Социальная стратификация и мобильность. Виды социальных норм. Современные критерии стратификации

И мобильность - это важные элементы в существовании любого общества. Попробуем подробнее рассмотреть эти определения. Социальная стратификация - это определенная иерархическая система, вертикаль, формирующаяся из различных классов и слоев населения. Еще в древности люди заметили, что разделение труда ведет к большей продуктивности. Появлялись различные статусы и классы людей. То есть возникло что и является основой стратификации. Однако не все так просто.

Социальное неравенство и социальная стратификация

Социализм в Советской России, общество не хочет разрушаться, поэтому зачем двигаться в следующую эпоху. Маркс также экономически детерминирован, говоря, что экономика формирует общество в целом. Маркс рассматривает стратификацию в обществе как борьбу за власть между двумя классами.

В статье представлены студенты для современных исследований социальной стратификации, чтобы они могли применять передовые концепции и методы для своих собственных исследовательских задач. Рубрика: основные формы социальной стратификации; их отношение к экономическим и политическим институтам. Курс будет в основном сосредоточен на промышленных обществах; структура социального неравенства; престижные иерархии и статусные структуры; формирование класса; социальная мобильность; процессы «социального отбора» и достижения статуса; социальной стратификации и субкультурных вариаций.

Социальная стратификация и мобильность - это та система, строение которой достаточно вариативно. Карл Маркс считал, что основой для появления вертикали является владение собственностью. Он делил людей не на три, как сейчас принято считать, а на два основных слоя. В своих трудах он выделил класс собственников, в частности, рабовладельцы и феодалы, а также пролетариат, куда можно отнести людей, продающих свой труд. Со временем подход Карла Маркса к теории вертикали начал считаться достаточно узким и не столь универсальным.

В этом курсе рассматриваются центральные дебаты о стратификации и социальной мобильности в современных обществах. Например, что объясняет резкий рост неравенства в доходах в последние десятилетия? Почему гендерный разрыв в образовательных достижениях исчез? Сколько неравенства существует между странами, и растет ли глобальное неравенство в доходах? Являются ли социальные классы менее актуальными в современных обществах? Как преимущества и недостатки класса передаются от родителей к детям? В каком смысле Британия может считаться меритократией?

Теория социальной стратификации и социальной мобильности была также выработана М. Вебером. Он значительно расширил число признаков, ориентируясь на которые человека можно отнести к тому или иному классу. В частности, это такие критерии, как уровень доходов, владение собственностью, принадлежность к политическим партиям, социальный престиж.

Как культурное неравенство отображается на социальное неравенство? Студенты знакомятся с центральными концепциями и теориями, ключевыми методологическими вопросами в исследованиях стратификации и основными эмпирическими результатами. По завершении этого курса удовлетворительно, ученики должны.

Иметь полное понимание эмпирических результатов в современных исследованиях стратификации; понять, как методологические проблемы в исследованиях стратификации связаны с теоретическими концепциями и предметными вопросами; быть в состоянии связать исследования социологической стратификации с данными, сделанными экономистами и психологами. Ожидается, что студенты напишут четыре коротких эссе.

Рассматриваемая вертикаль поддерживается при помощи различных механизмов. В прошлом они были достаточно жесткими. Переход от одного класса к другому был практически невозможен. Соблюдался принцип преемственности. К примеру, человек, рожденный в семье раба, мог стать только рабом. На данный момент социальная стратификация и мобильность характеризуются более мягкими механизмами. В современном мире человек может без препятствий переходить из одного класса в другой. Однако для подобного перехода потребуется множество усилий. В частности, это целеустремленность, самосовершенствование, определенные способности, образовательный уровень.

Один трехчасовой невидимый экзамен в Термине Тринити. Неравные шансы: семейное происхождение и экономический успех, пресса Принстонского университета. О. ред. Интеллект, Гены и Успех, Коперник. Маршалл, Г. Робертс против шансов? Оксфордский университет. Новая география глобального неравенства доходов, издательство Гарвардского университета.

  • Дарлауф, ред.
  • Меритократия и экономическое неравенство, Пресса Принстонского университета.
Изучение социального неравенства является и является одной из центральных забот социологов.

Стоит заметить, что сильное социальное расслоение может привести к постоянному нарастанию напряжения в самых бедных слоях общества, и, как следствие, к революциям. Для предотвращения таких негативных ситуаций существует универсальный механизм - преобладание среднего класса. То есть, при большом проценте людей, в целом удовлетворенных своим экономическим положением, понижается риск возникновения революций из-за меньшего количества недовольных.

Исследования в области социальной стратификации и мобильности посвящены публикации самых качественных, самых инновационных исследований по вопросам социального неравенства из широкого разнообразия теоретических и методологических перспектив. Журнал также посвящен передовым резюме предыдущих исследований и плодотворных обменов, которые будут стимулировать будущие исследования по вопросам социального неравенства.

Данные, используемые в расчете, могут быть неполными. С этой целью набор одномерных, двумерных и тривариантных упорядоченных пробит-моделей оценивается на выборке испанских индивидуумов из модуля по передаче недостатков между поколениями в испанском Обзоре условий жизни. Тем не менее, неясно, влияет ли образование в первую очередь на ускорение времени брака или конечная вероятность образования профсоюзов. Экономическая неспособность, возможно, побудила мужчин продлить послесреднюю карьеру во взрослую жизнь из-за экономических интересов. Тем не менее, гендерная социализация мужчин как «кормильца» и знакомство с выполнением стереотипных мужских трудовых задач могли бы обескуражить постконфликтное достижение во взрослую жизнь. Значительные различия в трудовых когортах по вероятности участия мужчин и женщин свидетельствуют о том, что участие обусловлено историческим временем вступления в рабочую силу. В частности, мы опробовали модель компенсации ресурсов, которая предсказывает, что участие отцов-нерезидентов должно компенсировать нехватку домашних хозяйств и что эффект должен быть сильным, особенно в семьях с ограниченными ресурсами. В частности, мы исследовали влияние образования и доходов родителей на образовательный уровень усыновленных детей, родившихся за рубежом. На этом фоне мы изучаем влияние родителей и друзей на образовательные ожидания учащихся средних школ в сильно стратифицированной системе образования Германии. Показать больше Резюме: Учитывая много экономических и социальных преимуществ, предоставляемых выпускникам избирательных университетов, важно понять пути, с помощью которых социально-экономически выгодные учащиеся получают доступ к избирательным заочным учреждениям. Предварительные исследовательские документы о том, что родительский уровень образования, занятий и дохода связаны с вероятностью того, что ребенок будет посещать избирательный университет. Показать больше Резюме: Предыдущие исследования по экономической интеграции иммигрантов в основном были сосредоточены на измерениях доступа к рынкам труда, в то время как нищета доходов и ее детерминанты еще не получили такого большого внимания. В настоящем исследовании предлагается устранить этот пробел, и в нем особое внимание уделяется относительной полезности внутри - и межнациональных контактов. Доказательства для непроизводственных и производственных работников в обрабатывающих отраслях США. Аннотация: Количественные социологические исследования редко исследуют производительность, но это уместно для изучения неравенства и социальной стратификации. Однако относительно мало известно о том, создает ли молодежь из разных слоев общества социальный капитал в таким же образом и получат ли они те же доходы в этом капитале. Показать больше Резюме: Исследования на рынке труда возвращаются к образованию сфокусированы на объяснениях, основанных на человеческом капитале, передаче сигналов и закрытии. В этой статье мы оцениваем, подходят ли налоговые данные для анализа тенденций неравенства. Мы делаем это путем сравнения концепций измерения налоговых данных, касающихся определения дохода, статистических единиц и охвата населения теоретико-идеалными концепциями. Бонусные платежи являются важным компонентом режима оплаты фирмы и, как и с заработной платой, подвержены процессу формирования претензий. В зависимости от организационной среды претензии могут быть более или менее успешными некоторыми группами. Аннотация: Был достигнут научный консенсус в отношении того, что усиление профсоюза приводит к снижению уровня неравенства в оплате труда. Мы утверждаем, что профсоюзы все еще уменьшают неравенство в оплате труда, но их влияние зависит от типа работников, которые фактически являются профсоюзами. постройте переменную, которая измеряет долю членов профсоюза, которые являются неквалифицированными рабочими-рабочими в 20 богатых демократиях. Наш подход выходит за рамки существующих исследований, которые в основном предполагали единообразный эффект теневого образования среди студентов разных качеств. В последнее время возникли те же проблемы, связанные с потенциальными последствиями нынешнего высокого уровня безработицы среди молодежи. Вопрос в том, насколько оправданы такие опасения. Тем не менее значительная часть образования детей по-прежнему зависит от семейного положения. Показать больше Аннотация: В настоящем документе рассматриваются редко изучаемые отношения между вакансиями и межфирменной восходящей, боковой и нисходящей статусной мобильностью на профессионально сегментированном рынке труда, в качестве примера рассматривается Швейцария. Чтобы концептуализировать механизмы мобильности на этом рынке труда, мы вводим понятие «сети профессиональной мобильности» и проверяем его достоверность. Подход защищает использование методов обнаружения сообществ для выявления сообществ классов, в рамках которых классы делят членов с более высокими ожидаемыми ставками и между которыми классы делят членов по ожидаемым ставкам. Показать больше Аннотация: В настоящем документе рассматривается роль профессиональных ценностей в выборе работы. Мы спрашиваем, стала ли карьера более успешной во время индустриализации и стало ли британское общество более открытым. Скорее, в обществе есть группы, которые находятся в довольно благоприятных или довольно неблагоприятных ситуациях в отношении таких областей жизни.

Социальная стратификация и могут различаться по своей структуре. Однако имеются и общие черты. Социальная мобильность - это изменение человеком своего Она подразделяется на две основных категории. Вертикальный уровень может быть как восходящим, так и нисходящим. К примеру, продвижение по карьерной лестнице, или же разорение компании. Горизонтальный уровень обозначает перемещение индивида в пределах одной К примеру, смена профессии, переезд в другой город.

Для описания этих социальных ситуаций можно использовать различные измерения. Международно-обычная мера по организации жизненных шансов - это классовая позиция или классовая позиция человека. Классовая позиция человека не только влияет на собственный образ жизни. Это затрагивает, в частности, в Германии - образовательные и профессиональные шансы своих детей и, следовательно, более позднюю классовую позицию этих детей. Родители с выгодной классовой позицией часто с большей вероятностью дают своим детям доступ к выгодным занятиям по классам посредством хорошего образования и дополнительной поддержки.

Мобильность может подразделяться и по другому принципу. Здесь также существуют две основных категории. Межпоколенная мобильность - это изменение своего социального статуса по отношению к родителям. К примеру, человек из бедной семьи становится банкиром. Существует также внутрипоколенная мобильность. Это определение обозначает изменение статуса индивида в течение своей жизни. Это также может быть переход с интеллектуальной деятельности на физическую, или наоборот.

Родители в относительно неблагополучных классах не могут дать своим детям столько ресурсов на пути к жизни. Позднее ваши дети занимают довольно неблагоприятные позиции в классе. В результате между поколениями происходит лишь ограниченное число социальных восхождений или спусков. Взлеты и падения между поколениями являются выражением социальной мобильности между поколениями в обществе: социальная мобильность, таким образом, описывает степень, в которой детские поколения находятся в другом классовом положении, чем поколение их родителей.

В целом, социальная стратификация и мобильность - это достаточно положительное явление по причине появления у людей стимулов развиваться, расти в профессиональном плане.

Социальная структура общества в узком смысле – совокупность социальных групп, общностей, институтов в определенной зависимости, связи и развитии. Один и тот же человек включен в разные группы одновременно.

То есть, социальная мобильность указывает на то, насколько хорошо для детей из менее благоприятных классовых позиций для достижения выгодных классовых позиций для себя и в какой степени дети с преимущественным происхождением класса позже опускаются до менее выгодных классовых позиций. Степень социального восхождения и происхождения часто интерпретируется как мера равных возможностей для детей из разных классов. Есть несколько причин для социальных взлетов и падений. В дополнение к усилиям по достижению тех же возможностей запуска для детей из разных классов, структурные изменения в рабочем мире приводят к разным навыкам мобильности с течением времени.

Социальная стратификация – это строение, определенное положение относительно друг друга социальных слоев; система, включающая в себя множество социальных образований, представители которых отличаются неравным объемом власти, богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Буквально «стратификация» означает слоистое, неоднородное строение общества. Основоположниками теории стратификации можно назвать Уорнера, Дарендорфа, Сорокина и др. Согласно этой теории общество делится на страты: высшая, средняя, низшая, между которыми существует иерархическая зависимость, означающая, что положение одних групп лучше положения других.

Социальный слой – это группа людей, имеющих одинаковый по какому-либо признаку (деньги, власть, образование) доступ к ресурсу.

Построить полную стратификационную картину общества невозможно, так как бесконечно много социальных признаков, по которым можно производить выделение социальных страт.

Основой стратификации выступает дифференциация- ) - это разделение общества на различные со­циальные группы, занимающие в нем разное поло­жение.

Критерии стратификации:

Доход – количество денежных поступлений на человека или семью в определенный промежуток времени.



Богатство – накопленные доходы, выраженные в деньгах или имуществе.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывая определяющее воздействие на деятельность и поведение других людей при помощи авторитета, силы, права и т.д. В сложных обществах власть институциализированна, т.е. охраняется традицией, законом, открывает доступ к социальным благам.

Образование – получение знаний и навыков через систему социальных институтов.

Престиж

Во взглядах на неравенство существует две основные точки зрения:

1. Это несправедливое социальное устройство, которое ведет к возникновению конфликтов.

2. Это естественное состояние общества, которое стимулирует конкуренцию, усиливает стремление способных людей к продвижению в значимые слои общества.

Основные теории стратификации:

  1. Марксистская. Главная форма – общественный класс, который определяется по признаку отношения к собственности на средства производства. Таким образом, в каждом обществе существовало два основных класса – собственники и не имеющие собственности (рабовладелец – раб, феодал – крестьянин, капиталист – рабочий). Отношения между классами всегда носят антагонистический характер и порождают классовую борьбу. Маркс выдвинул гипотезу, согласно которой, с развитием капитализма численность рабочих и их значение в жизни общества будет неуклонно увеличиваться, пока не станет преобладающей. Эта гипотеза была опровергнута временем.
  2. Функционалистическая. Стратификация связана с профессиональным разделение труда и неравным вознаграждением. Это необходимый социальный механизм, который гарантирует обеспечение наиболее важных для общества профессий наиболее квалифицированными кадрами.
  3. Стратификация по М. Веберу.

Главный критерий стратификации – социальный престиж, т.е. оценка социальной важности общественным мнением. Страты разделяются стилем (образом жизни). Еще одно важное отличие – доступ к власти и возможность на нее влиять.

Веберовский подход, базирующийся на престиже и власти более многомерен и дает больше возможностей оценить реальности социальной жизни, поэтому сейчас это основной подход в социологии.

Исторические типы стратификации:

Рабство – один человек выступает собственностью другого.

Каста – соц. группа, основанная на принадлежности по рождению. Пожизненно закрепляла человека в определенной страте.

Сословие – соц. группа, обладающая определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Класс – соц.группа, объединенная на основе важнейших социальных интересов.

Современные критерии стратификации:

Физикогенетический (пол, возраст)

Этатократический (etat – государство) – положение во властно-государственной иерархии.

Социально-профессиональный – значимость профессии.

Культурно -символический – различный доступ к значимой информации.

Культурно -нормативный – престиж, возникающий в результате сравнения норм и стиля жизни в разных социальных группах.

Социально-территориальный – город-деревня, столица-провинция.

Статусные положения индивидов в обществе не являются раз и навсегда неизменными. Любой из членов общества хотя бы раз в течение жизни меняет свое статусное положение. Социальная мобильность – изменение статусов людей и групп в социальной структуре общества.

Важнейшими типами социальной мобильности являются вертикальная игоризонтальная , а также индивидуальная и групповая .

Вертикальная мобильность имеет место тогда, когда изменение социального положения индивида или группы сопровождается понижением (нисходящая ) или повышением (восходящая) его статуса (из одной страты в другую).

Горизонтальная мобильность – это изменение социального положения без понижения или повышения статуса (внутри одной социальной группы).

Индивидуальная мобильность – изменение положения индивида в системе стратификации (смена статуса).

Коллективная (массовая) мобильность – изменение группы в социальной стратификации (депортация народа, структурное изменение общества).

Основными каналами («социальными лифтами») со­циальной мобильности являются армия, церковь, образование. К дополнительным относят средства массовой информа­ции, партийную и общественную деятельность, накопле­ние богатства, выгодный брак , миграцию (эмиграцию, иммиграцию)

Возведение социальных барьеров, ограничение доступа в группу – социальная клоузула (закрытие).

В молодом, быстро развивающемся государстве развита вертикальная мобильность (петровские преобразования, революция 1917 года, перестройка). Но как только новые престижные места распределены мобильность замедляется, так как перераспределение мест проходит в своем круге. В США в высший класс поднимается не больше 7% из рабочей среды, 35% из среды юристов и политиков.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью – т.е. структурно неопределенным, промежуточным состоянием человека.

Маргинал («побочный») – человек, исключенный из системы привычных социальных связей, находящийся на границе социальных слоев.

Большое количество маргиналов в стране очень опасно, так как они становятся основной опорой тоталитарных режимов (СССР в 20-е годы, Германия 30-х)

Типы маргиналов:

Этномаргиналы (гастарбайторы)

Социомаргиналы (незавершенность социального перемещения)

Экономические (потеря средств к существованию)

Политические (утрата общепринятых норм и ценностей политической культуры)

Религиозные (секты)

Биомаргиналы (инвалиды).

Маргиналы испытывают большое психологическое напряжение, теряют социальную идентичность. Это ведет к росту агрессии, криминализации.

Еще опаснее группа люмпен («лохмотья») – это «дно» общественной жизни – бомжы, бродяги, нищие. В этой среде легко зарождается экстремизм, отсутствует осознание ценности человеческой жизни.

Человек, живущий в обществе, состоит с другими членами общества (как отдельными людьми, так и различными группами) в многообразных связях: имущественных, политических, религиозных, бытовых, творческих, родственных, дружественных и иных. Эти социальные связи между людьми и есть общественные отношения.

Любое обществоможно рассматривать как социальную систему, для которой существует объективная необходимость упорядочитьпостоянно усложняющиеся связи и отношения, возможность удовлетворить интересы членов общества.

Нормативное регулирование отношений является непременным условием развития общества, тем более, что обществу (как и любой системе) необходима упорядоченность отношений.

Система нормативного регулирования общества – это совокупность взаимосвязанных норм, которые регламентируют поведение людей в обществе, регулируют их отношения между собой и объектами внешнего мира.

Термин «норма» имеет два смысла. Первый: норма – естественное состояние какого-либо явления (процесса, отношения, системы и т.д.). Второй: норма – это определенный стандарт, образец, эталонповедения связанный с сознанием и волей людей в процессе человеческого общения.

Второй смысл относится собственно к социальной норме.

Социальные нормы – это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, варианты, правила поведения людей в обществе.

Признаки социальных норм:

1. Социальные нормы являются общими правилами,т.е. правилами для всех членов общества и исходя из интересов общества (не имеют конкретного адресата).

2. Социальные нормы действуют непрерывно(до изменения или прекращения) и многократно.

3. Социальные нормы – это всегда результат волевой и сознательной деятельностью людей.

4. Социальные нормы направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

Виды социальных норм:

Обычаи – одобренные обществом образцы массовых действий.

Традиции – набор обычаев, привычек передаваемых из поколения в поколение.

Нормы морали – правила поведения, в которых выражаются представления о добре и зле.

Правовые нормы – формально определенные правила поведения, санкционированные и установленные государством и обеспеченные его принудительной силой.

Религиозные – сформулированы в священных книгах.

Политические – регулируют отношения между гражданами и государством, между социальными группами.

Эстетические – закрепляют представления о прекрасном и безобразном.