Отрасли специализации юго восточной азии. Промышленность юго-западной азии

1. Горнодобывающие отрасли

В большинстве развивающихся стран Зарубежной Азии промышленность представлена преимущественно горнодобывающими отраслями. Причина этому - хорошая обеспе­ченность их минеральными ресурсами и общий низкий уро­вень развития обрабатывающих (замыкающих) производств.

- добыча угля, железных и марганцевых руд (Индия и Ки­тай),

- олова (Малайзия, Индонезия, Китай и Таиланд),

- бок­ситов (Индия),

- хромитовых руд (Турция, Филиппины),

Поли­металлических, никелевых и медных руд (Китай, Филип­пины, Индонезия и др.),

Калийной соли (Иордания)

- поварен­ной соли (Индия, Пакистан, Бангладеш)

Однако главное, что определяет значение этого региона в международном разделении труда, - добыча и экспорт нефти и природного газа.

- нефть и газ добывают многие страны Зарубежной Азии, но основные районы добычи - страны Западной (Са­удовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Ирак, ОАЭ и др.) и Юго-Восточной (Бруней, Индонезия, Малайзия) Азии.

2. Обрабатывающая промышленность

Доля Зарубежной Азии в обрабатывающей промышлен­ности мира, особенно тяжелой, невелика. Ее ведущие отрас­ли (черная и цветная металлургия, машиностроение, хими­ческая и текстильная промышленность) в основном пред­ставлены своими предприятиями в Японии и Китае и в не­большой группе развивающихся стран, добившихся в после­днее время значительных успехов в развитии своей экономи­ки (Индия, Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Турция, Иран, Ирак). Крупные металлургические комбинаты созда­ны в Индии (в Бхилаи и Бокаро) и Китае (Аньшанскии комбинат и др.), Японии и Турции.

а) цветная металлургия

Выплавка олова (Китай, Малайзия, Таиланд)

Выплавка меди (Япония, Индонезия, Филиппины)

Выплавка алюминия (Индия, Япония, Ирак)

Выплавка свинца и цинка (Япония, Китай)

Б) машиностроение

Производство бытовой техники, радиоэлектроники лидером является Япония

Автомобилестроение

Судостроение

В) химическая промышленность

Производство минеральных удобрений (прежде всего азотных) Япония, Индия,

Бытовая химия и фармацевтика Китай, нефтепе-

Полимерные материалы рераб. страны

г) текстильная промышленность

Хлопчатобумажная

Производство шелковых тканей

Сельское хозяйство Азии

Ведущая отрасль экономики подавляющего большинства стран Зарубежной Азии – сельское хозяйство .

Главная продовольственная культура Зарубежной Азии - рис . Ее страны (Китай, Индия, Индонезия, Япо­ния, Пакистан, Таиланд, Филиппины и др.) дают свыше 90% мирового производства риса.

Вторая по значению зер­новая культура Зарубежной Азии - пшеница. В прибреж­ных, хорошо увлажненных районах выращивают озимую, в засушливой континентальной части - яровую пшеницу.

Среди других зерновых значительны посевы кукурузы и проса .

Несмотря на то, что Зарубежная Азия производит по­давляющую часть риса и около 20% мирового сбора пшени­цы, многие ее страны зерно импортируют.

- Хлопчатник и сахарный тростник выращивают почти по­всеместно,

Плантации гевеи расположены в Индонезии, Малайзии и Таиланде.

Подавляющую часть мирового про­изводства чая дают Индия, Китай и Шри-Ланка,

- джута - Индия и Бангладеш.

Экспорт : сои, копры (высушенной мякоти кокосового оре­ха), кофе, табака, тропических и субтропических фрук­тов, винограда, разнообразных специй (красный и черный перец, имбирь, ваниль, гвоздика), чай, хлопок, джут, сахарный тростник, натуральный каучук.

Уровень развития животноводства в Зарубежной Азии более низкий, чем в других регионах мира.

Главные от­расли животноводства - скотоводство и овцеводство

В странах с немусульманским населением (Китай, Вьетнам, Корея, Япония) - свиноводство .

В пустынных и высоко­горных районах разводят лошадей, верблюдов, яков .

Экс­порт : шерсти, шкур и кож.

В приморских странах велико значение рыболовства .

Транспорт

Транспортная система Зарубежной Азии развита слабо. Исключением является Япония, которая при небольшой территории занимает одно из лидирующих мест по длине транспортных путей.

В других странах наибольшее значение имеет автомобильный транспорт, а в Юго-Западной Азии - трубопроводный.

Для внутрирайонных межрайонных пере­возок большое значение имеют грунтовые и автомобиль­ные дороги, речные пути. Протяженность и густота же­лезнодорожных линий невелика, некоторые страны (Лаос, Йемен, Оман, ОАЭ и др.) железных дорог вообще не име­ют. Международные перевозки в основном осуществляют­ся морским транспортом. Крупный морской флот имеют Япония (занимает первое место в мире по его тоннажу) и нефтедобывающие страны (Ирак, Иран, Кувейт, Саудовс­кая Аравия и др.).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Мьянма, Таиланд, Лаос, Вьетнам, Камбоджа, Малайзия, Сингапур, Бруней, Индонезия, Филиппины, Тимор.

    Страны Юго-Восточной Азии очень различны по уровню экономического развития. Сингапур, Малайзия и Таиланд относятся к группе НИС; Бруней – к группе нефтедобывающих стран; Мьянма, Камбоджа, Лаос – к группе наиболее отсталых, остальные – развивающиеся со среднеразвитой экономикой.

    Общая черта – все они имеют экспортонаправленную модель развития.

    ВВП на душу населения колеблется от 2 до 10 тыс. долл. (только у Брунея и Сингапура этот показатель 34 и 49 тыс. долл. соответственно).

    Происходит изменение их роли – от поставщиков сырья к источнику высококвалифицированной и в то же время дешевой рабочей силы.

    Приток иностранных инвестиций

    Характерно сокращение доли с\х при росте обрабатывающей промышленности, растет сфера услуг.

    ТЭК играет важнейшую роль в регионе. Он особенно развит в Индонезии, Малайзии, Брунее, во Вьетнаме, где добывают нефть и газ.

    Крупнейший центр переработки нефти – Сингапур.

    Заводы действуют в Индонезии, на Филиппинах, в Таиланде, Малайзии, во Вьетнаме и в Мьянме.

    В Индонезии расположен крупнейший завод по производству сжиженного газа

    Во Вьетнаме и Индонезии добывают каменный уголь

    Основу энергетики составляют ТЭС, однако в Лаосе и во Вьетнаме преобладают ГЭС.

    Металлургия

Металлургия представлена в основном цветной металлургией.

    Оловянная промышленность развита в Сингапуре, Малайзии, Таиланде и в Индонезии.

    Имеются заводы по выплавке алюминия и меди

    Продукция большей частью идет на экспорт

Химическая промышленность

  • Базируется на продуктах нефтепереработки

    Производятся пластмассы, минеральные удобрения, лекарства, косметика

    Значительное развитие получила переработка натурального каучука

    Машиностроение

    Бурно развивается в последние годы и определяет «лицо» региона. Для него характерна специализация на отдельных узлах и компонентах, а также сборка готовой продукции из импортных деталей

    Ведущие отрасли – электроника и бытовая электротехника, ориентированные на экспорт

    Основные центры электронного машиностроения находятся в Сингапуре, Малайзии, на Филиппинах, в Таиланде

    В регионе производят также самолеты, суда, автомобили, мотоциклы, велосипеды

    Легкая и пищевая промышленность

    Традиционные отрасли, развиваются достаточно динамично, однако в Сингапуре и Малайзии их доля сократилась за счет роста современных производств

    Развито производство текстиля, обуви, одежды

    Производство кофе, риса, тростникового сахара, хлопка, чая

    Развито во всех странах региона кроме Сингапура и Брунея

    Главная отрасль – растениеводство

    Основная продовольственная культура – рис (лидеры по выращиванию – Таиланд, Мьянма, Индонезия, Филиппины)

    Также выращивают бобовые, кукурузу, батат, маниоку, гевею, масличную пальму, хлопчатник, сахарный тростник, кокосовую пальму, чай, кофе, ананасы, табак, пряности.

    Большое значение имеет рыболовство, добыча моллюсков

Для справки:

    Население: 500 млн. человек

    Естественный прирост – 10/20 промилле (Сингапур – 5промилле)

    Плотность населения ~ 100 человек/км квадр. (самый густонаселенный район – остров Ява, ~ 800 человек)

    Уровень урбанизации низкий (20-25%) (Сингапур – 100%)

    Агломерации – Джакартская, Манильская

    Основная часть населения – в с/х

    Занятость населения: в промышленности – 10-35%, в сфере услуг – 6-25% (в Сингапуре 70%)

2.СНГ:

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Киргизия

Таджикистан

Туркмения - «ассоциированный член»

Узбекистан

Все страны кроме России – унитарные республики, Россия – федеративная республика.

Билет 19.

    Особенности хозяйства стран Южной Азии .

Введение

    1,7 млрд человек

    Регион компактен по размерам

    Имеет выход к индейскому океану

    Через регион проходят важные мировые морские трассы

    4,5 млн км 2

    Горы с севера несколько обособляют регион от остального континента

    Индия, пакистан, непал, бутан, бангладеш, шри-ланка, мальдивы

    Индия – ключевая страна, Бангладеш, Непал, Бутан – беднейшие, остальные – развивающиеся.

    Природные условия контрастны – разнообразие полезных ископаемых

Природные ресурсы :

Уголь – индия

Железо – индия, шри-ланка

Нефть\газ – индия пакистан шри ланка бангладеш

Медь, алюминий, марганец – индия

Уран – пакистан, индия

Хромиты – пакистан

Соли – пакистан

Ресурсы низкого качества

Агроклиматические условия

    Субэкваториальный и тропический климат. Пояса

    Муссонный климат

    Два сезона: влажный летний (рис, хлопок, джут) и сухой зимний (пшеница, ячмень)

    Сумма активных температур 8000 градусов

    Неравномерное увлажнение

Земельные ресурсы

    В бангладеше 70% пашни в остальных странах примерно 50%

    Обеспеченность 0,2 га на душу

    Опустынивание и эрозия

    Почвы высокоплодородны (аллювеальные почвы)

Лесные ресурсы

    Лесистость от 5% в пакистане до 27% в шри-ланке

Водные ресурсы

    Недостаточны, кроме непала и бутана

    Высокий гидроэнергопотенциал рек

Население

    1,7 млрд чел (1,1 – индия)

    33 этноса по более чем 1 млн человек – 98% населения

    Многонац. Гос-ва

    Религии: индуизм более 60%, буддизм, ислам

    Грамотность – 90% шри ланка, 50% непал

    В целом пик демографического перехода пройден

    Естественный прирост 15-25 промилле

    290 чел\км 2

    40 агломераций – миллионеров

    Урбанизация до 36%

    40% беднейшего населения мира

Хозяйство

ВВП менее 2% от вмп при населении в 26% от мирового

ВВП на душу населения 1-3 тыс

  • Характерная черта – выращиваются культуры, требующие большого количества труда

    9\10 мирового джута и его изделий дают бангладеш и индия

    4\10 чая из индии и шри-ланки. 1 место по экспорту

    Важный поставщик натурального каучука, копры

    Также выращивают сахарный тростник, арахис, хлопчатник, пряности

    В С/Х занято в среднем от 40 до 60% экономически активного нас-я,

    Преобладают пережитки докапиталистических, полуфеодальных отношений.

    В более развитых районах разв-ся ТНК (крайне дешёвая рабочая сила).

    Произв-ль джута, чая, нат. каучука, копры, сах. тростника, хлопчатника, арахиса, пряностей, пшеницы, риса.

    Но регион не может обеспечить себя продовольствием, особенно зерном.

    Индия – крупнейш. произв-ль с/х прод-и (одно из 1 мест в мире по S орошаемых земель).

    В регионе огромное поголовье скота(400млн голов), но это в основном тягловые животные.

    1\7 мирового производства зерновых

    1\4 мирового урожая риса

    В непале 90% населения занято в сх деятельности

    Преобладание мелкотоварного производства

    Импорт зерна

    Деление угодий на те, что выращивают экспортные культуры и те что выращивают культуры для потребления

    Внутреннее потребление: рис, кукуруза, пшеница, просо, бобовые

Промышленность

    Легкая промышленность – текстильная (джутовая и хлопчатобумажная) продукция ориентирована на внутреннее потребление. Чуть хуже развита швейная промышленность

    Пищевая промышленность: чайная, сахаро-рафинадная, табачная, производство пряностей, производство растительных масел

    Тяж пром развит слабо

    ТЭК – широко распостранены ГЭС (юг, с-в индии), АЭС и ТЭС меньше

Несмотря на то, что сами добывают энергоносители, все равно импортируют их

    Машиностроение – преобладает сборочное из импортных деталей. 2306 тыс шт. автомобилей в год. Наукоемкое машиностроение: производство станков для легкой промышленности, транспортные машиностроение, ЭВМ. Разработка софта для компов.

    Черная металлургия (индия производит более53 млн т. Стали в год) базируется на собственном сырье. Производство как для экспорта так и для внутреннего потребления

    Цветная металлургия на собственном сырье

    Характерная особенность промышленности это ее дуалистичность: кустарное производство мелкотоварное соседствует с крупными заводами

    Лёгкая пром-ть – исторически развита. Джутовое, х/б и швейное производство. Остальные отрасли пром-ти начали развиваться только во 2-й половине XX века. Индия и Пакистан – ядерные державы. В остальных странах пром-ть развита намного слабее и ограничена мелким кустарным производством. Непал знаменит уникальным производством почтовых марок.

2. страны-монархии Западной Европы(У): Великобритания(ПаМ), Норвегия(Км), Швеция(Км), Дания(Км), Бельгия(КмФ), Нидерланды(Км), Люксембург(Км), Испания(Км), Ватикан(Тм), Лихтенштейн(Км), Монако(Км), Андорра

Промышленность в целом в регионе обеспечивает 32 % совокупного ВНП, занимая 2-ое место после сферы услуг.

Горнодобывающая промышленность . Большая часть ее продукции перед вывозом проходит первичную обработку. Важное экспортное значение имеет добыча олова и вольфрама: Малайзия, Таиланд и Индонезия дают 70 % мирового производства олова, Таиланд - второй в мире производитель вольфрама. В Таиланде добывают и обрабатывают драгоценный камень (рубины, сапфиры).

Топливно-энергетическая промышленность. Регион относительно хорошо обеспечен электроэнергией, общее производство которой достигло 228,5 млрд кВт/ч. Основной объем электроэнергии вырабатывают на тепловых и гидроэлектростанциях. В 1994 г. была введена в действие наибольшая в регионе ГЭС «Хоабинь» (Вьетнам). В Индонезии функционирует единственная в регионе геотермальная электростанция, обсуждается вопрос о строительстве первой в регионе атомной электростанции. На базе нефтеперерабатывающих заводов во многих странах развивается нефтехимия. В Мьянме и Индонезии они работают на собственном сырье, филиппинские, малайские и сингапурские заводы - на индонезийской и ближневосточной нефти. Сингапур - 3-ий по размеру центр нефтепереработки в мире после Хьюстона и Роттердама (пропускает свыше 20 млн т сырой нефти ежегодно).

Цветная металлургия. В ее развитии главное внимание уделяют строительству новых и модернизации действующих заводов, особенно в Таиланде, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме. Алюминиевые заводы Малайзии, Филиппин и Сингапура перерабатывают бокситы из Малайзии, Таиланда, Индонезии. На базе местного сырья работают одни из крупнейших в мире оловоплавильные заводы в Малайзии (обеспечивает 28 % мирового экспорта этого металла), Индонезии (16 % мирового экспорта) и Таиланда (15 %). Медеплавильный комбинат действует на Филиппинах.

Электронная и электротехническая промышленность . Специализируется на сборке бытовой техники, производстве плат, микросхем. Малайзия является одним из наибольших в мире производителей полупроводников, интегральных схем, кондиционеров, радио- и телевизионной аппаратур. Электротехнические и радиоэлектронные предприятия работают в Таиланде, Индонезии, Сингапуре. В Сингапуре активно развиваются наукоемкие области высоких технологий, в том числе производство компьютеров и компонентов для них, электронного телекоммуникационного оборудования, биотехнологий, лазерной оптики, вырабатывают высокочувствительные компьютерные диски, построен завод, который изготовляет аппаратуру для космических аппаратов. По уровню компьютеризации и внедрения роботов Сингапур занимает 2- ое место в Азии после Японии (в частности, 84 % сингапурских фирм оснащены современной компьютерной техникой).

Электронная промышленность в странах АСЕАН находится под контролем американских и японских компаний («Х"юлет Паккард», «Нешнл», «Фудзицу» и др.), которые добиваются снижения расходов производства за счет использования местной дешевой рабочей силы.

Автомобильная промышленность . Автосборкой занимаются филиалы японских фирм в Малайзии (180 тыс. легковых автомобилей ежегодно) и Таиланде. Собственные программы по развитию авиационной промышленности имеют Индонезия, Малайзия и Сингапур, которые все больше закупают ноу-хау, которые дают им возможность не только самим обслуживать самолеты, но и вырабатывать отдельные их детали.

В странах региона налажено производство современного оружия. Сингапур строит торпедные корабли и быстроходные патрульные морские катера, собирает по американским лицензиям транспортные самолеты, развивает электронную промышленность оборонительного назначения. Наибольшей компанией сингапурского ВПК является «Сингапур Технолоджиз». В Индонезии, Малайзии, на Филиппинах работают предприятия по выпуску военных самолетов и вертолетов.

Судоремонт и судостроение. Эта область принадлежит к международной специализации в Сингапуре, на верфях которого строят танкеры тоннажем до 500 тыс. т. Сингапур занимает 2-ое после США место в мире по производству передвижных буровых приборов для разработки месторождений нефти на морском шельфе.

Химическая промышленность . Значительное развитие получила на Филиппинах, в Индонезии, Таиланде, Малайзии. Из-за активного участия японских корпораций в Сингапуре функционируют крупнейшие в Азии заводы по выпуску этилена, пропилена и пластмасс. Все большее значение на мировом рынке имеют Индонезия как производитель кислот и компонентов минеральных удобрений, Малайзия как производитель бытовой химической продукции и отравляющих химикатов, лаков и красок. На севере Бангкока находится один из мощнейших в Азии комплексов по производству каустической соды.

Швейная, текстильная и обувная области промышленности . Это традиционные области для региона, более всего развитые в Малайзии и Таиланде, которые на 50-80 % контролируются японскими и американскими ТНК.

Заготовка дерева. В последнее время резко увеличилась и сейчас составляет 142,3 млн м3 ежегодно. Деревья многих пород имеют исключительные прочность и цвет, поэтому их применяют в обрамлении интерьеров, в мебельной промышленности, судостроении.

Кустарное производство и народные ремесла. В Индонезии - изготовление чеканных изделий из серебра, керамической посуды, плетеных циновок, художественная резьба по кости.

Если к 80-х годам XX ст. определяющими в экономическом развитии региона были добыча и экспорт полезных ископаемых, то современный промышленный потенциал стран растает прежде всего за счет развития обрабатывающей промышленности.

Введение

1. Природные ресурсы

2. Население

3. Сельское хозяйство

4. Транспорт

5. Внешнеэкономические связи

6. Рекреация и туризм

7. Общая характеристика хозяйства

8. Промышленность

9. Естественные условия

Заключение

Список использованных источников


Введение

Юго-Восточная Азия расположена на территорииполуострова Индокитай и многочисленных островах Малайского архипелага. Странырегиона граничат с Южной и Восточной Азией, Австралией и Океанией. В составрегиона входят 10 стран: Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Лаос, Камбоджа, Индонезия,Филиппины, Бруней, Сингапур и Восточный Тимор.

Юго-Восточная Азия соединяет Евразию сАвстралией, разграничивая вместе с тем бассейны Тихого и Индийского океанов.Территорию региона омывают моря, наибольшими из которых являются Юго-китайскоеи Филиппинское моря Тихого океана, Андаманское море Индийского океана.

Через страныЮго-Восточной Азии пролегают важные воздушные и морские пути: Малаккский пролив имеет такое жебольшое значение для мирового судоходства, как и Гибралтарский пролив,Панамский и Суэцкий каналы.

Расположение между двумядавними ячейками цивилизации и наибольшими численности людей государствамисовременного мира - Китаем и Индией - сказалось на формировании политическойкарты региона, процессах хозяйственного освоения, этнического и религиозногосостава населения, развития культуры.

Среди государств регионаодна абсолютная монархия - Бруней, три конституционные - Таиланд, Камбоджа,Малайзия, все другие - республики.

Страны Юго-Восточной Азии являются членами ООН. Все,кроме Камбоджи, входят в АСЕАН; Индонезия - в ОПЕК; Индонезия, Малайзия,Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам - к блоку Азиатско-Тихоокеанскогоэкономического сотрудничества.


1. Природныересурсы

Недра территорииисследованы слабо, но разведанные запасы свидетельствуют о богатых залежахминеральных ресурсов. Каменного угля в регионе очень имело, лишь на севереВьетнама залегают незначительные его запасы. В шельфовой зоне Индонезии,Малайзии и Брунея добывают нефть и газ. Через регион протягивается наибольший вмире металлогеничный «Оловянный пояс» Азии .Мезозойские отложения обусловили богатейшие запасы цветных металлов: олова (вИндонезии - 1,5 млн т, Малайзии и Таиланде - по 1,2 млн т), вольфрама (запасыТаиланда - 25 тыс. т, Малайзии - 20 тыс. т). Богат регион на медь, цинк,свинец, молибден, никель, сурьму, золото, кобальт, Филиппины - на медь изолото. Нерудные полезные ископаемые представлены калийной солью (Таиланд,Лаос), апатитами (Вьетнам), драгоценными камнями (сапфир, топаз, рубин) вТаиланде.

Агроклиматические игрунтовые ресурсы. Теплый и влажный климат является основной предпосылкой относительно высокойэффективности земледелия, на протяжении года здесь собирают 2-3 урожая. Надостаточно плодородных красных и желтых фералитных грунтах выращивают многосельскохозяйственных культур жаркого пояса (рис, кокосовая пальма, каучуковоедерево - гевея, бананы, ананасы, чай, пряности). На островах используют нетолько прибрежные территории, но и сглаженные вулканической деятельностьюсклоны гор (террасированное земледелие).

Водные ресурсы активноиспользуют для орошения земель во всех странах. Дефицит влаги в сухой периодгода нуждается в немалых расходах на строительство ирригационных сооружений.Водные горные артерии п-ва Индокитай (Иравады, Менам, Меконг) и многочисленныегорные речи островов способны обеспечить нужды в электроэнергии.
Исключительно богаты лесные ресурсы. Регион расположен в Южном лесном поясе,леса покрывают 42 % его территории. Многочисленные лесные массивы имеют Бруней(87 %), Камбоджа (69 %), Индонезия (60 %), Лаос (57 %), а в Сингапуре общаяплощадь лесов - всего 7 % (наиболее низкий показатель в регионе). Леса регионаособенно богаты на дерево, которое имеет очень ценные свойства (прочность,огнестойкость, водоотталкивающую способность, привлекательный цвет): ток,сандаловое дерево, деревья семейства бобовых, местные виды сосен, дерево сундри(мангровое), пальмы.

Рыбные ресурсы прибрежнойзоны морей и внутренних вод имеют немалое значение в каждой стране: рыбу идругую морскую продукцию широко используют в питании населения. На некоторыхостровах Малайского архипелага добывают жемчужины и перламутровые раковины.

Богатыйприродно-ресурсный потенциал и благоприятные климатические условия региона даютвозможность заниматься земледелием в продолжение всего года, а разнообразныезапасы минеральных ресурсов оказывают содействие развитию горнодобывающейпромышленности и нефтепереработки. Благодаря существованию ценных породдеревьев традиционной областью является лесная. Тем не менее, из-заинтенсивного вырубания лесов площадь их каждый год уменьшается, что ухудшаетэкобаланс. Это предопределяет необходимость природоохранных мероприятий,которые осуществляются в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах и в других странах,для сохранности уникальных флоры и фауны региона.

2. Население

Численность населения. На территории региона живет 482,5млн человек. Максимальная численность - в Индонезии (193,8 млн), минимальная - в Брунее (310 тыс). По количеству жителей страны очень контрастные.

Демографическиеособенности. В Юго-Восточной Азии всегда были высокими показатели естественного прироста населения - в среднем2,2 % в год, а в отдельных случаях - до 40 %. Детское население (до 14 лет)составляет 32 %, лица пожилого возраста - 4,5 %. Женщин больше, чем мужчин(50,3 и 49,7 % соответственно).

Расовый состав. Подавляющее большинство населенияпринадлежит к переходным типам между монголоидной и австралоидной расами.

В отдельных районахсохранились не смешанные с монголоидами «чистые» австралоидные группы: ведоиди(Малаккский п-ов), близкие к папуасам жители Восточной Индонезии, негритоскийтип (на юге п-ва Малакка и на Филиппинах).

Этнический состав. Только в наибольшей стране региона - Индонезии живет свыше 150 народностей. На небольшой сравнительно с Индонезиейтерритории Филиппин насчитывается до сотни своеобразных малайско-полинезийскихэтнических групп. В Таиланде, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе свыше 2/3 жителейпредставленные сиамцами (или тай), вьетами, кхмерами, лао и бирманцами. ВМалайзии до половины населения - близкие по языку малайские народы. Наиболеесмешанное и разноязычное население Сингапура - это выходцы из соседнихазиатских стран (китайцы - 76 %, малайцы - 15 %, индийцы - 6 %). Во всехгосударствах наиболее многочисленным национальным меньшинством являютсякитайцы, а в Сингапуре они представляют даже большинство населения.

В регионе представленытакие языковые семьи: китайско-тибетская (китайцы в Малайзии и Сингапуре,бирманцы, карены в Таиланде); тайская (сиамцы, лао); австро-азиатская(вьетнамцы, кхмеры в Камбодже); австронезийская (индонезийцы, филиппинцы,малайцы); папуасские народности (в восточной части Малайского архипелага и назападе о. Новая Гвинея).

Религиозный состав. Этнический состав и историческаясудьба народов региона обусловили его религиозную мозаичность. Наиболеераспространенными являются такие конфессии: буддизм - во Вьетнаме (махаяна -наиболее лояльная форма буддизма, сосуществует с местными культами), в другихбуддийских странах - хинаяна); ислам исповедуют почти 80 % населения Индонезии,Малайзии, частично на Филиппинах; христианство (католицизм) является основнойрелигией Филиппин (следствие испанской колонизации), частично в Индонезии;индуизм особенно выражен на о. Балле в Индонезии.

Аборигены странЮго-Восточной Азии широко исповедуют местные культы.

Население размещено крайне неравномерно. Максимальная плотность- на о. Ява, где проживает до 65 % населения всей Индонезии. Большинствожителей Индокитая проживает в долинах рек Иравады, Меконга, Менема, здесьплотность населения достигает 500-600 чел/км2, а в некоторых районах - до 2000.Горные окраины полуостровных государств и большинство небольших острововзаселены очень слабо, средняя плотность населения не превышает 3-5 чел/км2. А вцентре о. Калимантан и на западе о. Новая Гвинея есть незаселенные территории.

Высоким является удельныйвес сельского населения (почти 60 %). Последними десятилетиями вследствиемиграции сельских жителей и естественного прироста увеличивается количествогородского населения. Быстро растут, прежде всего, большие города, почти все изних (за исключением Ханоя и Бангкока) возникли в колониальную эпоху. В городахживет свыше 1/5 жителей (Лаос - 22, Вьетнам - 21, Камбоджа - 21, Таиланд - 20 %и т.п.), только в Сингапуре они составляют 100 %. Вообще это один из наименееурбанизованных регионов мира.

Города-миллионеры, какправило, являются портовыми или припортовыми центрами, которые сформировалисьна основе торговой деятельности. Городские агломерации региона: Джакарта (10,2млн человек), Манила (9,6 млн), Бангкок (7,0 млн), Янгон (3,8 млн), Хошимин(бывший Сайгон, 3,5 млн), Сингапур (3 млн), Бандунг (2,8 млн), Сурабая (2,2млн), Ханой (1,2 млн) и др.

Трудовые ресурсы. Насчитывают свыше 200 млн человек,из которых

53 % занято в сельскомхозяйстве, 16 % - в промышленности, другие задействованы в сфере услуг.

Юго-Восточная Азия - многонациональный регион,которому присущи социальные контрасты. Быстрый рост городов обусловил приток вних неквалифицированной рабочей силы, следствием чего стало сосредоточениелюдей, рост преступности, контрабандной торговли наркотиками, безработицы ит.п… Вместе с тем с 60-х годов XX ст. в странах региона появляются новыеделовые и торговые кварталы с современными сооружениями, небоскребами, построеннымиамериканскими и японскими компаниями.

3. Сельскоехозяйство

Сельское хозяйстворегиона недостаточно обеспечено земельными ресурсами из-за высокой плотностинаселения. В нем преобладает земледелие над животноводством, большими являютсярасходы ручной работы на единицу земельной площади и низкая товарностьхозяйств. Техника и технология большей частью очень примитивные.

Растениеводство. Субтропическое и тропическоеземледелие составляет основу хозяйства всех стран. Юго-Восточная Азия - наибольший в мире регион повыращиванию риса - главной сельскохозяйственной культуры. Урожаи его собираютпо 2-3 раза в год, общий объем составляет 126,5 млн т (1/4 мировогопроизводства). В Индонезии, Таиланде, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5посевной площади придолинных и дельтовых земель рек Иравады и Менема.

Главнымисельскохозяйственными культурами в регионе также являются:

Кокосовая пальма - дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло). На регионприходится 70 % их мирового производства, на Малайзию - до 49 %;

Гевея - до 90 %мирового производства натурального каучука приходится на страны региона(Малайзия - 20 % мирового производства, Индонезия, Вьетнам);

Сахарный тростник(особенно Филиппины и Таиланд);

Чай (Индонезия,Вьетнам);

Пряности(повсеместно);

Орхидеи (Сингапур- мировой лидер по их выращиванию);

Хлопок, табак (всухой сезон выращивают страны, расположенные на севере региона);

Кофе (Лаос);

Опиумный мак(выращивают в районе «Золотого треугольника» - труднодоступного региона награнице территорий Таиланда, Лаоса).

Заметными производителямии экспортерами ананасов являются Таиланд, Малайзия, Филиппины и Вьетнам. ВИндонезии и Малайзии выращивают перец. Также в странах региона культивируютсаго, маниок, какао, арахис, овощи и фрукты, джут и т.п.

Животноводство. Развито очень слабо из-за дефицитапастбищ, распространения тропических болезней животных. Скот используетсяпреимущественно как тягловая сила. Общее поголовье составляет 45 млн свиней, 42млн голов большого рогатого скота, 26 млн коз и овец и почти 15 млн буйволов.Свиней не разводят мусульманские народы.

Повсеместнораспространенно морское и речное рыболовство. Ежегодно страны вылавливают до13,7 млн т рыбы. Рыба из пресных водохранилищ полностью используется навнутреннем рынке, а значительное количество морской рыбы вывозится. Таиландэкспортирует также разнообразные виды тропических рыбок, предназначенных дляаквариумов.

Основой сельскохозяйственногопроизводства в регионе является плантационное хозяйство, в котором занятобольшинство населения, а экспорт плантационных культур обеспечивает большуючасть бюджетных доходов.

4. Транспорт

В целом транспорт региона развитнеравномерно. Немногочисленные железные дороги связывают основныетоваропроизводительные районы со столицами. Общая их протяжность - 25 339 км, а Лаос и Бруней железных дорог не имеют. В последнее время быстрыми темпами развиваетсяавтомобильный транспорт .Общий парк насчитывает 5,8 млн пассажирских и 2,3 млн грузовых автомобилей.

Главную роль во всехстранах играет водный транспорт ,в полуостровных - речной, островных - морской. Важное значение в транспортномкомплексе имеет Малаккский пролив (длина его - 937 км, наименьшая ширина - 15 км, наименьшая глубина на фарватере - 12 м). Для перевозок между островами используют и парусники. Собственные торговые флоты имеютСингапур (11,4 млн бр.-реестр, т), Таиланд (2,5 млн бр.- реестр, т), Индонезия(2,3 млн бр.-реестр, т.). Сингапурский порт является одним из наибольших в мирепо суммарному грузовому обороту (280 млн т) и третьим после Роттердама иСянгана по обработке морских контейнеров (14 млн условных товарных единиц).Большими портами являются Хошимин, Хайфон, Дананг (Вьетнам), Джакарта, Сурабая(Индонезия), Куантан, Клан, Кота-кина-балу (Малайзия), Бангкок (Таиланд) ит.п… Существенно прогрессирует в регионе авиатранспорт. Функционируют 165аэропортов с постоянными рейсами. На протяжении последних лет лидирует в мирепо качеству обслуживания и эффективности работы аэропорт Чанги (Сингапур).Ежегодная пропускная способность его достигла 24 млн авиапассажиров, вближайшее время она может возрасти до 60 млн пассажиров. Основные рейсы между внутреннимиаэропортами осуществляют национальные авиакомпании «Гаруда» (Индонезия),«Сингапур Эйрлайнз» (Сингапур).

Главные железнодорожные ишоссейные пути соединяют порты стран с их внутренними районами и обслуживаютпреимущественно внешнеэкономические связи.

5. Внешнеэкономическиесвязи

Аграрно-сырьеваяориентированность экономики связывает страны региона с мировым рынком. Экспорттоваров для них является важнейшим источником иностранной валюты.

В экспорте (422,3 млрддолл.) преобладают:

В Брунее - нефть игаз;

В Вьетнаме - хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия, каучук, чай, резиновая обувь, рис;

В Индонезии - нефть и газ, сельскохозяйственные продукты, фанера, текстиль, каучук;

В Камбодже - каучук, дерево, канифоль, фрукты, рыба, пряности, рис;

В Лаосе - электроэнергия, продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности, кофе,оловянный концентрат;

В Малайзии - нефтьи газ, каучук, олово, пальмовое масло, дерево, электроника, текстиль;

В Сингапуре - оборудование, приборы, машины, продукция легкой промышленности, электроника;

В Таиланде - рис,каучук, олово, кукуруза, маниок, сахар, текстиль, кенаф, джут, тиковое дерево,интегральные схемы;

На Филиппинах - кокосовое масло, медный концентрат, копра, бананы, сахар, золото, электронноеоборудование.

Главными импортнымитоварами (364,0 млрд долл.) являются: нефть и нефтепродукты, машины,оборудование, сталь, химические товары, транспортные средства, медикаменты ит.п… Сингапур является местом больших международных торгово-промышленныхвыставок, научно-технических симпозиумов и конференций (700-750 в год).

6. Рекреацияи туризм

Регион богат нарекреационные ресурсы, которые из-за экономической отсталости некоторых страниспользуется недостаточно. Базой для развития туристической области являютсяуникальные и живописные экваториальные ландшафты, курортные зоны побережья,историко-архитектурные памятки разных эпох, экзотика современного жизни итрадиции разных народов.

Основными центрами туризма являются Малайзия (6,5 млнтуристов ежегодно), Сингапур (5,8 млн), Таиланд (5,7 млн), а наиболеепривлекательными туристическими городами - Бангкок, Сингапур («Азия в миниатюре», «Азия на один миг»).

В список ЮНЕСКО занесено24 объекта:

Во Вьетнаме (4) -архитектурные памятки средневековой столицы Хюе и залива Ха, средневековый г.Хой и др;

В Индонезии (6) - храмы Борободур и Прамбанан, национальные парки Комодо, Лорец и Уджунг и др.;

В Камбодже (1) - храмовой комплекс Ангкор-Ват XII ст.;

В Лаосе (2) -бывшая королевская резиденция ЛуангПрабанг;

В Малазии (2) -национальные парки Гунун Мула и Кинабалу;

В Таиланде (4) -национальный парк Тхунгиай-Хуай-Кха-Кхаенг, давние столицы Сукотан и Аютия(XIII- XIV ст.), археологические раскопки Бан Чьянг;

На Филиппинах (5)- океанический парк «Рифы Туббатаха», церкви эпохи барокко, рисовые террасыФилиппинских Кордильер, исторический центр г. Виган и др.

Вообще туристическийбизнес в регионе не получил надлежащего развития (кроме Сингапура и Таиланда).Для оживления иностранного туризма в странах осуществляются разнообразные мероприятия (строительство новых отелей,расширение транспортной сети туристических маршрутов и т.п.).

7. Общаяхарактеристика хозяйства

На протяжениипослевоенного времени роль стран Юго-Восточной Азии в мире, особенно в Тихоокеанском регионе,неуклонно возрастает. Это обусловлено выгодным географическим ивоенно-стратегическим положением стран, богатыми природными ресурсами,динамичным политическим и экономическим развитием.

По направлениямобщественно-экономического развития регион неоднородный. После Второй мировойвойны страны его раскололись на 2 группы: Вьетнам, Лаос, Камбоджаориентировались на советскую командно-административную модель развития, астраны АСЕАН (Малайзия, Индонезия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней) - рыночную. Все страны Юго-Восточной Азии стартовали с одинакового уровня, но страны АСЕАН добились во второй половине XXст. ощутимых экономических результатов, которые положительно сказались и насоциальных параметрах жизни их населения. Со второй половины 80-х лет бывшиесоциалистические государства Юго-Восточной Азии начали переход к рынку, но и сейчас они остаютсянаименее развитыми странами мира. На начало 90- х годов ООН отнесла их к группестран с низкими доходами на душу населения (меньше 500 долл.). Малайзия иТаиланд принадлежат к группе новых индустриальных стран (НИС) «второй волны», аИндонезия и Филиппины - к НИС «третьей волны» (со средним уровнем доходов надушу населения от 500 до 3000 долл.). Сингапур и Бруней - страны с высокимуровнем этого показателя (свыше 3000 долл.).

Таких результатовэкономического развития они достигли за счет разных факторов. Например, Бруней являетсяведущим нефтеэкспортером, получая свыше 84 % прибыли от экспорта нефти.Сингапур (НИС «первой волны») является мощным региональным и международнымцентром торговли, маркетинга, услуг и разработок новейших технологий, важнейшимтранспортным и коммуникационным узлом Юго-Восточной Азии . Сингапур – один изфинансовых центров мира, оборот сингапурской валютной биржи составляет ежегоднопочти 160 млрд долл. По этому показателю он уступает лишь Лондону, Нью-Йорку иТокио. Объем ежегодных операций на сингапурской фондовой бирже - 23 млрд долл.По количеству известных банков (141, в том числе 128 иностранных) Сингапурзанимает 3- ье место в мире после Лондона и Нью-Йорка, и по прогнозам его рольбудет возрастать.

По темпам экономическогоразвития Юго-Восточная Азия принадлежит к наиболее динамичнымрегионам. Темпы экономического роста стран в послевоенный период были одними извысочайших в мире. В конце 90-х годов XX ст. высочайшие темпы ростапроизводства имели Сингапур (14 % в год), Таиланд (12,6 %), Вьетнам (10,3 %),Малайзия (8,5 %). Суммарный объем ВНП стран региона достиг 2000 млрд долл. (2000 г.). Сейчас доля региона в мировом совокупном продукте составляет приблизительно 1,4 %, а всовокупном продукте стран, которые развиваются, - 7,7 % .

Страны АСЕАНсориентированы преимущественно на японскую модель развития с ее повышеннымвниманием к достижениям НТР. Так, с начала 80- х годов в них возобновляютоборудование, которое используется для научно-исследовательских иисследовательско-конструкторских работ в промышленности. Вместе с тем вдвоеснижено налогообложение инвестиций на научные исследования в этой сфере. Врезультате Сингапур, например, имеет один из высочайших показателейиспользования роботов в промышленном производстве.

Страны региона имеютмощную экспортную базу, почти все они хорошо обеспечены природными ресурсами,которые являются одним из важных условий их экономического развития. Именнопоэтому они являются крупнейшими (а иногда - монопольными) экспортерамиотдельных товаров. Например, зона АСЕАН дает почти 80 % мирового производстванатурального каучука, 60-70 % олова и копры, свыше 50 % кокосовых орехов, третьпальмового масла и риса. Большими являются запасы нефти, меди, вольфрама,хрома, бокситов, ценного дерева.

На протяжении последнихдесятилетий НИС Юго-Восточной Азии достигли заметных успехов в промышленном развитии. Однако по естественному,научно-техническому потенциалу и многим экономическим показателям ониразличаются между собой.

В целом экономическогороста страны региона достигли благодаря комбинированию таких факторов:экспортно-промышленной стратегии развития; привлечению иностранного капитала;государственного регулирования; создания жизнеспособных хозяйственных субъектов- национальных корпораций.

Регион является одним излидеров в мире по поступлению инвестиций (39,5 млрд долл. в конце 90- х годовXX ст.). Наиболее привлекательными для иностранного капитала являются областиобрабатывающей промышленности и инфраструктуры. Наиболее активны здесь японскиеи американские компании, которые размещают предприятия в районах дешевойрабочей силы, куда ввозят полуфабрикаты и осуществляют окончательную доработкусвоей продукции. Значительными являются инвестиции в пищевую,металлообрабатывающую промышленности, производство электроники и игрушек,химических волокон, фанеры.

Заметными средиинвесторов являются Сянган, Тайвань, Сингапур. Сравнительно высокий удельныйвес этих государств в общем объеме иностранных инвестиций в страныЮго-Восточной Азии связан с деятельностью китайской деловой общины. По использованию инвестицийлидируют Индонезия (23,7 млрд долл.), Малайзия (4,4 млрд), Сингапур (3 млрд),Филиппины (2,5 млрд). Наибольшими инвесторами в регионе являются Сянган (6,9млрд долл.) и Япония (5,2 млрд долл.).

В большинстве странрегиона сложились могущественные финансово-промышленные монополистическиегруппы, деятельность которых, как правило, связана с интересами иностранногокапитала. Ведущими представителями сферы большого бизнеса и финансов являютсямонополистические объединения «Айлла» и «Сориано» на Филиппинах, «Варингин» вИндонезии, семейный конгломерат Куокив в Малайзии, группа «Бангкок банк» вТаиланде и прочие.

Решающую роль вформировании промышленно-экспортной специализации стран региона сыграли ТНК.Создание экспортного потенциала НИС было обусловлено активным перемещением вних трудо-, энерго- и материалоемких, экологически опасных производств, а такжеизготовление массовой потребительской продукции по устаревшим технологиям,которые уже не используются в промышленно развитых странах.

Проникновение в экономикуНИС Юго-Восточной Азии ТНК начали с областей легкой промышленности, где можно быстро получить отдачувследствие высокой скорости оборота капитала. Поэтому сейчас текстильная,швейная, обувная – наиболее развитые области обрабатывающей промышленности.Самые сильные позиции в них имеют японские и американские ТНК. Например, вМалайзии 15 японских текстильных ТНК контролируют 80 % производства области.Среди них- «Торей», «Тойобо», «Юнитика», «Канебо» и др.

В 70-ые года НИС регионаначали освоение технологий производства электронных и электротехническихизделий. Сейчас здесь создана развитая экспортно-промышленная база по выпускукомпонентов бытовой электроники, телекоммуникационного оборудования. Средистран с рыночным хозяйством Малайзия является третьим производителемполупроводников, Таиланд - важным центром выпуска интегральных схем. Нодоминируют в этих областях ТНК США и Японии, которые сформировали их в регионе:ИВМ, «Дженерал електрик», ИТТ, «Х"юлет Паккард», «Тошиба», «Акаи», «Сони»,«Шарп». Западноевропейские ТНК также широко представлены в Юго-Восточной Азии :«Роберт Бош», «Филипс», «Эрикссон», «Оливетти» и т.п… В создании автомобильныхпредприятий тоже активное участие иностранного капитала, преимущественнояпонского.

Другим является путьразвития бывших социалистических стран - Вьетнама и Лаоса, со временем - иКамбоджи, которые продолжительное время были изолированы от региональныхэкономических процессов. В их экономической политике преобладали протекционизм,отрицательное отношение к иностранным капиталовложениям и опыту управления. Аэкономическое взаимодействие со странами бывшего социалистического лагеряоказывало содействие становлению экстенсивной модели государственногосоциализма образца 40- 60-х годов XX ст., увеличивая разрыв в социально-экономическомразвитии с их соседями.

В конце 80-х - начале 90- х годов страны избрали китайский вариант обновления экономики,который предусматривает радикальные реформы по сохранению политическогомеханизма. Тем не менее современные концепции их социально-экономическогоразвития учитывают и опыт новых индустриальных стран Азии , особенно Южной Кореи.

Экономические реформы вВьетнаме и Лаосе в целом дали положительные результаты. Особенно это касаетсяВьетнама, где за короткое время удалось сократить темпы инфляции со 1000 % вконце 80- х годов XX ст. до 4 % - в 2009 г. Более быстро возрастало производство продовольственных культур (в 1985 г. - 18 млн т, 2005 г. - 21 млн т). Вьетнам занял 3-ье место в мире по экспорту риса.

В последние годы XX ст.некоторые страны Азии ,в том числе и Юго-Восточной, постиг экономический и валютно-финансовый кризис.Но в 2000-2001 гг. благодаря росту внешнего спроса и внутреннего потребления имудалось восстановить тенденцию экономического роста. Оздоровление экономикирегиона состоялось благодаря концентрации усилий на экспорте продукции,особенно электронной. Например, в Малайзии только за первые пять месяцев 2000 г. экспорт продукции возрос на 19,2 %, а Таиланда - на 24,3 %. Благодаря положительному сальдово внешней торговле продолжает улучшаться платежный баланс во многих странах.Уровень инфляции в них составляет почти 2 %, а в 2008 г. максимальным он был вЛаосе (33 %), минимальным - в Брунее (1 %). Средний уровень безработицы - 8,5%, в НИК - 3-4 %, в постсоциалистических странах - 5-20 %.

В последнее время банкинекоторых стран ликвидировали убыточность, стали рентабельными, постояннорасширяют объемы кредитования. Однако на социально-экономическое развитиемногих стран продолжают влиять политическая нестабильность, вооруженныеконфликты и массовые волнения, особенно на Филиппинах, в Индонезии, Камбодже.

В МГПП регион представленобластями добывающей промышленности, прежде всего нефтяной и оловодобывающей.

Хорошо развитывыращивание гевеи и изготовление натурального каучука. Регион является одним изведущих в мире по выращиванию риса, кокосовой пальмы. Важнейшей областьюспециализации является заготовка и экспорт тропического дерева. Наличие вСингапуре одного из наибольших в мире портов и большого аэропорта обеспечиваетему статус важного транспортно-посреднического центра региона. Некоторыестраны, особенно Таиланд, Сингапур, имеют довольно сильные позиции в сферетуристического бизнеса.


8. Промышленность

Промышленность в целом врегионе обеспечивает 32 % совокупного ВНП, занимая 2-ое место после сферыуслуг.

Горнодобывающая промышленность .Большая часть ее продукции перед вывозом проходит первичную обработку. Важноеэкспортное значение имеет добыча олова и вольфрама: Малайзия, Таиланд иИндонезия дают 70 % мирового производства олова, Таиланд - второй в мире производительвольфрама. В Таиланде добывают и обрабатывают драгоценный камень (рубины,сапфиры).

Топливно-энергетическая промышленность . Регионотносительно хорошо обеспечен электроэнергией, общее производство которойдостигло 228,5 млрд кВт/ч. Основной объем электроэнергии вырабатывают натепловых и гидроэлектростанциях. В 1994 г. была введена в действие наибольшая в регионе ГЭС «Хоабинь» (Вьетнам). В Индонезии функционирует единственная врегионе геотермальная электростанция, обсуждается вопрос о строительстве первойв регионе атомной электростанции. На базе нефтеперерабатывающих заводов вомногих странах развивается нефтехимия. В Мьянме и Индонезии они работают насобственном сырье, филиппинские, малайские и сингапурские заводы - наиндонезийской и ближневосточной нефти. Сингапур - 3-ий по размеру центрнефтепереработки в мире после Хьюстона и Роттердама (пропускает свыше 20 млн тсырой нефти ежегодно).

Цветная металлургия. В ее развитии главное вниманиеуделяют строительству новых и модернизации действующих заводов, особенно вТаиланде, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме. Алюминиевые заводы Малайзии, Филиппини Сингапура перерабатывают бокситы из Малайзии, Таиланда, Индонезии. На баземестного сырья работают одни из крупнейших в мире оловоплавильные заводы вМалайзии (обеспечивает 28 % мирового экспорта этого металла), Индонезии (16 %мирового экспорта) и Таиланда (15 %). Медеплавильный комбинат действует наФилиппинах.

Электронная иэлектротехническая промышленность . Специализируется на сборке бытовойтехники, производстве плат, микросхем. Малайзия является одним из наибольших вмире производителей полупроводников, интегральных схем, кондиционеров, радио- ителевизионной аппаратур. Электротехнические и радиоэлектронные предприятияработают в Таиланде, Индонезии, Сингапуре. В Сингапуре активно развиваютсянаукоемкие области высоких технологий, в том числе производство компьютеров икомпонентов для них, электронного телекоммуникационного оборудования,биотехнологий, лазерной оптики, вырабатывают высокочувствительные компьютерныедиски, построен завод, который изготовляет аппаратуру для космическихаппаратов. По уровню компьютеризации и внедрения роботов Сингапур занимает 2-ое место в Азии после Японии (в частности, 84 % сингапурскихфирм оснащены современной компьютерной техникой).

Электронная промышленность в странах АСЕАНнаходится под контролем американских и японских компаний («Х"юлет Паккард»,«Нешнл», «Фудзицу» и др.), которые добиваются снижения расходов производства засчет использования местной дешевой рабочей силы.

Автомобильная промышленность .Автосборкой занимаютсяфилиалы японских фирм в Малайзии (180 тыс. легковых автомобилей ежегодно) иТаиланде. Собственные программы по развитию авиационной промышленности имеютИндонезия, Малайзия и Сингапур, которые все больше закупают ноу-хау, которыедают им возможность не только самим обслуживать самолеты, но и вырабатыватьотдельные их детали.

В странах регионаналажено производство современного оружия. Сингапур строит торпедные корабли ибыстроходные патрульные морские катера, собирает по американским лицензиямтранспортные самолеты, развивает электронную промышленность оборонительного назначения. Наибольшейкомпанией сингапурского ВПК является «Сингапур Технолоджиз». В Индонезии,Малайзии, на Филиппинах работают предприятия по выпуску военных самолетов ивертолетов.

Судоремонт и судостроение. Эта область принадлежит кмеждународной специализации в Сингапуре, на верфях которого строят танкерытоннажем до 500 тыс. т. Сингапур занимает 2-ое после США место в мире попроизводству передвижных буровых приборов для разработки месторождений нефти наморском шельфе.

Химическая промышленность . Значительное развитие получила наФилиппинах, в Индонезии, Таиланде, Малайзии. Из-за активного участия японскихкорпораций в Сингапуре функционируют крупнейшие в Азии заводыпо выпуску этилена, пропилена и пластмасс. Все большее значение на мировомрынке имеют Индонезия как производитель кислот и компонентов минеральныхудобрений, Малайзия как производитель бытовой химической продукции иотравляющих химикатов, лаков и красок. На севере Бангкока находится один измощнейших в Азии комплексов по производству каустической соды.

Швейная, текстильная иобувная области промышленности . Это традиционные области для региона, более всего развитыев Малайзии и Таиланде, которые на 50-80 % контролируются японскими иамериканскими ТНК.

Заготовка дерева. В последнее время резко увеличиласьи сейчас составляет 142,3 млн м3 ежегодно. Деревья многих пород имеютисключительные прочность и цвет, поэтому их применяют в обрамлении интерьеров,в мебельной промышленности, судостроении.

Кустарное производствои народные ремесла. В Индонезии - изготовление чеканных изделий из серебра, керамической посуды,плетеных циновок, художественная резьба по кости.

Если к 80-х годам XX ст.определяющими в экономическом развитии региона были добыча и экспорт полезныхископаемых, то современный промышленный потенциал стран растает прежде всего засчет развития обрабатывающей промышленности.

9. Естественные условия

Регионрасположен на полуострове Индокитай (третий по размеру полуостров на земномшаре) и горных районах на севере от него, вплоть до Тибетского нагорья. Большаяостровная часть региона - Малайский архипелаг - является наибольшей на Землегруппой островов. Из почти 15 000 островов архипелага только 5 имеют площадьсвыше 100 тыс. км2 каждый. Берега Юго-Восточной Азии омываются водами двухокеанов - Тихого и Индийского. С востока и юга Малайский архипелаг окружаютглубоководные впадины (желоба): Филиппинская (10 265 м) и Яванская (7729 м).

Побережьеконтинентальной части региона порезано, здесь преобладают лагунные ивыравненные наносные типы берегов. Островная часть имеет более расчлененноепобережье. Общая длина береговой полосы региона - почти 67 000 км.

Большая протяжностьтерритории с запада на восток (свыше 4,5 тыс. км), горный рельеф,наличие двух частей - материковой и островной - во многом определяютразнообразие естественных условий этой части Азии . Для регионахарактерно значительное расчленение рельефа, обусловленное сложной сетьюсбросов и складок в молодых горах. На севере Индокитая горы, которыепротягиваются в меридиональном направлении (Аннамские, Кравань,Ассамо-бирманские и др.) довольно высокие, к югу они постепенно снижаются, цепиразрываются, а ближе к морю распадаются на отдельные горные массивы и хребты.На юге Индокитая в дельтах больших рек и межигирских впадинах расположенынизменности с плодородными аллювиальными грунтами. В рельефе Малайскогоархипелага и полуострова Малакка преобладают горы и возвышенности, которыечасто переходят в прибрежные неширокие заболоченные низменности. Здесь многовулканов, в том числе действующих, только в Индонезии их насчитывается до 60.

Юго-ВосточнаяАзия расположена вэкваториальном (большие части Малайского архипелага) и субэкваториальном(материковая часть) климатических поясах. Высокие среднегодовые температуры(+26° С) имеют небольшие сезонные колебания (2-3° С). Наиболее жаркий месяц -апрель (+30° С). Огромное влияние имеют муссонные ветры, смена которыхпредопределяет изменение сухого и дождевого сезонов. Филиппинские острова, какникакой другой район земного шара, страдают от тропических ураганов - тайфунов.Каждый год здесь бывает 3-4 сильных и до 20 средних или слабых тайфунов.

Большинствобольших рек материковой части начинаются в пределах Гималайско-Тибетськойгорной системы. Густая речная сеть имеет дождевое питание. Наполняясь водой в периодмуссонных ливней, реки чрезвычайно мелеют, а иногда и совсем пересыхают в сухойпериод года. Наибольшие реки региона - Меконг, Хонг, Иравади, Капуас, Соло идр.
Озер немного. Наиболее ярким среди них является озеро Сап, в которомсохранилась морская фауна. В нем много рыбы, и в сухой период местные жителисобирают ее корзинами возле побережья.


Заключение

Страны региона за трипоследних десятилетия совершили настоящий прыжок от отсталости к высокомууровню развития. Этому способствовало:

во-первых, страныАСЕАН имеют исключительно выгодное географическое положение. Они расположены напересечении важнейших морских, воздушных путей, ведущих из Тихого океана вИндийский;

во-вторых,страны Юго-Восточной Азии располагают богатейшим минерально-сырьевым потенциалом.В этом регионе находятся запасы мирового значения олова, вольфрама, хрома,древесины. Имеются крупные месторождения нефти, газа, никелевой, кобальтовой,медной руд, золота, драгоценных камней, каменного угля, а также большие запасыгидроэнергетических и агроклиматических ресурсов;

в-третьих,страны Юго-Восточной Азии в настоящее время находятся на 1-ом месте в мире попритоку инвестиций, они составили 39,5 млрд. долл. По мере накоплениясобственных капиталов в ряде стран Юго-Восточной Азии образовалисьинвестиционные потоки внутри региона. Страны АСЕАН реализуют многочисленныепроекты во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже;

в-четвертых,трудовые ресурсы этих стран огромны, и для них характерны высокие темпывоспроизводства, что позволяет предпринимателям дешево оценивать их;

в-пятых, замодель развития страны Юго-Восточной Азии взяли японский капитализм с егоповышенным вниманием к последним достижениям НТР и их ускоренному внедрению впрактическую деятельность. Они летят за Японией «журавлиным клином»;

в-шестых,развитие экспортоориентированного производства, обеспечивающего этим странамбыстрое врастание в мировую экономику (электронно-вычислительная техника,бытовая и промышленная, текстиль, обувь, одежда, часы, супертанкеры, балкеры,контейнеровозы, автомобили и т. д.); производятся средства информатики,биотехнологии, волоконной оптики; в странах Юго-Восточной Азии происходитпостепенный переход от трудоемких к капиталоемким производствам;

в-седьмых,растут затраты на НИОКР, которые составляют 1-2% от ВВП, и объем ВВП на 1 чел.в Гонконге, Сингапуре - 14-15 тыс. ам. долл.;

в-восьмых,растет непроизводственная сфера - транзитные международные финансовые сделки,туризм (5 млн. чел. в год), тропический курорт и т. д.


Списокиспользованных источников

1. Для написания реферата былииспользованы материалы с сайтов

http://ecosocio.ru и www.azia.ru.

Регион Юго-Восточной Азии, состоящий из 9 стран, неоднороден, в послевоенный период в процессе формирования и укрепления национального суверенитета произошло размежевание на 2 группы государств. Одна из них – Вьетнам, Лаос и Камбоджа – избрала путь социалистического развития, а другая, представленная Ассоциацией Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, а с 1984 г. – Бруней, пошла по пути рыночного хозяйства.

Все страны стартовали приблизительно с одного и того же начального уровня. Однако бывшие социалистические страны Азии не смогли достичь таких впечатляющих результатов экономического развития, как соседние страны-члены АСЕАН. Вьетнам, Лаос и Камбоджа имели аграрную направленность при значительном использовании традиционных методов хлебопашестве, характеризовались почти полным отсутствием обрабатывающей промышленности, широким использованием натуральных форм хозяйства, традиционной структурой производства. Эти страны начали переход к рынку, но они, как и раньше, принадлежат к группе стран с низким уровнем душевого дохода.

В то же время Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея – новые индустриальные страны «первой волны»; Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия – НИС «второй волны», принадлежат к странам со среднем уровнем дохода.

Сингапур и Бруней – государства с высоким уровнем душевого дохода. Правда, успехи в экономическом развитии этих стран были достигнуты за счет разных факторов: Сингапур – это государство с развитым промышленным потенциалом, а Бруней – нефтеэкспортирующая страна, которая значительную часть ВВП получает за счет добычи и экспорта нефти.

В целом же Юго-Восточная Азия, как особая экономическая зона, характеризовалась динамическим развитием. Темпы экономического роста стран этого региона в послевоенный период были одними из высочайших в мире. Хотя за внешней благоприятной картиной скрывалась глубокая дифференциация по темпам экономического развития отдельных стран Юго-Восточной Азии.

Но из-за того, что население региона составляло 7,7% населения мира, а их ВНП только 1,4% мирового продукта, для стран Юго-Восточной Азии характерен относительно низкий уровень ВНП на душу населения. Однако надо учесть, что разность данных уровней между странами региона и промышленно-развитыми государствами не только не повышалась, а даже сократилась.

Реализация внешнеэкономической политики, направленной на интенсификацию внешнеэкономических связей, привела к тому, что экспорт и импорт региона возрастал довольно высокими темпами, а их доля в мировом товарообороте возрастала и в годы неблагоприятной экономической обстановки.

Страны Юго-Восточной Азии имеют мощную экспортную базу, почти все они хорошо обеспечены природными ресурсами, которые составляют одно из важных условий их экономического развития. Они стали крупнейшими экспортерами отдельных товаров. Например, натурального каучука, олова, меди, пряжи, кокосовых орехов, пальмового масла, риса. Здесь имеются значительные запасы нефти, вольфрама, хрома, бокситов, очень большие запасы ценной древесины, которые преимущественно экспортируются.

Экономический потенциал стран АСЕАН возрастает не только за счет развития добывающей промышленности или аграрного сектора, а прежде всего за счет создания развитой обрабатывающей промышленности, которая представлена традиционными для азиатского региона видами производства – текстильным, швейным, а также современными высокотехничными отраслями – электронной, электротехнической, химической промышленностью, машиностроением и производством оборудования и оснащения.