Количественный подход. «Сущность основных подходов в менеджменте
Школа «науки управления» сформировалась в 50-е гг. XX в. и существует, совершенствуясь, до настоящего времени.
Основной предпосылкой возникновения количественной школы управления, является усложнение самого процесса управления, что было обусловлено бурным научно – техническим прогрессом послевоенных лет.
Послевоенное производство сначала ориентировалось на удовлетворение массовых потребностей, а по мере их насыщения, на удовлетворение специфических потребностей, которые формировали рынки небольшой емкости. Это послужило толчком к появлению предпринимательских структур, образованию большого числа малых и средних предприятий.
Ключевыми факторами успеха на рынке стали гибкость, динамичность, адаптивность к требованиям окружающей среды. Ученые начали активно разрабатывать идеи открытости организаций как систем. Усложнение среды потребовало разработки и применения способов принятия решений в ситуации неопределенности.
Развитие математических наук, статистики, информатики, а также компьютерной техники явилось предпосылкой появления новой научной школы, которая получила название количественной, или управленческой.
Представители данной школы (Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л. В. Кантарович, Р. Люс, Л. Клейн, В. В. Новожилов и др.) осваивали различные стороны, компоненты и элементы объекта управления с помощью количественных методов, разрабатывали соответствующие экономические, математические и логические модели.
Количественный подход к управлению заключается в применении статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов компьютерного моделирования.
В годы Второй мировой войны, эти разработки оформились в управленческую дисциплину, нацеленную на эффективное распределение ресурсов по системе целей – исследование операций.
Исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.
После окончания Второй мировой войны, многие количественные методы, использовавшиеся при решении чисто военных проблем, стали широко применяться в сфере бизнеса. Основное внимание в вопросах управления с середины 1960-х гг. уделялось проблемам, связанным с применением современных технических средств управления, использованием широко внедряемых ЭВМ и различного рода прикладных программ, экономико-математическим моделированием, разнообразными методами системного анализа.
Появилось множество работ по данным проблемам, которые и были объединены в количественную школу, или школу науки управления (не путать с научным менеджментом). Основой всех методов и подходов этого направления являются категории математики или других точных наук. Достаточно большое число научных работ было основано на методах исследования операций, поэтому данное направление в менеджменте может носить еще и такое одноименное название.
Проблемы, рассматриваемые в рамках количественной школы, сразу же стали популярными. В 1970-х гг. на Западе существовало около 100 периодических изданий по вопросам исследования операций. Более 20 высших учебных заведений США регулярно готовили специалистов соответствующего профиля, а на многих крупных фирмах действовали особые группы или отделы по исследованию операций.
Основным толчком к началу этих исследований послужило осознание необходимости комплексного изучения и поисков единого решения для сложного процесса с ясно выраженной целью (операции), поскольку решения отдельных частей общей задачи оказывались изолированными процессами, между тем как практика требовала, единства всех частных решений.
В основе количественной школы менеджмента лежит понятие модели.
Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно.
Математическая модель – это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.
Основными этапами построения модели являются следующие этапы:
Уточнение постановки задачи.
Формулирование законов, связывающих основные параметры объекта.
Запись в математических выражениях сформулированных закономерностей.
Исследование модели на основе сопоставления фактических показателей деятельности с расчетными по модели (теоретический и/или экспериментальный анализ).
Накопление данных об изучаемом объекте и корректировка модели с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев.
Применение модели для решения задач управления объектом.
Развитие и совершенствование модели.
После создания модели переменным задаются количественные значения.
Наиболее общий, неконкретный подход к рассмотрению управленческого процесса был использован Норбертом Винером при формировании им основ, так называемой «Всеобщей науки управления или кибернетики».
В основе кибернетики лежит рассмотрение управления как информационного процесса. Поскольку по форме управление действительно является сугубо информационным процессом, такой подход вполне правомерен. Однако он предполагает полное абстрагирование от содержательной стороны управления.
Исходная посылка кибернетического подхода к управлению сводится к констатации факта наличия двух блоков произвольной природы, между которыми имеет место отношение управления (рисунок 1). Один из блоков называется управляющим (регулятором, субъектом управления), а другой – управляемым (объектом управления).
Рисунок 1: Система управления в виде контура управления
Из этих, достаточно бедных предпосылок, однако можно сделать ряд общих выводов:
Существует некоторая цель, для достижения которой регулятор осуществляет управление. Действительно, если регулятор не имеет причин вмешиваться в функционирование объекта, то не будет и управления. Природа этой цели, ее происхождение в рамках данной модели не рассматривается.
Существует потенциальная возможность достижения этой цели за счет определенной деятельности объекта (или, по крайней мере, субъект управления считает, что это так). Вмешиваться в функционирование управляемого объекта имеет смысл только, если в результате такого вмешательства можно ожидать, что цель субъекта управления будет достигнута.
Между регулятором и объектом управления существует связь (УС), которая носит информационный характер и обеспечивает возможность регулятору воздействовать на поведение объекта. Особое внимание здесь следует обратить на информационный характер управляющей связи. Если связь между двумя блоками не является информационной (например – между тягачом и прицепом), то это уже не управление.
Объект реагирует на управляющие сигналы, поступающие по каналу управляющей связи, т.е. изменяет свое поведение под воздействием поступающей по этому каналу управляющей информации. Если он не реагирует, то управление невозможно.
Субъект управления располагает моделью, которая позволяет ему прогнозировать поведение объекта в ответ на те, или иные управляющие воздействия, и выбирать такие, которые ведут к достижению целей, стоящих перед субъектом управления.
Как правило, для обеспечения эффективного управления между объектом и субъектом управления имеется еще одна информационная связь, предназначенная для передачи информации о реальном поведении объекта. Эта обратная связь позволяет компенсировать как неизбежно существующие отличия в поведении объекта от прогноза, полученного с помощью модели, так и возможные отклонения в поведении объекта, связанные с наличием неконтролируемых внешних воздействий и внутренних флюктуаций. Обратная связь выполняет и другую функцию. Она служит основным источником информации для формирования и постоянного уточнения модели, которую использует управляющая система.
Кратко описанная модель управленческого процесса справедлива, когда речь идет об управлении, независимо от специфики конкретной области. Однако управление организациями качественно отличается от управления в других сферах. Если управление в технических системах предполагает, что цели вносятся в систему управления извне, при ее конструировании или в процессе настройки и т.д., то при управлении организацией цели всегда формируются внутри самой системы управления.
Это фундаментальное отличие. В технических системах цели управления формируются в задающем блоке за пределами регулятора. В организациях ситуация принципиально иная.
Цели от организации к организации напрямую не передаются. Внешние силы на формирование целей внутри организации могут лишь более или менее эффективно влиять, но последствия такого воздействия далеко не однозначны.
Одна из важнейших причин такой неоднозначности кроется в том, что объект управления является здесь организацией, т.е. тоже сам формирует собственные цели и реагирует на управляющие воздействия исходя из оценки соответствия поступающих команд собственным интересам и целям.
Исходя из этого – главная проблема управления состоит в невозможности передачи целей от начальника к подчиненному. Важнейшим следствием является то, что смыслом управленческого воздействия должны быть действия руководителя, направленные на формирование у подчиненного человека или организации, целей, соответствующих общим целям организации.
Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористкого подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемой человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследований операций.
Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов.
Ключевой характеристикой
науки управления (количественной школы) является
замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями
Основные подходы к менеджменту
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Основные подходы к менеджменту |
Рубрика (тематическая категория) | Менеджмент |
Во второй половинеXX в. в связи с ускорением темпов научно-технического и социально-экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости внешней среды, обострением конкурентной борьбы большинство передовых компаний в развитых странах мира вынуждены были осуществлять перестройку управления с целью повышения уровня организационной деятельности. Появились новые самостоятельные подходы к управлению, в определенной мере взаимодополняющие друг друга: количественный, процессный, системный и ситуационный. Каждый из этих подходов дал новое видение проблем менеджмента и способов их разрешения.
К примеру, с 50-х по 70-е гᴦ. XX в. доминировал количественный подход
. Отправным моментом применения математических методов в управлении явилось образование в 1930 ᴦ. в Кливленде (США) ассоциации ʼʼМеждународное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикойʼʼ, в которую входили известные экономисты И. Фишер, И. Шумпетер, Р. Фриш и др.
Размещено на реф.рф
Ассоциация выпускала журнал ʼʼЭконометрикаʼʼ. Перед разработчиками ставилась задача исследовать процессы принятия управленческих решений на базе математических методов и с помощью электронно-вычислительной техники. Управленческие проблемы постепенно стали исследоваться по специализированным направлениям: исследование операций, эконометрика, теория принятия решений и другие. По своей сути, исследование операций - ϶ᴛᴏ применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модель – представление объекта (системы или идеи) в некоторой форме, отличной от самой целостности. Основная идея моделирования – создание модели, похожей на сам объект и сохраняющей его свойства. В менеджменте моделирование крайне важно в силу сложности проблем, трудности, а порой и невозможности проведения экспериментов в реальной жизни, а также как способ увидеть будущее.
Ключевой характеристикой количественного подхода является замена словесных рассуждении и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в менеджменте дало появление компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
Говоря о значении количественного подхода, следует отметить два момента:
1) подход углубил понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей;
2) подход позволил облегчить руководителям принятие решений в сложных ситуациях.
Вместе с тем, влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние бихевиористского подхода отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Вместе с тем, до 60-х гᴦ. XX в. лишь у очень немногих руководителей было образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов.
Именно ʼʼколичественная школаʼʼ в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики – областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления в управлении, что способствовало преодолению конфликта между рационализмом сторонников ʼʼнауки управленияʼʼ и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях.
Концепцияпроцессного подхода , сложившаяся в данный же период (50–70-е гᴦ. XX в.), рассматривает управление как процесс. Работа по достижению целей - ϶ᴛᴏ не единовременное действие, а серия непрерывных и взаимосвязанных действий – управленческих функций. Каждая управленческая функция также состоит из серии взаимосвязанных процедур, операций, действий. Процесс управления является общей суммой всех этих этапов управленческого цикла.
В современной теории нет единства по поводу перечня функций управления. Как известно, А. Файоль, которому принадлежит первоначальная выработка этой концепции, насчитывал пять функций. Другие авторы разработали иные перечни функций. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных списков. В современной литературе по менеджменту чаще всего выделяются следующие функции: планирование, организация, руководство, координация, контроль, мотивация, принятие решений.
Системный подход (60 – 90-е гᴦ.XX в.) – направление методологии научного познания и социальной практики, в базе которого лежит исследование объектов как систем. Большой вклад в развитие системного подхода, как мы уже говорили, внес А. А. Богданов.Изложением принципов общего исследования систем также занимались Л. фон Берталанфи, К. Болдинг, С. Вир, Н. Винер и другие.
Системный подход явился одной из наиболее существенных тенденций в развитии менеджмента во второй половинеXX века. Он послужил общей методологической основой базовых национальных школ менеджмента. Роль и значение системного подхода в различных областях знания, в т.ч. и в управлении, трудно переоценить. Управленцы всегда имеют дело с объектами, являющимися совокупностью разнообразных взаимосвязанных элементов, которые рассматриваются не изолированно, а в связи со многими объектами и явлениями.
Буквальное значение термина ʼʼсистемаʼʼ – ʼʼцелое, составленное из частейʼʼ, комплекс элементов, находящихся во взаимодействииʼʼ. Этот термин используется для описания самых различных явлений и трактуется как правильность в расположении частей (элементов), конкретный порядок, форма устройства, организация деятельности. Наиболее характерными признаками системы являются:
‣‣‣ сложность объекта и его целостность;
‣‣‣ способность делиться на подсистемы;
‣‣‣ быть элементом системы более высокого порядка;
‣‣‣ образовывать особое единство со средой.
Важнейшим интегративным признаком системы является эффект целостности или, по определению У. Эшби, ʼʼэмерджентностиʼʼ, то есть появление у данной совокупности объектов таких свойств, которых нет у каждого из них в отдельности. Применительно к управленческой деятельности под системой понимают организованное множество структурных элементов, взаимосвязанных между собой и выполняющих определенные функции. Целое (система) не только не детерминируется свойствами его элементов и не сводится к ним, но, напротив, сами элементы детерминируются целым и лишь в рамках этого целого получают свое функциональное объяснение, то есть ʼʼправо на существованиеʼʼ.
Системный подход, впервые примененный в США для достижения военных целей (создание атомной бомбы), получил широкое признание, распространение в различных областях деятельности, в т.ч. в менеджменте. Системный подход применяется при решении задач, предполагающих изучение или создание системных объектов высокой сложности, а также управления ими. В каждом конкретном случае он должен реализовываться в виде некоторого системного метода, то есть набора правил, процедур, инструкций, эталонов и приемов исследования данных конкретных объектов с учетом их количественного своеобразия.
Системный подход способствует адекватной постановке проблем в менеджменте и выработке эффективной стратегии их изучения. Важнейшие принципы системного подхода:
‣‣‣ процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
‣‣‣ крайне важно рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
‣‣‣ необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
‣‣‣ цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
‣‣‣ восхождение от абстрактного к конкретному;
‣‣‣ единство анализа и синтеза, логического и исторического;
‣‣‣ выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
Системный подход применительно к управлению дает возможность:
‣‣‣ с учетом всей совокупности экономических и социально-политических условий четко сформулировать цели и узнать их иерархию до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением;
‣‣‣ установить конкретные, взаимосвязанные задачи для каждого уровня и звена управления, исходя из его планируемого вклада в достижение общей цели, с согласованием сроков, потребных и наличных ресурсов на единой информационной, методической и процедурной основе;
‣‣‣ подготовить и всесторонне оценить альтернативные варианты управленческих решений для получения максимального эффекта в смысле достижения поставленных целей при минимальных затратах;
‣‣‣ осуществить выделение и распределение материальных и финансовых ресурсов;
‣‣‣ оценить управленческий потенциал системы и выяснить возможности делегирования полномочий по уровням иерархии управления.
Применение системного подхода к управлению обеспечивает не только своевременное формулирование цели, наличие четких представлений о масштабах решаемых задач и характера предстоящей работы, но и установление иерархического порядка подчинения и ответственность в рамках подсистемы, определение обязанностей и прав принятия решений.
Системный подход явился методологической основой для возникновения современной системы управления – стратегического менеджмента.
В 70-е гᴦ. XX в теоретический и практический менеджмент вошел еще один подход –ситуационный. Первой попыткой в области ситуационного подхода были выводы Т. Бернса и Г.М. Сталкера, которые основывались на исследовании, проведенном ими на 20 предприятиях, производящих и продающих разнообразную продукцию. Авторы рассматривали работу этих предприятий в стабильных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для разных условий приемлема разная организационная структура управления. Важно заметить, что для стабильных условий – механистическая структура, для меняющихся условии – органическая структура.
Ситуационный подход, скорее, способ мышления, чем набор конкретных действий. Научно ситуационный метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса. Он предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации, и направлен на выработку у человека ситуационного мышления и непосредственного приложения полученных теоретических знаний к практике. Сущность ситуационного подхода заключается в понимании и умении действовать в конкретной ситуации. Ситуация - обобщенная характеристика состояния и взаимодействия среды и субъекта управления в конкретно-исторический временной интервал. Каждая ситуация требует соответствующих методов, форм и технологий управления. В управлении нельзя искать универсальную технологию выхода из какой-либо ситуации. Она всегда конкретна, уникальна, хотя и содержит некоторые общие приемы, формы и процедуры.
Одним из уроков современного менеджмента является представление о том, что все принципы и рекомендации в менеджменте имеют лишь относительную значимость. Растущее значение приобретают ситуативные факторы, а сама управленческая теория – относительный характер.НаЗападе распространена ʼʼтеория обстоятельствʼʼ, сущность которой состоит по сути в том, что в отличие от единственного наилучшего пути, который искали представители школ, современный менеджмент исходит из того положения, что самый лучший путь - ϶ᴛᴏ не поиск мистического оптимального пути достижения цели, а гибкость, способность к анализу и адаптивность к меняющимся обстоятельствам.
Смысл ситуационного подхода можно свести к двум позициям:
1. Неопределенность условий управления – важнейшая детерминанта͵ предопределяющая выбор методов и форм управления;
2. Надо соотносить ʼʼконтекстуальныеʼʼ переменные обстоятельства (четко определенный набор) с главными внутренними характеристиками организационной системы (принципы, структура, процессы, поведение, лидерство, стиль руководства и т.п.).
Основное конструктивное положение ситуационного подхода – проектирование (формирование) такой среды, в которой люди, совместно работающие в организациях, могут достичь поставленных целей.
Ситуационный подход ориентирует субъект управления:
‣‣‣ на поиск движущей пружины ситуации;
‣‣‣ на выявление связей данной ситуации с предшествующими обстоятельствами (исторический метод) и прогноз развития ситуации в будущем. В противном случае поверхностное решение – очередное ʼʼизобретение велосипедаʼʼ;
‣‣‣ на соотношение управленческой ситуационной задачи с задачами глобального уровня. Иначе – ʼʼситуационный пленʼʼ, ʼʼтекучкаʼʼ;
‣‣‣ на обоснование и использование оптимальных методов, форм, технологий, решений управленческих проблем в данной ситуации. Иначе –обострение ситуации;
‣‣‣ на формирование адаптивного стиля управления: новая тактика в новых обстоятельствах. Иначе – отставание, застой, регресс, крах.
Для менеджера исключительно важным является механизм реализации ситуационного подхода. В этой связи возникает вопрос: возможна ли стандартная процедура принятия управленческих решений в различных обстоятельствах? Скорее всего, нет. При этом определенный алгоритм (набор правил), позволяющий решать конкретную задачу из класса однотипных задач, возможен.
Основные подходы к менеджменту - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные подходы к менеджменту" 2017, 2018.
Наука управления или количественный подход (management science) (1950 – по настоящее время). Предусматривает применение математических, количественных методов для обоснования решений во всех областях сознательной человеческой деятельности. Одним из первых, кто применил математические и статистические модели для принятия управленческих решений, был британский физик Патрик Блекет, автор работ по космического излучения и палеомагнетизма, лауреат Нобелевской премии по физике 1948 года. Вместе с Сесиль Гордон, Фрэнком Йетс, Джекобом Броновски, Фриманом Дайсоном и американцем Джорджем Данцигом Блекет работал над решением задач организации океанских конвоев для перевозки войск и амуниции из Америки в Британию и Советского Союза, разрабатывал способы преодоления противовоздушной обороны авиацией США и королевских ВВС, давал советы для борьбы с подводными лодками нацистов и тому подобное. При этом широко применялись статистические методы, математическое моделирование и другие эвристические методы.
Эвристика (давньогр. Еириош – «нахожу», «узнаю») является наукой, берет начало от методов обучения Сократа и изучает творческую деятельность, методы, которые используются при открытии новых концептов, идей и рассматривает взаимосвязи между объектами и их совокупностями, а также методики процесса обучения.
Количественный подход кроме менеджмента применяется в таких сферах человеческой деятельности как компьютерные и информационные технологии, методы принятия решений, распределение ресурсов, финансовый инжиниринг, оптимизация производственных систем и каналов обслуживания и поставки товаров, управление доходами и в некоторых других. В менеджменте количественный подход получил название «исследование операций» или «операционный менеджмент». По своей сути количественный подход предполагает применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации (под моделью мы понимаем некоторую форму представления реальности). Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число исследуемых переменных в управляемой количестве, и позволяют найти оптимальные решения управленческих проблем. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и измеряемыми количественно величинами. Новый толчок к применению количественных методов в управлении организациями дала информационная революция и распространение персональных электронно-вычислительных машин. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые более адекватно отражают реальность и, следовательно, являются более точными.
Системный подход. Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не набор каких-то руководств или принципов для руководителей, это способ мышления по отношению к организации и управления. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, необходимо сначала определить, что такое система.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
В более простом определении системой называют совокупность элементов и связей между ними.
Все организации являются системами. Поскольку люди, в общем смысле, компонентами организаций (социальная компонента), вместе с техникой, которая используется для выполнения работы, то организации в менеджменте часто называют социотехнические системами.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет твердые фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы, и сама система зависит от этих объектов. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям внешней среды и должна делать это для продолжения своего функционирования. Все социотехнические системы относятся к открытым, поскольку в них происходит постоянный обмен материальными и финансовыми, трудовыми ресурсами, технологией и информацией с внешней средой.
ПОДІЛИТИСЯ:
Бовыкин В. И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: ОАО «Издательство «Экономика»», 1997. – 368 с.
Математика и статистика, инженерные науки, и связанные с ними области знания, внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно сравнить с применением Тейлором научного метода при анализе работ. Суть количественного подхода заключается в исследовании операций и моделей.
Исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель анализируемой ситуации. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель или упрощает реальность, или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложной реальности. Дорожная карта, например, облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели было бы гораздо сложнее добраться до места назначения. Пришлось бы полагаться на неэффективный метод проб и ошибок. Точно так же модели, разработанные в ходе исследований операций, сокращают число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.
В целях повышения эффективности деятельности организации экономико-математические методы призваны способствовать управлению организациями путем оптимизации производственного процесса с учетом всех внешних факторов, влияющих на этот процесс.
Влияние науки управления или экономико-математических методов было значительно меньшим, чем влияние поведенческой школы, так как практически все руководители ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений и человеческого поведения чаще, чем с проблемами, которые являются предметом исследования школы количественного подхода. В самом деле, непредсказуемость поведения людей, приводящая к отсутствию определенности в управлении организацией в целом, всегда будет служить причиной возникновения значительной погрешности даже самых точных математических расчетов, целью которых является оптимизация производственных процессов.
Однако данный подход, базирующийся на точных математических методах, все же способен существенно повысить эффективность организаций.
Необходимо выполнить только одно ключевое условие — обеспечить слаженную групповую работу во всех структурных звеньях организации.
С другой стороны, количественные методы сами по себе оказываются низкоэффективными и бесполезными, если работники организации не заинтересованы в их внедрении. Заинтересованность же работников в этом возникнет только в том случае, если они начнут стремиться к повышению производительности своего труда и ориентироваться на групповую работу.
В этой связи следует заметить, что в отличие от школ Тейлора и «классиков», именно количественная школа породила новые подходы к планированию и организации производства, для реализации которых уже требуется слаженная групповая работа во всех звеньях организационной структуры.
В настоящее время программы обучения менеджменту в университетах как раз и уделяют основное внимание количественному подходу к управлению.
Как известно, одной из ключевых особенностей японской практики управления является умение японцев создать стимулы, ориентирующие работников на групповую работу, что позволило Японии реализовать на практике широкие возможности при использовании количественного подхода к управлению.
Несмотря на огромный потенциал, заложенный в количественном подходе, его полная реализация упирается все в ту же, лежавшую еще у истоков научного менеджмента, проблему — проблему заинтересованности работника в совершенствовании производственного процесса. В более общем смысле, это проблема человеческого фактора, разрешение которой немыслимо без решения важнейшей задачи менеджмента — задачи эффективной мотивации наемного труда.
Как видно из таблицы, современный этап характеризуется пятью направлениями, два из которых берут свои истоки еще в 19 столетии, а остальные существуют лишь с 60-х годов XX века.
Наука управления или количественный подход (1950-по настоящие время).
Математик, статистика, инженерные науки и связные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или иных проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.
По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель - это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных до управляемого количества.
После создания модели, переменные задаются количественными значениями. Это позволяет объективно сравнивать и описать каждую переменную и отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словестных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.
Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследованием операций. Кроме того, до 60-ых годов лишь у немногих руководителей было образование достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В настоящее время положение быстро меняется, т.к. все больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применением ЭВМ.
ПРОЦЕССНЫЙПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
Здесь рассматриваются функции управления, как взаимосвязанные, и сам процесс управления является общей суммой всех функций, эти функции соединены объединяющими процессами - коммуникации и принятие решений. Коммуникации - процесс, связанный с межличностным общением при передаче информации, как внутри организации, так и с внешней средой. Решение - предписание к действию с целью разрешения, выбор определенного действия из множества возможных вариантов.
Планирование - процесс определения целей и путей их достижения. При планировании руководитель должен:
ѕ Сформулировать цели;
ѕ Определить конкретные задания и работы;
ѕ Учесть наличие всех ресурсов в организации.
Функция организации - процесс распределения работы среди сотрудников и координация их деятельности.
Контроль - каждодневных текущей процесс, призванный обеспечить выполнения всех планов организации. Этапы контроля:
ѕ Установка четких задач для исполнения;
ѕ Проверка реального исполнения задачи;
ѕ Решение проблем, если исполнение не соответствует поставленным задачам.
Мотивация - процесс побуждения других к деятельности для достижения цели организации. Процесс мотивации включает:
ѕ Установление или оценка неудовлетворительных потребностей;
ѕ Формулирование целей, направленных на удовлетворения потребностей;
ѕ Определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.
В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.