Социальные институты общества их типологии. Вопросы для самопроверки. Социальные институты культуры и их значения

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религиозные институты и политические системы).

Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов. По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты:

Семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

Политический – институты власти;

Экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

Образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;

Религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 – 6 тыс. лет.

Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

К частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.

Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.

К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов.

Неглавные институты называют еще общественными практиками или обычаями.

Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.

Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (ла­тентные)» функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) социальных институтов.

Явные функции социальных институтов носят предна­меренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или деклариро­ваны, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу.

Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.

Латентные (скрытые) функции и дисфункции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.

Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.



Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.

Типология социальных институтов

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья я - также один из важных социальных институтов. ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, охрана здоровья я, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Р. Миллс различал главные институты:

1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический - институты власти;

3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный - институты, организующие законное наследство;

5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Николай Шульга разделял социальные институты на слаборесурсни и сильноресурсни.


Типы социальных институтов * 200

* 200: {Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 13-19. }

В. Ильин социальные институты разделяет на:

o институты-субъекты - это организации разного типа и масштаба (государство, партии, профсоюзы, ассоциации, церковь, фирмы и т.д. Они обладают способностью действовать как над индивидуальным субъекты, стремящиеся конструировать окружающий мир своими проектами);

o институты-механизмы - это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (брак, семья, собственность, капитал, религия и т.д.). * 201

* 201 {Ильин В. И. Социальное неравенство. - М., 2000.}

Признаки и структурные компоненты социальных институтов

К. Панунзио различает четыре подсистемы в структуре социального института:

1) подсистемы символических и утилитарных инструментов (дома, фабрики, автомобили, флаги, знаки отличия и т.п.) * 202;

* 202: {Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 13-19.}

2) подсистемы договорных, семейных и принудительных ассоциаций (трудовые союзы, школьные правления, политические партии, спортивные объединения и т.п.);

3) подсистемы обычаев и правил жизни и привычек (брачная церемония, обязательное посещение в школе, выборная кампания и т. П.);

4) подсистемы идей, верований, идеалов (вера в бога, идеал политической демократии и т.п.).

Похожим является подход С. Фролова, который различает пять признаков (составляющих компонентов) социальных институтов.

Проблема СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ (С. Фролов) * 203

* 203: {Фролов С. С. Социология: Учебник для вузов. - М., 1996. - С. 161-190.}


2. Символические КУЛЬТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ

Флаг Герб Печать Национальный гимн

Фабричная марка Патентный знак

Школьная эмблема

Школьные песни

Школьная форма

Крест Иконы Святыни Гимн

3. утилитарные КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Квартира Мебель

Общественные

Общественные

Магазины Фабрики Оборудование Бланки и формы

Классы Библиотеки Спортивные залы

Церковные

строения

Церковный

реквизит

Литература

Семейные запреты и допущения

Конституция Законы Указы Президента Постановления

правительства

Контракты Лицензии

Правила учеников

Церковные запреты

5. ИДЕОЛОГИЯ

Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм

Государственное право Демократия Национализм

Монополии Свободная торговля Право на труд

Академическая свобода Прогрессивная образование

Равенство при обучении

Греко-католическая Православная Протестантизм

Дополнительно можно назвать следующие признаки социального института:

o объективность (социальный институт существует независимо от наших желаний)

o принудительность (обязательность)

o историчность (социальный институт должен пройти определенный путь для возникновения и закрепления).

Конфуций говорил, что для успешного правления нужно три вещи: достаточное количество продовольственных ресурсов, достаточно средств защиты, а также доверие к власти. В крайнем случае можно жертвовать чем угодно, но не доверием к власти.

В нашей стране государственным институтам доверяют значительно меньше, чем семь "й или согражданам.

Социальный институт - устойчивый комплекс норм, правил и символов, которые регулируют определенную сторону человеческой деятельности и организуют их в систему статусов и ролей.


К общим признакам социального института принадлежат * 204

* 204: {Гавра Д.П. "Понятие социального института" // Регион. Экономика, политика, идеология - 1999. - № 1-2.}

Социальные институты и социальные организации: общее и отличное * 205

* 205: {Гавриленко И. Н. Социология. - Кн. 1. Социальная статика: Учеб. пособие. - М., 2000.}

Социальные институты

Социальные организации

Совместное

регламентируют, координируют, перемешать, схематизирует, стереотипизують и интегрируют общественную активность людей, придают ей целесообразности и большей эффективности.

Отличное

Социальные институты объединяют глобальные человеческие сообщества.

Социальные организации объединяют относительно локальные сообщества.

В них отличные ресурсная и действующее мощности

По социальным институтов, то цель их деятельности - скорее что-то формальное и внешнее. Они не только не достигают поставленной цели, но и не могут определить, реализована она или нет. Поэтому, например, большинство государств вообще не определяют своих целей, а производят лишь общую стратегию движения, перспективную ориентацию. Ставят перед собой цель преимущественно тоталитарные государства: нацистские - достичь мирового господства; советские - построить коммунизм; некоторые современные арабские государства сочетают техническую цивилизацию с религиозным фундаментализмом. Но такие цели не только не достигаются, но и заранее не определяются их конкретные содержание, время и пространство, а также четкие эмпирические признаки, по которым можно узнать, что цель достигнута.

Социальные организации способны не только определять границы своей деятельности, но в большинстве случаев достигать их. Для этого у них есть четко определенные критерии достижений - деньги, власть, престиж.

Жизнь социальных институтов - вечно. Они лишь меняют свой структурно-функциональный вид.

Социальные институты продолжают существовать дальше, не выполняя своих основных функции: Нет мощной структуры, которая могла бы наказать их за недостаточную функциональность.

Жизнь социальных организаций ограничено. Не достигнув цели, социальные организации прекращают свое существование: закрываются, банкротятся, самоликвидовують-ся, сливаются с другими организациями и т. Д.

У них разные не только организмы, но и болезни

Самые распространенные болезни социальных институтов - деспотическое перерождение (чрезмерная управляемость), нефункциональность (неспособность удовлетворить те коллективные потребности, ради удовлетворения которых они создаются), отчуждение (от удовлетворения коллективных потребностей и общественного контроля за их деятельностью).

Самыми распространенными болезнями социальных организаций неэффективность, потеря управляемости, бюрократизация.

Социальные институты - результат дальнейшего усложнения и развития структурно-функциональной организации общества. Их составными компонентами являются собственно социальные организации и административные органы.

Итак, социальные институты можно еще определить как упорядоченную совокупность социальных организаций и административных органов, целевым назначением которых является реализация социальных функций (удовлетворение коллективных потребностей).

Типология социальных институтов может строиться по различным основаниям.

В зависимости от сферы действия и их функций институты подразделяются на:

Реляционные, определяющие ролевую структуру общества по самым разным критериям от пола и возраста до индивидуальных занятий и способностей;

Регулятивные, определяющие допустимые рамки действий и санкций, карающие за выход из них (сюда относятся все механизмы социального контроля);

Культурные, связанные с идеологией, религией, искусством и т.п.;

Интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

На основе содержательных задач можно провести деление институтов:

Экономические, к которым причисляют все те институты, которые занимаются производством благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и проч.;

Политические, или институты, связанные с установлением, выполнением и поддержанием власти (правительства, парламент, политические партии, милиция – полиция и др.);

Культурные, или все те институты, которые созданы для развития культуры, для социализации молодого поколения, передачи ему культурных ценностей общества как целого (семья как воспитательный институт, школа, вуз, учреждения культуры и др.);

Институты социальные или общественные в узком значении этого слова;

Политические институты (государства, партии, армия);

Экономические институты (разделение труда, собственность, налоги);

Институты родства, брака и семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т.п.).

Социологи еще подразделяют социальные институты на формальные (создаются официально, обычно в рамках государства, имеют строго очерченные границы) и неформальные (не имеют жесткой регламентации). Пример первых – социальный институт здравоохранения, вторых – религия как социальный институт.

Развития социальной системы по сути сводимо к эволюции общественных институтов. В разные эпохи и в разных обществах могут доминировать разные институты. В первобытном обществе, конечно, это была семья, ныне в число приоритетных выходит наука и образование.

4.4. Функции социальных институтов

Главная функция любого социального института, как и социальных институтов в целом – это удовлетворение основных общественных потребностей. Так, например, институт брака и семьи, санкционируя форму половых отношений, удовлетворяет общественную потребность в воспроизводстве населения, социализации подрастающего поколения. Институт религии позволяет людям удовлетворять потребность в осознании смысла жизни, понимании моральных ценностей (добро, зло и др.).

В том случае, если изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих институтов, возникает дисфункция.

Такое несоответствие ведет либо к снижению роли такого института, а значит и вырождению функций (бюрократия), либо использование его для корыстного злоупотребления (коррупция).

Когда возникает расхождение между провозглашенными (официально признанными) целями и объективными последствиями, начинает действовать латентная, скрытая функция. Следует заметить, если признанная функция социального института носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, неосознаваемой. Например, если явной функцией запрета на алкоголь или азартные игры является их прекращение, пресечение, то латентной функцией соответствующих действий становится создание подпольной сети (самогоноварение, действие игровых автоматов под видом тренировочных аппаратов и т.д.).

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

      Что означает в социологии понятие «общество»?

      Общность и общество: одно и то же?

      Какие сферы охватывает общественная жизнь?

      Какое понятие является в социологиинаиболее емким и важным: общественное или социальное?

      Что такое социальные институты?

      Какова типология социальных институтов?

      Какие функции выполняют социальные институты?

      Приведите примеры основных социальных институтов в современном обществе. Дайте им краткую характеристику.

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества. Он различает три основных типа институтов:

1. продолжающие род (брак и семья);

2. распределительные (или экономические);

3. регулирующие (религиозные институты и политические системы).

По мнению большинства социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков:

1. семейный - регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

2. политический - институты власти;

3. экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

4. военный – осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

5. образовательный - направленный на накопление и передачу знаний поколениям;

6. религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (500 тыс. лет) институт семьи. Религия (фетишизм, тотемизм) появляется 30 – 40 тыс. лет назад. Государство и образование 5 – 6 тысяч лет назад. Все социальные институты, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства. Неглавные институты называют общественными практиками или обычаями (дуэли).

Американский социолог Роберт Мертон (род. 1944г.) предложил различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции социальных институтов. Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Они формально заявлены, записаны в уставах, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу (законы об образовании, здравоохранении).

Латентные функции в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу (завязывание прочных дружеских школьных связей).

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы социальных институтов. Это наглядно представлено в Таблице 1. (Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.).

Таблица 1. Социальные институты в индустриальных обществах

Социаль-ный институт Основные функции Группы и организации Ценности Нормы
Семья Регулирование рождаемости, социализация и защита детей Родственники, группы, объединенные родственными связями Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, уважение к родителям Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность
Религия Обсуждение загробной жизни; стремление соединиться с Создателем Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации Чтение Священного Писания, поклонение Богу Посещать церковь, следовать учениям церкви
Право Поддержание социального порядка Милиция, суды, тюрьмы Суд присяжных, принцип презумпции невиновности Правдивые показания, нормы доказа-тельного права
Политика Установление иерархии власти Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии Правило большинства, право голоса Голосование как привилегия и право
Экономика Производство и распределение товаров и услуг Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей Зарабатывание денег, эффективное производство Максимизация прибыли, упорный труд
Образова-ние Передача знаний и навыков из поколения в поколение Школы, колледжи, университеты, студенческие советы, ассоциации Академическая честность, хорошая успеваемость, Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям
Наука Освоение окружающей среды Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации Объективные исследования, открытая публикация полученных данных Применять научные методы, раскрывать полученные данные

Рассмотрим подробнее несколько социальных институтов.

Институт семьи

Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся, уважают друг друга.

Самый распространенный тип семьи – нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). Нуклеарные семьи являются частью обширной сети родственных отношений.

Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга, включает бабушек, дедушек, сестер, их мужей, и др.

В зависимости от места проживания семьи различают на матрилокальную , когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитаетнеолокальную модель – отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников.

При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах.

Одной из важнейших форм семейных отношений выступает брак. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией.

Эндогамия (от греч. слов: endon - внутри, gamos - брак) – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания.

Экзогамия (от греч. exo – вне) – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, с индивидами, не связанными кровным родством. Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по трем различным принципам:

Моногамия – один муж и одна жена;

Полигамией называется брак, объединяющий трех или большее число людей.

Полигиния – один муж и две или большее число жен,такая форма брака, распространенная в африканских и азиатских странах.

Полиандрия – два или более мужей и одна жена. Это редкая форма брака, встречающаяся на Тибете, в горном регионе. Полиандрия предотвращает в семье деление земли на участки. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа.

Семья выполняет несколько жизненно важных функций.

1. Продолжение рода.

2.Социализация (семья выполняет роль главного передатчика культурных норм).

3. Регулирование сексуальной активности.Законнорожденность – это форма включения ребенка в систему родственных отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование и воспитание.

4. Забота, защита и эмоциональная поддержка.

5. Придание статуса.При рождении дети наделяются социальной идентичностью родителей, приобретают расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность.

Институт религии

Религия – это социальный институт, специфика функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты. Как отмечает Э. Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими.

Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни.

Священное (сакральное) – это то, что люди почитают, вызывающее трепет и благоговение.

В малых культурах обнаруживаются две формы религии - тотемизм ианимизм.

Тотемизм поклонение видам животных или растений. Разновидность тотема - талисман.

Анимизм - это вера в призраков или духов.

В больших культурах, как правило, практикуется теизм. Теизм – вера в могущественных богов, которые требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма , веры в одного бога. Древнегреческая религия и индуизм (в Индии) представляют собой разновидности политеизма - веры во множество богов.

Три религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества - это иудаизм, христианство и ислам . Все они возникли на Ближнем Востоке.

Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, рассматривая свою религию как единственно правильную.

Христианство - наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по древнееврейски означало “помазанник” (с греческого-“Христос”), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями.

Ислам - вторая по величине мировая религия, которая имеет общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми.

На востоке наибольшее распространение получил индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около 6000 лет тому назад. Он представляет собой сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения.

К этническим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

Церковь – это общепризнанная и прочно укоренившаяся религиозная организация значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь, важная черта которой – стремление к интеграции с обществом. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей.

Секта (от лат. Secta направление, учение) - тип религиозной организации, стоящей особняком от общества. Она имеет меньшие размеры и отличается менее сложной и формальной организацией. Секта объединяет, как правило, верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, (кальвинисты).

Отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Они основаны на харизматичной власти людей, способных превратить аудиторию людей в последователей. Секты и церковь отличаются друг от друга социальным составом своих членов.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

1. Мировоззренческая функция. Религия дает ответы на вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.

2. Компенсаторная функция. Дает ответы о смысле существования, дарует верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны.

3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, христиане”).

4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни.

5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей.

6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.

7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть оказывает поддержку конфессиям.

В структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его

сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите виды социальных связей.

2. Назовите основные черты и признаки социальных институтов.

3. Перечислите виды и функции социальных институтов.

4. Охарактеризуйте семью как социальный институт.

5. Определите основные функции семьи.

6. Перечислите типы семей.

7. Дайте характеристику института религии.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Развод как проблема ХХI века.

2. Современная семья: характеристика и типология.

3. Семья как социальный институт.

4. Наука как социальный институт.

5. Институт религии. Современный взгляд.

6. Церковь и секта. Основные отличительные признаки.

1. Семья, основывающаяся не только на супружеских отношениях людей, но и на кровном родстве большого числа ее членов.

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

2. Политический - институт власти;

3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

4. Военный – институт, организующий законное наследие;

5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

3. Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).


31. Государство и общество.

По своей природной сущности государственное управление, будучи частью социального управления, есть институт общественный, тесно связанный с человеком, его деятельностью.

Государственное управление входит в систему социальных отношений, представляющих собой особые отношения в человеческой жизнедеятельности,

Государственное управление осуществляется в системе взаимообратных связей «человек - общество - государство - человек». Система призвана служить целям обеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения его потребностей, интересов и устремлений,

Демократический характер, целевая ориентация и другие свойства общества предрешают привлечение широких гражданских кругов к участию в осуществлении управления. Это участие начинается с голосования на избирательном участке, продолжается в решениях, которые готовятся и принимаются представительными органами власти, во влиянии общественного мнения на политических лидеров и т.д. Участие граждан в государственном управлении выражается и во многих других самых разнообразных формах, например, в отправлении правосудия в качестве присяжных (народных) заседателей, в качестве членов народных дружин, помогающих правоохранительным органам поддерживать общественный порядок, и др.

Мотивами для определения целей государственного управления являются национальные интересы - устойчивые или вновь возникающие потребности всех элементов общества. Если бы общество было однородным, имело одинаковые для всех своих граждан потребности, то особых проблем в определении целей государственного управления не возникало (рис. 1).

Однако общество представляет собой неоднородную среду. Каждый член общества в данный момент времени имеет свои индивидуальные потребности и желания,

Социальный механизм государственного управления предполагает налаживание организованного взаимодействия людей, их сообществ, социальных групп, понимание приоритета всеобщих интересов и целей над меркантильными и необходимости соблюдения взаимных обязательств и ответственности.

Для удовлетворения различных социальных потребностей создаются разнообразные социальные институты, конкурирующие друг с другом и дополняющие друг друга. Социальные институты представляют собой устойчивые формы человеческих отношений, способы выражения их целеопределенных устремлений в различных видах деятельности. Они выполняют функцию регулятора поведения людей в различных сферах социальных отношений. Социальные институты, оказывающие влияние на процесс выработки и осуществления государственных решений, имеют многообразные проявления и отражают уровень общественного развития, степень цивилизованности общества.

Социальный механизм осуществления государственного управления, аккумулирующий интересы и потребности общества с целью выбора оптимальных средств и методов их реализации, может быть выражен через следующую опосредованную государством единую цепь: потребности - интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы -- решения - действия - результаты. Именно в такой последовательно взаимосвязанной и логически соединенной цепи общественных элементов происходит формирование и реализация государственного управления.

В процессе государственного управления происходит согласование и разрешение социальных противоречий, возникающих в результате столкновения всевозможных интересов различных групп многих людей. С точки зрения институциализации, представительство интересов в государственном управлении являет собой механизм, с помощью которого государство на практике проводит политику улаживания разного рода конфликтов (индивидуальных, национальных, территориальных, классовых и т.п.), сближения интересов различных групп населения, создавая тем самым условия для их нормального сосуществования.

Во взаимодействии государства и общества целесообразно выделить следующие виды социальных интересов по их масштабности:

* общественные;

* государственные;

* региональные;

* национальные;

* профессиональные;

* корпоративные;

* частные (индивидуальные) .