Стратегии развития российского теплоснабжения до года. Стратегия развития теплоснабжения

Тепловая схема котельной со стальными водогрейными котлами

Тепловая схема котельной со стальными паровыми котлами

Тепловые схемы котельных установок

На рис. 53 дана принципиальная тепловая схема отопительно-производственной котельной с водотрубными котлами, работающей на закрытую систему теплоснабжения. Тепловая схема типична для котельных с котлами ДКВР, КЕ, ДЕ и другими котлами среднего давления, имеющими докотловую обработку воды.

Рис. 53. Тепловая схема котельной со стальными паровыми котлами:

1 – котел; 2 – главный паропровод; 3 – редукционная установка; 4 – пароводяной подогреватель; 5 – охладитель конденсата; 6 – перемычка; 7 – сетевой насос; 8 - конденсатный бак; 9 – конденсатный насос; 10 – подпиточный насос; 11 – деаэратор; 12 – паровой питательный насос; 13 – питательный насос с электроприводом; 14 – охладитель выпара; 15 – охладитель продувочной воды; 16 – ХВО; 17 – подогреватель сырой воды; 18 – продувочный колодец; 19 – насос сырой воды; 20 – сепаратор непрерывной продувки; 21 – экономайзер; 22, 23, 24 - редукционный клапан; 25 – паропровод собственнных нужд.

Пар с котлов 1 поступает в главный паропровод 2, откуда он направляется на производство, для нагревания воды в сетевой установке (СУ).

СУ состоит из пароводяного подогревателя, охладителя конденсата 5 и сетевого насоса 7 и редукционной установки 3. Вода из тепловой сети с расчетной температурой 70 0 С вначале подогревается конденсатом в охладителœе конденсата͵ а затем, окончательно, паром в пароводяном подогревателœеи и с расчетной температурой 130-150 0 С поступает в тепловую сеть. Движение воды в тепловой сети и через теплообменники СУ производит сетевой насос 7.

СУ получает пар от редукционной установки, которая снижает давление пара до 0,6-0,7 МПа и поддерживает его постоянным при изменении расхода пара. Во избежание поступления пара в тепловую сеть при разгерметизации трубок подогревателœей давление пара должно быть ниже давления сетевой воды на 0,1-0,2 МПа.

Отдав свою теплоту сетевой воде, пар в установке превращается в конденсат, который имеет давление 0,6-0,7 МПа и температуру 160-165 0 С. Для предотвращения вскипания конденсата в деаэраторе 11 конденсат охлаждается в 5 до температуры 80-90 0 С. Для обеспечения надежной работы СУ количество пароводяных подогревателœей, охладителœей конденсата и сетевых насосов принимается не менее двух по каждому виду оборудования.

Конденсат с производства возвращается в конденсатный бак 8, откуда конденсатным насосом 9 подается в деаэратор.

Потери воды в котельной и тепловой сети восполняются исходной водой с помощью насоса19.

До поступления в котлы сырая вода умягчается в фильтрах химводоочистки 16 (ХВО) и освобождается от коррозионно-агрессивных газов в питательном деаэраторе 11.

Для предотвращения запотевания трубопроводов и оборудования исходная вода перед ХВО подогревается паром до 15-20 0 С в теплообменнике 17.

В деаэраторе 11 газы выделяются из кипящей воды при температуре 102-104 0 С и давлении 0,12 МПа. Стоит сказать, что для нагревания воды используется пар из вспомогательного паропровода 25 с давлением не более 0,2 МПа.

Питание паровых котлов водой производится от групповой питательной установки, включающей центробежные насосы 13 с электроприводом и паровые поршневые насосы 12. Насосы забирают воду из деаэратора и через индивидуальные питательные водяные экономайзеры 21 подают ее в котлы.

При прекращении электроснабжения котельной вода в котлы подается паровым насосом, что крайне важно для предотвращения выхода котлов из строя из-за перегрева их поверхностей нагрева (для охлаждения котлов).

Работа паровых котлов сопровождается непрерывной продувкой их верхних барабанов. Для уменьшения потерь теплоты с продувочной водой используются сепаратор продувки 20 и охладитель продувочной воды 15. Давление в сепараторе поддерживается на уровне 0,17-0,2 МПа, что значительно ниже давления в котле. По этой причине котловая вода вскипает в сепараторе и образуется пар давлением 0,17-0,2 МПа и с температурой 115-120 0 С. Пар отводится в деаэратор, а вода охлаждается до 60-40 0 С в теплообменнике 7 и сбрасывается в продувочный колодец 18. Сюда же поступает и вода периодической продувки. Из продувочного колодца вода сливается в систему канализации объекта. Температура сливаемой воды ограничивается местными условиями и, как правило, не должна превышать 60 0 С.

Стальные водогрейные котлы работают на воде, прошедшей ХВО и деаэрацию. Из-за отсутствия в котельной пара применяется вакуумная деаэрация.

Для защиты котлов от низкотемпературной газовой коррозии применяется система рециркуляции сетевой воды вокруг котлов, обеспечивающая подогревание воды до 70 – 100 0 С на входе в котлы путем подмешивания в обратную сетевую воду горячей воды с котлов.

Рис. 54. Тепловая схема котельной со стальными водогрейными котлами:

1 –котел; 2 – рециркуляционный насос;3 – перемычка; 4 – подающий трубопровод; 5 – обратный трубопровод; 7 – насос сырой воды; 8 – подогреватель; 9 – ХВО; 10 – подогреватель; 11 – деаэратор; 12 – перекачивающий насос; 13 – бак-аккумулятор; 14 – подпиточный насос.

Котлы параллельно подключаются к подающей 4 и обратной 5 магистралям тепловой сети (рис. 54). Охлажденная вода с температурой 70 0 С из обратной магистрали забирается сетевыми насосами 6 и прокачивается через котлы. Нагретая в котлах вода с температурой 150 0 С по подающему трубопроводу поступает к потребителям. При понижении температуры обратной сетевой воды до значений, при которых возникает низкотемпературная газовая коррозия в хвостовых поверхностях нагрева котлов, часть горячей воды с помощью рециркуляционного насоса 9 подается на вход в котлы.

Для регулирования температуры прямой сетевой воды используется перепускная линия 3, по которой охлажденная обратная сетевая вода подмешивается в горячую воду.

В крупных котлах, к примеру, типа ПТВМ каждый котел получает воду от своего сетевого насоса и имеет индивидуальные системы рециркуляции и подмешивания. В таких случаях дополнительно устанавливается один общий для всœех котлов резервный сетевой насос.

Потери и утечки воды из тепловой сети компенсируются умягченной и деаэрированной водой, которая подается подпиточным насосом 14 во всасывающий коллектор сетевых насосов.

Для приготовления подпиточной воды используется сырая вода, которая подается в котельную насосом 7. Перед водоумягчительными фильтрами 9 и перед деаэратором 11 вода первоначально подогревается горячей водой с котлов в теплообменниках 8 и 10. Химочищенная вода вводится в деаэратор перегретой по отношению к температуре насыщения в деаэраторе на 6 – 9 0 С, что крайне важно для интенсивного кипения ее при температуре 70 0 С при давлении 0,03МПа. Разрежение в деаэраторе создают водоструйные эжекторы.

При работе котельной на открытую систему теплоснабжения в тепловую схему включаются баки – аккумуляторы горячей воды и насосы, перекачивающие деаэрированную воду в эти баки..

Очень часто в котельных сжигающих мазут для разогрева мазута и деаэрации воды используется пар, вырабатываемый в паровых котлах, устанавливаемых в котельных. Использование пара позволяет повысить надежность работы деаэраторов и увеличить интенсивность подогрева мазута по сравнению с используемой для этих целœей горячей водой

17. Топливное хозяйство котельных

17.1. Топливное хозяйство котельных, работающих на твердом топливе

Хранение и подача угля в котельную. Уголь доставляется на расходный склад желœезнодорожным или автомобильным транспортом. На складе уголь хранится в штабелях, высота которых зависит от марки угля. Для каменных углей высота штабелœей ограничивается 6 –7 метрами. Угли, склонные к самовозгоранию, хранятся в штабелях высотой не более 4 м. Между штабелями оставляются проезды для транспорта. Для борьбы с пожарами склады оборудуются средствами пожаротушения.

Подача угля в котельную и к котлам зависит от способа сжигания угля и производится вручную (телœежки, тачки, вагонетки) или с помощью различных механизмов (автопогрузчики, бульдозеры, ленточные транспортеры, подъемники и др.).

Котлы, имеющие полумеханические и механические топки, оборудуются индивидуальными бункерами, из которых уголь подается к забрасывателям угля в топку. Доставка угля в бункеры производится в большинстве случаев ковшовым подъемником (рис.55).

Рис. 55. Схема топливоподачи с ковшовым подъемником:

1 – дробилка; 2 – ковш; 3 – вертикальные направляющие; 4 – горизонтальные направляющие; 5 – опрокидыватели ковша; 10 – лебедка.

Ковш 2 установлен на вагонетке, которая перемещается по рельсам с помощью тягового каната и электролебедки 10. Ковш загружается дробленым углем, поступающим с дробилки 1, поднимается на уровень бункеров котлов и по горизонтальным направляющим 4 перемещается до соответствующего бункера котла. Разгрузка ковша в бункер производится посредством его опрокидывания. Емкость ковша составляет 0,5 – 1,5 м 3 , а емкость бункера котла рассчитана на запас угля на 10 – 18 ч работы.

Находят применение также и системы топливоподачи с ленточными транспортерами.

Мазутное хозяйство состоит из склада и системы подачи мазута к форсункам. Мазут поступает на склад в автомобильных или желœезнодорожных цистернах и сливается в приемную емкость 3 (рис.57). Для разогрева мазута в желœезнодорожных цистернах используется пар, непосредственно вводимый в объём мазута через разогревающее устройство. Температура подогрева мазута зависит от его марки и составляет 30- 40 0 С. Из приемной емкости мазут перекачивается в резервуары 5 топливохранилища, оборудованные паровым подогревом.


Рис.57. Принципиальная циркуляционная схема мазутного хозяйства:

1 – желœезнодорожная цистерна; 2 – сливной лоток; 3 – приемная емкость; 4 – перекачивающие насосы; 5 – резервуары топливохранилища; 6 – вентиляционные трубы резервуаров; 7 – фильтр грубой очистки; 10 – топливные насосы; 11- перепускная линия; 12- подогреватель; 13 – фильтр тонкой очистки; 14 – напорная магистраль; 15 – обратная магистраль; 16 – перепускные клапаны; 17 – форсунки котлов; 18 - котлы

К форсункам 17 мазут подается по циркуляционной схеме, когда к котлам мазута подается больше, чем сжигается, и излишки мазута обратно возвращаются в резервуары. Постоянное движение мазута по всœем мазутопроводам исключает застывание мазута во временно неработающих участках мазутопроводов и обеспечивает быстрое включение в работу резервных котлов. Вместе с тем, струя горячего мазута͵ возвращающегося в резервуар, интенсивно разогревает мазут и размывает донные отложения в резервуаре.

На пути к форсункам мазут подогревается в подогревателœе 12 до температуры, крайне важно й для качественного распыливания. Учитывая зависимость отмарки мазута эта температура достигает 80 – 120 0 С. Чтобы избежать засорения форсунок, мазут очищается от механических примесей в фильтрах грубой 7 и тонкой 13 очистки. Фильтры имеют одинаковую конструкцию и отличаются друг от друга размером ячейки фильтрующей сетки.

Для перекачки мазута и его подачи к форсункам используются шестеренчатые, ротационно-зубчатые и скальчатые насосы. Насосы совместно с подогревателями мазута и фильтрами устанавливаются в отдельном здании, называемом мазутонасосной.

Степень реализации основных направлений развития теплоснабжения, предусмотренных Энергетической стратегией Рф на период до 2020 г.

Распоряжением № 1234-р Правительства Русской Федерации была утверждена «Энергетическая стратегия Рф на период до Две тысячи 20 года». Перспективы развития систем теплоснабжения отражены в п. Семь «Теплоснабжение» раздела VI «Перспективы развития топливно-энергетического комплекса».

В тексте «Стратегии» справедливо отмечено отсутствие сводного термического баланса страны. Частично потому ее создатели не дали ни анализа, ни прогноза динамики спроса на термическую энергию (ТЭ) по секторам экономики. Сам прогноз составлен в очень агрегированном виде в разрезе производства ТЭ на централизованных и децентрализованных источниках. К последним относятся источники мощностью до 20 Гкал/ч.

Объем производства и употребления ТЭ в Две тысячи г., включая утраты в сетях, оценен равным Две тысячи 20 млн Гкал. Предполагался рост производства и употребления ТЭ на 4% к Две тысячи 5 г., на 9-13% к Две тысячи 10 г., на 15-23% к Две тысячи пятнадцать г. и на 22-34% к Две тысячи 20 г.

Поданным русской статистики потребление ТЭ в Рф в Две тысячи 5 г. снизилось на 4% от уровня Две тысячи г.

Неспешный рост спроса на ТЭ в «Стратегии» в принципиальной мере был должен происходить за счет существенного понижения утрат в термических сетях (ТС): на 5-8% к Две тысячи 5 г.- на 17-21% к Две тысячи 10 г.- на 34-38% к Две тысячи пятнадцать г. и на 55-60% к Две тысячи 20 г. Рост употребления полезно отпущенной ТЭ (за вычетом утрат) был должен составить 7-9% к Две тысячи 5 г., 17-22% к Две тысячи 10 г., 30-41% к Две тысячи пятнадцать г. и 45-62% к Две тысячи 20 г.

По данным русской статистики полезное потребление ТЭ в Рф в Две тысячи 5 г. было на 9% ниже уровня Две тысячи г.

В «Стратегии» дана завышенная оценка утрат в ТС в размере Четыреста шестьдесят млн Гкал, либо 23% от уровня употребления.

По данным русской статистики утраты в ТС оцениваются равными 8,7% от уровня употребления ТЭ (100-120 млн Гкал в последние Семь лет). Утраты на уровне 23% могут быть свойственны для суммы утрат в магистральных и распределительных сетях, обслуживающих маленьких потребителей. С учетом того, что толика маленьких по-

требителей, получающих ТЭ по распределительным сетям (население, сфера услуг и маленькие предприятия), равна примерно 50%, утраты ТЭ в термических сетях общего использования могут быть оценены равными 215-245 млн Гкал, либо около 15% от ТЭ, произведенной на электрических станциях и котельных.

В «Стратегии» предполагалась консервация толики централизованных источников в структуре выработки ТЭ до Две тысячи 20 г. на уровне 70% либо неспешное ее понижение с 72% в Две тысячи г. до 66% в Две тысячи 20 г.

По данным русской статистики толика централизованной выработки ТЭ (на источниках мощностью ниже 20 Гкал/ч) снизилась в 2000-2005 гг. на 2%.

Резюмируя можно отметить, что «Энергетическая стратегия Рф на период до Две тысячи 20 г.» неточно обрисовала изначальное состояние системы теплоснабжения и отдала только очень обобщенную характеристику главных направлений развития теплоснабжения, многие из которых на промежутке до Две тысячи 6 г. оказались неправильными.

Современное состояние теплоснабжения в Рф

За 100 лет развития русская система теплоснабжения стала большей в мире. Система теплоснабжения страны состоит из приблизительно 50 тыс. локальных систем теплоснабжения, обслуживаемых Семнадцать тыс. компаний теплоснабжения (табл. 1).

В составе источников ТЭ: Четыреста девяносто семь ТЭЦ (из их Двести 40 четыре ТЭЦ общего использования и Двести 50 три ТЭЦ промышленных компаний)- Семьсот 5 котельных мощностью выше 100 Гкал/ч- Две тысячи восемьсот 40 семь котельных мощностью от 20 до 100 Гкал/ч- Четырнадцать тысяч триста 50 восемь котельных мощностью от Три до 20 Гкал/ч- 40 восемь тысяч 70 5 котельных мощностью до Три Гкал/ч, также более Двенадцать млн личных термических установок. Тепло от этих источников передается по ТС протяженностью 176,5 тыс. км в двухтрубном исчислении (это в 5,5 раза больше, чем в США - прим. авт.), с общей площадью поверхности около 100 восемьдесят км2 для приблизительно 40 четыре млн абонентов. Централизованным теплоснабжением (ЦТ) для нужд отопления обеспечены 80% жилищного фонда Рф (91% в городках и 52% в сельской местности), а жаркой водой из систем ЦТ - 63% населения Рф (79% в городках и 22% в сельской местности).

Таблица 1. Главные характеристики систем теплоснабжения Рф в Две тыщи и Две тыщи Шесть гг.

Характеристики Единицы измерения 2000 г. 2006 г.
Число изолированных систем теплоснабжения тыс. около 50
Число компаний теплоснабжения единиц 21368 17183
Число абонентов компаний теплоснабжения млн около 44
Число источников теплоснабжения:
ТЭЦ общего использования единиц 242 244
ТЭЦ промышленных компаний единиц 245 253
Котельных, из их: - мощностью наименее Три Гкал/ч - мощностью от Три до 20 Гкал/ч единиц 67913 65985*
единиц 47206 48075
единиц 16721 14358
Личных теплогенераторов млн более 12
Число установленных котлов на котельных единиц 192216 179023
Мощность котельных Гкал/ч 664862 619984
Число ЦТП единиц 22806
Протяженность термических сетей: - поперечником до Двести мм - поперечником от Двести мм до Четыреста мм - поперечником от Четыреста мм до 600 мм - поперечником выше 600 мм км 183545 176514
км 141673 131717
км 28959 28001
км 10558 10156
км 5396 6640
Объем произведенной ТЭ: - в системах ЦТ (мощностью более 20 Гкал/ч) - в системах ЦТ (мощностью наименее 20 Гкал/ч) - на личных теплогенераторах - на теплоутилизированных и других установках
млн Гкал 1430 1446
млн Гкал 220 192
млн Гкал 358 402
млн Гкал 67 81
Подходящий отпуск ТЭ (без личных установок) млн Гкал 1651 1638
Средний тариф на ТЭ руб./Гкал 195 470
Объем реализации ТЭ миллиардов руб. 322 770
Толика жилого фонда, снаряженного ЦТ % 73 80
Толика жилого фонда, снаряженного централизованным жарким водоснабжением % 59 63
Толика горючего, применяемого на создание ТЭ от суммарного его употребления % 37 33
Толика природного газа, применяемого на создание ТЭ от суммарного его употребления % 42 41
Средний КПД котельных % 80 78
Средний КПИТ на электрических станциях % 58 57
Утраты в термических сетях, включая неучтенные млн Гкал 227 244
Толика утрат в термических сетях % 13-15 14-17
Толика термических сетей, нуждающихся в подмене % 16 25
Аварийность на источниках теплоснабжения и термических сетях число аварий 107539 22592
Технический потенциал роста эффективности использования и транспортировки ТЭ млн Гкал 840
Фактические расходы на мероприятия по увеличению* энергоэффективности на источниках теплоснабжения миллиардов руб. н/д 9,5

* Поданным формы 1-зима в Рф насчитывается более Восемьдесят тыс. котельных.

Источники: Формы статистической отчетности 11-ТЭР, 1-ТЕП, 6-ТП за 2000-2006 гг. и оценки ЦЭНЭФ.

В Две тысячи 6 г. в системах ЦТ было произведено Одна тысяча 600 40 5 млн Гкал ТЭ. На электрических станциях было выработано 600 40 два млн Гкал, на котельных - Девятьсот 10 млн Гкал, на теплоутилизационных и других установках - Девяносто три млн Гкал. Еще приблизительно Четыреста одиннадцать млн Гкал было выработано на личных теплогенераторах.

На долю Рф в Две тысячи 5 г. приходится 44% мирового централизованного производства ТЭ . Ни одна страна в мире по масштабам ЦТ не может сравниться с Россией. Потребление ТЭ исключительно в г. Москве превосходит ее суммарное потребление в Голландии и Швеции взятых вместе, а потребление тепла в г. Санкт-Петербурге выше, чем в таких странах-законодателях моды в системах теплоснабжения как Финляндия либо Дания.

На создание ТЭ для систем ЦТ в Две тысячи 6 г. израсходовано Двести 70 девять млн т у.т., либо 29% всего употребления первичной энергии в Рф в Две тысячи 6 г. На создание тепла на централизованных источниках и личных теплогенерирующих установках в Две тысячи 6 г. применено около Триста 20 млн т у.т., либо 33% всего употребления энергии. На создание ТЭ на централизованных источниках в Две тысячи 6 г. израсходовано 100 девяносто один млн т у.т. природного газа, а вкупе с персональными установками -218 млн т у.т., что на 60% превосходит расход газа на создание электроэнергии.

Все региональные рынки ТЭ можно поделить на четыре главных категории: сверхкрупные - Пятнадцать городов с потреблением ТЭ более 10 млн Гкал в год- большие рынки - 40 четыре городка с потреблением от Два до 10 млн Гкал в год- средние рынки - сотки городов с потреблением от 0,5 до Два млн Гкал в год- малые рынки - более 40 тыс.поселений с потреблением тепла от централизованных источников наименее 0,5 млн Гкал в год.

Последняя группа, характеризуемая множественными маленькими и, обычно, низкоэффективными системами теплоснабжения, является более проблемной. Она делает диспропорционально огромную экономическую нагрузку по обеспечению надежности системы теплоснабжения. На ее долю приходится около 15% производимой ТЭ, но более 30-35% эконом средств, направленных на финансирование систем теплоснабжения и их подготовки к зиме. Для этих систем свойственны самые высочайшие тарифы при самой низкой покупательной возможности потребителей и самым высочайшим уровнем задолженности.

Русский рынок ТЭ - один из огромных монопродуктовых рынков Рф. Годичный объем реализации ТЭ всем потребителям в Две тысячи семь г. составил приблизительно Восемьсот 50 миллиардов руб. Из этой суммы цена ТЭ для населения составила Триста 40 миллиардов руб., из которых самому популяции начислено Двести 40 два миллиардов руб. В Две тысячи 6 г. платежная дисциплина населения составила 94%. Кредиторская задолженность систем теплоснабжения на конец Две тысячи 6 г. составила 100 шестнадцать миллиардов руб., а дебиторская - 100 двенадцать миллиардов руб.

В Две тысячи 6 г. за счет бюджетов всех уровней за услуги теплоснабжения для населения было израсходовано Девяносто восемь миллиардов руб. В том числе на компенсацию различия в тарифах - 40 четыре миллиардов руб., на льготы - 30 четыре миллиардов руб. и на субсидии малоимущим - Восемь миллиардов руб. Средний тариф на тепло, отпускаемое популяции в Две тысячи семь г., составил Семьсот 40 5 руб./Гкал. Тарифы очень значительно различаются по субъектам Русской федерации (рис. 1). Малый тариф составил Триста 50 руб./Гкал, а больший - 5 тысяч 100 руб./Гкал. Невзирая на сохранение дотирования теплоснабжения для населения многих регионов, оно на приобретение ТЭ все таки растрачивает в три раза больше средств, чем на приобретение электронной энергии.

В 2000-2006 гг. происходили процессы децентрализации теплоснабжения. Это отразилось в понижении протяженности ТС на 4%, в понижении толики сетей малых поперечников (наименее Двести мм) с 70 семь до 74% и в росте удельного веса числа котельных мощностью наименее Три Гкал/ч с 70 до 73% за счет понижения удельного веса котельных средней мощности, в росте толики ТЭ, производимой на личных установках с Восемнадцать до 20%.

Средняя по Рф частота отказов работы систем теплоснабжения снизилась в 2001-2006 гг. в 5 раз. Политика в области реконструкции и модернизации систем теплоснабжения в 2000-2006 гг. была нацелена в главном на увеличение надежности их работы. Эти усилия дали свои плоды. Частота отказов работы теплопроводов снизилась с 0,5 до 0,1 отказа/км/год, т.е. до грани применимого уровня надежности (в Финляндии она находится на уровне 0,05-0,1 отказа/км/год). Но в почти всех, в особенности маленьких, системах теплоснабжения этот показатель приближается к критичному уровню (0,6 отказов/км/год).

Эффективность производства ТЭ в целом по стране несколько снизилась. Средний КПД котельных понизился до 78%, а средний КПИТ на электрических станциях - до 57%, что ниже эффективности производства только электроэнергии на наилучших новых станциях с комбинированным циклом.

Толика утрат в ТС (с включением неучтенных утрат) возросла и достигнула 14-17% от суммарного употребления ТЭ и 18-20% от ее полезного употребления. Разделение в процессе ценообразования издержек на создание и транспорт ТЭ привело к увеличению толики утрат, отражаемых в статистике по теплоснабжению. Но, эти данные все еще далеки от адекватных оценок утрат. В Две тысячи 6 г. толика отремонтированных и замененных ТС достигнула уровня 10%. Но, принципиальные недоремонты прошедших лет привели к тому, что в Две тысячи 6 г. 25% всех сетей нуждалось в подмене (против 16% в Две тысячи г.).

Технический потенциал роста эффективности использования и транспортировки ТЭ в Рф оценен равным Восемьсот 40 млн Гкал, либо 58% от употребления энергии, производимой в централизованных системах теплоснабжения. Основная часть этого потенциала - увеличение эффективности использования ТЭ в зданиях (460 млн Гкал) и в индустрии (160 млн Гкал). Только ликвидация небаланса меж спросом и предложением тепла для строений за счет автоматизации процессов теплоснабжения дозволит понизить потребность в ТЭ для отопления построек более, чем на 100 30 млн Гкал.

Инвестиции в системы теплоснабжения в Две тысячи 6 г. составили 40 три миллиардов руб. На реализацию мер по увеличению эффективности производства ТЭ в Две тысячи 6 г. было израсходовано немногим наименее 10 миллиардов руб., а на перекладку ТС еще Три миллиардов руб. при потребности в расходах более 200-250 миллиардов руб. Сохранение таких темпов модернизации чревато растягиванием реализации потенциала сбережения энергии на 20-25 лет. Изношенность объектов теплоснабжения вынуждает расходовать раз в год более 20 три миллиардов руб. на цели их полгого ремонта.

Число компаний теплоснабжения в Рф сократилось с 20 один тыс. в Две тысячи г. до Семнадцать тыс. в Две тысячи 6 г. Но, в Рф на федеральном уровне нет ни структур управления, ни единой политики развития систем теплоснабжения. В последние годы на развитие систем теплоснабжения оказывают существенное воздействие реформа электроэнергетики, реформа ЖКХ и реформа местного самоуправления. Но, в концепции реформы электроэнергетики не выражена позиция по судьбе ТЭЦ. Реформа ЖКХ была нацелена на акционирование компаний теплоснабжения, на вербование личного капитала в эту сферу и на рост обеспеченности устройствами учета. В концепции реформы ЖКХ фактически не были отражены мотивированные характеристики надежности, эффективности, свойства и доступности услуг теплоснабжения. Приход личных операторов осложнился необходимостью определения как начального состояния объектов теплоснабжения, так и определения их мотивированного состояния.

Результаты диагностики более чем трехсот русских систем теплоснабжения позволили сконструировать главные системные трудности функционирования русского теплоснабжения последующим образом:

Отсутствие надежных данных по фактическому состоянию систем теплоснабжения-

Отсутствие роста спроса на тепло в последние годы на фоне существенного ускорения экономического роста-

Отсутствие многообещающих Генеральных планов, городских энергетических планов и освеженных схем теплоснабжения в подавляющем большинстве населенных пунктов-

Значимый излишек мощностей источников теплоснабжения-

Завышенные оценки термических нагрузок потребителей-

Лишная централизация многих систем теплоснабжения-

Понижение либо стабилизация на малом уровне толики выработки тепла на ТЭЦ при полном отсутствии гос политики поддержки и стимулирования совместной выработки термический и электронной энергии-

Высочайший уровень утрат в ТС как за счет лишней централизации, так и за счет обветшания ТС и роста толики сетей, нуждающихся в срочной замене-

Разрегулированность систем теплоснабжения (высочайшие утраты от «перетопов» достигающие 30-50%)-

Нехватка обученных кадров, в особенности на объектах теплоснабжения маленьких поселений.

Источники тепла:

Высочайшие удельные расходы горючего на создание ТЭ-

Низкая насыщенность приборным учетом употребления горючего и/либо отпуска ТЭ на котельных-

Маленькой остаточный ресурс и изношенность оборудования-

Нарушение сроков и регламентов проведения работ по наладке режимов котлов-

Нарушение свойства горючего, вызывающее отказы горелок-

Малый уровень автоматизации, отсутствие автоматики либо применение непрофильной автоматики-

Отсутствие либо низкое качество водоподго-товки-

Несоблюдение температурного графика-

Высочайшая цена топлива-

Нехватка и недостающая квалификация персонала котельных.

Тепловые сети:

Заниженный (по сопоставлению с реальным) уровень утрат в ТС, включаемый в тарифы на тепло, что значительно занижает экономическую эффективность расходов на реконструкцию ТС-

Высочайший уровень фактических утрат в ТС-

Высочайший уровень издержек на эксплуатацию ТС (около 50% всех издержек в системах теплоснабжения)-

Лишная централизация принципиальной части систем теплоснабжения, что обуславливает завышенные утраты в ТС-

Высочайшая степень износа ТС и превышение в ряде населенных пт критичного уровня частоты отказов-

Неудовлетворительное техническое состояние ТС, нарушение термический изоляции и высочайшие утраты ТЭ-

Нарушение гидравлических режимов ТС и сопутствующие ему «недотопы» и «перетопы» отдельных построек.

Потребители услуг теплоснабжения:

Неоднозначность приобретаемого продукта: ресурсы (Гкал, л) либо услуги по обеспечению комфорта (температура и влажность в помещении)-

Существенное завышение расчетного употребления коммунальных ресурсов в домах и эконом зданиях по сопоставлению с фактическим при низкой степени охвата построек приборным учетом употребления ТЭ-

Низкая степень организованности населения как потребителя коммунальных ресурсов-

Низкая степень охвата домохозяйств квартирным учетом жаркой воды и средствами регулирования теплопотребления-

Низкие свойства теплозащиты жилых построек и их ухудшение из-за недостающих ремонтов ограждающих конструкций жилых и публичных зданий-

Отсутствие у эксплуатирующих жилой фонд организаций стимулов к увеличению эффективности использования коммунальных ресурсов-

Ограниченность возможности и готовности населения платить за услуги теплоснабжения и связанные с этим энергичное противодействие увеличению тарифов на тепло и малый уровень собираемости платежей.

Основные Технологические Системы

И когенерации
в Российской Федерации на период до 2020 года


Общие положения
Основания для разработки стратегии

Отраслевая стратегия развития теплоснабжения в Российской федерации разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.01.01 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и имеет целью формулирование долгосрочных ориентиров развития отрасли теплоснабжения.

В статье 2 п. 27 названного закона дано понятие отраслевого документа стратегического планирования: «документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного и и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, ».

В статье 19 п. 4 этого закона дан перечень отраслевых документов стратегического планирования, включая: «отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер ».

Таким образом, Стратегия развития теплоснабжения в Российской Федерации, в первую очередь, должна определять цели и задачи государственного и муниципального управления теплоснабжением. Сведение в одном документе всех основных проблем отрасли позволяет перейти от практики отдельных правительственных поручений к систематизированной работе по комплексу взаимосвязанных проблем.


Теплоснабжение как отрасль

За 110 лет развития российская система теплоснабжения стала самой большой в мире, на ее долю приходится более 40 % мирового централизованного производства . Рынок тепловой энергии – один из самых больших монопродуктовых рынков России.

Потребление тепловой энергии составляет в стране около 2 млрд Гкал в год, в том числе от централизованных систем 1,4 млрд Гкал. На производство тепловой энергии для систем теплоснабжения расходуется 320 млн т. у. т., или 33% потребления первичной энергии в России.

Российское централизованное теплоснабжение состоит из 50 тыс. локальных систем, обслуживаемых 18-ю тысяч предприятий.

Платежи за отопление и горячую воду составляют большую часть в структуре оплаты населением коммунальных услуг. Соответственно, основные резервы снижения платежей населения за находятся также в теплоснабжении.

Под отраслью экономики понимается совокупность предприятий производящих однородную продукцию по однотипным технологиям. Теплоснабжение было выделено как отдельная отрасль в после принятия 27 г. федерального закона «О теплоснабжении».

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) теплоснабжение как «производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» имеет код 40.3 и делится на 10 подвидов деятельности. Законодательство о теплоснабжении не вводит особенностей регулирования для систем теплоснабжения, различающихся по величине, соответственно, понятие нецентрализованных систем теплоснабжения применяется как технологическое.

В законе «О теплоснабжении» дано понятие термина теплоснабжение: «обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности». Там же дано определение потребителя тепловой энергии: «лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего и отопления».

Из совокупности двух вышеназванных определений следуют следующие выводы:

    Теплоснабжение относится к товарным рынкам (не рынкам услуг) на которых на границе балансовой ответственности продаются товары ─ тепловая энергия, теплоноситель и мощность. Если отсутствует приобретение (покупка) тепловой энергии (мощности), теплоносителя, то лица, использующие их, не являются потребителями, а самостоятельное обеспечение тепловой энергией и горячей водой не является теплоснабжением. В настоящей стратегии самостоятельное теплообеспечение рассматривается только как альтернатива теплоснабжению.

Система терминов, которая действует в законодательстве о теплоснабжении, а также в смежных законодательствах (жилищном и о водоснабжении) нуждается в серьезной переработке с учетом того, что теплоснабжение – товарный рынок.

До сих пор законодательно не разделены понятия коммунального ресурса и коммунальные услуги. Это приводит к многочисленным спорам, разногласиям и в конечном счете – к финансовым потерям всех участников рынка. Необходимо ввести четкую и однозначную систему терминов для описания этих отношений.

Для определения коммунальной услуги необходимо ориентироваться на международные стандарты эргономики, определяющие особенности и возможности функционирования человека в системах: человек, вещь, среда. В них вместо упрощенного понятия «отопление» действует понятие «теплового комфорта», который достигается при правильной эксплуатации строительных конструкций зданий, обеспечении качества , распределении теплоносителя по теплопотребляющим установкам. При оценке качества услуги должны учитываться температура стен, потолков, полов (не ниже чем на 4 ⁰C от температуры в помещении), подвижность воздуха (особенно у пола) и его относительная .

Россия присоединилась к европейскому стандарт эргономики, это ГОСТ Р ИСО 7730-2009. «Эргономика термальной среды.

Аналитическое определение и интерпретация комфортности теплового режима с использованием расчета показателей PMV и PPD и критериев локального теплового комфорта». Стандарт позволяет провести аналитическую оценку теплового комфорта на основе показателей PMV (прогнозируемая средняя оценка качества воздушной среды).) и PPD (PPD – прогнозируемый процент недовольных температурой среды), а также критериев локального теплового комфорта и помогает оценить приемлемость условий окружающей среды для обеспечения теплового комфорта человека.

Требования вышеназванного стандарта были учтены в ГОСТ 30494-2011. «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» пункт 2.6. «Оптимальные параметры микроклимата: сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении». ГОСТ 30494-2011 включен в Перечень документов в области , в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 01.01.2001 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Цели государственного и муниципального управления теплоснабжением
Полномочия государственных и муниципальных органов власти

В соответствии со статьей 14 Федерального от 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах в Российской Федерации» организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения, то есть эта задача возложена на органы местного самоуправления.

Под «организацией теплоснабжения» следует понимать создание условий для надежного и безопасного функционирования систем теплоснабжения в рамках заданных на федеральном уровне правил. Этот термин должен быть раскрыт в .

Основная задача федеральных органов власти – создание единой нормативной и регуляторной среды, которая обеспечивает безопасное, надежное и качественное теплоснабжение. К полномочиям органов государственной власти относятся (тарифное, антимонопольное и так далее), контроль и надзор.

Государство нормирует требования качества, надежности и безопасности (включая экологию) теплоснабжения. Обеспечить выполнение этих норм можно во множестве вариантов.

Органы местного самоуправления наделены правом определять оптимальный вариант развития через утверждение схемы теплоснабжения. Фактически через утверждение схем муниципалитетам дано право либо развивать, либо ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов (вплоть до прекращения функционирования отдельных теплоисточников). Для исключения коррупционных рисков важно обеспечить, чтобы при этом соблюдались единые для всех прозрачные и конкурентные правила.


Цели и задачи государственного и муниципального управления

Главная цель государственного и муниципального управления теплоснабжением ─ организация качественного, надежного и безопасного теплоснабжения наиболее экономичным образом.