Испытания первого отечественного газотурбинного двигателя большой мощности. Российские инженеры разработали для кинематографа мимический сканер. ТТХ ГТУ на разных режимах

Произведенная Объединенной двигателестроительной корпорацией (входит в Госкорпорацию Ростех) в рамках программы импортозамещения первая российская газотурбинная энергетическая установка мощностью свыше 110 МВт ГТД-110М успешно прошла первые два этапа испытаний. На второе полугодие 2017 года запланированы испытания с ресурсными рабочими лопатками 1 ступени турбины, затем длительные комплексные испытания, а на 2018 год - запуск в серийное производство.

ГТД-110М мощностью более 110 МВт - одновальная газовая турбина, предназначенная для использования в газотурбинных энергетических и парогазовых установках большой мощности. Она представляет собой результат глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110. На сегодняшний день в России серийно не производятся отечественные газовые турбины в классе мощности свыше 110 МВт.

Работа по проекту ГТД-110М ведется ООО «Инжиниринговый центр «Газотурбинные технологии» - совместным предприятием, в которое входят ПАО «Интер РАО», АО «Роснано» и производитель турбины ПАО «НПО «Сатурн» (входит в ОДК, расположено в г. Рыбинск Ярославской обл.). Создание ГТД-110М является стратегическим проектом, реализуемым в рамках программы импортозамещения в области газотурбинных технологий при активной поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и Госкорпорации Ростех.

Первые два этапа испытаний опытного образца ГТД-110М, проходившие на испытательном стенде АО «Стенд» (г. Комсомольск, Ивановская обл.), подтвердили эффективность реализованных первоочередных НИОКР проекта. В частности, проведена оценка внедренных мероприятий по снижению динамических напряжений рабочей лопатки 1-й ступени и мероприятий по обеспечению ресурса камеры сгорания, а также тепловой эффективности корпуса. Проведены испытания термобарьерных и износостойких покрытий жаровых труб и термобарьерных наноструктурированных покрытий рабочих лопаток турбины.

«Проведенная «Инжиниринговым центром «Газотурбинные технологии» и НПО «Сатурн» работа показала верность выбранных решений, направленных на устранение «детских болезней» ГТД-110. В результате по ключевым технико-экономическим параметрам ГТД-110М конкурирует с лучшими зарубежными аналогами, - говорит заместитель генерального директора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» - руководитель дивизиона «Энергетические и промышленные программы» Сергей Михайлов. - В ближайшее время мы будем готовы предложить потенциальным заказчикам конкурентоспособный двигатель большой мощности. По предварительным оценкам, потребность только отечественного рынка в газотурбинных установках на базе ГТД-110М составляет до 80 штук до 2030 года».

В настоящее время ПАО «НПО «Сатурн» ведет работу по созданию малоэмиссионной камеры сгорания (МЭКС) для ГТД-110М, конструкторская документация на которую разрабатывается в соответствии с мировыми тенденциями обеспечения экологических норм. Ранее в ОАО «ВТИ» и ФГУП «ЦИАМ» были проведены стендовые испытания прототипа МЭКС на низких и полных параметрах, по результатам которых полностью подтверждены заявленные технические характеристики и обеспечены выбросы NOx не более 50 мг/нм3, СО - не более 10 мг/нм 3 .

«Работа по созданию качественного нового продукта - ГТД-110М - позволила НПО «Сатурн» расширить конструкторскую, технологическую и производственную компетенцию, - говорит заместитель генерального директора - управляющий директор ПАО «НПО «Сатурн» Виктор Поляков. - Мощности предприятия в настоящее время позволяют производить до двух таких изделий в год, однако НПО «Сатурн» разработана концепция расширения производства для серийного изготовления ГТД-110М в объеме 6-10 штук в год, что позволит обеспечить потребности российского рынка энергетического оборудования».

Существенным преимуществом ГТД-110М перед зарубежными аналогами является высокий КПД - 36,5% (ISO), что выгодно отражается на стоимости жизненного цикла изделия. Кроме того, уникальные массогабаритные характеристики ГТД-110М позволяют осуществлять его транспортировку даже в отдаленные регионы страны в полной заводской готовности любыми видами транспорта, а также выполнять монтаж турбины при замене устаревшего оборудования без реконструкции здания станции. Среди других особенностей ГТД-110М - хорошая динамика по росту и сбросу мощности при переходных процессах, высокие показатели топливной эффективности, низкая себестоимость выработки электрической и тепловой энергии.

Разгоревшийся вокруг газовых турбин для ТЭС в Крыму скандал вновь актуализировал необходимость снижения зависимости российской энергосистемы от импортного оборудования, однако создание в стране собственного производства газовых турбин высокой мощности с нуля не целесообразно в условиях окончания программы договоров предоставления мощности (ДПМ) и отсутствия долгосрочного спроса, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Наиболее оптимальный путь - использование схем локализации и доработка производимой НПО «ОДК-Сатурн» (Объединенная двигателестроительная корпорация, входит в Ростех) первой российской газотурбинной энергетической установки мощностью 118 МВт - ГТД-110М.

Как сообщил ТАСС заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов, по оценкам Минэнерго России, сегодня спрос на большие турбины в России в среднем составляет 2–3 единицы ежегодно или 53 единицы до 2035 года.

«На долгосрочный период, с учетом прогнозного прироста потребляемой мощности до 2035 года на 24 ГВт, а также потребности в замене устаревших турбин с наработкой свыше 300 тыс. часов (турбины типа К-300) спрос на турбины большой мощности в России должен составить порядка 53 единиц.

При отсутствии в стране проектов, требующих резкого прироста мощности, 53 единицы - это значительный рынок», - сказал Черезов, отметив, что такого спроса все же недостаточно для разворачивания производственных мощностей.

Турбина непростой судьбы

Созданный в рамках реформы «РАО ЕЭС» механизм ДПМ позволил обеспечить ввод новых мощностей в стране с привлечением продукции западных производителей - Siemens, GE, Alstom, Mitsubishi, Kawasaki и других. Сегодня в России эксплуатируется около 244 газовых турбин иностранного производства, что, по данным Минэнерго, составляет 63% от общего количества.

Доля российских турбин ниже - 147 единиц, или 37%. Попытки создать собственную турбину высокой мощности предпринимались еще много лет назад, в 2012 году энергетики жаловались, что производимые «Сатурном» газотурбинные двигатели ГТД-110 часто выходят из строя.

В 2013 году «Сатурн» подписал инвестиционное соглашение с Роснано и «Интер РАО» по созданию газотурбинного двигателя нового поколения - ГТД-110М. Планировалось, что реализация проекта завершится в 2017 году, однако пока ГТД-110М - результат глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110 - проходит испытания.

В пресс-службе предприятия ТАСС рассказали, что на второе полугодие 2017 года запланированы испытания с ресурсными рабочими лопатками 1 ступени турбины, затем длительные комплексные испытания, а на 2018 год - запуск в серийное производство. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков отметил ТАСС, что Минпромторг поддерживает этот проект и «надеется, что в 2018 году турбину выведут на серийное производство».

Черезов считает, что «Сатурну» необходимо активизировать работу над доведением этой турбины до требуемых технических характеристик. «Газовая турбина «Сатурна» - довольно интересный проект, но для полной его реализации требуются серьезные вложения. Во время испытаний на станциях был составлен перечень замечаний, и на их основе в рамках рабочей группы Минпромторга сформулированы требования по модернизации турбины, так как есть небольшие недоработки.

«Эту работу целесообразно продолжить, аналог турбины нам необходим», - отметил замминистра энергетики, добавив, что в России есть объекты электроэнергетики, на которых могут быть использованы данные турбины.

«ОДК-Сатурн» предварительно оценивает потребность отечественного рынка в газотурбинных установках на базе ГТД-110М в 80 штук до 2030 года.

«Проведенный анализ рынка позволил определить „скрытые” резервы в виде большого объема модернизации и реконструкции ТЭЦ. Кроме того, имеется потребность в газотурбинных установках большой мощности в качестве механического привода для их применения на перспективных заводах по сжижению природного газа», - сообщили ТАСС в пресс-службе ОДК.

В чем преимущество?

Существующие мощности «ОДК-Сатурн» позволяют производить до двух ГТД-110М в год. Планы компании амбициозны, предприятие уверено в рентабельности проекта.

«Разработана концепция расширения производства для серийного изготовления ГТД-110М в объеме 6–10 штук в год, что позволит обеспечить потребности российского рынка энергетического оборудования. „ОДК-Сатурн” на базе полученного опыта по реализации проекта ГТД-110М подготовило предложения по дальнейшей модернизации двигателя с возможностью увеличения его мощности до 150 МВт. По нашей оценке, российский рынок нуждается в отечественных энергетических ГТД большой мощности, поэтому мы уверены в рентабельности проекта», - отметили в пресс-службе.

Ключевым достоинством российской разработки «ОДК-Сатурн» называет ценовой показатель при не уступающих конкурентам техническим параметрам.

«Существенным преимуществом ГТД-110М перед зарубежными аналогами является высокий КПД - 36,5% (ISO), что выгодно отражается на стоимости жизненного цикла изделия. Кроме того, уникальные массогабаритные характеристики ГТД-110М позволяют осуществлять его транспортировку даже в отдаленные регионы страны в полной заводской готовности любыми видами транспорта, а также выполнять монтаж турбины при замене устаревшего оборудования без реконструкции здания станции.

Среди других особенностей ГТД-110М - хорошая динамика по росту и сбросу мощности при переходных процессах, высокие показатели топливной эффективности, низкая себестоимость выработки электрической и тепловой энергии», - подчеркивают в компании.

Заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов выделил также невысокую металлоемкость российской турбины.

«Отечественная турбина отличается от Siemens подходом в изготовлении, она имеет относительно невысокую металлоемкость. Например, в ее конструкции применяются пустотелые валы.

У такой технологии нет. Конструкция ГТД-110М сделана по аналогии с турбинами на корабельных установках. Пустотелые валы позволяют облегчить конструкцию турбины за счет снижения металлоемкости, что делает корабль существенно легче. На наш взгляд, в ГТД-110М заложено много интересных идей, но требуется доработка автоматики, системы управления турбиной, решение вопросов с материалами, используемыми на лопатках и горячей части. Конечно, это большой объем научной работы, но ее необходимо проделать», - пояснил он.

По пути локализации с оглядкой на Китай

Черезов считает, что все же в краткосрочном и среднесрочном периоде с учетом уровня спроса на газовые турбины ожидать лавинообразного притока инвестиций в развитие турбин именно российского производства большой мощности не стоит, особенно с учетом того, что по сложившейся практике объем государственного финансирования подобных проектов составляет в среднем 30% от общего объема.

«Если смотреть с позиции оценки экспортного потенциала перспективных газовых турбин большой мощности, то здесь нам предстоит пройти немалый путь к созданию конкурентоспособной инновационной продукции.

На эти цели нужно минимум 10 лет. Поэтому в краткосрочной и среднесрочной перспективе приемлемой для нас является схема локализации, в долгосрочной перспективе мы будем наращивать собственные компетенции в области крупного энергетического машиностроения и постепенно переходить на собственное производство с полным циклом, включая сервисное обслуживание», - пояснил замминистра.

По его словам, схема локализации позволит не только сформировать компетенции в области газотурбиностроения, но и обеспечить трансферт технологий в отечественное производство газовых турбин. Не стоит, по мнению замминистра, забывать и о том, что для этого нужно и развитие смежных отраслей - металлургии, информационных технологий, включая информационную безопасность.

Черезов заметил, что необходимо предпринять действия по дальнейшему улучшению ситуации, связанной с локализацией производства оборудования, а именно о выполнении взятых на себя обязательств. В качестве удачного примера он привел опыт компаний из Китая, сумевших за несколько лет наверстать упущенное в энергомашиностроении.

«Мы анализировали ситуацию с производством газотурбинного оборудования в Китае. Начиная с 2000 года за счет использования схемы локализации и освоения компетенций, им удается выпускать турбины по техническим характеристикам не уступающие европейским. Благодаря локализации, китайские компании перешли на серийный выпуск аналога турбины Siemens, но мощностью 300 МВт.

При этом в программах локализации, используемых в Китае, график локализации прописывается по годам, с предусмотренными за невыполнение обязательств штрафами. При таком подходе в течение пяти лет Китай может закрыть собственные потребности и по другим позициям, закупаемым сейчас в Европе или США. Например, на лопатки газовых турбин и других компонентов горячего тракта», - поделился Черезов.

Замминистра также отметил, что компаниям, локализующим производство, необходима финансовая поддержка.

«В Китае, например, такие предприятия получают финансовую поддержку. Кроме того, они застрахованы. В случае низкого спроса на продукцию, банки берут риски на себя, компенсируя потери производителю.

Именно поэтому нам нужно развивать не только технический задел, но и разрабатывать такие меры поддержки, как кредитование финансовыми организациями компаний, занимающихся локализацией, на длительный период и под низкий процент.

Данные меры должны быть первоочередными. В Китае проекты по газотурбинному оборудованию финансируют банки первой пятерки», - добавил он.

Без драматизма

Siemens, работающий в России более 160 лет, пересмотрел формат работы в РФ и обозначил более жесткие рамки дальнейшего сотрудничества с энергетиками из-за ситуации вокруг поставок турбин для теплоэлектростанций в Крыму. Концерн заявил 21 июля, что все четыре газотурбинные установки для крымских тепловых электростанций (ТЭС) оказались производства Siemens и были поставлены на полуостров в обход санкций Евросоюза.

Компания через суд намерена добиваться возврата генерирующего оборудования. Сложившаяся ситуация также стала поводом для инициирования Siemens проверок российских партнеров по строительству электростанций на предмет соблюдения ими экспортных правил ЕС и временной приостановке поставок энергооборудования по уже заключенным контрактам.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров при этом ранее подчеркивал, что российская сторона обеспечила максимальную юридическую корректность при использовании технологий Siemens в производстве турбин для ТЭС в Крыму. По словам министра, Симферопольская и Севастопольская ТЭС будут оснащены турбинами российского производства, но с использованием элементов зарубежного.

У турбин есть российский сертификат, отмечал глава Минпромторга. В «Технопромэкспорте» сообщали, что «на сегодняшний день турбины прошли модернизацию, и специфицированы по характеристикам под проект с использованием российских ноу-хау».

Гендиректор промышленного холдинга «Ротек» Михаил Лифшиц считает, что драматизма в заявлениях немецкого концерна нет, а России нужно иметь собственное производство, но возможно это лишь при долгосрочном и понятном спросе.

«Рынок газовых турбин богат. Никуда не делись такие компании как Ansaldo Energia, MAPNA, Mitsubishi. Если Siemens оказался в какой-то щекотливой ситуации и готов потерять часть рынка, то его заместят очень быстро. Драматизма в событиях с Siemens нет», - отметил эксперт.

По словам Лифшица, для развития собственных компетенций в стране «необходимо иметь более определенную позицию государства, которое будучи достаточно весомым собственником энергетической инфраструктуры, должно определять спрос».

«Компетенций в стране по газо-турбостроению в стране хватает благодаря нашим западным коллегам и благодаря тому, что уже построено.

Поэтому если стоит задача собрать компетенции и создать турбину - она абсолютно реализуема внутри страны. История в том, что есть конкурентная среда и как производитель могу сказать, что многие аспекты деятельности, в которых мы живем, ставят нас в заведомо неконкурентную позицию. Если, например, кто-то решил сделать турбину в Германии, то он может взять кредит под 0,5%, а чтобы сделать турбину в России, нужно пойти и взять кредит, но уже, к примеру, под 10% годовых. При этом мы одинаково покупаем металл, являющийся биржевым товаром и так далее», - пояснил он.

Лифшиц подчеркнул, что «стоимость денег для российского производителя - это не помощь от государства, а создание конкурентной позиции для участников рынка».

Юлия Темерева

МОСКВА, 24 мая (BigpowerNews) — Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в Госкорпорацию Ростех) объявила об успешном прохождении первых двух этапов испытаний первой газотурбинной установки российской разработки мощностью свыше 110 МВт ГТД-110М.

Как сообщили в ОДК, на второе полугодие 2017 года запланированы испытания с ресурсными рабочими лопатками 1 ступени турбины, затем длительные комплексные испытания, а на 2018 год намечен запуск в серийное производство.

«ГТД-110М – одновальная газовая турбина, предназначенная для использования в газотурбинных энергетических и парогазовых установках большой мощности. Она представляет собой результат глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110»,- сообщили в ОДК.

Разработкой турбины занимается ООО «Инжиниринговый центр «Газотурбинные технологии» – совместное предприятие ПАО «Интер РАО», АО «Роснано» и производителя турбины ПАО «НПО «Сатурн» (входит в ОДК, расположено в г. Рыбинск Ярославской обл.).

Сообщается, что «создание ГТД-110М является стратегическим проектом, реализуемым в рамках программы импортозамещения в области газотурбинных технологий при активной поддержке Минпромторга РФ и ГК Ростех».

По словам заместителя генерального директора «ОДК» – руководителя дивизиона «Энергетические и промышленные программы» Сергея Михайлова, корпорация будет готова «в ближайшее время предложить потенциальным заказчикам конкурентоспособный двигатель большой мощности». По предварительным оценкам, говорит топ-менеджер, «потребность только отечественного рынка в газотурбинных установках на базе ГТД-110М составляет до 80 штук до 2030 года».

Управляющий директор НПО «Сатурн» Виктор Поляков говорит, что «мощности предприятия в настоящее время позволяют производить до двух таких изделий в год, однако НПО разработана концепция расширения производства для серийного изготовления ГТД-110М в объеме 6−10 штук в год». Это «позволит обеспечить потребности российского рынка энергооборудования», уверен Поляков.

«Работа по созданию качественного нового продукта – ГТД-110М – позволила НПО «Сатурн» расширить конструкторскую, технологическую и производственную компетенцию, — отмечает он.

Как рассказали в «ОДК», первые два этапа испытаний опытного образца ГТД-110М прошли на испытательном стенде АО «Стенд» (г. Комсомольск, Ивановская обл.). Там утверждают, что они «подтвердили эффективность реализованных первоочередных НИОКР проекта». В частности, сообщается, что была проведена оценка внедренных мероприятий по снижению динамических напряжений рабочей лопатки 1−й ступени и мероприятий по обеспечению ресурса камеры сгорания, а также тепловой эффективности корпуса. Проведены испытания термобарьерных и износостойких покрытий жаровых труб и термобарьерных наноструктурированных покрытий рабочих лопаток турбины.

«По ключевым технико-экономическим параметрам ГТД-110М конкурирует с лучшими зарубежными аналогами», – говорит Сергей Михайлов. По его словам, этого удалось добиться за счет правильного выбора «Газотурбинными технологиями» и НПО «Сатурн» «решений, направленных на устранение «детских болезней» ГТД-110».

Сейчас «НПО «Сатурн» работает над созданием малоэмиссионной камеры сгорания (МЭКС) для ГТД-110М, «конструкторская документация на которую разрабатывается в соответствии с мировыми тенденциями обеспечения экологических норм». Ранее, рассказали в «ОДК», в ОАО «ВТИ» и ФГУП «ЦИАМ» были проведены стендовые испытания прототипа МЭКС на низких и полных параметрах, «по результатам которых полностью подтверждены заявленные технические характеристики и обеспечены выбросы NOx не более 50 мг/нм3, СО – не более 10 мг/нм3».

Существенным преимуществом ГТД-110М перед зарубежными аналогами называется высокий КПД – 36,5% (ISO). Это «выгодно отражается на стоимости жизненного цикла изделия», говорят в «ОДК». Кроме того, отмечают в корпорации, «уникальные массогабаритные характеристики ГТД-110М позволяют осуществлять его транспортировку даже в отдаленные регионы страны в полной заводской готовности любыми видами транспорта, а также выполнять монтаж турбины при замене устаревшего оборудования без реконструкции здания станции». Среди других особенностей ГТД-110М указывается «хорошая динамика по росту и сбросу мощности при переходных процессах, высокие показатели топливной эффективности, низкая себестоимость выработки электрической и тепловой энергии».

ПАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» – двигателестроительное предприятие, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, силовых установок морского назначения. ПАО «НПО «Сатурн» входит в структуру АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» и является головным предприятием дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» – бизнес-единицы ОДК. Расположено в Рыбинск (Ярославская обл.).

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

В России принято решение о финансировании проекта первой в истории нашей страны новой полярной станции для использования в Арктике на самодвижущейся ледостойкой платформе класса Arc8 – «Северный полюс».«Техносфера» уже писала об этом проекте (см. наш материал http://tehnoomsk.ru/node/2899). Изначально как альтернатива ему рассматривался вариант по вмораживанию в...

Какой будет новая ракета Союз-5

В Роскосмосе утвердили внешний облик новой средней отечественной ракеты-носителя «Союз-5», а также сообщили о том, что именно с этой платформой будет связана разработка перспективной сверхтяжелой ракеты РКК «Энергия». В проекте «Союз-5» задействованы 16 организаций и предприятий российской космической отрасли.«Союз-5» - это 62-метровая двухступенчатая ракета стартовой...

В Брянске выпущен первый «арктический» колесный вездеход на шасси БАЗ-69092

По заказу спасателей МЧС России из Якутии на Брянском автозаводе (БАЗ, концерн «Алмаз-Антей») создали новый образец колесного автомобиля повышенной проходимости с формулой 6х6 на базе БАЗ-69092. Машина предназначена для аварийно-спасательных работ, эвакуационных операций, обеспечения жизнедеятельности на Крайнем Севере.Как говорят разработчики, в ближайшее время в Яку...

В России собирают первые авиадвигатели ВК-800С

Как уже сообщала «Техносфера», на Уральском заводе гражданской авиации выполняется локализация самолета L-410, завод по сборке которого в Чехии принадлежит Уральской горно-металлургической компании с 2013 года (100% акций Aircraft Industries a.s., бывшего завода LET). Сборка первых самолетов уже начата, настало время двигателей. Появление русского мотора на «элке» был...

На Байконуре сохранился второй летный экземпляр «Бурана»

Как сообщили авторы фотоблога unexploredworld.ru, на космодроме Байконур в Монтажно-заправочном корпусе «Энергия-Буран» (МЗК) до сих пор хранятся 2 уникальных объекта космической программы СССР: второй летный экземпляр многоразового корабля «Буран» - «Буря» и его технологический макет.В своем фоторепортаже из МЗК любители космонавтики показали сохранившиеся аппараты в...

Российские инженеры разработали для кинематографа мимический сканер

Специалисты разработали конструкцию шлема Nimble - первой российской системы захвата и переноса мимики человека на 3D-персонажа в реальном времени. Проект ориентирован на производство анимационного и игрового кино, телепередач, компьютерных игр и VR/AR-приложений. На разработку системы Nimble ушло более трех лет и несколько миллионов рублей.Перед инженерами стояла зад...

Куба приобретет новое российское пассажирское судно из композитных материалов

На заседании российско-кубинской Смешанной комиссии по морскому транспорту достигнуто соглашение о строительстве на Средне-Невском судостроительном заводе по новейшей отечественной технологии судна из композитных материалов, унифицированного с проектом 23290 «Грифон».«Грифон» был построен в России в 2017 году. Это пассажирский катамаран (см. материал «Техносферы»&nbs...

Новый ЗРПК "Панцирь-СМ" на шасси К-53958 "Торнадо"

Впервые был показан новый вариант ЗРПК «Панцирь-СМ» на шасси бронированного автомобиля К-53958 «Торнадо».К-53958 «Торнадо» имеет колесную формулу 8х8 (машина также известна как КамАЗ-6560М и КамАЗ-53958). В отличие от ранее выпускавшейся модели 6560 (без литеры «М») автомобиль оснащен кабиной от бронемашины «Тайфун-К», которую КамАЗ выпускает для Российской армии. Так...

Новый российский ранозаживляющий комплекс Vit-Medical

Российской компанией из технопарка Строгино создан, испытан и проходит этап регистрации как медицинское изделие новый аппарат вакуум-инсталляционной терапии. Он увеличивает скорость заживления ран в 3-4 раза. Аналогичная самая современная иностранная медтехника стоит минимум вдвое дороже, при этом характеристики нового российского устройства ее превосходят.Как описыва...

В Калининграде спущен на воду второй российский траулер-сейнер нового проекта

Завод «Янтарь» в Калининграде спустил на воду «Командор», второй из 3 заложенных в 2016-2017 годах траулеров-сейнеров проекта SK-3101R. Заказчиком новых российских судов выступает крупное предприятие из Петропавловска-Камчатского – «Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина».Контракт на строительство трёх траулеров-сейнеров проекта SK-3101R был подписан в январе 2016 года...

Послевоенный СССР представлял собой самую быстрорастущую экономику мира. Огромный ресурс инженерно-технической мысли, аккумулированный в войну в конструкторских бюро многочисленных заводов, создавал гражданскую технику, о которой и сегодня можно вспоминать с гордостью. Одним из направлений работ стали электрические тракторы – в нашей стране не занимались долгим показо...

Новая ячейка энергонезависимой памяти для российских микросхем создана в Зеленограде

Специалисты НИИ молекулярной электроники (НИИМЭ) сообщили о разработке новой конструкции ячейки энергонезависимой памяти для применения в серийно выпускаемых микросхемах отечественного производства I уровня. Особенностью новой ячейки стало сокращение ее площади более чем в два раза (до 2,32 мкм2) за счет применения новых технологических и схемотехнических решений.На о...

Количество работающих на российском заводе Севмаш достигло 28000 человек

Как сообщают представители завода «Севмаш» (Северодвинск) в марте на работу принят 28-тысячный сотрудник. Всего в течение прошлого года на крупнейший российский кораблестроительный завод трудоустроили почти 1500 человек.«Севмаш» сегодня загружен государственным оборонным заказом: на территории завода в разной степени готовности находятся 11 строящихся атомных подлодок...

Российская система ЭРА-ГЛОНАСС: первые 10000 экстренных вызовов

Государственная автоматизированная информационная система ЭРА-ГЛОНАСС обработала первые 10 тысяч «боевых» вызовов (те случаи, когда требовалось оперативное реагирование спасателей и медиков). Этот своеобразный рубеж был пройден 28 марта 2018 года. Всего же через систему прошли уже 817 тысяч вызовов.По данным пресс-службы ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» чуть более 50% всех экстренн...

REX-1 – российский переносной комплекс радиоэлектронной борьбы

В 2018 году в России пройдут испытания отечественного «радиоэлектронного ружья» REX-1, созданного в компании «Zala Aero Group», входящей в государственный концерн «Калашников». Внешне этот вид оружия больше похож на автоматическую винтовку из фильмов о будущем.Как сообщают разработчики, REX-1 весит около 4,5 кг и имеет длину 70 см. Он может использоваться в большинств...

Новый российский скафандр для пилота швейцарского стратосферного гелиолета

Российские специалисты из НПП «Звезда» создали по заказу создателя самолета SolarStratos на солнечной энергии (гелиолета) из Швейцарии специальный скафандр для рекордного полета на высоте 25 километров.Речь идет об интересном проекте швейцарского пилота и инженера Рафаэля Домжана по выполнению первого в мире полета на гелиолете в стратосфере. Дело в том, что в целях э...

ГТД-110 - одновальная газовая турбина для привода электрогенераторов в составе газотурбинных энергетических и парогазовых установок большой мощности (от 110 до 495 МВт и выше).


Ответственность

ПАО «ОДК-Сатурн»: разработка, производство и послепродажное обслуживание промышленных газовых турбин, интеграция и поставка газотурбинных энергетических установок большой мощности

Инжиниринг, закупку оборудования и строительство парогазовых установок большой мощности выполняет генеральный подрядчик по выбору Заказчика



Технические характеристики

Газовая турбина ГТД-110
Мощность на выходном валу, МВт 114.5
Мощность электрическая, МВт 110
Мощность тепловая, Гкал/час 136.9
КПД на выходном валу, % 36.0
КПД на клеммах генератора, % 35.2
N выходного вала, об/мин 3000
Применяемое топливо газовое / дизельное
Расход топлива (на номинальном режиме), кг/час 23 000 / 27 300
Температура газа на выходе, °С 517
Расход газа на выходе, кг/с 362
Габариты (L x B x H), м 7.12 х 3.68 х 4.25
Масса (на раме), т 58

Справочные данные. Характеристики зависят от типа энергообъекта и применяемого оборудования.

Преимущества

Наилучшее сочетание высокой эффективности и небольших массогабаритных характеристик в сегменте машин мощностью 60-180 МВт

Высокое качество вырабатываемой энергии и хорошая динамика при переходных процессах (в т.ч. благодаря применению одновальной схемы)

Высокие показатели топливной эффективности, снижение себестоимости выработки электрической и тепловой энергии

Возможность работы на различных видах топлива: газообразном (природный газ, попутный нефтяной газ) и жидком (керосин, дизельное топливо)

Гибкость интеграции ГТД-110 и энергетических установок на ее основе в существующую инфраструктуру энергообъектов

Монтаж и сдача энергоустановок в сжатые сроки (поставка ГТД-110 в собранном виде на раме, использование блоков повышенной готовности)

Снижение капитальных затрат на модернизацию / строительство энергообъектов; снижение стоимости эксплуатации


Применение

ГТД-110 - основа газотурбинных энергетических и парогазовых установок ГТЭ-110 и ПГУ-165/325/495/др. большой мощности (от 110 до 495 МВт и выше), предназначенных для выработки тепловой и электрической энергии в простом, комбинированном и когенерационном циклах.



ГТЭ-110, ПГУ-165/325/495

ГТЭ-110 - газотурбинная энергетическая установка простого цикла электрической мощностью 110 МВт, в состав которой входят: газовая турбина ГТД-110, электрогенератор, система автоматизированного управления, другое вспомогательное оборудование / системы. ГТЭ-110 имеет все преимущества газовой турбины ГТД-110, а также: блочно-модульное исполнение, которое обеспечивает удобство монтажа, эксплуатации и обслуживания; высокую топливную эффективность, что позволяет уменьшить стоимость вырабатываемой энергии.

ПГУ-165/325/495 - парогазовые установки бинарного типа электрической мощностью 165 / 325 / 495 МВт, на основе газотурбинных энергетических установок ГТЭ-110. ПГУ являются полномасштабными энергетическими объектами со всеми функциональными системами, обеспечивающими их эффективную эксплуатацию. ПГУ имеют высокую топливную эффективность, хорошую динамику при переходных процессах, гибкость интеграции в существующие энергообъекты, низкую стоимость владения и быструю окупаемость, экологические характеристики, позволяющие размещать энергообъекты в городской черте.

Применяются для:

Выработки электрической и тепловой энергии в базовом, полупиковом и пиковом режимах работы

Модернизации паросиловых блоков устаревших ТЭЦ и ГРЭС


Технические характеристики

Энергетическая станция ГТЭ-110 ПГУ-165 ПГУ-325 ПГУ-495
Мощность электрическая, МВт 110 165 325 495
КПД (в простом цикле), % 35.2
КПД (в когенерационном цикле), % 85
КПД (в комбинированном цикле), % 52.0 51.7 52.0
Номинальное напряжение, В 10 500
Частота электрического тока, Гц 50
Диапазон автоматического изменения нагрузок, % 25 ... 100

Справочные данные. Характеристики зависят от типа энергообъекта и применяемого оборудования.