Какой краситель получали древние люди из растений. Способы приготовления натуральной протравы. Голубой, синий и зеленый

Синие красители

Тирийский (античный) пурпур - красновато-фиолетовый краситель, источником получения которого служили средиземноморские моллюски Murexbandaris. Пурпур использовали для крашеная шелка, шерсти, а также льняных тканей. Окраска пурпуром отличается необыкновенной прочностью. Красильщики измельчали тела улиток, размешивая с водой, и полученным раствором пропитывали ткань, которую развешивали на воздухе. Благодаря световой энергии (как выяснилось при современных исследованиях, аналогичное действие оказывает и соляная кислота) проявляется красный цвет пурпура (причем тот же эффект достигается и в инертном газе в отсутствие кислорода). Красный цвет образуется постепенно. Свежий желтоватый сок улитки приобретает зеленый, затем синий и, наконец, красный цвет, причем появляется запах чеснока. Кроме красного красителя в пурпуре содержится я синий (индиго), и именно смесь этих двух красителей дает пурпурный цвет. Из 12000 улиток можно было добыть чуть более 1 г красителя. Понятно, что это был самый дорогой краситель древности. У римлян пурпурные одежда носили только самые важные сановники - purpurali.

Близ городов Тира и Сидона обнаружены залежи скорлупы пурпурных улиток, оставшихся от древних финикийских красилен.

Колонии пурпурных улиток были истреблены в ХIV веке. В средние века искусство крашения пурпуром было утрачено.

Интересно, что в Никарагуа и Коста-Рике аборигены красили ткани даже в начале XX века пурпуром, добываемым из улиток Purpura petula и Purpula lapillus.

Химический аналог пурпура древности - 6, 6-даброминдиго -был получен синтетическим путем, однако он не дал окраски ожидаемой красоты и прочности, которая присуща натуральному красителю.

Индиго - самое древнее и самое денное красящее вещество; название его происходит от латинского слова indicus, что значит индийский. Растений, из которых можно получить индиго, до-вольно много; они принадлежат к различным ботаническим семействам. Важнейшим среди них является индигоноска красильная (Indigo£erа teinctcria). Будучи родом из Индии, индигоноска культивировалась во всех жарких странах Африки и Центральной Америки. В центральной Европе издавна возделывалась вайда (Isatis tinctoria) - двухлетнее растение из семейства крестоцветных, в котором также содержится индиго. Значительно меньшее количество индиго содержится в гречихе красильней (Polygonum tinotorium) Тем не мeнее и ее до начала XX века охотно применяли красильщика Манжурии и Китая. Во всех этих растениях содержатся особый глюкозид индикан, распадающийся при брожении на глюкозу и индоксил; последний кислородом воздуха окисляется в синее индиго, или индиготин.

В Европу индиго проникло не ранее XVI века, а в промышленную практику у французских красильщиков вошло только около середины ХVIII века. Из—за суеверных предрассудков, а также во избежание уничтожения вайды, которая возделывалась в Англии, Франции и Германии, правительствами этих стран было запрещено употреблять индиго даже под страхом смерти. Запрет на индиго, называемое "кормом дьявола", существовал в Германии с 1577 года в течение двух столетий, а во Франции с 1609 по 1733 год.

В России в XIX веке также делались попытки культивирования индиго в Закавказье (в Батумском округе), которые дали вполне удовлетворительныерезультаты.

Способ добывания натурального индиго состоял в том, что свежие листья индигоносных растений загружали в ямы я замачивала водой. Экстрагируемые вещества аз листьев сбраживались в течение нескольких часов, в результате чего в растворе наряду с другими веществами образовывался индоксил. Последний при взбивании раствора лопатами окислялся под действием кислорода воздуха в индиго, которое в виде хлопьев синего цвета оседало на дне. Осадок отжимали и разрезала на куски. Содержание индиго (индиготина) в про— далеких кусках колебалось от 10 до 90%в зависимости от вида растения и места его произрастания. Подученный краситель содержал индиготин, а также ряд примесей: коричневое индиго, индорубин, смолы, жиры, индиговый клей, минеральные вещества.

Из вайды индиго не извлекали, а использовали для крашения непосредственно листья и другие части растения.

Индиго нерастворимо в воде, но легко восстанавливается в лейкоиндиго (белое индиго), которое растворяется в водных растворах щелочей и снова способно окислиться до индиго. На этом основан процесс крашения индиго, заключающийся в тон, что ткань пропитывают щелочным раствором лейкоиндиго и затем подвергают окислению на воздухе. Ткань приобретает синюю окраску. Щелочные растворы лейкоиндиго получили название кубов , а сам процесс крашения индиго - название кубового . Индиго применялось для окрашивания хлопка, льна, шерсти и шелка в синий цвет.

Лучшим сортом считалось бенгальское индиго, содержащее до 85% индиготина.

Интересна история установления строения индиго и попыток открыть технические методы его искусственного получения. Синтезировать индиго удалось в 1883 г. немецкому химику Байеру после непрерывной 18-летней исследовательской работы.

Появление в конце XIX века на рынке синтетического, индиго, более дешевого и более чистого, значительно сократило применение натурального красителя.

Индиго относятся к числу сравнительно прочных красителей: недостатком его является низкая прочность к трению и воздействий хлора.

Вайда - краситель синего цвета, употреблялся в Европе до начала ввоза индиго. В диком состоянии растение вайда встречается в центральной Европе, на Кавказе и Малой Азии. В древности этот краситель имел большое значение и широко использовался в иконописи, для стенной живописи, миниатюрной книжной живописи, окрашивания тканей и пряжи. В России вайда именовалась крутиком, синильником, шарником, фарбовником и т. д. При Петре I эти растения вывозили за границу через Архангельск.

Вайда культивировалась во многих странах, сбор листьев производили 2 раза в год: весной и осенью. Листья измельчали с небольшим количеством воды в однообразное тесто и оставляли его бродить в высоких горшках в течение 15 дней, после чего формовала из него шары и высушивали. Эти шары темно-сине-зеленого или желто-зеленого цвета при растирании с водой давали раствор, окрашивающий ткани в синий цвет. Лучшие сорта красителя готовили на иге Франции, они были, известны под названием "пастель". В вайде содержится всего от 0, 2 до 20% индиготина, т. е. 100 кг вайда. имеют ту же красящую способность, что и 2 кг бенгальского индиго "среднего достоинства".

Кампеш - синее дерево (Hematoxylum compechianum), распространен в Южной и Центральной Америке. В Европу впервые привезен испанцами; в Россию ввозился через Ригу и Петербург. Высота дерева кампеш достигает 12-16 м. Для крашения использовали толченою древесину, подвергшуюся ферментизации для выделения гематоксилина к окисления последнего на воздухе в красящее вещество гематеин.

Кампеш употребляли для получения на шелке, шерсти и хлопке серых и черных оттенков. Как синий краситель применяли только как подцветку в смеси с другими красителями. Для крашения хлопка в серый и черный цвета использовали железные и хромовые соли (вплоть до XX в.). Однако выкраски по шелку оказались нестойкими по всем показателям. Значительно прочнее были хромовые "лаки", которые обычно и получали, особенно при крашении шерсти и шелка.

Берлинская лазурь - первый искусственный краситель, открытый случайно в 1704 году. Берлинская лазурь - ферроцианид железа - обладает высокой дисперсностью, что обеспечивает ей. высокую проникающую способность и глубокое ровное окрашивание. Цвета, даваемые берлинской лазурью, отличаются повышенной яркостью, насыщенностью и некоторой резкостью. С желтыми красителями получаются сочные оттенки зеленого цвета.

Краситель достаточно светостойкий, но непрочный к мокрым обработкам. Под действием щелочи разлагается с совершенной потерей цвета.

Как синий краситель очень широко использовался в Европе в XVIII - первой половине XIX веха в живописи и для окрашивания тканей. В России этим красителем окрашивали в зеленый цвет шелк для знамен.

Учебный проект

«История краски»

Выполнила: учащаяся 4 “Г” класса Павлючёнок Полина

Научный руководитель: учитель начальных классов

Москва 2012

1. Введение. Обоснование выбора темы. ........................................................ 3

2. Теоретическая часть. ................................................................................... 4

2.1. История краски......................................................................................... 4

2.2. Процесс изготовления краски. Как сделать краску самостоятельно. .. 7

2.3. Какие бывают краски. ............................................................................... 9

2.4. Выводы................................................................................................... 11

3. Практическая часть. .................................................................................. 12

4. Источники................................................................................................. 15

5. Приложение. ............................................................................................. 16

1. Введение. Обоснование выбора темы.

Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью либо частично. На протяжении всей истории существования человечества люди использовали цвет в качестве опознавательного знака, отличительной черты. Возникает вопрос: как же люди разукрашивали себя и свое окружение? Конечно, с помощью краски. Я уже четвертый год рисую в кружке разными красками: акварелью , гуашью, пастелью, масляными красками. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Но откуда люди брали краски много лет назад, когда еще не было магазинов и лако-красочной промышленности? Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я поставила цель: изучить краски, используемые в живописи (с древних времен и до наших дней), и попробовать сделать краску самостоятельно.

Задачи исследования

* по литературным источникам изучить историю возникновения красок;

* изучить виды красок и способы их получения;

* попробовать изготовить краски в домашних условиях;

* полученными красками сделать рисунки;

* сравнить краски, изготовленные самостоятельно и купленные в магазине;

* получить растительный краситель и окрасить им шерсть.

Гипотеза - я предполагаю, что краски для рисования и окрашивания шерсти можно сделать самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от фабричных.

2. Теоретическая часть.

2.1. История краски

Краски существуют так давно, что с точностью нельзя сказать, где и кем конкретно они были изобретены. Несмотря на это, мы можем быть уверенными что первыми, кто стал пользоваться красками, были наши древние предки. Они, за тысячи лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже!(Кстати обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.)Как правило, в своих рисунках они изображали животных. Ведь считалось, что рисование - это самая настоящая магия. И если изобразить огромного буйвола, пронзенного стрелой, то охотнику обязательно улыбнется удача! Поэтому самыми распространенными рисунками в древние времена, были картины изображающие процесс охоты. Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Потому-то из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.

Какими же красками рисовали древнейшие художники?

Одной из первых краской была глина. Глина удивительный материал. Она может быть самых разнообразных расцветок – желтая, красная, зеленоватая и белая. Для того чтобы картина лучше сохранялась, наши предки сначала высекали на стене пещеры рисунок и только потом раскрашивали его. Они втирали разноцветную глину в углубления контуров рисунков и покрывали их специальным жиром, чтобы краска лучше сохранялась. Именно благодаря их находчивости и умению мы до сих пор находим старинные рисунки и можем заглянуть в прошлое.

Время шло, и человек становился все сообразительнее. В арсенале у древних художников появилась черная краска – ее добывали из древесного угля и сажи. Синюю краску получали из лазурита - минерала, который привозили в Европу из Китая и Средней Азии. Шкала цветовых оттенков лазурита - от светло-голубого до темно-фиолетового. Эта краска была очень дорогой, к тому же сложной в употреблении. Большой популярностью у древних художников пользовалась охра – природная смесь желтых, коричневых и красноватых минералов. Зеленый цвет давали соединения меди, прежде всего малахит. Также зеленые краски можно получить смешиванием желтых пигментов с синими, например желтой охры и берлинской лазури. Находили наши предки и киноварь (ртутный минерал), дающую ярко-красную краску малинового оттенка. Киноварь и некоторые другие минералы, содержат ядовитые вещества, которые вредят здоровью.

Для того чтобы можно было бы разрисовывать выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани, потребовались другие краски. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица - жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны - коричневую. Для получения красного цвета (краплак - распространенное название для всех красок интенсивного холодно-красного, малинового оттенка) использовались корни марены красильной. Синий цвет подарили индигоносные растения.

Также природные красители получались при переработке мелких существ. Красивого, светло-коричневого тона красящее вещество получали из чернил каракатиц - морских головоногих моллюсков рода "сепия".Пурпурную краску получали из особого морского моллюска - пурпурной улитки. Чтобы получить грамм краски, надо было переработать более 10 тысяч раковин. Производство было очень сложное, очень вонючее. Обычно работником этой отрасли селили на выселках, потому что это все перегнивало. Зато получался королевский пурпур для одежд императоров в Древнем мире. Красная краска кармин добывалась из кошенили – насекомых семейства червецов. Отсюда в русском языке пошло слово «червонный» - красный, красивый.

Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Но краски использовались все шире - к XIX веку краски применялись в ткацкой промышленности, в строительстве и в полиграфии (размножение печатной продукции), на бумажных денежных знаках присутствует краска. Наиболее дальновидные из предпринимателей поняли все преимущества производства готовых к употреблению красочных смесей. Так в начале XIX столетия зародилась лакокрасочная промышленность.

До XIX века было известно небольшое число красящих веществ и пигментов. Только в последние двести лет картина существенно изменилась. Химики создали целую гамму синтетических красок, и тем самым они положили начало эре создания искусственных, придуманных человеком цветов. Теперь продукты и товары могли быть самых невообразимых ранее расцветок. Технология не стоит на месте. Появились металлизированные краски, перламутровые и имитирующие различные фактуры. В наше время все, о чем бы вы ни подумали, доступно вам в самых разнообразных цветах.

Сырьевой основой для этого являлись уголь и нефть. Полученные из угля и нефти вещества для изготовления лаков и красок становились как товар массового спроса все дешевле и дешевле. Кроме этого, химико-синтетические лаки и краски обладали качествами, которых никогда не было прежде (быстрое время сушки, большая прочность, а также разнообразие). Таким образом, натуральные краски, за исключением немногих случаев, все больше и больше забывались.

С развитием промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с красителями синтетическими и в основном утратили былое практическое значение. В небольших количествах природные красители используют в реставрационных работах. Их применяют также в пищевой и парфюмерной промышленностях и как лекарственные средства.

2.2. Процесс изготовления краски. Как сделать краску самостоятельно.

Красками называются вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал. Основа любой краски - пигмент, т. е. краситель.

Все пигменты, а соответственно, и краски по их происхождению можно разделить на две основные группы: искусственные и природные (естественного происхождения), а последние в свою очередь разделяются на органические (полученные из растений и животных) и минеральные (земли и камни).

Пигменты, употребляемые для живописи, большей частью минерального происхождения. Для того чтобы сделать краску сначала надо найти сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит и др. Сырье нужно очистить от посторонних примесей и измельчить до порошка.

Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с этой целью бисерные и шаровые мельницы, т. е. по существу то же самое - перетирают исходные материалы так, чтобы они подвергались одновременно действию ударных сил и трению.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит - очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Раньше художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок - и есть красящее вещество или пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом, которое склеивает, связывает между собой частички красителя в единую цветную краску-массу. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд, молоко, известь, древесные смолы. Эту массу нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Растительные (органические) красители не образуют красочного слоя, а проникают в толщу окрашиваемой поверхности, поэтому они применяются в основном для окраски тканей. Народный способ окраски растениями известен издавна.

Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Получение красителя зависит также от времени сбора растений. Только что распустившиеся листья дают более интенсивные оттенки, чем листья зрелые, цветы - только что раскрывшиеся, кору - весной, когда она легко отделяется, корни и коренья - или до цветения растения, или осенью. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки, чем при окраске высушенными. Если необходимо сушить растения, то нужно это делать в затененном месте, чтобы сохранить естественный оттенок цвета. Высушенные растения можно хранить в закрытой посуде, в амбаре под потолком или в сухом месте, в жилом помещении.

Луковую шелуху хорошая хозяйка никогда не выбрасывала, а каждый раз, как только приходилось чистить луковицу, собирала ее в специальный мешочек либо в корзину. Знала, что пригодится, и еще не раз: весной, чтобы яйца пасхальные покрасить, а осенью кое-какую пряжу.

Для приготовления красящего раствора листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору или семена предварительно отмачивают в течение суток в мягкой холодной воде. После этого растения кипятят. Затем дают отстояться и фильтруют через сито, на которое положен кусочек полотна.

Окрашиваемый материал надо предварительно очистить, - плохо выстиранная пряжа или ткань окрашиваются неравномерно. Материал опускают в красящий настой и кипятят на медленном огне.

Для закрепления красящего вещества на материале используют закрепители (протраву). Без протравки окрашенная пряжа приобретает в большинстве случаев бежевый или светло-коричневый цвет.

2.3. Какие бывают краски.

Я уже несколько лет рисую в кружке разными красками и мне стало очень интересно разобраться, чем отличаются те краски, которыми я рисую.

Разные связующие вещества, которые склеивают между собой частички пигмента в однородную красочную массу, дают краски с разными названиями. Различают водяные (водно-клеевые) и масляные краски. К водяным краскам, в которых связующим веществом является вода с некоторым количеством клея, принадлежат темпера, акварель, гуашь. Соответственно, эти краски разводятся водой.

Акварельные краски - замешивают на основе растительных смол, с добавлением меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае, а вот в Европу эта техника пришла только в XII веке. Акварель - это один из видов живописи водяными красками. Темпера также принадлежат к водяным краскам, но между этими видами красок есть существенное различие: в состав связующего вещества акварели входит клей преимущественно растительного происхождения, в состав темперы – преимущественно животного происхождения. Кроме того, связующее вещество темперы всегда состоит из эмульсии(несмешиваемые жидкости, когда например, капельки жира распределены в водной среде), тогда как в связующем веществе акварели эмульсия не является обязательной. С древности до XVI-XVII столетий была распространена яичная темпера (в состав связующего вещества входит яйцо).В бывших иконописных мастерских Владимирской губернии и некоторых других местах писали и пишут по настоящее время на яичном желтке. Яичный порошок, введенный в краски в большом количестве, способствует образованию трещин и скоро портится, особенно в южном климате. Для предупреждения этих нежелательных явлений принимали соответствующие меры: в Италии примешивали к желтку сок

фигового дерева, в Германии использовали пиво, русские иконописцы прибавляли к желтку кислый хлебный квас.

Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но они очень прочные.

Гуашь по своему составу очень близка к акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, что придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность.

Но самой большой любовью у живописцев пользуются масляные краски. Само название говорит о том, какое связующее вещество используют при их изготовлении - их замешивают на сохнущих маслах, алкидных смолах и растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать. Масляные краски известны уже с X века, были усовершенствованы в XV веке фламандским живописцем Яном ван Эйком. Но кому принадлежат лавры изобретателя все же неясно, так как следы росписей краской на основе макового и орехового масла найдены в древних буддийских пещерах, а олифу – вареное масло – применяли еще в Древнем Риме. Масляные краски не меняют цвет при высыхании и позволяют добиваться потрясающей глубины цвета.

Большинство современных художников пользуется масляными красками фабричного производства, начало которому положено уже в XIX столетии, но и в настоящее время имеются художники, которые трут для себя краски, причем вручную, подобно прославленным старым мастерам.

Водяными красками в основном пишут на бумаге (акварель, гуашь), водяные клеевые краски служат также для живописи на штукатуренных или особо приготовленных стенах (темпера). Масляными красками пишут на холсте, дереве, металле.

Также пигменты употребляется в сухой живописи – в пастели или для изготовления цветных карандашей.

2.4. Выводы

* История красок началась вместе с появлением человека.

* Древнейшая живопись располагала простейшими материалами. Красками ей служили окрашенные земли, соки растений и другие продукты натурального происхождения.

* Современная лакокрасочная промышленность появилась в XIX веке. Сырьевой основой для этого являлись уголь и нефть. Началась эра создания искусственных, придуманных человеком цветов.

* Чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину и т. д.) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, воск, клей, меди пр.). Такая краска образует красочный слой и в основном используется для живописи.

* Для окрашивания тканей и шерсти в основном используется краска растительного (органического) происхождения, т. к. эти красители не образуют красочного слоя, а проникают в толщу окрашиваемой поверхности.

* В зависимости от связующих веществ, краски делятся на водяные (акварель, гуашь, темперные краски) и масляные.

3. Практическая часть.

Узнав, как наши предки добывали красители, я попробовала самостоятельно приготовить краски на основе красителей из растений и минералов, а потом полученными красками сделать рисунки. Также я попробовала покрасить шерсть растительным красителем (луковой шелухой). Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь.

Эксперимент 1 . Цель - получить краску путем смешивания минеральных пигментов со связующим веществом (яйцом).

1. Очистить минеральное сырье (мел, уголь, глина) от посторонних примесей (руками).

2. Измельчить сырье в ступке – получить красящий пигмент.

3. Смешать пигмент со связующим веществом (желток куриного яйца).

Эксперимент 2 . Цель - получить краску путем смешивания красящих растительных отваров со связующим веществом(медом и глицерином).

1. Взять сырье растительного происхождения (луковая шелуха, свекла, листья бузины), очистить от посторонних примесей.

2. Приготовить отвар.

3. Смешать отвар с медом и глицерином.

4. Полученной краской нарисовать рисунок.

5. Сравнить рисунки, нарисованные самодельными и магазинными красками.

Результаты экспериментов.

Эксперименты прошли успешно, я получила черную, коричневую и белую краски путем смешивания минеральных пигментов с яйцом. Также я получила коричневую, зеленоватую и малиновую краски путем смешивания лукового и свекольного отвара и отвара бузины с медом и глицерином. Полученными красками я нарисовала несколько рисунков. Полученные краски отличались по качеству:

* краски, разведенные яйцом - густые, быстро высыхали, легко набирались на кисточку, оставляли на бумаге густой след.

* краски, разведенные медом - прозрачные, легкие, долго сохли, блестели, оставляли яркий след и растекались по бумаге. При высыхании оставляли на бумаге тонкий слой.

* сравнивая рисунки, сделанные самодельными и фабричными красками, я убедилась, что фабричные краски более яркие, у них богатая палитра всевозможных, даже неестественных оттенков.

* кроме того, синтетические краски можно долго хранить, а домашние краски быстро испортились.

Эксперимент 3 . Цель – окрасить пряжу с помощью луковой шелухи.

1. Получить красящий настой. Для этого залить шелуху водой на несколько часов (с вечера) и настаивать до утра, потом прокипятить в этой же воде и процедить через марлю.

2. Покрасить образец пряжи в темный цвет – кипятить шерсть в отваре красителя 1 час.

3. Покрасить образец пряжи в светлый цвет – кипятить шерсть в отваре красиминут.

В результате эксперимента белая шерсть окрасилась. При длительном кипячении цвет получился ярким, насыщенно коричневым. При кипячении в течение 15 минут шерсть окрасилась в более светлый рыжий цвет. Таким образом, в зависимости от длительности кипячения можно получить разные по насыщенности оттенки цвета.

Вывод: натуральные растительные краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Моя гипотеза подтвердилась. Некоторые краски можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Полученные мной краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

4. Источники

1. Интернет-ресурсы:

1.1. Википедия – общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия (http://ru. wikipedia. org) 1.2. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия (http://www.) 1.3. Секреты изобразительного искусства (http://) 1.4. Иконы. Техника иконописи (http://www.)

1.5. https:///pages/studio

2. Техника живописи. и К», 1999 г.

3. Энциклопедический словарь и. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №88 Г.ТЮМЕНИ

Безопасная живопись

Россия, Тюменская область, г.Тюмень,

МАОУ СОШ №88, 9 класс

Научный руководитель:

Исакова Людмила Георгиевна,

учитель химии

МАОУ СОШ №88 г.Тюмени

г. Тюмень, 2016


Введение . ..3

История возникновения красок ………………………………………………….4

Изготовление красок разных цветов в древности. 4

Современные краски. 6

Химический состав и его влияние на организм человека. 6

Состав красок без химически-опасных элементов. 9

Создание продукта . 11

Вывод . 12

Список используемой литературы .. 14

Приложения . 14


Введение

В современном мире мы сталкиваемся с живописью каждый день, а для многих детей и подростков живопись является основным увлечением. Часто пользуясь красками, я задалась вопросом их безвредности, а также из каких веществ делают современные краски, актуальны ли древние методы изготовления красок и можно ли сэкономить на покупках красок и сделать их самому. Этим и обусловлен выбор темы проекта - «Безопасная живопись »

Исходя из актуальности и практической значимости темы, можно сформулировать цель данной работы: изучить химический состав современных красок. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить историю создания красок и их химический состав в древности

Изучить состав современных красок

Обобщить собранный материал и определить безвредность современных красок

Собрать информацию о способах изготовления химически-безопасных красок

Изготовить продукт

Процесс создания проекта можно разделить на несколько этапов:

Изучение химического состава разных видов современных красок, определение их влияния на организм человека

Практический этап, включающий подготовку материалов и непосредственно изготовление красок


1. История возникновения красок

Изготовление красок разных цветов в древности

Растительные краски с древности применялись человеком для украшения оружия, одежды и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений. Затем люди научились изготавливать специальные краски из растений. При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго (краситель из листьев растения индигофера). В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую. Особенно широкую цветовую палитру давала марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной веществом, которое получали из этого растения.

Желтые краски

Наиболее древним пигментом, известным доисторическим «живописцам» - авторам пещерных росписей, была желтая натуральная земля, называемая греками охрой. Желтые охры - природные земляные краски, представляющие продукт выветривания железной руды и полевого шпата. Месторождения охр встречаются повсеместно. В классическую эпоху охры добывали в разных местах.

Красные краски

С доисторических времен, подобно охрам, известны в живописи красные земли. Красные земли, или красные охры, - натуральные красные земли, представляющие собой преимущественно глины или минералы, окрашенные безводной окисью железа, продукта выветривания красного железняка, разнообразные по цвету: от светлого теплого красного (английская красная) до холодных фиолетовых (капут-мортум) и желтовато-розовых (розовая поцуольская земля).

Красные земли в живописи известны давно. Они применялись в стенных росписях многих пещер эпохи палеолита.

Красный пигмент милтос, который, скорее всего, относится к группе красных железосодержащих и глинистых пигментов, называл Теофраст, различая три его разновидности: очень красный, светлый и средний между ними.

Белые краски

Известь, обобщённое название продуктов обжига - известняков, мела, мрамора, устричных раковин и пр. Известь, как материал живописи, была известна за 25 -15 тыс. лет до н.э.. Известковые белила являлись основной белой краской в египетских фресках эпохи Древнего царства за 3-2 тыс. лет до н.э.. Они применялись в античной стенной живописи древнеэтрусских гробниц.

Свинцовые белила, белая свинцовая краска, относящаяся к наиболее древним. Впервые о них упоминает древнегреческий естествоиспытатель Теофраст (372-287 до н.э.). За свой долгий путь использования в живописи эта краска имела множество названий: у древних греков - psimithium, псимигион, псимитий, псимитиум. У римлян: Ceruse, cerosium, церусса.

Синие краски

Ляпис-лазурь, лазурит или ультрамарин натуральный.Ляпис-лазурь или ультрамарин натуральный принадлежит к древнейшим краскам, применяемым в живописи. Получали пигмент, для краски тонко размалывая минерал лазурит. Лазурит может иметь цвет от ярко-синего до пурпурного и содержать вкрапления пирита, который выглядит как золото. В Древнем Египте лазурит ценился наравне с золотом:, так как он был редким камнем. Напоминая своим видом усыпанный звёздами небосвод, он считался священным камнем жрецов и фараонов. Жрецы-судьи носили амулет на шее из ляпис-лазури с надписью «истина». Синий цвет ляпис-лазури как бы указывает на его небесное происхождение (синий цвет, так же как и золото, считался божественным, символизирующим, прежде всего, бога Амона).

Современные краски


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

В общем, краски можно определить, как совокупность веществ, предназначенных для изменения цвета предмета. В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Любой из нас, немного задумавшись, может назвать больше десяти наименований красок, использующихся в разных сферах жизни.

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.

Первобытные времена

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.

Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.

Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Предположительно, именно эти обряды дали современное название минералу красный железняк - гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.

Древний Египет

Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь - ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок - ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян - жука-скарабея.

Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.

Древний Китай

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Средние века

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.

Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то - на казеине, являющимся одной из производных молока.

Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.

Новые открытия

Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.

Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» - краска, получившаяся ещё более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.

Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину. Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди - действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.

Массовое производство

Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.

На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов и делали краски «по-старинке». Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство.

С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.

Многие вредные вещества - например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно - были заменены на менее опасные синтетические компоненты.

Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.

Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.

Так часто, разглядывая картины гениальных художников, у многих начинают «чесаться руки». Хочется самому создать гениальный шедевр живописи, пусть и в масштабе своей семьи. Душа требует красоты, а руки - холста и кисти.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Из чего в древности делали краски

Содержание

Введение.

I. Основная часть.

1.2 . Состав красок.

II. Экспериментальная часть.

2.1. Описание экспериментов.

2.2. Результаты экспериментов.

Заключение

Список литературы

Введение.

Тему исследования красок я выбрал потому, что очень люблю рисовать. Однажды я задумался над вопросами: когда появились краски? Какими они были? Какие использовались цвета для живописи?

Ведь раньше не было современных технологий, все нужно было делать самому.

Я определил цель работы: узнать, из чего в древности делали краски.

Для достижения цели мне необходимо выделить задачи:

1. Отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме моего проекта.

2. Узнать компоненты древних красок.

3.Изучить из каких веществ состоят краски.

4. Провести эксперимент:

    самостоятельно изготовить краски в домашних условиях;

    нарисовать рисунки разными красками и провести сравнение рисунков, нарисованных красками разных способов изготовления: в домашних условиях и в промышленности.

В начале работы над проектом у меня возникли следующие гипотезы:

    предположим, что в древности люди получали краски из различных частей растений.

    Возможно, они добывали определенные камни в горах разных оттенков.

    Допустим, краски варились и продавались как лекарства в аптеке.

В проекте использованы следующие методы:

    Работа с книгами и энциклопедиями;

    Поиск информации в сети Интернет;

    Эксперимент;

I. Основная часть.

1.1. История возникновения красок.

На уроках изобразительного искусства мы знакомились с культурой древней цивилизации. Меня заинтересовали иллюстрации в учебнике. Я спросил у мамы: « Как люди в древности рисовали? Чем рисовали? Почему эти рисунки сохранились до наших времен?» Мы с мамой стали искать ответы на все мои вопросы. Из книги Алексеева В.В. « Что такое искусство?» я узнал, что краски появились тогда, когда наши далекие предки еще жили в пещерах.

Что и где рисовали древние люди?

Изображения гравировались на стенах пещеры камнем с заострёнными краями, затем окрашивались. Краски наносились пальцами, кое-где их растушёвывали кусочками кожи.

Любимый сюжет – дикие животные и сцены охоты, ведь именно от охоты в первую очередь зависело выживание, именно она была основным занятием, за которым древний мужчина проводил изрядную часть времени.

1.2. Состав красок.

На сайте я узнал, что краски делали из простейших животных организмов.

Оказывается, краски животного происхождения издавна употреблялись в красильной практике содержащееся в улитке Capillus brandaris и служившее для окрашивания в пурпуровый цвет.
Знаменитая пурпурная краска добывалась из особого морского моллюска (пурпурной улитки) .

Каракатицы - Секрет чернильного мешка. После высушивания и обработки едким калием представляет собой чернильную краску сепию.

Червец кошениль использовали для изготовления красной краски - кармина.

Краски из растений.

Из наших местных растений чаще всего использовались в качестве красителей следующие деревья и травы:

БЕРЕЗА . В основном листья березы окрашивают в желтый или зеленый цвет. Березовая кора содержит темную краску, в основном коричневых оттенков.

ОЛЬХА. Корой ольхи красят шерсть и лен - в основном в коричневый и черный цвета.

ЛЕСНОЙ КУПЫРЬ. В основном используются цветы купыря, но можно красить и стеблями и листьями. Обычно купырь окрашивает в зеленый цвет.

ВЕРЕСК . Можно получить много оттенков разных цветов: светло-коричневого, черно-бурого, зеленого, желтого.

Технология изготовления красок в давние времена.

Краски, которые были доступны древнему человеку:

чёрный цвет – уголь, красный – охра (оксид железа).

Шли в ход и растения – для синего, жёлтого цвета.

Чтобы краска стала жидкой, стёртый в порошок природный краситель смешивали с животным жиром и водой.

Но уже в Древнем Египте умели делать искусственные пигменты: путем раскаливания охры, умбры, сиены и т.д.

охра
умбра
сиена

Краски из минералов.

Очень-очень давно художники применяли только красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов:

малахит азурит

Лазурит аурипигмент

Разновидности красок для рисования и живописи в современное время

Я выяснил, что разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

II. Экспериментальная часть.

Итак, изучив различную литературу, я выяснил, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Я решил попробовать получить краски в домашних условиях, сравнить их с промышленными и попробовать нарисовать ими рисунок. Сначала нужно найти сырьё.

Для эксперимента мне понадобился:

    Древесный уголь;

    Яичный желток.

    Кофе.

    Порошок куркумы.

Эксперимент 1. Получение черной краски.

В качестве пигмента я взял древесный уголь, а связующим веществом стал яичный желток.

Древесный уголь растер в порошок, просеял и смешал с яичным желтком. У меня получилась черная краска.

Эксперимент 2. Получение коричневой краски.

В качестве пигмента я взял кофе, а связующим веществом - яичный желток.

Кофе размолол в кофемолке, просеял и смешал с яичным желтком. Получилась коричневая краска.

Эксперимент 3. Получение оранжевой краски.

В качестве пигмента я взял порошок куркумы, а связующим веществом - яичный желток.

Смешал пигмент (куркуму) со связующим веществом (яичный желток). У меня получилась оранжевая краска.

Эксперимент 4. Рисунок красками домашнего приготовления.

Получив краски, я решил попробовать нарисовать ими рисунок и сравнить краски и получившийся рисунок с рисунками выполненными гуашью.

Домашние краски имеют запах пигмента, использованного при приготовлении краски, густые и вязкие, на кисточку берутся не очень легко, на бумагу ложатся неровно, неоднородно, сохнут долго и при высыхании деформируют бумагу.

Результаты экспериментов.

Я сравнил рисунки, выполненные красками домашнего приготовления с рисунками, выполненными гуашью и пришел к выводу, что современными красками рисовать легче, работа получается ярче, можно использовать большее количество различных цветовых оттенков.

Заключение.

Полученное исследование помогло мне узнать историю древних красок, а также:

Узнать компоненты древних красок;

Отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме исследования;

Изучить из каких веществ состоят краски

В результате проведенного мной эксперимента, я научился:

    самостоятельно изготовлять краски в домашних условиях;

    рисовать рисунки разными красками;

    провел сравнение рисунков, нарисованных красками разных способов изготовления: в домашних условиях и промышленным.

В результате исследования я проверил все свои гипотезы и доказал их в проекте.

Использованные методы помогли мне достичь цели.

В дальнейшем мне хотелось бы продолжить эксперимент и создать краски других цветов и оттенков с использованием других связующих веществ и пигментов (из растений).

Список литературы.

    Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973

    Орлова Н.Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004

    Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005

    Петров В. Мир искусства. Художественное объединение ХХ. –М.: Аврора 2009