Рассмотрение индивидуального трудового спора является. Индивидуальный трудовой спор: все, о чем должен знать работодатель (Комиссарова Т.Ю.). Органы, осуществляющие рассмотрение индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры

Индивидуальные трудовые споры - это неурегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде. В индивидуальных трудовых спорах (ст. 381 Трудового кодекса РФ) участвуют, с одной стороны, работник, с другой - работодатель. Не все споры, возникающие между работником и работодателем, являются трудовыми. Например, если работник, проживающий в заводской квартире, самовольно занял освободившуюся в ней комнату, а предприятие предъявило к нему иск о выселении, то такой спор не является трудовым. Отношения, в связи с которыми он возник, регулируются нормами не трудового, а жилищного права. Трудовыми являются только те споры, которые возникают из отношений, регулируемых трудовым законодательством. Как правило, трудовой спор возникает тогда, когда субъект трудового правоотношения считает, что его право нарушено в результате неправильного применения в данном конкретном случае тех или иных норм трудового законодательства. Наряду с этим между субъектами трудового правоотношения могут возникнуть споры в связи с установлением новых или изменением действующих условий труда. Трудовые споры можно классифицировать так - в зависимости от характера спорного правоотношения на:

1. Трудовые споры, имеющие материальный характер.

2. Трудовые споры, имеющие нематериальный характер (организационные, процедурные, процессуальные).

Предметом рассмотрения специальных органов (КТС, суда, Рострудинспекции субъекта РФ) являются в основном споры материальные, а нематериальные споры встречаются достаточно редко. Причины возникновения индивидуальных трудовых споров условно можно разделить на две основные группы: а) субъективные причины (незнание, неправильное толкование норм трудового законодательства и т.п.); б) объективные причины (плохая организация труда, упущения в организационно-хозяйственной деятельности предприятия, нечеткие формулировки отдельных норм трудового законодательства, пробелы в законодательстве о труде и т.п.).

Одной из основных причин, порождающих индивидуальные трудовые споры, является слабое знание или незнание работником и работодателем трудового законодательства, т.е. низкая правовая культура. В ряде случаев индивидуальные трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения некоторых работников к исполнению своих трудовых обязанностей и предъявления ими незаконных требовании, а также вследствие сознательного нарушения отдельными работодателями законодательства о труде. Дальнейшее совершенствование трудового законодательства, повышение правовой культуры граждан, улучшение организации труда - эти и другие мероприятия, проводимые в нашей стране, направлены на снижение и искоренение причин, порождающих трудовые споры, на укрепление законности в трудовых отношениях. Законодательство о труде предусматривает разрешение трех видов трудовых споров:

1) между работником и работодателем по поводу применения действующих условий труда (например, споры, связанные с увольнением работника, выплатой заработной платы, предоставлением отпуска и др.);

2) между работником и работодателем по поводу установления новых или изменения существующих условий труда (например, споры о присвоении новых тарифных разрядов, окладов, об установлении новых норм выработки и др.);

3) между профсоюзным комитетом и работодателем по поводу установления новых или изменения действующих условий труда (например, споры, возникающие при заключении коллективного договора).

Предметом индивидуального трудового спора являются права и законные интересы работника, нарушенные, по его мнению, администрацией при применении трудового законодательства, иных нормативных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора, то есть при неисполнении или ненадлежащем исполнении названных актов. В таких случаях заявление о рассмотрении трудового спора подается работником или, в его интересах, от его имени профсоюзным органом (профкомом). Предметом индивидуальных трудовых споров между администрацией и работником может быть обязанность возмещения материального ущерба организации неправомерным поведением работника. В таких случаях заявление (иск) подается администрацией организации. Несколько слов о компетенции и подведомственности органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Компетенция - это совокупность полномочий (прав и обязанностей) органа в определенной сфере деятельности. При этом полномочия органа одновременно являются его обязанностями. В частности, рассмотрение трудового спора есть право и одновременно обязанность соответствующих органов, если к ним обратились с надлежащим заявлением. Органы по рассмотрению трудовых споров не вправе отказать в приеме заявления или в рассмотрении спора. Подведомственность - это определенная компетенция определенных органов по рассмотрению тех или иных видов трудовых споров. Подведомственность определяется видом трудового спора по субъектам (индивидуальный или коллективный) и по содержанию (по установлению условий труда или по их применению). Каждый из органов рассматривает споры, ему подведомственные. Следовательно, прежде чем обратиться за решением трудового спора, надо знать куда, в какой именно орган следует подать заявление (иск). Подведомственность юрисдикционного органа определяется законодательным актом (Трудовым кодексом и Гражданским процессуальным кодексом) как круг трудовых споров о праве, на рассмотрение и разрешение которых правомочен орган. Именно по кругу тех трудовых споров, которые каждый юрисдикционный орган вправе рассматривать и разрешать, проводится разграничение подведомственности каждого органа в области рассмотрения споров. Решение органа по трудовому спору только тогда имеет юридическую силу, когда оно вынесено по подведомственному ему вопросу. Поэтому необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и в вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять правовосстанавливающие действия, но различным порядком. Подведомственность определяется в зависимости от участников спора. Индивидуальные трудовые споры в соответствии со ст. 382 Трудового кодекса РФ рассматриваются КТС и судами. Однако сегодня Трудовой кодекс РФ предполагает возможность обращения работника с жалобой (просьбой разрешить возникшую проблему) в государственную инспекцию труда субъекта федерации. Однако такая инспекция не является основным органом для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Термин подведомственность обычно определяют как круг споров, круг дел, разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа либо должностного лица. Термин подведомственность применяется по виду спора либо по виду органа, который рассматривает спор. В первом случае мы говорим о праве органов рассматривать те или иные споры. Например, споры о восстановлении на работе работников подлежат рассмотрению только в судебном порядке. Трудовой кодекс РФ в ряде статей прямо предусматривает обжалование отдельных решений работодателя в Рострудинспекцию, например, ст. 193 Трудового кодекса РФ. Ст. 291 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность при расследовании несчастных случаев на производстве обжаловать решение в суды или Рострудинспекцию.

Таким образом, можно сказать, что государственная инспекция труда наделена полномочиями по решению трудовых споров (коллективных и индивидуальных) между работниками и работодателем. Компетенция специализированных органов по разрешению трудовых споров - их Трудовой кодекс РФ называет в ст. 382 (КТС и суд). Сейчас никто не вправе отменить решение КТС, и прокурор может обратиться с жалобой либо в суд, либо в КТС. КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры за исключением тех, которые отнесены к компетенции судов. Для этого надо выяснить, является ли спор индивидуально-трудовым, и определить подведомственность, во-вторых, определить не относится ли спор к исключительной компетенции суда.

Споры, связанные с трудовыми договорами:

1. Связанные с приёмом на работу, например, вопросы о дате приема на работу, об изменении названия, наименования должности, профессии, специальности. Особенно это актуально для тех работников, чьи профессии связаны с определенными льготами, например, с пенсией за выслугу лет.

2. Применение и изменение условий трудового договора, ст. 381 Трудового кодекса РФ включила в число индивидуальных трудовых споров разногласия по вопросам изменения условий труда (в том числе и условия оплаты труда). Споры по заявлению работников о переводе на другую работу, о выплате компенсации за выполнение нижеоплачиваемой работы после перевода относятся к компетенции суда. Ст. 394 Трудового кодекса РФ говорит о вынесении решения о переводе на другую работу. Соотнося статьи 391 и 394, можно говорить о переводах осуществляемых вопреки интересам работника, и таким образом можно признать, что КТС вправе рассматривать споры о переводе, если администрация не соблюдает требования закона о переводе. Сюда относятся переводы беременных, женщин с малолетними детьми, лиц с пониженной трудоспособностью и т.д., т.е. та группа людей, которые переводятся только по их согласию.

3. Расторжение трудового договора. По общему правилу, споры о восстановлении незаконно уволенного работника должны рассматриваться в суде, однако есть некие правила, которые обязывают при определенных в законе условиях уволить работника, который желает прекратить трудовые отношения с работодателем. Например, работник поступил на обучение в ВУЗ и желает расторгнуть трудовой договор, а работодатель не желает расторгать договор и утверждает то, что работник должен проработать еще две недели - тогда можно обращаться в КТС для решения этого вопроса. Также если работнику не представляется работа, которая обусловлена трудовым договором, можно обращаться в КТС. Главным вопросом является вопрос оплаты труда. Определение подведомственности таких споров сомнений не вызывает. Общие вопросы оплаты труда: по ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная зарплата работника отработавшего за месяц выполненную норму труда и отработавшего норму времени не может быть ниже МРОТ. Также базовая тарифная ставка не должна быть меньше МРОТ. Вопрос премий. КТС могут рассматриваться споры связанные с премиями, которые входят в состав зарплаты работника, вопросы премирования по другим основаниям не относятся к компетенции КТС (например, премии по результатам соревнования, связанные с юбилейными датами, за рационалистическую деятельность). Есть такая формула, КТС как правило рассматривает споры связанные с премиями, если право на получение этой премии возникает у всех работников выполнивших условия положения о премировании. Нередко отдельные вопросы стимулирования труда работника решаются в коллективном договоре, напр., в него может быть включено обязательство о выплате премий не с учетом, а по согласованию с профсоюзом. Премиальное положение становится локальным нормативным актом, а соответственно работодатель не может в одностороннем порядке отступить от условий положения и работник может обжаловать данные действия работодателя. Может существовать фонд начальника цеха, мастера, премии из этого фонда могут выплачиваться с согласованием с профгрупоргом. Потребовать выплаты такой премии через КТС практически невозможно. Т.к. эти премии - чистый субъективизм. Однако КТС отказать в приеме такого заявления по причине неподведомственности не в праве. Но они могут работнику объяснить бесполезность такого разбирательства. Оплата труда при отклонении от норм труда (за сверхурочную работу и т.д.). Т.к. это споры связанные с применением трудового законодательства, то они подведомственны КТС.

К ведению КТС относятся вопросы, связанные с оплатой труда, с выпуском бракованной продукции во время простоя. В браке может отсутствовать вина работников, также определяется полный или частичный брак, а определение степени уменьшения расценок к компетенции КТС не относится, т.к. это спор об установлении условий труда. Спор по простою может возникать не только по вопросу отказа оплаты времени простоя, но также и размера таких выплат. Например, работодатель отказывает в оплате вынужденного простоя в связи с тем, что работник не предупредил о начале простоя. Такой спор, конечно же, КТС подведомственен. Хотя правило это достаточно сложное, например, отключили электроэнергию, и что 1000 работников с заявлениями побегут к работодателю? К тому же электроэнергию могут отключить и на 30 секунд, и на 8 часов. Удержание из зарплаты - это значительная доля проходящих через КТС вопросов оплаты труда. В общем виде их подведомственность можно определить так - все споры связанные с удержанием зарплаты предусмотренной в трудовом законодательстве могут быть рассмотрены КТС. т.е. споры об удержании, которые попадают под действие других отраслей права, например, споры об удержании алиментов, КТС рассматриваться не могут. Например, если подоходный налог удержан в большем размере, чем кажется работнику, то такие споры должны решаться через налоговые органы и действия налоговых органов обжалуются в суд, а не КТС. Гарантийные компенсационные выплаты. Во всех случаях, когда такие выплаты не произведены или их размер меньше чем должен быть, то работник вправе обратиться в КТС. Но, например, споры о взыскании средней зарплаты при задержке выдачи трудовой книжке подлежат рассмотрению в общем порядке, т.е. и КТС может их разрешать. Спор по рабочему времени и времени отдыха. Например, лица, работающие по гибкому графику, могут при нарушении переводиться на жесткий график до трех месяцев, при повторном нарушении до двух лет, споры в таких случаях также подведомственны КТС. Помимо обжалования взысканий, работники могут обжаловать применение других мер правового воздействия, например, если работник считает, что дисциплинарное взыскание возложено на него неправомерно или он не согласен с размером меры взыскания или ее вида. Кроме того, в КТС может быть оспорено такое взыскание, как устное замечание. Требования по досрочному снятию дисциплинарного взыскания в КТС не рассматриваются. Судебная подведомственность индивидуальных трудовых споров. С одной стороны определяется круг споров подлежащих судебному разбирательству, с другой стороны определяется компетенция суда по рассмотрению трудовых дел. Поскольку КТС является органом досудебного рассмотрения трудовых споров, значит, любой вопрос подведомственный КТС может рассматриваться в судебном порядке. Ст. 391 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность работника решать вопрос о том, где рассматривать его трудовой спор. Однако есть группа споров, где усмотрение работника сужено только до одного органа - суда. Ст. 391 называет случаи, исключительной подведомственности судам индивидуальных трудовых споров:

1. Индивидуальные трудовые споры по заявлению работника о восстановлении на работе, независимо от оснований увольнения.

2. О формулировке основания и причин увольнения.

3. Об оплате за время вынужденного прогула и т.д.

4. Споры по заявлениям работодателя о возмещении вреда причинённого организации работником.

5. По заявлениям лиц, которым отказано в принятии на работе.

6. Лица, которые считают, что они подверглись дискриминации.

Иногда работники, не согласные с какими-то вопросами применения норм трудового законодательства (в части оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций, порядка увольнения и пр.), обращаются за восстановлением нарушенных, с их точки зрения, прав в различные инстанции - государственную инспекцию труда (далее - ГИТ), комиссию по трудовым спорам (далее - КТС), прокуратуру или суд. Однако каждый из этих органов рассматривает трудовой спор в соответствии со своей компетенцией, да и трудовые споры бывают индивидуальными и коллективными. Сегодня в статье расскажем о разрешении индивидуальных трудовых споров и поясним, кто уполномочен рассматривать такие споры, в какие сроки и каком порядке.

Понятие индивидуального трудового спора

Статьей 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Примечание. Рассмотрению и разрешению таких споров посвящена гл. 60 ТК РФ.

Индивидуальным трудовым признается и спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа последнего от заключения такого договора.
Отметим, что муниципальные служащие при возникновении индивидуального трудового спора руководствуются нормами ТК РФ, а вот государственные гражданские служащие - Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ). В частности, в силу его ст. 69 для них индивидуальным служебным спором считаются неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на ней, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что индивидуальный трудовой спор обладает следующими признаками:
- есть разногласия, не урегулированные с помощью переговоров с руководителем или профсоюза;
- о разногласиях заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров;
- предмет спора - разногласия по применению законов, нормативных актов, соглашения или коллективного договора, необоснованный отказ в приеме на работу, дискриминация в установлении заработной платы, гарантий и компенсаций и пр.

Органы по рассмотрению индивидуального спора

Органами по рассмотрению таких споров являются КТС и суд (ст. 382 ТК РФ). Причем работник не обязан обращаться сначала в КТС, а лишь потом в суд, поэтому не исключено, что работник обратится сразу в суд.
Индивидуальные трудовые споры государственных гражданских служащих рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам или судом (ст. 70 Закона N 79-ФЗ).

К сведению. В случае несогласия сотрудника ОВД с решением о перемещении по службе, отстранении от должности в служебном порядке, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел он вправе обжаловать это решение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, а решение, принятое Министром внутренних дел РФ или Президентом РФ, - в суд (ст. 66 Положения о службе в ОВД РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1).

Иногда работники обращаются в ГИТ с жалобой на действия работодателя, например при увольнении, требуя восстановить на работе или отменить приказ о расторжении трудового договора. И инспектор приходит к работодателю с проверкой законности увольнения. Нередко такая проверка заканчивается выдачей работодателю предписания об устранении нарушения трудового законодательства - о восстановлении работника в прежней должности. Рекомендуем работодателю не торопиться с исполнением подобного предписания, а обжаловать его: к полномочиям ГИТ относится выявление нарушений, но не разрешение трудовых споров. Об этом говорят и суды. Например, Саратовский областной суд, отменяя предписание ГИТ, которым ООО обязывалось отменить приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, указал, что вынесенное предписание является постановлением с превышением полномочий, поскольку с учетом несогласия работника с фактом применения дисциплинарного взыскания имел место индивидуальный трудовой спор, подлежащий рассмотрению КТС или судом (Апелляционное определение от 13.02.2014 по делу N 33-809).
То есть ГИТ может выдавать обязательные для исполнения предписания только в случае выявления нарушения норм трудового законодательства, например, если не ведутся трудовые книжки, отсутствуют локальные нормативные акты, не заключены трудовые договоры.

Рассмотрение споров КТС

Чтобы рассмотреть индивидуальный трудовой спор с помощью данного органа, его нужно создать.

Примечание. Чаще всего инициатива по созданию КТС исходит от работников и их представителей.

Статьей 384 ТК РФ определено, что КТС могут образовываться по инициативе работников (представительного органа работников) или работодателя из равного числа представителей. Работодатель или представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.
Представители в КТС со стороны работодателя назначаются руководителем организации, а со стороны работников - избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются их представительным органом с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
Отметим, что КТС можно создать и в отдельно взятом структурном подразделении для рассмотрения индивидуальных трудовых споров в пределах полномочий этого подразделения. Однако такая КТС не будет структурным подразделением КТС организации и не подчиняется ей.
Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Это значит, что работодатель должен обеспечить КТС помещением, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями и пр.
Статьей 386 ТК РФ определено, что работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам этого срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.
Итак, КТС создана. Теперь расскажем о порядке рассмотрения индивидуального трудового спора.
Как только от работника поступило заявление о рассмотрении спора, КТС обязана рассмотреть его в течение десяти календарных дней (ч. 2 ст. 387 ТК РФ). Если же индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в указанный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд (ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

Примечание. Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Если работник (его представитель) отсутствует, то рассмотрение спора возможно только при условии, что работник письменно разрешил рассмотреть спор в его отсутствие.
Если такое заявление не поступало, но работник (его представитель) не явился на заседание КТС, рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Это не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно, но в пределах срока, установленного ст. 386 ТК РФ.
Для правильного разрешения спора КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы. Рассматривая спор, КТС ведет протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.
Помните, что заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
Решение по спорному вопросу принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Если голоса членов КТС разделились поровну, решение считается непринятым. В таком случае работник может обратиться за разрешением трудового спора в суд. Решение оформляется письменно: перечень обязательных сведений, подлежащих включению в этот документ, можно найти в ст. 388 ТК РФ.

К сведению. Трудовой кодекс не дает КТС права пересматривать принятое решение и возникновение новых обстоятельств спора не создаст оснований для повторного рассмотрения спора в КТС - в таком случае работнику дорога в суд.

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.
Итак, процедура рассмотрения КТС спора состоит из следующих этапов:
- принятие от работника заявления с обязательной регистрацией;
- подготовка материалов к рассмотрению (устанавливаются свидетели, уточняются обстоятельства спора и пр.);
- рассмотрение спора (на это у комиссии есть десять дней);
- вынесение решения (в письменном виде).

Исполнение решения КТС и его обжалование

Работник или работодатель, не согласные с решением КТС, могут обжаловать его в суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения (ч. 2 ст. 390 ТК РФ). Если срок на обжалование будет пропущен по уважительным причинам, суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.
Пленум ВС РФ в Постановлении от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 2) разъясняет, какие причины пропуска срока на обжалование могут считаться уважительными для работника - это обстоятельства, препятствовавшие ему своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь, нахождение в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). А вот для работодателя даже примерного перечня таких причин нет, поэтому в каждом конкретном случае суд будет оценивать причины самостоятельно и принимать решение на свое усмотрение.

Обратите внимание! Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока на обжалование решения КТС - ТК РФ не предусматривает такой возможности. Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление (п. 5 Постановления N 2).

Как только истек срок на обжалование, у работодателя есть три дня, чтобы исполнить решение КТС. Если этого не сделать, КТС выдаст работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. А это значит, что работник сможет обратиться в службу судебных приставов для принудительного исполнения решения КТС. Помните, что сделать это работник может в течение трех месяцев со дня получения такого удостоверения (ст. 389 ТК РФ).
Согласно ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" требования, содержащиеся в удостоверении, выданном КТС, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением отдельных требований:
- если срок исполнения содержащихся в удостоверении требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно этим законом или документом;
- требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов;
- если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления данного документа в подразделение судебных приставов.
Отметим, что работник может обратиться в КТС за выдачей такого удостоверения в течение месяца со дня принятия комиссией решения. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок. Однако помните, что удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

Рассмотрение спора в суде

В силу ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
У работника есть два основания для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора:
- если он не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести рассмотрение спора в суд;
- работник не стал обращаться в КТС или КТС в организации не создана.
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
- работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, о выплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
- работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Обратите внимание! Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Непосредственно в судах рассматриваются и индивидуальные трудовые споры об отказе в приеме на работу, а также лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). При пропуске по уважительным причинам данных сроков они могут быть восстановлены судом.
Рассмотрение индивидуального трудового спора судом осуществляется по гражданско-процессуальному законодательству.

К сведению. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов (ст. 333.36 НК РФ, ст. 393 ТК РФ).

Вынесение решений по трудовым спорам

Сотрудник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. При этом КТС или суд принимает решение о выплате такому сотруднику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы (ч. 2 ст. 394 ТК РФ).
По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может:
- ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника компенсации (за вынужденный прогул);
- в случае признания увольнения незаконным принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.
Если в ходе рассмотрения спора КТС или суд установит, что формулировка основания и (или) причины увольнения неправильная или не соответствует закону, она должна быть изменена органом, рассматривающим спор, и указана в решении в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи.

К сведению. Если после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. Если к моменту вынесения указанного решения работник уже вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя (ч. 7 ст. 394 ТК РФ).

Может получиться так, что неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению на другую работу. В таком случае суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка либо незаконного перевода на другую работу по заявлению работника с работодателя может быть взыскана денежная компенсация морального вреда. Однако решение о взыскании такой компенсации может быть принято только судом.

К сведению. Отметим, что возможна такая ситуация: сотрудник восстановлен на работе, ему выплачены денежные средства (компенсация морального вреда, задержки выдачи трудовой книжки, оплата вынужденного прогула и пр.). Но работодатель оспорил вынесенное решение, и оказалось, что сотрудник был уволен законно. Можно ли взыскать с него средства, выплаченные ему по первому решению органа, рассматривающего индивидуальный трудовой спор? К сожалению, нет. Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах (ст. 397 ТК РФ).

Подведем итог

Итак, индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС или судом - ГИТ не вправе его разрешать, в ее компетенции лишь выявление нарушений трудового законодательства. Для обращения за разрешением спора в КТС и суд у работника есть три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - один месяц со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Решение органа, рассматривающего трудовой спор, может быть обжаловано и лишь потом исполнено. Но если это решение о восстановлении работника в прежней должности, оно должно быть исполнено немедленно (ст. 396 ТК РФ). При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

О видах трудовых споров мы рассказывали в нашей . О рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров расскажем в этом материале.

Понятие индивидуального трудового спора

Индивидуальный трудовой спор - это возникшие между работодателем и работником неурегулированные разногласия по трудовым вопросам, при этом об этих разногласиях заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ч. 1 ст. 381 ТК РФ). Трудовые вопросы, которые становятся предметом индивидуальных трудовых споров, могут касаться применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, трудового или коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта.

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются…

Кто рассматривает индивидуальные трудовые споры? Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров по ТК РФ предусматривает 2 инстанции. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются (ст. 382 ТК РФ):

  • комиссиями по трудовым спорам;
  • судами.

При этом работник сам решает, обращаться ему вначале в комиссию, а в суд идти только при несогласии с ее решением, или сразу подавать заявление в суд (ч. 1 ст. 391 ТК РФ).

Необходимо учитывать, что в отдельных случаях применяется исключительно судебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Это означает, что в комиссию за разрешением такого спора не обращаются. Производится всегда рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах при решении, в частности, таких вопросов, как (ст. 391 ТК РФ):

  • отказ в приеме на работу;
  • восстановление на работе;
  • изменение даты и формулировки причины увольнения;
  • дискриминация на работе;
  • претензии лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физлиц, не являющихся ИП;
  • разногласия работников религиозных организаций со своими работодателями;
  • оплата за время вынужденного прогула;
  • неправомерные действия (бездействия) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • возмещение работником ущерба, причиненного работодателю.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ, иными федеральным законами, ГПК РФ (ст. 383 ТК РФ).

Срок для обращения за разрешением спора

Работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом комиссия может рассмотреть спор и по окончании трехмесячного срока, если этот срок был пропущен по уважительным причинам (ст. 386 ТК РФ). Если индивидуальный трудовой спор не был рассмотрен комиссией по трудовым спорам в течение 10 дней, работник вправе перенести рассмотрение спора в суд. В суд работник может пойти и после рассмотрения спора комиссией по трудовым спорам, если хочет обжаловать ее решение. На это работнику дается 10 дней со дня вручения ему копии решения комиссии (ст. 390 ТК РФ).

Что касается обращения сразу в суд, то срок работнику для этого в общем случае дается также 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если это спор об увольнении, срок для обращения в суд - 1 месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

По спорам о невыплате или неполной выплате зарплаты и других выплат право на обращение в суд сохраняется за работником в течение 1 года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. Год дается и работодателю, если он хочет обратиться в суд за возмещением работником причиненного работодателю ущерба. Срок здесь исчисляется со дня обнаружения такого ущерба.

Необходимо учитывать, что пропущенные по уважительным причинам сроки могут быть судом восстановлены (ст. 392 ТК РФ). При этом суд не вправе отказать в принятии искового заявления по причине пропуска срока (

Образование комиссий по трудовым спорам. В соответствии со ст. 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Компетенция комиссии по трудовым спорам определена в ст. 385 ТК РФ, которая предусматривает, что комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Срок обращения в комиссию по трудовым спорам. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права274. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам закреплен в ст. 387 ТК РФ. Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представить ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание. Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Статья 388 ТК РФ предусматривает, что в решении комиссии по трудовым спорам должны быть указаны:

Наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

Даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

Фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд. В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник в соответствии со ст. 390 ТК РФ вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения им копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

82. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в судах.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Непосредственно в судах в соответствии со ст. 391 ТК РФ рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

Работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

Работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами;

Об отказе в приеме на работу;

Лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц;

Лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки275. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.

При пропуске сроков по уважительным причинам они могут быть восстановлены судом.

В зависимости от вида индивидуального трудового спора, он может быть рассмотрен либо мировым судьей276, либо в суде общей юрисдикции.

Освобождение работников от судебных расходов. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники согласно ст. 393 ТК РФ освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

83. Коллективные трудовые споры: понятие, стороны, органы, разрешающие спор, сроки и порядок проведения примирительных процедур. Гарантии лицам, участвующим в разрешении коллективных трудовых споров.

Коллект.труд.спор - неурегулиров-е разногласия м/у раб-ками и раб-лями по поводу установл-я и измен-я условий труда (вкл.з/пл), заключ-я, измен-я и выполн-я коллект.дог-ров, соглаш-й по вопросам соц.-труд.отнош-й. Предметом коллект. труд. спора явл.зак.инт-сы и права объедин-х в труд.коллективы раб-ков. Порядок разреш-я коллект.труд.спора состоит из последов-х этапов: 1) рассмотр-еспора примерит-й комиссией; 2)рассмотр-е спора с участием посредника; 3)рассмотр-е спора в труд.арбитраже. Момент начала коллект.труд.спора - день сообщения реш-я работодателя об отклонении всех или части требов-й раб-ков или несообщение раб-лем в своего реш-я, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллект.переговоров. Примирит.комиссия - это совместный орган спорящих сторон,созданный ими на паритетных началах в срок до 3 раб.дней с момента начала спора. Ее создание оформл-ся приказом раб-ля и реш-м представ-ля раб-ков. Заседание комиссии провод-ся в полном составе. Реш-е приним-ся по соглаш-ю сторон на основе переговоров. Принятое соглаш-е оформл-ся протоколом, имеет обязат.силу и исполн-ся в установл.сроки. После составл-я примирит.комиссией протокола разногласий стороны коллект.труд.спора м.в теч.3 раб.днейпригласить посредника самост-но или с помощью Службы по урегулиров-ю коллект.труд.споров. если в этот срок они не достигли соглаш-я о кондидатуре посредника,то приступают к созданию труд.арбитража. Посредник - 3-й нейтральный орган по отнош-ю к спорящим сторонам,призванный помочь сторонам достигнуть соглаш-я по спору. Рассмотр-е спора с его участием м.законч-ся: либо принятием сторонами спора соглас-го реш-я,либо составлением протокола разногласий. Труд.арбитраж - временно действ.орган для разреш-я труд.спора.Он создается если,если стороны спора заключили в письм.форме соглаш-е об обяз-м выполнении его реш-я. Труд.арбитраж рассатр-т спор с участием представ-лей сторон в срок до 5 раб.дней со дня созд-я труд.арбитража и м.заседать не 1 раз. По окончании рассмотр-я спора принимает реш-е.Соглаш-е,достигнутое в ходе реш-я спора оформл-ся в письм. Форме и имеет для сторон обяз.силу.

84. Право работников на забастовку. Объявление и проведение забастовки, признание забастовки незаконной, отложение, приостановление забастовки.

85. Забастовка представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от проведения примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняет решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

86. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Забастовку возглавляет представительный орган работников . Данный орган избирается одновременно с принятием решения о забастовке и имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Полномочия этого органа прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной. В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур, которые обычно заканчиваются заключением соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае забастовка прекращается.

87. Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять все зависящие от них меры по обеспечению общественного порядка в период проведения забастовки, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. По соглашению сторон до л жен быть обеспечен минимум необходимых работ. Если соглашение не достигнуто, то минимум необходимых для населения работ и услуг устанавливается органом исполнительной власти. При необеспечении минимума необходимых работ и услуг забастовка может быть признана незаконной.

88. Забастовка прекращается в случае:

89. а) разрешения коллективного трудового спора и заключения соответствующего соглашения;

90. б) принятия решения о прекращении забастовки органом, ее возглавляющим;

91. в) вынесения судом решения о признании забастовки незаконной.

Различного рода споры, зачастую возникающие между работником предприятия и работодателем, которые не могут быть урегулированы в рабочем порядке, и касающиеся применения норм законодательства о труде, колдоговора, других документов по трудовым взаимоотношениям законодательство о труде РФ считает индивидуальными трудовыми спорами.

Законодательство требует признавать относить к трудовым конфликты, имеющие место между работодателем и бывшего сотрудника предприятия, раньше состоявшего в производственных отношениях с конкретнымработодателем или же другим субъектом, желавшим подписать с ним трудовой договор.

В трудовом кодексе РФ, многих российских законах четко прописана процедура, максимально способствующая решению индивидуальных трудовых споров (ИТС). Занимаются данными видами вопросов также и судебные инстанции. Эти инстанции руководствуются процессуальными нормативными актами, которые действующими на территорииРоссии.

Предмет трудовых споров

Предметом, ставшим основой конфликта, выступают различные вопросы, касающиеся в основном:

  • оплаты выполняемых работ;
  • конфликтов по наложению дисциплинарных взысканий работодателем;
  • получения льгот и компенсаций;
  • предоставления оплачиваемого и не оплачиваемого отпуска;
  • изменения условий труда;
  • применения законодательства о труде, других НПД;
  • взыскания причиненного ущерба работодателю и др.

К трудовым относятся также служебные конфликты, возникновение которых возможно при несении государственной службы.

Сроки рассмотрения

Индивидуальные споры между работником и работодателем рассматриваются в суде после обращения заявителя на протяжении 3 месяцев с даты, когда он установил или должен был установить, что его права были нарушены. Если спор возник в отношении увольнения - на протяжении 1 месяца со дня, которым ему был выдан приказ об увольнении или с числа, которым он получил трудовую книжку.

Работодатель наделен правом обращаться в судебную инстанцию, если спор касается возмещения работником ущерба, нанесенного работодателю на протяжении 1 года с даты выявления им такого ущерба.

При рассмотрении в суде споров, касающихся таких отношений, связанных с невыполнением или выполнением условий, предусмотренных трудовым договором ненадлежащим образом, относящихся к гражданско-правовым делам, работники не должны платить пошлину, нести какие-либо другие расходы, связанные с судебными тяжбами.

Решение индивидуальных трудовых конфликтов в суде

К компетенции судебных органов относится также рассмотрение конфликтов при поступлении жалоб, написанных работником, касающихся:

  • восстановления данного сотрудника на работе, независимо от того, на каких основаниях он был уволен работодателем;
  • замены формулировок причин, приведших к тому, что работника уволили, изменения даты его увольнения;
  • перевода на выполнение других работ;
  • вопроса по оплате времени вынужденных прогулов работодателем;
  • выплат разницы зарплаты при выполнении работы, оплачивающейся по более низким расценкам;
  • применения незаконных действий или бездействия работодателя при обработке персональной информации работника и ее защите.

Суд занимается правовым регулированием вопросов по заявлениям, поданным работодателем, если есть необходимость возместить ущерб, нанесенный работником в случае, если иное не предусматривается законом.

Судебные органы принимают к рассмотрению заявления по ИТС, если работодатель отказывается принимать человека на работу без объяснения причин. Также эта инстанция принимает иски граждан, по мнению которых они были дискриминированы (). Такие жалобы также могут предъявляться в суд гражданами, оформленными на предприятие по договорам у работодателей, являющихся физлицами (не ИП), религиозными организациями.

Другие организации, рассматривающие ИТС

Предусматривает возможность участия Государственной инспекции по труду в разрешении индивидуальных споров между работодателем и работником. Этот орган обязан на протяжении 10 дней со дня подачи жалобы на решение, которое принял работодатель о расторжении договора или при несогласии профсоюза рассмотреть данный спор. Если будет установлено, что принятое работодателем решение незаконное, Госинспекция труда обязана выдать ему соответствующей формы предписание. Данный документ является обязательным к исполнению работодателем. Работника обязаны восстановить на работе. Прогулы, являющиеся в таком случае вынужденными, должны быть оплачены работодателем.

Споры между работником и работодателем рассматриваются также, если они имеют служебный характер. Выполнение этой миссии возложено на государственную комиссию по служебным спорам. Индивидуальные нерегулированные служебные споры, имеющие местомежду нанимателем и служащим или лицом, могут возникать, если гражданин:

  • собирается поступать на службу;
  • ранее служил на службе;
  • имеет спор по применению законодательных документов, других НПД, касающихся несения гражданской службы и выполнения контрактных условий, о которых заявляется в орган, рассматривающий такие виды споров.

Споры, имеющие место между сотрудниками прокуратуры, ОВД и других инстанций подобного характера принимаются на рассмотрение вышестоящими органами.

Решения по ИТС и их выполнение

При рассмотрении спорного вопроса может быть установлено, что работника уволили вопреки требованиям законодательства незаконно, или он был переведен на работу, выполнять которую он был не согласен или на нижеоплачиваемую. В этом случаена его работодателя накладывается обязанность восстановить его на прежнем рабочем месте. Принять такое решение имеет право орган, на рассмотрение которого поступил данный индивидуальный спор.

Также данный орган наделен правом принять решение о выплате ущемленному в правах сотруднику среднего заработка. Сумма исчисляется за весь срок, когда он был вынужден прогуливать. Речь может идти также о выплате разницы в полученном заработке, если она была работником утрачена после перевода его на выполнение работы, оплачиваемой по более низким расценкам.

Работник может подать заявление органу, рассматривающему индивидуальные споры, о выплате денег за вынужденные прогулы. В этом случае может быть принято решение, которое потребует взыскать среднюю сумму заработка заявителю.Средний заработок должен быть выплачен за весь период прогула, если он носил вынужденный характер. Также может быть принято решение о выплате разницы, если он выполнял работу с более низкой оплатой.

В случае увольнения заявителя, и признании этого действия незаконным, также будут приняты соответствующие законодательным нормам решения. На основании заявления работника орган, на рассмотрении которого находился данный индивидуальный трудовой спор, может принять решение, которым потребовать изменить внесенную в трудовую книжку и приказ формулировку, по которой работника уволили.

Нередки случаи, когда была признана формулировка причин увольнения как не соответствующая требованиямзаконодательства. Судебный орган, на рассмотрении которого находится данный трудовой конфликт индивидуального характера, должен ее поменять с указанием основания, по которому был уволен работник. В этом случае формулировка должна точно соответствовать ТК РФ или другому нормативному акту. При этом решение должно содержать ссылки на соответствующее основание для вынесения такой формулировки (пункты федерального закона, статьи и др.).

Когда увольнение сотрудника было расценено как незаконное, и на момент проведения мероприятий по рассмотрению ИТС вышли сроки трудового договора, суд, который работал по этому спору, должен внести изменения в формулировку о том, каким было основание для увольнения человека. Решение, вынесенное судом, должно содержать информацию об окончании срока действия договора, и что это стало окончательным основанием для того, чтобы работник былуволен.

Суд может признать увольнение сотрудника предприятия или организации незаконным.В таком случае может быть вынесено решение о замене формулировки, которой сотрудник был уволен, а не о его восстановлении. Дата, которой он увольняется, должна быть заменена на дату, которой было вынесен окончательный вердикт по данной жалобе.

Работник может устроиться на другую работу после того, как был незаконно уволен и оспаривал это путем судебного разбирательства на момент принятия судом решения. В этом случае дату, которой он был незаконно уволен, необходимо заменить на предшествующую дату, с которой он приступил к работе по новому трудовому договору.

Иногда неправильная формулировка основания увольнения, внесенная в трудовую книжку, становится препятствием или причиной отказа при оформлении на другую работу. В таком случае суд должен вынести решение, которым обязывает работодателя, уволившего работника выплатить ему средний заработок за весь период, на протяжении которого у него были зафиксированы вынужденные прогулы.

Если для увольнения отсутствовали законные основания или был нарушен законный порядок увольнения, перевода на другую работу, судебный орган имеет право (если этого требует заявитель) принять решение о взыскании денежной компенсации работнику. Это может быть также и возмещение морального ущерба, к которому привели незаконные действия работодателя. Компетенцией суда является расчет размера такой компенсации.

Когда орган, на рассмотрении которого находился ИТС, признает требование незаконно уволенного или переведенного сотрудника на денежную компенсацию обоснованной, ее удовлетворение должно осуществляться в полном размере.

Работник должен быть немедленно восстановлен в своих законных правах, если такое решение было принято судом по фактам, подтверждающим незаконность действий работодателя по отношению к заявителю.

Работодатель может задержать выполнение решения органа, его вынесшего. В этом случае должно быть вынесено определение, которым работодателя обязывают выплатить работнику деньги за весь период задержки выполнения решения. Размер такой выплаты может быть просчитан по среднему заработку по данной профессии или может быть выплачена разница заработка.

Можно взыскать с работника деньги, которые были ему выплачены по решению органа, рассматривающего ИТС, в виде обратного взыскания. Такой вариант допускается, если отмена решения основывается на установлении факта предоставления работником сведений, не соответствующих действительности или при приобщении работником к делу подложных документов.

Была ли Вам данная статья полезной?