В каком режиме фотографировать концерты. Чем ближе к исполнителям, тем лучше. Автоматика или ручные настройки

Пролистав сеть Интернет на тему фотосъемки концертов особо никакой толковой информации не нашел, в основном пишут про аккредитацию. Мне приходилось всего однажды писать запрос на аккредитацию съемки концерта Дельфина, да и то просто спросил разрешат ли фотографировать. Отправил администратору стандартный текст с ссылками на свои работы, написал о том, что не буду размещать неудачные кадры, никогда не пользуюсь вспышкой, что не нарушит комфорт исполнителя, и могу для утверждения прислать снимки. Ответили довольно быстро, что переживать не стоит, на концертах Андрея снимать разрешается всем.

Я напишу об собственноручно набитых шишках и сделанных выводах, что, надеюсь, поможет Вам в Вашем опыте концертных съемок и ответит на возможные Ваши вопросы.

1. Техника
Оптика должна быть максимально светосильной, а тушка максимально скорострельной.
Что касается тушки, это не такое критичное правило, как может показаться. Снимал я не хуже и на canon 450D, но обидно что много «вкусных» кадров пропускал из-за того, что фотоаппарат находился в состоянии "busy". Перейдя на canon 7D таких проблем не стало.
А вот оптика - это критично. Пробовал снимать со светосилой (диафрагмой) в 3,5-4,5ед.: получается ужасно, как будто концерт негров в угольной шахте. Поэтому использую "полтинник" canon 50/1,4. Думал перейти на 35/1,4, но на камере с кроп-фактором особого эффекта широкого угла не будет, так как в результате все равно выйдет "полтинник".
Так же очень важно наличие скоростных карт памяти. Медленная карточка сведет на нет всю прелесть современной тушки.

2. Настройки
По настройкам во время съемки всё есть в первой лекции нашей фото-школы. Отошел подальше от сцены - можно уменьшить значение диафрагмы, подошел поближе - не забывай чуть увеличить, а то кадр где нос артиста в фокусе и супер резкий, а остальное лицо в расфокусе - не комильфо. Вспышками не пользуюсь, это убивает весь свето-цветовой рисунок на сцене. К тому же вспышка может высветить не совсем новый задник сцены типа экрана для проектора с заплатками.

3. Свет
Свет на сцене часто бывает весьма хаотичный, движения артиста тоже не всегда можно предугадать (хотя с опытом многое начинаешь предвидеть), поэтому снимаю серийно. Это еще хорошо на длинных выдержках, делает кадры резче. На разных площадках свет разный: дорогой, хороший и сильный позволяет снимать с выдержкой 1/100 сек. и короче, а если слабый, то приходится довольствоваться 1/40-1/80 сек. со всеми вытекающими последствиями. ISO я ставлю 400-800ед., на кропе физический размер матрицы меньше и следовательно она больше «шумит». Был бы полный кадр, разошелся бы до 1600ед., а то и больше, но шум не критичен, современные «шумодавы» отлично с ним справляются, а иногда шум вносит некий шарм в кадры + разные режимы смешивания слоев могут дать неожиданно хороший результат.
Если за пультом грамотный световик, как правило, во время припева световой и цветовой рисунок повторяется, и можно первый припев не снимать, а посмотреть и запомнить, а на втором уже приступить к осмысленной съемке. Если используют дымовые машины, то кадры получаются во много раз интереснее. Вырисовывается буквально каждый луч от каждого источника света. Я стараюсь во время работы машин сделать максимально возможное количество снимков. В перерыве между группами всегда можно просмотреть и удалить не интересные.

4. О цвете
Синий цвет доставляет нам много неприятностей. Не знаю почему так сложилось, но большинство времени сцена залита синим светом. На разных площадках и на разных артистах. Само действо смотрится отлично, а вот для фотографа это ужасно, так как в кадре все лица оказываются синюшного оттенка. Если кадр удачный, можно перевести в ч/б микшированием каналов добившись максимально нормального оттенка, а потом еще и затонировать. Такой подход иногда спасает.
Еще есть небольшая хитрость: время от времени смотреть двумя глазами. Поясню: источники света типа «головы» крутятся по одному известному им и световику алгоритму, предугадать их движение сложно, но есть источники двигающиеся по одной определенной траектории. И даже когда синий свет на сцене, по артисту может пройтись белый или желтый луч. Когда один глаз смотрит в видоискатель, а второй видит общую картинку, то можно подобрать момент нажатия на затвор. Вот пример почти одного и того же кадра, но один во время заливки сцены синим светом, а второй с пойманным лучом на артиста:


5. Стробоскоп
Используют его не часто, обычно на одной-двух песнях во время припева. При нём можно смело поставить настройки «как в солнечный день» и как только стробоскоп начнет пыхать, надо снимать серийно. 1-2 кадра как правило попадают во вспышки. Получается довольно эффектно:

6. Контровый свет
Он тоже эффектно смотрится. Бывает, правда, стоят очень мощные источники. Но они медленно «затухают» и в этот момент надо снимать. Если снять когда они работают на полную мощность, то всё будет засвечено. Перенастроить камеру за 1 сек невозможно, а спустив кнопку затвора и выждав эту самую секунду, можно получить неплохой кадр.

7. Положение в зале во время концерта.
В идеале нужно передвигаться, выбирая разнообразные ракурсы. Поможет проходка на вип-ярус, что бы снять общий план с балкона. Но бывает так, что тебя зажали со всех сторон и двигаться нет никакой возможности. Ну что ж, тогда остается снимать только с одного ракурса. В обработке можно отразить зеркально и будет ощущение разнообразия)) Но тут надо обращать внимания на надписи как на артистах так и на сцене, они тоже станут зеркальными))
Вот неудачный пример из недавнего (надпись Cryoна рубашке артиста)

8. Формат
В каком формате снимать? Конечно в RAW. Это дает колоссальные возможности при обработке. Замерять экспозицию нереально, поэтому выставляешь значения по опыту, но из казалось бы темного RAW часто можно иногда вытянуть светлый JPG.

9. Звук
Он иногда очень громкий, прям до неприятных ощущений в ушах. Особенно на хэдлайнере (основной группе). Тут спасают либо беруши, либо наушники-вкладыши от плейера. А самые классные кадры как раз таки у кромки сцены и рядом с источниками звука.

10. Скорость
Технику свою надо знать наизусть и менять настройки ориентируясь на информацию в видоискателе. Иногда просто времени нет взглянуть на экран настроек, а иногда оказываешься зажат толпой настолько, что отодвинуть от себя фотоаппарат сложно.

11. Погодные нюансы
Зимой на концерты лучше приходить заранее, что бы не снимать прямо с мороза в теплом помещении, а летом температура в клубе и за его стенами практически не отличается.

12. Отбор фотографий
Я отбираю прежде всего по критериям эмоциональности момента, света, цвета, резкости, все как обычно, но именно в концертных фото можно запечатлеть просто бурю эмоций, очень ярких, так же море разнообразного света, чего нельзя добиться при постановочном фото. Все знания тут работают на полную катушку, и по композиции и по цвету. Мне, например, пришлось сдав четвертый этапв нашей фотошколе, вернуться к третьему и начать больше в обработке использовать фильтры, чтоб цвета друг с другом «дружили». А некоторые погрешности как то заваленный горизонт думаю простительны, учитывая условия съемки, а иногда работают в плюс.

13. Размещение фотографий
Помимо своего сайта или блога у всех групп есть свои странички в социальных сетях, есть свои фанклубы. Размещая там свои снимки, мы видим, что довольно быстро они расходятся по сети и отпадает вопрос аккредитации. И эти и другие артисты уже приглашают Вас на свои выступления как фотографа, если кадры достойного качества. А иногда могут пригласить поснимать саундчек. Получится 2 репортажа, концерт и бэкстейдж))

Вообще наверное концертная фотография сложный жанр, но вырабатывает очень полезные навыки, как то реакция, умение в слепую работать техникой, замечать все детали, предвидеть сюжет и много полезных навыков даже выносливость)))

Съемка концертов - это всегда репортажная фотосъемка. Задача фотографа передать атмосферу концерта, показать эмоции артистов, эмоции публики, заснять весь драйв, чтобы каждый, взглянув на ваши фотографии, глубоко пожалел, что пропустил этот концерт. Задача, прямо скажем, не из легких, с которой справится скорее всего лишь опытный фотограф. Однако мы расскажем вам в нашей статье, что делают профессионалы, чтобы добиться высоких результатов.

Подготовка к съемкам

Золотое правило любой репортажной фотосъемки - знакомство с местом работы. Если есть такая возможность, заранее посетите место съемки, узнайте, какие световые условия будут на концерте (что поможет вам определиться, какую дополнительную технику необходимо взять на съемку), выберете подходящие точки съемки, присмотрите ракурсы и планы, которые вам удастся захватить.

Еще одной важной работой является просмотр готовых видеозаписей концертов с артистами, которых вам предстоит снимать. Обратите внимание на то, как они двигаются по сцене, с какой скоростью перемещаются и перемещаются ли вообще. Некоторые поп-дивы, такие как Мадонна, устраивают целые шоу-программы, в этом случае вам необходимо познакомиться с этой программой, оценить, как меняется свет, задействованы ли танцевальные коллективы в программе и т. д.

Многие знаменитые фотографы, регулярно снимающие концерты, ведут свои блоги, в которых делятся впечатлениями от выступлений тех или иных артистов и важными наблюдениями с точки зрения профессионала. Попробуйте поискать такую запись о концерте вашего артиста и получите на блюдечке готовые решения сложных задач в работе фотографа на концерте.

Такая предварительная работа позволит вам не нагружать себя ненужной аппаратурой в походе на концерт (что опять же обеспечит свободу передвижения во время концерта) или, напротив, позволит не забыть важную “примочку” и даст больше возможностей для реализации творческих задумок.


Настройка аппаратуры

Перед тем как начать снимать разберем настройки камеры для работа на концертах. Все представляют световые условия, с которыми приходится работать фотографу во время выступления звезд или групп? Правильно, чаще всего это темное время суток, закрытое или открытое помещение, большое количество софитов.

При таких условиях волей неволей поставишь iso на самое большое значение, к примеру, 1600. И если у вас в руках дорогая аппаратура, то это не помешает снять отличные фотографии, если же это кропнутая камера с китовым объективом, придется мириться с внушительным количеством “зерна” на снимках.

Также не стоит забывать, что на концертах никто не будет вам позировать, это динамичный живой процесс, где нужно ловить каждую эмоцию в движении. Сделать качественные фотоснимки в таких условиях вам без труда позволит огромный модельный ряд дорогих телеобъективов с подавлением вибрации или светосильные объективы, благодаря которым можно поставить максимально короткую выдержку. Светосильный объектив также позволит вам обойтись без вспышки, которую часто запрещают использовать фотографам, и получить резкую светлую картинку.

Как мы упомянули ранее, на концерте не обойтись без короткой выдержки, только она способна избавить вас от смазанных фотографий, которые способны пустить всю вашу работу “коту под хвост”.

  • Максимальное значение f, которое вы можете использовать на вашей фотокамере равняется f|125 - не длиннее! Использовать более короткую выдержку вы сможете, если вам это позволит ваша фотокамера и оптика.

    Выбор оптики

    Подробнее остановимся на оптике, которую выбирают профессионалы для съемки концертов легендарных групп. На таких мероприятиях не обойтись без телеобъектива, что естественно, ведь никто вас не пустит на сцену, чтобы заснять звезду крупным планом и показать все эмоции и драйв, которыми она пытается зажечь публику! Телеобъектив в этом случае будет вашим самым лучшим другом, выбирайте этого друга с фокусным расстоянием от 70 до 200 mm. Если к такому объективу добавить светосилу со значением, например, 2.8 L, то это будет идеальный вариант на все случаи клубной жизни. Единственной минус такой оптики - дороговизна, цена таких объективов может достигать несколько сотен тысяч.

    Есть варианты, которые многим будут по карману и также обеспечат хорошее качество снимков, но уже с большим значение iso. Это телеобъектив 70-200 mm со светосилой 4L и телевик 70-300 mm со светосилой 4.0-5.6 L. С таким объективом ваши фотографии спасет от “”зерна” только хорошо освещенная сцена, и как показывает практика, чаще всего на концертах не экономят на электричестве.

    Рассмотрим ряд фиксов, которые вполне можно использовать, если вам удалось расположиться близко к сцене. Стоимость фиксов также зависит от светосилы приобретаемой оптики. Самые яркие и красочные снимки вы получите, если приобретете не дешевые объективы 50/1.8 и 50/1.4. Для крупных планов идеально подойдет объектив 85/1.8. Помимо низкого значения iso вы сможете получить, благодаря этим объективам идеально размытый фон.


    Как выбрать место съемки

    Первое, что нужно учитывать при выборе точки съемки, это освещение. Лицо артиста должно быть хорошо освещено. Идеально, если вы находитесь перед сценой и можете заснять артиста с переднего ракурса. Вы можете поймать софиты на заднем фоне, которые будут направлены на камеру и снять музыканта на контрасте с задней подсветкой. Часто световики включают подсветку разных цветов одновременно, поймав этот момент вы получите очень интересный эффект на фотоснимке.

    • Выбирайте точку съемки, которая поможет вам заснять, как крупные портреты звезды, так и общие планы. Чтобы занять такое потрясающее место, вам придется прийти заранее и не сходить с него пока не сделаете лучшие снимки.

    Как получить аккредитацию?

    Большие концертные площадки, как правило, хорошо охраняются и без специального разрешения вас никто не пропустить с профессиональным фотооборудованием. Как же простому фотографу, который хочет научиться снимать концерты попасть на выступление? Есть несколько способов.



    Работа с композицией

    Эмоции, движение музыканта, это конечно основное, что должен запечатлеть фотограф, однако все это должно сложиться в гармоничный кадр. Залогом удачной композиции концертной фотографии могут стать диагонали. Диагональю в кадре может служить гриф гитары, лучи прожекторов, движения рук музыкантов.


    Нюансы работы на концерте

    Пришло время дать несколько важных советов от профессионалов, которые помогут вам комфортно работать на концертах и запечатлеть самые важные моменты мероприятия.

    Многие фотографы забывают учитывать очень важный момент - на концертах громко! Часто, чтобы подобраться поближе к звезде, приходится снимать у звуковой аппаратуры, что крайне негативно может сказаться на вашем слухе. Всего несколько таких съемок хватит для того, чтобы случилось непоправимое. Перед съемкой концерта обязательно приобретите беруши или профессиональные ушные затычки, которые используют музыканты.

    Дружба с журналистами или прессужбой артиста позволит вам оказаться на самых “козырных” местах во время концерта, возможно даже заглянуть за кулисы и снять эксклюзивные кадры. Также такие знакомства могут обеспечить вам последующие бесплатные посещения выступлений группы, например, за фотографии. Однако для этого нужно иметь портфолио с концертными фотографиями.

    Большие концерты со звездами всегда имеют специальную фотозону, где можно сфотографировать самые известные лица, которые посетили концерт и самих артистов. Чтобы попасть в эту зону, нужен специальный фото-пропуск Позаботьтесь о его получении заранее, чтобы не упустить прекрасную возможность сделать фотографии, которые смогут попасть на обложку какого-нибудь журнала.

    Не пренебрегайте съемкой группы, которая выступает перед вашим артистом. Это даст вам возможность настроить свою фотокамеру как следует к выступлению звезды, привыкнуть к освещению, подготовиться к неожиданным ситуациям.

    Освещение во время концерта может резко менять, даже опытный фотограф в таких условиях может “запороть” кадры, но формат RAW, как волшебная палочка-выручалочка, спасет положение и позволит вытянуть экспозицию во время обработки.

    На концертах всегда возбужденная обстановка, передвигаясь сквозь толпу, вы рискуете дорогостоящим оборудованием. Если решились пройтись по залу и поснимать группу с разных точек, будьте максимально вежливы и занимайте чье-то место только после того, как спросите разрешение.

    Многие концертные фотографы не берут с собой вспышку и это не совсем правильно. Ей можно найти применение в качестве дополнительного света. Понизьте яркость вспышки на несколько ступеней и используйте в качестве заполняющего света, направив немного под углом к сцене. Вы удивитесь, какой интересный эффект получится в результате.

    Вы получите невероятно эффектные кадры, если устроитесь прямо под сценой и сделаете несколько снимков на широкоугольный объектив.

    Все профессиональные фотографы знают преимущества монопода, что он легок в использовании и достаточно мобилен по сравнению со штативом. Берите на съемку концертов монопод и ничто не будет стеснять ваших перемещений по залу.


    Постобработка

    Часто фотографии отснятого концерта нужны здесь и сейчас, особенно если вы снимали для конкретного издания, которому жизненно важно быть первым, кто порадует своих читателей фотографиями с концерта их любимой группы. Старайтесь сразу отсматривать получившиеся кадры и примечать их, чтобы не терять времени дома.

    Крупные концертные площадки устанавливают для фотографов и журналистов специальные палатки, где предоставляют компьютер и вай-фай. Таким образом фотограф может посылать в редакцию свои работы в перерывах между песнями.

    Если же вам некуда спешить и вы снимали просто для своего архива или архива группы, не спешите отдавать фотографии в чистом виде. На концертных фотографиях почти всегда не хватает экспонирования и это вы легко сможете исправить с помощью фоторедактора, если снимали в RAW формате. Также стоит поработать над цветопередачей фотографии, покрутив несколько настроек можно добиться по-настоящему “вкусных” цветов.


    Можно ли заработать на концертной фотосъемки?

    К сожалению в России фотографы за съемки концертов получают только бесплатное посещение выступлений и больше ничего. Поэтому если вы фотографируете концерты, то скорее всего вы просто большой фанат музыки. Редко какой фотограф работает за гонорар, а если и работает, то разово. На этом сказалась малая развитость музыкальной индустрии в целом и ничтожное количество серьезных печатных музыкальных изданий.

    Однако если вы просто любите отличную музыку и живые выступления - концертная фотография отличный способ наработать опыт репортажной съемки и побывать бесплатно на выступлениях любимых исполнителей. Так что скорее читайте эту статью и применяйте все советы на по концертной фотографии на практике!

Концерт фотографировать очень просто, хоть и немного сложнее любого другого мероприятия , так как это требует предварительной подготовки.

На концерт надо постараться попасть в танцевальный партер, если он там есть, конечно, чтобы быть ближе к сцене и иметь возможность перемещаться. Сидя на галёрке, вы ничего путного не сфотографируете.

Прийти на концерт надо заранее, хотя бы за час до начала, если концерт большой, чтобы можно было выбрать подходящую позицию, осмотреться, разобраться кто где будет стоять и на чём играть. В небольших клубах в этом нет необходимости.

Не надо фотографировать музыкантов, когда они рассказывают что-то смешное в перерывах между песнями, этого всё равно не будет видно на фотографии. Лучше сконцентрироваться на эмоциях в кульминационных моментах номеров.

Подумайте, с какого ракурса вы будете снимать музыкантов, потому что для каждого музыканта может понадобиться свой ракурс. Как то, снимая гитариста, важно, левша он или правша, от этого зависит, с какой стороны лучше стоять.

Вы можете снимать в любом режиме, какой вам нравится. Лично я предпочитаю выставить ИСО побольше, чтобы выдержка была покороче, насколько это возможно, чтобы не смазывались движения, обычно достаточно 1/250. Тип фокусировки при этом следящий по одной точке. Одна точка нужна, чтобы ваша камера не фокусировалась на руках из толпы, которые имеют свойство появляться в самый неподходящий момент.

Саму диафрагму и выдержку надо подбирать уже по ходу событий, сверяясь с результатом на экране. Когда неясно, какое освещение будет, либо оно очень сложное, выставляйте автоматический баланс белого . Если в освещении много жёлтого и красного, то имеет смысл установить баланс на лампу накаливания. В общем, придётся экспериментировать и искать, какие настройки работают лучше всего.

Помимо всего прочего, важно, чтобы вы знали репертуар и могли предсказать, что произойдёт в следующий момент.

Если вы с музыкой не знакомы, то скорей всего, самые интересные и неожиданные моменты вы просто пропустите.

Включите серийную съёмку и не жалейте кадры, потом лишнее всегда можно удалить. Тут важно, чтобы у вас была карточка побольше и побыстрее, а ещё лучше иметь запасную. 3000-4000 кадров за концерт – это обычное дело.

Иногда на концертах включают лазеры. Во-первых, избегайте прямого попадания лазера в глаза, это очень вредно для здоровья. Во-вторых, не увлекайтесь ловить объективом прямые лучи лазера, это может подпортить матрицу в вашей камере. Бояться не надо, надо знать. Если вы хотите красиво сфотографировать лазерные лучи, то вам придётся увеличить выдержку примерно до 1/30.

На некоторые концерты вас могут не пустить с камерой, либо попросят удалиться, если поймают во время представления. Заранее продумайте, что вы будете делать в таком случае.

Вот фотографии с некоторых концертов, чтобы вы могли вдохновиться:

Спасибо за внимание.

Прежде всего стоит отметить, что нет идеальных настроек камеры для концертной фотографии. Они просто не существует. Если кто-то говорит вам что выстави вот такие параметры и снимай - бегите! Бегите от него! Может быть для конкретного случая они подойдут, но факторов, влияющих на то, какие параметры выставить много, например, сколько света на сцене, какова динамичность кадра, какую глубину резкости вы хотите получить и т.п. Настройки постоянно меняются в зависимости от ситуации, по-этому нужно понимать на базовом уровне, какие настройки к чему ведут и далее просто корректировать параметры, под каждую конкретную ситуацию.

Концертная съемка - очень красивый и качественный контент, который можно снимать и получать двойное удовольствие, от музыки и от фото, но в тоже время и достаточно сложный процесс, по все тем же причинам - мало света, постоянно меняющиеся условия освещения и быстро движущиеся объекты.

Давайте начнем разбираться.

Какой объектив использовать? Тут ответ прост максимально светосильный, который у вас есть. Самый простой и доступный вариант это 50мм - F/1.8, на нем и остановимся.

Быстрый взгляд на основные настройки камеры:

Режим камеры: Ручной
Выдержка: 1/250 или быстрее
Диафрагма: F/1.4 - F/2.8 (по доступности)
ISO: как можно выше (3200 макс)
Баланс белого: Автоматический баланс белого
Качество изображения: RAW

Давайте пройдемся по каждому параметру.

Режим камеры: Ручной

Съемка в ручном режиме дает максимальный контроль над ситуацией. Хорошим вариантом будет съемка с приоритетом диафрагмы (AV), но полного понимания того, что какой параметр поменять при изменении ситуации у вас не выработается. А устанавливая все в ручную, вы сможете познать дзен в настройках фотокамеры и творить, творить хорошие кадры!

Выдержка: 1/250 или быстрее:

Чем медленней срабатывает затвор, тем больше света попадает на матрицу камеры и тем светлее изображение, но шанс размыть кадр увеличивается в разы. Ваша задача, снимая концерты, найти такое значение выдержки, при котором движущиеся объекты (солисты, гитаристы и т.п) не будут размываться, а света для матрицы будет все еще достаточно за счет других параметров.

Выдержка в 1/250с - хороший уровень от которого стоит отталкиваться, подбирая нужное значение. Данная выдержка не будет смазывать большинство среднединамических движений, а так же позволит пропускать достаточно света до матрицы, чтобы не выкручивать другие настройки слишком сильно (такие как ISO). Если концерт ярко освещен, то это позволяет уменьшить выдержку до значений 1/400 или 1/640 и это прекрасно, т.к., благодаря этому, можно будет опустить значение ISO, что уменьшит количество шума.

В условиях более низкой освещенности, вам придется увеличить выдержку, но делайте это очень осторожно, т.к. картинка начнет смазываться, даже если объект съемки будет двигаться медленно. И будьте внимательны при просмотре фотографии на ЖК-экране вашей камеры, потому что может показаться, что снимок резкий, а на самом деле, придя домой, вы обнаружите, что все ваши снимке смазаны. Это будет очень грустно и печально.


Фото: Canon EOS 6D, 16-35, 1/1000, диафрагма F / 2.8, ISO 1000

Диафрагма: F/1,4 - F/2,8

Как я уже говорил, для съемки такого вида сюжетов, как концерты, потребуется светосильный объектив, т.е. такой объектив у которого минимальное значение диафрагмы F/1.2 - F/1.8. Такие объективы пропускают больше света, что позволяет снимать при меньшей выдержке и меньшем ISO, но такие объективы достаточно дорогие и, в условиях наших реалий, не всем по карману, но у каждого должен быть фикс 50мм с диафрагмой F/1.8. Он относительно дешевый и как раз подойдет для съемки.

Также, благодаря широкой диафрагме, вы получаете малую глубину резкости, что красиво и качественно размывает фон и, тем самым, выделяет объект съемки. Вот пример, где задний и передний фон размываются, предавая снимку глубину, и выделяя объект.