Централизованная система то самолета ил 76мд 90а. Существующие и разрабатываемые модификации самолета. «Старшенький» и его братья

(по коду НАТО Candid — "прямой, искренний") — советский и российский военно-транспортный тяжелый самолет. Разработан конструкторским бюро Ильюшина.

В конце июня 1966 года министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ Ильюшина создать военно-транспортный самолет Ил-76. В феврале 1967 года конструктор Сергей Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре того же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.

Самолет впервые поднялся в воздух 25 марта 1971 года. Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 1973 года.

Ил-76 предназначается для десантирования личного состава и транспортировки грузов и техники разного назначения. Является первым в истории Советского Союза транспортным военным самолетом с турбореактивными двигателями. Самолет способен поставлять грузы наибольшей массой 28-60 т на дистанции 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч (наибольший вес транспортируемого груза и дальность полета связаны с модификацией).

Самолет сконструирован по традиционной для транспортных тяжелых самолетов схеме однофюзеляжного высокоплана, имеющего стреловидное крыло и однокилевое Т-образное оперение. Имеет обыкновенные стреловидные крылья и однокилевое оперение в виде Т-образной формы. Крыло самолета является трапециевидным с переломом по задней кромке.

Фюзеляж самолета имеет круглую форму и разделен на несколько герметичных отсеков. Кабина Ил-76 для пилотов находится в верхней части, а кабина штурмана располагается под кабиной пилотов. Также присутствует грузовая герметичная кабина. В военных моделях предусмотрена кабина стрелка, оборудованная кормовой пушечной установкой.

В самолете расположены три люка — два в передней части и один в хвостовой части. Задний люк является грузовым и имеет трехстворчатое строение.

Самолет оборудован сразу четырьмя турбореактивными двигателями, каждый из которых подвешен на своем пилоне под крылом самолета. Кроме того, присутствует пятиопорное шасси, которое при взлете убирается в фюзеляж.

Технические характеристики самолета Ил-76 :

Длина: 46,6 метра

Размах крыла: 50,5 метра

Площадь крыла: 300 квадратных метров.

Наибольший взлетный вес: 210 тонн

Вес пустого: 88 500 килограмм

Грузоподъемность: до 60 тонн

Объем топлива: 109 000 литров

Скорость на эшелоне: 780-850 км/ч

Дальность полета:

с грузом 60 тонн: менее 4000 километров

с грузом 48 тонн: 5500 километров

с грузом 40 тонн: 6500 километров

Объем грузовой кабины: 321 квадратных метров.

Экипаж: 5 человек.

Число десантников на борту: 126

Ресурс самолета: 30 000 часов/10 000 посадок/30 лет.

Самолет имеет несколько модификаций: Ил-76Т — модификация с усиленной конструкцией и дополнительным топливным баком; Ил-76ТД — модификация Ил-76Т; Ил-76М — специализированная военная версия Ил-76Т с пушечным вооружением, и системой с дипольными отражателями и установкой помех; Ил-76П (ТП, ТДП) — пожарный самолет; Ил-76ПС — модификация для поисково-спасательных операций на море; Ил-76МД Скальпель — "летающий госпиталь"; Ил-76К/МДК — модификация для имитации состояния невесомости при тренировки космонавтов и др.

— Ил-76МД-90А — разработана ОКБ им. С.В.Ильюшина совместно с КБ авиационного завода «Авиастар» (г. Ульяновск). По неподтвержденным данным предварительная проработка проекта модернизации велась еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Решение о переводе производства Ил-76 из ташкента (Узбекистан) в Россию на авиазавод «Авиастар» в Ульяновск принято в 2006 году. Разработка самолета Ил-76МД-90А в целом завершена к весне 2009 года. В течение 2009 года планировалось заключить контракт на производство серии в 6 самолетов Ил-476 для Индии. В течение 2010 года предполагалось построить образец самолета для ресурсных испытаний в ЦАГИ, а в 2011 году начать серийное производство Ил-476.

Строительство первого летного экземпляра «01-02» начато во второй половине 2009 года. В ноябре 2009 года заключен контракт между ОАО «ОАК-ТС» и Министерством промышленности России на «выполнение работ по модернизированной версии изделия 476» . Испытания самолета планировалось начать в 2012 году. В первой половине 2010 года СМИ сообщали о планах по завершению строительства опытного образца самолета к июлю 2011 года, а экземпляра для статиспытаний — в октябре 2011 года. По состоянию на апрель 2011 года все силы были брошены на строительство летного образца «01-02» — первый полет самолета был перенесен на начало 2012 года, но неофициальные источники на авиазаводе «Авиастар» называли более реалистичный срок — октябрь-ноябрь 2012 года.

В 2011 году, как и планировалось ранее, было завершено строительство самолета «01-01» для ресурсных статических испытаний и самолет был передан в ЦАГИ в начале октября 2011 года. Испытания образца для статических испытаний были перенесены на 2012 год и их завершение планировалось на весну 2012 года.

Строительство первого летного самолета «01-02» завершено в декабре 2011 года — выкатка состоялась 15.12.2011 г. Первый полет самолета 01-02 ожидался в апреле 2012 года. 5 июля 2012 года состоялась повторная выкатка Ил-476 (№ 01-02) — самолет переведен на летно-испытательную станцию завода. Теперь первый полет самолета ждали в августе-сентябре 2012 года. По состоянию на 1 августа 2012 года самолет вновь находится в сборочном цехе завода. К 23 августа 2012 года была завершена отладка систем самолета, самолет был вновь перемещен на летно-испытательную станцию завода «Авиастар».

В итоге, первый полет самолет «01-02» Ил-76МД-90А совершил 22 сентября 2012 года. Полет состоялся с аэродрома «Ульяновск-Восточный» под управлением экипажа в составе лётчика-испытателя Героя России Николая Куимова (командир), заслуженного лётчика-испытателя России Владимира Иринархова (2-ой пилот), Валерия Гречко (штурман), Алексея Журавлёва (бортинженер) и Сергея Орлова (бортрадист). Первый полёт продолжался около 40 минут и прошёл в штатном режиме.

30 января 2013 года головной Ил-76МД-90А в окраске ВВС России с регистрационным № RA-78650 перелетел в ЛИИ им. М.М.Громова в Раменское — для прохождения летно-конструкторских испытаний. Как сообщил Виктор Ливанов, всего предстоит провести несколько этапов испытаний: заводские, государственные, а также этап специальных испытаний по сбросу различных грузов, десантированию техники и войск, в т.ч. парашютным способом.

13 марта 2013 года в Раменском должна была начаться программа летно-конструкторских испытаний головного летного Ил-76МД-90А. Программа включает в себя 22 полета с выполнением разных задач. По погодным условиям первый полет 13.03.2013 г. отложен. 21 мая 2013 года в СМИ заявлено о досрочном завершении летно-конструкторских испытания самолета. Всего в ходе ЛКИ выполнено 19 полетов из запланированных 22. Техническими специалистами летно-испытательной и доводочной базы ОАО «Ил» осуществляется доработка систем самолета с целью подготовки его к передаче для проведения дальнейших испытаний Минобороны РФ.

Согласно сообщений СМИ, 10 июля 2013 года на аэродроме ЛИИ им.Громова в Раменском состоялся первый полет первого этапа государственных совместных испытаний Ил-76МД-90А. Третий полет состоялся 12 июля. После завершения первого этапа ГСИ в ноябре 2013 года Министерством обороны должен быть утвержден акт с предварительным заключением о выпуске установочной партии, дающий право осуществлять серийный выпуск самолетов данной модификации. Программа первого этапа ГСИ состоит из двух стадий, первая — доводочная, вторая — оценочная. «Программа первого этапа ГСИ включает в себя комплексную проверку функционирования воздушного судна, оценку систем и оборудования: пилотажно-навигационного комплекса, системы автоматического управления, ответчика госопознавания, радиосвязного оборудования и других систем.»

Первый этап государственных испытаний самолета завершен 4 декабря 2013 года. Первый Ил-76МД-90А (заводской № 01-02) совершил перелет с аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова, г. Жуковский в аэропорт «Ульяновск-Восточный» ЗАО «Авиастар-СП» для дальнейшей доработки по результатам первого этапа государственных совместных испытаний (ГСИ). В ходе первого этапа испытаний было выполнено 38 полетов, проверено функционирование пилотажно-навигационного комплекса и его систем, топливной системы, автопилота, радиосвязи. Отработаны предельные по прочности режимы на предельной скорости, предельные перегрузки, сочетание достижения предельной скорости и предельной перегрузки одновременно. В рамках ГСИ выполнены полеты с максимальным взлетным весом 210 тонн и максимальным посадочным весом 170 тонн и отработана методика ухода самолета на второй круг при «отказе» одного и двух двигателей. На ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП» будет произведена доработка самолета. Планируется установить новый комплекс связи, комплекс обороны, внешние и внутренние видеокамеры. По завершении этапа доработок опытный образец приступит ко второму этапу ГСИ в городе Жуковском. На втором этапе ГСИ предусмотрено испытание бортового комплекса обороны и бортового комплекса связи, а также десантирование грузов и техники.

Испытания первого летного самолета Ил-76МД-90А планируется завершить в середине 2014 года.

Самолет отличается от Ил-76 новым модифицированным крылом с применением длинномерных панелей кессона, новыми двигателями, модернизированной топливной и системой управления, цифровыми прицельно-навигационным комплексом и системой автоматического управления самолетом, а так же новой «стеклянной» кабиной (приборы управления выполненные с использованием ЖК-дисплеев).

Серийное производство Ил-476 предполагается вести на авиазаводе «Авиастар» в Ульяновске (Ил-76 производился ташкентским авиазаводом). В 2009 году потребности ВВС России оценивались в 38 самолетов такого типа до 2020 года. В феврале 2011 года в СМИ сообщается уже о 50 самолетах в вариантах топливозаправщика и военно-транспортного самолета, включенных в Государственную программу вооружений РФ на 2011-2020 годы. 23 августа 2011 года между ОАО «ОАК-ТС» и ЗАО «Авиастар-СП» заключен договор № 155.476.08.2011 на постройку установочной партии самолетов (3 ед.) Ил-76МД-90А. Производство установочной партии начато в 2012 году. 24 января 2012 года в СМИ появилась информация о планах закупки до 2020 года более 100 самолетов Ил-476 в разных модификациях. Кроме того, на базе Ил-476 планируется постройка нового самолета ДРЛО и У А-100 «Премьер».

23.08.2012 г. в СМИ сообщается о планах заключения в октябре 2012 года контракта с АК им.Ильюшина на поставку для Министерства обороны России 41 самолета Ил-476 с поставкой первых двух самолетов в 2014 году. (источник). 4 октября 2012 года Министерство обороны России и ОАО «ОАК-Транспортные самолеты» подписали контракт № З/4/2/1-13-ДОГОЗ на поставку до 2018 года 39 самолетов на сумму 140 млрд руб. Как выяснилось позже (сентябрь 2013 г.) — контракт предусматривает поставку до 2020 года включительно.

12 октября 2012 года в прессе объявлено о получении ОАО «Пермский моторный завод» заказа на 200 двигателей ПС-90А-76 для оснащения самолетов, которые будут строиться по контракту от 04.10.2012 года. Контракт на ОКР по созданию Ил-76МД-90А и самолета-заправщика на его базе за № 11/4/05-12-ДОГОЗ подписан 19 декабря 2012 года.

Первый серийный самолет Ил-76МД-90А, построенный по заказу Минобороны России, совершил первый полет 3 октября 2014 года — полет продолжительностью 4 часа 20 минут выполнил экипаж заслуженного летчика-испытателя РФ Владимира Иринархова. Самолет планируется передать в ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева» для создания специального авиационного комплекса ДРЛО и У А-100.

Конструкция самолета идентична конструкции Ил-76. Изготовление планера самолета (фюзеляж, крылья, оперение) ведется на авиазаводе «Авиастар» (г.Ульяновск), шасси изготавливается ПО «Авиаагрегат» (г. Самара), механизация производства Ташкентского авиазавода (по неподтвержденным данным встречается не кондиция), оперение — так же производства ташкентского авиазавода, пилоны — ВАСО. Начиная с первых предсерийных самолетов механизация и пилоны (пилона — начиная с самолета «01-06») будут изготавливаться на авиазаводе «Авиастар».

Крыло разработано вновь с использованием с длинномерных панелей кессона. Ранее на Ил-76 на авиазаводе в г. Ташкент панели крыла изготавливались из 3 частей по длине и 4 частей по ширине. Для Ил-476 панели крыла изготавливаются цельными (по 25 метров) в длину и по 3-4 сегмента в ширину. Существенно изменилась и конструкция панелей крыла — ранее стрингеры обрабатывались заодно с панелью (из плиты), а сейчас они будут изготавливаться отдельно и клепаться с панелями. Теоретический контур крыла не менялся. Панели выполнены длинномерными и в результате уменьшается вес на 2,7 тонны. Силовая схема крыла Ил-476 подобна применяемой на Ил-96-300. Первоначально изготовление крыла планировалось вести на ВАСО, но осенью 2009 года принято решение вести производство крыльев на авиазаводе «Авиастар». На первоначальном этапе это вызвало ряд проблем из-за отсутствия на заводе оборудования для автоматической клепки панелей стержневыми заклепками — поэтому на первом самолете 01-02 старжневые заклепки заменены универсальными.

Шасси идентично шасси базового самолета (Ил-76), но усилено под возросшую массу самолета.

Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет в следующих условиях:
-для перевозки личного состава;
-для парашютного десантирования десантников-парашютистов;
-для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов;
-для парашютного десантирования грузов и техники на платформах;
-для безпарашютного сброса грузов с малых высот.

Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов. Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение. При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой. Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу.

На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с монорельсом в двух вариантах: в специальных нишах для десантирования платформ; на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов.

Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения. В однопалубном варианте (с центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126 десантников-парашютистов. В двухпалубном варианте до 225 военнослужащих.

Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и серийное десантирование платформ с грузами и техникой.

Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование позволяющее:
-перевозить до 114 раненых и медицинский персонал;
-осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым;
-осуществлять тушение пожаров.

Модификация: Ил-76МД-90А (Изд. 476)
Длина самолета, м: 46,60
Высота самолета на стоянке, м: 14,76
Размах крыла, м: 50,50
Площадь крыла (трапеции), м2: 300,0
Колея шасси (по внешним колесам), м: 8,16
Диаметр миделевого сечения, м: 4,8
Характеристики двигателя ПС-90А-76
Количество двигателей: 4
Степень двуконтурности: 4,4
Тяга, кгс
-максимальный режим: 14500
-максимальный повышенный режим: 16000
-крейсерский режим: 3300
-режим обратной тяги (реверс): 3600
Удельный расход топлива, крейс.режим, кг/кгс ч: 0,59
Массовые характеристики:
Максимальная взлетная масса, т: 210
Максимальная нагрузка, т: 52
Общая вместимость топливных баков, л: 109500
Летные данные:
Скорость полета, км/час: 750 — 800
Дальность полета, км
-при нагрузке 52 тонны: 5000
-при нагрузке 20 тонн: 8500
Высота полета, м: 12100
Длина разбега, м: 1540
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м: 1700
Длина пробега с реверсом тяги двигателей, м: 960
Десантирование
Высота десантирования, м
-техники: 300-4000
-десантников-парашютистов: до 8000
Скорость при парашютном десантировании, км/час
-техники: 260-400
-десантников-парашютистов: 220-400
Число мест
Экипажа: 5
-десантников-парашютистов: 126
-личного состава /при установке второй палубы: 145 / 225
-пострадавших, при установке саноборудования: 114
Размеры грузовой кабины
Длина с рампой, м: 24,54
Ширина, м: 3,45
Высота, м: 3,40
Объем грузовой кабины, м3: 321
Ресурс самолета
Календарный, лет: 30
Количество посадок: 10000
Количество летных часов: 30000.

Первый серийный Ил-76МД-90А в полете.

Ил-76МД-90А на стапеле (цех № 300) «Авиастар-СП».

Первый опытный Ил-76МД-90А (№01-02), г.Ульяновск, лето 2012 г.

Ил-76МД-90А на рулежке.

Ил-76МД-90А после взлета.

Ил-76МД-90А после взлета.

Ил-76МД-90А заходит на посадку.

Ил-76МД-90А заходит на посадку.

Ил-76МД-90А буксируют на стоянку.

  • Дата изменения данных: 03.09.2013
Военно-транспортный самолет Ил-76

МОДИФИКАЦИИ Всего создано 17 модификаций самолета Ил-76:

  • Ил-76 (1975 г.),
  • Ил-76М, Ил-76МД, Ил-76МФ-военно-транспортные самолеты;
  • Ил-76Т, Ил-76ТД (1982 г.) - транспортные самолеты, предназначенные для использования в ГВФ;
  • Ил-76ТДП (1990 г.) - пожарный самолет;
  • Ил-76ЛЛ (1991 г.)-летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей;
  • Ил-78 - самолет-заправщик;
  • А-50 - самолет ДРЛО;
  • Ил-76МДК - самолет для тренировки космонавтов в условиях невесомости,
  • Ил-76"Скальпель" - летающий госпиталь.

    В настоящее время три самолета "Скальпель" задействованы в медицинском обеспечении контртеррористической операции в Чеченской республике. "Скальпель" осуществляет регулярные перевозки раненых и больных из районов проведения контртеррористической операции в стационарные военные госпитали.

    "Скальпель" - модифицированный военно-транспортный самолет Ил-76, в грузовой кабине которого размещены предоперационная палата, операционное отделение и отделение интенсивной терапии со всем необходимым набором аппаратов, приборов и инструментов. Этот воздушный госпиталь обслуживается бригадой воздушных медиков из 12 человек. "Скальпель" может взлетать и садиться не только не бетонные и грунтовые, но и на ледовые полосы. Самолет принимал участие в афганской войне, где зарекомендовал себя неуязвимым и "самым надежным" самолетом своего класса. Имеет управляемое оружие и средства активных и пассивных помех..

  • Ил-76ТФ-100 - самолет Ил-76 с двигателями 3FM56.

    В настоящее время авиационный комплекс им. Ильюшина одной из самых перспективных разработок считает создание модификации транспортного самолета Ил-76ТФ-100 с двигателями типа 3FM56 французской фирмы Snecma.

    Как сообщил начальник отделения технической документации авиакомплекса Александр Шахнович, новая силовая установка позволит резко поднять основные летно-технические характеристики (по сравнению с самолетом, оснащенным отечественными двигателями ПС-90А).

    Дальность полета новой модификации с базовой нагрузкой в 40 тонн возрастет примерно на 1000 км. Новые двигатели обеспечат возможность взлета с более высокогорных аэродромов и при высоких температурах окружающего воздуха, что особенно важно для стран Юго-Восточной Азии.

    Новая модификация самолета должна будет иметь повышенную грузоподъемность в 60 тонн.

    Наиболее важным преимуществом новой модификации станет также возможность перевозки до 4 морских контейнеров.

    На базе отечественного бортового оборудования планируется установить новую кабину экипажа самолета для сокращенного экипажа до 3 человек вместо четырех. Модифицируемый самолет Ил-76ТФ, в свою очередь, является гражданской версией военно-транспортного самолета Ил-76МФ.

    РАЗМЕРЫ.

  • Размах крыла 50,50 м;
  • длина самолета 46,59 м (Ил-76МФ - 53,2 м);
  • высота самолета 14,76 м;
  • площадь крыла 300 м2;
  • длина грузового отсека 20,00 м (24,50 м с рампой, Ил-76МФ - 31,1 м);
  • ширина грузового отсека 3,40 м;
  • высота грузового отсека 3,46 м.

    ЧИСЛО МЕСТ.

  • Экипаж 7 чел.

    ДВИГАТЕЛИ. На самолете Ил-76 устанавливаются четыре ТРДД Д-30КП (4х117,7 кН/4х12 000 кгс) или ПС-90 (Ил-76МФ, 4х156,9 кН/16000 кгс).

    В начале 2000 года сообщалось, что возможно проведение работ по установке двигателей ПС-90А-76 на транспортные Ил-76ТД, эксплуатируемые авиакомпаниями. Замена двигателей позволит поднять показатели по топливной экономичности и дальности полета. Имеются предложения авиакомпаний на замену двигателей. Стоимость замены двигателей относительно невелика. Модернизация Ил-76 будет состоять из небольших доработок конструкции и стоимости двигателей ПС-90А, составляющей менее 2 млн долл. за двигатель.

    Удельный расход топлива двигателей Д-30КП составляет 0,665, а ПС-90А - 0,58-0,60 кг/кгс час.

    Себестоимость летного часа модернизируемого самолета будет на 20% ниже, чем аналогичный показатель самолета Ил-76ТД, составляющий 4 тыс. долл.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ

  • максимальная взлетная 170000 кг (Ил-76Т), 190000 кг (Ил-76ТД), 210000 кг (Ил-76МФ);
  • максимальная посадочная 151500 кг (Ил-76ТД);
  • полезная нагрузка 40000 кг (Ил-76Т), 50000 кг (Ил-76ТД), 52000 кг (Ил-76МФ).

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

  • Максимальная скорость 850 км/ч;
  • крейсерская скорость 750-800 км/ч (Ил-78 - 450-780 км/ч);
  • посадочная скорость 210 км/ч;
  • практический потолок 12000 м;
  • практическая дальность полета:

    С полезной нагрузкой 20000 кг - 7300 км (Ил-76ТД),

    С максимальной полезной нагрузкой 3650 км (Ил-76ТД), 5000 км (Ил-76Т), 5200 км (Ил-76МФ);

  • длина разбега 850 м (Ил-76МФ - 1800 м при максимальной нагрузке);
  • длина пробега 450 м (Ил-76МФ - 1000 м при максимальной посадочной массе).

    ОБОРУДОВАНИЕ. В состав электронного бортового оборудования самолета Ил-76 входят:

  • навигационная РЛС (под кабиной штурмана),
  • метеорологическая РЛС (в носу),
  • БЦВМ.

    Самолет имеет герметизированную грузовую кабину, опускающуюся грузовую рампу, две тяговые грузовые лебедки, расположенные у передней стенки грузовой кабины, четыре электротельфера, по два с каждого борта (задние электротельферы могут выдвигаться на 5 м за порог рампы), четыре переставляемых по ширине рампы подтрапника. В грузовой кабине возможна установка трех пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров (пассажировместимость каждого модуля 30 человек).

    Имеются контейнеры с ИК. ложными целями (192 патрона калибром 50 мм).

    Ил-76ТДП способен брать на борт до 44000 кг воды и покрывать ей площадь 500х100 м в течение 6 с или сбрасывать на очаг пожара 44 пожарных-парашютистов и 5000 кг спецоборудования (стандартный самолет Ил-76 может быть переоборудован в Ил-76ТДП в течение 4 ч).

    Ил-76ЛЛ оснащен оборудованием для летных испытаний двигателей Д-30КП, НК-86, ПС-90А, Д-18Т, Д-236 и других перспективных силовых установок (испытываемый двигатель подвешивается на пилоне под крылом вместо одного из штатных двигателей).

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Первый отечественный серийный военно-транспортный самолет с реактивными двигателями.

    ВООРУЖЕНИЕ Военные модификации самолета Ил-76 несут следующее вооружение:

  • две пушки ГШ-23Л (23 мм) в кормовой установке, унифицированной с бомбардировщиком Ту-95МС.
  • в грузовом отсеке могут размещаться бомбы сверхбольшой мощности (калибром до 10000 кг), сбрасываемые парашютным способом.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Находится на вооружении ВВС стран СНГ, Ливии, Сирии, Индии и Ирака (который кроме Ил-76 в ВВС, по состоянию на сентябрь 2000 года располагает только одним гражданским самолетом - транспортным Ил-76ТД, переоборудованным под пассажирские перевозки).

    В эксплуатации в России находится примерно 200 самолетов в гражданском секторе.

    По состоянию на середину октября 1999 года из 270 Ил-76, принадлежащих ВВС России, в боеготовности две трети. По прогнозам экспертов, ресурс этих самолетов будет полностью выработан к 2005 году.

    Строится серийно на Ташкентском АПО. По состоянию на октябрь 1999 года выпущено около 1000 самолетов и свыше 100 из них экспортированы.

    Ремонтируются Ил-76 на Быковском авиаремзаводе (БАРЗ, Подмосковье) и ташкентском ТАПОиЧ.

    По состоянию на начало декабря 1999 года на Ташкентском АПО находится примерно 10-20 готовых планеров самолетов Ил-76. С каждого проданного Ил-76 АК им. Илюшина, как разработчик самолета, получает определенный процент отчислений.

    В конце 1999 года был подписан протокол между Китаем и Узбекистаном по продаже Китаю 10 транспортных самолетов Ил-76ТД и опциона на еще 10 таких самолетов. Однако как сообщалось в июне 2000 года, в Ташкентском АПО им. Чкалова работают над контрактом о поставке двадцати модифицированных Ил-76 в Китай, но информации о поставке самолетов не было.

    Военно-воздушные силы России параллельно с проектом создания самолета Ил-76МФ ведут работу с фирмой Ильюшина по модернизации имеющегося парка самолетов Ил-76МД. На эти машины предлагается установить двигатели ПС-90А, спутниковую навигацию, новые высотомеры и радиостанции.

    В конце мая 2000 года национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари" и израильская El-Al подписали документ, согласно которому El-Al возьмет в аренду узбекистанские грузовые самолеты Ил-76 и Ан-12 с экипажами для полетов по своим авиалиниям.

    По данным на июнь 2000 года Ливия рассматривает варианты либо модернизации своего флота военно-транспортной авиации, который состоит из 18 самолетов Ил-76, либо приобретения новых самолетов, вероятнее всего, С-235 испанской фирмы CASA.

    СТОИМОСТЬ. Стоимость самолета Ил-76 - 25-35 млн. долл.

    В России эксплуатируется около 200 Ил-76 остаточной стоимостью около 2 млрд долл. До 2005 г. может быть продано до 100 новых самолетов стоимостью на мировом рынке 25-35 млн долл.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

    Самолет предназначен для десантирования личного состава и техники парашютным и посадочным способом, а также для перевозки военных и народнохозяйственных грузов.

    Разработка самолета начата в конце 1960-х годов. Полет первого опытного самолета состоялся 25 марта 1971 г., серийное производство начато в 1975 г. На начало 1992 г. построено около 700 самолетов.

    На базе самолета Ил-76 созданы самолеты-ВКП и летающие лаборатории различного назначения. Прорабатывались варианты использования самолета в качестве носителя ракет для запуска ИСЗ.

    На основе самолета Ил-76 в Ираке в 1988 г. создан самолет ДРЛО "Адан" 1 с РЛС Томпсон-СЗР "Тайгер" (французского производства, дальность обнаружения целей класса истребитель 350 км), а также самолет-заправщик (способен одновременно заправлять один самолет по методу шланг-конус).

    Несколько самолетов Ил-76 ВВС Индии переоборудованы в самолеты радиотехнической разведки.

    В марте 1999 года летно-методический совет эксплуатантов Ил-76 принял рекомендацию о замене Д-30КП на франко-американский двигатель CFM-56 или двигатель ПС-90А, который производится в Перми. Новые модели Ил-76МФ и ТФ изначально спроектированы в расчете на установку одного из этих двух двигателей.

    CFM-56 выпускается компанией CFMI - совместным предприятием американской компании General Electric и французской Snecma. Как сообщил президент CFMI Жерар Лавье, в декабре 1999 года его фирма подписала с ОКБ им. Ильюшина и Ташкентским авиационным производственным объединением протокол о намерениях, касающийся оснащения этих самолетов двигателями CFM-56.

    Стоимость CFM-56 в печати оценивается примерно в 5,5 млн долл.

    К середине ноября 1999 года авиакомпания "Волга-Днепр" впервые в российской гражданской авиации провела комплексную модернизацию радионавигационного оборудования своего грузового самолета Ил-76ТД. Специалистами научно-производственного предприятия "Авитекс" (Москва) на самолете (бортовой номер RA-76758) установлены система предупреждения столкновений в воздухе TCAS-2000 фирмы Honeywell (США), УКВ-радиостанция "Орлан" с новой сеткой частот, а также система спутниковой навигации GPS "Appolo-50" с картой движущейся местности.

    Отдельные из названных систем имеются на борту других российских Ил-76, однако их комплексная установка произведена впервые. Осуществленная модернизация обеспечивает полное соответствие самолета новым навигационным требованиям ИКАО, предъявляемым к авиационной технике, и дает возможность существенно расширить географию международных полетов. Теперь для Ил-76ТД авиакомпании "Волга-Днепр" открыто небо Индии, куда запрещены полеты воздушных судов, не оборудованных TCAS-2000, а также те районы Европы, для полетов в которые необходимо наличие на борту УКВ-радиостанции с разносом каналов 8,33 кГц.

    В декабре 1999 года сообщалось, что программа модернизации авиационной техники до 2005 г. будет доработана с учетом опыта антитеррористической операции на Северном Кавказе. На самолетах Ил-76М (МД) будет установлена новая навигационная система и аппаратура предупреждения столкновения с землей.

    В связи с широким использованием самолета Ил-76 мелкими фирмами, занимающимися чертерными перевозками и неспособными обеспечить должное техническое обслуживание и соблюдение норм эксплуатации, участились случаи перегруза самолетов. За 1999 год только в аэропорту Иркутска четыре самолета Ил-76 при взлете с перегрузом (от 12 до 23 тонн) повреждали светотехническое оборудование аэропорта, а в 1998 году из-за перегруза в Иркутске разбился при взлете самолет Ил-76, экипаж которого, к счастью, смог спастись.

    7 мая 2000 года на Смоленском аэродроме "Северный" состоялась церемония присвоения почетного наименования "город-герой Смоленск" самолету Ил-76М из состава 103 гвардейского Красносельского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка имени В.С. Гризодубовой. Право летать на именном самолете получил лучший экипаж полка, возглавляемый гвардии майором Станиславом Прозоровым, летчиком 1 класса.

    В конце мая 2000 года постановлением Новгородской мэрии одному из самолетов Кречевицкого полка решено присвоить почетное наименование "Великий Новгород". Эта надпись украсит борт Ил-76, который за 14 лет полетов успел побывать практически во всех точках земного шара, не успев долететь лишь до Южного полюса.

    1 июня 2000 года военно-транспортному Ил-76МД из Ивановского центра боевой подготовки и переучивания летного состава ВТА с бортовым номером "01" было присвоено имя первого командующего ВТА "Маршал авиации Скрипко".

    Самолеты Ил-76 активно используются по всему миру, в том числе и в миротворческих операциях ООН. Примером этого может быть акция, когда 1 июля 2000 года самолет Ил-76 авиакомпании "Волга-Днепр" вылетел из международного аэропорта "Ульяновск-Восточный" и взял курс на город Дакку, что в юго-восточной Азии. Как сообщили в управлении авиакомпании, Ил-76 выполнил серию рейсов по маршруту Бангладеш - Сьерра-Леоне с оборудованием для миротворческого контингента Организации объединенных наций.

    Среди других уникальных операций, проведенных самолетом Ил-76 - перевоз на борту самолета моногруза длиной 10,5 м и весом 37 тонн. Огромный корабельный вал авиалайнер в августе 1999 года доставил из Эдинбурга (Шотландия) в Хельсинки (Финляндия).

    Ранее доставки подобных моногрузов осуществлялись лишь на самолете Ан-124-100 "Руслан" грузоподъемностью 120 тонн. На этот раз, решив сэкономить, авиакомпания "Волга-Днепр" воспользовалась Ил-76. В грузовом отсеке машины разместили специальное оборудование, разработанное для "Русланов". Оно позволило осуществлять погрузку и выгрузку 37-тонного вала автономно, без использования дополнительного аэропортового оборудования.

    РАЗРАБОТЧИК ОКБ им. С. В. Ильюшина.

    Мониторинг:

    19.08.2016

    Утро.Ру, статья: После долгой паузы в России возобновляется разработка воздушных стартов космичес…

    10.08.2016

    Известия, статья: Российские авиастроители наверстали отставание в работах по модернизации парка т…

    19.07.2016

    РИА "Новости": Страховая компания СОГАЗ произвела первые страховые выплаты на общую сумму в 12,…

    15.07.2016

    Российская газета, статья: Специалисты Межгосударственного авиационного комитета завершают работы по состав…

    06.07.2016

    Межгосударственный авиационный комитет, пресс-релиз: Специалисты Межгосударственного авиационного комитета завершили комплекс работ п…

  • Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии им. Чкалова. Однако отсутствие перспектив по производственным и технологическим возможностям ташкентского завода, ставит под угрозу программу развития этого замечательного самолета, непревзойденного лидера в классе грузоподъемности 40…50 тонн.

    В соответствии с решением Правительства России о переносе производства самолетов семейства Ил-76 в Россию, ОАК-ТС были проведены работы по подготовке серийного производства и разработан технический облик модернизированного самолета. В ходе работ по программе проведена оценка современных требований основного заказчика – Министерства обороны России и других потенциальных заказчиков. Изменения в модернизированном Ил-76МД-90А коснутся, как бортового оборудования и систем, так и конструкции изделия.

    Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования. Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.

    С момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня Ил-76 является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВВС России. За десятилетия успешной эксплуатации было построено более 950 самолетов различных модификаций военного, гражданского и специального назначения. Тяжелый оперативно-стратегический военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А создается на базе Ил-76МД и предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолет транспортирует весь перечень ВВТ, применяемой воздушно-десантными войсками России. Так же Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров.

    Максимальная нагрузка увеличена до 60 тонн. Максимальный взлетный вес самолета доведен до 210 тонн. Самолет представляет собой свободнонесущий моноплан с высоким расположением крыла с четырьмя двигателями, установленными на крыле на пилонах, Т-образным хвостовым оперением и пятистоечной схемой шасси. В хвостовой части фюзеляжа снизу расположен грузовой люк с рампой для загрузки и выгрузки грузов и техники и осуществления десантирования.

    Самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых (с плотностью грунта до до 7,5 кг/см2) и бетонных аэродромах с высотой от минус 300 до 3000 м над уровнем моря, и выполнять полеты в любое время суток над сушей и водными пространствами. Модернизация самолета, предусматривающая установку современных двигателей, систем управления самолетом, нового крыла и усиленного шасси значительно расширяет эксплуатационные возможности Ил-76МД-90А и увеличивает точность самолетовождения и десантирования

    ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА ИЛ-76МД-90А:

    Устанавливаются двигатели ПС-90А-76;
    новое крыло – применяются длинномерные панели;
    топливная система дорабатывается под новое крыло;
    устанавливается прицельно-навигационный пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией;
    устанавливается цифровая САУ-76;
    устанавливается комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с 8-ю МФИ, обеспечивающая индикацию параметров самолетных систем, пилотажных и навигационных параметров и САУ-76;
    дорабатываются самолетные системы для установки двигателя ПС-90А-76 и обеспечения индикации и контроля;
    устанавливается ВСУ ТА-12А.

    Установка современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76 позволяет значительно повысить эксплуатационную эффективность самолета за счет:

    Снижения удельного расхода топлива на 12%,
    увеличения дальности полета на 18%,
    снижения прямых эксплуатационных расходов,
    возможности эксплуатации с высокогорных аэродромов и в условиях
    высоких температур,
    соответствия уровня шума и эмиссии современным нормам ICAO.

    Кабина экипажа и пилотажно-навигационный комплекс:

    На самолете реализован принцип «стеклянной» кабины. В кабине экипажа установлено восемь многофункциональных ЖК дисплеев и три интеллектуальных пульта управления. Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший обзор с рабочих мест летчиков и штурмана. На самолете Ил-76МД-90А устанавливается пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М» обеспечивающий решение задач самолетовождения и предназначенный для:
    обеспечения работы с базами навигационных данных, в том числе с глобальной базой: при подготовке плана полета, при полете по маршруту, при маневрировании в зоне аэродрома и заходе на посадку (SID/STAR, APPR);
    автоматизации решения задач самолетовождения с обеспечением автоматизированного полета по запрограммированной траектории с использованием автономных и неавтономных средств коррекции;
    обеспечения предупреждения столкновения самолетов в воздухе;
    автоматического захода на посадку по II категории на аэродромы, оборудованные посадочными средствами, соответствующими II категории ICAO;
    обнаружения, распознавания с помощью метеонавигационной радиолокационной станции и отображения на комплексном индикаторе навигационной обстановки метеообразований в горизонтальном и вертикальном сечениях, включая четырехцветную индикацию интенсивности осадков и наличия турбулентности в соответствии с рекомендациями ARINC-708A, обнаружения горных вершин, крупных городов, обнаружения встречных самолетов пассивным методом, обнаружения и сопровождения РЛМО, обеспечения режима межсамолетной навигации;
    обеспечения автоматизированного контроля комплекса на земле и в полете.

    ДЕСАНТНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

    Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет в следующих условиях:
    для перевозки личного состава;
    для парашютного десантирования десантников-парашютистов;
    для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов;
    для парашютного десантирования грузов и техники на платформах;
    для безпарашютного сброса грузов с малых высот.

    Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов. Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение. При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой. Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу. На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с монорельсом в двух вариантах: в специальных нишах для десантирования платформ; на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов.

    Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения. В однопалубном варианте (с центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126 десантников-парашютистов. В двухпалубном варианте – до 225 военнослужащих. Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и серийное десантирование платформ с грузами и техникой.

    Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование позволяющее:

    перевозить до 114 раненых и медицинский персонал;
    осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым;
    осуществлять тушение пожаров.

    ОСНОВНЫЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

    Общие геометрические данные:

    Длина самолета, м 46,60
    Высота самолета на стоянке, м 14,76
    Размах крыла, м 50,50
    Площадь крыла (трапеции), м2 300,0
    Колея шасси (по внешним колесам), м 8,16
    Диаметр миделевого сечения, м 4,8

    Характеристики турбореактивного двухконтурного двигателя ПС-90А-76:

    Количество двигателей 4
    Степень двуконтурности 4,4
    Тяга, кгс
    максимальный режим 14500
    максимальный повышенный режим 16000
    крейсерский режим 3300
    режим обратной тяги (реверс) 3600
    Соответствие нормам ICAO п.16, Гл.IV
    Удельный расход топлива при крейсерском режиме, кг/кгс ч 0,59

    Массовые характеристики:

    Максимальная взлетная масса, т 210
    Максимальная нагрузка, т 60
    Общая вместимость топливных баков, л 109500

    Летные данные:

    Скорость полета, км/час 750 … 800
    Дальность полета, км
    при нагрузке 52 тонны 5000
    при нагрузке 20 тонн 8500
    Высота полета, м 12100
    Длина разбега, м 1540
    Потребная взлетная дистанция на БВПП, м 1700
    Длина пробега с применением реверса тяги двигателей, м 960

    Ресурс самолета:

    Календарный, лет 30
    Количество посадок 10000
    Количество летных часов 30000

    Еще одна подборка фотографий из авиабазы "Дягилево". В этот раз героем фоторассказа станет военно-транспортный самолёт Ил-76МД. Эта машина также участвовала в в Авидартсе. Скопление в Дягилево большого количества "транспортников" вызвало у меня приступ "тихой" радости.Я заметил, что большие самолеты всегда вызывают у меня бурные эмоции. Мы смотрим на них как лилипуты на Гулливера снизу вверх, нам хочется их потрогать, погладить, мы испытываем желание забраться им на плечи и покататься. Когда большой самолет находится в состоянии покоя - и ты спокоен рядом с ним, лишь молча рассматриваешь его черты и проводишь рукой по гладкой стенка фюзеляжа. Но, когда запущены двигатели, и по его корпусу пробегает дрожь от бурлящей внутри энергии, когда ты видишь как он движется по рулежке, чтобы через несколько минут легко поднять свою огромную массу в воздух - ты чувствуешь себя как маленьким цветком мать-и- мачехи, колышущимся на ветру.
    Что-то у меня сегодня лирическое настроение:)...

    Опуститесь на землю, Вы же понимаете, что на фотографии спящий самолет с зачехленными двигателями и пока никуда не летит:)


    Военно-транспортный самолёт Ил-76МД был разработан для транспортировки и десантирования людей, техники и грузов. Этот самолет может эксплуатироваться как на на бетонированных, так и на грунтовых аэродромах. Ил-76МД имеет усиленную конструкцию планера и шасси. Грузоподъёмность, по сравнению с предыдущими модификациями увеличена до 47 т. Максимальная взлётная масса составляет 190 т. Дальность полёта с загрузкой 40 т увеличена до 4 200 км, при загрузке 20 т практическая дальность составляет 7200 км. Время автономной эксплуатации самолета составляет два месяца. Весь это период самолет способен выполнять задачи вдали от аэродрома базирования и обслуживается только силами своего экипажа.
    2.

    До взлета "Туполей" у нас еще время, поэтому будем рассматривать "Ильюшиных" со всем пристрастием:). Но, выкладывать здесь все я не буду, иначе будет очень много фото))

    Ил-76МД построен по схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом, что типично для подобных тяжелых транспортных самолетов
    3.

    У Ил-76 шасси является пятиопорным, многоколёсным, убирающимся в фюзеляж. Носовая нога имеет 4 бескамерных колеса. Главные ноги шасси состоят из передних и задних стоек. На каждой из четырёх стоек установлено по 4 камерных колеса. Ось с колёсами разворачивается на 90 градусов при уборке.Интересная конструктивная особенность - ниже будет фотография убирающегося шасси

    4.

    5.

    "Большой папа" и мать-и-мачеха
    6.

    Экипаж Ил-76МД состоит из 6-7 человек
    7.

    Не мог не удержаться, чтобы не сфотографировать "волну", идущую вдоль борта
    8.

    Пока все "Ильюшины" отдыхают, двигатели закрыты специальными крышками
    9.

    Моя мечта - полетать в штурманской кабине на таком "Иле", чтобы была возможность поснимать сверху проплывающую землю. Правда, мне показалось, что стекло там очень толстое и может давать сильные искажения.
    Кто-нибудь имел опыт съемок с этого места в самолете?
    10.


    Транспортник-транспортником, но для самообороны имеются свои средства защиты - две авиапушки калибра 23 мм

    11.

    Идет обмен объективами, без "фиш-ая" не обойтись:)
    12.

    Посмотрим спереди...
    13.

    И со спины...

    Он кажется толстым и неповоротливым сзади, но все-таки это же не истребитель...
    14.

    Экипаж
    15.

    Трава в Дягилево уже абсолютно приспособилась к сильным ветрам, дующим на аэродроме
    16.

    Встреча...
    17.

    При установке специального оборудования самолет Ил-76 могут задействовать в качестве пожарного самолета.
    18.

    В Погоново на "Авиадартсе" в результате бомбежки начала гореть трава и деревья в зоне соревнований. Сил МЧС оказалось недостаточно для того, чтобы справится с огнем. "Ильюшины" выступили в роли пожарных, заодно отработав технику борьбы с огнем.
    Вот эти два желоба - это устройство, называемое ВАП-2 (Выливной Авиационный Прибор). Он предназначен для транспортирования и выливания в полете воды, предназначенной для тушения пожаров. ВАП-2 состоит из двух жестко соединенных между собой контейнеров и устройств для заправки и сброса жидкости. Его конструкция позволяет вести заправку одновременно от нескольких пожарных машин или гидрантов.

    19.

    Вес каждого контейнера - 5 тонн; длина - 21 м; общая емкость - 42 тонны; сброс жидкости происходит методом свободного слива;
    Скорость самолета во время сброса составляет 278 км/ч; оптимальная высота полета во время сброса - 50 м;
    За один сброс вода может накрыть площадь размером 550 х 110 м, а если идет последовательный сброс, то 700 х 65 м.

    На каждом резервуаре стоит стеклянный уровень, позволяющий определить количество залитой воды
    20.

    21.

    22.

    Мойка лобовых стекол перед полетом никогда не помешает
    23.

    Еще немного и полетят...
    24.

    Дальше будет куча фотографий вперемешку с разных фаз полета....не хотел заморачиваться выстраиванием их в порядке. Самолетов взлетало и садилось много, поэтому выбирал только самые интересные кадры, с моей точки зрения
    25.

    Взлет, точка отрыва была далеко.....поэтому "лапки" уже сложены:)

    26.

    Посадка
    Высота самолета почти 15 метров, с пятиэтажный дом
    27.

    Марево прет сильно, но мне кажется, здесь оно не портит картинку
    28.

    Любопытно смотреть как складываются шасси. Как уже было написано, при уборке "лапы"поворачиваются на 90 градусов
    29.

    Солнце в "контре", но все равно красиво, когда такой гигант проплывает на фоне солнца, зеленой травы и голубого неба
    Еще бы снять его на фоне заката
    30.

    31.

    После взлета всех Ту-22 и Ил-76-х у нас было время и для нас организовали приятный сюрприз - пригласили в святая святых любого аэродрома - в вышку КДП. Это стало полной неожиданностью для нас и мы с благодарностью приняли предложение радушных хозяев Дягилево
    32.

    Мы старались очень тихо вести себя там и не мешать работе диспетчеров

    Схема. Было бы время по ней полазить-поизучать лежа на полу...:)

    33.

    Собственно, сам РП за работой. Полетов было не так много, но, тем не менее, работы хватало
    34.

    35.

    Рабочее место диспетчера
    36.

    Юра , как тебе воздушная обстановка здесь?:)

    37.

    Визуально наблюдение обстановки на аэродроме осуществляется с помощью вот такого устройства

    38.

    С вышки открывается красивый вид на аэродром
    39.

    Найди здесь самолет...:))
    40.

    Поймал солнечного зайчика....
    А может это пришельцы?:)
    41.

    "Ильюшины" выполнили поставленную задачу и один за одним возвращаются на базу
    42.

    43.

    Пилот молодец, элегантно протянул над полосой и мяяягенько так посадил самолет. Даже дымка не было почти. Жаль, я не успел подсесть ниже, чтобы кадр получился более интересный
    44.

    Еще один борт вернулся из Погоново
    45.

    Как я говорил, в Дягилево помимо бомбардировщиков базируется еще полк топливозаправщиков. Ил-76 и Ил-78 - родные братья. Кстати, помогите найти внешние отличия между этими самолетами. Я их отличаю только по ливреям
    46.

    День в Дягилево прошел просто прекрасно. Погода была прекрасной, самолеты красивые, люди душевные. Как видите, набралось материала на три поста.

    Еще раз хочу поблагодарить за содействие в организации съемки Группу информационного обеспечения ВВС РФ, а также офицеров 43-го ЦБП - зам. командира части Быбко Василия Владимировича, помощника нач. штаба капитана Кувшинова Владислава Ивановича, а также всех кто был в этот день с нами, за теплый прием и оказание всяческой помощи по организации фотосъемки.