответственность за свое­временные результаты и развитие, а также за оборудование. Минимальный уровень самостоятельности и инициативы Генеральный директор, заместитель генераль­ного директора Рабочие-станочники, охрана, уборщицы, шоферы

Классификационный метод исторически был широко распро­странен для работников умственного труда (в том числе высоко­квалифицированных специалистов).

Самое сложное в классификационном методе - определение разрядов. Они должны существенно отличаться друг от друга уров­нем требуемых квалификации, стажа, ответственности. Их число зависит от содержания работы, размера предприятия, диапазона функций и кадровой политики организации: на мелких - это чис­ло минимально, на крупных - весьма значительно.

Для более точного распределения работ по разрядам оценка важности работ проводится по специально отобранным факторам (например, сложность и разнообразие работ, степень самостоятель­ности в выполнении работы, необходимость принятия решений, новизна в исполнении работ, тип и цель официальных контактов, производственный опыт, ответственность, знания). Исходя из этих факторов по каждому разряду составляют определители, с которы­ми сравнивают описания работ.

Классификационный метод прост и экономичен в применении. Он является более точным и объективным по сравнению с методом рядов, так как оценка производится на основе определенных фак­торов. Кроме того, его расценивают как более гибкий, поскольку новые и реконструированные виды работ распределяют по разря­дам в соответствии с определителями.

Недостатки метода связаны с трудностью точного определения разрядов. На крупных предприятиях это осложняется большим количеством работ с широким диапазоном их содержания. Из-за этого классификационный метод во многих случаях создает осно­ву для субъективной оценки при распределении работ по разря­дам.

При использовании аналитических методов оценки и класси­фикации работы сравнивают не в целом, а по составным частям (по факторам и степеням факторов), причем любой необходимый фактор оценивают либо в денежном выражении, либо в баллах. Степень сложности работы определяют на основе анализа и коли­чественной оценки всех факторов, отобранных для оценки. Таким образом, при аналитических методах классификации работ прежде всего устанавливают определенное число факторов и их степеней, оценивают эти факторы. Общая оценка по всем факто­рам указывает на значимость данной работы в структуре всех ви­дов работ.

Основа аналитической оценки труда - женевская схема (Меж­дународная конференция оценки труда в Женеве, 1950), которая содержит следующие виды требований:

Профессиональные способности (знания, умственные и физические способности);

Нагрузка (внимательность, выносливость, старание);

Ответственность (за материал, продукты, здоровье, резуль­таты труда других);

Условия труда (влияние окружающей среды, например тем­пература, влажность, грязь, шум, опасность несчастного случая и т.п.).

Факторы качества работ оценивают с помощью двух основных методов: метода прямой денежной оценки и методов степеней, или балльных методов оценки. Суть метода прямой денежной оценки за­ключается в количественном измерении качества работ путем рас­членения работы на составные части (факторы), присущие всему диапазону работ, подлежащих оценке. Число факторов колеблется от пяти до восьми. Сначала оценивают «ключевые», типичные виды работ, имеющиеся на предприятии. Их число составляет в среднем от 15 до 50 и зависит от размера предприятия. «Ключевые» работы сравнивают между собой по каждому фактору, затем составляют ряд этих работ, определяют удельный вес каждого фактора (в процентах к базе) в данной работе и выявляют ее место по шкале оценок всех «ключевых» работ при их сравнении по факторам. На основе обсле­дования уровней заработной платы на рынке труда по каждой «клю­чевой» позиции определяют тарифную ставку (оклад) работника, которую распределяют в процентах между отобранными факторами в зависимости от их значения для данной «ключевой» позиции. По­сле этого классифицируют «неключевые» работы методом их срав­нения по факторам с теми работами, которые уже были ранее ото­браны. В заключение выявляют общую денежную оценку каждой «неключевой» работы простым суммированием индивидуальных денежных оценок ее частей и составляют ряд классификации работ в зависимости от их важности для предприятия.


В большинстве стран самый распространенный метод - балль­ная оценка, иначе - балльно-факторный метод. Суть данного ме­тода состоит в отборе общих для большинства работ факторов, существенных для выявления различий, расчленении каждого из них на степени, выделении количества баллов для каждого факто­ра и его степеней. Для рабочих и рядовых служащих число таких факторов колеблется от четырех до пяти («квалификация», «ответ­
ственность», «умственное напряжение», «физическая нагрузка»), для специалистов и руководящего состава - до 9-12 факторов.

Так как основные факторы имеют слишком широкий диапазон, при различных обстоятельствах их могут трактовать дифференци­рованно. В таком случае каждый фактор делят на подфакторы (от 6 до 16).

Подфактор служит шкалой измерения отдельных уровней каж­дого фактора, и в свою очередь, его делят на ряд степеней (от 3 до 6-10 и более) в зависимости от видов работ, подлежащих оценке, и от предъявляемых к этим работам квалификационных требова­ний. Каждую степень оценивают определенным числом баллов. Значимость каждого фактора определяют его важностью для дан­ного вида работ. После этого проводят количественную оценку факторов по степеням на основе арифметической, геометрической или произвольной прогрессии. Сумма всех факторов, оцененных в баллах, представляет собой общую балльную оценку качества конкретного вида работы.

Балльная оценка, или балльно-факторный метод, имеет важные преимущества перед неаналитическими методами, оценивающими работу в целом. Ее результаты - более точные и объективные, так как она выполняется на основе определенных факторов с количе­ственной оценкой. Считают, что такое преимущество снижает на­пряженность в отношениях между администрацией предприятия и персоналом.

Другое преимущество заключается в приспосабливаемости ме­тода к условиям производства, поскольку спектр факторов весьма широк и приемлем как для рабочих, так и для служащих, а также для возникающих под влиянием технологических изменений но­вых видов работ.

Аналитические методы оценки работ считаются чрезвычайно дорогими, требующими больших затрат времени.

Балльный метод оценок подразделяют на две основные разно­видности - прямую и взвешенную оценку. Различают их по количе­ству балльных оценок. При прямой балльной системе основные и вспомогательные факторы рассматривают как имеющие одинако­вое значение. Каждый фактор получает одно и то же число степе­ней (и равное число баллов по степеням).

353

При взвешенной балльной системе один основной фактор от­личается от другого основного фактора по своему значению. По­этому число баллов для каждого основного фактора, так же как и для каждого подфактора, дифференцировано (табл. 4.6).

Анализ рабочего места

Проектирование рабочего места

Профориентация персонала

Адаптация персонала

Организация движения персонала

Безопасность персонала

Анализ рабочего места

Основой любой организации является некоторое количество рабочих мест (производственных процессов) и операций, выполняемых ее сотрудниками. Все эти процессы и операции должны быть согласованы, скоординированы и непосредственно увязаны с задачами предприятия в целом, если оно хочет добиться успеха. Поэтому изучение рабочих мест, процессов и операций является обязательной частью программы управления персоналом.

Рабочее место - пространственная зона, оснащенная техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работников, совместно выполняющих работу или операции. Классификация рабочих мест зависит от ряда факторов: категории и числа работников, их численности, уровня механизации, рабочих мест, числа смен и других. Подробно она представлена в приложении 8.1.

Анализ рабочего места осуществляется для:

§ определения времени, необходимого для выполнения основных производственных операций;

§ группировки различных производственных операций в более общее понятие рабочего места (процесса);

§ организации рабочего места с целью увеличения производительности труда работников;

§ определения целесообразного для данного рабочего времени режима работы;

§ определения личностных характеристик работника, которыми он должен обладать для выполнения данной производственной операции;

§ использования информации, полученной в результате анализа рабочего места, для создания программы управления персоналом организации.

Анализ рабочего места состоит из нескольких стадий:

1. Определение места каждого рабочего процесса в структуре организации.

2. Цели и задачи анализа рабочего места, направления использования информации о рабочем месте.

3. Отбор типичных рабочих мест для анализа.

Выбор метода анализа рабочего места и его использования. Сбор необходимых данных.

5. Описание рабочего места.

6. Специализация рабочего места.

7. Использование информации 1-6 стадий для проектирования рабочего места.

8. Оценка и внедрение проекта модифицированного рабочего места.

Проведение достоверного анализа рабочих мест - функция хорошо обученных профессионалов.

Для получения информации, необходимой для анализа рабочего процесса, по отдельности или в сочетании используются четыре метода:

§ наблюдения;

§ собеседования (интервью);

§ анкеты;

§ список обязанностей работника.

При любом из этих методов вначале собираются данные о рабочем месте, а затем изучается сам процесс, для чего рассматриваются те рабочие задания, которые выполняет соответствующее лицо. Такой тип обследования именуется, «анализом, ориентированным на рабочее место». Анализ рабочего места может быть сконцентрирован на режимах работы, действиях, которые необходимо выполнить работнику в данном процессе (например, подсчеты на компьютере, координацию, ведение переговоров и т. д.). Такой метод обследования называется «анализом, ориентированным на рабочие процессы».

Цели занятия l l l Осознание сущности анализа рабочего места Изучение методов анализа рабочего места Организация и принципы проектирования рабочего места

Понятие рабочего места Рабочее место – первичное звено в структуре любого производства. Рабочее место рассматривается в двух аспектах: l зона приложения труда, оснащенная, определенным образом организованная и предназначенная для трудовой деятельности одного или нескольких работников (на первом месте проблема проектирования, планирования, аттестации), l зона организации жизнедеятельности людей.

Основные понятия темы l l l Анализ рабочего места (АРМ) – процедура определения требований к обязанностям, навыкам и личным качествам, необходимым для осуществления работы. Должностная инструкция– список должностных обязанностей, ответственности, подотчётности, условий работы и управленческой ответственности – один из продуктов АРМ. Спецификация – список «человеческих требований»: необходимое образование, навыки, тип личности и т. п.

Менеджер по УП собирает следующую информацию посредством АРМ: l l l рабочая деятельность поведение применение машин, оборудования, инструментов и средств стандарты выполнения работы условия труда и окружающая среда личностные требования

АРМ Решение о найме и отборе Должностная инструкция и спецификация Оценка результативности труда Решение о зарплате и компенсации Требования к обучению

Процедура АРМ 1. Установление цели АРМ, что позволит определить необходимые данные и методы их сбора. 1. Обзор актуальной фоновой информации: орг. структура, блок-схема процесса, должностная инструкция. Выбор позиций в качестве образца. Непосредственный АРМ путем сбора данных о рабочей деятельности, требуемом поведении, условиях труда, личностных чертах и умениях, необходимых для выполнения работы. Подтверждение информации АРМ рабочим и его руководителем. Разработка должностной инструкции и 2. 3. 4. 5.

Методы сбора информации АРМ Качественные: l интервью l анкетирование l наблюдение l заполнение дневника Количественные: l позиционный опросный лист для анализа l процедура Департамента труда l функциональный анализ работы

Анкеты обычно включают вопросы о следующих аспектах работы: l l l Обязанности и процент времени, затрачиваемого на них Специальные обязанности, выполняемые реже Внешние и внутренние контакты Координация работы и управленческая ответственность Применяемы материалы и оборудование Принимаемые решения и свобода их принятия Ведение документации и отчетность Используемые знания, умения и навыки Требуемое обучение Физическая работа и ее характеристика Условия работы

Ведение дневника l Ежедневное перечисление каждого действия работником, которое он указывает наряду со временем, которое занимает каждое действие

Количественные методы АРМ l l l Позиционный опросный лист – применяется для сбора количественной информации относительно обязанностей и ответственности разных работ. Процедура Департамента труда (ПДТ) – стандартизированный метод ранжирования, классификации и сравнения фактически каждого типа работы на основе данных, людей и вещей. Функциональный анализ работы – метод, подобный ПДТ, но дополнительно принимающий во внимание степень до которой инструкции, рассуждение, суждение и математические и вербальные умения нужны для работы.

Большинство должностных инструкций содержат секции: l l l l Определение работы. Краткое описание работы. Ответственность и обязанности. Полномочия. Стандарты исполнения. Условия труда. Спецификация работы.

Составные части должностной инструкции l l l Определение работы – вводная часть, в которой указаны название работы, отношения подотчетности, департамент, расположение и дата анализа. Краткое описание работы дает описание общей сущности работы и включает ее основные функции и действия. Отношения – утверждение, демонстрирующее отношения выполняющего работу с другими людьми, внутри организации и за ее пределами.

Составные части должностной инструкции l l l Ответственность и обязанности: детальный список фактической ответственности и обязанностей, соответствующих рабочему месту. Полномочия – раздел определяет пределы полномочий работника. Стандарты исполнения - список стандартов выполнения основных обязанностей и ответственности относительно каждого элемента работы.

Спецификация может быть как отдельным документом, так и частью должностной инструкции l l l для обученного персонала в сравнении с необученным; основанная на субъективном мнении; основанная на статистическом анализе.

Современные тенденции в организациях l Ротация кадров - последовательная смена профессиональных обязанностей, поочередное пребывание в той или иной должности с целью освоения работником смежных профессий, различных функций. l Горизонтальная нагрузка - добавление обязанностей к работе, которые являются аналогичными (подобными) прямым обязанностям сотрудника и требуют того же самого разряда работы. l Вертикальная нагрузка - добавление обязанностей, которые отличны от выполняемых при данной работе и требуют других квалификаций, знаний и способностей.

Современные тенденции в организациях Реинжиниринг - фундаментальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес процессов с целью улучшения важных современных мер выполнения работы таких, как затраты, качество и скорость.

Современные тенденции в организациях l l Деджоббинг – расширение ответственности работ компании и поощрение сотрудников не ограничиваться обязанностями их должностных инструкций. Организация без границ характеризуется широким применением командной работы и подобных структурных механизмов, которые сокращают и делают более проницаемыми границы, разделяющие отделы.

Внутренняя организация рабочего места l l Система мероприятия по оснащению рабочего места как такового всем необходимым получила название его внутренней организации. В ее основе лежит проект рабочего места.

Проект рабочего места включает: l l l Содержание труда; Технологические, информационные и иные связи; Эскиз размещения мебели и оборудования; Обеспечение необходимым ресурсами; Хозяйственное и техническое обслуживание; Квалификационные и образовательные требования к работнику.

Внешняя организация рабочего места l l l Позиционирование рабочего места относительно других мест, колонн, стен и т. п. Проектирование рабочих помещений. Выдачу заказов на планировку строящихся по индивидуальным заказам зданий. Распределение подразделений в помещениях в имеющихся зданий. Проектирование оборудований коллективного пользования самих помещений.

Задание для СРС l l l Выучить материал презентации. Читать главу В. Р. Веснина «Рабочее место» . - Выполнение задания «Должностная инструкция моего родственника»: написание должностной инструкции по стандартной форме своего близкого человека на основе опроса.

Редко

От случая к случаю

Часто

а) пыль

б) грязь

в) жара

г) холод

д) вредные выхлопы

е) запахи

ж) шум

з) сырость

и) другие

Здоровье и безопасность. Укажите все нежелательные факторы, влияющие на состояние Вашего здоровья и безопасность, и как часто во время работы Вам приходится с ними бороться.

Редко

От случая к случаю

Часто

а) высота, на которой Вы работаете

б) излучения

в) механическое воздействие

г) движущиеся объекты

д) возможность электрошока

ж) возможность возгорания

д) другие

Подпись _____________________________Дата ________________________

Замечания и уточнения начальника

Прочтите ответы работника на вопросы анкеты: точно ли он обрисовал требования, предъявляемые к работе, и соответствует ли его понятие о данной работе со степенью ответственности, которую к ней предъявляют?

Да__________________ Нет

Если «нет», то объясните, почему и укажите возможные упущения; если у Вас есть добавления, то, пожалуйста, внесите их.

_______________________________________________________________________

должностьподписьдата

Метод прямого наблюдения применяется в случаях, когда рабочий процесс требует ручного, стандартизированного труда, или когда он непродолжителен. Примером таких рабочих процессов могут служить действия рабочего на сборочной линии автозавода, работа клерка, составляющего картотеку в страховой компании, или опись вещей, которую составляет на складе служащий. Аналитик изучает действия одного из нескольких работников, выполняющих данный процесс. Метод прямого наблюдения мало приемлем в случаях, когда рабочий процесс включает умственную деятельность (работа исследователя, адвоката или математика). Чтобы использовать метод прямого наблюдения, аналитик должен быть обучен наблюдению за действиями лиц, осуществляющих рабочий процесс. Проведение такого рода наблюдений следует проводить как можно более незаметно, без помех рабочему процессу.

Метод собеседования (интервью) с работником, выполняющим процесс, часто сочетается с методом наблюдения. Метод собеседования чаще применяется для получения информации, необходимой для анализа рабочего процесса. Он дает аналитику и работнику возможность поговорить друг с другом. Во время разговора работник также может задавать аналитику различные вопросы: таким образом, аналитик объясняет работнику, как будет использоваться полученная информация. Собеседование может проводиться с одним работником, группой или с начальником, который располагает сведениями о рабочем процессе. Используется обычно стандартный набор вопросов, что позволяет сравнивать ответы.

Уязвимость метода в том, что информация может быть неточной. Например, если работник узнает, что информация, полученная во время собеседования, будет использоваться для установления заработной платы, он дает ее искаженной. Поэтому последовательные интервью более чем с одним человеком (работником и его руководителем), тщательное планирование беседы и правильный отбор вопросов, равно как и установление хорошего контакта с работником чрезвычайно важны. Это отнимает немало времени, но улучшает качество получаемой информации. Полученная в ходе собеседования информация дополняется в дальнейшем данными наблюдений и анкет.

Использование анкет - метод, который требует наименьших денежных затрат. Он достаточно эффективен для того, чтобы получить большое количество информации за короткий период времени. Анкета ИСАРМ, представленная на схеме 3-4, - стандартная. Она включает в себя вопросы о рабочем месте и процессе, требованиях к ним, условиях работы и оборудовании. Менее стандартный подход - это попросить работников своими словами описать их работу. Такой, более свободный подход дает работникам возможность выразить собственные идеи и описать рабочий процесс своими словами.

Целесообразная степень стандартизации анкет является постоянным источником споров. В принципе, не существует какого-либо идеального стандарта анкеты. Но вот несколько советов, которые упрощают составление и использование анкет:

анкета должна быть как можно более короткой, потому что люди, в принципе, не любят заполнять анкеты;

объясните, как будет использоваться анкета - человек должен знать, для чего он заполняет анкету;

анкета должна быть простой по содержанию и не включать в себя большого количества технических терминов. Вопросы и указания должны быть написаны простым языком;

проверьте анкету перед тем, как использовать ее - дайте ее заполнить каким-либо работникам, а потом попросите дать комментарии, чтобы выявить возможные упущения.

Список обязанностей работника, занятого данным рабочим процессом, включает (помимо самих обязанностей, выполняемых работником) то, как часто он их выполняет и время выполнения. Для этого метода необходимо, чтобы работник вел ежедневные записи (дневник). Используя дневник, можно сравнивать ход рабочего процесса по дням, неделям и месяцам. Дневники особенно полезны при анализе рабочих процессов, не поддающихся наблюдению (работа инженера, ученого или старшего администратора).

Любые из перечисленных четырех методов могут использоваться в различных комбинациях. В принципе, для получения всесторонней информации о рабочем процессе можно использовать все четыре метода. Аналитики рабочего процесса очень часто применяют особый, количественный способ анализа, который включает в себя особенности всех четырех обычных методов.

Специальные количественные методы анализа. Приведенные четыре метода дают основу для ряда более сложных количественных подходов, которые позволяют получить информацию о том, какого рода обязанности выполняет работник и каковы должны быть его навыки и знания для выполнения данного рабочего процесса. Три наиболее распространенных количественных метода - это функциональный анализ рабочего процесса, должностное анкетирование и анкетирование административных лиц.

Функциональный анализ рабочего процесса служит для характеристики сущности рабочего процесса, описаний рабочего процесса и получения данных, необходимых для описания требований к работникам.

Достоинством метода является то, что рабочий процесс получает количественные оценки. Таким путем все рабочие процессы могут быть классифицированы, например, для установления уровня заработной платы работника.

При использовании должностного анкетирования для количественной оценки должностей обычно используется стандартизированная анкета. Ее заполняет сам аналитик рабочего процесса. Исследователь рабочего места (должности) решает, какие из пунктов, приведенных в анкете, важны для выполнения конкретно рассматриваемого рабочего места. Анкета может быть разбита на шесть основных разделов:

Источники служебной информации: откуда и как исследуемое должностное лицо получает необходимые для его работы данные?

Умственная работа: какого рода решения, аналитические или проектно-планировочные процедуры выполняет работник, занимающий данную должность?

Затраты физического труда: какие физические затраты требуются и какие инструменты необходимы для данного рабочего процесса?

Контакты с другими людьми: какого рода взаимодействия с окружающими необходимы для выполнения работы данным должностным лицом?

Условия на рабочем месте: в каких физических и социальных условиях трудится работник?

Прочие данные о рабочем процессе.

Существуют компьютерные программы для количественной оценки рабочих должностей. При этом используются семь параметров - характер принимаемых решений, взаимосвязи, ответственность, необходимость рабочих навыков и обучения, наличие и характер затрат ручного труда, использование оборудования и транспортных средств, обработка информации.

Эти оценки позволяют дать краткое описание рабочего места (должности) и проводить сравнения различных процессов.

Достоинством метода можно считать его апробированность, недостатком - большие затраты времени и труда. Кроме того, поскольку данный метод не описывает особых, специфических действий, присущих именно данному рабочему месту, описания совершенно различных должностей могут выглядеть почти одинаково (так, должности милиционера и домохозяйки выглядят "сходными", поскольку обе "связаны с устранением неисправностей и урегулированием кризисных ситуаций"): анкетный метод дает только самую общую картину рабочей должности.

Существует много специфических методов проведения анализа рабочего процесса. Одни из них фокусируются на рабочем процессе, другие - на поведении работника во время выполнения работы, описывая должностные характеристики через стандарты поведения работника.

Описание и спецификация рабочего места. Как уже было сказано, описание рабочих мест является одним из результатов проведения систематического их анализа. Хотя какие-либо стандарты описания рабочих мест отсутствуют, обычно они включают следующие разделы:

а) название должности;

б) краткое - одна - две фразы - описание должностных функций;

в) действия работника во время выполнения своих должностных функций. Описание выполняемых задач, используемых материалов, степень контролируемости действий работника и контроля, осуществляемого с его стороны по отношению к другим;

г) условия работы и рабочая среда - температура, освещенность, уровень шума и вредные воздействия на рабочем месте;

д) социальное окружение. Приводится информация о размере рабочей группы и отношениях между работниками, необходимых для выполнения работы.

На схеме 3-6 приведено описание рабочей должности менеджера, занимающегося вопросами производительности труда и управлением персоналом. Спецификация рабочего процесса, показанная на схеме 3-7, вытекает непосредственно из описания рабочего места. Она отвечает на вопрос: "Каковы черты характера и каким должен быть опыт человека для того, чтобы он успешно выполнял рабочий процесс?" Спецификация рабочего места дает информацию, необходимую для приема на работу и осуществления выбора сотрудников. Допустим, Вам требуется опытный и хорошо обученный квалифицированный рабочий; в спецификации рабочего места обязательно будут указаны необходимые уровень подготовки и стаж работника в данной должности. Если в спецификации указаны черты характера и необходимый для выполнения работы опыт, работник должен непременно отвечать этим требованиям.

Схема 3-7. Спецификация рабочего процесса менеджера, занимающегося вопросами управления персоналом.

Общие требования к квалификации работника:

1. Подготовка и опыт работы.

Должен обладать большим опытом по данной профессии. Рабочий стаж - минимум шесть лет.

2. Образование.