Грузоотправитель указываем себя что будет. Порядок оформления новой транспортной накладной. Транспортная накладная = договор перевозки

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик перевозки, привлекший для ее осуществления стороннее лицо и действующий от своего имени, выступает в этом случае грузоотправителем. С учетом такой его роли и заполняется транспортная накладная в соответствующих пунктах.

Обоснование вывода:
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату ( ГК РФ).
Из ГК РФ, Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила) следует, что документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная. Форма транспортной накладной утверждена в качестве Приложения N 4 к Правилам.
Как следует из Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам.
В соответствии с Правилами перевозок оформление транспортной накладной осуществляется совместно грузоотправителем и перевозчиком. Согласно Закона N 259-ФЗ, п. 6 Правил перевозок транспортная накладная составляется грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза).
На основании Закона N 259-ФЗ грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
В свою очередь:
грузополучатель - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза ( Закона N 259-ФЗ);
перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу ( Закона N 259-ФЗ).
Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3-х экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Она подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (п. 9 Правил).
При этом Правилами перевозок грузов определено, кто из сторон договора и какие реквизиты должен заполнить. Так, грузоотправитель заполняет пункты 1-6, 14, 16 (в части грузоотправителя) транспортной накладной. Перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8-11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной (п. 7 Правил перевозок грузов).
Соответственно, в общем случае покупатель, который поручил вывоз принадлежащего ему товара со склада поставщика грузоперевозчику, должен оформить транспортную накладную, подтверждающую заключение договора перевозки груза ( УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079006@).
Если же организатор перевозки привлекает для этого третье лицо (транспортную организацию или ИП), то, действуя в отношениях с перевозчиком от своего имени, он выступает в роли грузоотправителя. Следовательно, транспортная накладная в этом случае составляется им как заказчиком.
По отношению к заказчику (в нашем случае - грузоотправителю) компания, с которой заключен договор перевозки, является перевозчиком и, соответственно, реквизиты данной компании должны быть указаны в п. 10 "Перевозчик" транспортной накладной.
При оформлении транспортной накладной:
- в п. 1 "Грузоотправитель (грузовладелец)" транспортной накладной должны быть указаны сведения о лице, заключившем договор перевозки груза (заказчике), - Вашей организации;
- в п. 2 "Грузополучатель" указываются данные организации, на склад которой поступит груз (покупатель товара);
- в п. 6 "Прием груза" подпись ставит лицо, которое уполномочено грузоотправителем (заказчиком перевозки) на получение товара со склада поставщика;
- п. 7 "Сдача груза" - заполняет фактический грузополучатель.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

указанное в перевозочном документе (накладной) юридическое или физическое лицо, которое выступает от своего имени или по поручению собственника груза и выполняет обязанности, вытекающие из договора перевозки. Г. обязан до предъявления груза к перевозке подготовить его таким образом, чтобы обеспечивались безопасность движения и сохранность груза, перевозочного средства при транспортировке. Качество предъявляемых Г. к перевозке плодоовощей, фруктов, других скоропортящихся грузов, а также их тара и упаковка должны соответствовать требованиям стандартов и обеспечивать сохранность грузов в течение сроков транспортабельности, установленных Г. в удостоверении о качестве или экспертом в сертификате. Г. несет ответственность и возмещает расходы, связанные с ликвидацией аварийных ситуаций, загрязнением, заражением окружающей среды, возникшими по его вине из-за ненадлежащей подготовки груза. Вес груза, подготовленного к отправке, может быть определен как Г., так и перевозчиком либо совместно. Правовое значение участия представителя перевозчика в определении веса груза состоит в подтверждении его достоверности указанному в транспортных документах. Если перевозчик принимает груз без проверки его веса, то указанный Г. вес считается достоверным и за весовую недостачу отвечает перевозчик, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность.

Пригодность транспортных средств для перевозки конкретного груза в коммерческом отношении определяется Г., если погрузка производится его средствами (на своих подъездных путях, пристанях, при погрузке груза на автотранспорт). Определение пригодности контейнеров в коммерческом отношении практически всегда осуществляется Г.. так как контейнеры загружаются непосредственно им.Г.вправе отказаться от транспортных средств(вагонов, контейнеров, автомобилей, судов), непригодных для перевозки данного груза, а перевозчик в этих случаях обязан заменить их на исправные. Загруженные транспортные средства пломбируются Г., когда груз погружен им. При предъявлении к перевозке груза Г. должен на каждую его партию груза представить перевозочные документы, оформленные в соответствии с Правилами перевозок грузов, действующими на каждом виде транспорта. Г. несет ответственность, предусмотренную действующим транспортным законодательством, за правильность сведений, внесенных в транспортные документы, а также за последствия их неправильности, неточности или неполноты. Оплата перевозки и дополнительных сборов - основная обязанность Г.

Г. обязан уплатить перевозную плату в момент сдачи груза. Перевозчик имеет право в исключительных случаях задержать отправление груза до внесения Г. провозной платы, а также взыскать штраф за несвоевременную уплату провозных платежей.

Г. несет ответственность в виде уплаты штрафов за: а) неиспользование поданных транспортных средств; б) использование без разрешения перевозчика принадлежащих ему транспортных средств; в) задержку (простой) транспортных средств под погрузкой или перегрузкой свыше установленных технологических норм; г) перегрузку транспортных средств сверх грузоподъемности; д) повреждение предоставленного перевозчиком транспортного средства, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования; е) предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, при неправильном указании наименования или свойств груза.

На вопросы отвечали:
Е.А. Шаронова, экономист
А.А. Командиров, консультант отдела грузового автомобильного транспорта Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России

Нюансы заполнения новой транспортной накладной

В конце июля вступили в силу Правила перевозок грузов автомобильным транспортомутв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее - Правила) . Вместе с ними была утверждена и форма транспортной накладнойприложение № 4 к Правилам , которую нужно оформлять при заключении договора перевозкип. 2 ст. 785 ГК РФ ; ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автотранспорта) . Когда бухгалтеры стали разбираться с новым документом, у них появилась масса вопросов: кто и когда должен заполнять транспортную накладную, что в какой строке писать, чьи подписи ставить, обязательно ли ставить печать и т. д. Порядок использования и оформления документов, связанных с автомобильными перевозками, находится в ведении нескольких ведомств, в том числе и Минтранса России. Поэтому вместе с нами на вопросы по заполнению транспортной накладной отвечал представитель этого ведомства.

Покупатель может быть одновременно и грузоотправителем, и грузополучателем

И.В. Егорова, г. Пенза

Наша организация-покупатель по договору поставки сама забирает товар со склада поставщика. Для этого мы нанимаем перевозчика. Поскольку наш поставщик к договору перевозки отношения не имеет, он отказывается расписываться и ставить печать в транспортной накладной как грузоотправитель. Если наша организация укажет себя и в качестве грузоотправителя, и в качестве грузополучателя, это будет правильно? Какие пункты накладной нам надо заполнить? Нужно что-либо указывать про нашего поставщика, например пункт погрузки? Где-то в новой транспортной накладной надо указывать, кто является заказчиком перевозки, кто оплачивает услуги перевозки?

: То, что ваш поставщик отказывается расписываться и ставить печать на транспортной накладной, правильно. Он и не должен этого делать. Ведь его обязанности по поставке товара считаются исполненными в тот момент, когда товар со склада забираете вы (покупатель) или перевозчикп. 1 ст. 223 , п. 2 ст. 458 ГК РФ . И тот факт, что поставщик является фактическим грузоотправителем, никакого значения не имеет. Ведь транспортная накладная - это договор перевозки. Ее составляет тот, кто нанимает транспортп. 6 Правил . И в вашей ситуации вы будете и грузоотправителем, и грузополучателем в одном лице. Вам в транспортной накладной нужно заполнить данные и за грузоотправителя, и за грузополучателя, то есть пп. 1- 7, 16, 17приложение № 4 к Правилам ; п. 6 Правил ; пп. 4, 5 ст. 2 Устава автотранспорта . Транспортную накладную можно составить в двух экземплярах (а не в трех) - для себя и для перевозчика. А потом передать оба экземпляра перевозчику, чтобы он заполнил свои данные.

Однако на деле у вас могут возникнуть проблемы с заполнением п. 3 «Наименование груза», п. 4 «Сопроводительные документы на груз» и п. 6 «Прием груза». Ведь для того чтобы заполнить их заранее, вы должны знать: адрес места погрузки, дату и время подачи автомобиля под погрузку, фактические дату и время прибытия автомобиля, фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки, массу груза и количество грузовых мест, номера и серии сертификатов на груз и т. п. В принципе, вы можете действовать так.

ВАРИАНТ 1. Отправить своего работника на склад поставщика, чтобы он сам принял товар по товарной накладной ТОРГ-12утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 , а после этого передал товар по транспортной накладной водителю перевозчика. Тогда ваш сотрудник сам заполнит пп. 3, 4 и 6 накладной. В п. 6 он укажет реальный адрес приема груза, то есть адрес склада поставщика.

ВАРИАНТ 2. Выдать доверенность представителю перевозчика (например, водителю) на принятие вашего груза и его перевозкуп. 1 ст. 185 ГК РФ . Тогда пп. 3, 4, 6 транспортной накладной заполнит водитель. И в п. 6 (подпись и печать грузоотправителя) он поставит свою подпись. Поскольку он будет действовать по доверенности, в накладной не будет печати вашей организации, но около своей подписи ему нужно указать реквизиты доверенности. Копию этой доверенности нужно приложить к транспортной накладной.

Что касается указания в новой транспортной накладной заказчика перевозки и плательщика, то непосредственно эти данные там не указываются. Заказчиком перевозки является тот, кто заключает договор на перевозку товара. Как правило, он также оплачивает услуги по перевозке. Следовательно, данные о заказчике (плательщике) будут указываться в пунктах транспортной накладной, где упоминаются грузоотправитель или грузополучатель (смотря кто из них заказывает перевозку).

Дополнять реквизиты накладной можно, если это действительно нужно

К.М. Давыдова, г. Муром, Владимирская обл.

В последних строчках пп. 6 и 7 транспортной накладной ставятся две подписи: грузоотправителя и водителя, принявшего груз, грузополучателя и водителя, сдавшего груз. А расшифровка подписей не предусмотрена. Можно ли самостоятельно вписать: «фамилия водителя» или «расшифровка подписи»?

: Можно, но зачем вам это делать? Фамилия, имя и отчество водителя указываются в п. 10 транспортной накладной. Так что в расшифровке этих подписей в пп. 6 и 7 нет необходимости.

Транспортная накладная = договор перевозки

О.С. Шудель, г. Псков

У нас на весь год заключен один договор перевозки. Правильно ли это? Обязательно ли составлять отдельный договор на каждую перевозку?

: При каждой транспортировке вам нужно составлять транспортную накладную. А заполняя ее, вы тем самым заключаете договор перевозки на конкретный грузп. 2 ст. 785 ГК РФ ; пп. 6, 9 Правил .

Накладная без печати привлечет внимание налоговиков

И.Н. Ноздрачев, г. Самара

В п. 9 Правил сказано, что транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком и заверяется их печатями. А в самой накладной в пп. 6, 7 и 16 написано: «...оттиск печати (при наличии)...». Обязательна ли печать грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или достаточно просто подписи лица, ответственного за перевозку? Я просто от многих уже слышал, что фраза «печать (при наличии)» воспринимается народом однозначно: «Не ставим!».

: Фраза «...оттиск печати (при наличии)...» говорит о том, что печать может не ставить тот, у кого ее нет в принципе. Не обязаны иметь печать только предпринимателиПисьмо УФНС России по г. Москве от 28.02.2006 № 28-10/15239 . Поэтому если в роли грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика выступает предприниматель, то на накладной достаточно его подписи.

Организации же иметь печать обязанып. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ; п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» . Так что, помимо подписи лица, ответственного за перевозку со стороны грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика, должна стоять еще и печать организации.

О том, когда нужна печать на документах, читайте: 2010, № 9, с. 73 О том, когда можно использовать дополнительные печати, читайте:

Но если лицу, ответственному за перевозку, руководитель организации-грузоотправителя (грузополучателя, перевозчика) выдает доверенность на подписание транспортных накладных от имени организациип. 1 ст. 185 ГК РФ , то в этом случае ставить печать организации не нужно. Но тогда к экземпляру накладной надо приложить копию выданной доверенности.

Если вы опасаетесь, что налоговики могут не признать расходы на доставку при отсутствии печати в транспортной накладной, то можете поступить так. Сделайте дополнительные печати, например, с надписью «Для транспортной накладной» или печать-штамп «Для документов», выдайте их доверенным лицам, и пусть они проставляют их в накладной.

В одной машине товары разным покупателям - каждому покупателю отдельную ТН

З.Ф. Байсарова, г. Уфа

По согласованию с заказчиками (покупателями и поставщиками) транспортную накладную составляет наша организация-перевозчик. Пункт 9 Правил предоставляет возможность составлять одну транспортную накладную на несколько партий груза, перевозимых на одном автомобиле.
Наш водитель в одной машине везет груз от разных поставщиков к разным покупателям. Когда мы заполняем одну транспортную накладную, то у нас возникает сложность с заполнением п. 15 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». В этом случае трудоемко выделить стоимость перевозки для каждого заказчика перевозки (грузоотправителя или грузополучателя). Можно ли нам не заполнять п. 15? Или нам надо составить несколько транспортных накладных на каждую партию груза, то есть для каждого грузополучателя?

: Дело в том, что одну транспортную накладную можно составить только в том случае, когда на одной машине доставляются партии разных товаров от одного продавца одному покупателю. Ведь транспортная накладная - это договор перевозки между заказчиком и транспортной организациейп. 6 Правил . И в одном договоре не могут фигурировать несколько грузоотправителей и грузополучателей.

В вашей ситуации на поставку от каждого поставщика для каждого покупателя надо заполнять свою транспортную накладную. Так же надо делать и в том случае, когда грузоотправитель один, а грузополучателей несколько.

Сделать иначе у вас просто не получится. Даже если допустить, что вы в одну накладную впишете товары, которые везете разным покупателям, то на ней в п. 7 должны расписаться и поставить печати все покупатели. И вряд ли кто-то из них согласится подписываться под теми товарами, которые он не заказывал и не получал. Да и вписать всех покупателей (грузополучателей) в п. 2 накладной тоже не получится.

Когда вы составите накладную для каждого заказчика (грузоотправителя или грузополучателя), то вопрос с заполнением п. 15 отпадет сам собой. В нем вы укажете стоимость перевозки, которую вы согласовали с заказчиком.

В ТН можно указать обобщенное название товара

Н.В. Хрунова, г. Москва

Мы продаем достаточно большой ассортимент продукции: разные консервы (тушенку, рыбные, овощные), кондитерские изделия (конфеты разных наименований, печенье, бисквиты) и т. д. Когда мы указываем наименование груза в ТОРГ-12, то разбиваем его по каждой позиции, например тушенка свиная, тушенка говяжья или все названия конфет. В результате у нас эта накладная на 20- 30 страниц. Подскажите, какое наименование груза указать в п. 3 транспортной накладной, тоже подробное?

: Если номенклатура продаваемых товаров большая, то в п. 3 транспортной накладной можно написать обобщенное название груза, например консервы или кондитерские изделия. Этого вполне достаточно, ведь в п. 4 транспортной накладной есть ссылки на номер и дату ТОРГ-12 и другие документы, в которых все подробно расписано и которые вы передадите водителю вместе с ТН. Главное - следите, чтобы правильно было указано перевозимое количество коробок и вес груза. Такое заполнение товарной накладной не должно вызвать претензий у налоговиков.

Объявленная стоимость груза не должна превышать действительную

С.Г. Завадский, г. Кемерово

В п. 5 транспортной накладной есть такая фраза: «объявленная стоимость (ценность) груза». Какая стоимость должна быть? И можно ее вообще не указывать?

: Объявленную стоимость (ценность) груза указывать нужно. Это в ваших же интересах. Это стоимость, которую транспортная компания должна будет возместить заказчику при утрате груза по ее винепп. 1, 2 ст. 796 ГК РФ . Ценность груза не должна превышать его действительной стоимостип. 12 Правил . В принципе, вы можете указать такую же стоимость, как и в ТОРГ-12.

Три экземпляра ТН необязательно будут одинаковыми у всех сторон перевозки

М.П. Свиридова, г. Нижний Новгород

Первый раз заполняю транспортную накладную нового образца. Наша организация доставляет товар покупателю, используя услуги перевозчика (ИП). Если я правильно поняла, один экземпляр после составления и подписания водителем перевозчика остается у меня (он подтверждает, что товар принят к перевозке). А остальные два экземпляра я уже не увижу (ко мне они не вернутся). Адрес выгрузки-то я укажу, а вот отметок о доставке водителем товара покупателю и о принятии его покупателем (п. 7 накладной) в моем экземпляре накладной не будет. Эти отметки будут только в экземплярах перевозчика и грузополучателя. И печати и подписи получателя на моем экземпляре тоже не будет. Как быть? Не придерется ли к этому налоговая?

Форму транспортной накладной в электронном виде можно найти: «Справочная информация» системы КонсультантПлюс

: По правилам транспортная накладная составляется в трех экземплярах (оригиналах) для каждого участника перевозки - грузоотправителя, грузополучателя и перевозчикап. 9 Правил . Вы можете договориться с перевозчиком, что когда он выставляет вам счет на оплату услуг по доставке товара, то в подтверждение того, что услуга выполнена, он будет прикладывать ксерокопию своего экземпляра транспортной накладной (с отметками покупателя о приемке груза).

Или вы можете составлять четыре экземпляра транспортной накладной, отдавать водителю три экземпляра накладной, один из которых и вернется к вам с оригинальной печатью и подписью покупателя. То есть документооборот будет такой же, как и при составлении товарно-транспортной накладной (формы № 1-Т)п. 2 Указаний по заполнению товарно-транспортной накладной, утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 .

Если экспедитор - грузоотправитель, то ТН составляет он

Г.Б. Спиридонова, г. Санкт-Петербург

Наша экспедиционная компания оказывает услуги по доставке товаров с привлечением транспортной организации. Как оформить новую транспортную накладную, если в грузоперевозках участвуют четыре стороны:
- поставщик товара (грузоотправитель);
- наша компания (у нас заключен договор транспортной экспедиции с поставщиком по организации перевозки его товаров);
- транспортная компания (договор с перевозчиком заключила наша компания);
- покупатель товаров (грузополучатель).
В каких разделах отражаются данные о нашей экспедиционной компании и указываются ли они вообще? Кто выступает в таком случае грузоотправителем? Чьи подписи и печати должны стоять в транспортной накладной? Получит ли поставщик транспортную накладную? Если нет, то как он узнает, что покупатель получил товар?

: Как мы уже говорили, оформлять транспортную накладную должен тот, кто заказывает транспортп. 6 Правил . И если поставщик поручил вам организовать перевозку грузаст. 801 ГК РФ , то в этом случае вы от своего имени заключаете договор перевозки с транспортной компанией. И тогда вы (экспедитор) будете грузоотправителем и должны составить транспортную накладную в трех экземплярах: для себя, для перевозчика и для покупателяп. 9 Правил . В пунктах транспортной накладной, где упоминается грузоотправитель, вам надо указать свои данные, соответственно, и подписи, и печати (в пп. 1, 6, 16) тоже будут ваши.

Поставщик товара в этом случае оригинал транспортной накладной не получит. У него будет ваша расписка о приемке грузаприложение № 2 к Порядку оформления и формам экспедиторских документов, утв. Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23 ; , п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» ; пп. 5, 7 , п. 12 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 . А когда вы будете подтверждать, что услуги оказаны, то вы передадите поставщику копию транспортной накладной с подписями и печатью покупателя. Это и будет подтверждать получение товара покупателем.

Если договор перевозки экспедитор заключает от имени поставщика на основании выданной доверенностист. 801 ГК РФ ; п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ , то в этом случае транспортную накладную также составляет экспедитор. Но в ней в пункте грузоотправитель надо указать данные поставщика, а в пп. 6 «Прием груза» и 16 «Дата составления, подписи сторон» - фамилию и подпись экспедитора. А к этой накладной надо приложить доверенность, выданную экспедитору поставщиком. Один экземпляр этой транспортной накладной экспедитор должен передать поставщику, второй - перевозчику, а третий - покупателю.

Если же вы одновременно будете перевозчиком (будете доставлять товар своим транспортом), то тоже нужно составлять транспортную накладную, в которой:

  • вашу компанию (экспедитора) надо указать в тех пунктах, где есть упоминание о перевозчике;
  • поставщика (заказчика перевозки) - в тех пунктах, где упоминается грузоотправитель;
  • покупателя - в тех пунктах, где упоминается грузополучатель.

И каждый получит по своему экземпляру транспортной накладнойп. 9 Правил .

Минфин настаивает на оформлении двух транспортных накладных на перевозку

И.Г. Севастьянова, г. Касимов, Рязанская обл.

Минфин выпустил несколько одинаковых Писем от 17.08.2011 о порядке оформления перевозок начиная с 25.07.2011, то есть с даты вступления в силу новой транспортной накладной. Во всех этих ПисьмахПисьма Минфина России от 17.08.2011 № 03-03-06/1/501 , № 03-03-06/1/500 , № 03-03-06/1/499 , № 03-03-06/1/498 , № 03-03-06/1/497 , № 03-03-06/1/492 сказано, что затраты организации на перевозку груза автомобильным транспортом подтверждают «как транспортная накладная, так и накладная по форме № 1-Т, используемая в бухгалтерском и налоговом учете».
Из этой фразы не совсем понятно, сколько все-таки транспортных накладных надо составлять: какую-то одну из них или обе. Можно ли будет учесть при исчислении налога на прибыль расходы на доставку товара, если будет только какая-то одна накладная?

: Вопрос мы адресовали непосредственно специалисту финансового ведомства, так как только там могут сказать, что имелось в виду в Письмах.

Из авторитетных источников

Начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, заслуженный экономист Российской Федерации

“ Новая транспортная накладная должна оформляться при перевозках груза автомобильным транспортом в соответствии с Правилами перевозокПостановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 .

Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т)Постановление Госкомстата России от 28.11.97 № 78 предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Кроме того, требование об ее обязательном наличии содержится также в п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 47 Устава автомобильного транспорта РСФСРутв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.69 № 12 .

Таким образом, так как ТТН служит для учета транспортной работы и расчетов заказчика с перевозчиком за оказанные услуги, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов.Транспортная накладная также обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов. То есть ее назначение отличается от назначения формы № 1-Т” .

Как видим, Минфин считает, что на одну перевозку все-таки нужно оформлять две транспортные накладные - и госкомстатовскую, и правительственную. И если одной из них не будет, то это наверняка приведет к спорам с налоговиками.

Если договор перевозки заключен с гражданином, то безопаснее ТН составить

Е.Н. Киселева, г. Наро-Фоминск, Московская обл.

Наша организация купила оборудование. Забрать его у продавца мы должны сами. Наш руководитель договорился со своим знакомым, что он привезет нам оборудование на своей «Газели». Этот знакомый не предприниматель, а обычное частное лицо.
Как нам это оформить? Надо ли заполнять транспортную накладную на доставку товара? Если нет, то какой документ надо составить, чтобы можно было учесть затраты на доставку при расчете налога на прибыль?

: Вы можете заключить договор перевозкип. 1 ст. 785 ГК РФ . А вот оформлять транспортную накладную вы не обязаны. Ведь на граждан-непредпринимателей положения Устава автотранспорта и Правил перевозок грузов автотранспортом не распространяются, поскольку обычные граждане не названы там в числе перевозчиковп. 13 ст. 2 , п. 1 ст. 3 Устава автотранспорта .

В целях исчисления налога на прибыль все расходы надо подтвердить документамип. 1 ст. 252 , ст. 313 НК РФ . Поэтому вы можете составить акт оказания услуг в произвольной форме, который подпишет ваша организация и перевозчик. Разумеется, этот акт должен содержать все обязательные для первичных документов реквизиты не содержат ограничений в отношении того, кем должен являться перевозчик - физическим или юридическим лицом (организацией). Отсюда следует, что транспортная накладная составляется грузоотправителем независимо от того, кто является перевозчиком - гражданин или транспортная организация. Поэтому при заключении договора перевозки с обычным гражданином грузоотправитель должен составить транспортную накладнуюп. 6 Правил . При этом гражданин должен поставить свою подпись и заполнить те пункты транспортной накладной, которые предназначены для перевозчика.

Но одной транспортной накладной недостаточно. Ведь еще одним документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом является утвержденная Госкомстатом товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т)утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 . Несмотря на то что в транспортном разделе ТТН говорится лишь об организации - владельце автотранспорта, сделать однозначный вывод о том, что не нужно составлять транспортную накладную, если перевозчик - физическое лицо, нельзя. Таким образом, оплаченную обычному гражданину стоимость перевозки можно учесть в расходах для целей налогообложения прибыли при наличии товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т и транспортной накладной” .

Скорее всего, налоговые органы будут придерживаться такой же позиции. Поэтому, если не хотите споров с ними, составьте две транспортные накладные.

В российском законодательстве договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование, незнание существа которого может привести к существенному убытку для клиента экспедиторской организации. Рассмотрим некоторые проблемные вопросы взаимодействия клиентов с организациями-экспедиторами. На основе практического опыта и судебной практики по делам об экспедировании грузов дадим ряд рекомендаций, как защитить себя от возможного убытка и избежать проблем в связи с отгрузками товара (работ, услуг) через экспедитора.

Как известно, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Об этом сказано в п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ.

Классификация транспортно-экспедиторских услуг приведена в Национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утвержден приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст).

Порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг, а также перечень экспедиторских документов установлены Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Оказание услуг по перевозке грузов предполагает наличие грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

В свою очередь, Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 января 2005 г. № 119р утвержден Единый перечень работ и услуг, выполняемых за грузоотправителя и грузополучателя на железнодорожном транспорте на основании договора транспортной экспедиции. К ним, в частности, относятся:

  • оформление и представление железнодорожной станции заявок на перевозку грузов;
  • получение от железнодорожной станции разрешения (визы) на ввоз и погрузку груза;
  • заполнение накладной за грузоотправителя;
  • составление описи за грузоотправителя на перевозку грузов для личных (бытовых) нужд;
  • оформление переадресовки грузов;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на железнодорожных станциях отправления и т.п.

Однако в Налоговом кодексе РФ определения понятий «грузоотправитель» и «грузополучатель» не содержится, поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ это понятие используется в целях налогообложения в том значении, в котором оно дается в иных отраслях законодательства.

Отношения, связанные с железнодорожными перевозками, регулируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 Устава грузоотправителем (отправителем) является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе. Таким образом, по поручению клиентов экспедитора отправителем груза может выступать третье лицо.

Грузополучателем (получателем) является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.

Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257, установлено, что сведения об отправителе переносятся в таможенную декларацию из соответствующей графы транспортного (перевозочного) документа (транспортной накладной, коносамента и пр.) с указанием двузначного кода страны местонахождения отправителя по Классификатору стран мира, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378.

Следовательно, наименование в графе «Отправитель/Экспортер» таможенной декларации проставляется так, как указано в коносаменте, а не как отражено в контракте.

Более того, продавец, поименованный в контракте, и отправитель, указанный в коносаменте (таможенной декларации), могут вообще не совпадать. Это не считается нарушением существенных условий правил международной торговли и не влияет на возмещение НДС (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2007 г. по делу № А56-36620/2006, от 31 января 2005 г. № А56-16830/04).

Таким образом, из норм указанных документов не следует, что в качестве грузоотправителя в железнодорожной накладной и в качестве отправителя в таможенной декларации лицо указывается в связи с оказанием им услуги, именуемой «грузоотправительство».

Выполнение экспедитором функций грузоотправительства в рамках договора транспортной экспедиции рассматривалось арбитражным судом (Постановление Девятого ААС от 10 июня 2010 г. № 09АП-11017/2010-АК, 09АП-12769/2010-АК). Налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки был подан иск о занижении дохода по услуге «грузоотправительство». После проведенного разбирательства суд отметил следующее.

Как установлено ст. 779 ГК РФ, услуга — это совершение определенных действий или ведение определенной деятельности. Предъявление груза к перевозке является совершением определенного действия и обладает признаками услуги, которая является обособленным предметом оплаты в соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ.

Однако ст. 779 и 781 включены в главу 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. Положением п. 2 ст. 779 ГК РФ установлено специальное правило, согласно которому правила главы 39 ГК РФ не применяются к услугам, оказываемым по договорам, предусмотренным главой 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ.

В силу ст. 801, включенной в главу 41 ГК РФ, предъявление груза к перевозке, если оно предусмотрено договором, является не услугой, а обязанностью экспедитора, исполняемой им в целях выполнения либо организации выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, законодательство отделяет понятие услуги от понятия обязанности, исполняемой экспедитором в целях выполнения или организации выполнения услуги.

Следовательно, невозможно придать характер услуги по грузоотправительству той операции, которая в силу закона услугой не признается.

Согласно ст. 801 ГК РФ оплату услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, экспедитор получает в целом за выполнение или организацию выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а не за факт исполнения обязанностей, надлежащее исполнение которых экспедитором должно привести к выполнению или организации выполнения указанных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» указанную сумму за оплату услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, клиент перечисляет в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Таким образом, обязанность выделять операцию по предъявлению груза к перевозке в обособленную услугу в целях расчета сумм оплаты услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, законодательством не установлена и отнесена на усмотрение сторон договора.

В экономической литературе почти не обсуждается вопрос о правовых последствиях отнесения в состав налоговой базы по налогу на прибыль расходов по выполнению функций грузоотправительства в случаях, когда в договорах отсутствует информация об установлении обособленной тарифной стоимости операции по предъявлению груза к перевозке, но в актах об оказании услуг в составе расшифровки предоставленных услуг приводится информация о выполнении функций грузоотправительства.

Одним из основных критериев учета расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль является экономическая оправданность затрат. Согласно ст. 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В вышеуказанном случае налоговые органы формально имеют право не признавать в качестве экономической оправданности затрат уплаченные экспедитору денежные средства за выполнение функций грузоотправительства в силу того, что эта операция по законодательству не является услугой.

Дело в том, что при формировании налоговой базы для расчета налога на прибыль налогоплательщик может учесть расходы на оплату услуг сторонних организаций, произведенные в рамках заключенного договора. Но в рассматриваемом случае, если клиент в соответствии с актом об оказании услуг, где приводится подробная расшифровка работ (услуг), в том числе выполнение функций грузоотправителя, перечисляет денежные средства экспедитору за оказанные услуги, то эти расходы могут быть не признаны при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие условиям договора из-за того, что исполнение обязанностей грузоотправителя в рамках заключенного договора транспортной экспедиции по своей природе не является услугой. Следовательно, у клиента отсутствуют экономически обоснованные расходы в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ.

Поэтому в целях минимизации налоговых рисков клиента рекомендуется не выделять в акте об оказании услуг расшифровку в части выполнения функции грузоотправителя.

В свою очередь, налоговые органы попытаются доказать факт занижения экспедитором дохода (выручки) от оказания транспортно-экспедиционных услуг в части исполнения обязанностей грузоотправителя. Занижение доходов по услуге «грузоотправительство» налоговый орган может обосновать, сравнивая выполнение этих функций для двух договоров транспортной экспедиции (клиентов), где в одном может содержаться информация об исполнении обязанностей грузоотправителя, а в другом — нет.

Согласно п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности выполняемых функций по грузоотправительству налоговые органы могут сравнивать расшифровку грузоотправительства различными контрагентами. Налоговые органы в силу п. 2 ст. 40 НК РФ при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Чтобы избежать обвинений в занижении дохода, необходимо соблюдать меры предосторожности, в том числе:

Обратите внимание: порядок налогового контроля цен по сделкам с 1 января 2012 г. принципиально изменится, так как исполнение обязанностей грузоотправителя в рамках договоров транспортной экспедиции в основном указывается между организациями одной связанной группы. Это требования Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». В целях налогового контроля появляется новый объект — контролируемая сделка, в отношении которой для целей налогообложения будет применяться соответствующая методология определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене.

С этой целью при определении рыночной стоимости транспортно-экспедиционного обслуживания в части исполнения обязанностей грузоотправителя необходимо:

1) обосновать признак однородности сделок;

2) при применении более высоких или более низких цен сопоставлять их с однородными услугами — при предоставлении более низкой цены требуется обоснование скидок и бонусов в виде оформленной и утвержденной маркетинговой политики;

3) описать распределение функций экспедитора и клиента, которые влияют на стоимость работ, услуг;

4) определить критерии экономических условий в целях обоснования различий экономических условий, позволяющих признавать сделки несопоставимыми.

Таким образом, работая с экспедиторами, важно помнить, что при неправильном оформлении актов об оказании услуг у клиентов могут возникнуть налоговые риски в части отражения расходов по выполнению функций грузоотправительства. В связи с этим необходимо знать опасные моменты сотрудничества и стараться организовать взаимодействие с экспедиторами таким образом, чтобы клиент был максимально защищен правильным оформлением документации и правильно сформулированными договорными условиями.

С целью минимизировать налоговые риски при определении рыночной стоимости транспортно-экспедиционного обслуживания в качестве внутренних мероприятий целесообразно разработать соглашение о разделении затрат, а при совершении сделок в качестве приложения к договору указывать выбранный метод ценообразования с объяснением причин выбора и причин, по которым другие методы не были выбраны. Также стоит закрепить перечень факторов, позволяющих обосновать несопоставимость условий сделок, и оформить их в виде приложения к договору транспортной экспедиции.

См. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2007 г. № А74-3208/06-Ф02-5122/07.

Наша организация покупает ТМЦ путем самовывоза со склада поставщика силами сторонней организации-перевозчика. Поставщик в первичных документах в строке "Грузоотправитель" указывает нас, ссылаясь на то, что на момент загрузки товара в автомобиль перевозчика собственником товара является уже наша организация, то есть грузоотправитель- это юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от имени собственника груза.Мы с этой точкой зрения не согласны, считая, что грузоотправителем является организация-поставщик. Поясните, кого-указывать грузоотправителем при покупке товара со склада поставщика, если забирает либо транспортная компания, либо сам покупатель.

Если покупатель забирает груз самовывозом и привлекает для доставки стороннего перевозчика. Заказчиком перевозки, грузоотправителем и грузополучателем в этой схеме выступает покупатель.

Вместе с тем, по мнению опрошенных специалистов ФНС, поставщик может записать себя грузоотправителем в ТОРГ-12 и счете-фактуре. Ведь именно он передает товары покупателю со своего склада. То есть, по сути, самостоятельно отправляет груз. Но независимо от того, кто будет записан грузоотправителем, покупатель или продавец, инспекторы не вправе отказать в вычетах НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Какие сведения о грузополучателе и грузоотправителе продавец должен указать в счете-фактуре на отгрузку

Строки 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» продавец заполняет только при реализации товаров.

Если продавец и грузоотправитель – одно и то же лицо, в строке 3 поставщик может написать «он же». Если вместо этого продавец вновь укажет свои данные (полное или сокращенное наименование, почтовый адрес), нарушением правил составления счетов-фактур это не является (письмо Минфина России от 1 сентября 2009 г. № 03-07-09/44).

Если продавец и грузоотправитель – разные лица, то в строке 3 указывают полное или сокращенное наименование и почтовый адрес грузоотправителя, как в его учредительных документах.

Строку 3 «Грузоотправитель и его адрес» можно заполнить на основании аналогичного реквизита накладной по форме № ТОРГ-12 (письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-07-14/54). В частности, такой вариант применяется, если продавец поставляет товары на условиях самовывоза (письмо Минфина России от 15 сентября 2014 г. № 03-07-РЗ/46026).

В строке 4 «Грузополучатель и его адрес» продавец указывает полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с его учредительными документами и его почтовый адрес. Такой порядок действует независимо от того, будет грузополучатель и покупатель одним и тем же лицом или нет.

Горячая линия. Северо-Запад

Спорные вопросы расчета НДС и оформления счетов-фактур

Надежда Чамкина, государственный советник РФ 2-го класса

На несколько отгрузок можно составить один счет-фактуру

Кто будет грузоотправителем при самовывозе

- При закупке товаров мы сами забираем их со склада продавца. Но в счете-фактуре по строке «Грузоотправитель и его адрес» продавец написал не свои, а наши реквизиты. Разве это правильно, раз мы забираем товар со склада продавца?

- Да, все верно. Грузоотправителем в счете-фактуре может быть и покупатель. Подтверждает такую позицию и письмо ФНС России от 21.01.10 № 3-1-11/22@ .

- Договор на перевозку мы не заключали. Товар со склада продавца мы забираем своим транспортом. Это что-то меняет?

- Нет, ведь по договору у продавца нет обязательств по доставке, транспортировке и передаче товара перевозчику. А значит, нет оснований рассматривать продавца в качестве грузоотправителя.

- Данные о грузоотправителе в товарной накладной отличаются от данных в счете-фактуре. В первичке грузоотправителем назван продавец. Это не помешает нам заявить вычет НДС?

- Нет, я считаю, что такие расхождения не критичны. Неточность в данных грузоотправителя не мешает идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, их стоимость, ставку и сумму НДС. А значит, такой недочет в оформлении не может быть основанием для отказа в вычете налога у покупателя. Основание - пункт 2 статьи 169 НК РФ.

Комментарий «УНП»

Ни в Налоговом кодексе, ни в Уставе автомобильного транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ) не сказано, кого надо считать грузоотправителем при самовывозе. Мы считаем, что при передаче товара на складе поставщика в накладной и счете-фактуре грузоотправителем корректнее писать продавца. Ведь именно он передает товары покупателю со своего склада. То есть, по сути, самостоятельно отправляет груз. Но независимо от того, кто будет записан грузоотправителем, покупатель или продавец, инспекторы не вправе отказать в вычетах НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Безупречный документооборот с новой транспортной накладной

Уже три месяца действует новая транспортная накладная, но никаких разъяснений о ее применении нет. Между тем именно она подтверждает расходы на перевозку и реальность операций. В ловушках и неясностях новой формы мы разбирались совместно с ее разработчиком – Минтрансом России.

Схема № 1. Перевозку заказывает поставщик

Схема № 2. Перевозку заказывает покупатель

Ситуация. Покупатель забирает груз самовывозом и привлекает для доставки стороннего перевозчика. Доставка происходит со склада поставщика. Заказчиком перевозки, грузоотправителем и грузополучателем в этой схеме выступает покупатель.

Грузоотправитель. При такой схеме доставки продавец не несет обязанностей по перевозке товаров. Считается, что он исполнил свои обязанности по поставке, когда покупатель или перевозчик забирает товар со склада (п. 1 ст. 223 , п. 2 ст. 458 ГК РФ). Таким образом, на момент отгрузки покупатель фактически является собственником груза. Покупатель – он же грузоотправитель – оговаривает условия и стоимость перевозки, заключает договор на перевозку и подает заказ-заявку. Он же, если иное не предусмотрено договором, составляет в трех экземплярах транспортную накладную (п. 6 Правил № 272).

В накладной покупатель заполняет пункты 1–2, 5 и 16 и передает все три экземпляра представителю перевозчика или продавца. Так как покупатель при отгрузке не присутствует, пункты 3, 4 и 6 с данными о грузе, сопровождающих его документах и месте отгрузки должен заполнить продавец. Для этого условия о заполнении накладной безопаснее включить в договор с поставщиком или перевозчиком.

Перевозчик. Представитель компании-перевозчика получает все три экземпляра накладной либо заранее от покупателя, либо при подаче транспорта у поставщика и заполняет свою часть документа. А именно пункты 8–13 и 15–16 транспортной накладной. Заполнить большую часть этих сведений в накладной может и грузоотправитель, если заранее получит от перевозчика необходимые для этого данные об автомобиле, водителе и т. д. При приеме груза представитель перевозчика ставит свою подпись в пункте 6.

Грузополучатель . Получатель груза – он же покупатель – при его приемке заполняет данные в разделе 7 транспортной накладной. Первый ее экземпляр он оставляет себе, второй – передает перевозчику. Первый экземпляр он может оставить себе или передать вместе с другими товаросопроводительными документами поставщику.

Причем безопаснее передать документ именно поставщику. Накладная потребуется ему, чтобы подтвердить факт доставки товара на налоговой проверке.