Баллов 1 метод синектики предусматривает разнородных элементов. Дайте идею, за которую шеф вас уволит: как метод синектики решает проблемы. Четыре вида аналогий

Методы выработки новых креативных идей сегодня востребованы в разных сферах. С их помощью руководители крупных компаний и организаций повышают эффективность деятельности в условиях конкуренции, а творческие группы стимулируют неординарные мыслительные процессы. Существует немало способов и практических приемов для реализации идеи нетривиального подхода в решении задач - от классического мозгового штурма до техники шести шляп. В последнее время стал популярен и другой метод - синектика, эффективность которой давно доказана на практике. Особенностью этой техники является возможность задействования различных приемов, совокупность которых расширяет границы поиска оригинальных решений.

Общие сведения о синектике

Автором метода является Уильям Гордон, который в начале 1950-х годов активно работал над улучшением техники мозгового штурма. Плодом работ ученого и стал синектический подход к решению задач. Это слово означает "соединение разных элементов", что и отражает особенность данного способа. Хотя метод синектики относится к методам активизации творческих навыков, его используют в самых разных сферах, среди которых даже промышленные предприятия.

Первое знакомство с техникой может составить неправильное мнение о ней как о доступной методике. На деле же она требует сложной организации и серьезной подготовки от участников синектической группы. Также надо отметить, что синектика решает конкретные задачи и не предполагает использование закономерностей в развитии разных систем. Как уже отмечалось, данная техника базируется на Если быть точнее, то она представляет его модифицированную версию, рассчитанную на профессионалов.

Социальная значимость метода

Как показывают исследования, современные компании и организации управляются по определенным законам, определяющим их политику. Зачастую строгая приверженность конкретному курсу не позволяет использовать и даже рассматривать способы решения проблем, которые могли бы повысить эффективность деятельности, но противоречат уставу. Нередко принятые правила и нормативы действительно отражают реальность и работают на пользу. Но встречаются и обратные случаи, когда корпоративные законы представлены не более чем набором привычек из прошлого. В свою очередь, новаторские идеи способны без разрушительных процессов изнутри изменить положение, главное, правильно использовать метод. Синектика даже на низших управленческих уровнях позволяет добиться неплохих результатов в процессе принятия решений.

Суть метода

На практике данный метод реализуется на основе принципов аналогии. То есть для решения поставленной задачи перенимается опыт из другой сферы, в которой уже была разрешена схожая проблема. Для иллюстрации такого подхода можно привести пример, который был решен группой Гордона. Перед создателем метода стояла задача того, как с наибольшей компактностью уложить чипсы в упаковку, чтобы они не крошились при этом. Выход из положения был найден с помощью аналогии, которая и продемонстрировала суть метода синектики как способа сравнения. Группа ученого использовала принцип укладки в мешки листьев, которые при этом сохраняли структуру, потому что были влажными. В случае с чипсами использовалась особая формовка и технология смачивания муки, что и позволило сэкономить место в упаковке. Так появилась знаменитая марка «Принглс».

Создание синектического коллектива

Процесс формирования членов группы, которая будет осуществлять метод, включает несколько этапов. На первой стадии проводится тестирование потенциальных участников синектического мероприятия. В ходе испытаний определяется общая эрудиция, уровень образования, гибкость мышления, опыт участия в различных экспериментах. Могут потребоваться и тесты на специализированные знания, которые определяет конкретное назначение методов синектики в определенной сфере. Например, в задачах строительства могут потребоваться знания архитектуры, а в пищевой промышленности - химии. Затем проводится обучение членов группы. Стоит отметить, что на Западе этот метод активно используется в самых разных направлениях, поэтому и учебные центры по синектике достаточно распространены. Завершающий этап - это введение подготовленной группы в реальную среду для работы над заданием.

Порядок реализации метода

Как и любой другой метод генерации новых идей, синектика предусматривает несколько фаз работы над задачей. Для начала в целях поддержания абстрактности мышления дается общее представление о проблеме без уточнения требований к результату. Затем происходит подразделение проблемы на несколько упрощенных частей, после чего группа работает над самостоятельным поиском возможных задач и путей их решения.

Важно отметить, что и на этой фазе участники имеют дело с проблемой в том виде, в котором они ее понимают, то есть без уточнений. На основном этапе решение задач методом синектики предполагает рассмотрение аналогий, наиболее близких к поставленной проблеме. Завершает эту фазу принятие решения по поводу выбора аналогии, и выполняется сличение из другой сферы и поставленной проблемы. Стоит подчеркнуть важное отличие такого подхода от классического метода мозгового штурма. В случае с синектикой предусматривается и критика предлагаемой идеи со стороны экспертов, а также доведение решения до практики.

Операционные механизмы синектики

Участникам синектических групп приходится работать с широким спектром инструментов, среди которых оперативные механизмы. В частности это может быть игра с метафорами, в которой, опять же, применяются аналогии, схожие с поставленной проблемой. Обычно среди основных целей такой работы отмечают превращение знакомого в незнакомое. Иными словами, происходит устранение рамок и барьеров, что делает эффективнее метод. Синектика дает возможность осмысления проблемы в новой форме и с непривычной точки зрения. Примечательно, что научить психологическим инструментам невозможно. Такие механизмы, как игра с интуицией, предполагают возможность их использования каждым человеком на сознательном уровне.

Виды аналогий в синектике

Аналогии являются ключевым механизмом, который обеспечивает синектический результат. Выделяют несколько видов этого инструмента, в числе которых прямые, фантастические, личные и символические сравнения.

Прямые аналогии предполагают, что сторонний объект будет максимально похож по определенным свойствам на предмет задачи. Аналогии личного свойства ставят целью поиск на основе собственных впечатлений, эмоций, воспоминаний и т. д. Также популярен символический метод аналогий. Синектика в данном случае предписывает участникам выражать проблему через язык метафор и символов. В процессе таких поисков объект переносится из реального мира в систему абстрактных понятий. Схожими чертами обладает и метод с применением фантастических аналогий. Участники наделяют предметы особыми свойствами и качествами, что также позволяет эффективнее решать поставленные задачи.

Плюсы и минусы синектики

К преимуществам метода стоит отнести его универсальность, эффективность по сравнению с альтернативными способами развития абстрактного мышления, а также совершенствование индивидуальных качеств, среди которых интуиция и воображение. Также синектика - один из методов активизации мышления, который предусматривает критические оценки при подготовке результата, что повышает качество работы экспертов. Если говорить о минусах, то главным из них будет сложность. Хотя инструменты и механизмы техники кажутся простыми, организация синектики на профессиональном уровне является довольно сложным мероприятием.

Заключение

Основные принципы синектики предполагают использование различных средств развития воображения и мышления. И сама природа данной техники не исключает ее совершенствования. На сегодняшний день отмечается несколько направлений, в которых развивается метод. Синектика в простейших моделях доступна для реализации одним человеком, который посредством тех же аналогий находит, по крайней мере, оригинальные и новые Другое дело, что эффективность такого подхода будет невысокая. Традиционный подход к синектике все же предполагает групповую работу над проблемой, в которой не исключена и критика предложений.

И синектика - разные техники, они обе групповые и обе способствуют выработке новых идей и поощрению креативности. Традиционные сессии проводятся модератором, но могут проходить и без него. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения, не задумываясь о стоимости, возможности реализации и т.п. Также членов группы просят не критиковать никакие идеи, исходящие от их коллег. Вместо этого, они поддерживают "конструирование" идей другими членов группы, развивая и модифицируя их.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения». Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране.

Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово «синектика» – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Но как этого добиться? С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой стороны необходимость системы обучения, измерения контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее «группового мышления». В ходе этой работы в Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике, как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы.

Наблюдения за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей, дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.

Гордон решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы.

Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.

С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

Таким образом в синектике, по мысли Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, -нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание, имеют в группе синекторов большой психологический престиж, каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.

Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, то есть то, что первоначально было названо автором «игра» и «неуместность». Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами.

Вот пять главных принципов, лежащих в основе синектического подхода:

  1. Отсрочка, т.е., по началу поиск новых точек зрения или перспектив а не решений. Например, чем непосредственно обсуждать типов помпы для закачки воды, лучше, если синектическая группа будет беседовать на более общую тему, как вообще передвигать "вещи" с места на место.
  2. Автономность объекта, т.е., позволить проблеме "иметь успех" самой по себе. Например, взамен беседы о том, что осуществимо в отношении создания программного обеспечения для настольной издательской системы, группа может сосредоточиться на том, какова была бы "идеальная" настольная издательская система. Таким образом, проблема в большей степени, чем потенциальные технологические решения, становится центром дискуссии.
  3. Использование "банальностей", т.е., применение привычного для того, чтобы понять неизвестное. Пример такого подхода: группе преподавателей университета даётся задание создать учебный план по информатике для начинающих. Чем фокусироваться на информатике, можно попросить группу сосредоточиться на том, что вообще может быть расценено как "мастерство" в этой области.
  4. Включение/выделение, т.е., чередование общего и специфического, частного, с тем, чтобы специфические примеры были определены и рассматривались как часть большего.
  5. Использование метафор, т.е., использование аналогий для предложения новых точек зрения.

Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: «Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?».

Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.

Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:

  • Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
  • Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
  • Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
  • Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?

Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике наоборот, скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них значительны отличия в эмоциональной сфере.

Уход от специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний, позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли «энциклопедии», либо «адвоката дьявола» в первом режиме он работает скорее пассивно, т.е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы.

В режиме «адвоката дьявола» он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится много работать над адаптацией специфической терминологии своей специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным переводом, а также допускать «вторжение» группы на «территорию» его области знаний.

Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны, обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, например, иные методы решения проблем, как правило, не привлекаются. Можно определить синектику как средство для постановки задач. Собственно нахождение решения есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи есть половина решения.

Блок-схема синектического процесса

1. Постановка задачи

2. Перевод задачи, «как она поставлена» в задачу, «как она понимается».

3. Выявление вопроса, вызывающего аналогии.

4. Работа по поиску аналогий.

5. Использование аналогий:

  • Прямая аналогия
  • Символическая аналогия
  • Личностная аналогия
  • Фантастическая аналогия

6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

Операторы синектики

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний – таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины «интуиция», «эмпатия» и пр. – просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.

Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным, или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.

Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в окончательно обработанном виде.

Глобально синектика включает в себя два базовых процесса:

а) Превращение незнакомого в знакомое.

б) Превращение знакомого в незнакомое.

А. Превращение незнакомого в знакомое

Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему – пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может «проглотить» эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Б. Превращение знакомого в незнакомое

Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества.

Синектика выделяет четыре основных механизма превращения известного в неизвестное:

  1. Личная аналогия
  2. Прямая аналогия
  3. Фантастическая аналогия
  4. Символическая аналогия

По мнению У. Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса. Существует определенная предубежденность изобретателей против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную «механизацию». Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.

Личная аналогия

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа. «Химик делает для себя проблему известной с помощью уравнений, описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой». Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной – означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.

Прямая аналогия

Этот оператор обеспечивает процесс сравнения аналогов, параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать.

Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя «тередо», прокладывающего себе тоннель в бревне. Плодотворность использования аналогий постоянно подтверждается в практической деятельности и в наше время.

Фактически применение прямой аналогии – это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

Фантастическая аналогия

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Символическая аналогия

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что в символической аналогии для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином «поэтический» здесь подразумевается сжатый, образный, противоречивый обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов – «заглавие книги». Здесь необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием». Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

Приведем несколько примеров, такого видения анализируемых объектов:

  • выставка – организованная случайность
  • продажа – формализованное доверие
  • книга – немой собеседник

Применение этого механизма в практической работе очень ценно, так как позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.

Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено очень большое количество эффективно работающих специалистов. Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы.

Итак, в этой и предыдущей статьях мы рассмотрели «методы интуитивного поиска», применяемые при решении проблемы: метод мозгового штурма и синектика.

Мозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей.

Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной «прозрачности». Кажущаяся свобода действий в рамках методов – это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства.

Преодолеть этот уровень ограничений предназначен следующий метод – метод свободного действия. Суть метода не может быть раскрыта в короткой статье. Однако общая направленность используемых механизмов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Этот метод позволяет корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводили во все времена фирмы – пионеры к идеям новых товаров, открывали новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняли само это понятие.

Метод синектики

Синектика (англ. Synectics - совмещение разнородных элементов ) - методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма . Д. Гордон сформулировал в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. Один из эвристических методов.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

Виды аналогий

В методе применены четыре вида аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная.

  1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
  2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) - весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
  3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
  4. Личная аналогия (эмпатия ) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

См. также

Литература

Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). - М .: Речной транспорт, 1991. - 112 с.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Метод синектики" в других словарях:

    МЕТОД СИНЕКТИКИ - – вариант целенаправленного использования для поиска новых идей методов мозговой атаки и аналогии. Высокая эффективностьнайденных решений достигается за счет последовательного отхода, отчуждения от решаемой проблемы, получения ее новых образов… … Философия науки и техники: тематический словарь

    Запрос «Мозговой штурм» перенаправляется сюда; о фильме 1983 года см. Мозговой штурм (фильм). Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой … Википедия

    Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество… … Википедия

    ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

    ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Методы технического творчества это совокупность последовательности операций прогнозирования оптимальных параметров, в наибольшей степени отвечающих общественным или техническим потребностям. Содержание 1 Развитие методики изобретательного… … Википедия

    При поиске решений в экономической сфере используются следующие методы обработки и анализа информации: 1. Эвристические используются когда информации недостаточно и нельзя точно очертить границы применения формализованных методов, оценить допуск… … Википедия

Метод синектики

Автор синектики Уильям Гордой, стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры (рис. 5.8).

Рис. 5.8. Факторы реализации метода синектики

Термин "синектика" означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных "творцов" в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

  • 1) превращение незнакомого в знакомое;
  • 2) превращение знакомого в незнакомое.

В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.

Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.

Для активизации мышления и управления им У. Гордон применил четыре вида аналогий: прямые, личные, символические, фантастические. Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.

Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей, поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают двух-трех специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт.

В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого – сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого – сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме). Подробнее этапы сеанса синектического штурма представлены далее (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Вариант этапов синектического штурма

Номер этапа

Наименование

Время, мин

Формулирование проблемы

Мозговой штурм

Повторное формулирование проблемы

Создание прямой аналогии

Создание личной аналогии

Создание символической аналогии

Создание второй прямой аналогии

Анализ аналогий

Вынужденное согласие

Формулирование вариантов решения

  • 1. Формулирование проблемы заключается в информировании участников о порядке работы и разъяснении сути проблемы. При этом каждый участник штурма сообщает всю имеющуюся у него информацию о рассматриваемой проблеме.
  • 2. Мозговой штурм позволяет собрать (но не оценить) спонтанные предложения по решению проблемы. Участники не должны быть чем-либо обременены.
  • 3. Повторное формулирование проблемы нужно для того, чтобы все участники исходили из одинакового понимания сути решаемой проблемы.
  • 4. Создание прямой аналогии помогает найти соответствия для решения проблемы в другой области на основе генерирования вариантов в рамках бисоциации. Ведущий задает область (природа, техника, история, экономика, социум, искусство, спорт или музыка). Участники ищут ответы на вопрос: "Как в рассматриваемой области решена исследуемая проблема?" Ответы обобщаются, и производится выбор наиболее удачного из них.
  • 5. Создание личной аналогии позволяет участникам вжиться в проблемный предмет, чтобы ответить на вопрос: "Что я чувствую или как я действую, будучи...?" Из наработанных вариантов отбирается наиболее удачный.
  • 6. Создание символической аналогии (исходя из выбранного на предыдущем этапе предложения) побуждает искать необычные сравнения с формами, образами или звуками.

На этом этапе важно "уплотнить ощущение", поэтому допускаются и парадоксальные сравнения, как, например, "стремительная медлительность", "мгновенная вечность" и т.д. И в этом случае производится выбор наиболее удачного варианта решения проблемы.

  • 7. Создание второй прямой аналогии необходимо для того, чтобы осуществить поиск аналогий в другой, не исследованной еще на четвертом этапе, области. По результатам поиска выбирается решение или группа решений.
  • 8. Анализ аналогий производится в виде фиксации признаков и функциональных принципов выбранных аналогий и определения отличительных характеристик.
  • 9. Вынужденное согласие начинается с того, что список признаков проецируется на исходную проблему: "Что означают эти признаки в контексте проблемы?" Участники должны вернуться к постановке вопроса и найти приемлемые идеи, договорившись между собой.
  • 10. Формулирование вариантов решения происходит с учетом тех идей, которые были разработаны на девятом этапе. Их количество не имеет значения – решающим является способность участников выработать идеи, которые можно подвергнуть дальнейшей разработке, потому что именно это и есть цель синектической) сеанса.

Метод коллективных ассоциаций

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Структурная схема метода коллективных ассоциаций

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дастся определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных.

Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков. Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Для найденных решений снова можно искать дальнейшие способы их реализации.

Методы, использующие карточки

Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации.

К методам, использующим карточки, относятся : метод анкетирования Кроуфорда, метод 635, диаграмма родового сходства, техника расчленения.

  • Данные методы подробно рассмотрены в .

Синектика относится к методам психологической активизации творческого процесса. Слово "синектика" в переводе с греческого означает "совмещение разнородных элементов". В полном словаре английского языка такое определение: "Синектические группы - группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов". Синектика предложена Уильямом Гордоном (СМИ) в середине 50-х годов.

В основу синектики положен мозговой штурм. Однако обычный мозговой штурм проводится людьми, которые не обучены специальным творческим приемам. Синектика предполагает создание постоянных групп. Такие группы, накапливая приемы, опыт, естественно, работают сильнее случайно собранных коллективов.

Цель метода . Направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Синектика широко использует аналогии и ассоциации, помогающие находить новые идеи. Можно сказать так: синектика - это профессиональный мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий и ассоциаций.

В синектические группы обычно включают людей разных специальностей (за обучение одной группы фирма "Синектис" берет от 20 до 200 тысяч долларов; заказчики - Дженерал Моторс, ИБМ, Дженерал Электрик и другие крупнейшие фирмы). Решение задачи синектической группой начинается с ознакомления с "проблемой, как она дана" (ПКД). Затем группа, уточняя проблему, превращает ее в "проблему, как она понима­ется" (ПКП). Далее начинается собственно решение, основанное, как пишет У.Гордон, на превращении непривычного в привычное и привычного в непривычное, то есть на систематических попытках взглянуть на задачу, с какой-то новой точки зрения и тем самым сбить психологическую инерцию. Достигается это а) применением аналогии, б) развитием неожиданных ассоциаций.

Структура современного синектического процесса представлена на рис. 15.

Ее основные блоки предусматривают выполнение следующих процедур :

1. Формируют проблему в общем виде. Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из синекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое формулирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обслуживания некоторых признаков задачи, например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло.


На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний.

В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) и разъяснить сущность действительной проблемы.

Синекторы называют этот этап формулировкой "проблемы, как она дана" (ПКД).

3.Начинают анализ проблемы. Этот этап синекторы проводят совместно с экспертом. Изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в некоторые

привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цепь решения. После объяснения сути проблемы и ее целей членам синектической группы дается возможность сформулировать ее так, как они ее понимают или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществить поиск решения задачи. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпроблемы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.

Этот этап синекторы называют формулировкой "проблемы, как ее понимают" (ПКП).

3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.

Для этого начинают экскурсию по различным областям техники, живой природы, политики, психологии, религии и тому подобное с целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далеких от данной областях. Основная цель экскурсии -найти новую точку зрения на рассматриваемую проблему. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждения темы и, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления.