Делать 31 задание огэ обществознанию. Как сдать огэ по обществознанию. Требования к заданию

В учебном пособии представлены основные теоретические положения переводческой деятельности как аналитико-синтетического процесса. Излагаются принципы компьютеризации текстовой деятельности. Рассматриваются теоретические основы практики использования современных информационных технологий письменного перевода. Наряду с лингвистическими проблемами затрагиваются наиболее актуальные организационные вопросы переводческой деятельности.
Для студентов старших курсов переводческих факультетов, слушателей системы повышения квалификации переводчиков, а также специалистов, заинтересованных в самостоятельном развитии навыков практического перевода.

Первые опыты машинного перевода.
Кропотливый труд переводчика, перенасыщенный множеством рутинных монотонных операций, в сочетании с творческой идеей переводческой деятельности, требующей интеллектуального подхода, всегда был в центре внимания революционеров науки и технологии.

Сразу же с появлением одной только идеи электронной вычислительной машины зародилась мечта о ее использовании в качестве электронного переводчика. Уже в 1946 г. эта мечта получила свое реальное воплощение в трудах американских ученых У. Уивера и А.Д. Бута. Они предлагали различные способы использования вычислительных машин для перевода текста с одного языка на другой. Очередным стимулом для развития научных исследований в области машинного перевода стала декларативная работа У. Уивера «Translation», опубликованная в 1949 г. В прогностическом плане ее автор обосновал возможность и целесообразность создания систем машинного перевода на базе ЭВМ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Современные информационные технологии и перевод, Семенов А.Л., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Следующие учебники и книги.

Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ Обществознание задание №26-31 Демонстрационный вариант 2018-2017 Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и
учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(Д.С. Лихачёв)

26.
27. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.?
Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
28. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
29. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи?
Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.
30. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.
31. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни
человека.

Решение:

26. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы – время учёбы;
4) уметь найти радость в учёбе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

27.
1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

28. Могут быть указаны следующие причины:
1) знания всё растут и усложняются;
2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

29.
1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;
2) два примера с указанием качеств, допустим:
− занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;
− чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

30. Могут быть даны такие объяснения.
Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как:
1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;
2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.
Могут быть даны другие объяснения

31. Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;
2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Часть населения, имеющая сходные и устойчивые (то есть длящиеся и возобновляющиеся) общественные условия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой. Общество состоит из социальных групп (самые многочисленные из них-классы). У каждой такой группы есть свои представления о том, какие черты общественной жизни наиболее важны, что хорошо и что плохо в жизни и в существующих порядках, а также о том, в каких направлениях должны меняться сложившиеся условия. То есть у социальных групп разные интересы. Иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, подчас непримиримые.

Совокупность социальных групп- это социальная структура. И дело не в перечне групп, а в совокупности их жизненных проблем, сходствах и отличиях их интересов. При этом одна часть населения озабочена по преимуществу одними проблемами, другая – другими, третья – третьими. Таким образом, отдельная социальная группа выступает основным элементом социальной структуры.

Людям и социальным группам приходится жить и действовать в одном обществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотношений таких групп. Конкретные формы таких взаимоотношений очень разнообразны: конфликты, партнерства, союзы, компромиссы, забастовка, гражданское неповиновение, мирная инициатива и другие.

(Н.А. Волгин)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  1. Какие признаки социальных групп указаны в тексте? Приведите три признака.
  1. Как связаны понятия “социальная группа” и “социальная структура”? Опираясь на текст, приведите два положения, отражающие эту связь.
  1. В тексте приводятся различные формы взаимоотношений социальных групп. Выделите из этого перечня те, которые направлены на сближение интересов отдельных групп (назовите не менее четырех форм). Конкретизируйте (приведите пример) любую одну из этих форм.
  1. Проведенный в стране Z социальный опрос показал, что большинство представителей рабочих, служащих наиболее высоко ценят стабильность и порядок в обществе. А предприниматели, представители творческих профессий на первый план выдвигают общественные возможности для проявления инициативы и самостоятельности. Какой признак социальной группы иллюстрирует эти данные? Приведите положение текста, которые помогло вам сделать вывод.
  1. многие социологи считают, что основные различия между социальными группами связаны с такими показателями, как обладание собственностью и размер доходов. Можно ли утверждать, что авторы текста пренебрегают этими критериями? Обоснуйте свой ответ (приведите два аргумента).

Решение:

26. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. Понятие “социальная группа”;
  2. Социальная структура как совокупность социальных групп;
  3. Формы взаимодействия социальных групп.

27. Могут быть приведены такие признаки:

  1. Сходные и устойчивые общественные условия;
  2. Общность жизненных проблем;
  3. Общность представлений;
  4. Присущие группе интересы;

28. В ответе должны быть приведены следующие положения:

  1. Совокупность социальных групп образуют социальную структуру общества;
  2. Отдельная социальная группа выступает основным элементом социальной структуры.

29. В ответе могут быть названы такие формы:

партнерство, союзы компромиссы, гражданское согласие, мирная инициатива.

Примером могут служить: деятельность общественной экологической организации по ограничению грязных выбросов в атмосферу (мирная инициатива); разрешение конфликта между предпринимателями и рабочими на основе взаимных уступок (компромисс)

30. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. Назван отличительный признак социальный группы: сходство взглядов на общественную жизнь;
  2. Приведен фрагмент текста: “У каждой такой группы есть свои представления о том, какие черты общественной жизни наиболее важны”

31. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что

– в тексте не упоминаются эти показатели;

– делается упор на такой критерий различения социальных групп, как несовпадение представлений об обществе, направлениях его развития;

в случае несогласия может быть указано, что

– среди критериев социальных групп названы сходные общественные условия, которые, очевидно, включают отношение к собственности и размер доходов;

– в тексте упоминается и такой критерий, как различие интересов, а интересы складываются под влиянием прежде всего материального положения.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

В ХХ веке жизнь людей изменилась. Появилось много автомобилей. Наши дома отапливаются с помощью газа, человечество потребляет огромное количество электричество – одним словом, наша жизнь стала комфортной. Но этим мы наносим большой вред окружающей нас природе. В 60-е годы минувшего века ученые это доказали. Обнаружившиеся проблемы назвали экологическими.

Электричество вырабатывается в основном на теплых станциях при сжигании угля, газа. При сгорании они выбрасывают в атмосферу углекислый газ. Из выхлопных труб автомобилей также выделяются углекислый и угарный газ. Ученые считают, что это приводит к изменению климата на планете, точнее, к глобальному потеплению. Углекислый газ поднимается в атмосферу и образует слой, который препятствует проникновению тепла, но создает при этом над планетой так называемый парниковый эффект, ведущий к потеплению. В результате на нашей планете меняется климат, повышается уровень воды в Мировом океане, что ведет к затоплению участков суши.

Машины, фабрики и тепловые станции постоянно загрязняют воздух. Выбросы вредных веществ образуют смог, из-за которого в больших городах ощущается недостаток свежего воздуха. Вредные вещества смешиваются в атмосфере с облаками, и тогда выпадают кислотные дожди, от которых гибнут растения.

Реки и океаны загрязняются бытовыми сточными водами, сбросами фабрик и заводов. На полях используется химические удобрения, которые в конце концов смываются в реки и озера. При аварии танкеров, перевозящих по морю нефть, происходят экологические катастрофы. Нефть тонкой пленкой разливается по поверхности воды, при этом гибнут птицы. Часть рыбы и морские животные.

Очень широко используется пластик. Он очень дешевый, поэтому из него делают бутылки, пакеты. Все это люди выбрасывают. Пластик не гниет, а накапливается в огромных количествах, отравляет окружающую среду. Люди ищут способы уменьшить экологический вред пластика.

(Школьная энциклопедия)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  1. Какие производственно-технологические процессы способствует глобальному потеплению? Приведите два таких процесса.
  1. Укажите два неблагоприятных последствия парникового эффекта.
  2. Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, привлекая собственный социальный опыт, приведите любые три способа борьбы с загрязнением окружающей среды.
  1. На некоторых пластиковых пакетах, в которые упаковываются купленные в магазине товары, написано: «Изготовлен из биоразлагаемого полиэтилена, безопасен для окружающей среды». Приведите положение текста, которое иллюстрирует данный факт. Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, укажите еще один путь решения этой проблемы.
  1. Сейчас для решения вопросов защиты окружающей среды люди во многих странах создают отдельные группы, движения. Используя текст, обществоведческие знания, дайте два обоснования целесообразности таких экологических организаций

Источник: Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.

Решение:

  1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
  • Появление экологических проблем;
  • Загрязнение воздуха;
  • Загрязнение воды;
  • Опасный пластик.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

  1. В правильном ответе должны быть указаны два явления:
  • Работа тепловых станций, вырабатывающих электричество;
  • Вредные автомобильные выхлопы.
  1. В правильном ответе должны быть указаны два последствия парникового эффекта:
  • Изменение климата;
  • Повышение уровня вод в Мировом океане.
  1. В ответе могут быть приведены следующие способы борьбы с загрязнением окружающей среды:
  • Установка на предприятиях с вредными выбросами очистных сооружений;
  • Использование более качественного бензина для уменьшения вреда выхлопных газов автомобилей;
  • Более широкое применение экологически чистых источников энергии: солнечные батареи, ветряки и т.п.
  1. В ответе должны содержаться следующие элементы:
  • Приведен фрагмент текста: «Люди ищут способы уменьшить экологический вред пластика»4
  • Указан еще один путь решения проблемы, например:

– запрет на использование пластика в качестве упаковки,

– раздельный сбор мусора, с отделение пластиковых пакетов, бутылок для особой утилизации.

Могут быть приведены другие способы.

  1. В ответе могут быть даны следующие обоснования:
  • Правительства ряда стран не уделяют достаточного внимания охране окружающей среды, общественные организации своими действиями побуждают правительства к более активной политике;
  • Объединив усилия в деле, которое касается каждого человека, люди добьются большего.

Могут быть даны другие обоснования.

На рынке продавцы и покупатели вступают в контакт по поводу купли и продажи разнообразных товаров или услуг. Выделяют различные виды рынков. Основные рынки: труда, земли, капиталов и др. В свою очередь, рынок потребительских товаров и услуг включает рынок продуктов питания, рынок автомобилей, рынок одежды, рынок бытовых услуг и т.д. Эти рынки также можно подразделить на рынки помельче.

Давай посмотри, как работает рынок, как он распределяет товары и услуги и решает, что, как и для кого производить. Наверное, проще представить командную экономику. Сидят люди в правительстве страны и решают за всех, что и делать. Распределяют материалы и ресурсы между производствами. Затем делят товары между покупателями: этот в этот магазин, это в другой.

А как это делает рынок? Ведь рынок- это некое пространство. На самом рынке действуют люди, они ходят, перемещаются по этому пространству, живут, у них есть свои желания, потребности, мысли, вот это и заставляет рынок работать. Желание людей что-то иметь подсказывает им самим, что надо делать. На рынке находятся продавцы и покупатели. Покупатели хотят сделать свою жизнь лучше: их желание выражается спросом на товары и услуги. Спрос подскажет продавцам, какие товары надо делать и предлагать людям.

Представим рынок в виде детских качелей. С одной стороны у нас спрос на какой-то товар, с другой- предложение продавцами этого же товара. Спрос низкий, а предложение высокое. Значит, что-то не то, не хотят люди покупать этот товар, они его и не спрашивают, лежит себе в магазине и лежит. В чем же дело? Цена товара высокая или товар плохой, а может быть, этих товаров лишком много. Продавец должен это понять и изменить свое положение. Теперь спрос стал большой, а предложение маленькое. Это значит, товар, которые спрашивают люди, вообще нет или их слишком мало. Наконец, рынок пришел в равновесие. В идеале спрос покупателя и предложение продавца должны достичь равновесия: все, что ты хочешь, на рынке есть, а главное – ты можешь это купить.

Вот так рынок и подсказывает – что, как и для кого делать.

(По В. Королеву)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  1. В каком случае устанавливается рыночное равновесие? О чем оно свидетельствует?
  1. Какие основные виды рынков упоминаются в тексте? Опираясь на собственный социальный опыт, укажите любые два вида рынков, которые могут входить в рынок продуктов питания.
  1. Используя обществоведческие знания, укажите три возможные причины снижения предложения товара при сохраняющемся спросе на него и раскройте на примере любую из них.
  1. В стране Z значительно подорожал бензин. Как под влиянием этого фактора может измениться спрос на автомобили? Дайте пояснения своему ответу.
  1. Автор упоминает командную экономику. Привлекая обществоведческие знания, укажите одну положительную и одну отрицательную черту экономики этого типа.

Источник: Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.

Решение:

  1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
  • Виды рынков;
  • Командная экономика;
  • Взаимосвязь спроса и предложения;
  • Рыночное равновесие;

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

  1. В правильном ответе должны быть даны ответы на два вопроса:

– рыночное равновесие устанавливается в том случае, когда предложение приходит в соответствие со спросом;

– рыночное равновесие свидетельствует о том, что «все, что ты хочешь, на рынке есть, а главное – ты можешь это купить».

  1. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
  • Названы основные виды рынков: труда, земли, капиталов, потребительских товаров, и услуг;
  • Указаны виды рынков, входящих в рынок продуктов питания, например: рынок молочных продуктов, рынок хлебобулочных изделий.

Могут быть названы другие виды продовольственных рынков.

  1. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
  • Указаны причины снижения предложения товара при сохраняющемся спросе на него, например:

– неблагоприятные погодные условия;

– рост цен сырье и материалы;

– повышение таможенных пошлин;

  • Одна из причин раскрыта на примере, допустим, повышение таможенных пошлин привело к сокращению поставок импортных автомобилей, в результате этого количество товара уменьшилось.

Могут быть указаны другие причины и приведен другой пример.

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
  • Ответ на вопрос: спрос снизится;
  • Пояснение ответа: автомобилисты в любом случае вынуждены будут покупать бензин, расходы на содержание машины возрастут, часть людей откажется от приобретения автомобиля; особенно спад затронет больше машины, потребляющие большое количество горючего.
  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Обычно деньгами приписывают сразу несколько ролей и функций. Во-первых, они выступают средством обмена, таким образом устраняя недостатки, присущие бартеру. В качестве единицы счета они упрощают оценку и следующие за ней вычисления. Деньги позволяют записать ценность, а значит, открывают путь для сделок, растянутых во времени и пространстве.

Чтобы успешно справляться со своими задачами, деньги должны быть одновременно широко доступными, недорогими в использовании, долговечными, легко делимыми, удобными для переноски и надежными. Золото, серебро и бронза удовлетворяют почти всем требованиям, и именно поэтому на протяжении тысячелетий эти металлы считались идеальным материалом для изготовления денег.

Сегодня мы более или менее довольны бумажными деньгами, как в общем и монетами. А уж они сделаны из настоящего мусора. Что еще удивительнее, мы радостно пользуемся деньгами, которые вообще не можем увидеть. Нынешние электронные деньги проделывают путь от работодателя до нашего счета в банке, а затем и до наших любимых магазинов, ни разу не принимая вещественную форму.

Деньги – это прежде всего вопрос уверенности в том, что нам платит, кто выпускает получаемые нами деньги, наконец уверенности в том, что конкретное учреждение выполнит принятые на себя обязательства. Деньги – не металл. Они – само доверие. И неважно, воплощено оно в серебре или глине, на бумаге или экране жидкокристаллического дисплея. Деньгами может быть что угодно, от ракушек племени каури на Мальдивах до громадных каменных дисков на тихоокеанских островах.

Есть и другая точка зрения на суть денег. Ее сторонники считают, что истинные деньги – драгоценные металлы, а бумажные обещания только потому и принимаются в качестве денег, что они являют собой воплощение денег металлических. В противном случае они лишь самозванцы. Поэтому предложение денег должно быть привязано к количеству золотых монет и слитков в Центральном банке.

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  1. Какие три вида современных денег упоминается в тексте?
  1. Какие свойства золота, серебра и бронзы позволяли долгое время считать их лучшим материалом для изготовления денег? Назовите два любых свойства и конкретизируйте каждое из них.
  1. Какие три функции денег названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще одну функцию.
  1. Автор утверждает, что деньги – это в первую очередь вопрос уверенности в том, кто, в частности, выпускает деньги. Какая организация в нашей стране осуществляет эмиссию (выпуск) денег? Опираясь на полученные знания, укажите еще одну функцию этой организации.
  1. В тексте приводятся две точки зрения на роль золота в денежном обращении. Сформируйте их. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите аргумент в пользу той из них, которая вам представляется более правильной.

Вторую часть экзаменационной работы составляют задания с развёрнутым ответом. Каждое из шести заданий этой части проверяет определённое умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила, соблюдение которых можно рекомендовать для успешного выполнения заданий этой части.

Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).

Это необходимо для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Дело в том, что существует чёткая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.

Прочтите текст и выпишите задания.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу... Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина... на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни...

Учитесь любить учиться!

(Д.С Лихачёв)

26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

31 Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Первое задание к тексту (№ 26 в работе) требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста - необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. роль образования в XXI в.;
  2. нравственная ответственность человека науки;
  3. молодые годы - время учёбы;
  4. уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. Корректность всех формулировок работы в процессе проверки будет определяться экспертом.

Два следующих задания требуют извлечения из текста информации.

Второе задание к тексту (№ 27 в работе) предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.

В нашем примере должны быть приведены следующие элементы:

  1. роль: человек будет вносить новые идеи, думать, над тем, над чем не сможет думать машина;
  2. качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Не исключена ситуация, что в тексте можно найти не требуемое в задании, а большее количество единиц информации. В этом случае обучающийся может выбрать любые из них.

Третье задание к тексту (№ 28 в работе) предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте.

В нашем примере правильный ответ должен содержать причины:

  1. знания всё растут и усложняются;
  2. именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Четвёртое задание к тексту (№ 29 в работе) предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.

Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

В нашем примере могут быть даны такие объяснения:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

2) два примера с указанием качеств, допустим:

– занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;

– чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Пятое задание к тексту (№ 30 в работе) - задача, имеющая, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др.

Могут быть даны такие объяснения.

Человек несёт нравственную ответственность за «всё. что происходит в век машин и роботов», так как:

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;

2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения.

В вариантах используются разные модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.)

Шестое задание к тексту (№ 31 в работе) предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.

В нашем примере правильный ответ должен содержать следующие элементы:

аргументы (объяснения):

1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Задание 26 (повышенный уровень)Составить план текста,
выделив основные смысловые
фрагменты и озаглавив каждый
из них.
План – четкое последовательное
представление фрагментов содержания
текста в кратких формулировках,
отражающих тему и/или основную идею
соответствующего фрагмента.

Алгоритм составления плана

1)
2)
3)
Внимательно прочесть весь текст от
начала до конца.
Определить тему текста и его основную
мысль. Тема – это то, о чем говорится в
тексте, а основная мысль – это то, для
чего он написан.
Разделить текст на смысловые части.
Внимательно прочитать каждую из
частей. Выделите в ней главное
(основную идею) и озаглавить.
Если план составлен хорошо, то вы без проблем сможете
воспроизвести исходный текст!

Вопросы

Может
ли пункт плана
полностью воспроизводить
отдельные фразы текста?
Сколько должно быть пунктов
плана?
В какой форме может быть
план?

Важно учитывать

Названия пунктов плана не должны
полностью воспроизводить отдельные
фразы текста.
Количество выделенных фрагментов
может быть различным (не обязательно
соответствовать количеству абзацев).
План может быть простым или сложным.
План может быть составлен в назывной,
вопросной или тезисной форме.

Принципы составления плана

1.Выделив в абзацах опорные
слова и словосочетания,
получаем назывной план.
2.Поставив вопрос к каждому
абзацу, получаем вопросный
план.
3.Ответив на вопрос кратко,
получаем тезисный план.

Важно учитывать

Почему при составлении вопросного
плана лучше использовать
вопросительные слова («как»,
«сколько», «когда», «почему» и т. д.),
а не словосочетания с частицей «ли»
(«есть ли», «нашел ли» и т. п.)?
Нумерация пунктов плана обязательна
и производится арабскими цифрами.

Ошибки при составлении плана

Учебный текст делится на части
механически, что говорит о непонимании
его смысла учащимся.
Пункт вопросного плана не отражает
смысл части текста (
вопросы к тексту).
Учащиеся путают тезис с цитатой.
Тезисы – основные положения текста, кратко
излагающие какую-либо идею в форме
утверждения или отрицания чего-либо.
Цитата – точная выдержка из какого-нибудь
текста.

Универсальные критерии

1) верно ли отражена выпускником структура текста (все ли
смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих
в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);
2) насколько точно в названиях пунктов плана передано
содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают
основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора;
соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).
Универсальные критерии

10. Переделайте назывной план в вопросный

Назывной план Вопросный план
1)Врожденные
задатки
человека.
2)Условия для
развития
способностей.

11.

12.

Назывной Вопросный
план
план
1)Врожденные 1) Какими
особенностями
задатки
обладает
человека.
ребенок с
2)Условия для рождения?
2)
От
чего
развития
зависит
способностей.
успешность
развития
задатков
ребенка в
способности?
Тезисный
план
1) Врожденные
задатки выступают
условиями развития
различных
способностей в
зависимости от
требований
соответствующей
деятельности.
2) Развитие
способностей зависит
от особенностей
личности,
исторических условий,
потребностей
общества.

13. Задание 27 (базовый уровень)

Извлечение информации,
представленной в явном виде.
Варианты:
1) Найти в тексте любые 2-3 определения
(объяснения, причины, характеристики и т.п.);
2) Найти в тексте ответы на 2-3 вопроса;
3) Найти в тексте доказательства(аргументы и т.п.),
которые автор приводит в подтверждение
какой-то идеи);
4) Заполнить пробелы в таблице.

14. Вопросы

Почему
в тех случаях, когда
требуется вычленить из текста три
и более единиц информации, ответ
выпускника, содержащий только
одну единицу информации,
оценивается в 0 баллов (ведь он
является частично верным)?

15. Ответ

В данном случае проверяется и
оценивается уровень
сформированности умения извлекать
информацию из текста.
Приведение одной позиции вместо
требуемых трех-четырех
свидетельствует о недостаточном
уровне владения данным умением и
соответственно оценивается.

16. Задание 28 (повышенный уровень)

Преобразующее воспроизведение или
некоторая интерпретация содержащейся в
тексте информации.
Варианты:
1) определить, что является фактом, определить
его причины;
2) установить последствия описанного социального
явления;
3) объяснить позицию (мнение, точку зрения и т.п.)
автора и при-вести его аргументы (объяснения,
доказательства, примеры и т.п.); оценить роль
тех или иных факторов и т.п.

17. Важно учитывать

Ответ может быть в виде цитаты из текста
ИЛИ в форме близкого к тексту пересказа.
Оба варианта выполнения задания
равноценны!
27 и 28 задания непосредственно
относятся к тексту, поэтому любые
рассуждения, не связанные с
содержанием текста оцениваются в 0
баллов!

18. Задание 29 (высокий уровень)

Предполагает
выход за рамки
содержания текста и
привлечение контекстных
знаний обществоведческого
курса, фактов общественной
жизни или личного социального
опыта выпускника.

19. Требования к заданию

1)
2)
точность и корректность приводимых
фактов (социальных фактов или моделей
социальных ситуаций), их соответствие
приведенным в задании теоретическим
положениям;
наличие рассуждений, конкретизирующих
сущность приведенного в задании
теоретического положения, логическая и
содержательная корректность этих
рассуждений.

20. Важно учитывать

Примерами могут быть факты прошлого
и современности, почерпнутые из
собственного опыта или получившие
общественную известность; реальные
события и смоделированные ситуации.
В ответах допускается различная
степень конкретизации.

21. Задание 30 (повышенный уровень)

Проверяет умение применять знания,
почерпнутые из источника социальной
информации, для решения конкретной
проблемы.
Предполагает перенос содержащейся в
тексте информации в иной контекст,
использование ее для осмысления и
объяснения актуальных фактов и
процессов реальной жизни, практических
жизненных ситуаций.

22. 2 уровня требований к заданию

1 требование
относится к ситуации,
сформулированной
в условии
2 требование
ориентирует на поиск информации
для решения проблемы в
предложен-ном источнике с
привлечением обществоведческих
знаний.
Например
Назовите три сферы
деятельности, в
которых он может
достичь максимального
раскрытия своих
способностей.
Укажите любое
социальное условие,
которое поможет ему
развить
свои задатки.

23. Важно учитывать

Поэлементный состав ответа.

24. Задание 31 (высокий уровень)

Предполагает
формулирование и
аргументацию собственного
суждения (или авторской позиции,
мнения)по актуальному проблемному
вопросу общественной жизни.
Связано с содержанием текста, но
предполагает рассмотрение его
отдельных положений в ином
ракурсе.

25. Важно учитывать

Ученик может, как согласиться с
приведенной точкой зрения, так и
опровергнуть ее.
Поэлементный состав ответа.

26. Аргумент – совокупность суждений, положений, фактов, используемых в процессе доказательства.

Аргумент
Факт
(суждение)
Пояснение
(вывод)