Виды записей план тезис конспект. Тезисный конспект правила составления. Тезисы это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Образцы клише для составления аннотаций

Тезисы и конспект, их отличие от плана (Занятие 4)

Умение законспектировать статью или лекцию, выделить и зафиксировать тезисы своего или чужого высказывания, как и умение составить план, относится к числу важнейших практических умений, которыми необходимо овладеть школьникам. И на занятиях по факультативному курсу, и на классных занятиях, и в практической деятельности после окончания школы учащимся не раз придется столкнуться с необходимостью глубоко и прочно усвоить содержание какой-либо статьи, книги, подготовить самостоятельное публичное выступление и т. д.

Во всех этих случаях умение законспектировать прочитанное или зафиксировать основные положения будущего высказывания в форме тезисов окажет им неоценимую помощь.

Учитывая, что на факультативных занятиях школьники будут выступать с сообщениями и докладами и им потребуются названные умения, мы включили знакомство с конспектированием и тезированием в план первых занятий по факультативному курсу.

Занятие 4

Цель занятия

Познакомить учащихся с тезисами и конспектом; раскрыть особенности тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения; заложить основы для формирования у школьников навыков тезирования и конспектирования.

Основные этапы работы

Вступительное слово учителя. Известно, что прочитанное гораздо лучше усваивается и понимается, если процесс чтения сопровождается конспектированием (составлением конспекта, т. е. краткого, сжатого письменного изложения содержания читаемого) или тезированием (записью тезисов - основных положений книги, статьи). Беглое, поверхностное и невнимательное чтение не принесет пользы, не обогатит ваших знаний.

Чтение - это серьезный творческий труд. "Без известного самостоятельного труда, - писал В. И. Ленин, - ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину" (Поли. собр. соч., т. 23, с. 68).

Известно также, что даже крупнейшие ученые и прославленные ораторы детально разрабатывали план и тезисы своих публичных выступлений. Составление развернутого плана и тезисов освобождает от необходимости записывать свое выступление полностью, во всех деталях, чтобы затем, не отрывая глаз от написанного, читать текст. Продуманный план и тезисы обеспечивают живое общение с аудиторией, контакт со слушателями, а в этом - половина успеха оратора или лектора.

На занятии мы познакомимся с тезисами и конспектом, рассмотрим их отличие от плана и выполним некоторые практические упражнения.

Чтение учащимися раздела "Тезисы и конспект". Чтобы выяснить, как ученики усвоили содержание статьи, учитель предлагает им ответить на следующие вопросы:

1) Для чего нужно уметь составлять тезисы и конспектировать?

2) Что мы называем тезисами и чем отличаются тезисы от плана? 3) Что такое конспект? Чем отличается конспект от тезисов?

Практические упражнения. Упр. 16 (сопоставление плана, тезисов и конспекта начала статьи В. Г. Белинского "Письмо к Гоголю") выполняется коллективно под руководством учителя. Предварительно школьники знакомятся с краткой пояснительной статьей.

Вначале читается формулировка 1-го пункта плана, затем в тексте статьи В. Г. Белинского выделяется часть, соответствующая данному пункту. Устанавливается, что формулировка плана: "Причина гневной оценки Белинским книги Гоголя" - только указывает на содержание соответствующей части "Письма", но не раскрывает его.

Сопоставление конспекта со статьей приводит учащихся к выводу, что в конспекте в сжатой (обобщенной) форме изложено основное содержание первого абзаца статьи, сохранена его основная мысль и использованы слова В. Г. Белинского. Это помогает передать особенности языка статьи. (Если учитель увидит, что школьники хорошо справляются с заданием, он может предложить дальнейший анализ выполнить самостоятельно.)

Упр. 17 (сопоставление плана и тезисов к сочинению "Характеристика Простаковой") выполняется учащимися самостоятельно. Они устанавливают, что тезисы более конкретно раскрывают общие положения, сформулированные в плане, и содержат некоторый фактический материал. Так, тезис к 1-му пункту плана конкретизирует его формулировку, тезисы к 2-му и 3-му пунктам содержат фактический материал, используя который можно более конкретно раскрыть эти пункты плана.

В учебных целях студентами широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект.

План – самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в выступлении, в книге.

При составлении плана необходимо разделить текст на части и уловить связь между этими частями. К каждой части ставится вопрос (вопросительный план) или дается заглавие в виде короткого назывного предложения (назывной план). Если предложения взяты из текста, план называется цитатным. Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти ее основную мысль. При составлении сложного плана текст делится на крупные части, а каждая часть – на более мелкие.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения текста. Они передают основные положения текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли, но может не совпадать с последовательностью изложения материала в тексте. Для составления тезисов необходимо, прежде всего, внимательно прочитать текст, продумать его содержание, найти проследить главные положения.

Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуется).

Конспект – самая развернутая форма записи. Конспект должен соответствовать плану текста. Поэтому сначала составляется план, а потом пишется конспект. Из каждой части текста записываются те мысли, факты, которые раскрывают смысл теста, его заголовок. Детали при котором опускаются.

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

Прочитайте текст.

С помощью слов человек называет предмет, явления действительности, поэтому основной функцией слова в языке является назывная, или номинативная функция. Особенно четко номинативная функция слова выявляется тогда, когда слово называет конкретный предмет, который можно увидеть, потрогать и т.п., т.е. именно предмет в строгом смысле этого слово называет конкретный предмет в строгом смысле этого слова: “книга”, “река”, “огонь” и др. Однако назывная функция осуществляется словом и в том случае, когда называемый предмет, явление, признак нельзя ощутить с помощью пяти органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) : “сомнение”, “мысль”, “прогресс”, “знание”, “единство”. Эти слова называют абстрактные понятия.

Одно из самых важных свойств человеческого мышления – способность к обобщению и абстракции. Абстракция – это выделение существенных, важных закономерных признаков предметов и явлений действительности и отбрасывание случайных, несущественных признаков.

Наблюдая множество однотипных предметов, например, рыб, человек видит, что, несмотря на ряд различий (в цвете, размере, форме, характере движений, поведении т.п.), между всеми рыбами есть нечто общее: то, что рыбы живут в воде и дышат жабрами. Установив это общее, свойственное всем рыбам, человек познал целый класс рыб. Произошел процесс абстракции. Благодаря процессу абстракции в человеческом мышлении образуются понятия. Понятие – это мысль, закрепляющая в сознании человека существенные признаки отдельных явлений, предметов действительности.



Слово способно назвать не только данный, конкретный, в настоящий момент, ощущаемый предмет, но и понятие. Так, словом стол мы называем не только тот стол, за которым в данный момент сидим, но и всякий стол вообще.

Способность слова называть понятие – очень важная особенность языка как средства общения. Без этой способности само существование языка было бы невозможно, так же как без абстракции, без способности образовать понятие не было бы человеческого мышления. В самом деле: на земном шаре нескончаемые множество отдельных предметов – людей, деревьев, рек, книг… Если бы для наименования каждого конкретного предмета (а их миллиарды миллиардов) потребовалось бы отдельное слово, объем лексики любого языка расширился бы бесконечно: нужны были бы миллиарды слов, и общение стало бы практически невозможным, потому что никто не смог бы запомнить столько слов. Но поскольку слово может называть понятие, постольку лексика любого языка состоит из сравнительно небольшого количества слов, с помощью которых мы называем предметы, их признаки, действия, абстрактные понятия, количество предметов, т.е. все явления окружающей нас действительности.

1. Прочитайте первый абзац текста.

а) Найдите словосочетания, важные для основного содержания данного абзаца.

б) Ответьте на вопросы:

Какова основная функция слова?

Что называет слово?

в) О чем идет речь в 1-м абзаце? Напишите ответ, употребив речевые образцы: В абзаце речь идет о … .

Основная мысль абзаца сводится к следующему … .

2. Прочитайте второй абзац текста.

а) Выпишите словосочетания, важные для основного содержания данного абзаца.

б) Ответьте на вопрос:

Что такое абстракция?

в) Сформулируйте третий абзац текста.

3. Прочитайте третий абзац текста.

б) Ответьте на вопрос:

Как происходит процесс абстракции?

в) Сформулируйте основной тезис абзаца.

Почитайте четвертый абзац текста.

а) Выпишите опорные словосочетания.

б) Ответьте на вопрос:

Что такое понятие?

в) Сформулируйте основное положение 4-го абзаца.

5. Прочитайте пятый абзац текста.

а) Выпишите опорные словосочетания.

б) Ответьте на вопрос:

Какова роль способности слова называть понятие и что было бы, если бы каждый предмет имел свое название?

в) Сформулируйте основную мысль 5-го абзаца.

Сравните вопросы, данные к абзацам и план текста. Запишите в форме тезисов сформулированные вами основные положения текста.

7. Пользуясь планом, перескажите текст.

8. Дайте тексту название.

9. Выявите в тексте предложения, не несущие основную информацию. Удалив из текста эти предложения, сократите его. Запишите сокращенный вариант текста (конспект).

Задание 2.

Подберите статью по интересующей Вас проблеме из научного (научно-популярного) журнала по своей специальности. Составьте развернутый (сложный) план и тезисы этой статьи.

Задание 3.

Подберите в специальном научном журнале статью об интересующей Вас проблеме. Кратко запишите основные положения. Пользуясь этой записью (кратким конспектом), передайте содержание этой статьи.

Глава 3. Текст как ведущая единица словесной коммуникации

Текст – можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и.т.д.

Рассмотрим основные признаки текста, осмысление которых важно для развития навыков связной речи.

1. Тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

Проанализируем следующий текст- отрывок из романа М.О. Ауэзова «Путь Абая»:

«Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. По ее лесистым склонам, покрытом богатой растительностью, протекает бурная река. Тал, осина, кривая горная береза стоят здесь в пышном наряде полного расцвета. Здесь сочные пастбища, привольные места. Издавна обосновавшиеся здесь бокенши и борсаки никому не уступали их».

В тексте, состоящем из 47 слов, слово Карашокы употребляется только один раз, но у нас нет сомнений в том, что речь идет именно о вершине Карашокы. Такую уверенность нам придает употребление вместо предмета речи (Карашокы) соотносительных с ним местоименных слов «ее», «здесь». Повторяемые слова, последовательно проводимые через тот или иной ряд предложений, «сшивают» этот ряд предложений в единое целое.

Тематическое единство текста находит выражение в заголовке, который обозначает предмет высказывания или коммуникативную установку автора. Заголовок , его наличие или потенциальная его возможность – один из существенных признаков текста, с этим признаков связан другой – завершенность текста . В приведенном в качестве примера тексте нет заголовка, но заголовок нетрудно сформулировать: «Вершина Карашокы».

Обозначение темы нередко содержится в начальном предложении (в начальных предложениях). Так, в первом предложении рассматриваемого текста «Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара» уже обозначен предмет высказывания – в этом предложении использованы слова, которые непосредственно связаны с темой. Дальнейший отбор языковых средств связан с развитием мысли, выражаемой в первом предложении, т.е. обусловлен темой текста и коммуникативной установкой автора – задачей сообщения, основной мыслью (идеей) высказывания.

Наш текст представляет собой художественное описание, выполняет важную функцию – создание образной картины природы. Этому способствует подбор определенных языковых средств. В первых двух предложениях дается общая картина природы. Но в третьем предложении усиливается крупный план пейзажа перечислением существительных, обозначающих названия деревьев в форме единственного числа. Текст не просто совокупность предложений, сумма предложений, а целостное сложное образование .

2. Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте – в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, смысловой кусок).

В письменной речи части текста, как правило, графически выделяются. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.

3. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – этосочетаниенесколькихпредложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. В нашем тексте можно выделить одну микротему: Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. Мысль этой микротемы выражена в одном предложении. Микротема (как часть текста) может состоять и из большего количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом, как в анализируемом тексте, где невозможно переставить ни одну из имеющихся в нем частей.

4. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи , которые определяются как цепная и параллельная .

Цепная связь - структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Тексты окружают нас повсюду. Текст – это понятие одновременно философское и лингвистическое, общее и частное. Но в повседневной жизни большинство людей сталкивается именно с лингвистической ипостасью текста, то есть некой последовательностью символов, связанных общим смыслом, целью и формой. В такой трактовке тексты были и остаются незаменимым источником информации обо всем в мире, от кулинарных рецептов до основных положений теории струн. Первые тексты в нашей жизни были нами услышаны, затем мы сами научились произносить их простейшие образцы. И не задумывались над сложностью той системы, пока не пошли в школу и не узнали, что тексты можно также читать, записывать и анализировать.

Поскольку текст – система действительно сложная и даже многозадачная, то и разнообразных процессов, связанных с ними и основанных на них, существует немало. С некоторыми из них сталкиваются ученики средней школы, когда проходят обязательную программу по изучению русского языка. В рамках освоения рубрикации текста. Ценность этого навыка трудно переоценить, ведь он позволяет лучше понимать и запоминать даже большие массивы информации, содержание книжных параграфов, литературных произведений, конспектов лекций, да и просто структурирует и организует мыслительный процесс. Поэтому и школьникам, и их родителям будет очень полезно научиться составлять тезисный план текста.

Что такое тезисный план
Тезисный план текста – это только один из существующих видов его структурирования. Он основан на том, что каждый связный текст имеет определенное строение, а его части логично связаны между собой по смыслу. При этом каждая часть несет в себе выражение мысли, дополняющей общий смысл текста, но позволяющей разделить его на смысловые подразделы. Эта смысловая основа текста – и есть база для составления тезисного плана. Состоит он, соответственно, из тезисов – то есть лаконичных фраз, в сжатой форме формулирующих основную идею каждой части текста.

Как правило, авторы текстов уже оставили своеобразную подсказку тем, кому впоследствии придется делить их произведение на части. Потому что в грамотно написанном тексте абзацы содержат собственные положения, и тезисы с ними совпадают. Другими словами, достаточно понять, о чем говорится в каждой отдельной части текста, чтобы вывести тезис из этой части. Но как быть, если смысловая основа текста структурирована не очень четко? Если одна и та же мысль встречается в тексте несколько раз в разных его частях или сформулирована неоднозначно? В таком случае на помощь придут другие типы планов, самые распространенные среди которых:

  • вопросный;
  • цитатный;
  • назывной (простой и сложный).
Любой из этих видов планов помогает упорядочить информацию, изложенную в тексте, и использует ее в качестве основы для его краткого изложения. Но ни один план не помогает так же хорошо зафиксировать в памяти и усвоить ее нюансы. Поэтому, если перед вами или вашим ребенком/учеником стоит задача подготовиться к выступлению, запомнить подробности речи, лекции, реферата или статьи, то лучшего способа, чем составление тезисного плана, не придумать. Но для того, чтобы он действительно помог, а не сбил с толку, нужно составить его правильно.

Правила составления тезисного плана текста
Тезисы, как основная смысловая составляющая текста, не однородны по своей сути и значению для передачи информации. Выделяют оригинальные и вторичные тезисы. Если речь идет о выполнении школьного задания или подготовке к публичному выступлению, вторичными тезисами можно пренебречь и сконцентрировать свое внимание на оригинальных, потому что именно они играют роль опорной схемы для восстановления в памяти основных идей текста и их развития в логичной последовательности. Приступая к составлению тезисного плана текста, для получения оптимального (то есть лаконичного, но содержательного) результата, следуйте таким рекомендациям:

  1. Не спеша прочитайте текст. Возможно, вам понадобится несколько прочтений, чтобы вникнуть во все особенности его содержания и формы.
  2. Мысленно ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор?». Затем определите не только основную мысль всего текста, но и те логические «ступени», которыми автор текста подвел читателя к итоговой идее.
  3. Соотнесите эти последовательные мысли со структурными частями текста. Если он записан в черновике или электронном документе, можете даже пометить каждую из них, указав ее рядом с соответствующим предложением и/или абзацем.
  4. Эти отдельные мысли – основа тезисов. Убедитесь, что все они отличаются между собой по содержанию и не повторяют друг друга.
  5. Закройте глаза или спрячьте написанный текст, а затем каждую отдельную мысль мысленно переформулируйте своими словами. Ваша задача – сказать о ее основном содержании, избавляясь от неважных мелочей и деталей, не несущих основного содержания. Сократите художественные, «декоративные» элементы, оставив лишь значимые, без которых мысль потеряется.
  6. Таким образом, вы уже сделали львиную долю работы: вычленили и сформулировали тезисы. Если их можно сократить без потери смысла – сделайте это. Если они и так уже содержат только суть – переходите к оформлению плана.
  7. В отличие от других типов плана, тезисный план не требует создания специального заголовка для каждого пункта: ими и так являются сформулированные тезисы. Запишите их последовательно в том же порядке, в котором они расположены в авторском тексте, не нарушая его.
  8. В отдельных случаях допустимо изменить порядок следования тезисов, если это оправдано развитием сюжета (например, несколько параллельных сюжетных линий) или помогает вам лучше ориентироваться в содержании.
  9. После записи тезисов и их нумерации закройте исходный текст и на некоторое время отвлекитесь, займитесь другим делом и не думайте о плане. Затем перечитайте его и попробуйте с его помощью восстановить содержание исходного текста. Лучше всего делать это на следующий день, после ночного отдыха.
  10. Если содержание, логика доводов и идея авторского текста легко воспроизводится с помощью вашего тезисного плана – то вас можно поздравить. Он составлен правильно и позволит вам складно выступить перед аудиторией и/или получить отличную оценку на уроке!
Легче всего составить тезисный план простого текста, разделенного на небольшие абзацы. В некоторых случаях, с учетом сложной авторской подачи информации в тексте, один абзац может содержать две и больше идей. Тогда задачей составителя тезисного плана становится внимательное отслеживание и выделение каждой из них, потому что пропуск даже одного звена в логике повествования нарушает построение всего сюжета. При необходимости, каждый тезис можно разделить на подтезисы – иногда такая тактика позволяет быстрее справиться с заданием. Но в большинстве случаев, когда речь идет о классной или домашней работе, бывает достаточно понять, о чем идет речь в тексте, и сформулировать положения, в которых заключены его ключевые мысли.

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: «Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты».

Цель.

Слайд 1.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя.

В школе вам часто приходится составлять конспекты статей, изучая новый материал, записывать его в виде тезисов, готовить домашнее задание в форме реферата. Эта работа не ограничится школой, вы её продолжите и в учебных заведениях, в которых будете учиться после окончания школы.

Но в наш компьютерный век многие, особо не усердствуя, потратив 5-6 минут, приносят готовые работы по заданной теме и не задумываются: действительно, это то, что нужно.

В большинстве случаев работы, особенно рефераты, написаны и оформлены неграмотно.

Назрела необходимость более точного и чёткого определения данных понятий и правильного составления и оформления работ.

Тема нашего урока: «Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты».

3.Работа в тетради.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Итак, что же обозначает каждое из данных понятий.

Слайд 2.

Запишите эти слова в рубрику «Запомню».

Эти слова заимствованные слово «тезис» из греческого языка;

конспект- из латинского (в переводе «обзор»);

реферат – из латинского (сообщать, докладывать).

4.Слово учителя.

Как же правильно составлять тезисы,конспекты, рефераты? Вот эти вопросы нам нужно решить на нашем уроке. Вообще работа над конспектом и рефератом представляет собой создание «вторичного» текста, т.е. на основе уже готового текста мы создаём новый, свой текст.

Ребята, подумайте и скажите: «Чем отличаются тезисы, конспекты и рефераты друг от друга и в чём их сходность?»

Итак, чем они похожи?

Слайд 4.

В чём отличие?

Слайд 5.

Итог: тезисы, конспекты, рефераты взаимосвязаны

5.Требования к оформлению реферата.

Составляя и записывая тезисы и конспекты, особых каких-то требований к их оформлению, структуре нет. А вот к оформлению рефератов и их написанию предъявляются особые требования.

С ними мы и познакомимся подробнее. Итак, существуют определённые этапы работы над рефератом.

Слайд 6.

Кто знает лексическое значение слова «Библиография»?

Слайд 7.

Чтобы составить реферат, существуют определённые требования .

Слайд 8.

А как оценить, правильно ли составлен реферат. Существуют и критерии оценки.

Слайд 9.

А как строится реферат? И здесь существует определённая структура.

Слайд 10.

Запишите в тетрадь составные части реферата.

Поднимите руку те, кто из вас при работе над рефератом придерживается выполнения всех этих требований .

6.Запись образца оформления титульного листа.

Много ошибок можно встретить в оформлении титульного листа, поэтому сейчас мы с вами оформим титульный лист реферата прямо в тетради, он будет служить вам образцом. Оформлять будем на чистой странице.

Слайд 11.

7. Практическая часть урока. На сегодняшнем уроке, как вы понимаете, невозможно написать реферат или конспект. Поэтому мы выполним только ряд упражнений. Задание 1

Слайд 12

Проверка.

Слайд 13.

Задание 2

Слайд 14

Работа с теорией

Слайды 15-17.

Задание 3.

Слайд 18

Проверка.

Слайд 19.

Задание 4.

Слайд 20.

8.Итог урока.

Слайд 21.

9.Домашнее задание. Слайд 22.

Обратите внимание!

Каждый текст посвящён раскрытию темы или ряда тем. Тема получает развитие в оном, чаще в нескольких абзацах. Каждая тема в свою очередь получает развитие в ряде подтем. Подтемы могут раскрываться подробно или сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или сразу несколько абзацев.

Прочитайте текст. 1) Определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, запишите их; 2) Найдите в тексте предложения сигнализирующие о начале новой темы.

Опыт космических исследований околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдению материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабные картины строения Земли, на которых иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали.

Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё мелкое, второстепенное, отбирает для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного (размытого) для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества.

Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде, рассеяние вещества в материках, распространение, рассеяние информации в человеческом обществе – эти, казалось бы, такие различные явления имеют и общие черты. Во всех этих явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

3) Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Объясните почему?



ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо:

1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком). Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения.
В них – ключевые слова.

2) отбросить в предложении детали , пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям.

3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме.
Если в тексте автор приводит какие-то конкретные примеры (жизненные истории и т.д.) их не надо переписывать, а можно помечать следующим образом:

Пр: история про восп-е девочки-маугли (т.е. кратко указывается суть или название, если речь идет об известном эксперименте, научном или историческом факте)
Пример: фрагмент стенограммы телепередачи Гордона с Д. Леонтьевым и С. Братченко «Пунктирный человек»)

…Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы . Понятие "личностный рост" , которое было введено в обиход Карлом Роджерсом, подразумевает, что все заложено , надо только поливать и все само прорастет . Но прорастает как раз не то, что делает человека человеком, прорастает то, что представляет собой лишь предпосылку . Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром .

В человеке есть не только биологическое и социальное, но и собственно личностное , что не относится ни к тому и ни к другому . Очень красивая модель, описывающая это, была предложена американским психологом Сальваторе Мадди , автором очень оригинальной теории потребностей. Он выделяет три группы человеческих потребностей: биологические, социальные и психологические . К психологическим Мадди относит потребности в воображении, суждении и символизации : то, что никто никогда к потребностям не относил. И далее Мадди описывает . Первый путь - когда мы воспринимаем себя исключительно как воплощение биологических нужд и социальных ролей , у нас доминируют биологические и социальные потребности, и мы себя самих воспринимаем как воплощение этих биологических нужд и социальных ролей и ведем себя в их логике. Это конформистский путь. Но есть еще второй вариант, когда доминирующими являются потребности психологические . У нас возникают свои образы, свой мир. Мы строим идеалы , мы проецируем себя в будущее … И мы начинаем вести себя уже по-иному, по–человечески. Можно без этого обойтись, но при этом человеческий потенциал никогда не реализуется. Это выбор, который каждый из нас делает
Тезисы:

Карл Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка наследственности. А личностный рост – самораскрытию способностей.

ДАЛ Заложенное в наследственности – это лишь предпосылка. Челов-ий потенциал заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.

ДАЛ: Три аспекта «содержания» человека:


  • биологическое,

  • социальное

  • собственно личностное
Аналогичная идея ам.психолога Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей (биол-ие, соц-е, личностные).

По Мадди есть 2 пути р-я:

1) конформистский: когда ч-к воспринимаем себя как воплощение биол-их нужд и соц. ролей.

2) когда доминируют психол-е потребности. Ч-к строит идеалы, проецирует себя в будущее. (= личностный путь по ДАЛ.)

Ч-к сам выбирает способ жизни