Метод синектики применяется. Особенности метода синектики и применение для генерации новых идей. Синектический процесс включает в себя

Метод синектики — это специальная методика исследования, которая позволяет сгенерировать альтернативные идеи, используя ассоциативное мышление и поиск аналогий. Синектика основана на социально-психологической коллективной интеллектуальной деятельности.

Синектика олицетворяет собой оптимальное сочетание разнообразных элементов, которые могут быть разнородными и вообще не совместимыми между собой, в процессе решения важных задач.


В данном случае цель исследования заключается в формировании небольшого количества идей, способных эффективно решить поставленную задачу.

Особенности метода синектики

Аналогии представляют собой основной элемент данного подхода. Чтобы получить высококачественный результат, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:

  • Нельзя обсуждать, как недостатки, так и достоинства участников.
  • Роль ведущего должна периодически доставаться другим участникам синектической группы.
  • Каждый участник может без объяснений завершить работу, если почувствовал первые признаки утомления.
  • Все участники должны обладать специальной подготовкой.

Схема действий по методу синектики должна включать следующие этапы :

  1. Тщательный подбор участников.
  2. Поиск решений посредством использования разнообразных аналогий.

Специфика первого этапа по методу синектики

На первом этапе необходимо сформировать группу из квалифицированных специалистов, в оптимальный состав которой будут входить в среднем от пяти до семи человек. Важно, чтобы в группе принимали участие, как приглашенные эксперты со стороны, так и сотрудники различных подразделений компании. Среди главных критериев отбора участников необходимо выделить :

  • Наличие гибкого мышления.
  • Широкий диапазон знаний.
  • Практический опыт. Предпочтение отдается тем, кто поменял несколько специальностей.
  • Соответствие возрастным ограничениям. В исследовании могут принимать участие специалисты от двадцати пяти до сорока лет.
  • Психологическая совместимость участвующих.

Перед тем как сделать выбор осуществляется длительное наблюдение за поведением и телесными движениями. Также потенциальных участников проверяют на возможность подключиться к уже существующим группам.

Специфика второго этапа по методу синектики

На данном этапе уже сформированная группа приступает к работе, используя обсуждение возникнувших аналогий как мощный инструмент, предназначенный для переориентации спонтанного мышления на предмет решения поставленной задачи. Стоит отметить, что для метода синектики характерно использование четырех типов аналогий, в частности :

  • Прямые типы. Такие аналогии достаточно часто связаны с разнообразными системами биологического характера.
  • Символические типы. Представляют собой многообразие поэтических средств, в частности разнообразных сравнений и метафор. Благодаря символическим аналогиям можно отождествлять характеристики одной вещи с другой.
  • Субъективные типы. В данном случае участники могут представлять различные способы использования собственного тела с целью достичь желаемого результата.
  • Фантастические типы. Фантастические аналогии предоставляют возможность представить предметы так, как участник хочет их видеть, но какими они не являются.

Стоит отметить, что аналогии в полной мере охватывают практический опыт и мысли участников. В свою очередь, вышеуказанную классификацию типов аналогий можно представить следующим образом: субъективные и символические аналогии являются телесными и абстрактными, а прямые и фантастические – реальными и нереальными соответственно.

Благодаря регулярному применению данного метода можно значительно расширить традиционный комплекс средств, а также разработать новые приемы, позволяющие более глубоко изучать проблемный вопрос.

Пример использования метода

В качестве яркого примера использования метода синектики можно привести стратегию, разработанную Дж. Гордоном, для известных чипсов Pringles. Компании необходимо было решить актуальную задачу создания новых чипсов и эффективной упаковки с условием, чтобы она не требовала заполнения большим количеством воздуха.

Сложность заключалась в том, чтобы чипсы не ломались и упаковывались достаточно компактно. Используя метод синектики, была выбрана аналогия, отображающая, как укладываются опавшие осенние листья в мешок. Вследствие этого появились известные чипсы Pringles с оригинальной и удобной упаковкой, секретом которой стало смачивание сухой муки из картофеля.

(7 оценок, среднее: 8,14 из 5)

Известно, что при создании всех, даже самых гениальных литературных произведений их авторы используют при написании текста обычные слова. Это же касается и изобретений. Все они, в том числе и самые великие, созданы из повседневных для нас вещей. В чем же заключается их новизна? Во взаимосвязи, которая обладает синергетическим эффектом. Другими словами, общая величина эффекта в этом случае намного больше, чем отдельно взятых элементов того или иного продукта.

Синектика является системой креативного мышления. При этом она основана на предположении о существующей взаимосвязи между всеми, даже самыми непохожими на первый взгляд вещами. В этом и заключена суть метода синектики. Его применение является процессом создания или открытия новых идей, нового синтеза, новых связей и решений.

На данный момент метод синектики находит свое применение при решении проблем, стоящих перед предпринимателями, маркетологами и т.д., что делает его весьма актуальным в сегодняшнем мире.

История креативного способа

Начало исследований в этой области относится к 1944 г. Именно тогда ученый из США Ульям Гордон вместе со своими единомышленниками начал наблюдать за процессом индивидуального творчества. Первым предметом подобных исследований явилась работа изобретателя, который стремился создать новый высотомер. В его задачу входило не только конструирование прибора, но и одновременное описание всех происходящих в самом конструкторе психических процессов, которое следовало наговорить на диктофон.

В 1945 г. Гордон начал серию интервью с людьми науки и искусства. Цель таких исследований заключалась в определении того психологического состояния, в котором творческие деятели находились в процессе своей работы. После проведенного анализа этих интервью стало очевидно, что существует четыре аспекта подобной деятельности. Они представляют собой такие процессы, как вовлечение и отделение, размышление, а также автономия объекта.

После этого были проведены эксперименты в лаборатории подводной акустики Гарвардского университета. Результатом стало утверждение исследователями сходства между творческими процессами в сфере искусства и науки.

В 1948 г. Гордон организовал наблюдение за группой художников. Это был так называемый Рокпульский эксперимент. Он позволил обнаружить некоторые нюансы творческого процесса, такие как использование группы в противоположность индивидууму.

Обзор всей накопленной информации был сделан Гордоном в 1949 г. В 1952 г. впервые образовалась синектическая группа, работающая на базе кембриджской фирмы «Артур Д. Литтл Инкорпорейтед». Все проводимые ею сессии в области синектики записывались на магнитофон. Данная группа опробовала открытые исследователями механизмы, которые призваны были решать разнообразные проблемы. После целого ряда проведенных научных работ возникла необходимость в выражении их результата на бумаге. Именно поэтому в 1961 г. свет увидела книга «Синектика. Развитие творческой способности», написанная Уильямом Гордоном. Это и стало началом использования данного метода.

Определение понятия

Слово «синектика» имеет греческие корни. Буквально оно означает соединение разных, на первый взгляд, явно несовместимых элементов. Основная идея синектики заключена в объединении нескольких творцов в одну группу. Это помогает совместно поставить, а затем решить конкретную творческую задачу.

На чем основан данный метод? Синектика дает возможность использовать бессознательные механизмы, проявляющиеся в мышлении человека во время его творческой активности. Гордон своим методом выдвинул своеобразный протест против той традиционной точки зрения, которая до его исследований рассматривала творчество как главенство индивидуального гения. Разумеется, автором вовсе не отрицалась великая роль «личного озарения», но с другой стороны, он утверждал о необходимости в системе «направленного поиска» нужных решений.

Использование аналогий

Данный метод - это своеобразный мозговой штурм. Только в отличие от последнего синектика приветствует критику. Кроме того, мозговой штурм не ставит перед собой цель активного использования самых разных аналогий и сравнений.

Для того чтобы найти решение поставленной задачи, собирается группа людей (синектиков). Для нахождения правильного ответа на поставленный вопрос они начинают обсуждение темы. При этом ими используются различные аналогии. В синектике их всего четыре. Рассмотрим их подробнее.

Прямые аналогии

Под ними понимают любую схожесть, имеющуюся в различных объектах или системах, в которых решаются сходные задачи. К прямым, как правило, относят либо природные, либо технические аналогии. Где был использован данный метод синектики? Пример тому - изобретение кессонного способа возведения подводных строений. Его автор инженер Изамбар Брюнель пришел к гениальному решению после наблюдения за червем-древоточцем, который при бурении древесины образовывал трубчатый канал.

Личные (субъективные) аналогии

Данный метод предлагает изобретателю представить себя частью или деталью совершенствуемого предмета. Здесь от разработчика требуется пройти процесс мысленного перевоплощения, что возможно только при наличии яркого воображения.

Применение метода синектики субъективных аналогий ставит перед собой цель рассмотреть изнутри нюансы поставленной проблемы, что просто не под силу человеческому мышлению из-за его косности.

Это позволит увидеть и прочувствовать предмет изобретений с помощью простых размышлений. Порой высказывание подобных аналогий абсолютно нелепо. Однако это не главное. Ведь здесь важно другое. Творческому человеку необходимо заметить и прочувствовать новые аспекты и грани проблемы, которые просто невозможно разглядеть при использовании логических рассуждений.

Символические аналогии

Их также нередко использует рассматриваемый метод. Синектика при помощи символической аналогии определяет и выражает суть проблемы с использованием метафор и разнообразных сравнений. В этом случае изобретателю предоставляется возможность обнаружить конфликты и парадоксы в, казалось бы, понятных и привычных фактах. Данная аналогия является ценным инструментом в руках творческого человека. Она позволяет обнаружить «обычное в необычном», а также «необычное в обычном». При ее использовании предмет определяется с неожиданной, интересной и в то же время противоречивой стороны.

Яркие примеры символической аналогии можно найти в характеристике храпового механизма в виде надежной прерывистости, дерева, сравниваемого с качающейся твердыней, и т.п. Хорошо зарекомендовал себя данный принцип во многих сферах человеческой деятельности. Например, кинематограф и литература используют символические аналогии для представления противоречивой сути описываемых персонажей или явлений. Порой это отражается даже в названиях произведений: «Сухой лед», «Живые мертвецы» и т.д.

Фантастические аналогии

Данный метод генерирования новых идей потребует от изобретателя особой творческой раскованности и присутствия креативного мышления. В этом случае синекторам предлагается представить себе рассматриваемые явления, предметы и объекты вне всяких связей с существующими законами физики. При этом изобретатель должен увидеть свой продукт таким, каким он хотел бы его увидеть, невзирая на существующую реальность.

Нередко при решении поставленной задачи синекторы используют какой-либо сказочный атрибут, например, волшебную палочку. Можно также предположить и то, что подобным видом аналогии пользуются фантасты. Она им необходима при написании произведений.

Все рассмотренные выше аналогии синектики позволяют полностью охватить мысли и опыт людей. И это станет более понятно, если объяснить данную классификацию несколько иначе. Так, прямые и фантастические аналогии можно рассмотреть как реальные и нереальные, а личностные и символические - как телесные и абстрактные.

Однако стоит иметь в виду, что данные виды синектики не стоит считать фундаментальными. Ведь при своем широком практическом применении метод постепенно расширяет количество имеющихся у него средств, разрабатывая новейшие приемы разбора и углубленного изучения явлений и предметов.

Но для того, чтобы применить необходимую в каждом конкретном случае аналогию, важно правильно сформировать синектический коллектив. Этот процесс состоит из трех фаз, которые рассмотрим подробнее.

Отбор членов группы

На данной фазе применяются специальные тесты. При этом обращается особое внимание на присутствие у кандидатов самых разнообразных знаний, общей эрудиции, достаточного уровня образования, опыта в экспериментальной деятельности и гибкости мышления.

В группу синекторов подбирают людей самых разнообразных профессий. При этом желательно, чтобы у них были две, на первый взгляд, несовместимые специальности. Это может быть, например, физик-врач, инженер-экономист, химик-музыкант и т.д.

Обучение

Данная фаза формирования группы синектиков требует проведения среди специалистов соответствующей подготовки в специальных заведениях. Например, американские компании ведут подобную подготовку около года. При этом отобранные специалисты сдают несколько очных и заочных сессий.

Обучение проводят учебные центры, после чего будущие синекторы проходят практику в нанимающих их компаниях, во время которой решаются теоретические и реальные задачи.

Начало работы группы

Данная фаза является заключительной. Она проводится посредством внедрения группы в реально существующую среду. При этом компания, подготовившая подобных специалистов, использует их для разового или регулярного сотрудничества. Синекторы начинают свою работу на определенных условиях, осуществляя разработку предлагаемых им проектов.

Что дает компаниям подобный метод? Синектика позволяет предприятиям многократно повысить вероятность успеха при решении поставленной проблемы или задачи.

Условия для работы

Для успешного проведения синектической процедуры необходимы:

Обязательная изначальная абстракция участников группы от задач и проблем;
- сдержанность высказываемых мнений и отказ от окончательного умозаключения;
- непринужденность и естественность в обсуждениях;
- предрасположенность к моделированию и обыгрыванию ситуации;
- рациональность суждений.

Как видно, в начальной стадии синектической процедуры находят свое применение метафоры, аналогии и образы. Рациональность появляется лишь на ее заключительной стадии.

Основные этапы

Как же решить все поставленные перед группой задачи? Метод синектики, как и любой другой креативный способ генерации уникальных идей, включает в себя несколько этапов. Стоит сказать, что данная категория также не является незыблемой. Начиная с того момента, когда был открыт метод синектики, этапы его применения постоянно видоизменялись и совершенствовались. Однако если взять их классическое описание, согласно труду Уильяма Гордона, то они выглядят следующим образом:

1. Проблема в том виде, в котором она дана. Особенностью данного этапа является то, что никто из участников группы, помимо ее руководителя, не знаком с конкретными условиями задачи и требуемым результатом. Это делается для того, чтобы синекторы были способны на уход от привычного хода мысли и абстрагирование. Именно поэтому на данном этапе компания лишь предлагает проблему, объект или явление.

2. Превращение в знакомое незнакомого. Прохождение данного этапа призвано открыть ранее неизведанные элементы. Для этого проблему делят на несколько частей. В результате она из одной незнакомой превращается в несколько обычных задач.

3. Проблема в ее понимании. На данном этапе поставленная задача подлежит систематизации и обдумыванию. И это производится в том ракурсе, как она понимается членами собранной группы.

4. Оперативные механизмы. Данная фаза работы имеет форму игры с метафорами. При этом активно используется выбранный метод аналогии. Синектика при этом способствует большему раскрытию проблемы.

5. Сделать из незнакомого знакомое. Такой подход позволяет рассмотреть уже осмысленную и понятую проблему совершенно с другого ракурса.

6. Психологическое состояние. Данный этап предполагает особое состояние ума синекторов. Ведь они должны размышлять над уже понятой проблемой, используя при этом все виды аналогий, которые предлагаются методом.

7. Объединение с проблемой. Данный этап подразумевает сравнение самой подходящей аналогии с понятой задачей. При этом проблема должна быть освобождена от старой жесткой оболочки.

8. Точка зрения. Данная фаза позволяет перейти от аналогий к конкретной идее, которая затем и переносится на данную изначально проблему.

9. Проведение исследовательских работ. Этот этап весьма важен, так как подразумевает под собой критическую оценку идей и доведение их до практики.

Заключение

Несмотря на то что компании могут решать самые разнообразные стоящие перед ними задачи, метод синектики является весьма сложным в применении и используется далеко не всеми. На это, как правило, идут только крупные предприятия, способные привлечь к работе опытных специалистов и обучить свой персонал премудростям этой удивительной науки. Для обычного же человека при решении творческой задачи подойдет использование аналогий, которые являются основным инструментом синектики.

И синектика - разные техники, они обе групповые и обе способствуют выработке новых идей и поощрению креативности. Традиционные сессии проводятся модератором, но могут проходить и без него. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения, не задумываясь о стоимости, возможности реализации и т.п. Также членов группы просят не критиковать никакие идеи, исходящие от их коллег. Вместо этого, они поддерживают "конструирование" идей другими членов группы, развивая и модифицируя их.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения». Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране.

Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово «синектика» – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Но как этого добиться? С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой стороны необходимость системы обучения, измерения контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее «группового мышления». В ходе этой работы в Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике, как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы.

Наблюдения за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей, дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.

Гордон решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы.

Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.

С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

Таким образом в синектике, по мысли Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, -нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание, имеют в группе синекторов большой психологический престиж, каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.

Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, то есть то, что первоначально было названо автором «игра» и «неуместность». Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами.

Вот пять главных принципов, лежащих в основе синектического подхода:

  1. Отсрочка, т.е., по началу поиск новых точек зрения или перспектив а не решений. Например, чем непосредственно обсуждать типов помпы для закачки воды, лучше, если синектическая группа будет беседовать на более общую тему, как вообще передвигать "вещи" с места на место.
  2. Автономность объекта, т.е., позволить проблеме "иметь успех" самой по себе. Например, взамен беседы о том, что осуществимо в отношении создания программного обеспечения для настольной издательской системы, группа может сосредоточиться на том, какова была бы "идеальная" настольная издательская система. Таким образом, проблема в большей степени, чем потенциальные технологические решения, становится центром дискуссии.
  3. Использование "банальностей", т.е., применение привычного для того, чтобы понять неизвестное. Пример такого подхода: группе преподавателей университета даётся задание создать учебный план по информатике для начинающих. Чем фокусироваться на информатике, можно попросить группу сосредоточиться на том, что вообще может быть расценено как "мастерство" в этой области.
  4. Включение/выделение, т.е., чередование общего и специфического, частного, с тем, чтобы специфические примеры были определены и рассматривались как часть большего.
  5. Использование метафор, т.е., использование аналогий для предложения новых точек зрения.

Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: «Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?».

Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.

Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:

  • Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
  • Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
  • Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
  • Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?

Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике наоборот, скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них значительны отличия в эмоциональной сфере.

Уход от специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний, позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли «энциклопедии», либо «адвоката дьявола» в первом режиме он работает скорее пассивно, т.е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы.

В режиме «адвоката дьявола» он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится много работать над адаптацией специфической терминологии своей специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным переводом, а также допускать «вторжение» группы на «территорию» его области знаний.

Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны, обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, например, иные методы решения проблем, как правило, не привлекаются. Можно определить синектику как средство для постановки задач. Собственно нахождение решения есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи есть половина решения.

Блок-схема синектического процесса

1. Постановка задачи

2. Перевод задачи, «как она поставлена» в задачу, «как она понимается».

3. Выявление вопроса, вызывающего аналогии.

4. Работа по поиску аналогий.

5. Использование аналогий:

  • Прямая аналогия
  • Символическая аналогия
  • Личностная аналогия
  • Фантастическая аналогия

6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

Операторы синектики

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний – таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины «интуиция», «эмпатия» и пр. – просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.

Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным, или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.

Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в окончательно обработанном виде.

Глобально синектика включает в себя два базовых процесса:

а) Превращение незнакомого в знакомое.

б) Превращение знакомого в незнакомое.

А. Превращение незнакомого в знакомое

Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему – пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может «проглотить» эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Б. Превращение знакомого в незнакомое

Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества.

Синектика выделяет четыре основных механизма превращения известного в неизвестное:

  1. Личная аналогия
  2. Прямая аналогия
  3. Фантастическая аналогия
  4. Символическая аналогия

По мнению У. Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса. Существует определенная предубежденность изобретателей против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную «механизацию». Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.

Личная аналогия

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа. «Химик делает для себя проблему известной с помощью уравнений, описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой». Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной – означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.

Прямая аналогия

Этот оператор обеспечивает процесс сравнения аналогов, параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать.

Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя «тередо», прокладывающего себе тоннель в бревне. Плодотворность использования аналогий постоянно подтверждается в практической деятельности и в наше время.

Фактически применение прямой аналогии – это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

Фантастическая аналогия

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Символическая аналогия

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что в символической аналогии для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином «поэтический» здесь подразумевается сжатый, образный, противоречивый обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов – «заглавие книги». Здесь необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием». Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

Приведем несколько примеров, такого видения анализируемых объектов:

  • выставка – организованная случайность
  • продажа – формализованное доверие
  • книга – немой собеседник

Применение этого механизма в практической работе очень ценно, так как позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.

Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено очень большое количество эффективно работающих специалистов. Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы.

Итак, в этой и предыдущей статьях мы рассмотрели «методы интуитивного поиска», применяемые при решении проблемы: метод мозгового штурма и синектика.

Мозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей.

Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной «прозрачности». Кажущаяся свобода действий в рамках методов – это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства.

Преодолеть этот уровень ограничений предназначен следующий метод – метод свободного действия. Суть метода не может быть раскрыта в короткой статье. Однако общая направленность используемых механизмов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Этот метод позволяет корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводили во все времена фирмы – пионеры к идеям новых товаров, открывали новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняли само это понятие.

Метод «синектики»

Отмеченное выше противоречие частично устраняют в методе «синектика», где штурм ведется постоянной группой со специально подобранным составом.

Уильям Гордон (автор «синектики») в стремлении превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного в сознательно управляемый в 1960 году ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры.

Термин «синектика» означает «совмещение разнородных элементов», соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса: превращение незнакомого в знакомое и превращение знакомого в незнакомое.

В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.

Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов.

Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.

Для активизации мышления и управления им Гордон применил четыре вида аналогий : прямые, личные, символические и фантастические аналогии. Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.

Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей, поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают 2-3 специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт.

В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа - сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого - сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме).

Общий алгоритм решения проблемы таков :

  • 1) формулируется проблема, как она задана - формулировка проблемы;
  • 2) производится очищение от очевидных решений - дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговой штурм);
  • 3) происходит превращение необычного в привычное - поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту работы (в попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предложений допускается игнорирование физических законов и соглашений);
  • 4) формулируется проблема, как она понята - определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы;
  • 5) ставятся наводящие вопросы - ведущий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогий. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблема, как она понята». Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и апробировать грубые прототипы устройства.

Подробнее этапы сеанса синектического штурма выглядят следующим образом (см. табл. 4).

Таблица 4

Вариант этапов синектического штурма

1. Формулирование проблемы заключается в

информировании участников о порядке работы и

разъяснении сути проблемы. При этом каждый участник штурма сообщает всю имеющуюся у него информацию о рассматриваемой проблеме.

  • 2. «Мозговой штурм» позволяет собрать (но не оценивать) спонтанные предложения по решению проблемы. Участники не должны быть чем-либо обременены.
  • 3. Повторное формулирование проблемы нужно для того, чтобы все участники исходили из одинакового понимания сути решаемой проблемы.
  • 4. Создание «прямой аналогии» помогает участникам найти соответствия для решения проблемы в другой области на основе генерирования вариантов в рамках бисоциации. Ведущий задает область (природа, техника, история, экономика, социум, искусство, спорт или музыка). Участники ищут ответы на вопрос: как в рассматриваемой области решена исследуемая проблема? Ответы обобщаются и производится выбор наиболее удачного из них.
  • 5. Создание «личной аналогии» позволяет участникам вжиться в проблемный предмет, чтобы ответить на вопрос: «Что я чувствую или как я действую, будучи...?». Из наработанных вариантов отбирается наиболее удачный.
  • 6. Создание «символической аналогии» (исходя из выбранного на предыдущем этапе предложения) побуждают искать необычные сравнения с формами, образами или звуками. На этом этапе важно «уплотнить ощущение», поэтому допускаются и парадоксальные сравнения, как, например, «стремительная медлительность», мгновенная вечность и т.д. И в этом случае производится выбор наиболее удачного варианта решения проблемы.
  • 7. Создание «второй прямой аналогии» необходимо для того, чтобы осуществить поиск аналогий в другой, не исследованной еще на четвертом этапе, области. По результатам поиска выбирается решение или группа решений.
  • 8. Анализ аналогий производится в виде фиксации признаков и функциональных принципов выбранных аналогий и определения отличительных характеристик.
  • 9. «Вынужденное согласие» начинается с того, что список признаков проецируется на исходную проблему: что означают эти признаки в контексте проблемы? Участники должны вернуться к постановке вопроса и найти приемлемые идеи, договорившись между собой.
  • 10. Формулирование вариантов решения исходит из тех идей, которые были разработаны на девятом этапе. Их количество не имеет значения, решающим является то, смогут ли участники выработать идеи, которые можно подвергнуть дальнейшей разработке, потому что именно это и есть цель синектического сеанса.
  • Подробно см.: Иванов И.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. -Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2001. С. 208; Меерович М.И., Шпагина Л.И. Технология творческого мышления: практическое пособие. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 41; Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учебное пособие. -СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. С. 361; Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем. Книга 2. - Техника творчества. - Белгород: Крестьянское дело, 1995. С. 123.
  • Иванов И.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2001. С. 209.

Методы выработки новых креативных идей сегодня востребованы в разных сферах. С их помощью руководители крупных компаний и организаций повышают эффективность деятельности в условиях конкуренции, а творческие группы стимулируют неординарные мыслительные процессы. Существует немало способов и практических приемов для реализации идеи нетривиального подхода в решении задач - от классического мозгового штурма до техники шести шляп. В последнее время стал популярен и другой метод - синектика, эффективность которой давно доказана на практике. Особенностью этой техники является возможность задействования различных приемов, совокупность которых расширяет границы поиска оригинальных решений.

Общие сведения о синектике

Автором метода является Уильям Гордон, который в начале 1950-х годов активно работал над улучшением техники мозгового штурма. Плодом работ ученого и стал синектический подход к решению задач. Это слово означает "соединение разных элементов", что и отражает особенность данного способа. Хотя метод синектики относится к методам активизации творческих навыков, его используют в самых разных сферах, среди которых даже промышленные предприятия.

Первое знакомство с техникой может составить неправильное мнение о ней как о доступной методике. На деле же она требует сложной организации и серьезной подготовки от участников синектической группы. Также надо отметить, что синектика решает конкретные задачи и не предполагает использование закономерностей в развитии разных систем. Как уже отмечалось, данная техника базируется на Если быть точнее, то она представляет его модифицированную версию, рассчитанную на профессионалов.

Социальная значимость метода

Как показывают исследования, современные компании и организации управляются по определенным законам, определяющим их политику. Зачастую строгая приверженность конкретному курсу не позволяет использовать и даже рассматривать способы решения проблем, которые могли бы повысить эффективность деятельности, но противоречат уставу. Нередко принятые правила и нормативы действительно отражают реальность и работают на пользу. Но встречаются и обратные случаи, когда корпоративные законы представлены не более чем набором привычек из прошлого. В свою очередь, новаторские идеи способны без разрушительных процессов изнутри изменить положение, главное, правильно использовать метод. Синектика даже на низших управленческих уровнях позволяет добиться неплохих результатов в процессе принятия решений.

Суть метода

На практике данный метод реализуется на основе принципов аналогии. То есть для решения поставленной задачи перенимается опыт из другой сферы, в которой уже была разрешена схожая проблема. Для иллюстрации такого подхода можно привести пример, который был решен группой Гордона. Перед создателем метода стояла задача того, как с наибольшей компактностью уложить чипсы в упаковку, чтобы они не крошились при этом. Выход из положения был найден с помощью аналогии, которая и продемонстрировала суть метода синектики как способа сравнения. Группа ученого использовала принцип укладки в мешки листьев, которые при этом сохраняли структуру, потому что были влажными. В случае с чипсами использовалась особая формовка и технология смачивания муки, что и позволило сэкономить место в упаковке. Так появилась знаменитая марка «Принглс».

Создание синектического коллектива

Процесс формирования членов группы, которая будет осуществлять метод, включает несколько этапов. На первой стадии проводится тестирование потенциальных участников синектического мероприятия. В ходе испытаний определяется общая эрудиция, уровень образования, гибкость мышления, опыт участия в различных экспериментах. Могут потребоваться и тесты на специализированные знания, которые определяет конкретное назначение методов синектики в определенной сфере. Например, в задачах строительства могут потребоваться знания архитектуры, а в пищевой промышленности - химии. Затем проводится обучение членов группы. Стоит отметить, что на Западе этот метод активно используется в самых разных направлениях, поэтому и учебные центры по синектике достаточно распространены. Завершающий этап - это введение подготовленной группы в реальную среду для работы над заданием.

Порядок реализации метода

Как и любой другой метод генерации новых идей, синектика предусматривает несколько фаз работы над задачей. Для начала в целях поддержания абстрактности мышления дается общее представление о проблеме без уточнения требований к результату. Затем происходит подразделение проблемы на несколько упрощенных частей, после чего группа работает над самостоятельным поиском возможных задач и путей их решения.

Важно отметить, что и на этой фазе участники имеют дело с проблемой в том виде, в котором они ее понимают, то есть без уточнений. На основном этапе решение задач методом синектики предполагает рассмотрение аналогий, наиболее близких к поставленной проблеме. Завершает эту фазу принятие решения по поводу выбора аналогии, и выполняется сличение из другой сферы и поставленной проблемы. Стоит подчеркнуть важное отличие такого подхода от классического метода мозгового штурма. В случае с синектикой предусматривается и критика предлагаемой идеи со стороны экспертов, а также доведение решения до практики.

Операционные механизмы синектики

Участникам синектических групп приходится работать с широким спектром инструментов, среди которых оперативные механизмы. В частности это может быть игра с метафорами, в которой, опять же, применяются аналогии, схожие с поставленной проблемой. Обычно среди основных целей такой работы отмечают превращение знакомого в незнакомое. Иными словами, происходит устранение рамок и барьеров, что делает эффективнее метод. Синектика дает возможность осмысления проблемы в новой форме и с непривычной точки зрения. Примечательно, что научить психологическим инструментам невозможно. Такие механизмы, как игра с интуицией, предполагают возможность их использования каждым человеком на сознательном уровне.

Виды аналогий в синектике

Аналогии являются ключевым механизмом, который обеспечивает синектический результат. Выделяют несколько видов этого инструмента, в числе которых прямые, фантастические, личные и символические сравнения.

Прямые аналогии предполагают, что сторонний объект будет максимально похож по определенным свойствам на предмет задачи. Аналогии личного свойства ставят целью поиск на основе собственных впечатлений, эмоций, воспоминаний и т. д. Также популярен символический метод аналогий. Синектика в данном случае предписывает участникам выражать проблему через язык метафор и символов. В процессе таких поисков объект переносится из реального мира в систему абстрактных понятий. Схожими чертами обладает и метод с применением фантастических аналогий. Участники наделяют предметы особыми свойствами и качествами, что также позволяет эффективнее решать поставленные задачи.

Плюсы и минусы синектики

К преимуществам метода стоит отнести его универсальность, эффективность по сравнению с альтернативными способами развития абстрактного мышления, а также совершенствование индивидуальных качеств, среди которых интуиция и воображение. Также синектика - один из методов активизации мышления, который предусматривает критические оценки при подготовке результата, что повышает качество работы экспертов. Если говорить о минусах, то главным из них будет сложность. Хотя инструменты и механизмы техники кажутся простыми, организация синектики на профессиональном уровне является довольно сложным мероприятием.

Заключение

Основные принципы синектики предполагают использование различных средств развития воображения и мышления. И сама природа данной техники не исключает ее совершенствования. На сегодняшний день отмечается несколько направлений, в которых развивается метод. Синектика в простейших моделях доступна для реализации одним человеком, который посредством тех же аналогий находит, по крайней мере, оригинальные и новые Другое дело, что эффективность такого подхода будет невысокая. Традиционный подход к синектике все же предполагает групповую работу над проблемой, в которой не исключена и критика предложений.