Ми 38 технические характеристики. Грузовые и специальные перевозки. История создания и производства

Ми-38 - российский средний многоцелевой вертолёт .

Государственная программа «Вертолёт Ми-38» финансируется правительством Российской Федерации. Серийное производство осуществляется на Казанском вертолётном заводе . Росавиация выдала сертификат соответствия Ми-38 требованиям авиационных норм .

История создания и производства

  • Начало проектирования - 1981 г.
  • Презентация модели в Ле Бурже - 1989 г.
  • Макет - август 1991 г.
  • Презентация натурного макета на «Мосаэрошоу» - 1992 г.
  • Начало изготовления двух опытных экземпляров - 1993 г.
  • Презентация доработанного макета на «МАКС-95» - 1995 г.

Многоцелевой вертолёт Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолёта и летающей неотложки , для полётов над сушей и акваториями . Ми-38 имеет много прогрессивных особенностей (в частности: «стеклянная кабина » для двух пилотов и широкое использование композитных материалов, в том числе в несущем и хвостовом винтах).

Первоначальная двигательная установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ7-117В (разработан в ОАО «Климов») взлетной мощностью на валу в 2800 л. с. , ранее разрабатывался вариант с двигателями PW127TS компании «Pratt & Whitney Canada» взлетной мощностью по 2500 л. с. .

Разработано несколько вариантов Ми-38, включая военный вспомогательный и специальный, пассажирский на 32 пассажира, специализированный грузовой (с возможностью перевозки грузов на внешней тросовой подвеске), санитарный и вариант для воздушного наблюдения.

Установленные композитные лопасти не требуют замены в течение всего срока службы вертолёта, в отличие от металлических лопастей Ми-8 - прямого предка Ми-38.

В мае 2013 года собран третий опытный образец ОП-3, оснащённый новыми российскими двигателями ТВ7-117В производства фирмы им. Климова . Испытательные полёты успешно начались 12 ноября 2013 года .

Четвёртый изготовленный на Казанском вертолётном заводе опытный образец вертолёта Ми-38 является последним предсерийным воздушным судном этой модели. Он совершил первый полёт 16 октября 2014 года. ОП-4 отличается от ОП-3 ударопрочной топливной системой фирмы Aerazur и увеличенными иллюминаторами. В ходе испытаний ОП-3 и ОП-4 предполагается получить финальные данные, требующиеся для сертификации и старта производства и коммерческой эксплуатации Ми-38. 20 октября 2014 года ОП-4 отправлен на лётные испытания.

Начало серийного производства вертолёта Ми-38 в Казани планировалось на 2015 г. На начало 2017 года, серийное производство вертолётов ещё не началось. На Казанском вертолётном заводе ведётся активная подготовка к серийному производству Ми-38, заложен фюзеляж первого серийного Ми-38. В августе 2015 года на МАКС-2015 был подписан контракт с Объединённой двигателестроительной корпорацией на поставку до 2019 года 50 двигателей ТВ7−117В (для 25 машин - по два двигателя на единицу).

Сертификат на типовую конструкцию среднего транспортного вертолёта Ми-38 выдан Федеральным агентством воздушного транспорта 30 декабря 2015 года. Как ожидается, в 2017 году будет проведена сертификация вертолёта в пассажирской версии, а в дальнейшем будут созданы и сертифицированы модификации для поисково-спасательных работ и оффшорных операций.

10 января 2018 года было сообщено о запуске серийного производства вертолёта Ми-38 на Казанском вертолетостроительном заводе.

Видео по теме

Описание конструкции

Ми-38 выполнен по классической схеме с 6-лопастным несущим винтом с управляемым шагом, 4-лопастным Х-образным рулевым винтом (впервые применён на Ми-28) и управляемым стабилизатором, лопасти изготовлены из стеклопластиков методом намотки, при этом их ресурс практически не ограничен. Втулка винта с эластомерными подшипниками. Фюзеляж типа полумонокок выполнен из дюралюминия, несиловые элементы выполнены из 3-слойных композитных панелей (носовой обтекатель, верхняя панель кабины пилотов, капоты двигателей, верхняя створка рампы и обтекатель килевой балки). В носовой части под радиопрозрачным обтекателем находится метеолокатор. Шасси вертолёта энергопоглощающее, при падении с высоты 15 м возгорание топлива исключено.

Расположение двух двигателей за редуктором позволило улучшить аэродинамику и ЛТХ вертолёта.

Размеры грузовой кабины значительно увеличены: длина составляет 8,7 м, ширина 2,34 м, высота 1,82 м, объём 29,5 м³. Ми-38 способен нести до 5 т груза внутри кабины и до 6 т на внешней подвеске. На вертолёте погрузка грузов осуществляется при помощи рампы. Боковые двери сдвижные, на правом борту установлена лебёдка грузоподъёмностью 300 кг.

Мировые рекорды

Технические характеристики вертолёта

Вместимость

  • Экипаж: 2 чел.
  • Пассажиров: 30 чел. (шаг 75 см)

Размеры

  • Диаметр несущего винта: 21,1 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,84 м
  • Длина с вращ. винтами: 25 м
  • Длина фюзеляжа: 19,95 м
  • Ширина фюзеляжа: 4,5 м
  • Высота с вращ. винтами: 6,98 м

Масса

  • Пустой: 8300 кг
  • Норм. взлётная: 14200 кг
  • Макс. взлётная: 15600 кг
  • Макс. полезная нагрузка в транспортной кабине: 5000 кг

Силовая установка

На начальном этапе также рассматривалась возможность установки двигателя иностранного производства компании

По сравнению с Ми-17 вертолет Ми-38 имеет более вместительную грузопассажирскую кабину и более эргономичную кабину пилотов, рассчитанную на экипаж из двух человек. Разработка вертолета Ми-38 ведется в рамках совместного предприятия «Eвро-Миль». На первом этапе создается вариант вертолета с двигателем Pratt & Whitney Canada PW-127T/S. Ми-38 — вертолет нового поколения, способен обеспечить новый уровень стандартов комфорта и безопасности при выполнении пассажирских перевозок и специальных работ по категории А (FAR-29).

Назначение. Ми-38 — предназначен для перевозки пассажиров (включая VIP перевозки), перевозки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, поисково-спасательных операций, а также для эвакуации больных. Ми-38 имеет вместительную кабину, дверь-трап по левому борту и грузовую сдвигаемую дверь по правому борту. В двери по правому борту может устанавливаться бортовая лебедка грузоподъемностью до 300 кг. В центре пола имеется люк, в котором устанавливается система внешней подвески, рассчитанная на грузы весом до 7000 кг. Комфортабельный пассажирский салон на 30 меcт с шагом кресел 0,765 м и минимальной шириной прохода — 0,38 м. В пассажирской кабине предусматривается буфет, отделение с полками для размещения багажа, туалет. Для создания комфортных условий в кабине экипажа и грузопассажирской кабине вертолет оборудуется системой кондиционирования и вентиляции. Пассажирская кабина оборудуется специальными выходами и люками для быстрого покидания в аварийной ситуации, для пассажиров и экипажа предусматриваются спасательные жилеты, вертолет оборудуется спасательным плотом и аварийно-спасательной УКВ-радиостанцией, в санитарном варианте в грузопассажирской кабине могут быть размещены 16 носилок.

Предусмотрено оборудование вертолета системой аварийного приводнения. Ми-38 оснащается новейшим пилотажно-навигационным комплексом, позволяющим осуществлять стабилизацию угловых положений вертолета в полете по крену, курсу и высоте, контроль работы двигателя, трансмиссии, контроль работы приборного оборудования. Ми-38 оснащен спутниковой навигационной системой. Для отображения информации кабина экипажа оборудована цветными многофункциональными дисплеями. Получение радиолокационной и радиотехнической информации обеспечивается с помощью навигационного метеолокатора. На Ми-38 планируется реализация технологии обслуживания по состоянию. Удельная трудоемкость технического обслуживания снижена по сравнению с вертолетом Ми-8 примерно в 2 раза за счет встроенной системы автоматизированного контроля исправности бортового оборудования и двигателей, сокращения количества узлов смазки.

Конструкция. Вертолет одновинтовой схемы имеет удлиненный фюзеляж, в «инструкции которого применяются трехслойные панели и детали из композитных материалов. Шестилопастная втулка несущего винта оборудована эластомерными подшипниками для крепления несущего винта. Размещение двигателей за главным редуктором снижает уровень шума в кабине и повышает безопасность при аварийной посадке. Лопасти несущего и рулевого винтов изготавливаются из стеклоуглепластика но технологии непрерывной намотки. Для защиты от обледенения лопасти несущего и рулевого винтов, а также передние стоила кабины экипажа, приемник воздушного давления и передняя часть пылезащитного устройства оборудуются электротепловой противооблединительной системой. Система электроснабжения дублированная. Гидравлическая система вертолета состоит из трех автономных гидросистем. Под грузовым полом размещаются 6 мягких топливных баков общей емкостью 3796 л. Для перегоночных полетов дальностью до 1300 км в грузовой кабине вертолета может устанавливаться дополнительный топливный бак.

Хронология создания:
— начало проектирования — 1981 год;
— презентация модели в Ле Бурже — 1989 год;
— макет — август 1991 года;
— презентация натурного макета — Мосаэрошоу 1992 года;
— начало изготовления двух опытных экземпляров — 1993 год;
— презентация доработанного макета — МАКС-95.
— в 1994-1999 годах проведено рабочее проектирование, завершена постройка опытных образцов для статических и динамических испытаний;
— в 2001 году проведены летные испытания комплекта лопастей на летающей лаборатории, созданной на базе вертолета Ми-17;
— в середине 2003 года на Казанском вертолетном заводе завершена постройка прототипа № 1 для начала летных испытаний.

После проведения заводских испытаний участниками объединения будет приниматься решение о строительстве других прототипов, сроках сертификации и начале серийного производства.

22 декабря 2003 года на аэродроме Казанского вертолетного завода состоялся первый полет многоцелевого вертолета нового поколения Ми-38. Его выполнили летчики-испытатели «МВЗ им. М.Л.Миля» В.Н.Ковтанин и А.М.Климов. Полет продолжался 6 минут. На следующий день вертолет демонстрировали в воздухе официальным лицам РФ: вице-премьеру Б.Салешину, Генеральному директору «Росавиакосмоса» Ю.Н.Коптеву и др.

В Казани 16 октября 2014 года поднялся в воздух четвёртый опытный образец нового многоцелевого вертолёта Ми-38. Его создателем является Казанский вертолётный завод (КВЗ), входящий в холдинг «Вертолёты России».

«Программа создания вертолёта Ми-38 успешно развивается. Сегодня в первый раз поднялся в воздух четвёртый опытный образец вертолёта, который вскоре присоединится к программе сертификационных испытаний. Над фюзеляжем первой серийной машины уже работают на сборочном производстве. Ми-38 на практике доказал уникальность своих возможностей. Уверен, что вертолёт будет востребован и в России, и странах СНГ, и на наших традиционных рынках – в государствах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки» , – приводит пресс-служба слова гендиректора КВЗ Вадима Лигай.

«Вертолёт Ми-38 типовой конструкции четвёртого опытного образца (ОП-4) отличается от третьего прототипа (ОП-3) ударостойкой топливной системой и увеличенными проёмами иллюминаторов. Как и ОП-3, четвёртый прототип Ми-38 оснащён двумя турбовальными двигателями ТВ7-117В производства «Климов». Двигатели имеют вывод мощности вперед и расположены за главным редуктором, что значительно снижает уровень шума в кабине вертолёта» , – говорится в пресс-релизе.

Командир винтокрылой машины Владимир Кутанин в свою очередь сказал: «Первый полёт четвёртого опытного образца Ми-38 прошёл успешно. Вертолёт хорошо управляется, все системы во время полёта работали на «отлично». Ми-38 очень нравится пилотам, и демонстрирует отличные лётно-технические характеристики, которые должны обеспечить этой машине блестящие перспективы.»

Модификация: Ми-38
Диаметр несущего винта, м: 21,10
Диаметр рулевого винта, м: 3,84
Длина, м: 25,22
Высота, м: 5,56
Ширина, м: 4,50
Масса, кг
-пустого: 8300
-нормальная взлетная: 14200
-максимальная взлетная: 15600
Тип двигателя: 2 х ГТД PW-127T/S или 2 х ГТД ТВ7-117В
-мощность, л.с.: 2 х 2500
Максимальная скорость, км/ч: 285
Крейсерская скорость, км/ч: 275
Перегоночная дальность, км: 1350
Практическая дальность, км: 820
Радиус действия, км: 325
Практический потолок, м: 5200
Статический потолок, м: 2500
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 32 пассажира или 5000 кг груза в кабине или до 6000 кг груза на подвеске.

Первый полет вертолета Ми-38. Казань, 22.12.2003 г.

Первый экземпляр Ми-38.

Первый экземпляр Ми-38.

Первый экземпляр Ми-38.

Второй экземпляр Ми-38 на взлете.

Второй экземпляр Ми-38 в полете.

Второй экземпляр Ми-38 на выставке «HeliRussia 2011».

Вертолет Ми-38 являет собой многоцелевую машину, которую можно широко использовать во всех отраслях народного хозяйства и для перевозок как грузов, так и пассажиров. Зачастую эту машину используют для перевозки VIP-персон. С ее помощью можно проводить спасательные и поисковые операции, ее также можно использовать для полетов над водными объектами. Поскольку данная машина является одной из последних разработок конструкторского бюро Миля, она имеет в своей конструкции большую часть композиционных материалов. Новая машина имеет значительную площадь остекления кабины пилотов.

История создания

В конце 80-х годов в СССР была принята политика ускорения технического прогресса. Это было направлено на усовершенствование техники, которая должна соответствовать иностранным аналогам. Именно по этим причинам в вертолетостроении было введено множество новшеств. Эти факты привели к созданию качественно новой многоцелевой машины, которая получила имя Ми-38.

Первые разработки и наброски будущего вертолета начали осуществляться в Казанском филиале Миля с 1983 года. Но в 87 году заказчик пожелал внедрить в машину больше новых и прогрессивных решений, которые должны были повысить технические характеристики вертолета. Именно по этой причине дальнейшей разработкой проекта начали заниматься конструкторы Московского бюро имени Миля. Главным конструктором был А.Н. Иванов, а позже его место занял Н.И. Чкалов.

Ми-38 стал первым вертолетом, который проектировался и изготовлялся в соответствии с международными нормами и стандартами. Это также послужило ускорению формирования в нашей стране законодательства по сертификации вертолетов, которые соответствовали европейским и американским стандартам пригодности к полетам. Но развал Советского Союза принес задержку в дальнейшее развитие вертолетостроения. Российская Федерация была заинтересована в развитии авиации, поэтому была создана программа ее развития. Она дала качественно новый толчок для изготовления вертолета Ми-38.

Особенности вертолета Ми-38

Поскольку Ми-38 − многоцелевой вертолет, он должен выполнять различные задания, такие как перевозка грузов, пассажиров, выполнять монтажные работы, осуществлять погрузку и разгрузку. Он применялся как спасательная и медицинская машина. Вертолет данной модели можно использовать как для научных экспедиций, так и для перевозки людей в салоне комфортабельного класса.

Данная модель воздушного аппарата может осуществлять полеты при очень сложных метеорологических условиях и в любое время суток. Ми-38 отлично работает при температурах от -50 до +60 градусов Цельсия.

Машина сконструирована по классической схеме с использованием одного винта, который оснащен шестью лопастями. Рулевой винт имеет четыре лопасти Х-образной формы. За счет хорошо продуманной конструкции фюзеляжа вертолет имеет великолепные аэродинамические свойства. Корпус машины состоит из трех слоев, которые включают в себя композиционные материалы. Лопасти обоих винтов изготовлены из стеклопластика.

Техобслуживание вертолета Ми-38 значительно дешевле и легче, чем в предыдущей машине Ми-8. Этого удалось достичь за счет того, что конструкторы учитывали все проблемы, которые возникали при проектировании и изготовлении других моделей вертолетов серии Ми. За счет достаточно большой грузовой кабины вертолет может перевозить объемные грузы.

Он оборудован большим грузовым люком, который расположен в хвосте машины. Также имеется боковая дверь, которая оснащена трапом. С помощью ее тоже можно производить погрузку. Через большой грузовой люк можно производить загрузку техники. При аварийных ситуациях эвакуацию пассажиров и пилотов можно осуществлять через боковую дверь машины.

Данная модель оснащена лебедкой, которая закреплена возле дверей с правой стороны корпуса. Она может поднимать грузы массой до 300 кг. Пассажирский вариант машины позволяет перевозить до тридцати пассажиров, при этом салон оборудован буфетом и туалетом. Спасательный вариант машины позволяет комфортно разместить 8 пар носилок с потерпевшими.

За счет использования новейшего оборудования и большого обзора из кабины пилота этой машиной может управлять один летчик. Полеты с двумя летчиками в основном осуществляются при перевозке пассажиров. Кроме того, аппаратура вертолета позволяет обойтись без помощи бортинженера.

Ми-38 отвечает всем современным международным требованиям по безопасности. За счет того, что силовая установка машины расположена в задней части, машины можно производить достаточно безопасную посадку вертолета в аварийной ситуации. Даже при поломке масляной системы машины вертолет может еще работать около получаса. Вся система управления оснащена гидроусилителями, которые облегчают работу пилотов. Топливные баки вертолета размещены в полу грузового отсека. Но и они продуманы настолько хорошо, что при падении с высоты около 15 метров топливо не будет растекаться и не приведет к пожару.

Для безопасности и мягкости посадки вертолет имеет много систем амортизации, которыми оснащены кресла пассажиров и пилотов, а также система шасси. В случае возникновения аварийной ситуации над водными объектами вертолет Ми-38 имеет систему приводнения, которая обеспечивает безопасную эвакуацию людей из машины.

Вертолет оснащен новейшими приборами, которые контролирует система авионики. Вся информация выводится на дисплеи в кабине летчиков. Кроме этого, вертолет оснащен приборами по вычислению метеорологической ситуации, а также системой навигации полета. Машина имеет автопилот и электронный контроль работы силовой установки.

За счет того, что этот вертолет соответствует всем международным и российским стандартам качества и безопасности, его можно считать полноправным конкурентом на мировом рынке вертолетов.

Ми-38 - многоцелевой российский вертолёт средней дальности.

Госпрограмма «Вертолёт Ми-38» финансируется правительством РФ. Начало серийного изготовления Ми-38 планирует на 2015. Серийное изготовление будет проводиться на Казанском вертолётном заводе.

На XIV чемпионате по вертолётному спорту, который происходил с 22-26.08.2012 на подмосковном аэродроме, лётчики Московского вертолётного завода на Ми-38 преодолели высоту в 8600м и установили новый мировой рекорд высоты и рекорд скороподъёмности на высоту 3000м без груза за 6 минут в классе E1h, категория FAI для вертолётов, взлётная масса которых 10-20 тонн. Рекорд побит 15,08,2013 вертолетом Ми8МСБ с моторами ТВ3117ВМАСБМ1В 4Е серии. Он достиг высоты 9150м

Вертолет Ми-38 буклет

В 2015 году Казанским вертолетным заводом запланирован старт серийного выпуска вертолета Ми-38. Фото новой машины и ее макетов в натуральную величину представлены еще в 1989 году во время международной аэрокосмической выставки в Ле-Бурже. начались двумя годами ранее, но лишь в начале девяностых предприятие приступило к сборке первого опытного экземпляра. На этом трудности, однако, не закончились. Потребовалось более десятилетия для того, чтобы перед этой машиной замаячила перспектива конкретного практического воплощения. Дело в том, что вертолет Ми-38 задуман как смена заслуженного и любимого авиаторами многих стран (и в первую очередь российских) ветерана Ми-8. Задача ответственная, но есть надежда, что новичок не подкачает.

Заменить Ми-8 - задача сложная

Ми-8 стал одним из массовых винтокрылых летательных аппаратов за всю историю мировой авиации. Первый его опытный экземпляр, еще одномоторный, поднялся в воздух в год полета Гагарина. Работали над конструкцией долго и тщательно. Вертолет получился практически идеально соответствующим требованиям, предъявляемым к машинам грузо-пассажирского класса. Его можно использовать для самых разных целей, как гражданских, так и военных. Построено двенадцать тысяч единиц Ми-8 нескольких десятков модификаций. Диапазон применения широк, от сельскохозяйственного до десантно-штурмового назначения. Эксплуатантами стали более полусотни стран в разных климатических поясах планеты - от Арктики до экватора и далее до Антарктики. Среди стран, закупивших этот вертолет, - США, Канада, Южная Корея, Финляндия.

Ми-8 производятся и закупаются по сей день. Машина очень надежна, неприхотлива и проста в обслуживании. Управлять ею легко и приятно. Превзойти этот шедевр - задача амбициозная. Вертолет Ми-38 должен быть еще лучше, причем намного. Топливная эффективность, не столь важная в начале шестидесятых, сегодня становится одним из главных авиационных параметров. Она по сравнению с Ми-8 должна вырасти вдвое, а лучше втрое.

Внешнее сравнение Ми-8 и Ми-38

На первый взгляд есть много сходного в общих принципах, по которым построены вертолеты Ми-8 и Ми-38. Фото машины демонстрирует определенную преемственность, проявленную в расположении главных узлов и агрегатов. Фюзеляж выполнен по полумонококовой схеме, с плоским полом и округлым аэродинамическим потолком. Шасси неубираемые, трехопорные, несущий винт пятилопастный. Кабина пилота в нижней части непрозрачна, в отличие от фонаря Ми-8. Форма носовой части заострена, вверху над ней нет привычных выступающих обтекателей воздухозаборников турбин. Рулевой винт четырехлопастный. Объемные топливные баки, расположенные у Ми-8 по бортам в нижней части фюзеляжа, спрятаны внутрь Ми-38. Технические характеристики, однако, у этих двух сравниваемых машин существенно отличаются.

Технические показатели

Во-первых, выросла практическая дальность. При полном запасе топлива, равном 3796 литров, вертолет Ми-38 может пролететь 800 км (у Ми-8, в зависимости от модификации, этот показатель колеблется от 425 до 590 км). Стала объемнее грузовая кабина, ее размеры составляют 8630 мм (длина), 2400 мм (ширина) и 1850 мм (высота). Грузоподъемность достигла 6 тонн. Выросла и скорость: у Ми-8 она составляла в среднем 225 км/ч, что на 65 км/ч ниже, чем у Ми-38. Технические характеристики новой машины выгодно отличаются и в плане потолка, в 2012 году на ней был установлен мировой рекорд, составивший 8600 м, но в следующем году выяснилось, что и вертолет-ветеран Ми-8МСБ, если его оснастить двигателями нового типа ТВ3-117ВМА-СБМ1В, тоже кое на что способен. Он поднялся на новую рекордную высоту в 9150 метров. Скороподъемность, однако, осталась «непобитой»: за 6 минут набрать три тысячи метров может только Ми-38. Характеристики этой машины, таким образом, обещают ей долгую и успешную карьеру и в Аэрофлоте, и в ВВС, и за рубежом.

Технологические новшества материалов

Прошли те времена, когда летательные аппараты во всем мире делали только из дюраля. Вертолет Ми-38 изготовлен с широким применением пластиковых и композитных материалов. Лопасти обоих винтов имеют многослойную структуру, выполнены намоточным методом, что обеспечило их высокую эластичность и практически неограниченный срок использования (как минимум в течение всего времени эксплуатации машины). Полимерный материал также использован в изготовлении втулок несущего и рулевого винтов (установлены так называемые эластомерные подшипники), в результате чего смазка этим узлам не требуется. При изготовлении несиловых элементов фюзеляжа (капотов, кокпита, приборных досок, наружной поверхности рампы и балочных обтекателей) применены трехслойные сэндвичные панели. Комбинированная обшивка состоит из внешнего металлического и внутреннего полимерно-сотового слоев.

Силовая установка

В идеале мощность, требуемая для эффективной эксплуатации машины, составляет 5000 л. с. Ее развивают два двигателя. Существовало два варианта комплектации силовой установки Ми-38. 2 турбовальных двигателя «Пратт энд Уитни Кэнада» развивают нужное усилие, обеспечивая требуемые экономические показатели. Управляет их работой бустерная система, обладающая тройным резервированием. Такая схема диктовалась высоким экспортным потенциалом новой машины. В 1990 году предполагалось, что она будет производиться специально созданным СП «Евромиль», акционерами которого станут завод им. Миля, Казанский вертолётный завод, фирма «Еврокоптер» и НПО им. В.Я.Климова. Надежды, однако, не оправдались, европейский концерн через 13 лет покинул состав правления хотя продолжает сотрудничать с ним на взаимовыгодных условиях. Скорее всего, серийные образцы будут комплектоваться климовскими моторами ТВ7-117В, которые не хуже заокеанских аналогов, хотя обладают несколько меньшей мощностью (2 х 2350 = 4700 л.с.,) но вполне успешно смогут поднимать Ми-38. Вертолет, характеристики которого пострадают от этого незначительно, останется независимым от импортных поставок.

Приборы

Современный комплекс авионики ИБКО-38 разработан и изготовлен компанией «Транзас Авиация», в нем осуществлена технология «прозрачной кабины». Это означает, что благодаря приборам экипаж сможет иметь круговой обзор, визуально оценивая обстановку вокруг воздушного судна и под ним. Рабочие места пилотов снабжены пятью жидкокристаллическими дисплеями, вычислительный комплекс осуществляет цифровое управление режимами двигателей и всего бортового оборудования. Автопилот также работает на основе БЭВМ. Навигация оснащена допплеровским спидометром. В носовой части расположена РЛС, помимо пространственного положения машины оценивающая и метеоусловия. Есть также отдельная телекамера, позволяющая контролировать положение груза на внешней подвеске. Массовые и центровочные характеристики оцениваются автоматически.

Вопросы безопасности

Для успешного прохождения международной сертификации любой авиапроизводитель должен обеспечить выполнение ряда условий международной организации ИКАО. Всего на настоящий момент произведено четыре опытных экземпляра. Последний Ми-38 (ОП-4) отличается от предыдущего наличием выдерживающей сильные удары о грунт. Таким образом, достигается высокий уровень пожаробезопасности. Шасси, гасящие импульс от столкновения с землей при высоких скоростях снижения, также являются мерой повышения живучести экипажа и пассажиров при возникновении внештатной ситуации, но они были конструктивно предусмотрены уже при разработке предыдущих экземпляров (ОП-2 и ОП-3) вертолета Ми-38.

2014 год стал датой завершения всех испытательных мероприятий и окончанием предварительных проектных работ. После запуска серийного производства усовершенствование конструкции, несомненно, будет продолжено, в том числе и в аспекте повышения безопасности эксплуатации.

Погрузочно-разгрузочные опции

Уже при разработке базовой модели специалисты КБ им. Миля понимали, что, коль скоро ими создается многоцелевая машина, ее следует приспособить к решению максимально широкого круга задач. Для этого нужно продумать возможность достаточно простой постройки профильных модификаций на основе основной схемы. Для начала нужна пассажирская машина (в этом варианте она вмещает 32 человека). О потребностях вооруженных сил также не стоит забывать, Министерство обороны - заказчик выгодный и надежный. Народному хозяйству также потребуется замена Ми-8, следовательно, грузовая модификация тоже нужна. МЧС пригодится санитарный вертолет. А дальше - время покажет.

Во всех случаях машине нужны простые, надежные и удобные средства погрузки и такелажа. Всем этим оснащен вертолет Ми-38. Фото грузового салона поражает продуманностью расположения всех узлов, предназначенных для решения этой задачи. Грузовая рампа имеет ширину 1800 мм, она снабжена подъемным механизмом с дистанционным гидроуправлением. В проеме боковой грузовой двери смонтирована универсальная лебедка высокой (300 кг) грузоподъемности, а перемещения внутри салона облегчаются благодаря съемным роликовым дорожкам.

Скоро!

Ожидать начала регулярной эксплуатации вертолета Ми-38, по всей видимости, осталось недолго. Первый серийный образец уже заложен на стапелях Казанского вертолетного завода, за ним последуют другие. Пройдет несколько лет, и характерный силуэт этой машины станет привычным для всех. Будет ли Ми-38-х столько же, сколько 8-х? Станут ли они такими же известными во всем мире? Время покажет.

Описание

Многофункциональный вертолет среднего класса Ми-38 создается АО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ) совместно с Московским вертолетным заводом (МВЗ) и франко-германо-канадской фирмой "Еврокоптер". Ми-38 предназначен для замены парка вертолетов Ми-8 / Ми-17. Первый полет Ми-38 намечен на первый квартал 2002 года. В настоящее время завершается сборка первой машины. К концу 2001 года должно быть завершено оснащение кабины комплектом зарубежной авионики. По своим характеристикам Ми-38 отвечает европейским и американским нормам летной годности. Силовая установка состоит из двух двигателей PW127 фирмы Pratt & Whitney. Вертолет оснащается принципиально новым несущим винтом с лопастями из композитных материалов. Рынок сбыта нового вертолета оценивается в 300 машин из которых 100 - экспортные поставки. В настоящее время лопасти проходят испытания на МВЗ. Стоимость НИОКР по программе создания Ми-38 составляет 400 - 500 млн. USD. Цена вертолета - 12-16 млн. USD.