Внешние экономические связи польши экспорт импорт. Экономика Польши: промышленность, транспорт, финансы, внешняя торговля. Сравнение экспорта Польши и стран соседей

Польша - бывшая социалистическая страна, поэтому на её экономику оказали серьёзное влияние политические перемены, произошедшие в начале 90-х годов. Так, в это время началась волна приватизации, в ходе которой основная часть государственной собственности перешла в частные руки. Широкие незаполненные ниши развивающейся экономической системы всерьёз интересуют многих западных инвесторов, что делает польскую экономику значимой и важной для всего европейского рынка.

У польской экономики есть и свои слабые стороны. В первую очередь это относительно высокая, по меркам Евросоюза, безработица (в 2004 г. 18 %, но в 2008 г. - только 6,5 %). Сельское хозяйство страдает от отсутствия инвестиций, обилия мелких хозяйств и избыточного персонала. Не определен объём компенсаций за экспроприации в коммунистическое время. Тяжелая промышленность неконкурентоспособна.

Польша - индустриально-аграрная страна. Валовой национальный продукт на душу населения 16 600 долларов в год (2007). В 2007 году ВВП Польши, по предварительным данным, составил 632 млрд долл. Внешний долг Польши на конец III квартала 2007 года составил 204 млрд 967 млн долларов.

После преобразования в 1989 году Польской Народной Республики в Республику Польша и избрания Правительства, которое возглавили премьер Тадеуш Мазовецкий и вице-премьер и министр финансов Лешек Бальцерович, в стране начались рыночные и демократические реформы: либерализация цен и приватизация госсобственности. 1 мая 2004 года Польша вошла в состав Европейского Союза. В настоящее время страна испытывает массу экономических трудностей: государственный долг составляет 45 % от ВВП, уровень безработицы в стране почти 10 %, существуют трудности с принятием и финансированием государственных программ по здравоохранению, образованию и пенсионному обеспечению.

Введение евро

Правительство Польши планировало к 2012 году отменить злотый и ввести в стране евро. Но как заявляет Галина Василевска-Тренкнер, член Совета по монетарной политике Национального банка Польши: «Польша, видимо, не будет иметь евро ранее 2014-2015 годов». Польше пока не удаётся добиться выхода на финансово-экономические показатели, которые требуются для вхождения в зону единой валюты Евросоюза. Это касается размера дефицита государственного бюджета, а также стабильности национальной валюты.

Промышленность Польши

Основными отраслями промышленности Польши являются: машиностроение, чёрная металлургия, угольная, текстильная и химическая промышленность. В стране развиваются автомобиле- и судостроение, производство удобрений, нефтепродуктов, станков, электротехники и электроники. В Польше добываются каменный и бурый уголь, медь, цинк, свинец, сера, природный газ, поваренная соль, ведутся лесозаготовки. Рост промышленного производства в 2008 году составил 4,8%.

Статистические показатели Польши
(по состоянию на 2012 год)

Организация производства. В 1990 был принят закон о приватизации, который предусматривал преобразование государственных предприятий в акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью; было учреждено министерство по делам собственности. Процесс приватизации крупных предприятий шел медленно и противоречиво из-за того, что ее проекты проходили через исполнительные органы власти воеводства и должны были получать одобрение директоров и коллективов предприятий. К концу 1996 была осуществлена приватизация лишь 1895 крупных предприятий из 8841, существовавших в 1989. Более успешно шла малая приватизация: к 1990 частному сектору были переданы 35 тыс. малых предприятий. В 1990 правительство объявило программу «массовой приватизации» для нескольких сотен самых крупных государственных предприятий; однако к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 из-за многочисленных поправок и дополнений. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных инвестиционных фондах, между которыми распределялись акции приватизируемых предприятий. К концу ноября 1996 этой программой было охвачено 90% населения.

Добывающая и обрабатывающая промышленность. В 1950–1967 доля занятых в государственной промышленности возросла на 93% частично за счет передачи ей предприятий частного сектора, сохранившихся после национализации. В 1970–1980 занятость в промышленности увеличилась на 15%. Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. В 1990–1991 занятость в частном секторе промышленности увеличилась почти на 25%. Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) концентрируется около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин – крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.

Сельское хозяйство Польши

В Польше 38% населения проживает в сельской местности и около 27% работает в земледельческих хозяйствах. Для ряда регионов сельское хозяйство продолжает оставаться основным сектором экономики, несмотря даже на постоянное снижение своего значения. Тем не менее, исключительно или преимущественно в сельском хозяйстве продолжает трудиться менее 6 % поляков. Польский аграрный сектор вбирает в себя крестьянские хозяйства, существенно разнящиеся по организационной структуре, формам собственности, масштабам и объемам производства. В Польше есть 2,9 млн. крестьянских хозяйств, средний размер которых 5,8 га. Свыше 70 % польских хозяйств не превышают 5 га, и все же их общая площадь меньше 19 % от общей территории сельских угодий.

Вопреки политическому нажиму на коллективизацию крестьянства после Второй мировой войны, частная форма владения неизменно оставалась преобладающей на польском селе. Политико-экономические перемены, начавшиеся в 1989 году, позволили еще более сократить степень вовлеченности государства в аграрный сектор экономики, а также приступить к внедрению новых форм собственности. В том числе хозяйствующих субъектов различного вида и иностранного капитала. В 1992 году было образовано Агентство аграрной собственности государственной казны (АСХС), которое сосредоточило свою деятельность на управление перешедшей в его владение собственностью земледельческих совхозов, что первоначально осуществлялось путем распродажи угодий или их аренды (см. Глава IV, раздел посвященный Агентству сельскохозяйственной собственности государственной казны). В 2003 году частные крестьянские хозяйства составляли 95 % от обрабатываемых земель.

Непредсказуемые погодные условия и переменчивая прибыльность зерновых и других сельскохозяйственных культур отражаются в нестабильности польского аграрного производства, которое не имеет системы регуляции путем гарантированных закупок. Весь коммерческий риск целиком ложится на производителя. Только очень небольшая часть поставок зерновых охвачена предварительными контрактами на основе договоров между земледельцами и пищевиками, в том числе: сахарная свекла, посевной материал рапса, овощей и цветов. Смешанные типы земледелия (возделывание зерновых и животноводство) преобладают в большинстве польских крестьянских хозяйств, так как четкая специализация обычно отсутствует. В результате предназначенная на продажу продукция составляет лишь около 60 % от общего объема аграрного производства, а все оставшиеся товары идут на покрытие личных нужд самих крестьян, что является характерной особенностью польского сельского хозяйства.

В 2008 году на сельское хозяйство приходилось 4,5 % ВВП, а занято было в данном секторе 17,4 % (2005 год) активного населения страны. В настоящее время в Польше 2 млн частных хозяйств, занимающих 90 % всех сельскохозяйственных угодий и на которые приходится примерно такой же процент от общего объёма сельскохозяйственного производства. На фермы с площадью более 15 га приходится 9 % от общего числа хозяйств. Но при этом они охватывают 45 % от общей площади сельскохозяйственных угодий. Более половины домашних хозяйств в Польше производят продукцию для собственного потребления.

Польша экспортирует фрукты и овощи, мясо и молочные продукты, а импортирует пшеницу, фуражное зерно, растительное масло. Польша является крупным производителем картофеля, сахарной свеклы, рапса, зерна, свинины и птицы в Европе.

Лесное и рыбное хозяйство. Территория, покрытая лесами, составляла в 1995 8,6 млн. га. Государственные леса, находящиеся в ведении министерства лесного хозяйства и лесной промышленности, составляли 82% всех лесов и давали 92% всей лесной продукции. Хвойные породы (преимущественно сосна и ель) занимали 82% площади государственных лесов, остальное занимали лиственные породы. В 1991 в Польше было произведено 17 млн. кубометров деловой древесины.

Морское рыболовство превратилось в важную отрасль хозяйства. В 1950 Польша имела 365 рыболовных судов общей грузоподъемностью 18,2 тыс. т, а улов составил 66,2 тыс. т. В 1967 насчитывалось 713 судов общей грузоподъемностью 208,9 тыс. т при улове 321,4 тыс. т. В 1981 число судов уменьшилось до 638, а улов составил 673 тыс. т. Последние показатели почти не менялись с середины 1970-х до середины 1980-х годов. Затем улов рыбы начал сокращаться – до 655 тыс. т в 1988, 565 тыс. т в 1989 и 473 тыс. т в 1990.

Транспорт Польши

Транспорт и связь при коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением легкового и незначительной части грузового автотранспорта. В 1992 на грузовые автомобили приходилось 50% всего грузооборота Польши, на железные дороги – 38%, остальное – на морской и речной транспорт. В 1997 было перевезено 386 млн. т грузов, из них железными дорогами 224 млн., автомобильным транспортом – 96 млн., трубопроводным – 34 млн., морским – 24 млн., речным – 8 млн. т. Автомобильный транспорт перевез почти 50% пассажиров, столько же – железнодорожный транспорт. Доля семей, владеющих автомобилем, увеличилась с 27% в 1985 до 38% в 1992. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля.

Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, который вырос с 45 судов (общей грузоподъемностью 159 тыс. т в 1949) до 332 судов (2993 тыс. т в 1981), но впоследствии сократился до 278 судов в 1985 и 125 судов в 1996. Порты в Гданьске и Гдыне обрабатывают около 56% всех морских грузов, а в Щецине – большую часть остальных.

После 1989 значительно расширились телекоммуникационные услуги. Число телефонных абонентов возросло с 2,5 млн. в 1985 до 5,7 млн. в 1995. Кроме того, имеется более 75 тыс. абонентов сотовой телефонной связи. В 1993–1994 для расширения и модернизации польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные компании. Приватизация телефонной сети на основе акционирования была завершена в 1998.

Главными морскими портами страны являются Гданьск, Щецин, Свиноуйсьце, Гдыня, Колобжег. Европейские маршруты, проходящие через Польшу: Е28, Е30, Е40, Е65. Протяжённость железных дорог в стране 26644 км. Железнодорожные перевозки по стране осуществляет компания «Польские государственные железные дороги».

Энергетика Польши

Польша производит свыше 91 % электроэнергии на государственных теплоэлектростанциях. Около 57% польской электроэнергии вырабатывается ТЭС на основе каменного угля и сжигания других топливных ресурсов, а порядка 34 % -на основе лигнита. Это результат изобилия этих природных ресурсов в Польше. Менее 3 % электроэнергии вырабатывается из возобновляемых ресурсов, главным образом на ГЭС и ветровых электростанциях. Однако на базе постановления министра экономики, труда и социальной политики от 30 мая 2003 года удельный вес энергии, получаемый из возобновляемых ресурсов, будет постепенно увеличиваться, чтобы к 2010 году достичь, по меньшей мере, 7,5 % (в 2004 г. - 2,85 %).

В 2007 году в Польше производилось 149,1 млрд кВт·ч, а потреблялось 129,3 млрд кВт·ч. В 2008 году экспорт электричества составил 9,703 млрд кВт·ч, а импорт - 8,48 млрд кВт·ч.

Уголь является основным источником энергии для польской экономики. В конце 1980-х годов запасы угля в Польше оценивались приблизительно в 40 млрд. т; в 1996 – в 65 млрд. т. Основные месторождения каменного угля в Польше находятся в Силезии, а также в Валбжихском и Люблинском бассейнах. Крупнейшая в стране угольная шахта Пяст находится в городе Новы-Берун, к югу от Катовице; добыча угля в ней производится с 1975. Запасы бурого угля (лигнита), который добывается в центральном (Малинец, Адамув) и юго-западном (Турошув, Жары) районах Польши, оцениваются в 14 млрд. т.

Запасы нефти в 1987 составляли всего ок. 2 млн. т, и внутренние потребности страны удовлетворялись в основном за счет импорта. В 1981 Польша импортировала из СССР ок. 17,4 млн. т нефти и нефтепродуктов. В 1996, в результате объединения семи государственных нефтеперерабатывающих заводов и сети автозаправочных станций, была создана компания «Нафта польска». Некоторые нефтеперерабатывающие заводы частично приватизированы; ок. 30% их акций продано иностранным инвесторам. По данным 1996, запасы природного газа в Польше оценивались в 121 млрд. куб. м; отечественный природный газ покрывает лишь треть всех потребностей страны. В 1997 85% газа и нефти поступало из России.

Внутренняя и внешняя торговля Польши

Около 99% оборота розничной торговли до 1970-х годов приходилось на национализированные предприятия. После проведения реформ почти 90% внутренней торговли перешло в частные руки.

Внешняя торговля до 1989 оставалась монополией государства. С середины 1950-х до начала 1990-х годов стоимость импорта Польши увеличилась более чем в 20 раз (за исключением растущего медленнее ввоза продовольствия), но сама структура импорта страны осталась стабильной. С середины 1980-х годов стоимость экспорта росла такими же темпами, как и стоимость импорта, с небольшим отрицательным сальдо торгового баланса. В 1996 на топливо приходилось 8% общей стоимости импорта, на машины, оборудование и средства транспорта – 32%. Сельскохозяйственная продукция составляет 19% общей стоимости импорта, а потребительские промышленные товары – 9%. Основными статьями импорта являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок.

В то время как структура импорта изменилась незначительно, состав экспорта изменился самым существенным образом. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов сократилась с 64% общей стоимости экспорта в 1956 до 31% в 1981. За этот же период доля станков и машин, промышленного и транспортного оборудования в экспорте возросла с 16% в 1956 до 49% в 1981. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия уменьшился с 12% до 6%, а промышленных потребительских товаров (таких, как одежда и хозяйственные товары) вырос к середине 1970-х годов с 7% до 15%. Наиболее существенное изменение в структуре экспорта состояло в сокращении доли угля и кокса: в 1949 на них приходилась почти половина стоимости экспорта, а в 1981 – только 10%.

До конца 1980-х годов примерно половина объема внешней торговли Польши приходилась на страны советского блока – около 46% всего экспорта и 52% импорта в 1986. СССР был главным торговым партнером Польши: в 1986 на него приходилось почти 23% ее импорта и 25% экспорта. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. Основными странами-импортерами к 2002 стали Германия (29,9% всего импорта), Италия (8,1%), Россия (7,4%),Франция (7.2%),Нидерланды (5,3%). Порядок стран-экспортеров такой: Германия (33%), Италия (5,7%), Франция (5%) и Великобритания (4,8%), Чехия(4,3%). В 2002 объем экспорта Польши составил 32,4 млрд. долл., из них 70% приходилось на страны Европейского союза; объем импорта – 43,4 млрд. долл.

Закон об иностранных капиталовложениях 1991 открыл для них Польшу, а закон о совместных предприятиях, принятый в марте 1996, снял ограничения на иностранные вложения в совместные предприятия. В 1997 прямые иностранные инвестиции составили 6,6 млрд. долл., в первой половине 1998 – 5 млрд. долл. С 1990 до июля 1998 в польскую экономику было вложено 25,6 млрд. долл. – самая большая сумма прямых иностранных капиталовложений среди всех стран Восточной Европы.

Общий внешний долг Польши уменьшился с 47 млрд. долл. в 1992 до 42,1 млрд. в 1997, но это снижение произошло отчасти благодаря соглашению 1994 между Польшей и Лондонским клубом кредиторов о списании части долга. В 1998 дефицит внешней торговли достиг 1,5 млрд. долл., но валютные резервы, составлявшие 26 млрд. долл., считались вполне достаточными для обслуживания внешнего долга страны.

Финансы и банковская система Польши

С 1946 до 1989 в Польше государственные финансовые учреждения полностью вытеснили частные. В 1990 правительство «Солидарности» начало внедрять капиталистическую финансовую систему, и Польша стала первой посткоммунистической страной, приступившей к осуществлению макроэкономической реформы, которая получила название «шоковая терапия». Был снят ценовой контроль, сокращены субсидии в промышленности, государственные монопольные предприятия были поставлены в рыночные условия, а национальная денежная единица стала котироваться по плавающему курсу. Для борьбы с гиперинфляцией (которая достигла 600% в год) в 1990 был разработан план Бальцеровича, тогдашнего министра финансов. Уже к 1992 гиперинфляцию удалось остановить, а в 1993 в Польше начался реальный экономический рост. Темпы инфляции к 1998 сократились до 10%; в 1999 они составляли всего несколько процентов.

В апреле 1991 была создана Варшавская финансовая биржа. В 1997 на ней осуществляли свои операции около 100 компаний. Оборот биржи вырос с 240 млн. долл. в январе 1993 до 8 млрд. долл. в декабре 1996; более 60% всего оборота приходилось на польских инвесторов.

Вследствие реструктуризации экономически неэффективных предприятий в начале 1990-х годов польская банковская система испытывала серьезный долговой кризис. Так, в 1993 займы, по которым были нарушены условия их погашения, составляли 31% от суммы всех займов. Тем не менее, в отличие от центральных банков большинства соседних стран, Национальный банк Польши (НБП) оказался способен выдержать трудности переходного периода. В результате Польша преодолела кризис, и к концу 1996 доля неплатежеспособных должников сократилась до 12,5%. Шестилетний срок пребывания на посту нынешнего председателя НБП, Ганны Гронкевич-Вальтц, закончился в марте 1998. Она вновь заняла этот пост на следующий срок.

Денежная единица в Польше – злотый, который с 1990 конвертируется по обменному курсу; тем самым завершился период длительного процветания черного валютного рынка. Злотый был деноминирован в январе 1995 года.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

Кафедра: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Контрольная работа

Тема: Внешнеэкономическая деятельность Польши

Владивосток 2014

польша торговля экспорт импорт

1. Общая информация о Польше

2. Общая характеристика экспорта импорта по стране за период

с 2010-2013гг.

3. Основные экономические показатели внешней торговли между Польшей и тремя странами-соседями (Украина, Белоруссия и Россия)

Список литературы

1. Общая информация о Польше

Польша -- государство в Восточной Европе. Располагается большей частью на Среднеевропейской равнине, а также в северо-восточной части горных районов Центральной Европы. С севера омывается Балтийским морем.

Общая площадь Польши -- 312 658 кв. км. (по площади занимает 69 место в мире, и 9 в Европе). Общая протяженность границ -- 3528 км, из них 3047 км сухопутных. Границы с сопредельными территориями: Россия (Калининградская область) -- 210 км, Литва -- 91 км, Белоруссия -- 605 км, Украина -- 428 км, Словакия -- 420 км, Чехия -- 615 км, Германия -- 456 км. Береговая линия -- 440 км. Территориальные воды -- 12 морских миль.

Столица - Варшава (1,7 млн. жителей), другие крупнейшие города: Лодзь (838 тыс.), Краков (744 тыс.), Вроцлав (640 тыс.чел), Познань (581 тыс.чел), Гданьск (463 тыс.чел). Основная религия - католицизм. Официальный язык - польский, денежная единица - польский злотый.

Государственная атрибутика: флаг - бело-красный, герб - белый орел на красном фоне, гимн - мазурка Домбровского "JeszczePolskaniezginкіa"

Территория - 322,6 тыс. кв. км., население - 38,2 млн. чел., в этническом отношении почти однородное, более 97% - поляки.

В административном отношении Польша разделена на 16 воеводств, воеводства в свою очередь делятся на 373 повята, а повята на 2478 гмина.

Государственное устройство: Польша - парламентско-президентская республика. Законодательную власть осуществляют Сейм и Сенат, исполнительную - президент Республики Польша и Совет министров, судебную - суды и трибуналы. Глава государства и верховный представитель Республики Польша - президент, который избирается всенародным голосованием сроком на 5 лет на всеобщих прямых выборах.

2. Общая характеристика экспорта импорта по стране за период с 2010 по 2013 года

Польша является одним из самых больших рынков в Центрально-Восточной Европе. Среди стран данного региона он выделяется своей величиной, емкостью и разнообразием.

В ходе кризиса польская экономика была единственной в ЕС, где наблюдался с 2010г. хотя и небольшой, но рост ВВП, который составил 1,7%. В 2011г. он уже достиг 3,8%, а в 2012г. даже 4,2%, в 2013г. - 4%. В настоящее время, быстрому экономическому росту и развитию экономики способствует внутреннее потребление, которое растет третий год подряд. Польша по сравнению с другими странами Центрально-Восточной Европы - это большой потребительский рынок, насчитывающий 38 млн. чел. Если в Венгрии и Чехии экспорт составляет 80% ВВП, то в Польше только 40%. Это означает, что Польша в значительно меньшей степени зависит от снижения темпов роста экспорта. В 2010г. потребление увеличилось на 2,0%, в 2011г. на 3,3%, в 2012г. на 3,2%, в 2013г. на 3,1%.

Таблица 2.1. Показатели экспорта импорта за период с 2010 по 2013гг.

ВВП, темп роста, % к пред. году

Экспорт, млрд. долл. США

Импорт, млрд. долл. США

Сальдо, млрд. долл. США

Экспорт, темп роста, % к предыд.г.

Экспорт, темп прироста, % к предыд.г.

Импорт, темп роста, % к предыд.г.

Импорт, темп прироста, % к предыд.г.

График 2.1. Показатели экспорта импорта за период с 2010 по 2013гг.

Важным фактором роста экономики в 2011-2013гг. являлся экспорт. В 2010г. он снизился с 170,0 млрд.долл.США (2009г.) до 159,8 млрд.долл.США, в 2011г. вырос до 190,2 млрд,долл.США, а с 2012г. незначительно снизился до 184,6 млрд,долл.США, с 2013г. повысился до 187,3 млрд.долл.США. Плавающий обменный курс злотого играет важную роль в регулировании внешнеторговых операций. Росту экспорта также способствует ослабление курса злотого в отношении евро в связи с паникой на европейских финансовых рынках летом 2012г.

Проанализировав данные таблицы, в которой рассмотрены основные показатели динамики по экспорту и импорту Польши, можно сказать, что темп прироста экспорта в 2011г. был ниже темпа прироста импорта, однако с 2012 по 2013гг. уже превысил его, при этом наиболее высокий темп прироста импорта (19,2%) и наиболее высокий темп прироста экспорта (19%) наблюдаются в 2011г.

Для изучения экспорта Польши и проведения статистического анализа рассмотрим географическую и товарную структуру экспорта в сравнении за 2010г. и 2012г.

Географическая структура экспорта представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку.

Товарная структура импорта и экспорта за 2010 г.

Таблица 2.2. Товарная структура экспорта импорта в 2010г.

Таблица 2.3. Географическое и товарное распределение экспорта импорта в 2012г.

Главными торговыми партнерами Польши являются страны ЕС, на которых приходится более 78,6% польского экспорта и 58,8% импорта.

Основные покупатели продукции Польши в 2012г.: Германия (24,9%), Великобритания (6,8%), Чехия (6,2%), Франция (5,8%), Россия (5,5%). В 2012г. импортные товары в Польшу поступали преимущественно их следующих стран: Германия (20,9%), Россия (14,6%), Китай (9%), Италия (5%), Франция (3,9%). Польша в течение последних десяти лет стала важным торговым партнером для стран ЕС.

В 2012 г. был отмечен рост товарооборота со странами СНГ и с Россией. Данный факт свидетельствует о том, что Россия является основным по значимости торговым партнером после рынка ЕС.

В 2012г. одним из факторов экономического роста стало увеличение производства промышленных отраслей экономики, которое стимулировало увеличение экспорта данной группы товаров.

В ближайшие годы существенными факторами роста польского внешнеторгового оборота, в том числе экспорта изделий высокотехнологичных и средне-высокотехнологичных отраслей, должно стать формирование информационного общества и развитие экономики, опирающейся на знания. Существенную роль в этих процессах играют крупные фирмы с участием иностранного капитала.

3. Основные экономические показатели внешней торговли между Польшей и тремя странами-соседями (Украина, Белоруссия и Россия).

В таблице 3.1 сгруппированы основные экономические показатели внешней торговли между Польшей и тремя странами-соседями (Украина, Белоруссия и Россия).

Таблица 3.1. Основные экономические показатели Польши, Украины, Белоруссии и России за 2012г.

Из таблицы видно, что среди представленных стран Польша идет на 3 месте по объему валового внутреннего продукта, уступая Украине и России.

Экономика Польши в 2012г. росла не хуже чем в прошлом, а злотый продолжает укрепляться.

Наилучшие показатели по объему экспорта в 2012г. показала Россия (444,6 млрд. долл.), что почти в 2,4 раз больше объема экспорта Польши (184,6 млрд. долл.). Затем идет Украина (объем экспорта Украины в 2012г. составил 284,0 млрд. долл.). А на Белоруссию приходиться наименьший объем экспорта - 178,2 млрд. долл.США.

В этом же году наибольший объем импорта поступил в Россию - 321,2 млрд. долл., за ней идет Украина - 305,2 млрд. долл., Польша - 198,4 млрд. долл., и Белоруссия - 183,5 млрд. долл. Сравнивая объем экспорта и импорта Польши видно, что объем экспорта ниже объема импорта, следовательно, баланс товарооборота имеет отрицательный знак. Такую же ситуацию мы наблюдаем по Украине и Белоруссии. Рассматривая эти показатели в России, то наблюдается совершенно противоположная ситуация: объем импорта ниже объема экспорта, следовательно, баланс товарооборота положительный.

4. Заключительная аналитическая записка

4.1 Краткая характеристика делового климата страны

Выстраивая в соответствии с общеевропейскими стандартами хозяйственное законодательство и институты регулирования бизнес-среды, Польша достигла заметных результатов в укреплении государственной администрации, системы управления государственными финансами и в других областях. Об эффективности институционального строительства, а также о качестве сформировавшейся в стране деловой среды дают представление интегрированные показатели, рассчитываемые международными научными центрами и финансовыми организациями.

Наиболее слабыми сторонами польской экономики считаются неблагоприятные условия начала предпринимательской деятельности, сложная система налогообложения, плохо развитая инфраструктура, недостаточная инновационность экономики. В рейтинге глобальной конкурентоспособности за 2012-2013гг., составляемом Международным экономическим форумом (Global Competitiveness Index, WEF), Польша осталась, как и в предыдущем рейтинге на 41 месте, немного ниже Чехии и Панамы, но выше Италии и Турции.

Последние исследования отдельных элементов бизнес-среды в Польше свидетельствуют о значительном прогрессе по многим направлениям, однако сохраняется ее отставание не только от развитых государств, но и от большинства стран ЦВЕ. Так, среди 185 стран, охваченных исследованием Всемирного банка «Doing business 2013» [см. www.doingbusiness.org/], Польша по совокупному индексу условий ведения бизнеса занимает 55-е место. Значительно хуже, однако, ее позиции в таких сферах, как регистрация предприятий -- 124-е место (по длительности и стоимости процедуры), получение разрешений на строительство -- 161-е место (по количеству процедур и срокам), присоединение к электрическим сетям -- 137-е место (по срокам и стоимости), налоговые платежи -- 114-е место (по времени, которое занимает эта процедура). Лучше положение Польши в таких сферах, как доступность кредита, где страна занимает 4-е место в мировом рейтинге, защита инвестиций -- 49-е место, международная торговля -- 50-е место.

Еще в 2011 году Польша вошла в 20-процентную группу стран с самым высоким качеством государственного регулирования деловой среды в интересах развития частного сектора («Worldwide Governance Indicators»). По сравнению с серединой 1990-х годов в стране улучшились исполнение законов, договорная дисциплина, реализация прав собственности, деятельность правоохранительных органов и судов, снизился уровень преступности. Однако совокупный индекс качества исполнения законов в Польше, как и в большинстве других стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), ниже, чем в 30-процентной группе стран мира.

На начальном этапе трансформации основным препятствием для развития -- и объективно, и в восприятии предпринимателей -- был дефицит национального капитала. В настоящее время на первый план выдвигаются административные барьеры, в первую очередь бюрократизация управленческого аппарата и формализация отношений «предприниматель -- чиновник». Негативно сказываются также неразвитость судопроизводства (медленное решение хозяйственных споров в суде) и частые изменения норм хозяйственного законодательства. Кроме того, ощутимым препятствием для роста предпринимательства является недостаточное развитие инфраструктуры, прежде всего транспортной.

4.2 Результаты анализа экспорта страны

Несмотря на первую волну глобального кризиса, экономика Польши остается относительно стабильной и пока развивается успешно. Это следствие удачного перехода к рынку, вступления в ЕС, существенного притока в страну прямых иностранных инвестиций в 2010-х гг., разумной экономической политики правительства Д. Туска.

Говоря о польской экономике с полной уверенностью можно сказать, что с каждым годом она становится все более конкурентоспособной и имеет все большее значение в глобальном представлении.

Присоединение Польши к ЕС в 2004 г. стало большим импульсом к ускоренному экономическому развитию страны. Приведение польского законодательства в соответствии с нормами законодательства ЕС, реформа системы государственной администрации, а также денежные средства, полученные из структурных фондов ЕС, способствовали ускорению темпов экономического роста. Польша в полной мере использует свои преимущества от участия в ЕС, проводя гармонизацию своей экономики в рамках данной интеграционной группировки.

Новые внешнеэкономические приоритеты диктовали необходимость развития торговли с западными странами. Для этого была сформирована система государственной поддержки экспорта, который быстро превратился в ведущий фактор экономического роста. Инструментами этой поддержки стали кредитование экспорта и экспортных производств, система поручительств, гарантий и страхования экспортных контрактов, а также субсидирование процентной ставки экспортных кредитов. Господдержка охватывает прямые инвестиции за рубежом и частичную компенсацию издержек по поискам зарубежных рынков сбыта.

Участие страны в международных торговых организациях (ГАТТ--ВТО) стало импульсом развития как внешнеэкономических связей, так и экс- портных производств. В результате по значению индекса глобализации, отражающего степень открытости экономики и участия в процессах мировой интеграции, Польша в 2011 году заняла 27-е место среди 60 крупнейших экономик мира.

С 2011 года рост ВВП в среднем составил 4% ежегодно. Польша оказалась устойчивой к внешним беспокойствам, вызванным мировым кризисом. Этого удалось достигнуть благодаря большому внутреннему спросу, широкой ассортиментной структуре польского экспорта, а также безопасным условиям для ведения хозяйственной деятельности. Наиболее высокой динамикой роста отличается экспорт в Германию, Францию, Великобританию, Италию, Чехию и Россию.

Динамичному развитию польской экономики содействуют средства из бюджета Европейского союза, предусмотренная сумма которых на 2007-2015гг. составляет 67 млрд. евро. Эти средства направлены на повышение конкурентоспособности польской экономики - за счет средств фондов ЕС будут финансироваться новые дороги, аэропорты, железная дорога. Для польских компаний существует много возможностей привлечения капитала. Польская банковская система в условиях кризиса оказалась одной из самых стабильных в Европе.

В связи с тем, что деконъюнктура в зоне евро, куда идет 56% польского экспорта, неизбежна, часть польской элиты считает, что необходимо в 2014-2015 гг. наращивать экспорт Польши на Восток - в Россию, Украину и Беларусь. Особенно быстрыми темпами растут поставки на российский рынок машин и оборудования, а также продовольствия.

Ускорению динамики роста внешнеторгового оборота Польши в существенной степени способствовали действующие на ее территории общества с участием иностранного капитала.

Польша остается одним из главных получателей прямых иностранных инвестиций в Центральной и Восточной Европе и лидером по совокупному объему привлеченных средств. Благодаря вступлению в Европейский союз, Польша стала более привлекательным местом для размещения инвестиций. Факторами, привлекающими иностранные инвестиции, являются, прежде всего, большой и емкий внутренний рынок, благополучные перспективы экономического развития, конкурентные условия хозяйственной деятельности - относительно дешевая рабочая сила и многочисленные высококвалифицированные кадры, а также географическое положение страны, выгодное с точки зрения логистики и развития сотрудничества с восточными рынками - Россией, Украиной и другими странами СНГ.

Перспектива экспорта Польши в начале 2014 г. оказалась хорошей. Все же экспортеры Польши встретят серьезные потенциальные проблемы. В экономике ее и особенно еврозоны, в основном, наблюдается вялый возврат к росту. Существуют опасения, что она будет снова ослаблена до красной черты, если финансовые проблемы за пределами ее выйдут из-под контроля. Это может серьезно снизить спрос и нанести ущерб экспорту Польши. Однако то, что Польша не опирается в значительной степени на экспорт, означает, что она лучше защищена от глубокого и резкого спада, чем большинство ориентированных на экспорт стран. Это было решающим фактором, позволившим Польше избежать экономического спада в 2009 г., и поэтому может считаться одной из сильных сторон страны.

Список литературы

1. Сельцовский В.Л., Экономико-статистические методы анализа внешней торговли, М.: Финансы и статистика, 2004г.

2. Елисеева И.И. Общая теория статистики: Учебник для ВУЗов. - М.: Финансы и статистика, 1999.

3. Ефимова М.Р. Общая теория статистики: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 1999.

4. Электронные ресурсы: http://www.trademap.org/; www.doingbusiness.org/; http://forexaw.com/NEWs/; http://www.ved.gov.ru/;http://tashkent.trade.gov.pl/;

http://www.stat.gov.pl/.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Макроэкономическая стабилизационная программа 1990 года ("План Бальцеровича") правительства Польши. Финансовая поддержка деятельности правительства Польши международными организациями. Основные итоги экономических реформ Польши, оценка ее экономики.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2010

    Статистика внешней торговли России в январе-августе 2013 года: основные тенденции. Факторы, влияющими на торговлю. Общие тенденции экспорта, импорта и внешнеторгового оборота в целом. Россия в Таможенном союзе. Товарная структура экспорта и импорта.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Структура внешней торговли как формы международных экономических отношений. Основные показатели и место внешней торговли России в мировой экономике. Анализ экспорта и импорта по товарному и географическому признаку. Перспективы развития внешней торговли.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2014

    Динамика внешней торговли (экспорта, импорта и сальдо торгового баланса) Германии за 2008-2012 г. Основные торговые партнеры страны, динамика торговли со странами ЕС, НАФТА, а также с разными регионами мира. Товарная структура немецко-российской торговли.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

    Общая характеристика и особенности экономики Китая. Характеристика международной торговли. Нынешний этап и перспективы развития внешней торговли КНР. Основные статьи экспорта и импорта страны. Причины высоких поступлений иностранных инвестиций в КНР.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2010

    Протяженность территории и население Польши. Государственный строй, состав сейма и сената. Основные ресурсы и отрасли народного хозяйства. Показатели развития экономики в 2005 и 2006 годах. Определение объема импорта товара при спаде спроса в стране.

    контрольная работа , добавлен 02.11.2009

    Политика своеобразной экономической изоляции. Обусловленность кризисных явлений экономике. Основные показатели внешней торговли Российской Федерации. Товарная структура импорта и экспорта. Россия в международных экономических организациях и форумах.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2010

    Отраслевая структура мировой и российской экономики: проблемы и преимущества. Анализ и статистика экспорта и импорта России, СНГ и стран мира. Внешнеэкономическая деятельность современного государства: экономические проблемы, динамика и структура.

    реферат , добавлен 03.05.2015

    Основные показатели внешней торговли. Динамика внешней торговли. Развитие импорта и экспорта. Товарная и географическая структура внешней торговли. Приоритеты и направления развития внешней торговли России. Место России в международной торговле.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Классификация форм международной торговли и ее основные методологические аспекты. Динамика, товарная и географическая структура российской внешней торговли.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.

Внешняя торговля - экспортно-импортные отношения между странами, в основе которых лежит международное разделение труда.

Импорт - ввоз из-за границы товаров, технологии и капиталов для реализации и приложения на внутреннем рынке страны-импортера; возмездное получение от иностранных партнеров услуг производственного или потребительского назначения. Экспорт - вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках.

Цель данной курсовой работы - проанализировать внешнюю торговлю Польши.

Задачи курсовой работы:

Охарактеризовать экономическое положение Польши

Проанализировать динамику и структуру внешней торговли сельхоз продукции Польши

Рассмотреть торговые отношения Польши и России

Объектом настоящего исследования является внешняя торговля Польши, предметом - экспорт и импорт Польши, характеризующие внешнюю торговлю Польши.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Состояние внешней торговли Польши

Экономическая ситуация Польши

Польша -европейская страна, имеющая значительный территориальный, человеческий и экономический потенциал.

Польша с населением более 38 миллионов жителей, является крупнейшим членом Европейского Союза среди всех стран Центральной и Восточной Европы. С точки зрения ВВП, Польша является восьмой крупнейшей экономикой в ЕС и 22-й крупнейшей экономикой в мире. Вступление Польши в Европейский Союз в 2004 году было важным шагом в динамичном развитии страны. Адаптация польского законодательства и правительства к стандартам ЕС, а также приток средств из структурных сообществ предоставили главный стимул для экономического роста. Польша в полной мере использовала свои возможности и готовилась к проблемам общего европейского рынка.

В последние годы Польша стала региональным лидером роста увеличение ВВП на 5,1% в 2008 году, 1,6% в 2009 году и 3,9 % в 2010 году. Значительная устойчивость польской экономики к мировому кризису в 2009 году обусловлена рядом равнодействующих факторов: специфическими особенностями финансового сектора, сбалансированной и диверсифицированной структурой экономики, а также правильной и взвешенной реакцией правительства. Благодаря стабильной основе польской экономики, стойкой финансовой и денежно-кредитной политики, без прямого участия в субстандартных кредитах, Польша оказалась менее восприимчивой к экономическим потрясениям в 2009 году, чем другие страны ЕС. Благодаря этому рост ВВП вырос до (3,9%) в 2010 году, и он должен быть сильнее, в 2011 году, при поддержке внутреннего спроса и инвестиций, типичных экономик, которые находятся на догоняющей стадии.

Рис. Рост ВВП в отдельных странах в% (Источник: Евростат)

Во 2-м квартале 2011 года экономика Польши сохранила высокий уровень ВВП, рост (4,3%) и осталась одной из самых быстрорастущих экономик Европейского Союза. Польша эффективно и быстро догоняет, с точки зрения экономического положения, с другие страны ЕС. ВВП Польши на душу населения в 1995 году составил 43% от среднего уровня стран ЕС, было 48% в 2000 году, и 62% в 2010 году.

Благодаря своей экономической стабильности, Польша повышает доверие к региону Центральной Европы, а будучи седьмой по величине экономикой Европейского Союза, также оказывает косвенное стабилизирующее влияние на весь ЕС и многие европейские предприятия.

Ее экономическая структура выглядит следующим образом:

Сельское хозяйство 4,6%

Промышленность 28,1%

Услуги 67,3% (по состоянию на 2009)

Сельское хозяйство: этот сектор в первую очередь работает в частном порядке и составляет около 5% ВВП и занимает более 17,4% рабочей силы. Самодостаточность в продуктах питания является похвальным достижением Польши. В стране изобилие таких культур, как картофель, сахарная свекла, рожь и пшеница. Польша также относительно богата природными ресурсами, в первую очередь углем, серой, медью, серебром, свинцом и цинком. Сектор также принимает участие в продуктах питания и напитков, судостроение и производство машин, железных и стальных изделий, химикатов, стекла и текстиля. Структурные проблемы, неэффективные мелкие хозяйства, и отсутствие инвестиций влияет на этот сектор. Несмотря на медленный прогресс в реструктуризации и приватизации подотраслей, таких как уголь, иностранные инвестиции в сфере энергетики и стали в последнее время улучшатся.

Промышленность: В этом секторе было ранее контролируемых государством и приватизировано в начале 1990-х. до Второй мировой войны, угольная, текстильная, химическая, машиностроение, железо и сталь секторов составила промышленная база Польши. Тем не менее, в настоящее время база расширилась и теперь включает удобрения, нефтепродукты, станки, электрические машины, электроника, автомобили и судостроения. Промышленности занято примерно 29% рабочей силы по состоянию на 2009 год. сельхозпродукция польша внешний торговля

Со времен вступления Польши в ЕС, она является частью мирового рынка туризма. Она занимает 17 место по посещаемости иностранными туристами и туризм вносит значительный вклад в экономику страны.

Динамика и структура экспорта и импорта Польши

Растущая позиция Польши на международных рынках является результатом высокой динамики ее внешней торговли, значительно более высокой, чем динамика мировой торговли. В период с 1990 по 2006гг. среднегодовые темпы роста объемов польского экспорта товаров превышали 10%, а импорта 15%, в то время как объемы мировой торговли повышались за этот период только немногим более чем на 6% в год.



Рис.

(Определение Экспорт: Эта запись обеспечивает полный долларах США сумма экспорта товаров на условиях FOB (франко-борт) основе. Эти цифры рассчитаны на основе обменного курса, т.е. не по ППС)

Основными продуктами которые экспортируются являются:

Машины и транспортное оборудование 37,8%

Промежуточные промышленные товары 23,7%

Прочие промышленные товары 17, 1%

Продукты питания и живые животные 7,6%

Основными партнерами по экспорту являются:

Германия 26,9%

Франции 7,1%

Великобритания 6,4%

Италия 6,3%

Чехии 6,2%

Нидерланды 4,3%

Россия 4,1%

Рис. Импорт(млрд.долл)

Определение Импорт: Эта запись обеспечивает полный в долларах США количество импорта товаров на условиях СИФ (стоимость, страхование и фрахт) или FOB (франко-борт) основе. Эти цифры рассчитаны на основе обменного курса, т. е. не по паритету покупательной способности (ППС).

Основными продуктами которые импортируются являются:

Машины и транспортное оборудование 38%

Промежуточные промышленные товары 21%

Химикатов 15%

Минеральных веществ, топлива, смазочных материалов и сопутствующих материалов на 9%

Основными партнерами по импорту являются:

Германия 29,1%

России 8,8%

Нидерланды 6%

Италия 5,8%

Китай 5,6%

Франции 4,5%

Внешняя торговля Польши

В Польше есть огромный спрос на различные товары, что открывает перед крупными, средними, а даже небольшими иностранными фирмами превосходные перспективы широкомасштабного экспорта. С другой стороны на отечественном рынке неустанно растет число предприятий, создающих серьезную и постоянно усиливающуюся конкуренцию зарубежным экспортерам. За более чем десятилетие экономических перемен появилось немало современных и предприимчивых производителей, готовых к наступлению на иностранные рынки, способных предложить широкий выбор высококачественных товаров, причем зачастую по вполне конкурентным ценам.
Учитывая географическое положение Польши, заключенные страной внешнеторговые соглашения и готовность к экономическому взаимодействию – от иностранных партнеров также можно ожидать определенной эластичности в подходах. Так зарубежные предприятия нередко могут осознанно предпочесть быстрой прибыли прочный успех и вложить средства в более перспективные формы сотрудничества, вплоть до строительства производственных мощностей, благо возможностей тому есть множество.

Правовая основа экспорта и импорта

Все экономические объекты в Польше, также с иностранным капиталом, обладают равным правом вести внешнеторговые операции. Как правило, не существует ограничений на коммерческие сделки в отношении любых товаров и услуг. Но нет правила без исключений. Такие случаи подробно оговариваются в Законе о хозяйственной деятельности от 19 ноября 1999 года. Например, необходимо получить лицензию на ввоз-вывоз товаров военно-полицейского назначения, как взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы, а также части и компоненты к ним. Особые законодательные акты регулируют импорт и экспорт в ряде других случаев, например, внешнеторговый оборот антиквариатом или опасными субстанциями.
Для облегчения польского экспорта была внедрена программа рефинансирования процентных ставок по экспортным кредитам «ДОКЕ» (DOKE), базирующаяся на одноименном законе от 8 июня 2001 года. Исполнительные процедуры регулируются подробно рядом распоряжений министра финансов. Программа разработана по образцу решений, содержащихся в согласованном руководстве по официально обеспеченным экспортным кредитам ОЭСР («консенсус ОЭСР»), являющемся частью законодательства Евросоюза. Программа «ДОКЕ» вводит механизм стабилизации кредитных ставок процента, позволяя польским экспортерам и коммерческим банкам, а также международным финансовым институтам предлагать средне- и долгосрочные экспортные кредиты (с периодом погашения как минимум два года), имеющие фиксированные процентные ставки. Таким образом, исключается риск убытков, понесенных в результате изменения рыночных процентных ставок.
Механизм опирается на периодических соглашениях между государственным Банком национального хозяйства «БГК» (Bank Gospodarstwa Krajowego, BGK), управляющим программой «ДОКЕ» по поручению государственной казны, и коммерческими банками, предоставляющими фиксированные процентные ставки по экспортным кредитам в рамках долгосрочных договоренностей. Если в период, оговоренный в соглашении, фиксированная процентная ставка по экспортным кредитам (ставка «CIRR») ниже стоимости финансирования (рыночная краткосрочная ставка процента для данной валюты плюс разброс – кредитный спрэд – от 80 до 170 пунктов), то «БГК» производит платеж коммерческим банкам. Если ситуация противоположна, то уже коммерческие банки обязаны перевести активное сальдо на счет «БГК».
Ставки «CIRR» по валютам отдельных стран-членов консенсуса ОЭСР ежемесячно оглашаются секретариатом ОЭСР.
Список товаров, ввоз которых подлежит лицензированию, время от времени пересматривается. Экспортеры должны сверяться с ним, дабы иметь уверенность в необходимости такой лицензии еще до поставок товара на территорию Польши. Обычно до выдачи министерской лицензии, дозволяющей ввоз, товар должен быть проверен и рекомендован к импорту в Польшу одним или рядом инспекционных агентств или технических обществ, в зависимости от характера товара. Этот процесс может оказаться сравнительно продолжительным как для иностранных экспортеров, так и для польских импортеров. Зачастую есть необходимость доставки опытных образцов товаров или оборудования для проверки, причем вне зависимости от получения предварительных сертификатов в стране экспортера или международных. Представление подробной документации на товар обязательно, и надлежит неукоснительно исполнять все требования соответствующих инспекционных агентств, дабы ускорить процедуры по сертификации.
После завершения инспекционных процедур, агентства высылают в адрес компетентного министерства свою положительную или отрицательную рекомендацию по импорту. Однажды полученное разрешение на ввоз какого-либо товара, освобождает его последующие поставки от дополнительных ограничений. Фирмы, имеющие несколько производственных линий (например, фармакологические, пищевые) должны заблаговременно приступить к сертификационной процедуре по всем предназначенным к импорту товарам и изделиям.
Лицензия необходима также на временный ввоз товаров, что в Польше подлежит таможенному надзору. Необходимо представить письменное заверение, что товары будут вывезены из Польши в указанные сроки. Коммерческие образцы нулевой или низкой стоимости могут, как правило, ввозиться беспошлинно, на основании письменного заявления в адрес польской таможни, подтверждающего стоимость образцов и то, что они останутся в распоряжении импортера.
Существует также система квот и временных эмбарго на импорт, устанавливаемых министром экономики. Квоты, эмбарго и прочие меры государственного регулирования меняются соответственно текущим потребностям польского рынка и международной ситуации. Частично они вытекают из международных соглашений, участником которых является Польша. Подобные меры могут применяться по отношению, как к группам товаров, так и к странам. В последние годы такие барьеры применялись редко, главным образом для защиты рынка сельхозпродукции, и, как правило, лишь по отношению к небольшому числу стран.
Категорически запрещен ввоз некоторых групп товаров, например, отходов и токсических веществ.
Над импортом и экспортом осуществляется таможенный надзор, проводимый на базе соглашения ЕАД (Единый Административный Документ – англ. Single Administrative Document, SAD) и сопроводительных документов: таможенной декларации и сертификата происхождения.

Таможенные пошлины

Польша, конечно же, не новичок во внешнеторговом взаимодействии. Будучи 25 лет членом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Польша принимала участие в переговорах Уругвайского раунда, обсудив тарифные уступки со странами-членами ГАТТ и подписав заключительный протокол Уругвайского раунда. Польша также присоединилась к ВТО и согласовала свой порядок внешней торговли с нормами членства в этой организации.
Таможенная политика Польши в значительной степени определяется подписанными международными торговыми трактатами. Это Договор о сотрудничестве с ЕС, ЕАСТ, ЦЕССТ и некоторые двусторонние соглашения и обязательства в рамках ВТО. Таможенная пошлина начисляется на основе таможенной стоимости товара, определяемой по цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате. При этом в цену сделки включаются дополнительные компоненты, если они уже не были включены ранее, как: транспортные и страховые расходы, комиссионные, расходы по упаковке и различные лицензионные тарифы, относящиеся к поставке товаров.
Таможенный кодекс от 9 января 1997 года, действующий с начала 1998 года, дает Совету министров полномочия по установлению таможенных сборов и тарифов для поощрения экономического развития в соответствии с политикой государства. Одиннадцатого декабря 2001 года Совет министров издал ныне действующее постановление по новым Таможенным тарифам.

Новые Таможенные тарифы предусматривают следующие виды ставок:

Автономный тариф. Применяется к товарам, происходящим из стран, не членов ВТО, на которые не распространяется режим наибольшего благоприятствования и к которым не относится режим преференций. Также применяется, если обычный тариф для данного товара выше, чем автономный, или же не определен. В отсутствие преференциального таможенного режима, автономный тариф также применяется к товарам, происходящим из стран, включенных в перечень развивающихся, а также из наименее развитых стран, которые не входят в перечень стран ВТО и на которые не распространяется режим наибольшего благоприятствования;
Обычный тариф. Применяется к товарам, происходящим из стран и регионов – членов ВТО, а также к странам, которым Польша предоставила режим наибольшего благоприятствования в рамках двусторонних торговых соглашений или в одностороннем порядке, если он не выше, чем автономный;
Преференциальный таможенный режим. Применяется в соответствии с польской системой таможенных преференций, предусматривающих два вида таможенных тарифов для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран;
Льготный тариф. Применяется к товарам, происходящим из стран ЕС, ЕАСТ, Болгарии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении, Турции и Хорватии.
Однократный платеж в размере 3,5 % от общей таможенной стоимости, применяемый к партиям товаров, присланных из-за рубежа физическим лицом и предназначенных для физического лица, а также для товаров, импортируемых в качестве личного багажа туриста, если их вид и количество не предполагают коммерческого назначения. При этом общая стоимость не может быть ниже 45 евро (для партий товаров) или 175 евро (для личного багажа) и выше 350 евро, каковые нормы детально изложены в статьях 190 параграф 10 и 190 параграф 14 Таможенного кодекса.
Во всех случаях должны предоставляться сертификаты происхождения в соответствии со стандартами ВТО. Если невозможно установить страну или регион происхождения, то применяется более высокий из двух тарифов: автономный или обычный, увеличенный на 100 %.

В последние несколько лет Польша постоянно сверяла свою таможенную политику и тарифы со стандартами Европейского союза. В 2001 году было произведено новое понижение ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственные и промышленные товары, что привело к спаду среднедействующей таможенной ставки до почти 2,25 % в 2002 году.
Польские таможенные законы предусматривают особые антидемпинговые пошлины на товары, ввозимые в Польшу по демпинговым ценам. Антидемпинговое расследование, по завершении которого может налагаться антидемпинговая пошлина, осуществляются министром экономики после получения от польского хозяйствующего субъекта документированного запроса. Министр может также начать формальное расследование после получения достаточных доказательств о демпинге. При проведении антидемпингового расследования министр экономики взаимодействует с Управлением защиты конкуренции и потребителя.
Следует отметить, что с 30 апреля 2002 года Центральное таможенное управление было распущено и его компетенции с 1 мая 2002 года перешли на 17 региональных таможенных комитетов и министерство финансов, хотя сами процедуры таможенной очистки остались неизменными.

Беспошлинный ввоз

Некоторые товары дозволяются к ввозу без уплаты таможенной пошлины. В их число входят модели и образцы, не имеющие коммерческой стоимости, ввозимые в Польшу в целях рекламы на ограниченный срок или для участия в выставках. Подробный перечень товаров, дозволенных к беспошлинному ввозу, приведен в статье 1904-19048 ныне действующего Таможенного кодекса от 9 января 1997.
Статья 19011 приводит дозволенные к беспошлинному ввозу основные средства, принадлежащие предпринимателям, переносящим свои операции в Польши из-за рубежа. Как правило, основные средства предпринимателей, прекращающих свои зарубежные операции и приступающие к подобным видам деловой активности в Польше, дозволяются с соблюдением ряда условий к беспошлинному ввозу.
Основные средства, являющиеся нефинансовым долевым участием (апортом) иностранного партнера в акционерном обществе, также не облагаются пошлиной при условии, что право собственности на эти товары не будет передаваться в продолжение 3 лет от даты таможенной очистки. Подробная законодательная база содержится в уже упомянутой статье 19011 Таможенного кодекса, хотя сам по себе беспошлинный ввоз дозволяется на основании постановления Совета министров.
Предприятия с иностранным участием, зарегистрированные на территории Республики Польша, обладают этим правом. Определение понятия «основные средства» в приложении к области беспошлинного ввоза содержится в статье 1902 Таможенного кодекса. Там формулируется, что основными средствами являются комплектные товары, ввезенные из-за рубежа, или партии товаров (обладающие атрибутами комплектности), пригодные к использованию с ресурсом прочности минимум три года, помещенные на одной товарно-транспортной накладной.
Помимо упорядочения обычного импорта и экспорта, Таможенный кодекс предусматривает особые процедуры, дающие основания для освобождения от пошлин, их возмещения и приостановления по отношению к товарам, которые ввозятся или возвращаются в Польшу в особых целях. Эти процедуры включают временную таможенную очистку, очистку товаров в транзите, очистку товаров, переработанных за рубежом, а также очистку товаров, предназначенных для: таможенного депозита и переработки под таможенным надзором. Применение этих процедур предусматривает, например, возврат всех таможенных платежей, наложенных на сырье, полуфабрикаты и сборные элементы, используемые при выпуске экспортных товаров, в соответствии с установленным порядком.

Внешнеторговые показатели

Либерализация и быстрый подъем экономики страны привели к нарастанию внутреннего спроса на товары и услуги. В этой связи Польша столкнулась со сложной задачей, как обеспечить бoльшую долю участия своих товаров и услуг на зарубежных рынках. Представленные ниже данные по структуре польской внешней торговли, наглядно иллюстрируют положительную динамику последних восьми лет. За этот период экспорт возрос более чем вдвое, что является несомненным успехом. Однако продолжает сохраняться его диспропорция по отношению к импорту, который возрос почти в два с половиной раза, что привело к известному внешнеторговому дефициту.
Экспорт оставался в последние годы важной движущей силой, ускоряющей темп экономического развития. В 2001 году экспорт возрос на 13,8 % и превысил 36 млрд. долл. США, импорт возрос только на 2,7 %, составив 50,3 млрд. долл. США по данным Главного статистического управления (GUS). Одним из наиболее существенных факторов внешней торговли минувшего года стал более динамичный рост экспорта, чем импорта. Благодаря этому внешнеторговый дефицит третий год подряд снижался и составляет 14,2 млрд. долл. США (для сравнения: 17,3 млрд. долл. США в 2000 году).
Официальные данные далее не учитывают приграничной торговли с соседними странами, особенно Германией. Оценивается, что ее оборот достигает нескольких миллиардов долларов США в год. С учетом этой «невидимой» торговли внешнеторговый дефицит уже не столь велик. Итак, согласно Национальному банку Польши, обладающему собственными расчетами по актуальным платежам, пассивное внешнеторговое сальдо составило в 2001 году 11,7 млрд. долл. США, как видно из платежного баланса.
Промышленно развитые страны доминируют в польском экспорте и в импорте, а их доля – это соответственно 75,1 % и 70,0 %. Главным внешнеторговым партнером Польши является Германия, на которую приходится почти четверть всего польского импорта и более трети всего экспорта. Всего на страны ЕС приходится 69,2 % польского экспорта и 61,4 % импорта.
Долевое участие стран Центральной и Восточной Европы составляет 18,3 % в экспорте и 18,1 % в импорте. Долевое участие развивающихся стран – соответственно 6,6 % и 11,9 %. Россия остается основным торговым партнером на востоке, хотя ее доля в польской внешней торговле, некогда приближавшаяся к 40 %, в 2001 году составила лишь 2,9 % от суммы польского экспорта и около 8,8 % от импорта. В последние годы внешняя торговля с промышленно развитыми странами сократилась, в то время как со странами Центральной и Восточной Европы, а также развивающимися странами – возросла.
Транспортно-машиностроительное оборудование было основной позицией как в экспорте (36,2 %), так и в импорте (36,4 %). На следующих позициях экспорта находились промышленные товары (23,9 %), смешанные промышленные товары (17,6 %), а также пищевые товары (7,4 %). В импорте доля промышленных товаров составила 20,6 %, химических продуктов – 14,6 %, топливно-смазочных продуктов – 10,1 %.
Даже если суммарное внешнеторговое сальдо остается в минусе, внешнеторговый дефицит с 1999 года постепенно сокращается. По некоторым товарным позициям отмечены плюсы.
В 2001 году наиболее важными примерами в этом смысле стали:
дизельное топливо, с экспортом порядка 1,3 млрд. долл. США, активное сальдо 1,15 млрд. долл. США,
стулья и кресла, экспорт которых достиг 1,3 млрд. долл. США, импорт – 0,2 млрд. долл. США, активное сальдо составило 1,1 млрд. долл. США, и
прочая мебель и составляющие, экспорт которой превысил к 1,1 млрд. долл. США, а импорт составил 0,2 млрд. долл. США, активное сальдо почти 0,9 млрд. долл. США.
Еще одним важным примером продуктов технологического экспорта являются легковые и иные пассажирские автомобили, телевизоры, автоприцепы и т.д.
Говоря об импорте, стоит отметить, что внешнеторговый дефицит дает в основном ввоз необходимого для экономики сырья, а также инвестиционных товаров и продуктов, предназначенных для кооперации и снабжения. Все эти позиции необходимы для реструктуризации и развития промышленности. В 2001 году импорт сырья и компонентов составил свыше 60,8 % от всего импорта, вместе с тем импорт средств производства приблизился к 18,2 %.
Соответственно, список ведущих импортных товаров возглавляют нефтепродукты, далее идут природный газ, компоненты и детали автомобилей, компьютеры, моторы и интегральные схемы.
Частный сектор играет важную и все возрастающую роль во внешней торговле. В 2001 году на его долю пришлось 86,4 % экспорта (по сравнению с 42 % в 1993 году) и 90,7 % импорта (соответственно 60 % в 1993 году).
Впечатляющее наступление внешней торговли за последнюю декаду было, несомненно, облегчено политико-экономической интеграцией Польши с миром, а в особенности с Евросоюзом.
Тем не менее, как положительное развитие последних лет, так и картина в целом, должны оцениваться в более широком международном контексте. Текущее положение в польском экспорте в основном совпадает с достижениями ряда меньших стран региона. Удельный вес экспорта в польском ВВП равен 20,5 %, в то время, как в Чешской Республике и Словакии он в два-три раза выше. В 2001 году стоимость экспорта на голову населения достигла 934 долл. США, то есть примерно половину от уровня Чехии, Словакии или Венгрии, не говоря уже о большинстве стран-членов ОЭСР, где этот показатель был выше более чем десятикратно.
Баланс платежей по текущим счетам нескольких последних лет оставался пассивным, что видно из следующей таблицы.
Подобная ситуация, однако, уравновешивалась сильной позицией по основным и финансовым счетам. Как следствие того, постоянно росли валютные резервы. В 1993 году официальные резервные фонды страны составили 4,3 млрд. долл. США. С тех пор они последовательно росли, чтобы в девяностые годы стабилизироваться на уровне 27-29 млрд. долл. США. К концу 2001 года официальные резервные фонды составили 26,6 млрд. долл. США, что соответствует более 6-ти месяцам польского импорта.
Этот рост был получен в основном за счет приграничной торговли, прямых иностранных инвестиций, а также валютных резервов и краткосрочных фондовых операций.

Подготовлено по материалам

Любому мигранту, собирающемуся в данную страну, важно знать, какова социально-экономическая ситуация здесь.

Это поможет разобраться в местной системе налогообложения, включая важный для предпринимателей возврат НДС, а также заранее оценить реальный уровень жизни тут по объективным экономическим факторам. В данной статье мы разберемся с основными параметрами, которые имеет экономика Польши, и которые важны, в том числе, для мигранта.

Экономика Польши: Темпы роста ВВП

С 1991 года экономика Польши получила мощный рывок, и всего за несколько лет по своим показателям сравнялась с системами таких мощных стран как Германия или же Франция.

Этому поспособствовало сразу несколько факторов, в частности, продуманная политика развития различных экономических отраслей, посильные и для бизнеса, и для частных лиц налоги, а также поэтапное выполнение стратегических планов в каждой отрасли. Все это в совокупности дало удивительные результаты.

ВВП Польши сохраняет положительную динамику уже на протяжении 23 лет, что делает страну абсолютным рекордсменом среди европейских стран. В среднем рост ВВП в этой стране ежегодно составляет примерно 4%. Характер его, разумеется, неравномерен, так как за указанный период были и времена относительного экономического затишья, и достаточно бурного развития.

Наиболее значительными периодами роста ВВВ именно в Польше стали 1995-1998 годы, когда рост составлял до 7% и выше. После 1998 темп развития ВВП несколько замедлился в связи с российским кризисом, и уже в 2003-2008 опять ВВП Польши вышел на уровень 5% и выше ежегодно.

Даже в более тяжелые для всей экономической системы ЕС 2009-2014, ВВП Польши был положительным и в среднем не спускался на отметку ниже 2%, когда же в иных странах спад был достаточно серьезным, за счет чего экономика многих субъектов пострадала.

Ныне ВВП Польши имеет средний рост в 3,4%, что было отмечено даже в не самые успешный для Европы 2015 и начало 2016 года. В целом же по ВВП прогнозы именно для этой страны остаются на очень высоком уровне. Считается, что до 2015 года именно это государство станет лидером по росту ВВП среди всех остальных стран.

Прогнозируют, что уже в ближайшие годы уровень роста ВВП остановится примерно на отметке 2%, хотя у той же Германии таковой составит всего 1,6% ВВП. Естественно, такие прогнозы делают данную страну одним из наиболее инвестиционно привлекательных объектов, а также лучших мест для миграции уже в годы ближайшие.


Экономика выбранной страны имеет целый ряд интересных особенностей, которые как раз и провоцируют в ней повышенный рост ВВП. К таковым необходимо отнести:

  • Сниженную долю в общей массе сектора услуг.
  • Большой процент сектора реального, что обеспечивает стабильный рост и уровень ВВП именно для данного региона.
  • Упор на промышленность и ремонт механизмов. Данные отрасли составляют в среднем 24,7%, 18,8% соответственно.
  • Низкий уровень долга частных хозяйств перед государством.

Банковская система страны достаточно консервативна, имеет достаточно малый процент в общем ВВП. Сердцевиной же экономической системы по праву можно посчитать средний, а также малый бизнес, который даже в кризисные периоды в достаточно консервативном польском обществе остаётся на плаву.

Все это как раз и привело к тому, что при стагнации общей европейской банковской системы именно Польше удалось ВВП удержать и даже иметь стабильный рост. В настоящее время здесь экономика по отраслям полностью практически сформирована. Сейчас же и государство, и различные частные предприниматели заинтересованы в стабильном развитии системы. Они повышают конкурентный уровень товаров и услуг, и прогнозировано уже в ближайшие годы выйдут на лучшие места торговли мировой.


В отличие от иных государств Евросоюза, экспорт и импорт в экономике страны не имеет значительного веса, потому и ситуация на международном рынке на нее влияет достаточно слабо, по крайней мере, по сравнению с другими экономическими системами ЕС.

Сейчас же внешнеторговый баланс именно этой страны сальдо имеет отрицательное, хотя динамика его положительна, и с 2013 года тут также отмечается вполне серьезный рост, за счет того, что экспорт и импорт возросли.

Если говорить о тех основных партнерах, под которые заточена экономика страны в текущее время, то к таковым отнести стоит страны ЕС (здесь заключены долгосрочные договора во многих отраслях), а также США, Норвегию и Россию.

Кроме того, в последние годы немалую долю во внешнеэкономических отношениях именно данного государства азиатские страны. Налажены сегодня торговые отношения с Китаем, а также Кореей.


В настоящее время импорт Польши делает данное государство 22-й страной в мире по данному экономическому показателю. В последние годы данный показатель имел достаточно серьезный рост, который составил 8,2%. Наиболее значительную часть импорт имеет в поставках нефти, а также автомобильных запчастей. Оба направления имеют импорт на уровне до 5%.

Также импорт Польши включает в свою структуру продукцию пищевой промышленности, машиностроения, товары легкой промышленности. Кроме того, в последние годы очень весомым стал импорт не только сырья, но и технологий, а также рабочей силы именно в данное государство. Это позволяет привлекать сюда важнейшие ресурсы для различных отраслей, что также обеспечивает государству весьма стабильный рост.

Кроме того, через эту страну проводится импорт из стран Восточной Европы в ЕС. В частности, именно через данную территорию проводится импорт газа и различных продуктов горной промышленности.

Также именно через эту территорию в Европу заходит практически вся сырьевая база. Для экономики данного государства такой импорт является значительным источником национального дохода. И, вполне вероятно, что уже в ближайшее время, используя именно такой импорт, экономика страны сможет увеличить темпы собственного роста.


Экспорт Польши составляет не более 40% общего валового продукта страны. Однако же, несмотря на это экспорт в самой Польше выстроен достаточно хорошо. В настоящее время по данному параметру государство занимает 27 место в мире, а также 25- е в части наиболее крупных государств-импортеров.

Наиболее значительные позиции в мире имеет экспорт Польши в частях продукции горной промышленности (в основном угля, но также имеется экспорт и меди, стали), химической промышленности, занимающей в таком секторе как экспорт вторую позицию, машиностроения, а также картона. Также страна обеспечивает на достаточно хорошем уровне экспорт сельхоз продукции. В основном это фрукты и овощи, а также практически вся продукция животноводства, в том числе, крупный рогатый скот.

Также Польша обеспечивает экспорт таких товаров как бытовая техника, одежда и обувь. Однако же данные виды продукции идут именно на экспорт в основном в страны Восточной Европы, так как по уровню качества несколько уступают той продукции, которая котируется в Евросоюзе.

Если же говорить о тех отраслях, в которых экономика получила отрицательное сальдо по параметру экспорт, то к ним нужно отнести торговлю керамическими изделиями. Иные отрасли внешней торговли развиты в этой стране слабо. Однако возможно, что с развитием отдельных отраслей польского хозяйства, данная ситуация сможет в сжатые сроки измениться, и здесь экспорт также получит достаточно высокий удельный вес в общей структуре торговли уровня международного.


Как и показатели валового продукта и торговли, социальные индикаторы данной страны также достаточно сильно выросли. В настоящее время можно отметить следующие параметры, важные для понимания ситуации в данной стране:

  • Валового продукта на душу населения проходится в среднем 11500 $.
  • Продолжительность жизни, средняя для данного региона составляет 64,3 года.
  • Высокий уровень грамотности населения. Более 90% людей, работающих в данной стране и выплачивающих налоги, имеют среднее образование.
  • Хороший уровень социальной активности людей активное участие их в жизни страны, социальных программах и выборах. Более 50% населения регулярно ходит на выборы и заинтересованы в наиболее активном развитии этой страны.
  • Низкий уровень относительной бедности среди населения.
  • Минимальный уровень преступлений с применением насилия — всего 3,3% по последним данным даже с учетом высокого процента мигрантов в данной стране в нынешнее время. Именно по этой причине государство считают одним из наиболее в Европе безопасных.
  • Малое количество заключенных, отбывающих в настоящее время срок в государстве.

Столь высокие показатели социальные, имеющиеся в данном государстве ныне, во многом — заслуга местных властей. Так здесь в настоящее время эффективны все нормы защиты прав человека, в том числе, для иностранцев. Государство контролирует импорт, экспорт, возврат НДС и все имеющиеся налоги.

Все это, естественно, создаёт благоприятные условия для развития экономики в различных секторах и увеличения благосостояния населения. Необходимо, однако, отметить, что номинально некоторые экономические показатели защищенности населения, к примеру, валовый продукт на душу, здесь ниже, чем в иных странах Европы.

Однако же учитывая сравнительно невысокий уровень цен (который во многом удерживает малый импорт), можно сказать, что обитатели этой страны живут безбедно. Также вполне прогнозирован дальнейший рост данных показателей с общим улучшением экономической ситуации.

Налогообложение в этой стране предусматривает выплату двух типов налогов: косвенные (среди которых НДС, налог с азартных игр и, разумеется, акциз), а также прямые (подоходный, на недвижимость или транспорт и другие). Существуют следующие особенности выплаты таких налогов:

  • Подоходный для всех трудоустроенных в Польше резидентов, нерезидентов. Ставка его зависит от уровня дохода. Если человек получает за год до 85528 злотых, заплатить нужно всего 18%. Если выше, нужно заплатить 32% и 14839,02 злотых. Для частных же предпринимателей налоги составят 19% всего.
  • CIT – подоходный для предприятий. Составляет, как и для частников, 19%. Альтернативой его может быть тоннажный налог на продукцию, который также выплачивается ежемесячно.
  • На дарение или же наследство. Сумма определяется в порядке частном с учетом и стоимости передаваемого объекта, также и степени родства.
  • Налоги на выигрыш.
  • НДС. Именно такой налог в Польше может иметь различные ставки, применимые для тех или иных видов продукции. Это 23% — стандартная ставка НДС, 8%, 5%, 3% — НДС для некоторых изданий и продуктов питания, 0% — экспортные товары: принтеры, сканеры и другие виды товаров. Освобождены от уплаты НДС заведения медицинские, социальные и некоторые финансовые службы.

Также в Польше действуют сельскохозяйственный, лесной, от гражданско-правовых действий (в основном сделки продажи) налоги. Их ставки, а также периодичность оплаты определяется с учетом конкретного вида деятельности предпринимателя.

Согласно польским правилам, налоги, в том числе, и подоходный, и НДС, выплачиваются по месту регистрации согласно установленным срокам подачи декларации. Часть платежей является ежемесячной (как НДС), часть выплачивается разово, а некоторые налоги нужно выплачивать раз в квартал. Сельскохозяйственные налоги выплачиваются в четырех частях: до 15.03, до 15.05, до 15.09, до 15.11. И так ежегодно.


Иностранцы в Польше также не освобождаются от налогообложения и обязаны вносить регулярные платежи, если официально работают или ведут бизнес в этой стране. Для того, однако, чтобы такие платежи совершать, мигрантам предварительно необходимо получать налоговый номер индивидуальный PESEL, по которому в дальнейшем вас и поставят на учет.

Принципы налогообложения для нерезидентов, к слову, совершенно не отличаются от правил оплаты налогов гражданами данной страны.

Всю необходимую информацию и о налоговых ставках, и о правилах подачи отчетности, и о возможности возврата НДС, можно в польских государственных учреждениях. Они предоставляют консультации независимо от того, являетесь вы резидентом Польши либо же нет, и помогут вам избежать ошибок при подаче декларации и, конечно, штрафов.