Кто принимает решение о ликвидации. Процедура ликвидации юридического лица. Необходимые документы для заверения нотариусом заявлений на ликвидацию ООО

Закрытие предприятия предусматривает прохождение определенных этапов, первым из которых является составление и принятие решения о . Это документ, освещающий намерения в части прекращения деятельности ООО.

В зависимости от того, какой характер носит предполагаемая процедура, решение может быть принято:

  • единственным участником при добровольной ликвидации (если учредителей несколько — на общем собрании составляется протокол);
  • прочими заинтересованными структурами, в том числе гос. органами, в случае принудительной процедуры.

Обязательное заверение нотариусом не предусматривается .

На основе решения о начале ликвидации ООО производится заполнение уведомлений по форме № и Р15002. Эти бумаги в обязательном порядке подлежат нотариальному заверению, поскольку содержат информацию о намерении закрыть компанию.

Кто его принимает и подписывает?

На порядок оформления первичных ликвидационных документов влияет количество учредителей:

  • Наличие одного участника существенно упрощает процесс составления бумаги. Основной текст содержит информацию о принятом решении с назначением комиссии или ликвидатора. В документе также обязательно отражаются следующие параметры:
    • его номер;
    • наименование населенного пункта;
    • дата;
    • данные о собственнике, конкретизирующие 100% долю собственности, а также паспортные данные;
    • личная подпись учредителя (в одном лице).
  • Протокол о ликвидации ООО в случае с несколькими учредителями более объёмен. В списке присутствующих лиц обязательно перечисляются все участники, генеральный директор и бухгалтер. Документ подписывают ответственные лица – председатель и секретарь, после этого подписи заверяет управляющий делами компании. Основной текст в данном случае сопровождается обязательными положениями:
    • Причины, послужившие основанием для принятия решения о закрытии фирмы, с указанием даты.
    • ФИО руководителя, подтверждающего соблюдение требований законодательства РФ по своевременному уведомлению контролирующих инстанций.
    • Решение о создании ликвидационной комиссии с поименным перечислением ее состава во главе с председателем. Это положение дополняется данными о передаче ей полномочий в части последующего руководства процедурой ликвидации.
    • Порядок проведения этой процедуры.
    • Факт голосования. Чаще всего это отражается в формате «единогласно».
    • Присутствие подписей ответственных лиц.

На этом заканчивается первый этап ликвидации. Далее готовится следующий пакет документов.

Подача решения и сопутствующей документации

В течение трех рабочих дней с момента принятия решения в ИФНС предоставляется письменное сообщение о данном факте.

В налоговую инспекцию подбирается пакет документов, состоящий из:

  • протокола общего собрания участников или личного решения учредителя в одном лице;
  • уведомления по форме Р15001. Заполнение этого документа осуществляется в строгом соответствии с требованиями налогового законодательства.

Варианты подачи документации в ФНС:

Заявление предоставляется либо ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии), либо лицом, действующим от его имени на основании заверенной нотариусом доверенности.

Последующие этапы

Получение от налоговой инспекции документации, подтверждающей регистрацию данных о ликвидации в ЕГРЮЛ, служит началом проведения следующих этапов процедуры:

  • Публикация в СМИ путем подачи извещения в «Вестник государственной регистрации» . В тексте публикации освещаются подробные реквизиты фирмы: наименование с юридическим адресом, ИНН, КПП, . Одновременно с этим указываются номер и дата решения о закрытии компании, контактные данные ликвидатора, порядок и срок взаимодействия с кредиторами (не менее двух месяцев).
  • Работа с кредиторской задолженностью по платежам в социальные фонды, бюджет, по расчетам с персоналом, поставщиками и подрядчиками.
  • Погашение долгов перед кредиторами согласно предусмотренной ст. 64 НК РФ очередности:
    • первоочередные платежи направлены на погашение долгов перед персоналом по оплате труда и социальных пособий;
    • далее проводятся расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
    • в последнюю очередь осуществляются расчеты с прочими кредиторами.

Пошаговая инструкция рассматриваемой процедуры подробно разобрана на следующем видео:

ГК РФ Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке , установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Решение о ликвидации юридического лица является первой ступенью при проведении упразднения. Оно предполагает правильное оформление, соответствующее ФЗ. После того, как документ составлен, он направляется в регистрирующий орган. По этой причине решение должно быть составлено по закону. На нём должны иметься все требуемые подписи. Если документ будет противоречить ФЗ, его отклонят. Правила к данной бумаге довольно просты. Их исполнение поможет не задерживать процедуру упразднения.

Кто имеет право на принятие решения о ликвидации юридического лица?

Предложение о закрытии может вноситься советом директоров, руководящим звеном. Однако правом на его принятие владеет ограниченный перечень лиц. Определён он ФЗ.

Особенности принятия решения зависят от типа организации:

  • . Принимается на общем собрании, на котором должны присутствовать все участники;
  • . Утверждается на общем собрании акционеров;
  • Некоммерческие образования . Организуются общие собрания членов;
  • Некоммерческие фонды . Решение о закрытии, согласно ФЗ, может принимать только судебный орган.

При любой из форм организации, на собрании ставится решение следующих задач:

  • Причины проведения упразднения, срок, отведённый на мероприятие;
  • Состав комиссии по закрытию, ей председатель;
  • Порядок направления извещений кредиторам;
  • Порядок реализации собственности в том случае, если финансовых средств компании недостаточно для покрытия всех задолженностей.

Учредитель не имеет права принимать единоличное решение, так как от него зависит судьба участников предприятия.

По итогам собрания составляется протокол. Он потребуется для направления в регистрирующие органы. Как составить протокол собрания учредителей о ликвидации, .

Принятие решения при принудительном закрытии

Упразднение может быть как добровольным, так и принудительным. Во втором случае решение о проведении процедуры принимает судебный орган на основании ходатайств:

  • Государственных образований, права которых нарушает организация;
  • Кредиторов, перед которыми у фирмы имеются задолженности.

Принимается вердикт об упразднении при наличии определённых условий, прописанных в ФЗ:

  • Проведение регистрации организации, которое противоречит закону (нарушения невозможно исправить);
  • Отсутствие лицензии в тех ситуациях, когда она требуется;
  • Систематические нарушения закона;
  • Размер уставного капитала меньше той суммы, которая прописана вФЗ.

Все рассматриваемые причины решений требуется доказать. Для этого предоставляются документы, подтверждающие факт нарушения закона, показания свидетелей.

Когда принимается решение о закрытии?

В ситуации, когда упразднение проводится в добровольном порядке, причинами для принятия вердикта могут быть:

  • Достижение тех целей, для которых оформлялась компания;
  • Утрата интереса учредителей к ведению дел;
  • Отсутствие возможности продажи организации на приемлемых условиях;
  • Убыточность;
  • Истечение сроков, на которые была сформирована компания;
  • Ухудшение финансового положения.

Если все эти признаки имеются, выгоднее будет закрыть предприятие. Даже в том случае, если оно не будет осуществлять деятельности, потребуется предоставление отчётности, уплата налогов. Если игнорировать требования к подаче отчётов, возможны большие штрафы.

Если контролирующие органы заметили, что на протяжении года фирма не проявляет никакой активности, за этим последует принудительное закрытие.

Сведения, которые необходимо указать в документе

Решение об упразднении отображается в протоколе общего собрания. Это основной документ, требуемый для инициирования закрытия. Его необходимость определяется ФЗ. В протоколе указываются сведения о ликвидации:

  • Номер документа;
  • Наименование компании;
  • Дата организации собрания;
  • Данные о его участниках, включая ФИО и должность;
  • Число голосов за решение о закрытии;
  • Графа с повесткой дня, в которой указывается перечень поставленных задач.

Протокол должен содержать подписи председателя собрания, секретаря, председателя и участников ликвидационной комиссии. Документ должен быть оформлен правильно, так как это предотвратит проблемы с контролирующими структурами.

Можно ли отменить решение до опубликования сведений?

Встречаются ситуации, при которых требуется отмена вердикта. Можно ли это сделать? Стоит следовать следующим правилам:

  • Если протокол не был направлен в регистрирующие структуры, отмена вердикта производится участниками собрания. Для этого не нужно никуда обращаться. На данном этапе сведения не зафиксированы в органах, а потому их можно легко отменить;
  • Если протокол был направлен в регистрирующие структуры, потребуется отправить в них пакет документов: заявление о внесении данных в ЕГРЮЛ о фирме, копию бумаги об отмене принятого вердикта. Последнюю нужно заверить у нотариуса.

Отменить вердикт можно в любое время до момента, когда соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ. После этого возможно только восстановить компанию.

Отмена решения о ликвидации возможна до внесения записи в ЕГРЮЛ.

Ликвидация по вердикту налоговой инспекции

Решение о закрытии может приниматься налоговыми органами. Однако возможно это только при наличии установленных оснований:

  1. В течение 12 месяцев организация не предоставляла необходимые отчёты;
  2. На протяжении 12 месяцев не было проведено операций, фиксированных в истории расчётных счетов, зарегистрированных на компанию;
  3. Нет сведений о банковских счетах, которые были зарегистрированы на ЮЛ в течение года.

Все эти признаки свидетельствуют о том, что компания не занимается деятельностью. Это является главным основанием к её закрытию. производится в порядке, установленном ФЗ. Последствие проведения процедуры следует исключение из ЕГРЮЛ.

Можно ли отменить вердикт налоговой? Возможно это только в том случае, если владельцы организации предоставят все недостающие документы, а также докажут наличие деятельности компании.

Налоговая не имеет право закрывать ЮЛ в следующих случаях:

  • Отсутствует деятельность организации, однако все отчёты направляются в орган в установленные сроки;
  • Выполняется одна операция за 12 месяцев по расчётному счёту.

Решение о закрытии может приниматься налоговыми органами.

Если владельцы не желают, чтобы предприятие закрылось, им необходимо выполнять этот простой перечень действий. Внесение записей об упразднении в ЕГРЮЛ не требует участия владельцев организации. Налоговые органы сами занимаются исключением из реестра, опубликованием решения в «Вестнике». О о ликвидации мы уже писали в предыдущей статье.

После проведения ликвидации можно немедленно восстановить организацию. Выполняется это для смены системы налогообложения, видов деятельности, целей и направлений работы.

Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации - от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.

Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации . В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО и в п. 1 ст. 57 Закона об ООО .

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, чтоучредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ . В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).
Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, - представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ . Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации . До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

С принятием Федерального закона от 23.07.2013 №  248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России № ММВ -7-6/362@ до сих пор не исключена.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах о начале процедуры ликвидации следуетуведомитьтакже внебюджетные фонды.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ .

Создание и работа ликвидационной комиссии

Второй шаг после принятия решения о ликвидации - это назначение участниками организации ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ ). На основании учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о ликвидации по форме Р15001 в связи с формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора (п. 2.2 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Пока идет процедура ликвидации, организация как налогоплательщик представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке (Письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 ), а как лицо, находящееся в процессе ликвидации, - промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 Приказа ФНС России ММВ-7-6/25@ ).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФРсведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Увольнение сотрудников

Сотрудники ликвидируемой организации подлежат увольнению в порядке, установленном ТК РФ. На основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации. Гарантии и компенсации сотрудникам в связи с ликвидацией организации, а также обязанности работодателя прописаны в ст. 178 и 180 ТК РФ .

В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №  1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Удовлетворение требований кредиторов

Ликвидационная комиссия принимает меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) сообщает кредиторам о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Если в процессе ликвидации будет установлена невозможность удовлетворения требований всех кредиторов, организация подлежит ликвидации по упрощенной процедуре банкротства, установленной гл. 11 Закона о банкротстве . Упрощенный порядок предполагает, что после принятия судом решения о признании ликвидируемого должника банкротом такие меры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве ).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии . В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Завершение процедуры ликвидации

Согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
  • документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 , п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях .
На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации ), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Послеликвидационные мероприятия

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ ). Совершение записей в бухгалтерском учете производится на основании решения собственников о распределении имущества. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ распределение имущества ликвидируемой организации не признается реализацией. Операции по передаче имущества участникам обнуляют баланс организации.

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке. Следует отметить, что специальных сроков закрытия расчетного счета не установлено, ликвидационная комиссия может это сделать в любой момент. Однако ликвидационной комиссии удобнее выполнять свои функции, если она распоряжается расчетным счетом на всем протяжении процедуры ликвидации. Для этого надо, во-первых, после назначения ликвидационной комиссии внести изменения в карточку образцов подписей, а во-вторых, отложить закрытие расчетного счета до момента получения свидетельства о ликвидации организации, с тем чтобы иметь возможность рассчитаться по всем долгам, недоимкам, оплатить непредвиденные расходы. Закрытие банковского счета осуществляется по заявлению ликвидационной комиссии (ликвидатора) о закрытии банковского счета и выписке из ЕГРЮЛ. Напоминаем, что обязанность по уведомлению налоговых органов и внебюджетных фондов о закрытии расчетного счета с 01.05.2014 отменена.

Передача документов в архив

Далее следует определить судьбу документов в соответствии с архивным законодательством. Пунктом 10 ст. 23 Закона об архивном деле установлено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» установлены случаи, при которых печати подлежат уничтожению. Одним из таких случаев является ликвидация организации. Уничтожение производится по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.

Как упростить ликвидацию организации?

Если организация неработающая (нет сотрудников, кредиторов) или загодя сотрудники и обороты были переведены в другую организацию, то можно провести ликвидацию проще. Для этого необходимо реализовать активы и закрыть все расчеты до начала процедуры ликвидации как таковой. Это освободит от рассылки писем кредиторам, от реализации имущества в особом порядке, возможно, сократит время нахождения организации в процессе ликвидации. В этом случае промежуточный ликвидационный баланс не будет отличаться от окончательного баланса, так как разница между этими балансами заключается именно в наличии кредиторской задолженности. Все предлагаемые подготовительные мероприятия, конечно, не освободят от необходимости публикации в «Вестнике государственной регистрации» и ожидания сроком два месяца, ведь закон предполагает возможность ситуации, при которой могут быть выявлены кредиторы, не отраженные в учете. Некоторые особо осторожные организации не заявляют о своей ликвидации, выжидая истечения сроков давности налоговых проверок, и приступают к формальным процедурам уже после того, как прошли три полных года после завершения хозяйственных операций.

В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).