Биологические ритмы. Нашими постоянными спутниками являются три биоритма. Как устроить живые часы

Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление - это состояние временного снижения работоспособности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с чёткой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещённости, температуры, влажности, напряжённости электромагнитного поля Земли и т. д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок Дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два пика: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 ч ночи до 5 ч утра.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для занятий спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учёбы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека.

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом -перелёт на самолёте в места отдыха, на другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

  1. Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет недлительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
  2. Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливаясь к новому часовому поясу.

Профилактика утомления

Утомление развивается вследствие напряжённой или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то постепенно развивается переутомление.

Профилактика утомления в старшем школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать своё состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. Профилактика утомления включает также соблюдение правил здорового образа жизни, активные занятия спортом, соблюдение режима дня и правильное питание. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности. Нужно ежедневно в одни и те же часы ложиться спать, вставать, принимать пищу, заниматься физкультурой и спортом и т. д. Самые незначительные отклонения от налаженного режима ведут не только к снижению трудоспособности, плохому самочувствию, но и к снижению успеваемости.

Выводы

  1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.
  2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.
  3. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
  4. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Вопросы

  1. Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?
  2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению усталости?
  4. Какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность? Обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Продумайте и запишите в дневнике безопасности личный режим в период подготовки к контрольным работам и экзаменам, который вы считаете наиболее эффективным.
  2. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Значение самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни».
  3. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, на примерах биографий долгожителей подготовьте сообщение на тему «Влияние здорового образа жизни на долголетие».

Инструкция

Для начала выясните, кто вы по суточному типу активности: сова, жаворонок или голубь. Жаворонки – это люди, которым удобно рано ложиться спать и , совы сидят допоздна и ближе к обеду, а голуби могут под любой ритм жизни. В зависимости от типа варьируют и пики активности. Так, людям-жаворонкам лучше всего делать важные дела в первой половине дня. Голубям браться за ответственную работу стоит после обеда, а вот совам следует записать в свой ежедневник важное задание часов на 5-6 вечера.

Также от суточных биоритмов зависит и время приема пищи. Если жаворонок, поднявшись с постели, без проблем может съесть свой завтрак, у совы это вызовет некоторые затруднения – ведь желудок еще не проснулся. Людям-совам с утра лучше просто выпить кофе, а свои бутерброды захватить на работу, ведь уже через пару часов им захочется есть.

Еще учась в школе, вы могли заметить, что в понедельник и пятницу в расписании стояли самые легкие уроки, а вот вторник и четверг, напротив, были загружены. Такая в нагрузке получалась потому, что расписание составлялось с учетом биоритмов. Сейчас же, расписывая план работы на неделю, вам следует учитывать, что понедельник все-таки день тяжелый, и не забивать его важными задачами. Вторник, среда и четверг – это время для активной деятельности. Пятницу оставьте для спокойного выполнения рутинных задач.

Месячные биоритмы – это природные биоритмы . Они связаны с изменениями фаз Луны, которые, разумеется, влияют на . Во время новолуния наблюдается понижение физической и умственной активности. Во время фазы растущей Луны эти показатели улучшаются, но организм работой перегружать все еще не стоит – он настроен на отдых. А вот после полнолуния можете совершать все запланированные на месяц задания. В это время тело человека настроено на отдачу энергии, и вы справитесь с задачами без труда. Приобретя обычный лунный календарь, вы сможете строить планы, учитывая месячные биоритмы .

Окологодовые ритмы – это ритмы , соответствующие смене времен года. Так, и летом нервная возбудимость у людей выше. Зимой активность же, наоборот, снижается. Осень считается самым подходящим для человека временем года – артериальное давление и частота пульса приходит в норму, активность все еще высока. Учитывая все это, вы можете выбирать, когда вам брать на работе важные проекты, а когда – отпуск.

Видео по теме

Человек – это живое существо и часть животного мира. Все процессы в природе взаимосвязаны и зависят друг от друга. Так, живые организмы зависят от солнца. На этом основан принцип биологических часов. Именно биоритмы являются причиной хорошего настроения или депрессии, сна и бодрствования.

Общая характеристика биологических часов

Биологические часы – это ритмы и процессы внутри любого организма, которые интуитивно «подсказывают», что нужно в тот или иной период времени. Биоритмы человека могут зависеть не только от солнца, а еще и от луны, погоды и других атмосферных явлений. За работу биологических часов человека отвечает мозг. На основе индивидуальных биоритмов идеально составить режим своего дня. Иногда непредвиденные факторы могут сбить обычные процессы жизнедеятельности, это различные лунные приливы и отливы, магнитные бури. Некоторые люди очень подвержены влиянию этих факторов и чувствуют это каждой частичкой своего тела.

Биологические часы и природа

Некоторые закономерности, о которых многие люди не знают.

Сон. Физиологическая потребность напрямую зависит от солнца, просыпаться положено на рассвете, а засыпать после захода солнца. В нашей жизни дня искусственно за счет электричества, и организму приходится подстраиваться под эти ритмы, нарушая первозданные потребности. Наверняка вы отмечали свое плохое бессонной ночи или, наоборот, после длительного сна утром.

Времена года. Биоритмы в различные времена года также различаются. Особый подъем всегда наблюдается

Сегодня учёные пришли к выводу, что все процессы в организме протекают закономерно. Биологические ритмы человека привязаны к различным процессам. В зависимости от этого их существует огромное число. Некоторые обусловлены чередованием дня и ночи (повторяющиеся периоды сна и бодрствования), другие соответствуют фазе луны или времени года. Цикличность (то есть период времени между повторяющимися этапами) определяется периодичностью вызывающего ритмичность фактора.

Постоянство действия повторяющихся изменений внешней среды вызывает тесную корреляцию с физиологическими процессами организма. Именно поэтому биологические ритмы сохраняются даже при прекращении действия инициирующего и стимулирующего экзогенного фактора. Такое цикличное состояние может протекать длительное время. Многие учёные полагают, что адаптация может приводить к изменению и перестройке под новые повторения. Существует особый механизм, который обусловливает регуляцию ритмичности и помогает человеку не только ощущать (чувствовать), но и измерять промежутки времени. Такой механизм принято называть

Сегодня учёные полагают, что биологические ритмы свойственны не только организмам, но и отдельным клеткам и их группам. Наибольший интерес представляют ритмы с периодичностью около суток. Они называются циркадианными.

Характерны не только для человека, но и для животных, растений, грибов и даже микробов. Суточная периодичность характеризуется не только но и прочими физиологическими изменениями. У человека не только сон, но и многие другие функции подчинены Так изменяется уровень артериального давления, температуры тела, функциональной активности тех или иных органов.

Биологический ритм у младенца практически отсутствует и развивается лишь к пятнадцатой неделе жизни. В первую очередь это обусловлено тем, что развитию цикличных способствует ритмика процессов внешней среды.

Перестроить периодичность повторяющихся процессов внутри организма можно при длительном воздействии изменений внешней ритмики. Однако существуют определённые пределы таких изменений. Так учёными экспериментально было выяснено, что человек с восприятия суток как 24 часа, может перестроиться на восприятие двадцати двух - двадцати семи часов как целых суток, однако больших изменений достичь не удавалось.

Биологические ритмы с большей периодичностью являются наиболее сложными для наблюдения. К таким повторяющимся периодам можно отнести лунные и сезонные. В настоящее время учёные выявили интересную особенность - оказывается, выраженность ритмичных процессов может быть у разных людей различной (более или менее выраженной). Именно поэтому бытует мнение, что на часть людей фаза луны влияет, а на других - нет.

Сезонность (или ритмичность), обусловленная (зима-лето), характеризуется соответствующими изменениями и в физиологическом состоянии организма человека. Так в летнее время (полагается, что из-за увеличенной продолжительности светового дня) активизируются и ускоряются все физиологические процессы (например, обмен веществ). В зимний период года (из-за укороченного все обменные процессы замедляются, активность функционирования органов и систем всего организма значительно падает.

Таким образом, биологические ритмы играют огромную роль в повседневной жизни человека и обусловливают целый ряд периодически повторяющихся изменений. Зачастую такие особенности учитываются и работниками медицинской сферы. Наиболее активно - врачами-диетологами, которые учитывают изменения обмена веществ при разработке индивидуальных программ лечения.

>>ОБЖД: Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

Биологическе ритмы и их влияние на работоспособность человека.

Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т. д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: так называемые высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.
Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.
Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.
Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.
Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климато-географических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом - перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым знать несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет не длительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.

Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливая его к новому часовому поясу.

Профилактика утомления

Утомление - это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений .

Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.
Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.

Необходимо особо подчеркнуть, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) или приемом стимуляторов (чай, кофе). Это позволит продолжить работу, но может произойти полное исчерпание функциональных резервов, что в конечном итоге не исключает возникновения в организме значительных патологических сдвигов.

Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.
Самочувствие - это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна -признак переутомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.
К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.

Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, т. е. любая нагрузка - умственная или физическая - должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если данное человеку задание превышает его возможности, то он почувствует перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилактики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки.

Таким образом, умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

1.Что такое биологические ритмы?
2.Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни?
3.Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению у вас усталости?
4.Какие виды физических нагрузок более эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность?
4.Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?
6.Какой режим дня вы считаете наиболее эффективным в период подготовки к контрольным работам и экзаменам?

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Основы здорового образа жизни December 21st, 2010

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного.
Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.п.)

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: так называемые высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 часов и с 16 до 18 ч.
Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий – с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч – во вторую.
Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку.
Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности.
Одни – «жаворонки» - энергично работают в первой половине дня, другие – «совы» - вечером.
Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными.
«Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом.
Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым – поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени.
Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочную (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом – перелет на самолёте в места отдыха, в другое место жительства).
Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым знать несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

1) Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет не длительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.

2) Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливая его к новому часовому поясу.

Профилактика утомления

Утомление развивается вследствие напряженной или длительной умственной или физической деятельности и сопровождается ощущением усталости.

Утомление – это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль.
Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.
Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия.
Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха.
Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает.
Если отдых после утомления недостаточно, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.

Необходимо особо подчеркнут, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) или приемом стимуляторов (чай, кофе).
Это позволит продолжить работу, но может произойти полное исчерпание функциональных резервов, что в конечном итоге не исключает возникновения в организме значительных патологических сдвигов.

Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха.
При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

ВЫВОДЫ

1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.
2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.
3. Профилактика переутомления состоит в умении оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль, за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок.
4. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
5. Умение планировать сою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

ВОПРОСЫ

1. Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?
2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? Обоснуйте свой ответ.
3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению усталости?
4. Какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность? Обоснуйте ответ.

ЗАДАНИЯ

1. Подумайте и запишите в дневнике безопасности личный режим в период подготовки к контрольным работам и экзаменам, который вы считаете наиболее эффективным.
2. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации подготовьте сообщение на тему «Значение самоконтроля и индивидуальной системе здорового образа жизни».
3. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, на примерах биографий долгожителей подготовьте сообщение на тему «Влияние здорового образа жизни на долголетие»

ТЕКСТ: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т. Смирнова, 2009 год, Москва, «Просвещение»