Программа самозанятости населения на год. Материальная поддержка самозанятости безработных граждан: алгоритм и аспекты правоприменения: Право. Журнал Высшей школы экономики. Дальнейшие действия по реализации программы самозанятости

Патент на самозанятость – нововведение в системе налогообложения, цель которого вывести из «тени» предпринимателей микробизнеса. Под последними понимаются физические лица, способные зарабатывать самостоятельно – это репетиторы, фрилансеры, работники сферы услуг, подрабатывающие заказами на дому. Согласно статистике около 20 млн. граждан РФ ничем не занимаются, так как не производят никаких выплат по налогам, не делают отчислений в ПФР и другие внебюджетные организации. Для этой категории граждан и ввели новую систему – патент на самозанятость.

Что такое самозанятость

Понятие «самозанятость» довольно спорное. Найти его точное определение в официальных документах и законах невозможно. Но под ним принято понимать деятельность граждан, способных самостоятельно себя обеспечивать и производить отчисления во внебюджетные организации – ПФ, ФОМС. То есть они сами для себя работодатели.

Многие граждане, в связи с безработицей в конкретном регионе, не могут найти себе работу и встают на учет в службу занятости. Если трудоустроиться не удалось, им предлагают воспользоваться программой самозанятости. Она предусматривает выдачу субсидии в размере выплат пособия по безработице за год. Эта сумма должна быть использована на развитие бизнеса. То есть гражданину предлагают стать предпринимателем за счет государства. Для того чтобы получить субсидию потребуется:

  • Составить подробный бизнес-план.
  • Обосновать все расходы на бизнес-начинания.

Получение денег от государства – дело непростое и хлопотное. Предпринимателю придется отчитываться за каждую копейку. Проверки и инспекции будут проходить постоянно. Более того, тратить полученные деньги можно будет только на приобретение основных средств, а также сырья и других, нужных для развития предприятия материалов. Выплата, например, заработной платы сотрудникам не входит в понятие «целевая трата субсидии».

Помимо субсидии в размере выплат по пособию за год предусматривается и более солидная сумма. Но получить ее сможет не каждый. Требования на субсидию по программе самозанятости свыше суммы выплат по пособию за год:

  • Гражданин должен быть моложе 30 лет.
  • Иметь законченное высшее образование.
  • На субсидию могут также претендовать люди, имеющую инвалидность, которая дает возможность трудиться.

Как показала практика, получение субсидии не пользуется большим спросом. Программа самозанятости не подразумевает получение оптимальной суммы на открытие бизнеса. Это либо около 60 000 рублей (сумма пособий по безработице за год), либо 300 000 рублей, которые весьма сложно получить. Излишний бюрократизм и ничтожный размер субсидии останавливает будущего предпринимателя, поэтому он предпочитает оставаться в тени. В связи с этим в налоговую систему ввели патент на самозанятость, работа с которым простая и прозрачная.

Кому можно работать по патенту?

Пока этот вопрос остается спорным, так как окончательный список деятельности еще не утвержден. В перечень на официальном уровне введено лишь три позиции:

  • Получить патент смогут граждане, занимающиеся репетиторской деятельностью.
  • Уборка помещений на дому, а также приготовление пищи – вызов повара.
  • Деятельность, связанная с ремонтом помещений.

На этих трех пунктах перечень не заканчивается, так как планируется ввести больше видов деятельности. Список пополнят:


Для получения сертификата недостаточно простого соответствия вида деятельности данному перечню. Для этого необходимо удовлетворять следующим требованиям:

  • Работать самостоятельно без найма рабочей силы. Если у человека кто-то работает, он не имеет права на получение патента на самозанятость.
  • Доход за весь календарный год не должен превышать 1 млн. рублей.

Условий для получения патента не так уж и много. Практически все предприниматели микробизнеса им соответствуют.

Стоимость и порядок оплаты

Стоимость документа, позволяющего вести предпринимательскую деятельность, невелика – 20 000 рулей. Причем эта сумма не фиксированная. То есть окончательная стоимость патента остается на усмотрение региона. Однако она не должна превышать 20 000 рублей. Стоимость патента разбивается на несколько выплат:

  • 1 000 рублей уходит на оплату взноса в ФОМС.
  • 9 000 рублей выплачиваются в качестве взноса в ПФР.
  • 10 000 рублей – это налог.

Будущий предприниматель вносит оплату один раз и сразу, если иное не предусмотрено регионом. Стоимость патента будет варьироваться, но она не должна превышать 20 000 рублей. Бизнесмену не придется беспокоиться о расчетах и выплатах, которые предусмотрены, например, для ИП. Казначейство автоматически распределит сумму патента и произведет необходимые выплаты не позднее 10 дней после внесения оплаты за патент. Патент на самозанятость имеет преимущества:

  • Стоимость документа не зависит от суммы предположительного дохода, как это, например, подразумевается на режиме ПСН.
  • Не нужно вести бухгалтерский отчет.
  • Предприниматель оплачивает весь налог и отчисления в ПФР, ФОМС сразу при покупке патента. Ему не нужно больше что-либо делать. Купили и забыли на целый год о выплатах.
  • При получении патента гражданин автоматически регистрируется в органах ФНС, но не получает статуса ИП. То есть он трудиться легально, но без особых бюрократических проволочек в виде отчетов, расчетов и бесконечного хождения по инстанциям.
  • Бизнесмену не придется чем-либо рисковать – например, своим имуществом, как это предусмотрено в случае ИП.

Наряду с плюсами имеются и минусы. Нельзя нанимать кого-либо на работу. Если дело идет хорошо, необходимо следить за лимитами доходов за год. В случае превышения, более 1 млн. рублей, предприниматель лишается права на получение патента. Он обязан открывать ИП и выбирать иной режим налогообложения. К минусам относят и ограниченный список видов деятельности – только три пункта, утвержденных и одобренных. Остальные находятся на стадии обсуждения.

Разница между ПСН и патентом на самозанятость

могут пользоваться только ИП, которые уже зарегистрированы или только собираются открывать предприятие. Принцип работы этого режима по сути такой же, что и у патента на самозанятость. Разница в стоимости патентов, причем довольно большая. Цена на приобретение патента для ИП зависит от вида деятельности, которой собирается заниматься гражданин. Ее выводят из потенциально возможного дохода за календарный год и умножают на 6%. Полученную сумму и выплачивает предприниматель. Каков возможный доход от той или иной деятельности решают власти региона. То есть фиксированной платы как таковой не существует. Все будет зависеть от вида деятельности и ставок региона.

Есть и общее между этими двумя режимами – бизнесмену не нужно платить взносы и вести налоговую отчетность в течение года. Стоимость патента не будет зависеть от дохода. ИП на ПНС имеют ряд преимуществ перед теми, кто трудится на патенте самозанятости:

  • Предприниматель может нанимать работников, но не более 15 человек.
  • Бизнесмен регистрируется как ИП и имеет большие возможности в плане расширения и сотрудничества с партнерами.

Предприниматель освобождается от уплаты НДФЛ, НДС и налога на имущество в отличие от тех, кто работает на режиме ОСНО. Если у бизнесмена микробизнеса доходы превышают лимит, установленный для патента на самозанятость, ему будет выгодней зарегистрировать ИП и сразу перейти на ПСН. На этом режиме сумма максимального дохода за год намного выше, если сравнивать с требованиями для получения патента на самозанятость. Это 60 млн. рублей, но не менее 1 млн. рублей. Если доход менее 1 млн. рублей, выгодней приобрести патент на самозанятость, если выше – открыть ИП и перейти на ПСН. В любом случае от бизнесмена не потребуется производить авансовые платежи в течение года. Предприниматели на ПСН ведут книгу учета доходов.

Еще одна весомая разница между ПСН и патентом на самозанятость – это список видов деятельности, на которые приобретаются патенты. Перечень для предпринимателей, работающих на режиме ПСН, намного шире и охватывает практически все виды трудовой деятельности:

  • Швейное производство. В частности ремонт, пошив трикотажных вещей, вязание. Ремонт, пошив изделий из меха и кожи.
  • Пошив обуви, а также ее ремонт, чистка.
  • Оказание услуг в косметической сфере, услуги парикмахера.
  • Химическая чистка вещей, услуги прачечной, крашение изделий.
  • Изготовление ключей, знаков и другой металлической галантереи, а также ее ремонт.
  • Техническое обслуживание бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, ее ремонт. Изготовление изделий из металла.
  • Ремонт автотранспорта, его обслуживание.
  • Ремонт предметов мебели.
  • Услуги фото- и киностудий.
  • Оказание услуг по перевозке грузов на автотранспорте, а также по перевозке пассажиров.
  • Ремонт и отделка жилых/нежилых помещений.
  • Репетиторство, услуги няни, а также уход за больными.
  • Оказание услуг по остеклению балконов и других объектов строительства.
  • Оказание ветеринарных услуг.
  • Сдача жилья в аренду (квартиры, дачи, земельные участки).
  • Предметы народного художественного промысла, их изготовление и реализация.

Этот список не заканчивается и включает в себя другие производственные услуги, а также ремонт и изготовление различных предметов потребления для населения. В перечень включены практически все виды деятельности творческих профессий. Полный список видов деятельности можно найти в главе 26.5 НК статье 346.43.

Патентная система имеет минусы. Например, если предприниматель ведет свою деятельность не только в одном регионе, а сразу в нескольких, то и получать патенты ему нужно для каждого региона. Это неудобно и весьма проблематично. Более того, стоимость патента в разных регионах будет разной. Ее устанавливают местные власти. То же правило будет касаться и самозанятых граждан. То есть они будут осуществлять свою деятельность в пределах того региона, где им выдали патент и заниматься только той деятельностью, которую они указали в заявлении.

Для тех, кто собирается осуществлять деятельность, не входящую в список, предусмотренный для получения патента на самозанятость, придется оформлять ИП. Тот факт, что новая система налогообложения не предусматривает широкий выбор, до сих пор вызывает возмущение граждан. В связи с этим законопроект находится на доработке, перечень планируется пополнить. Но в любом случае он будет намного уже того, что предусмотрен для ИП.

Спорные вопросы по нововведению

Решение правительства в отношении легализации труда самозанятых граждан в целом оправдано. Это хороший способ пополнить казну. Казалось бы, наконец-то люди смогут перестать бояться страшного слова «предпринимательство», с которым связано много негативного – бесконечные отчеты, выплата налогов и много другой «бюрократической возни». Более того, открытие ИП и его возможное банкротство скажется на «кармане» бизнесмена, можно лишиться буквального всего. Благодаря новой инициативе, патента на самозанятость, все эти страшные последствия и бумажная волокита не предусматриваются. Но наряду с простотой и прозрачностью новой системы налогообложения существует и ряд спорных, неясных моментов.

Во-первых, до сих пор неясно, какие виды деятельности однозначно войдут в список, и кто сможет воспользоваться правом на приобретение патента. Пока сошлись только на трех видах деятельности, но планируется включить до 40 пунктов. Государство и бизнес в этом отношении пока не могут прийти к единому мнению. По этой причине закон о патенте на самозанятость находится на доработке.

Во-вторых, процесс получения патента также носит весьма противоречивый характер. Планируется ввести поэтапную процедуру получения. То есть гражданин должен будет подать заявление в ФНС за десять дней до получения патента и заплатить при этом 100 рублей. Все эти «мелочи» еще дорабатываются и многие граждане уже побаиваются того, что и получение патента на самозанятость станет такой же «тягомотиной», как и в случае открытия ИП. Все, что пока понятно и прозрачно в новом проекте – это стоимость патента.

В-третьих, приходится сомневаться в том, что самозанятые граждане валом побегут в ФНС. Дело в том, что в сельской местности, например, у таких граждан доход непостоянный и стоимость патента для них остается неподъемной. Им просто нет никакого смысла себя светить. У определенной категории граждан существует такой доход как написание научных работ на заказ. Эти люди не захотят афишировать свой труд, так как он априори нелегален.

Ну и, наконец, понятие «самозанятый гражданин» так и не определено в законодательной базе. То есть, по сути, его нет. Для того чтобы разобраться с нововведением, необходимо начать с самого начала и определить конкретно и четко, что же такое самозанятость и какие физические лица к ней относить. Это должно быть прописано в законе. Всеобъемлющие и широкие формулировки слишком спорны и непонятны простому человеку. Также спорным вопросом остается разница между собственно индивидуальным предпринимателем и самозанятым лицом, трудящимся по патенту. Все эти моменты должны быть зафиксированы и отражены на законодательном уровне. Пока разницу между этими двумя категориями можно лишь выяснить самостоятельно путем обычного сравнения. В остальном конкретных документов по этому вопросу пока нет.

Патент на самозанятость – нововведение еще спорное, но оно имеет право на жизнь, так как решает множество государственных проблем и проблем законопослушных граждан, которые хотят работать легально, но в силу неосведомленности в налоговых вопросах бояться себя афишировать.

Формы социальной поддержки Денежная форма предоставления социальной поддержки граждан Социальные субсидии

Единовременная субсидия безработным гражданам для создания собственного бизнеса на федеральном уровне предоставляется в соответствии с "Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения" (Приложение N 6 к государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 298) - в дальнейшем по тексту Правила.

Принятые Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.

Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией в рамках государственных программ субъектов РФ дополнительных мероприятий, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов, предусматривающих привлечение трудовых ресурсов.

Критериями отбора регионов для предоставления субсидии являются:

  • включение субъекта Российской Федерации в перечень;
  • наличие в субъекте Российской Федерации работодателей, испытывающих потребность в трудовых ресурсах;
  • привлечение работников в рамках региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по повышению мобильности трудовых ресурсов, из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень (далее - привлеченные работники), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • наличие в субъекте Российской Федерации социальной инфраструктуры и условий для жилищного обустройства привлеченных работников.

Условиями предоставления субсидии являются:

  • наличие региональной программы, утвержденной региональным нормативным правовым актом, предусматривающей дополнительные мероприятия по повышению мобильности трудовых ресурсов;
  • наличие в региональном бюджете необходимых бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, софинансирование которого осуществляется в соответствующем финансовом году из федерального бюджета;
  • заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с Правилами.

При расчете потребности региона, реализующего дополнительные мероприятия по повышению мобильности трудовых ресурсов, в субсидии, предоставляемой в целях софинансирования региональной программы, предусматривающей дополнительные мероприятия по повышению мобильности трудовых ресурсов предусматривается размер финансовой поддержки, предоставляемой работодателю для привлечения одного работника от 225 тыс. рублей до 1 млн. рублей для работодателей, осуществляющих деятельность в регионах Дальневосточного федерального округа и включенных в перечень и 225 тыс. рублей для работодателей, осуществляющих деятельность на территориях иных субъектов Российской Федерации, включенных в перечень.

То есть, федеральные приоритеты направлены на создание дополнительных рабочих мест. Таким образом, бизнес-план при открытии производственной деятельности по этому направлению должен содержать сведения о количестве нанятых работников.

Для самозанятых требования к получателям субсидий на организацию бизнеса устанавливаются региональным законодательством. Типовые условия предоставления субсидии на открытие собственного дела следующие:

  • Достижение возраста 18 лет.
  • Официальный статус безработного, то есть регистрация в качестве безработного в государственных органах содействия занятости населения.
  • Представление свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и бизнес-плана.
  • Заключение договора об организации самозанятости с центром занятости населения.

Размер субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса в рамках мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости, устанавливается также на региональном уровне.

В планах правительства еще с 2013 года входило разработка понятия самозанятых граждан, вследствие чего можно было бы установить для них надлежащую налоговую нагрузку. Так, на протяжении трех последующих лет президент направлял правительству шесть обращений в которых он настаивал на решении этого вопроса. По состоянию на июль 2017 года был принят законопроект, регулирующий самозанятость населения.

Законодательная практика показывает, что актуальное законодательство должно охватывать все население. В случае же исключений и недоработок его обязательно необходимо дополнить.

Правительству стало понятно, что действующий налоговый кодекс значительно упускает из виду большую часть населения – самозанятых граждан, которым присвоили такое название для выделения их от понятия индивидуального предпринимателя.

Итак, самозанятые граждане – это категория представителей малого бизнеса, которые не проходят процедуры регистрации. Соответственно они не оплачивают налоговые отчисления и отсутствуют на учете в Федеральной налоговой службе. Как правило, эти лица самолично организовывают свой бизнес и в последующем в одиночку работают и развивают его. Так они могут получать оплату за предоставляемые услуги.

Изначально может показаться, что самозанятость полностью совпадает с определением индивидуального предпринимателя. Однако это вовсе не так, иначе бы не потребовалось создавать отдельный термин.

Процесс регистрации:

У ИП – Необходимо пройти процедуру регистрации индивидуального предпринимателя в ФНС, оформление заявления, сбор необходимой документации и оплату государственной пошлины.

У самозанятых граждан – наиболее вероятно необходимо будет приобрести специальный патент, который значительно упростит регистрацию.

Регистрация:

У ИП – необходимо оплатить 800 рублей.

У самозанятых граждан – заявленная стоимость 100 рублей.

Налогообложение:

У ИП – может быть выбрана одна из систем налогообложения: ОСНО, УСН, ПСН, ЕНВД.

У самозанятых граждан – будет доступно только приобретение патента.

Налоговая отчетность:

У ИП – может либо присутствовать, либо же отсутствовать в зависимости от выбранной системы налогообложения.

У самозанятых граждан – при приобретении патента вести налоговую отчетность не требуется.

Рабочие:

У ИП – есть право нанимать сотрудников.

У самозанятых граждан – не могут нанимать на работу.

Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что основным отличием понятия индивидуального предпринимателя от самозанятого гражданина является невозможность нанимать сотрудников. Это связанно с тем, что деятельность этой категории осуществляется благодаря их личным усилиям.

Под данное определение подпадают граждане осуществляющие следующую деятельность:

  • Лица, занимающиеся репетиторством;
  • Профессиональные фотографы;
  • Швеи;
  • Водители, занимающиеся частным извозом;
  • Лица, предоставляющие услуги няни;
  • Программисты;
  • Лица, предоставляющие парикмахерские услуги;
  • Копирайтеры;
  • Граждане, предоставляющие услуги перевода текста;
  • Наемные строители;
  • Уборщицы.
  • Торговцы на ярмарках и тд.
  • Маникюристы.

Все эти профессии объединяет несколько схожих черт. А именно они подразумевают простые в технологическом плане действия, для осуществления которых не требуется получение специальной лицензии. Также специфика работы предполагает довольно частое изменение рабочего места либо же ведение деятельности в интернете, что делает слежение за ними налоговой службой очень трудоемким процессом.

Следует отметить, что приведенный выше перечень профессий является примерным, так как на официальном уровне он приведен не был. Однако, при этом его можно составить, руководствуясь многочисленными комментариями чиновников.

Достоинства:

  • Юридический статус самозанятого работника равен статусу ИП, вследствие чего он также может проводить рекламную компанию в социальных сетях с помощью рекламы и ряда других маркетинговых решений (см. ). При этом данные действия не будут считаться незаконной предпринимательской деятельностью;
  • Требуется внесения только минимальных налоговых отчислений, что должно оказывать содействие самозанятости граждан. При этом с принятием специального патента, в его общую стоимость будут входить налоговые отчисления в региональный бюджет в пенсионный фонд и в фонд медицинского страхования;
  • В случае если условия работы предоставляют довольно много свободного времени и при этом рост финансовых перспектив отсутствует то самозанятость станет отличным подспорьем. Так наладив процесс можно будет делать гораздо больший объем работы и брать больше дополнительных заказов увеличивая свои доходы;
  • Самозанятый гражданин только по собственному желанию может работать сверхурочно или в невыгодное для себя время. Также не возникает дополнительных проблем с отпуском, ведь только сам работник решает сколько и как долго ему работать.

Недостатки:

  • В настоящий момент в законодательстве нет четких положений, регламентирующих незаконную предпринимательскую деятельность. Поэтому остаются довольно высокие риски получения штрафа, а отстаивание своих прав займет довольно много времени и усилий;
  • Такая сфера деятельности часто несет за собой риски, связанные с оплатой труда. Так как далеко не все клиенты честны и способны беспроблемно расставаться со своими деньгами. Поэтому потребуется дополнительное время на выяснение отношений (см. );
  • Все налоговые и страховые отчисления придется оплачивать самостоятельно по крайней мере до того, как будет принят специальный патент для частных лиц. Однако в законодательстве в данный момент существует довольно много нюансов, которые иногда противоречивы что значительно усложняют ведение деятельности;
  • Самозанятые граждане полностью сами отвечают за состояние своего здоровья и безопасности во время осуществления своих обязанностей.

Для того, чтобы стать официально самозанятым лицом необходимо будет выполнить несколько критериев:

  • Во-первых сфера предпринимательства должна быть в списке налогового кодекса Российской Федерации;
  • Во- вторых данное лицо не должно обладать государственной регистрацией в качестве ИП;
  • В-третьих, необходимо иметь гражданство Российской Федерации;
  • В-четвертых, нужно соблюдать все правила приобретении патента.

В случае нарушения какого-либо из вышеуказанного критерия налоговая служба будет иметь полное право провести процесс аннуляции разрешения на самозанятость с дальнейшим начислением административных штрафов.

Кроме того, аннуляция может произойти:

  • В случае если уровень дохода лица на протяжении одного года превысил отметку в миллион рублей;
  • Если предприниматель начинает набирать работников;
  • Происходит нарушение зарегистрированного рода деятельности;
  • В случае истечения срока приобретенного патента.

Если гражданин не согласен с решением об аннуляции патента, то он может обратиться в судебную инстанцию для его обжалования.

Как оформить самозанятость?

  1. Собрать все необходимые документы для налоговой службы;
  2. Составить заявление для оформления и последующей выдачи патента;
  3. Оплатить все государственные пошлины и налоговые сборы.

Документы, которые потребуются для оформления:

  1. Паспорт гражданина и идентификационный код;
  2. Документация, которая подтвердит отсутствие статуса ИП согласно выписке из единого государственного реестра.

Патент на самозанятость в 2017 году

Также стоит отметить, что оформление патента будет возможно лишь в том регионе в котором имеется регистрация лица.

Программа самозанятости в 2017 году

Стоит упомянуть и о данной программе принятой правительством, она подразумевает выдачу специальных субсидий для того, чтобы обеспечить самозанятость безработных граждан. Ее действие распространяется и на провинции, так что любое лицо может при желании ею воспользоваться.

Самозанятость в России

О величине Российской теневой экономики уже довольно давно ведутся дискуссии и постоянно приводятся совершенно разные оценки. В докладе, представленном в июне Ассоциаций сертифицированных предпринимателей ее размеры оценили в 33 триллиона рублей. Данный показатель ставит страну на почетное четвертое место в мире.

По другим данным показатели несколько ниже, однако все равно проблема остается довольно ощутимой. При этом большую долю составляет бесконтрольная деятельность без регистрации и уплаты налогов.

Большинство граждан не желают легализировать свою деятельность, так как они не могут или не готовы платить налоговые отчисления со своего дохода и приобретать патент. Также многие опасаются, что после легализации правительство может ужесточить законодательство в отношении к ним.

В мире

Данная проблема характера и для других стран, так как большое количество населения являются фрилансерами или оказывают другие услуги, не облагаемые налогами. Поэтому правительства многих стран разрабатывают законопроекты регулирующие данную деятельность.

Давление на нелегальную самозанятость

Правительство планомерно планирует ужесточить ответственность самозанятых граждан и их возможных клиентов (юридических лиц) при нарушении налогового законодательства. Также особенно сильное давление оказывает закон «о декларировании доходов лица за отчетный период», который позволит отслеживать все финансовые потоки гражданина. Еще одним неприятным фактом станет мораторий на крупные закупки и услуги.

В качестве поощрения разрабатывается гибкая система налогообложения, упрощенная регистрация патента и минимизированные платежи в социальные фонды. Подразумевается, что самозанятые граждане при легализации и последующем развитии дела смогут со временем перерегистрироваться в ИП или юридическое лицо.

Однако, дела обстоят пока не очень хорошо, так как по заявлению налоговой службы за 2017 год зарегистрировалось всего 150 граждан – это очень маленький показатель, говорящий о недоверии граждан к новой системе законодательства.

Принятый закон о самозанятости в третьем чтении государственной думой содержит в себе список из сорока пяти профессий, из которых налоговое освобождение до 2018 года получать только три: домработницы, няни и репетиторы . Данное положение отражено в трудовом кодексе. Лица чьи профессии входят в остальные категории будут обязаны сразу же оплачивать все сборы.

Нынешнее законодательство, регулирующее самозанятость остается недоработанным и имеет много противоречий. Поэтому вряд ли стоит ожидать в ближайшие два года массового выхода граждан из тени. Лишь после того как законодательная база обеспечит преимущества «легализации», которые действительно будут действовать, стоит ожидать отклика у населения.

Уже несколько лет государство тестирует новые формы организации рабочих мест. Большое внимание уделяется формам деятельности, которые позволяют человеку самому себя обеспечивать и привлекать к своему бизнесу иных безработных. Такой вариант формирования и развития нового дела предполагает программа самозанятости населения на 2019 год.

Давайте разберем, как она может поспособствовать человеку создать собственный источник дохода. Какие подводные камни повстречает безработный, решивший воспользоваться возможностями самозанятости.

Общая информация о программе

Основными идеями разработки мероприятий являются:

  1. Предоставление активным гражданам возможности для самореализации.
  2. Использование имеющегося творческого потенциала населения.
  3. Вывод из тени доходов граждан.
  4. Наполнение госбюджета путем образования новых налогоплательщиков.
  5. Применение на практике образования и навыков граждан.
Внимание: согласно статистическим данным более 20 млн человек в Российской Федерации не платят налогов, но как-то себя обеспечивают. Данное положение дел является критическим. Оно создает массу проблем для государства.

Программа работает только с людьми, у которых уже есть официальный статус безработного. На основании представленного и утвержденного бизнес-плана гражданину предоставляется субсидия. Потратить он ее обязан для создания нового налогоплательщика.

Важно: если гражданин в течение пяти лет не трудоустроен и не ищет работу, то его в программу не примут и на учет в органах занятости не поставят.

Практическая реализация мероприятий по самозанятости


Законодательно данная форма деятельности закреплена в Федеральной программе поддержки малого и среднего бизнеса на 2005-2020 годы. Кроме того, основные моменты работы регулируются Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ. В указанных актах заложена возможность предоставления различных видов помощи, в том числе финансовой, гражданам для организации собственных предприятий.

Скачать для просмотра и печати:

Мероприятия проводятся в таких формах:

  1. Консультирование безработных по юридическим и практическим вопросам.
  2. Помощь специалистов при выборе конкретных видов деятельности, анализе рынка.
  3. Проведение обучающих курсов, затрагивающих вопросы организации коммерческой деятельности.
  4. Практическая поддержка на этапе написания бизнес-проекта. Предоставление экспертной оценки.
  5. Обучающий курс по вопросам нормативов, на которых опирается работы индивидуального предпринимателя (ИП). Его отличие от деятельности юридического лица.
  6. Представление информации по поводу госорганизаций, работающих с предпринимателями.
  7. Оказание помощи в выборе и аренде необходимых нежилых помещений для своего предприятия. Вероятно, заключение договора аренды по сниженной стоимости.
Важно: претенденты на самозанятость получают все указанные услуги на безвозмездной основе.

Размер субсидии

Госфинансирование инициативы гражданина в данном случае зависит от нескольких факторов:

  • средний заработок на предыдущем рабочем месте, на основании которого исчисляется пособие по безработице;
  • идея бизнеса, так как иногда за гражданина расходы по регистрации берет на себя бюджет.
Внимание: субсидия в 2018 году была равна расчётной сумме пособий за календарный год. В среднем в 2016 году получали по 58 800 рублей.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

На какие цели выделяют субсидию

Денежные средства, полученные из бюджета, нельзя потратить куда вздумается. Их использование строго ограничивается и контролируется. Так, разрешено на них оплатить:

  • бензин для деловых поездок;
  • расходные, подсобные материалы;
  • сырье или запчасти;
  • оргтехнику;
  • аренду необходимого помещения (нежилого);
  • приобретение недвижимости для реализации бизнес-плана;
  • программного обеспечения, если оно включено в план;
  • сертификацию будущей продукции или услуг;
  • иное, что содержится в расходной части плана.
Важно: зарплата сотрудникам считается нецелевым использованием денег.

Критерии отбора участников

Термин «самозанятость» подразумевает инициативу гражданина по созданию себе источника дохода, причем официального. Программа с таким названием направлена только на людей, которые находятся в активном поиске места деятельности. Следовательно, критериями отбора участников являются такие факторы:

  1. Совершеннолетие. Молодые люди, не отпраздновавшие 18-летия в претенденты не принимаются, хотя вполне могут получить статус безработного.
  2. Наличие не только вышеуказанного статуса, но и назначение соответствующего пособия (на него имеет право не каждый безработный).
  3. Наличие желания участвовать в программе самозанятости (оно подается письменно).
  4. Минимальные умения заниматься бизнесом (проверяется в форме теста).
  5. Отсутствие подходящего места для трудоустройства.
Важно: стоять на учете следует не менее одного месяца. Если за этот период отказаться от 2-х предложений трудоустройства, то в программу не возьмут.

Запрет на участие

В документах программы прописаны категории людей, которым не оказывается господдержка для создания рабочего места. К ним относятся:

  • беременные, а также женщины, ухаживающие за малышами;
  • несовершеннолетние;
  • лица, обеспеченные пенсионным содержанием;
  • студенты-очники;
  • трудоустроенные лица;
  • действующие индивидуальные предприниматели, а также недавно закрывшие ИП или юрлицо, если после закрытия предприятия не прошло еще полгода;
  • военнослужащие и призывники;
  • уволенные в связи с отбытием тюремного наказания (запись в трудовой книжке);
  • осужденные и приговоренные к исправительным работам;
  • регулярно отказывающиеся от трудоустройства;
  • нарушители режима консультаций со специалистами службы занятости;
  • достигшие пенсионного возраста лица.

Порядок оформления субсидии


Претенденту на самозанятость предстоит проделать непростую работу. Начинается она с заявления, что является самым простым этапом. Затем, следуют такие шаги:

  1. Прохождение тестирования. Его следует сдать успешно, чтобы доказать свою способность организовать предприятие.
  2. Составление проекта - самый сложный этап. К плану должны прилагаться обосновывающие документы. Их перечень зависит от конкретной идеи.
  3. Передача плана на экспертную оценку.
  4. Вероятно, доработка документов.
  5. Защита своего плана на заседании комиссии.

Внимание! Предпочтение отдается идеям, позволяющим:

  • занять как можно больше людей;
  • развивать сферы, в которых нуждается регион;
  • способствует производству недостающей продукции;
  • обеспечивать население услугами в той сфере, которая в данной местности недостаточно развита;
  • усовершенствовать:
  • народные промыслы;
  • сельское хозяйство;
  • другое (по ситуации в регионе).

После получения положительного решения комиссии, предстоит этап заключения договора со службой занятости. В документе описываются конкретные требования к человеку, который будет заниматься организацией предприятия.

Дальнейшие действия по реализации программы самозанятости


Подписание соответствующего договора - это первый шаг на пути организации рабочего места. Действовать предстоит в рамках условий, описанных в документе. Как правило, они предполагают оформление ИП или юрлица.

Внимание: иногда расходы по оплате госпошлины и другого берет на себя бюджет. Этот пункт заносится в договор.

Ксерокопии оформленных документов следует отнести в службу занятости. Только после этого деньги поступают на счет будущего предпринимателя. Действовать придется быстро. Так как через три месяца предстоит отчитываться за деньги.

Важно: следует собирать и сохранять все документы на оплату. Они потребуются для составления отчета.

Сотрудники службы занятости имеют право в любой момент проверить, чем занят гражданин, получивший субсидию. Они обязаны контролировать средства.

Предоставление отчета


По истечении трехмесячного срока нужно будет продемонстрировать документально, куда делись деньги. Для этого в службу, выдавшую субсидию, необходимо отнести собранные счета и другие доказательства целевого использования средств. А именно:

  • товарные чеки;
  • счет-фактуры;
  • договора на услуги;
  • платежки;
  • приказы о трудоустройстве наемных работников;
  • налоговую декларацию;
  • ведомости на оплату социальных взносов и другое.

К документам следует приложить акт о целевом использовании денег. Все бумаги тщательно и придирчиво проверяются, в том числе и контролирующими органами.

Важно: если человек не в состоянии объяснить, куда потратил субсидию, либо предоставил недостоверные или липовые документы, то его обяжут вернуть все до копейки. На руки незадачливому предпринимателю вручается приказ службы занятости. Для осуществления перевода денег на счет дается 15 дней. В случае отказа взыскание происходит в судебном порядке.

Вместо заключения: преимущества программы


Участники программы самозанятости населения получают весомые преимущества. Они заключаются в следующем:

  1. Профессиональную поддержку в формировании бизнес-идеи, составленной плана.
  2. Информационную помощь по юридическим и специальным вопросам, касающимся развития бизнеса.
  3. Постоянный контроль со стороны специалистов, имеющих достаточный опыт.
  4. Получает в случае успеха трудовое место, где сам является начальником. А если идея хороша, то еще товарищам по статусу безработного помогает заняться полезной и прибыльной деятельностью.
  5. Повышает свой образовательный уровень, в том числе на практике.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.


Материальная поддержка самозанятости безработных граждан: алгоритм и аспекты правоприменения

С момента вступления России на рыночный путь развития вопросы содействия занятости и трудоустройства граждан не утрачивают своей актуальности. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, обеспечение занятости и предупреждения безработицы. Государственная политика в сфере содействия занятости осуществляется посредством проведения специальных мероприятий, способствующих росту занятости граждан с участием органов государственной власти всех уровней. Одним из ключевых направлений государственной политики в данной области явилось значительное усиление роли субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда путем делегирования им значительной части федеральных полномочий в сфере занятости населения, с выделением субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в конкретном субъекте Российской Федерации. В рамках региональных программ субъекты Российской Федерации за счет средств собственных бюджетов осуществляют дополнительные меры в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, а также по социальной поддержке граждан с целью снятия напряженности на рынке труда. К одной из таких мер, способствующих снятию напряженности на рынке труда, отнесено содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости. Это содействие осуществляется путем предоставления гражданам государственных субсидий на открытие собственного дела в рамках действующих региональных целевых программ. В данной статье предпринята попытка проанализировать правовые аспекты осуществления материальной поддержки самозанятости граждан и некоторые, требующие детального рассмотрения вопросы правоприменительной практики по обозначенной в настоящей статье теме. Их правовая оценка и системный анализ дают автору основание усомниться в эффективности такой поддержки в современных экономических условиях, а сложившееся представление о безвозмездности выделяемой государственной единовременной денежной выплаты (субсидии) на развитие предпринимательской деятельности полагать заведомо ошибочным. Вместе с тем, данный вопрос, по мнению автора, носит дискуссионный характер.