Как организовать свою первую выставку: советы профессионального художника. Мысли о фотовыставке

Наличие выставок — один из критериев, по которому оценивается успешность фотографа. Даже если ваши снимки висели всего лишь в гараже у друга, это уже вклад в копилку личных успехов. И, конечно, укрепляет уверенность в собственных силах. Хочется большего?

Станислав Белоглазов, фотограф, директор фотошколы и фотоагентства «Magnet»

Фотограф не может не делиться своим творчеством с окружающими людьми. Снимки нужно выкладывать в Интернете, показывать друзьям, организовывать выставки... Это необходимо прежде всего для самовыражения. Считайте, что это след, который вы оставили на этой планете.

Социальные сети дают все возможности для продвижения. Но распечатанные и повешанные на стенку фотографии дают иное ощущение от картинки и другую детализацию. Никак не избежать того, что вертикальная картинка на мониторе выглядит визуально маленькой. В размере 70 на 100 сантиметров картина расцветает новыми красками.

Фотограф, глядя на фотографию, вспоминает ощущения на момент съёмки. Поэтому лучше отснять, забыть и не трогать фотографии месяц. Только потом заняться обработкой, выборкой, поиском концепта. Может получиться, что те, живые, впечатления, которые были во время съёмки, уйдут. Фотография окажется неинтересной или, наоборот, всплывут какие-то новые смыслы.

Отбор снимков — 80 процентов успеха выставки. И примерно столько же процентов материала остаётся в корзине. В любой подборке должна быть заложена идея. Она может быть сформулирована в названии выставки, но лучше, если понятна без слов. Снимки могут сочетаться по теме, настроению, свету. В угоду идее технически или композиционно хорошие кадры могут уступать снимкам, которые послабее, но лучше ложатся в серию. По фотографиям должно складываться целостное представление о подборке.

Играет свою роль то, в какой последовательности расположены кадры. Есть свои законы, определяющие восприятие. Когда снимки висят независимо друг от друга или рядом, это производит совершенно разный эффект. Распечатайте фотографии на чёрно-белом принтере и попробуйте их разложить в определённом порядке. Переставлять кадры местами можно и на экране компьютера.

На этапе отбора фото важно подключить к процессу людей со свежим взглядом : родителей, друзей... Это может быть человек, который не фотографирует, но любит кино или ходит на выставки. Задача не в том, чтобы он оценил, где завален горизонт, а где неудачная композиция. Интересно услышать, что он понял по фотоподборке.

Музеи и галереи самостоятельно ищут фотографов и рассматривают предложения . Так покажи им свои фото. Но лучше взять три классных снимка, чем 30, из которых пять будут ужасными. Испорченное впечатление скажет о том, что удача была случайной, а вам не хватило таланта отобрать хорошие кадры. Всегда возникает вопрос, на чьи деньги печатать фото. На печать можно потратиться самому, а оформление возьмёт на себя галерея.

Разместить фотовыставку могут офисы, торговые центры, клубы, кинотеатры, школы и вузы. Моя первая выставка прошла в бывшем Уральском госуниверситете в стенах тогда ещё физического факультета, который я окончил. Мы со Стасом Славиковским (заместитель директора кинотеатра «Салют») купили себе по старому «Зениту» и проехали Европу от Дании до Болгарии. Отпечатали 300 фото размером 10 на 15 сантиметров и приклеили их скотчем на стену в одну линию по всему факультету, не трогая только двери. Размещайте фотографии где только можно: даже в гаражи и сараи знакомым — в те места, где на ваши работы точно будут смотреть. Чего картинам валяться в пыли? Пусть живут где-нибудь.

Вера Хайрутдинова

Художник, член Творческого союза художников России, дизайнер. За 6 лет выставочной деятельности организовала и провела 29 персональных выставок, 9 из которых в Китае.

Главный совет начинающим художникам: не бойтесь выставлять свои работы. Уверена, следуя дальнейшему плану, вы осуществите свою мечту и проведёте первую выставку.

Как рассказать о себе

Составьте резюме

Включите в него информацию о месте учёбы, о выставках с указанием времени, места, названия. Наверняка вы участвовали в групповых мероприятиях. Постоянно обновляйте резюме, добавляйте новые события, связанные с искусством, и удаляйте менее важные. Также напишите о стажировках, мастер-классах, премиях, наградах, если они есть. Добавьте ваше фото.

Напишите биографию

Коротко расскажите о себе. Буквально на полстраницы: напишите о том, кто вы, где родились, где учились. Вероятно, некоторые ваши работы находятся в частных коллекциях (даже если вы их дарили) и, возможно, в разных городах России или за рубежом. Добавьте и эту информацию.

Подготовьте буклет

Необязательный пункт, но позволяет ярко и красочно представить информацию о вас. Разместите ваше фото, фотографию одной или нескольких картин. Добавьте краткие сведения о себе, о том, что пишете, контакты, упомяните свой сайт или страницы в соцсетях. Неплохой вариант - двусторонняя листовка формата А5. Более информативная, чем визитка, к тому же недорогая.

Заведите страницы в соцсетях

Если они есть, почаще выставляйте фото картин. Очень интересны кадры в процессе написания, на пленэре, снимки картин в интерьере. Попросите, чтобы вас сфотографировали за работой. Снимайте короткие видео.

Зарегистрируйтесь на порталах для художников

Возможно, кто-то из других посетителей захочет приобрести ваши работы. Главный плюс таких сайтов - когда ваше имя будут вводить в поисковых системах, ваши картины будут среди первых ссылок в выдаче. Для размещения работ можно использовать эти сайты:

Как подготовить работы к выставке

Оформите картины

Картины нужно оформить в багеты, для акварелей лучше добавить паспарту. Не забудьте про крепления. В последнее время я перешла на холсты с галерейной натяжкой, толщиной 4 см.


При галерейной натяжке края изображения заходят на торцы подрамника и оформление в багет не требуется

Убиваю несколько зайцев сразу: экономлю на оформлении (багеты стоят недёшево) и облегчаю транспортировку картин. Рамы тяжёлые и хрупкие, их легко повредить, необходимо защищать углы специальными уголками, а если , то считаем каждый килограмм. А холсты с галерейной натяжкой легче и удобнее для транспортировки и упаковки. Кроме того, в современных интерьерах такие работы стильно смотрятся.

Поставьте подписи

Обязательно ставьте подпись на лицевой стороне работы. С оборотной укажите фамилию, имя, название работы, размер картины (пишется сначала высота, потом ширина), материал (например «холст/масло» или «акварель/бумага»), год. Подписывать можно углём, потом обязательно закрепите специальным спреем или лаком для волос, чтобы он не осыпался.

Сфотографируйте картины

Лучше всего провести профессиональную съёмку. Фото хорошего качества сможете использовать для каталога, альбома, буклетов, принтов (создания копий) или при печати на одежде и аксессуарах.

Но такая съёмка стоит дорого, поэтому поначалу можно фотографировать и самостоятельно. Для съёмки работу лучше вынести на улицу и снять в тени. Потом обрезать лишнее и обработать в фоторедакторе. Следите, чтобы цвета на фото соответствовали реальным цветам на картине.

Для хранения фото картин заведите отдельную папку на рабочем столе. Снимки можно предварительно разобрать по коллекциям - так вы сможете всегда быстро найти нужные. Для фотографий картин в интерьерах также заведите отдельную папку, как и для снимков с пленэров и своих фото за мольбертом.

Составьте список работ

Составьте список всех ваших картин в виде таблицы. Можно рассортировать по коллекциям или годам. Так вы сами поймёте, сколько у вас картин, и наведёте порядок. В таблице укажите номер, название картины, год, размер, материал, при необходимости - стоимость, приложите фото. Я добавляю пометки к картинам, когда они проданы или размещены в коллекции. Обязательно отмечайте картины, которые отдаёте на выставку или куда-то ещё.

Что ещё нужно учесть при подготовке к выставке

Название

Придумайте название выставки в соответствии со стилистикой и темой картин. Отберите работы согласно концепции, чтобы вместе они смотрелись хорошо и логично. Составьте отдельный список по принципу, описанному выше, только включите в него те картины, которые хотите продемонстрировать на данной выставке. Напишите о том, как пришла идея написания картин, историю о коллекции.

Выбор площадки

Существует много возможностей выставиться бесплатно: выставочные залы, галереи, бизнес-центры, библиотеки. Задавайте вопросы по почте или телефону, заходите и знакомьтесь лично, спрашивайте, могут ли сотрудники разместить ваши работы или порекомендовать, к кому лучше обратиться. Показывайте свои картины.

Если вы в Москве, можно обратиться к руководителю проекта «Искусство на природе » Валерию Сенкевичу или в Izo Art Gallery в БЦ «Романов двор» - за небольшие деньги сможете поучаствовать в групповой или персональной выставке.

Упаковка и доставка картин

Позаботьтесь об упаковке заранее. Конечно, всё зависит от того, куда и как вы собираетесь перевозить картины.

  • Если работы оформлены в багет, защищайте углы - небольшой скол на раме может испортить весь вид.
  • Если доставляете на машине и не очень далеко, слоя пластиковой плёнки и пузырчатой упаковки будет достаточно.
  • Если перевозите на дальние расстояния, транспортные компании предлагают добавить картонную упаковку или жёсткую обрешётку.
  • При перевозке картин за границу не забудьте оформить разрешение на вывоз. В Москве этим занимается Коллегия экспертов по культурным ценностям. Стоимость для художников - 500 рублей за картину, но иногда есть возможность схитрить. Работы из одной серии можно оформить как диптих или триптих и заплатить как за одну картину.

Расположение картин

Заранее продумайте, как будут висеть ваши работы. От пола до центра картины должно быть 140–150 см. Проверьте освещение. Лучше всего использовать точечные направленные светильники. Если будете выставляться в галерее, с развешиванием вам обязательно помогут.



Пресс-релиз

Первый пресс-релиз мне помогали делать специалисты. В тексте должно быть название выставки, краткая информация о вас, о том, что будет представлено, указан адрес, продолжительность, дата открытия, телефон для связи. Дальнейшие пресс-релизы можно делать самостоятельно на примере первого.

Приглашения

Оформите приглашения на открытие выставки. Укажите название, адрес, время, номер телефона, какие ещё планируются мероприятия (я часто приглашаю друзей-певцов для выступления). И рассылайте! Это очень приятно. Я заранее готовлю список тех, кого хочу пригласить, и отмечаю, кто согласился прийти, а кто нет. Так вы сможете приблизительно посчитать число гостей, чтобы определиться с количеством напитков и закусок для фуршета.

Фотограф

Обязательно пригласите профессионального фотографа. Снимки с выставки сможете разместить на страницах в соцсетях и отправить гостям и друзьям. Такие фото напомнят о вас и вашем мероприятии.

Съёмка видео

Хорошее дополнение к вашему портфолио, хотя необязательное. Если всё-таки решите сделать фильм об открытии выставки, заранее обсудите с оператором, что вы хотите в нём увидеть, какие крупные планы вам важны, интервью с какими людьми. В общем, напишите сценарий вашего вечера и фильма. Когда будете подавать заявку на следующую выставку, не забудьте прикрепить ссылку на него.

Ваш образ

Продумайте свой внешний вид в соответствии с концепцией выставки и местом её проведения. При необходимости обратитесь к стилисту, который позаботится о причёске и . Такие детали помогут вам создать цельный образ, который точно запомнится гостям и будет ещё долго радовать вас на фотографиях.

Вступительная речь и общение с гостями

Поприветствуйте гостей, кратко расскажите о картинах. Не забудьте поблагодарить людей, которые к вам пришли. Уделите внимание каждому гостю, ходите по залу, знакомьтесь, общайтесь, узнавайте, откуда человек узнал о вашем мероприятии. И обязательно наслаждайтесь вашим вечером!

Фуршет

Конечно, можно обойтись без него, но обычно гости приходят на мероприятие после работы, и стакан воды или бокал шампанского не помешает. Всё зависит от вашего бюджета, можно добавить выпечку и закуски. Гости оценят такие знаки внимания.

Закрытие

Проводится по желанию. Можно пригласить тех, кто не попал на открытие.

Конечно, организация первой выставки - волнительное и непростое мероприятие, но вместе с тем это выход на новый уровень профессионального развития. Подумайте, где бы вы хотели видеть свои картины, рассказывайте о своих планах друзьям, спрашивайте совета у людей, связанных с искусством, отправляйте резюме. В общем, стучитесь во все двери и показывайте своё творчество. И тогда первая выставка станет началом череды увлекательных мероприятий, которые откроют новые грани вашего таланта и подарят много удивительных знакомств и открытий. Удачи вам!

Вопрос, как найти пространство и спонсоров для фотовыставки в Москве, мне кажется одним из самых актуальных сегодня. Причем его задают как и люди практически без выставочного опыта, так и, поверьте мне, фотографы с определенной репутацией и наработанным портфолио.

Но такая постановка вопроса подразумевает, что у автора уже есть материал, который он хочет выставить. С одной стороны, это большой плюс (потенциальным спонсорам и кураторам есть что показать), с другой - исключает возможности поиска партнеров на предпродакшн стадии.

Но формулировать вопрос таким образом - довольно широко - не совсем корректно, мне кажется. Процесс организации фотовыставки не за свой счет функционирует иначе. Пространство и спонсоры проекта зависят от большого количества дополнительных факторов.

Что это за материал? Фотографии с каникул с любимой девушкой? Ваше тонкое и уникальное восприятие дуновение ветра? Военный репортаж с Украины? Концептуальная серия остановок в городе Кировск? Или это серия съемок теней в московских парках?

Зачем вы хотите его выставить (один из самых главных)?

Продать и окупить съемку? Продать и заработать много денег? Сделать приятное себе, любимому, или своим близким? Сделать первый шаг на профессиональном пути развития?

От этого зависят стратегии поиска пространства, куратора и потенциальных спонсоров - банально - от коммерческой галереи до музейного пространства или неформального оф-спейс.

Если идея - скорее сделать приятное себе, любимому, и близким, всегда есть варианты кафе и ресторанов (я в своё время начинала с выставки тревел фотографий из Перу в кафе «Билингва»), возможно, они даже помогут вам финансово - напечатать и оформить материал.

Если амбиций больше и они серьезнее, то тут все сложнее и (да, не буду скрывать) очень многое зависит от факта включенности в ту или иную московскую тусовку и личных связей. Не то что бы вариант позвонить и прийти с улицу не работает, но всё-таки лучше хотя бы немного ориентироваться в контексте.

Я бы посоветовала посмотреть, какие уже существуют пространства, которые выставляют материал, который вам близок. Какие существуют конкурсы и open call"ы, портфолио ревью, семинары и обсуждения. От Best of Russia до Конкурса «Молодая фотография», который устраивает ФотоДепартамент (в Санкт-Петерубрге), или «Серебряная камера».

Я не говорю, что вас сразу возьмут и выставят в ММАМе, но, по крайней мере, вы не будете ходить не с тем материалом и намерениями не в те места. И людей не будете зря отвлекать, и не будете выглядеть, как человек, который не понимает, что он делает.

Вообще, главная стратегия - это сделать хороший материал, понимать, где он может быть выставлен и какому зрителю он может быть интересен, уметь доказать это и завести союзников - других фотографов, которые поверят в материал, и куратора, на плечи которого можно переложить много организационных вопросов.

Дети – неуёмные фантазёры, а их деятельность способна бесконечно умилять и восхищать взрослых. Когда результаты творчества находятся на хорошо обозримом специально выделенном месте – юные непоседы в восторге.

Оборудование выставочной доски не всегда связано с большими денежными тратами. Любой заинтересованный родитель своими руками способен изготовить детские стенды.

Как подобрать нужный материал

Среди большого ассортимента современных стендов всё больше потребителей останавливают свой выбор на пробковых досках. Они удобны в использовании, надёжны, долговечны, доступны по цене.

Натуральный материал – кора пробкового дуба – удовлетворяет общим требованиям безопасности для детских товаров и имеет ряд положительных качеств:

  • экологически чистый;
  • легко очищается, не притягивает пыль;
  • влагостойкий;
  • огнеупорный;
  • устойчивый к химическому воздействию;
  • не повреждается грибком, насекомыми;
  • не электризуется;
  • ударопрочный;
  • износостойкий.

Стенды из пробки станут беспроигрышным вариантом и для дома, и для детского сада.

Как сделать стенд

Не нужно обладать специальными ремесленными навыками и знаниями, чтобы порадовать себя и детей функциональной новинкой в доме.

Заранее продумайте, как гармонично вписать в интерьер новый стенд.

Экспериментировать можно как с цветом самой доски – покрасить или обить тканью желаемой расцветки, так и с обрамлением, подбирая лучшее сочетание.

Рамку обычно делают из дерева, пластмассы, металлического профиля. Советуют также использовать кабель-каналы, ширина которых чуть превосходит толщину доски.

Выберите тип настенного крепления для стенда: несъёмный вариант на клею или свободно висящий на петлях.

Минимальный набор заготовок и используемых инструментов, 30 минут работы – и результат будет на стене.

Определите желаемые размеры стенда, подготовьте в размер пробковый лист.

Выберите материал для задней стенки – фанера, ДВП.

Склейте оба листа. Клей – жидкие гвозди, можно использовать и другой. Предварительно поверхность обезжирить, после нанесения клея плотно прижать детали друг к другу. По желанию – тканью обтяните рабочую поверхность стенда.

Прикрепите ранее подготовленную рамку к основе. По желанию – приделайте с оборотной стороны петли для крепления.

Закрепите стенд на стене при помощи клея или двустороннего скотча для несъёмного варианта. Для альтернативного способа – вешайте на петельки.

Как рационально использовать стенд

После того, как вы сделали стенд своими руками, можно начинать его активно эксплуатировать.

Обратите внимание!

Существует два основных способа оформления. Можно на поверхности доски закрепить кармашки. Это могут быть файлы для бумаг, или прозрачные кусочки из тонкого оргстекла, закреплённые на двусторонний скотч.

Этот тип оформления используется для информационных стендов.

В кармашки помещаются листы бумаги с важной информацией, которую должны знать родители о режиме работы, распорядке, правилах поведения детей в детском саду.

Информация может обновляться ежедневно (меню питания) или по мере необходимости.

Стенды активно используют люди разного возраста и на работе, и дома. Напоминания о важных событиях, планированию ближайшего будущего, приятные воспоминания, запечатленные на фотографиях, визуализация своих желаний, удобный органайзер – в перечень полезных функций каждый самостоятельно добавит наиболее актуальную для себя.

На демонстрационных стендах из пробки нужные предметы – фотографии, картинки, бумажные заметки, небольшие сувениры крепятся при помощи кнопок, булавок, портновских иголок.

Обратите внимание!

Поверхность доски от этого не страдает, заметных глазу дырочек не остаётся. При оформлении стенда для детей нужно следить, чтобы острые предметы не смогли причинить вред малышам.

Стенд, на который воспитатели крепят результаты детской работы за день, неизменной пользуется популярностью у неравнодушных родителей. А дети с радостью преподносят новые поделки и устраивают мини выставки уже в квартире.

Сделайте фото заполненного стенда на память, и пусть он постоянно обновляется – мир детской фантазии неистощим.

Фото стенда своими руками

Обратите внимание!

В гардеробе Центра фотографии им. братьев Люмьер почти не осталось свободных мест. Эдуард Литвинский наблюдает за гостями, стоя на ступеньке у прохода в залы. Кажется, открытие выставки чешского фотографа Иржи Тондла удалось: один город, два среза времени — повседневная жизнь Ленинграда 1970-х и Санкт-Петербурга начала 2000-х. «Настоящая выставка — это не набор обрамленных фотографий, а идея, история, концепция, — рассуждает владелец центра. — Мы даже печатаем под каждый проект тетрадочку для отзывов и храним ее».

Литвинский — опытный предприниматель, президент группы компаний «Русский проект», продающей оборудование для продовольственной торговли и ресторанного бизнеса: от весов и овощерезок до холодильных камер, конвекционных печей, кассовых кабин и барных стоек. Оборот «Русского проекта» он не раскрывает (по данным СПАРК, выручка только одной из компаний группы, «РП-ритейл», превышает 1 млрд рублей). Выручка Центра фотографии, открывшегося в марте 2010 года, — 40 млн рублей. На его создание в целом потрачено 30 млн рублей. Для Эдуарда это не диверсификация бизнеса, но и не прихоть состоятельного человека, которому не жаль денег на свое увлечение. Вместе с женой Натальей он организовал работу центра так, чтобы тот развивал себя сам — выставки фотографии способны приносить прибыль.

Как получилось, что от торговых стеллажей Литвинский перешел к экспозициям? «Русский проект», основанный в 1990 году, благополучно пережил первый российский кризис (в 1998 году оборот группы составлял 2,8 млрд рублей, а ее филиалы появились в полутора десятках городов России). «Трудно назвать розничную сеть, с которой мы не работали, — рассказывает Литвинский. — Появился ресторанный рынок — занялись ресторанами. Накапливали компетенции в технологическом проектировании, обслуживании оборудования, и это вывело наш бизнес на новый уровень. В общем, дела шли неплохо».

Как-то летом 2001 года Эдуард и Наталья обедали в загородном ресторане с приятелем — арт-директором галереи «Дача» Марком Патлисом. Речь зашла о фотографии. Отец Литвинского был профессиональным фотографом, и Эдуард с детства любил фотоискусство. Слово за слово, возникла идея: почему бы не открыть фотогалерею? Именно таких мест, где на продажу выставляются работы, отпечатанные и оформленные по всем правилам, в Москве еще не было.

Подходящее помещение нашлось в Центральном доме художника. На стенах умещалось до 40 фотографий, но больше и не требовалось. Галерею назвали в честь братьев Люмьер, позаимствовав громкую фамилию у родоначальников кино (имена изобретателей фото мало кто знал). Соответственно, ставка была сделана на старую фотографию. Первым покупателям предлагались «винтажи» из коллекции Льва Бородулина, репортера советского «Огонька». Эдуарду и Наталье удалось купить часть архива Эммануила Евзерихина, снимавшего яркие события 1930-х и битвы Великой Отечественной. Осенью 2002 года они устроили выставку его избранных кадров. Через полгода — выставку Бориса Игнатовича, одного из основоположников «новой волны» в довоенном фото. Выставки не приносили дохода (входные билеты продавал сам ЦДХ), но привлекали внимание к маленькой галерее.

Разыскивая старые отпечатки и негативы, ее владельцы раз за разом встречали подзабытые имена. «Все витали в амбициях 1930-х, а период оттепели и последующих лет почему-то оказался не востребован, — вспоминает Наталья Григорьева-Литвинская. — Мы решили поднять этот пласт». Как директор галереи, она подписала контракты с Василием Егоровым — отставным спецкором ТАСС, мастером жанровой съемки и политического репортажа, и Владимиром Лагранжем, корреспондентом журнала «Советский Союз». Договорилась с наследниками Наума Грановского, фотолетописца Москвы, об эксклюзивном праве пользования его фондом. Выкупила архив Александра Устинова, снимавшего космонавтов, маршалов и министров.

«Первые четыре года галерея постоянно требовала инвестиций, — признается Литвинский, не раскрывая сумму затрат. — Приобретение фондов, печать фотографий, создание выставок — деятельность была бурная». На обработку фотоархивов уходило немногим меньше сил и средств, чем на покупку. К примеру, архив корреспондента «Советского экрана» и «Московских новостей» Андрея Князева — четыре коробки из-под телевизоров, заполненные коробочками с пленкой, — сотрудники галереи разбирали, изучали, сканировали три с лишним года. Зато такие фонды становились едва ли не золотым запасом.

На самоокупаемость галерея им. братьев Люмьер вышла в 2005 году, продав около 400 работ по цене от $300 до $1000 (тираж любой фотографии не превышал 30 экземпляров). Литвинские даже заказали учетную программу на базе «1С: Предприятие». «А потом мы окунулись в авантюру», — со смехом вспоминает Наталья. Супруги рискнули повторить знаменитую выставку 1970-х «СССР: страна и люди», побывавшую в 50 странах мира. А именно: разыскать авторов всех фотографий, их наследников или владельцев работ, что-то взять из своего архива и составить новую экспозицию — из тех снимков, что по прошествии лет можно считать уникальными для той эпохи.

Подготовка проекта заняла два года. Были арендованы дополнительные площади в ЦДХ. Выставка открылась в апреле 2008 года. Григорьева вспоминает, как удивил и обрадовал ее поток людей, шедших на «Фото 60-70». «Вот так мы поняли, что наша выставочная активность для галерейного бизнеса избыточна, — добавляет Эдуард Литвинский. — Эта работа не приносила экономического эффекта, но всем очень нравилась и давала большой отклик. Значит, нужно ее выделять в отдельное направление».

Центр фотоискусства в столице тогда был только один — Московский дом фотографии Ольги Свибловой. Но фотовыставки регулярно проводились в Манеже, ЦДХ, Музее архитектуры им. Щусева, и на отсутствие зрителей их организаторы не жаловались. Одна проблема: недвижимость в центре города, пригодная для частного выставочного центра, была дорога — около $2000 за метр в год. Но как-то накануне Нового, 2009 года, проезжая по Якиманской набережной, Литвинский заметил большой баннер на одном из зданий закрытой фабрики «Красный Октябрь»: «Сдается в аренду». Позвонил — всего 6000 рублей за метр в год.

«Место оказалось великолепное, несмотря на разруху, которую мы здесь застали, — рассказывает предприниматель. — Поэтому решение приняли буквально за день». Ремонт на 800 кв. м делался в авральном порядке. В феврале 2010 года в галерее в ЦДХ прошла очередная (и последняя) выставка, а уже в марте на «Красном Октябре» открылся Центр фотографии им. братьев Люмьер. На премьерной выставке «Иконы 1960-1980-х» были представлены более 300 редких фото известных советских актеров, режиссеров, спортсменов, писателей, ученых. В выходные на «Иконы» приходило до 1500 человек в день, кассы, гардероб и вентиляция едва справлялись с нагрузкой.

С тех пор центр расширился, арендовав еще две с половиной сотни метров. Одновременно там могут проходить две-три выставки — авторские или тематические, каждая длится 6-8 недель. За исключением привозных экспозиций, до 70% работ подбираются из фонда центра — сейчас там хранится более 10 000 отпечатков. По словам Литвинского, доходов от продажи билетов, книг, постеров и открыток полностью хватает на содержание центра (аренда, зарплата и т. д.) и пока лишь частично на подготовку выставок. Печать и оформление фотографий идет за счет спонсоров — производителей фототехники и фотоматериалов: Canon, Fujifilm, HP.

Выставки для знатоков Литвинские стараются чередовать с заведомо массовыми проектами. Так, в позапрошлом году они привезли выставку Йозефа Коуделки, снимавшего «Пражскую весну» и советское вторжение в Чехословакию в 1968 году. Посмотреть ее приходило максимум 500 человек в выходные дни. Зато «Московские истории» в сентябре 2013 года собирали до 2500 зрителей по воскресеньям. Наиболее универсальные выставки готовят к гастролям. Сейчас на прокат предлагается 14 проектов: например, «Иконы 1960-1980-х», «Владимир Лагранж. Мы так жили» (207 фото), «Время колокольчиков. Герои русского рока» (160 фото), «Первые космонавты. Неофициальная хроника» (60 фото).

«Мы любим самую разную фотографию. Пойдемте, покажу», — приглашает Эдуард Литвинский. И спешит в зал, где висят портреты, сделанные Тимом Мантоани, — самые успешные фотографы мира со своими лучшими работами в руках. Переходя от одного к другому, предприниматель замечает: с тем автором мы дружим, и с этим тоже. А Стив Шапиро, один из самых известных фоторепортеров США, настолько был доволен подготовленной «Люмьерами» выставкой «Проживая Америку», что предоставил центру исключительные права на ее показ в таком формате. Она есть в прокатном каталоге центра.

Прокат, правда, приносит центру не более 3% выручки. Литвинский объясняет: частных выставочных площадок в стране мало, а государственные музеи не готовы платить (пару проектов принял только Русский музей, да и то не на коммерческих условиях). Клиенты «Люмьеров» — питерский арт-центр «Этажи», красноярский «Вернисаж» и еще несколько региональных заказчиков. «Мы новички, поэтому привезти готовое — для нас лучший выход, — говорит учредитель «Вернисажа» Наталья Сипетая. — Площади мы арендуем и пока выходим «в ноль», но надеемся на прибыль в будущем».

Литвинские тоже надеются — на то, что вместо пяти выставок в год у них будут брать напрокат 20-30, а число московских проектов умножится. В 2013 году в центре прошло 11 выставок, на этот год запланировано 19. Какие мнения о «Люмьерах» есть у коллег по цеху? Ольга Свиблова ответила Forbes, что не очень хорошо знает работу центра, из-за перегрузок не успевает за ним следить (МДФ теперь — это еще и фотошкола, и «Мультимедиа Арт Музей»). «Люмьеры» — молодцы. Они, конечно, располагают финансовыми ресурсами, но и инвестируют их грамотно, — замечает владелец одной из московских фотогалерей, открывшихся во второй половине 2000-х. — Качественное выставочное пространство, хорошая собственная коллекция, отличный магазин — в общем, конкурировать с ними сложно».

Галерею в Центральном доме художника Литвинские сохранили. «Это другой бизнес, стабильно приносящий прибыль, и есть некоторая синергия, — поясняет Эдуард. — Впрочем, у центра прошлый год был прибыльным и позапрошлый тоже. Было бы проще, если бы мы сами арендовали полностью готовые выставки. Но это не так интересно».