Быстрая ликвидация общественной организации. Как провести ликвидацию общественного объединения. Последний этап ликвидации некоммерческой организации

Основной закон государства (КРФ) гарантирует каждому право создавать на своё усмотрение общественные организации (далее – ОО) без предварительного соглашения органов власти и местного самоуправления. Объединения подлежат обязательной государственной регистрации и приобретают статус юридического лица (далее – ЮЛ).

Порядок ликвидации зарегистрированной ОО не отличается от порядка ликвидации любого другого юр. лица. Но существует ряд особенностей. Например, общественное объединение может существовать и без регистрации. В этом случае оно не приобретает прав ЮЛ и не нуждается в ликвидации.

Правовые основы деятельности

Создание, регистрация, деятельность и ликвидация ОО регулируется КРФ и ФЗ №82. Общественной организацией называется основанное на членстве, созданное на базе совместной деятельности добровольное объединение людей. Такие объединения создаются с целью защитить законные права и интересы.

Общественные организации независимо от их формы равны перед законом.

Подобное равенство распространяется и на участников ОО: учредители и основатели имеют одинаковые права с людьми, получившими членство. Общественные организации не занимаются коммерческой или государственной деятельностью. Одна из отличительных особенностей – членство в таких объединениях могут получить как ЮЛ, так и физические лица (ФЛ).

Руководит общественной организацией выборный орган. Он занимается реализацией прав и несёт ответственность за свою деятельность. Членами ОО могут быть только лица, достигшие 18-летнего возраста. Одно из основных обязательств ОО – иметь устав. Что касается права, то общественная организация может иметь свою символику. Регистрация только добровольная.

Если члены и основатели хотят чтобы объединение приобрело статус ЮЛ, то регистрация необходима.

К общественным организациям относятся:

  • политические партии;
  • массовые общественные движения;
  • профсоюзы и т.д.

Учредителями ОО могут быть физические и юридические лица. Членство предоставляется по аналогичному принципу, только с одним условием – ЮЛ должно пройти процедуру госрегистрации.

Одним из важнейших условий, определяющих статус ОО, является тот факт, что государство не участвует в их деятельности.

Уполномоченные органы и общественные организации соблюдают принцип невмешательства в работу друг друга. Деятельность ОО строится также и на конституционных принципах свободы, гласности и законности. Общественные организации обладают рядом налоговых льгот, которые предоставляются государством, но оно, в свою очередь, устанавливает определённые требования к уставным документам ОО.

Цели

Основной целью, которую преследует общественное объединение, является защита прав и интересов его членов. Например, для политической партии – это выражение воли ее членов и участие в формировании органов власти.

А вот массовые общественные движения преследуют не только политические цели.

Их участники не имеют фиксированного членства. Целью существования профсоюзов является защита социально-трудовых прав их участников.

Законодательство

Деятельность общественных организаций регулируют следующие н-п акты:

  • ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ»;
  • ТК РФ.

К законодательным актам, которые регулируют порядок создания, функционирования и ликвидации ОО относится ряд нормативно-правовых документов, направленных на противодействие экстремистской деятельности в стране. К источникам права в данном случае можно также отнести законы, устанавливающие порядок деятельности политических партий, общественных движений и профсоюзов.

Варианты прекращения работы

Ликвидировать общественное объединение можно:

  • добровольным способом;
  • в принудительном порядке;
  • альтернативным способом.

Завершение деятельности в добровольном порядке предусматривает проведение собрания основателей организации (партийного съезда) и принятия соглашения о ликвидации. Принудительный порядок предполагает ликвидацию по решению суда. Оно может быть вынесено, только если своей деятельности ОО не придерживалась условий указанных в ст. 44 ФЗ №82.

Альтернативная ликвидация всегда добровольная. В этом случае учредители общественного объединения решают для себя будут ли они сами участвовать в ликвидационной процедуре или им нужен представитель. Посредником между госорганами, участвующими в закрытии ОО и основателями может быть компания, предоставляющая услуги по ликвидации под ключ или грамотный юрист.

Ликвидация общественной организации: пошаговая инструкция

При ликвидации ОО должна прекратить своё существование как юридическое лицо и как участник гражданско-правовых отношений.

Порядок завершения деятельности следующий:

  1. На первом этапе проводится собрание участников, на котором принимается решения о ликвидации. Если организация имеет статус ЮЛ и статутными документами не предусмотрено иного, ее ликвидация будет правомерной при наличии зафиксированного согласия учредителей.
  2. Основатель(-ли), принявшие решение о завершении деятельности, назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию (далее – ЛК). При назначении они обязаны принять во внимание пожелания всех членов ОО, так как их право принимать участие во всех аспектах деятельности объединения не может быть нарушено.
  3. Порядок и сроки ликвидации устанавливает ЛК сразу после назначения. Это правило распространяется и на комиссии, которые приглашаются извне при альтернативном завершении деятельности общественного объединения.
  4. Члены ЛК в СМИ сообщение о ликвидации и сроки, допустимые для предъявления требований. Кредиторы и другие лица, у которых могут быть претензии к организации могут предъявить их только благодаря этому уведомлению. Сроки, отведённые для выдвижения требований, должны быть соблюдены даже, если у организации нет долгов пред третьими лицами.
  5. О принятии ликвидационного решения уведомляются ПФ, ФСС, ИФНС РФ, а также соответствующее управление МинЮста.
  6. Отсылаются письменные сообщения кредиторам о завершении деятельности организации. Это делается с целью доказать соблюдение процедуры, в случае если кредиторы, не заявившие свои требования в срок, попытаются обратиться в суд о взыскании. Предпочтительно отсылать письма с уведомлением.
  7. После того как пройдены все этапы, связанные с уведомлением третьих лиц и госорганов, ЛК приступает к составлению (далее – ПЛБ). В нем должны быть отражены все активы и пассивы объединения. Документ подлежит согласованию с руководством организации, ПЛБ заверяется органом, который принял решение о ликвидации.
  8. Следующий этап – удовлетворение требований кредиторов.
  9. Составление остаточного ЛБ. Порядок его утверждения аналогичный регламенту, предусмотренному для промежуточного ликвидационного баланса. Оба документа фиксируются по соответствующему протоколу.
  10. Предпоследний этап – . Если в уставе указанно, куда или кому должны перейти остатки имущества, то используются положения правоустанавливающего документа; в ином случае проводится съезд или собрание участников.
  11. Распределяют имущество учредители общества. Если члены ОО не могут прийти к согласию в вопросе распределения, они имеют право передать дело на рассмотрение в суд.
  12. Если организация носила статус ЮЛ, ее необходимо исключить из ЕРЮЛа.

После внесения в реестр сообщения о ликвидации ОО, процедуру можно считать завершённой полностью. Структурные подразделения завершают свою деятельность в случае ликвидации основного общества.

Собрание, решение, ликвидаторы

Для того чтобы начать ликвидационный процесс изначально необходимо провести собрание. На него должны быть приглашены все участники организации.

Соглашение о ликвидации считается правомочным, если «за» проголосовали 100% участников собрания.

Очень часто на практике уставами это количество сокращается к двум третьим от общего числа присутствующих.

Общественная организация, обладающая статусом ЮЛ, может быть ликвидирована по согласию учредителей. Когда основатель один – выносится его единоличное решение, если иное не предусмотрено статутом. Ход собрания фиксируется протоколом. На собрании формируется ЛК и устанавливается порядок ее деятельности.

Инициалы членов созданной комиссии указываются в протоколе собрания (съезда). Учредители или основатели организации могут быть участниками ЛК. Эта комиссия становится законным представителем ОО в судах и государственных органах. В своей работе она должна опираться на положения Гражданского кодекса РФ.

Подача документов

После создания или приобщения извне ЛК на комиссию возлагаются обязательства, связанные с формированием и подачей документов в различные инстанции. Члены данной комиссии занимаются размещением публикации в СМИ. Кроме того, они должны отправить уведомления в государственные органы. Для этого используются формы Р15001 и Р15002.

Все сообщения отправляются до составления проекта ПЛБ. Особенно тщательную проверку документов будет проводить управление МинЮста. Во многом это обосновано тем, что данный орган занимается регистрацией юр. лиц, а также внесением изменений в Единый реестр ЮЛ.

ПЛБ, расчёты

После завершения этапа подачи документов и публикации сообщений о ликвидации и по истечении срока, установленного для предъявления требований к ОО, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс расходов и поступлений. Проект документа подлежит согласованию в налоговой инспекции и заверению руководством объединения (органом, принявшим решение о ликвидации).

После фиксации факта принятия баланса в протоколе, проводится удовлетворение требований кредиторов и прочих заинтересованных лиц.

В первую очередь проходит выплата долгов внебюджетным организациям (пенсионный фонд и ФСС), а также налоговикам. Потом удовлетворяют требования ЮЛ и физических лиц. Если капитала объединения недостаточно для погашения долгов, проводится продажа его имущества.

Владелец вторичного капитала будет ответственен за проведение этой процедуры. Если полученных средств окажется недостаточно для покрытия долгов, кредиторы могут обратиться в суд с требованиями к владельцу о продаже имущества. Остаточный ЛБ составляется и заверяется по аналогичному алгоритму.

Сроки и стоимость

Период ликвидации и стоимость процедуры зависят от способа завершения деятельности. Минимальный срок официальной ликвидации – 3 месяца. Самые незначительные затраты понесут организации, которые выбирают добровольное завершение деятельности с формированием собственной ЛК. Самый дешёвый путь, но далеко не самый быстрый.

Отличными альтернативными решениями являются:

  • ликвидация через управляющую компанию (срок – около 3 недель; стоимость – 20-30 тыс. рублей );
  • (срок – больше 1 месяца; стоимость – 30-35 тыс. рублей ).

Альтернативная ликвидация – это всегда временное решение проблемы. После ее завершения не вносятся изменения в ЕГР, а значит, кредиторы в любой момент могут предъявлять свои требования. Это хороший способ завершить деятельность ОО, которая не была зарегистрирована как ЮЛ.

Оптимальный способ ликвидации для объединения, которое проходило регистрацию в МинЮсте официальный.

Завершение деятельности в таком ключе с участием компании посредника занимает 3-6 месяцев и может обойтись в 25-50 тыс. рублей . Представительство интересов в случае банкротства самое дорогое – максимальная сумма может составлять 200 тыс. рублей , а сам процесс будет длиться 6-8 месяцев.

Можно ли остановить или оспорить процедуру?

Процедура ликвидации может быть оспорена и остановлена в судебном порядке. К оспариванию прибегают в большинстве случаев кредиторы, которые не смогли предъявить свои требования ввиду того, что ЛК был проигнорирован этап публикации сообщения о завершении деятельности в СМИ.

Суд, оценив все фактические данные по делу, может признать процедуру ликвидации недействительной.

Также может быть оспорено требование кредиторов о продаже имущества владельца. Законодательством предусмотрена возможность приостановления ликвидационного процесса, но не указано в каких конкретных случаях это может быть применено. Остановить процедуру закрытия ОО можно и без решения суда.

Например, это можно сделать в тот отрезок времени, пока будет проводиться альтернативная ликвидация, которая позволяет подготовиться к официальному завершению деятельности. Самым выгодным и быстрым способом ликвидации общественного объединения можно считать официальное завершение деятельности при участии компании-посредника.

Все сложности ликвидационного процесса распространяются только на те ОО, которые были зарегистрированы как юрлица. Те объединения, которые не были внесены в ЕРЮЛ, могут считать оптимальным способом завершения деятельности схему с самостоятельным назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии).

Конституция Российской Федерации дает право каждому гражданину на создание общественных организаций. При этом не требуется согласие органов государственной власти. Также любое объединение может быть ликвидировано. В этом случае процесс подчиняется правилам ликвидации юридических лиц.

О том, как создать, реорганизовать или ликвидировать общественное объединение, любой гражданин может узнать из Конституции России и федерального законодательства ().

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Общественной организацией является объединение группы лиц на добровольной основе. Они не преследуют целей получения выгоды в ходе работы. Однако объединились они с целью защиты собственных интересов и реализации целей.

Общественные организации могут быть в виде:

  • политических партий;
  • гражданских объединений;
  • профсоюзов;
  • других форм.

Если организации необходимо прекратить функционирование, то это можно сделать с помощью:

При отметке в госреестре о регистрации объединения прекращение деятельности может проводиться свободно, без дополнительных процедур. В случае добровольного прекращения деятельности проводится собрание, на котором обсуждается вопрос ликвидации.

Существует несколько причин, согласно которым суд может вынести .

К ним относят:

  • нарушение прав и свобод граждан;
  • пренебрежение Конституцией РФ и законами России;
  • ведение деятельности без указания ее в уставе;
  • игнорировании недочетов, указанных органом федеральной регистрации или его отделом.

Если выбирается альтернативный способ прекращения функционирования, то добровольно члены объединения могут выбрать реорганизацию или слияние

Общие положения

Решение о ликвидации должно иметь подкрепленную законом основу. Важно знать порядок ликвидации некоммерческой общественной организации, какие требуются для процедуры.

Решение и документы

Решение о ликвидации юридических лиц выносится общим собранием участников. Оно является высшим органом управления. Устав объединения оглашает порядок проведения собрания, ход голосования и количество голосов, требуемых для принятия решения.

Все действия заносятся в протокол и отражаются в соответствии с планом повестки. По окончании заседания подписывается решение, которое и будет направляться в госреестр.

Согласно регламенту собрания должна быть избрана комиссия по ликвидации или ликвидирующее лицо. Если начался процесс закрытия, то именно они руководят объединением. При этом лицо или комиссия могут установить срок и порядок закрытия.

На начальном этапе процесса ими делается сообщение в средствах массовой информации о прекращении деятельности объединения.

При извещении госреестра о прекращении деятельности, ликвидатору необходимо написать заявление и подготовить пакет документов.

Также проводится оповещение:

  • Министерства юстиции;
  • Фонда социального страхования;
  • Пенсионного Фонда;
  • Службы занятости (для объединений с большим количеством работников).

Обязательным условием является заполнение бланка уведомления, который должен быть представлен в различные учреждения.

При этом необходимы формы документов:

  • о начале ликвидации;
  • о выборе или ;
  • об утверждении ;
  • о государственной регистрации по поводу ликвидации.

Также к заявлению должны быть приложены дополнительные бумаги, подлинники или заверенные копии.

К подлиннику решения о ликвидации должны прикладываться копии:

  • устава;
  • свидетельства о налоговой регистрации;
  • выписки из единого госреестра юридических лиц;
  • паспортов членов комиссии по ликвидации.

Необходимо подать промежуточный баланс. По завершению подготовки документов предоставляются баланс по ликвидации и квиток об оплаченной госпошлине.

Правовые основы

Деятельность общественных организаций регламентирована Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом №82. Они же предусматривают и порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческих структур.

Любые объединения имеют равные права и обязанности, предусмотренные законодательством. Также равенство наблюдается между руководством и членами организации. Членство доступно как для физических, так и для юридических лиц, достигших 18-летнего возраста .

Руководство должно осуществляться выборным органом. Он контролирует соблюдение прав членов общества и подлежит ответственности за свои действия.

Среди обязательных требований к общественной организации выделяют наличие устава. Они оставляют за собой право иметь символику.

Регистрация общества осуществляется на добровольной основе. Однако если члены ОО хотят получения статуса юрлица, то без процедуры занесения в реестр не обойтись.

Добровольные некоммерческие организации включают в себя:

  • политические партии;
  • общественные движения массового характера;
  • отделения профсоюза и др.

Они осуществляют свою деятельность без влияния государства. При этом в своей работе они равняются на конституционные принципы свободы, гласности, законности.

Этапы

Пошаговая инструкция ликвидации общественной организации в 2019 году состоит из следующих пунктов:

Первый этап Принимается решение о ликвидации организации. Выносится оно руководством объединения.
Второй этап В течение трех дней посылается письменное уведомление в Управление Минюста.
Третий этап Создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор.
Четвертый этап Публикация в СМИ – Вестнике государственной регистрации – сообщения о прекращении деятельности.
Пятый этап Необходимо утвердить промежуточный ликвидационный баланс, расплатиться с кредиторами и составить .
Шестой этап Подается заявление, регистрирующее прекращение деятельности общественной организации.

Оговорки при ликвидации общественной организации

Существуют некоторые тонкости в процессе ликвидации общественного объединения. Они обусловлены тем, что могут существовать спорные моменты, запреты. В некоторых случаях ликвидация проводится фирмами-посредниками.

Подразумевает обязательно участие государства в виде наличия представителя государственных органов в составе комиссии по ликвидации.

Разделение ООО на два предприятия: пошаговая инструкция приведена по .

Фирма-посредник

Иногда документы по деятельности учреждения или бухгалтерскому учету невозможны для рассмотрения членами организации. В некоторых случаях учредитель не имеет желания, возможностей или достаточных знаний для ликвидации объединения. На помощь могут прийти специалисты, оказывающие услуги в этой сфере.

Фирмами-посредниками может быть подготовлен план по прекращению деятельности объединения за определенную плату.

Они могут предложить несколько вариантов процесса:

  • Самым простым способом ликвидации является закрытие организации, которая уже больше года не осуществляет свою деятельности. В этом случае инициатива поступает от Министерства юстиции.
  • Организация, стремящаяся к ликвидации из-за долгов, может быть признана банкротом. В этом случае процедура носит законный характер.
  • Если долгов не имеется, то используется стандартный план прекращения деятельности. Процедура проводится в течение 4–6 месяцев.
  • При ликвидации с реорганизацией или сменой руководства происходит передача власти и документов в руки других людей. Часто к такому способу прибегают нарушители законодательства.

Важно помнить, что фирмы-посредники лишь оказывают помощь в подготовке процесса ликвидации. Вся ответственность по-прежнему лежит на руководстве объединения.

Оспаривание

Запущенный процесс ликвидации остановить невозможно. Но в некоторых случаях разрешено внести изменения в ходе процедуры прекращения деятельности.

При рассмотрении дел арбитражными судами политика аналогична. Они не выступают за принудительное прекращение деятельности организации.

Обязательная ликвидация по суду может наступить только в случае, если будут обнаружены серьезные нарушения. Кроме того, закон не регламентирует порядок отмены решения о прекращении деятельности, вынесенного на общем собрании.

Несмотря на это, необходимо позаботиться о внесении отметки в ЕГРЮЛ. Также можно не доводить процедуру ликвидации до конца, не предоставляя баланс или заявление.

Оспаривание ликвидации законодательством разрешено.

Предусмотрен порядок его проведения в случае:

  • добровольного решения о прекращении деятельности;
  • принудительной ликвидации по постановлению суда.

Среди оснований для оспаривания выделяют нарушение прав кредиторов, которые не были оповещены о желании закончить деятельность объединения посредством публикации в СМИ. В случае несогласия с решением суда также может начаться процедура оспаривания.

Процесс производится в суде.

Также необходимо приложить следующие документы:

Заявление о признании ликвидации недействительной или приостановлении процесса может поступить от лиц, права которых нарушили в ходе прекращения деятельности

Запреты

Запрет на деятельность общественного объединения может быть наложен в соответствии со статьей 44 ФЗ «Об общественных объединениях».

Выделяют некоторые основания, которые могут привести к ликвидации в этом случае:

  • Если нарушаются права и свободы граждан организацией или ее членами, то может быть наложен запрет.
  • Ликвидация может наступить вследствие игнорирования или нарушения Конституции РФ, законов на ее основе, федерального или другого законодательства. Также запрет накладывается при несоблюдении устава объединения.
  • Если в деятельности организации Министерством юстиции или территориальным органом были выявлены нарушения, то они должны быть устранены. В противном случае организацию можно ликвидировать.

Рассмотрение дела может производиться:

  • верховным судом республики;
  • краевым судом;
  • областным судом;
  • судом города федерального значения;
  • судом автономной области;
  • судом автономного округа.

Если ликвидируется международное или общероссийское объединение, то заявление в суд подает Генеральный прокурор РФ или Министерство юстиции. На уровне субъектов такая возможность имеется у прокурора региона и территориального органа федерального органа государственной регистрации.

Если объединение желает обжаловать решение суда, то право предоставляется на основании:

  • Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  • Гражданского процессуального кодекса РФ.

При отмене решения о ликвидации государство должно возместить все убытки объединению. Средства для возмещения берутся из казны РФ, региональной и муниципальной казны.

Причины устранения

Ликвидация организации как юридического лица может быть произведена при:

  • грубых нарушениях, которые отмечаются еще на этапе создания объединения;
  • ведении деятельности, запрещенной законами России;
  • отсутствии лицензии на осуществляемую деятельность (образовательную, медицинскую);
  • нарушениях прав и свобод гражданина, законодательства государства.

Существуют некоторые особенности прекращения деятельности религиозных объединений по решению суда.

К ним относят:

  • нарушение безопасности и порядка в обществе;
  • действия, приравненные к экстремистскими;
  • склонение людей к разрушению семьи;
  • посягательство на права и свободы личности;
  • нанесение морального и физического вреда при помощи гипноза, наркотиков, психотропных препаратов, развратных действий;
  • доведение до самоубийства и отказ от медицинской помощи при тяжелом состоянии ввиду религиозной принадлежности;
  • введение запрета на образование;
  • принуждение к отказу от имущества в пользу объединения;
  • насильственный запрет на выход из организации;
  • призыв к нарушению законодательства.

Политические партии ликвидируются по общим для некоммерческих организаций причинам.

Но выделяют и другие факторы, влияющие на прекращение их деятельности:

  • действия экстремистской направленности;
  • включение партии в органы госвласти, местного самоуправления, ВС РФ, правоохранительную систему;
  • вмешательство в образовательную систему;
  • вхождение в партию членов, количество которых недостаточно для ее существования.

Ликвидация общественной организации несущественно отличается от аналогичного процесса по отношению к любому иному юридическому лицу. Однако работа таких обществ регламентируется отдельными законными актами, что отражается и на процессе прекращения деятельности, который приобретает несколько иную форму. Несмотря на то, что общественная организация создается не ради получения прибыли и ведения предпринимательской деятельности, до закрытия придется сверить счета, убедиться в отсутствии задолженностей государству, а также подать некоторые отчеты в контролирующие органы. Наш адвокат по регистрации и ликвидации предприятий станет Вашим помощником и советчиком в процедуре.

Какие бывают способы ликвидации общественной организации?

Прежде всего нужно понимать, что такие понятия, как и ликвидация - понятия разные. Внесение изменений влечет за собой просто появление более актуальной информации в реестре, а ликвидация влечет за собой прекращение деятельности вообще.

Виды закрытия фирмы:

В зависимости от того, какие есть основания ликвидации общественной организации, выбирается один из четырех методов проведения данной процедуры. Многие из способов ликвидации общественной организации похожи на ликвидацию коммерческих юридических лиц, аналогия с ответом на вопрос в данном случае не может быть использована.

  1. Добровольный процесс . В данном случае необходимо принять коллективное решение, запротоколировать его и затем начинать подготовку всех необходимых документов. Это процесс достаточно длительный, однако, он является одним из самых надежных процессов для ликвидации некоммерческой организации.
  2. Ликвидация путем реорганизации . Реорганизация может быть в форме присоединения, разделения или выделения, слияния или преобразования. Такая процедура проходит достаточно редко и зачастую она связана не с целью ликвидировать общественную организацию, а с целью привести ее учредительные документы в соответствие с требованиями министерства юстиции.
  3. Альтернативное закрытие общественной организации . Это не слишком распространённый метод, как закрыть общественную организацию, поскольку он связан с дополнительными операциями. Необходимо будет найти посредника, юриста или же компанию, которая оказывает соответствующие услуги по поиску нового желающего возглавить организацию. Преимуществом такого варианта является возможность переложить большую часть полномочий на представителя, но они минимальны в сравнении с рисками, ведь процедура может показаться сомнительной сделкой, в связи с чем к организаторам могут быть применены негативные последствия вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
  4. Ликвидация общественной организации по решению суда - совсем иной случай. Это не добровольное решение, а императивное. При наличии постановления необходимо точно в срок провести все операции. В остальном же процедура также ничем не отличается от стандартной, поскольку требования предъявляются все те же. Более того, по решению суда можно ликвидировать только НКО, а та же по решению суда состояться не может.

Порядок ликвидации общественной организации

Добровольная ликвидация общественной организации будет состоять из нескольких основных этапов:

  • принятия решения и формирования комиссии;
  • составление необходимых документов и подача их в регистрирующий орган;
  • назначения сроков, уведомление кредиторов, партнеров, государственных органов;
  • составления промежуточного баланса;
  • расчет с кредиторами;
  • распоряжения остаточным имуществом;
  • составление ликвидационного баланса;
  • внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Вообще, стоит отметить, что достаточно своеобразен: он похож на порядок ликвидации коммерческого юридического лица, но имеет ряд нюансов.

Протокол ликвидации общественной организации - это обязательный документ в пакете, который должен быть составлен максимально грамотно. Сложности могут возникнуть на этом этапе в связи с тем, что все участники фактически имеют в таком обществе равные права, но в некоторых случаях можно обойтись и собранием учредителей.

Ликвидация региональной общественной организации проходит по аналогичной схеме, но требуется решение конференции, съезда, которые и принимали решение о создании данного общества. При этом процесс может быть, как добровольным, так принудительным, по судебному решению.

Несмотря на то, что общественная организация не имеет своей целью получение коммерческой выгоды, она должна тщательно сверить свой баланс с контролирующими органами, уведомить всех заинтересованных третьих лиц о планируемом закрытии. С этой целью в особых изданиях заказывается официальная публикация, в которой указывается точный срок ликвидации. Если же у кредиторов возникают какие-либо претензии, они должны быть удовлетворены, а расчеты сверены до подачи данных в единый государственный реестр.

Ликвидация общественной организации путем реорганизации происходит иначе, и включает в себя:

  • принятие решения о реорганизации;
  • составление и подача соответствующих решения и уведомления в регистрирующий орган;
  • публикацию соответствующей информации в специальном вестнике (это требуется не всегда);
  • подачу нового пакета документов - он разные в зависимости от того, каким именно способом реорганизуется общественная организация;
  • внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Так называемая альтернативная ликвидация по сути своей является передачей общественной организации под управление другим лицам. Причин тому может быть много: как пример, ее участники перестали заниматься каким-то ранее им интересным проектом, а другие люди наоборот, хотят с помощью этой организации привлечь внимание к определенной проблеме.

Если завершение работы происходит по решению судебных органов, собрания и принятия решения не требуется. В этом случае суд самостоятельно принимает решение о ликвидации, если оно вступает в законную силу - это уже является основанием для исключения такого лице из реестра юридических лиц.

Особенности ликвидации общественной организации без регистрации в реестре юридических лиц

Также следует учитывать, что общественная организация не всегда регистрируется как юридическое лицо, и это вполне законно. В этом случае нет необходимости вносить изменения в государственный реестр. Для всех остальных организаций это обязательный завершающий этап работ, с момента которого общество перестает существовать.

НА ЗАМЕТКУ : Стоит также отметить еще один этап ликвидации, который используется в отношении коммерческих организаций. Так, последнее время достаточно часто происходит , и в этом различие коммерческой организации от некоммерческой: некоммерческую организацию ФНС ликвидировать не может.

Ликвидация некоммерческой организации – распространённое явление. Учитывая, что данная форма организации является юридическим лицом, осуществление процесса должно проводиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В частности, процедура регулируется положениями из Гражданского кодекса, а также рядом законов и указов. Мы рассмотрим основные причины, по которым может проводиться ликвидация НКО, а также порядок действий в данном случае.

Закрытие некоммерческой организации: инициаторы, причины и последствия

Итак, в первую очередь, необходимо установить, кто может выступать инициатором в случае ликвидации НКО и по каким причинам. Если посыл идёт от учредителей, то мотивация вполне ясна и прозрачна:

  • НКО достигла цели, для которой открывалась.
  • Истёк срок, отведённый на деятельность организации, прописанный в уставе.
  • Наблюдается нецелесообразность дальнейшего функционирования (недостаточное финансирование, невозможность достижения поставленных целей и т.д.)

Также в роли инициатора может выступать государство и отдельные уполномоченные органы. В этом случае причиной ликвидации может быть:

  • Систематическое нарушение закона.
  • Нежелание исправлять проступки.
  • Неправильно проведённая процедура регистрации НКО и т.д.

Кроме того, причиной может быть банкротство, иски от Пенсионного фонда, кредиторов и других заинтересованных лиц, которые понесли ущерб.

Ликвидация некоммерческой общественной организации: порядок действий

Если провести параллель между закрытием коммерческого юридического лица и НКО, то можно заметить множество схожих моментов. Однако есть и свои особенности. Последовательно разберём каждый шаг при реализации данной процедуры:

  1. Принятие решения о ликвидации. Как правило, за это отвечает руководство организации. Однако должно быть проведено собрание основных лиц с обязательным протоколированием. Протокол скрепляется подписями участников. Далее создаётся ликвидационная комиссия либо определяется ликвидатор в единственном числе, который берёт на себя обязательства по закрытию НКО.
  2. Следующий шаг – извещение соответствующих органов о принятии решения. В первую очередь, подаётся заявление по форме РН0005 с приложенной копией протокола собрания, свидетельством о регистрации, копиями паспортов учредителей, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и заверенным решением. Одной из особенностей процесса и главным отличием является тот факт, что помимо регистрационного органа, всевозможных внебюджетных фондов и других организаций, в обязательном порядке высылается уведомление в Управление Министерства юстиции. Напомним, что обычные юр. лица этого делать не обязаны.
  3. Далее оповещаются кредиторы и должники компании, которые в течение двух месяцев после получения оповещения имеют право в судебном порядке предъявить имущественные претензии к НКО.
  4. Создаётся промежуточный баланс. В случае ликвидации автономной некоммерческой организации , которая не вела предпринимательской деятельности, данная процедура довольно проста, так как не включает фиксацию движения финансовых средств по счетам. По этой же причине довольно часто налоговая отказывается от проведения выездных проверок.
  5. Следующая стадия – расчёт с кредиторами и сотрудниками организации в соответствии с Трудовым и Гражданским кодексом Российской Федерации.
  6. После того как все долговые обязательства полностью погашены, составляется окончательный ликвидационный баланс. Именно этот документ является главным основанием для официального закрытия НКО.

Если после расчётов на балансе некоммерческой организации остались средства, они распределяются между участниками в порядке, прописанном в уставе. Если же имеется имущество, которое не поддаётся делению, оно отходит государству без права возврата.

Последний этап ликвидации некоммерческой организации

Последним штрихом является подача пакета документов, включая ликвидационный баланс, в регистрирующий орган. Здесь осуществляется его сверка, и вносятся соответствующие записи в ЕГРЮЛ. После этого организация официально перестаёт существовать.

Надеемся, что пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2017 году поможет вам без лишних проволочек и временных издержек решить вопрос с закрытием. Если же не вы являетесь инициатором данного мероприятия, стоит знать и о том, что у вас есть возможность отменить принудительную ликвидацию, предоставив для этого существенные основания в судебную инстанцию.

Грамотное отстаивание своих прав в соответствии с законами Российской Федерации позволит продлить срок действия НКО на нужный период, если нет никаких нарушений, вас не подозревают в экстремизме, а само юридическое лицо действительно выполняет полезные функции и придерживается намеченного плана.