Материальные и социальные гарантии сотрудников прокуратуры. Сколько зарабатывает помощник прокурора – обзор

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 44. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников. 1. Денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада, доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия службы в размере 50 процентов должностного оклада, за сложность, напряженность и высокие достижения в труде - в том же размере, процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", денежного поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год, стоимости продовольственного пайка (если паек не выдан в натуральной форме).

Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Генерального прокурора Российской Федерации, который составляет 98 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации устанавливаются размеры доплат за классный чин в процентном отношении к должностному окладу, а размеры ежегодных доплат за выслугу лет - в должностных окладах, включая доплаты за классный чин.
Процентные надбавки за ученую степень и ученое звание выплачиваются кандидатам наук или доцентам в размере 5 процентов, докторам наук или профессорам - 10 процентов должностного оклада, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" - в размере 10 процентов должностного оклада.
Денежное поощрение прокурорских работников по итогам работы за квартал и год, а также оплата труда других работников органов и учреждений прокуратуры определяются по нормам, установленным для работников органов исполнительной власти.
2. Пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины, и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, установленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим классные чины, при выходе в отставку, увольнении на пенсию в связи с выслугой лет или по инвалидности, а также по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при наличии права на эту пенсию выплачивается выходное пособие за полные годы выслуги:
менее 10 календарных лет - 5 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин;
от 10 до 15 календарных лет - 10 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин;
от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин;
свыше 20 календарных лет - 20 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин.
Выходное пособие при увольнении указанных лиц в связи с совершением порочащих их поступков не выплачивается.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им начислена.
3. Прокурорские работники, имеющие классные чины, вправе по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), в сельской местности - любым попутным транспортом, а работники транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков - всеми видами железнодорожного, речного, морского, воздушного транспорта независимо от их ведомственной принадлежности; при направлении в служебные командировки они пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.
Прокурорским работникам, переведенным на постоянную работу в другую местность, расходы по их переезду и переезду членов их семей возмещаются в полном объеме.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность, а также нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом дополнительной жилой площади не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты в первоочередном порядке, но не позднее шести месяцев, независимо от срока их проживания в данном населенном пункте.
Прокуроры и следователи имеют право на дополнительную жилую площадь.
Прокуроры и следователи имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.
Занимаемые прокурорами и следователями в домах государственного и муниципального жилищных фондов жилые помещения в случае их освобождения предоставляются другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств при условии их работы в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской Федерации не менее 10 лет.
5. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим классные чины, и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе проживающим в приватизированных жилых помещениях, а также 50-процентная скидка в оплате всех коммунальных услуг (электроэнергия, газ, центральное отопление, водоснабжение и другие), за пользование телефоном независимо от вида жилищного фонда.
В жилых помещениях, занимаемых прокурорами и следователями, во внеочередном порядке устанавливается за счет средств местного бюджета телефон. В таком же порядке предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах - интернатах, летних оздоровительных учреждениях детям прокуроров и следователей.
6. Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников органов и учреждений прокуратуры и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
7. Прокуроры и следователи, научные и педагогические работники, имеющие классные чины и уволившиеся в связи с выходом на пенсию на основании пункта 2 настоящей статьи, пользуются по предъявлении пенсионного удостоверения правами и социальными гарантиями, предусмотренными абзацем 1 пункта 3, абзацем 1 пункта 5 настоящей статьи.
За членами семей указанных в абзаце 1 настоящего пункта лиц, проживающими совместно с ними, а также за членами семей умерших работников органов и учреждений прокуратуры, получающими в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи пенсию по случаю потери кормильца, сохраняется социальная гарантия, предусмотренная абзацем 1 пункта 5 настоящей статьи.
Медицинское обслуживание получающих пенсию работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, а также лиц, указанных в абзаце 2 настоящего пункта, осуществляется в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.".
10. Пункт 1 статьи 45 дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
"Прокуратура Российской Федерации также имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.".
Абзац третий пункта 1 считать пунктом 2.
Пункты 2 - 5 считать пунктами 3 - 6.
В пункте 3 (в новой редакции) слова "служебного огнестрельного" заменить словами "боевого ручного стрелкового".
11. Статью 46 изложить в следующей редакции:
"Статья 46. Структура и организация органов военной прокуратуры
1. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее - органы военной прокуратуры).
В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско - следственные и следственные участки.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление прокурорского надзора может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации и других воинских формирований. Иные организационно - штатные вопросы в пределах установленной штатной численности решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил, командованием Федеральной пограничной службы и других воинских формирований Российской Федерации.
3. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестование военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
4. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами.".
12. Дополнить закон статьей 46.1 следующего содержания:
"Статья 46.1. Главная военная прокуратура
1. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старшего помощника по особым поручениям и помощников по особым поручениям.
2. Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях утверждаются Главным военным прокурором.
3. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров - криминалистов и прокуроров - криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.
4. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, определяемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.".
13. Статью 47 изложить в следующей редакции:
"Статья 47. Полномочия военных прокуроров
1. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Военные прокуроры также вправе:
участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов, независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;
проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск, органами и учреждениями внутренних дел.".
14. В статье 48 пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона.".
В пунктах 3 и 4 исключить слова "сроком на пять лет".
В пунктах 5 и 7 исключить слова "групп войск" в соответствующих падежах.
Абзац 1 пункта 8 после слов "Вооруженных Силах Российской Федерации" дополнить словами "Федеральной пограничной службе Российской Федерации"; после слов "О статусе военнослужащих" дополнить словами "и настоящим Федеральным законом".
Пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Определение офицеров на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнение их в запас (отставку) производится по представлению Генерального прокурора Российской Федерации или Главного военного прокурора.
Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава производится Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.".
Пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Должности военных прокуроров и следователей и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.
Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.
При увольнении офицеров военных прокуратур (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие воинскому званию классные чины, а при определении на военную службу прокурорско - следственных работников, имеющих классные чины до старшего советника юстиции включительно, им присваиваются соответствующие воинские звания.".
Пункт 12 изложить в следующей редакции:
"Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор Российской Федерации.".
Пункт 13 после слов "выделяется за счет" дополнить словами "и пропорционально численности".
15. Пункты 2 и 3 статьи 49 изложить в следующей редакции:
"2. Денежное довольствие военных прокуроров и следователей состоит из оклада по должности, оклада по воинскому званию, надбавок за выслугу лет, за особый характер службы в размере 50 процентов оклада по должности, за сложность, напряженность и специальный режим службы в том же размере, процентных надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады военных прокуроров и следователей устанавливаются по правилам, изложенным в абзаце 2 пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона. Выплата денежного довольствия производится Министерством обороны Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.
3. Военным прокурорам и следователям, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.".
Дополнить указанную статью пунктом 4 следующего содержания:
"4. Правовое положение и материальное обеспечение гражданского персонала органов военной прокуратуры определяются по правилам, предусмотренным для работников территориальных прокуратур.".
16. Пункты 1 и 2 статьи 50 после слова "командованием" дополнить словами "Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских формирований".
17. Статью 54 изложить в следующей редакции:
"Статья 54. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Федеральном законе
Содержащиеся в настоящем Федеральном законе наименования обозначают:
прокурор (в пункте 3 статьи 1, статье 3, пункте 3 статьи 4, пунктах 1 и 2 статьи 5, статьях 6, 7, 10, пункте 1 статьи 22, статье 25, статье 27, пункте 1 статьи 30, пункте 1 статьи 33, статье 34, пунктах 1 - 4 статьи 35, статье 37, пунктах 1 и 3 статьи 40, пункте 1 статьи 40.1, статье 40.4, подпункте "б" пункта 2 и пункте 3 статьи 40.5, пункте 5 статьи 41, статье 41.1, статье 41.5, статье 42, пункте 3 статьи 43, пункте 2 статьи 43.4 пунктах 2, 3, 4, 5 и 7 статьи 44, статьях 45 и 47, пунктах 1, 2, 6, 9 - 12 статьи 48, статье 49 настоящего Федерального закона) - Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры - криминалисты и прокуроры - криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции;
прокурорские работники - прокуроры и следователи, а также имеющие классные чины (воинские звания) другие работники органов и учреждений прокуратуры.".

Помощник прокурора готовит материалы для выступлений в суде, собирает доказательства и выстраивает линию обвинения. Он должен обладать острым умом, аналитическими способностями и ораторским мастерством. По поручению начальства, он проводит проверки и выявляет противоправные действия руководителей всех рангов.

Оклады профессионалов

Заработок специалистов включает в себя оклад, положенный к занимаемой должности, доплату за звание и стаж работы.

В таблице показаны оклады помощников прокуроров в зависимости от места проживания и занимаемого поста:

Стар. пом. прокурора Пом. по особым делам Ассистент
тыс. руб. USD тыс. руб USD тыс.руб. USD
Генпрокуратура РФ 84,1 – 86,2 1330-1362 80,3 – 82,1 1267-1299 66,4 – 68,1 1045-1077
Прокуратуры крупных городов
Прокуратуры средних городов (5 – 6 гр.) 59,2 – 61,4 934 — 966 58,3 – 60,4 919 — 950 52,2 – 54,3 824 — 855
В маленьких городах (7 группа) 58,5 – 60,1 919 — 950 57,3 – 59,2 903 — 934 51,1 – 53,4 808 – 839

Для сравнения – зарплаты прокуроров на руководящих постах:

  • — / — в Ген. прокуратуре – 90000 руб. ($1425);
  • зам. прокурора – 70 – 80 тыс. ($1109 – 1267);
  • начальник следственного отдела – 80 – 85 тыс. ($1267 – 1346).


К 1 группе относятся города, в которых проживает более 1500 тыс. человек . Во 2 группе – населенные пункты с населением до 1 млн 500 тыс. чел .

В 2018 году Правительство запланировало снижение расходов на прокурорские органы до 61,1 млрд руб ., а в 2019 – до 60,6 млрд . В связи с этим решением, возможны серьезные сокращения количества служащих, но те, кто останутся, будут получать повышенный оклад и хорошее материальное обеспечение.

Оплата труда коллег в военном ведомстве

Оклады сотрудников прокуратуры определяются в процентном соотношении к тарифной ставке Первого зама Генпрокурора РФ. Его ставка, в сою очередь, составляет 80% от оклада Председателя ВС РФ, т.е. 25678 руб . ($407). Исходя из этих данных, можно рассчитать доходы всех сотрудников.


В таблице показаны оклады служащих прокуратуры военного ведомства в процентном соотношении:

Ведомство

Старший пом. военного пр-ра Пом. по особым поручениям Помощник военного прокурора
Гл. военная прокуратура 86 82
Военная — / — областей, АО и краев 72 70 62
— / — городов и районных центров:
число служащих – свыше 10 чел. 62 57
от 6 до 10 сотрудников 61 54
до 6 человек 60 53

Доплаты и поощрения

Помощник прокурора района получает оклад 20 – 25 тыс. руб . ($317 – 396). Ежемесячный доход работников прокуратуры не состоит из одного только оклада. Ежемесячные доплаты составляют большую часть заработка.


Они включают:

  • поощрительные премии;
  • выплаты за классность;
  • за научную степень;
  • за особые заслуги;
  • за работу с секретной информацией.

Общая сумма доплат и поощрений может увеличить оклад в несколько раз.

По закону РФ определены коэффициенты денежных доплат для сотрудников прокуратуры:

  • старший пом. генпрокурора РФ, выполняющий особые поручения – 4;
  • старший пом. Первого зама генпрокурора РФ – 2,5;
  • пом. прокурора по особым поручениям в регионах РФ – 1,75;
  • пом. прокурора – 1.

Льготы для сотрудников

Помощники прокуроров пользуются теми же льготами, что и все служащие органов прокуратуры:

  1. Пенсия составляет 80% от основного оклада + обязательная доплата — 5,5% от той же сумы.
  2. Бесплатное медобслуживание для сотрудников и их семей.
  3. Предоставляется оплачиваемый отпуск на 30 полных суток + дополнительный отпуск по необходимости.
  4. Государство предоставляет бесплатное страхование здоровья, жизни и имущества за счет бюджета.

Выплаты производятся исходя из страхового случая:

  • если выполнение служебных обязанностей повлекло за собой смерть работника, то его семья получит 180 окладов служащего;
  • если вследствие полученных травм наступила инвалидность, исключающая выполнение должностных обязанностей, выплачивают 36 окладов;
  • в случае получения телесных повреждений, не повлекших за собой инвалидности, сотрудник получает 12 окладов;
  • ущерб, нанесенный имуществу работника прокуратуры или его семьи, возмещается в полном объеме из госбюджета страны.
  1. Предоставляется бесплатный проезд во всех видах транспорта, кроме такси.
  2. Нуждающимся в улучшение жилищных условий, приобретают отдельное жилье из средств федерального бюджета, выделенных на эти цели.
  3. Компенсируют аренду жилья.
  4. Детей работников прокуратуры обеспечивают внеочередными местами в детских садах, школах и летних лагерях отдыха.

Работа помощника прокурора не только престижна, но и довольно прибыльна, к тому же, есть реальная возможность подниматься по карьерной лестнице.


Выслуга лет определяет основной достаток сотрудников. Чем дольше человек служит в прокуратуре, тем выше его зарплата.

Должностные обязанности

Помощником прокурора становятся выпускники юридических ВУЗов, окончившие курсы последипломного образования. Студенты, желающие работать в органах прокуратуры, стремятся проходить там практику. Это помогает глубже вникнуть в работу, определить свою специализацию и познакомиться с коллективом.


Незнакомого человека на службу в прокуратуру не примут — работа с секретной документацией требует предельной осторожности.

Если студент успевает проявить себя с лучшей стороны, то есть шанс, что его примут, когда появится вакансия.

Основные обязанности специалиста:

  • надзор за исполнением законов на вверенной территории;
  • за выполнением Конституционных прав и свобод граждан;
  • за законностью действий судебных приставов;
  • за соблюдением законов и прав граждан в государственных учреждениях;
  • принимает участие в судебно-следственных процессах;
  • осуществляет противодействие коррупции;

    Сколько зарабатывает помощник прокурора – обзор

    5 (100%) проголосовало 1

Рисунок Дмитрия Петрова

С 1 января 2013 года в силу вступил ряд законопроектов, благодаря которым серьезно увеличивается зарплата работникам Следственного комитета, прокуратуры и судебных органов РФ. Ожидается, что резкий скачок денежного довольствия сотрудников контрольно-следственных органов будет способствовать антикоррупционной политике, рьяно пропагандируемой в последнее время в медиапространстве. Корреспондент “Солидарности” посчитал чужие деньги и выяснил у экспертов, поможет ли эта мера противодействию коррупции в силовых структурах.

ПУСТЫЕ ЦИФРЫ

При разработке этого материала не покидало ощущение, что система оплаты труда силовиков специально запутана, чтобы простому смертному, даже вооруженному таким мощным средством добычи информации, как Интернет, было максимально сложно понять, что к чему. Прежде всего, не пугайтесь приведенных в материале таблиц: они помогут нам разобраться в том, сколько и за что получают силовики. Главное, после прочтения вы сами сможете высчитать примерное денежное вознаграждение сотрудников упоминаемых нами ведомств. Говорим “примерное”, потому что, во-первых, не учитываем вычет налога на доходы физических лиц (13%) и возможные профсоюзные отчисления сотрудников. А во-вторых, конечная зарплата каждого конкретного работника силового ведомства зависит от его звания, выслуги лет, ученой степени, отличия в работе за отчетный (месячный, квартальный) период и так далее. Эти и другие факторы учесть невозможно, однако базис при начислении денежного довольствия высших чинов Следственного комитета, прокуратуры и судей мы вам обязательно дадим.

Если посмотреть на таблицу должностных окладов сотрудников СК РФ (постановление Правительства РФ от 20.06.2011 № 481), вам гарантированно ничего не будет ясно (см. таблицу № 1).

Потому что размер их оклада указывается в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя председателя СК РФ - а та цифра в рублях, от которой нужно “плясать” в расчетах, не указывается. Причем оклады градируются еще и по территориям (для Центрального аппарата, для структур в субъектах Федерации, в городах и т.д.; в других таблицах - для учреждений и организаций, военных следственных органов СК РФ).

Точно так же обстоят дела с окладами работников органов прокуратуры, с той же градацией по территориям. Здесь разница в том, что базовая часть зарплаты у прокурорских работников устанавливается в процентном отношении к окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ - те же проценты, и никакой конкретики (см. таблицу № 7).

Обратите внимание на характерные прочерки напротив должностей Генпрокурора и его первого зама.

Наконец, оклады судей Конституционного суда РФ указаны в процентном отношении к окладу председателя КС РФ, а базовые части зарплат у “обычных” судей процентуются от должностного оклада председателя Верховного суда РФ (см. таблицу № 3).

Все это прописано в Федеральном законе от 25.12.2012 № 269.

Сами по себе эти проценты - пустые цифры, потому что не дают никакого представления о базовом денежном вознаграждении в рублях. Задача теперь: узнать оклады первого зама главы СК РФ, первого зама Генерального прокурора РФ и председателя Верховного суда.

КЛЮЧИ К “СЕЙФУ”

Здесь все еще больше запутано. Согласно ФЗ от 28.12.2010 № 403 “О Следственном комитете РФ” оклад первого зама председателя СК почему-то составляет 80% от должностного оклада председателя Верховного суда РФ, а его оклад, в свою очередь, равняется 98% от оклада председателя Конституционного суда РФ. В чем тут логика - непонятно.

Вы не поверите, но оклад главы КС РФ еще до 1 января 2013 года определялся постановлением Верховного Совета РФ от 28.01.1993 № 4400-1, подписанным Русланом Хасбулатовым! Тогда, двадцать лет назад, должностной оклад уже равнялся 72 тысячам рублей в месяц! Однако, что удивительно, в соответствии со свежеиспеченным указом президента РФ от 19.03.2013 № 207, должностной оклад председателя Конституционного суда России стал вдвое меньше - 32 752 рубля в месяц. Вот она, заветная цифра, от которой мы и начнем “плясать”.

Для начала определим оклад зама председателя СК РФ: 80% от 32 096 рублей (оклад главы ВС РФ) - это 25 677 рублей в месяц. Теперь вы и сами можете высчитать базовую часть зарплаты, например, у старшего следователя центрального аппарата СК РФ (74%) - это чуть более 19 тысяч рублей.

С прокурорскими работниками все идентично: оклады устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу первого зама Генпрокурора РФ, а у него - 80% должностного оклада председателя ВС РФ, то есть те же 25 677 рублей в месяц. Далее, глядя в таблицу № 7, можете считать сами.

И, наконец, судебный блок. Тут еще проще, так как точкой отсчета является оклад председателя ВС РФ (32 096 рублей в месяц).

ПРОКУРОРАМ ДОБАВЯТ

Не обольщайтесь низкими, в общем-то, цифрами: к ним мы еще не применили нормы законопроектов, о которых говорили в самом начале и которые многократно увеличивают денежное вознаграждение силовиков. Теперь как раз переходим к главному.

Законопроект о внесении изменений в ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации” в части совершенствования системы денежного содержания прокурорских работников был подписан президентом РФ 30 декабря 2012 года. А его “брат-близнец”, законопроект о внесении изменений в ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации” (в части совершенствования системы денежного содержания сотрудников СК РФ), Владимир Путин подписал 11 февраля текущего года.

Оба документа предполагают четкий порядок повышения доплат за особые условия службы и прокурорским работникам, и сотрудникам Следственного комитета. Почти двукратное повышение этой доплаты произойдет за один 2013 год, в три захода: с 1 января - до 100% должностного оклада, с 1 апреля - до 125%, с 1 октября - до 175%.

Кроме того, благодаря отдельным поправкам, установлен новый порядок специального обязательного ежемесячного денежного поощрения и тех и других (см. таблицы № 6 и № 2).

Простой пример. Берем старшего прокурора при Генпрокуратуре РФ: с 1 января этого года его ежемесячное денежное вознаграждение, по очень грубым подсчетам, составляет порядка 76 тысяч рублей в месяц (19 тысяч оклад + 100% доплаты за особые условия службы + 2 оклада по ежемесячному денежному поощрению). Это, как уже говорилось, без учета его звания, выслуги лет и так далее.

С принятием этих законопроектов полностью выполнено поручение президента РФ - повысить уровень оплаты труда работников всего силового блока, - рассказала корреспонденту “Солидарности” одна из авторов обоих законопроектов, председатель комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. - Теперь уровень оплаты труда сотрудников правоохранительных органов стал адекватным. Это, безусловно, будет способствовать повышению качества работы, в том числе следователей, привлечению молодых квалифицированных кадров. В целом повысит уровень общественной безопасности, будет способствовать дальнейшему противодействию коррупции. Считаю принципиально важным тот факт, что в последние годы государство последовательно реализует комплекс мер по обеспечению безопасности как приоритет государственной политики.

Но у судейского корпуса все еще круче. Похожий законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей РФ”, подписанный президентом 25 декабря прошлого года, был внесен на рассмотрение Госдумы комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству. В проекте, в частности, введена система расчета размера окладов “за квалификационный класс судей” в процентном отношении к должностным окладам (см. таблицу № 5).

И, кроме того, никто не забыл об обязательном ежемесячном денежном вознаграждении (см. выше таблицу № 3, правый столбец).

Теперь, когда мы вооружены фактурой, давайте замахнемся на святая святых - подсчитаем примерное денежное вознаграждение председателя Верховного суда РФ. Берем: оклад 32 096 + надбавку за высший квалификационный класс (150% от оклада, или 48 144 рублей) + ежемесячную доплату за выслугу лет (свыше 20 лет, 50% от оклада, или 16 048 рублей) + ежемесячное денежное поощрение (7 окладов, или 224 672 рублей). Итого: 320 960 рублей в месяц. К тому же тут мы не учли, например, надбавки за ученую степень, почетные звания, квартальные премии и, скорее всего, что-нибудь еще.

КТО ВЫИГРАЛ?

Как уже говорилось, резкий скачок заработной платы у силовиков и судей - это результат стремления власти снизить коррупционную составляющую. Насколько эта мера эффективна, сказать сложно, однако уже сейчас можно констатировать, что реформа зарплат обошлась государству “в копеечку”.

Согласно заключению комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации РФ, на реализацию указанных мероприятий в органах прокуратуры в 2013 году потребуется 7,2 млрд рублей, а в 2014 - 15,7 млрд. Повышение денежного вознаграждения работникам Следственного комитета РФ в этом году обойдется государству в 4,2 млрд рублей, в следующем - в 9,9 млрд. А денежное содержание судебной системы только в этом году откусит, ни много ни мало, 66 млрд рублей бюджетных средств.

Вместе с тем при внимательном рассмотрении оказывается, что под раздачу серьезных надбавок подпали руководящие звенья контрольно-следственных органов различного уровня. А вот те, кто работает “на земле” (районные и городские прокуратуры, следователи городских отделов и районных управлений СК), “сливок” не получат. Хотя именно они, находящиеся в начале профессиональной карьеры, нуждаются в особой заботе государства. И они же, кстати, подвержены большим коррупционным рискам, нежели вышестоящие чины.

Мы, как общественный антикоррупционный комитет, поддерживаем эту идею, но только если она касается именно исполнителей, - заявил “Солидарности” Мансур Юсупов, председатель Московского антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате. - И в первую очередь речь идет о следователях, которые работают день и ночь.

Мансур Равилович рассказал, что его сын, окончивший МГУ с отличием, уже год работает следователем и раскрывает самые тяжкие преступления (изнасилования, убийства), а получает 18 - 20 тысяч рублей в месяц. “После аттестации, повышения в звании и индексации через год должно быть 35 - 40 тысяч, но все равно этого мало”, - отметил Юсупов.

“А”-СПРАВКА

Минимальный размер оплаты труда в 2013 году для трудоспособного населения России - 5205 рублей.

Среднемесячная начисленная заработная плата в феврале 2013 года, по оценке Росстата, составила 27 110 рублей.

Минимальный потребительский бюджет в России составляет около 20 000 рублей.

Для того чтобы поднять планку МРОТ до потреббюджета, по расчетам Минфина требуется 65 млрд рублей.

Работники прокуратуры являются представителями властей, а потому в отношении них действует ощутимая социальная защита, которая распространяется и на членов прокурорских семей. Предоставляя прокурорам ряд привилегий, государство компенсирует сложность их ежедневного труда и высокий уровень ответственности. Из данной статьи вы узнаете о том, какие положены льготы работнику прокуратуры, какими он обладает правами, какое ему полагается денежное содержание.

Права работников прокуратуры

В связи с тем, что работа сотрудников прокуратуры связана с повседневным напряжением, высоким уровнем ответственности и в некоторой степени – опасностью, Правительство наделило их некоторыми особыми правами:

Особое право работника прокуратуры Комментарий
Право на личную безопасность Прокуратура РФ располагает службой обеспечения безопасности и физической защиты сотрудников.
Право на постоянное ношение и хранение боевого оружия Имеется в виду боевое ручное стрелковое оружие (револьвер, пистолет), а также спец. средства защиты. Данное право призвано обеспечить максимальную личную защиту прокуроров.
Право на обязательное личное страхование Работники прокуратуры в обязательном порядке подлежат личному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, составляющую 180 размеров ежемесячного денежного содержания.
Право на погребение за счет бюджета прокуратуры Погребение проводится полностью за счет средств, выделенных на дела органов прокуратуры, если прокурорский работник погиб в период выполнения служебных обязанностей или умер уже после увольнения из прокуратуры от причиненного вреда здоровью в связи с исполнением в прошлом обязанностей прокурора.

Денежное содержание социального обеспечения прокуроров

Денежное довольствие – основной источник дохода прокурора, призванный стимулировать его к добросовестному исполнению служебных обязанностей.

Генеральному прокурору размер денежного вознаграждения утверждается Президентом страны. Работникам прокуратуры – Правительством России по представлению Генпрокурора. Рассчитывается оклад прокурорских сотрудников путем вычисления процента от должностного оклада первого заместителя Генпрокурора России (его зарплата, в свою очередь, равна 80% от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ).

Помимо основного оклада работники прокуратуры получают различные премии, надбавки и доплаты. Денежное содержание значительно увеличивается за счет:

  1. Премий (квартальных и годовых) по результатам службы за указанные периоды (300%).
  2. Надбавок (в процентном отношении к окладу) :
    • за наличие ученой степени и ученого звания (По специальности, которая соответствует должностным обязанностям прокурора. За присвоение квалифицированного звания III класса – 5%, II класса – 10%, I класса – 20%, высшего класса – 30%);
    • за присуждение почетного звания “Заслуженный юрист РФ”.
  3. Доплат к окладу:
    • за выслугу лет (10% за выслугу от 2 до 5 лет, 15% – от 5 до 10 лет, 20% – от 10 до 15 лет, 25% – от 15 до 20 лет, 30% – от 20 до 25 лет, 40% – от 25 лет);
    • за присвоенный классный чин;
    • за работу с секретными сведениями, составляющими государственную тайну (60%);
    • за высокие достижения, напряженность и сложность работы (до 50%, устанавливается руководителем органа на основании объема работ и итогов службы);
    • за риск для жизни при выполнении служебных обязанностей в мирное время;
    • за особые условия службы (175%);
    • за несение службы на территории Крайнего Севера и других местностей с суровыми климатическими условиями.

Страхование

Важно! Если человек, признанный виновным в гибели прокурора, совершил злоумышленные действия не по причине исполнения прокурорским сотрудником его служебных обязанностей, страховая сумма семье погибшего не выплачивается.

Органами государственного страхования будут выплачены страховые суммы сотруднику прокуратуры при наступлении следующих случаев:

  1. Работнику прокуратуры был причинен вред здоровью или какие-либо телесные повреждения, из-за чего он утратил трудоспособность и возможность когда-либо вернуться к профессиональной деятельности. В такой ситуации назначается единовременная выплата в сумме 36 размеров среднемесячного денежного содержания и ежемесячная компенсация , равная разнице между размером среднемесячного денежного содержания и величиной пенсионного пособия по инвалидности (без принятия во внимание выплат по обязательному личному страхованию).
  2. Сотруднику прокуратуры были нанесены телесные повреждения или причинен вред здоровью, что привело к его нетрудоспособности, но при этом возможность дальнейшей профессиональной деятельности сохраняется. Выплата составит 12 размеров среднемесячного денежного содержания .
  3. Прокурор погиб во время несения службы по причине выполнения своих должностных обязанностей или умер после увольнения из органов прокуратуры от ущерба, причиненного здоровью, или от телесных повреждений, нанесенных злоумышленником в связи с прокурорской деятельностью жертвы в прошлом. Правопреемникам выплачивается 180 размеров среднемесячного денежного содержания прокурорского сотрудника.

Какие установлены льготы работнику прокуратуры

Материальное и социальное обеспечение сотрудников органов прокуратуры касается всех основных сфер жизни общества:

Льгота Комментарий
Зачисление детей прокуроров в ДОУ в льготном порядке Дети работников прокуратуры принимаются в детские сады и школы без ожидания очередей, а летом им предоставляется бесплатная путевка в оздоровительные детские лагеря (тоже без очереди).
Предоставление жилого помещения Прокурору предоставляется жилье из служебного фонда, которое на усмотрение руководства может быть передано сотруднику в собственность. В некоторых случаях выплачивается жилищная субсидия, которой хватает на покупку квартиры площади, рассчитанной по региональным нормативам квадратуры жилья.
Бесплатные лекарства и медицинские приборы Лекарственные препараты предоставляются бесплатно по рецепту врача за счет служебного фонда.
Бесплатный проезд на общественном транспорте Билеты покупаются ведомством у транспортных компаний, а затем выдаются прокурорам (на городской и пригородный транспорт).
Приобретение билетов и бронирование отеля При направлении в служебную командировку
Пенсионное обеспечение Пенсия назначается прокурорам как и сотрудникам ОВД, в льготном порядке и повышенном размере.

Компенсация членам семьи в случае смерти работника прокуратуры

Важно! Если имуществу семьи работника прокуратуры был причинен вред, и злоумышленник действовал так по причине исполнения прокурором его прямых обязанностей, государство полностью компенсирует понесенный ущерб.

Прежде всего, следует разобраться, кто именно относится к членам семьи прокурора или бывшего работника прокуратуры. Когда говорят о выплатах семье прокурорского сотрудника, подразумеваются:

  • муж/жена , с которым(ой) заключен официальный брак;
  • вдовец/вдова погибшего прокурорского работника (также официально зарегистрированные в браке);
  • иждивенцы (лица, пребывающие на полном содержании у прокурора – выполняющего служебные обязанности или уволенного со службы);
  • несовершеннолетние дети , дети-инвалиды старше 18 лет (если инвалидность была установлена до наступления совершеннолетнего возраста), дети не старше 23 лет при прохождении обучения в университете по очной форме.

Если случилось так, что прокурорский работник скончался во время несения службы по причине нанесения его здоровью тяжкого вреда в связи с исполнением его непосредственных служебных обязанностей, семья погибшего получит значительную компенсацию. Все члены семьи, находившиеся на иждивении умершего прокурора, будут каждый месяц получать компенсационную сумму, которая рассчитывается как разница между их долей денежного содержания прокурорского работника (рассчитывается путем деления среднемесячного денежного содержания прокурора на количество иждивенцев, включая трудоспособных членов семьи) и оформленным пенсионным пособием по потере кормильца.

При этом деньги, выплаченные семье по программе обязательного государственного личного страхования, к учету не принимаются (работники органов прокуратуры в обязательном порядке подлежат личному страхованию за счет федерального бюджета).