Один из известных народных промыслов. Народные ремесла и промыслы россии. Ткачество и кружевоплетение

Народные промыслы России

На вопрос о русских народных художественных промыслах у советского человека всегда был готов ответ: матрешки там, хохлома, палех, это вот всё. В СССР к началу 30-х годов сложилась интересная ситуация с декоративно-прикладным искусством. Дворянские и купеческие усадьбы сожгли и разграбили еще в революцию. Что из вещей уцелело — отнесли в музеи или продали за границу.

Крестьянские артели, занимающиеся художественными промыслами, прекратили свою деятельность по причине сворачивания НЭПа. Поняв, что русская культура в области декоративно-прикладного искусства фактически прекратила свое существование, власти начали спешно «возрождать» художественные промыслы посредством создания государственных предприятий, чтобы было что продавать и дарить иностранцам в качестве сувениров.

Там, где традиционная методика производства была утеряна или оказывалась слишком сложной, придумывали упрощенный советский способ. До войны успели возродить не все. К примеру, Гжель начали «возрождать» уже после войны и потому современная техника производства Гжели не имеет к дореволюционной технике вообще никакого отношения.

Гжель

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский ». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Палех

В 1762—1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков.

В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». С 1924 года — Палехская артель древней живописи, с 1932 года — Палехское товарищество художников, с 1953 года — художественно-производственные мастерские.

Палехские шкатулки появились в 20-е годы, когда знаменитые палехские иконописцы остались без заказов на иконы и, чтобы прокормить себя, вынуждены были придумывать новое применение своим способностям.

Хохлома́

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.. Любопытный факт — после революции традиционно кустарная Хохлома организованно развивалось на основе школы росписи, открытой в 1916 году в городе Семенове Георгием Петровичем Матвеевым. Матвеев — заметный революционер, член РСДРП, которому в свое время покровительствовали Максим Горький и известный промышленник — старообрядец Дмитрий Васильевич Сироткин.

Самовары

В России родиной самоваров считают Тулу, однако, исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну. В документах 1740 года впервые упомянут 16-ти фунтовый медный луженый самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году.

Появилась даже особая Суксунская форма самовара - в виде античных амфор с высокоподнятыми изящными ручками. Самовар стал фирменным знаком и символом Суксуна. В конце 19 века на заводе и местными кустарями производилось до 60 000 самоваров в год.

Суксунские самовары, производящиеся кустарным способом, представляли собой настоящие произведения искусства. Они были столь хороши, что ценились знатоками выше тульских самоваров и продавались на базарах за баснословные деньги.

Финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции (Основной элемент — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помошью множества красок. Однако, в начале XVIII в. искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 70-е годы XX в. началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Русские народные промыслы - особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Это национальное достояние русского народа.

Русская народная игрушка

Русские игрушки в виде людей, животных или сказочных сцен раньше изготавливались в магических и обрядовых целях, особенно на Севере и в Центре России. Некоторые промыслы существуют уже 700 лет, например филимоновские игрушки-свистульки, которые изготавливаются из глины с последующими росписями. Также с XV-XVI веков берет начало знаменитая глиняная дымковская игрушка, а в XVII веке с селе Богородское Сергиево-Посада появились деревянные, известные как богородские игрушки.

Основные игрушки русского народного промысла:

Русские народные росписи

Домашнюю утварь традиционно можно было расписывать, так у обычных хозяйских предметов появился узнаваемый национальный рисунок - роспись. Из известных способов росписи Палехская, их мотивы различны – от библейских сюжетов и ликов святых до картин из реальной жизни или сказок. Стиль сложился в XVIII веке. Особенно хорошо смотрится на шкатулках. Жостовская роспись берёт начало в деревне Жостово. Существует с 1825 года. Основной узор – цветы. Подходит для росписи посуды и деревянных ложек. И уникальная бело-голубая гжельская роспись керамики и фарфора, в основном посуды и фигурок.

Основные росписи русского народного промысла:

Русские ремёсла

Народные мотивы в промыслах – не только традиция, но и украшение повседневного быта. Некоторые русские ремёсла знают все, матрёшки - деревянные куклы специфической формы разных размеров, но есть и другие: шерстяные платки (Оренбург славится ими с XVIII века), тульские пряники (они покрыты глазурью и начинены повидлом или сгущёнкой) и самовары фабрики П. Н. Фомина, известной с 1870 года (каждый слышал пословицу о поездке «в Тулу со своим самоваром», каслинское литьё – специфические чугунные статуэтки (делаются в г. Касли Челябинской области).


Благодаря существованию народных промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей. Благодаря существованию народных промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей.


Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников.


На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки.


Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета.


Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается, синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Оказывается, синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд.



Городецкая росись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях города Городца Нижегородской области. Городецкая росись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях города Городца Нижегородской области.


Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.


До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, деревом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе. До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, деревом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.




ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь». ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».


Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.


Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует и художественная. За свои изделия дети получают деньги, поскольку работы считаются авторскими. После школы можно поступить в Гжельский колледж (ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет). Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует и художественная. За свои изделия дети получают деньги, поскольку работы считаются авторскими. После школы можно поступить в Гжельский колледж (ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет).





Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома". Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома".


На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет. Традиционные элементы Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет. Традиционные элементы Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.


Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.


"Жостово - живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака, обычно чёрного. "Жостово - живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака, обычно чёрного.


Основной мотив Жостовской росписи цветочный букет прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Основной мотив Жостовской росписи цветочный букет прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.


Село Палех старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства. Население 6400 человек, из них 500 художников. Село Палех старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства. Население 6400 человек, из них 500 художников. ПАЛЕХ


В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Воскресение Христово г.


Современный Палех один из признанных центров лаковой миниатюры. Палешане пишут темперными красками на яичной эмульсии. Такие краски быстро высыхают, при наложении следующих слоев не растворяются, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы. Иногда поверх накладного сусального золота наносится слой краски, а затем тонкой иглой красочный слой частично выцарапывается, что дает по цветному фону тончайшие золотые узоры. Палешане пишут темперными красками на яичной эмульсии. Такие краски быстро высыхают, при наложении следующих слоев не растворяются, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы. Иногда поверх накладного сусального золота наносится слой краски, а затем тонкой иглой красочный слой частично выцарапывается, что дает по цветному фону тончайшие золотые узоры.

от прошлого к настоящему

Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа, его миропонимание и мировосприятие. Это сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.

Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т.д. стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы получили развитие от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое. С искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий появилась, к примеру, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро. Народные промыслы возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали "рыбий зуб" - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, а художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны. Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, которые отражают своеобразие соответствующей местности. Поэтому центры народных помыслов расположены как в сельскохозяйственных, так и в промышленных районах, а во второй половине XX века изделия народных промыслов становятся торговой маркой того или иного района...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народные художественные промыслы России:

от прошлого к настоящему

Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа, его миропонимание и мировосприятие. Это сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.

Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т.д. стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы получили развитие от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое. С искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий появилась, к примеру, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро. Народные промыслы возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали "рыбий зуб" - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, а художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны. Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, которые отражают своеобразие соответствующей местности. Поэтому центры народных помыслов расположены как в сельскохозяйственных, так и в промышленных районах, а во второй половине XX века изделия народных промыслов становятся торговой маркой того или иного района.

Произведения художественных промыслов шли, главным образом, на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. На них все больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания. Оно веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа.

Носителями и хранителями народного творчества являются мастера – художники, мастера-ремесленники, передающие из поколения в поколение свои знания, умения, опыт, сохраняя при этом лучшее. Со временем все это приобретает характер традиции. В своих работах мастера используют разнообразные материалы: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, кожи, кости, камня. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров,

В отличии от подмастерьев или учеников, которые работают по шаблону и создавая копии, мастер каждый раз создает именно оригинальное произведение, при этом воспринимая себя как часть коллективного опыта. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки. Художественные промыслы в России формировались под сильным влиянием народного искусства с одной стороны, а с другой стороны часто как вполне профессиональное декоративное искусство. К развитии ряда промыслов участвовали профессиональные художники, например, модели для каслинского литья делали известные скульпторы.

В народном творчестве, как и в других видах художественной деятельности, существуют два направления: произведения «истинного искусства» - это оригинальные произведения мастеров, и предметы широкого потребления – это копии, изготовленные в ремесленных мастерских или на фабриках народных промыслов. Поэтому в настоящее время дошедшие до нас из прошлых веков изделия широкого потребления и копии произведения искусства с учетом их давности также представляют большой интерес и имеют значение памятников этнической или исторической ценности. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаки которого являются коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяют целостным восприятием мира.

Важной особенностью народных промыслов было не только необходимых в быту предметов, но и их декоративность. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной.

Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Красный угол избы украшали полотенца с длинными вышитыми или ткаными концами. Самый нарядный костюм женщина из народа надевала один раз в жизни - на свадьбу, а хранила и берегла весь свой век, иногда завещая дочери и внучке.

Данная презентация состоит из двух частей и позволяет осуществить виртуальное путешествие по просторам России.

  • ознакомить учащихся с народными промысламикак формой народного художественного творчества;
  • ознакомить с производством художественных изделий, восходящих к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу;
  • развивать любознательность;
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к труду.

В 1-й части рассказано о разных народных промыслах и художественных ремёслах. Во 2-й части учащиеся "побывают" в славном русском городе Городце и узнают, какой город называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства».

Материал можно использовать на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и во внеклассной работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные промыслы России

Народные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские.

Ремесла русских мастеров, по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово, Павлово-Посадские платки, Оренбургский пуховый платок, шкатулки, самовары, матрёшки. «Народные промыслы России»

Народные художественные промыслы. Изделья из глины. Роспись по дереву. Изделия из металла. Изделье из папье-маше. Кружево. Резьба по кости.

Изделие из глины. Дымковская игрушка. Высота игрушки 20-25 см. Традиционными дымковскими игрушками считаются петухи, барыни, няньки. Дымковская игрушка.

Русский художественный промысел, сформировавшийся в Тульской области. Основную массу изделий мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи. Филимоновская игрушка

Гжель. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики.

Роспись по дереву. Хохломская роспись возникла в 17 веке (Нижегородской области). Выполняется черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону.

Этапы хохломской росписи. Заготовка изделия. Грунтовка полуфабриката. Роспись. Покрытие лаком. Закалка в печи.

Береста Береста - неотъемлемая часть нашего культурного наследия, это часть нашей истории. Береста - это внешний пласт березовой коры золотистого цвета. Это удивительно пластичный и экологически чистый природный материал, из которого можно изготовить самые различные предметы.

В селах Полохов-майдан Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-тарарушки – это матрешки, кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки. Полохов-майданская роспись.

Ложкарный промысел. Этим промыслом (дополнительный источник заработка) занимались крестьяне, жившие на малоплодородных землях (Архангельской, Новгородской, Владимирской).

Русские матрёшки Игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Изобретение русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абра́мцево-ку́дринская резьба́

богородская игрушка - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). пос. Богородское Московской области с XVI-XVIII веков. Богородская резьба

Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись" Городец

Образцы работ

Городецкий узор.

Роспись по металлу. - народный промысел художественной росписи металлических подносов. С XIX века подносы стали изготавливать в деревне Московской губернии - Жостово. Жостовская роспись

Жостовские подносы Село Жостово знаменито тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы.

Особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. Родина финифти – Ростов. Финифть

Изделье из папье-маше. В Федоскино, Палехе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки.

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы. Палехская миниатюра

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) артель мастеров. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития", сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Федоскинская роспись

Если говорить о кружевах, то нельзя обойти вниманием город Вологду - древнейший центр кружевного ремесла. Вологодское кружево напоминает драгоценную паутину. Искусство кружевоплетения никогда не придет в забвение, это хрупкое очарование не перестает трогать сердца людей, пленяя своей красотой. Вологодское кружево

Русская кукла Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные промыслы Центральной России

– это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские. Народные промыслы

Деревянные изделия. Глиняные изделия. Народные художественные промыслы Народные промыслы России

Деревянные изделия Хохломская роспись Семёновская игрушка. Загорская матрешка. Полохов-майданская роспись Городецкая роспись Богородская игрушка

Народно-художественные промыслы основаны на коллективном творчестве и торговых отношениях, развивающих местную культурную традицию. Промыслы существовали в России со времён Киевской Руси. Основой для них послужили домашнее производство, рукотворность изделий. Культурная традиция по преемственности переходила от отца к сыну, от мастера к мастеру.

Городец Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода.

Городец В древности Городец на Волге назывался малым Китежем. Славился мастерами - «Домовиками», главным делом которых было строительство домов. Дома покрывали резьбой от самого конька до завалинки. Здесь же создавались пряничные доски для печатания пряников – свадебных, поминальных, именинных.

Городец Образ коня – древний, связанный с культом солнца. Древний человек думал и верил в то, что если нарисовать солнце в виде животного, или красного круга, или цветка, или сделать в виде коня и иметь всегда рядом, то они охранят его от бед и несчастий. Принесут достаток и радость в дом. Не случайно в быту стали изображать коней на полотенцах, на детских люльках, сделали коня главной игрушкой.

Мотив « конь » «конь» является символом солнца, пожеланиями счастья.

В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

С помощью простых инструментов - ножа и топора, вырезались "запряжки" - кони с повозкой и с гордым изгибом шеи, каталки-вертушки, куклы из расколотого пополам полена, плоские с лицевой стороны и объемные сзади. Игрушки ярко раскрашивались в стиле городецкой росписи. В XIX веке в деревнях вокруг Городца мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и деревянную расписную игрушку.

Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись" Городецкий узор.

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское.

На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки.

Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры-розаны и пионы), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

КОМПОЗИЦИЯ цветочная роспись; мотив «конь» или «птица»; сюжетная роспись.

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

Цветочная роспись «РОМБ» «ГИРЛЯНДА» «ПОЛОСА» «ВЕНОК»

Мотив « птица » Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Сюжетная роспись. Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Элементы Городецкой росписи

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Богородская игрушка

Недалеко от Сергиева Посада раскинулось село Богородское. С давних времен повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки. Огюст Роден - выдающийся скульптор Франции - при встрече с русскими художниками в 1910 году, взяв игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который создал эту игрушку,- великий народ». Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева, и реже - расписные.

Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.

Легенда о том, как зародился промысел Богородской игрушки, рассказывает, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Будто бы он в свободное от молитв и трудов время вырезал из липы птичек, коньков и дарил "на благословенье" детям.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку « ауку ». Дети порадовались, поиграли и забросили « ауку » на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: « Возьму-ка я „ ауку “ да и покажу на базаре торгашам». « Ауку » купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться б огородской.