Технология нанесения рисунка кудринской резьбы. Особенности абрамцево-кудринской резьбы. Накладная рельефная резьба

Один из народных художественных промыслов резьбы по дереву – кудринская резьба ведёт своё начало от мастерской, которая была организована Е.Д.Поленовой в 1882 году в усадьбе Абрамцево под Москвой. Эта мастерская объединила местных мастеров из сёл Кудрино, Ахтырка, Мутовка, Левково и др. Обучение в мастерской было бесплатным и продолжалось три года. После окончания мастерской выпускники становились надомниками. Мастера изготавливали резные деревянные изделия. Это были бытовые вещи и сувениры (кресла, шкафчики, столы, полочки, ларцы, рамки, блюда и т.д). Продавались резные изделия из дерева в магазине, специально открытом на Поварской улице в Москве.

Одним из лучших учеников был Василий Петрович Ворносков. Закончив обучение в мастерской, Ворносков открыл в деревне Кудрино свою мастерскую. Первые изделия производили с легкой ажурной геометрической резьбой, но позже Ворносков создал свой собственный стиль резьбы. Этот стиль получил название кудринская резьба . В ее названии сочетаются характер внешнего вида резьбы и наименование деревни Кудрино. Резные узоры вызывают ощущение “кудрявости”. Она стала очень популярной. Изделия кудринских мастеров стали продаваться по всей России.

В начале 20 века были организованы новые артели: Хотьковская в 1910г., Мутовкинская в 1918г., Кудринская в 1921г., Левковская в 1931г., Ахтырская в 1932г. В 1936г. три артели: Кудринская, Мутовкинская и Ахтырская объединились в одну – Ахтырскую артель. С 1940 года объединившись с Хотьковской, образовали Ахтырскую столярно-художественную артель. С 1960 года преобразована в Хотьковскую фабрику резных изделий. С 1970 года фабрика слилась с Хотьковской фабрикой “Народное искусство”. С 1993 года – товарищество «Народное искусство», которое занимается не только резьбой по дереву, но и резьбой по кости.

Особенности стиля

Абрамцево-кудринская резьба по дереву – плоскорельефный вид резьбы. Главная особенность изделий – густой орнамент из листьев, цветов, ветвей, вызывающий ощущение “кудрявости” узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, заостренные с одной стороны и закругленные с другой. Они сливаются в непрерывный поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включаются другие изобразительные элементы - цветы, ягоды, птицы, рыбы, звери, всадники. Этот вид резьбы от других отличает округлость форм рельефа, мягкость контуров, живость узоров, богатство светотени. Дополняется резьба сочетанием полированного выпуклого орнамента с матовыми углублениями. В изделиях используется древесина липы, реже - березы.

Порядок выполнения резьбы

Кудринская резьба по дереву выполняется в несколько этапов. Первый этап – выбор рисунка. Рисунок должен соответствовать особенностям стиля. Выбор рисунка зависит от изделия, которое нужно декорировать, а также от набора стамесок, которые имеются в наличии. Диаметры стамесок и очертания узоров резьбы находятся в прямой зависимости. Для резьбы понадобятся плоские и полукруглые стамески, стамески-клюкарзы а также нож-косяк.

Следующий этап работы – изготовление эскиза будущего изделия, которое будет декорировано кудринской резьбой. Эскиз орнамента необходимо сделать в натуральную величину на бумаге. Затем с бумаги эскиз необходимо перевести на поверхность деревянной заготовки при помощи копировальной бумаги. При перенесении рисунка на дерево лучше пользоваться не карандашом, а палочкой, чтобы не забить контур, не испортить его случайной линией (палочка может быть костяной или сделанной из прочной древесины; можно воспользоваться шариковой ручкой, в которой закончилась паста).

После приступают к этапу резания. Резание условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов. При выполнении накалывания стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз. Сначала необходимо наколоть наиболее крутые завитки резьбы, а затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 2-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Затем более пологой стамеской сделать наколку дальше по прорези, оставленной первой стамеской. Прорезанная линия должна быть плавной, без изломов и пропусков. Наиболее пологие части узора необходимо прорезать ножом-резаком. Ребра рисунка заоваливаются более круто, чем ребра фона. После можно нанести на рисунок мелкие детали (прожилки листьев, оперение птиц и др.).

После этого приступаем к обработке фона. В кудринской резьбе фон можно оставить мягко закругленным «подушечным». В этом случае он будет находиться на одном уровне с верхними точками узора. Для того, чтобы рисунок выглядел более выпукло, можно выбрать весь фон. В этом случае фон выбирается вокруг узора на глубину наколки. Получится кудринская резьба с выбранным фоном. Для этого удобно использовать стамески-клюкарзы. Фону можно придать матовую точечную фактуру. Это можно сделать с помощью большого гвоздя, заточенного на конус и отполированного, а также с помощью простых пробойничков, чеканов. Насечка должна быть достаточно глубокой и острой, чтобы оставлять на дереве четкие, равномерно углубленные следы. Обработка фона придаст работам особую выразительность и красоту.

Отделочные операции

Чтобы изделие служило долго, его покрывают жидко разведенным лаком, который втирается в дерево жесткой щетинной кистью. Перед нанесением лака резная поверхность шлифуется и тонируется. Традиционно кудринская резьба, материалом для которой служит главным образом светлая липа, тонируется в темно-коричневый цвет. После нанесения лака выпуклые места узоров и фона полируют. Получается чудесное по красоте сверкание узора с глубокими матовыми промежутками углубленного фона. В зависимости от художественного замысла можно сохранять и естественный цвет дерева. В этом случае лаковое покрытие не даёт блеска и сохраняет цвет дерева. Кудринские узоры великолепно смотрятся на деревянных поверхностях, дополняют и обогащают форму изделий.

Кудринская резьба

Богат и разнообразен мир увлечений. Многие художники-любители охотно отдают свой досуг прекрасному искусству — резьбе по дереву. Расскажем о декоративных особенностях, материалах, инструментах, приемах исполнения одного из красивейших видов народной резьбы — Кудринской.

Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В ее названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер ее внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывают ощущение "кудрявости" узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы — всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы. Изображения птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах.

В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее. Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины. Но какие бы мотивы ни рождались под резцами Кудринских мастеров, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой. Мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство светотени, живость узоров составляют декоративный строй этой резьбы. Он дополняется эффектным сочетанием сверкающего полировкой выпуклого орнамента с матовыми промежутками углубленных участков.

Зарождение кудринской резьбы связано с именем Василия Ворноскова, сына плотника из деревни Кудрино, который был одним из учеников созданной в конце XIX века в Абрамцеве столярной мастерской. Эта художественно-столярная школа-мастерская была основана передовыми русскими художниками. Заведовала мастерской Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей. Вокруг мастерской объединились кустари из сел Кудрино, Ахтырка, Мутовки, Левково и других близлежащих мест. Впоследствии из выпускников мастерской и местных кустарей были организованы артели. В 1960 году артели были преобразованы в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий. Следуя лучшим традициям прошлого и развивая их, фабрика выпускает деревянные изделия (долбленые, строганные, выточенные на станке), покрытые кудринской резьбой и отполированные. Это ковши, блюда, декоративные тарелки, сухарницы, коробочки для рукоделия, шкатулки. В настоящее время при фабрике действует художественно - промышленное училище, где приемы и традиции кудринской резьбы преподаются в учебных мастерских и аудиториях.

Порядок работы

Кудринская резьба выполняется в несколько приемов, связанных с особенностями узора. Как и каждый вид резьбы, она начинается с рисунка. Рисунок выбирается в зависимости от изделия, которое нужно декорировать, и от набора стамесок того или иного размера (на первых этапах, когда инструмента немного). Диаметры стамесок и очертания узоров резьбы находятся в прямой зависимости.

Набор инструментов для резьбы по дереву.

Круглый напильник, подготовленный к вытачиванию желобка.

Стамеска для кудринской резьбы.

Изготовление полукруглой стамески из напильника:
круглого, полукруглого, квадратного, треугольного.

Заточка рабочего конца стамески:
а) неправильно, б) правильно.

Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе. В дальнейшем, используя накопленный опыт, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции. На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят с помощью копирки. Только при передавливании рисунка на дерево нужно пользоваться не карандашом, а костяной палочкой, чтобы не забить контур, не испортить его случайной линией (костяную палочку можно заменить деревянной, сделанной из прочной породы, или шариковой ручкой, в которой кончилась паста). Само резание условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов.

Последовательность Кудринской резьбы (сверху вниз):
- сделана наколка;
- первая стадия подрезки фона;
- срезано ребро между углублением и фоном;
- завалены элементы узора.

При накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз, Вначале накалывают наиболее крутые, завитки резьбы, затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3—4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идет до тех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметру стамески. Затем берут более пологую стамеску и, наставив ее вплотную к прорези, оставленной первой стамеской, делают наколку дальше. Прорезанная линия должна плавно, без изломов и пропусков, переходить от дуги одного диаметра к дуге другого. Переходы делаются плавно, подобно сопряжениям в черчении. Наиболее пологие части узора прорезаются ножом-резаком. Все линии прорези по отношению к плоскости должны быть вертикальны. Глубина наколки не везде одинакова: в круто закрученных завитках она наиболее глубока, а там, где отдельные лепестки сходятся на общий стебель растения, наколка выходит на поверхность. Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.

Основной элемент Кудринского узора.
Стрелками показано направление движения лезвия стамески при наколке. Точками отмечены места перехода радиусов. Штриховой линией обозначены границы первой подрезки фона.

Следующая стадия - освобождение узора от окружающего поля, то есть срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эта операция может выполняться или ножом-резаком или полукруглыми стамесками большего диаметра, чем те, которыми производилась наколка узора. От края узора отступают в сторону фона на 2—3 мм и под углом около 45° с нажимом углубляются в дерево по круговым контурам вокруг узоров. Ребро между углублением и фоном убирается дополнительными, более плоскими срезами ножом-резаком. Узор становится как бы мягко поднимающимся из фона. Все заусенцы, все остатки, обрывы волокон должны быть срезаны и удалены из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он должен четко и чисто выступать из заглубленного фона.

Затем начинается проработка каждого из элементов узора: срезаются острые ребра, закругляются очертания. В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ. Все контуры должны быть как бы мягко тающими. Проработка, удаление лишнего материала с элементов узора выполняются полукруглыми стамесками (повернутыми желобком вниз) и ножом-резаком. Среди этих мягко закругленных лепестков, листочков, завитков Кудринские мастера вводят для контраста некоторые элементы, четко изрезанные углубленными контурными штрихами,— прочерченные крест-накрест сердцевинки цветов и другие детали. Такая насечка — заключительная стадия отделки.

В кудринской резьбе фон можно оставить мягко закругленным «подушечным», находящимся на одном уровне с верхними точками узора. Но можно сделать так, чтобы резьба оказалась приподнятой над фоном. В этом случае фон выбирается вокруг узора на глубину наколки. Получается кудринская резьба с подобранным фоном. Чтобы придать работе особую выразительность, красоту, фон прочеканивают, придают ему матовую точечную фактуру. Проще всего это делать с помощью большого гвоздя, заточенного на конус и отполированного. Для зачеканивания больших плоскостей рекомендуется изготовить специальные инструменты — пуансоны с насечкой на боевой части. Насечка должна быть в достаточной степени глубокой и острой, чтобы оставлять на дереве четкие, равномерно углубленные следы.

Отделочные операции

К ним относятся шлифование резной поверхности, тонирование ее красителями и нанесение защитного прозрачного покрытия. По традиции кудринскую резьбу, материалом для которой служит главным образом светлая липа, тонируют в темно-коричневый цвет, лакируют, а затем полируют выпуклые места узоров и фона. Получается чудесное по красоте сверкание узора с глубокими матовыми промежутками углубленного фона. В зависимости от художественного замысла можно, однако, сохранить и естественный цвет дерева. Чтобы защитить изделие от пыли и влаги, его покрывают жидко разведенным лаком, который втирается в дерево жесткой щетинной кистью. В этом случае лаковое покрытие не дает блеска и сохраняет цвет дерева. Кудринские узоры одинаково великолепно смотрятся на точеных, долбленых и на строганных поверхностях, дополняют и обогащают форму изделий.

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Прежде чем резать

Можно понять нетерпение начинающего резчика, которому кажется, что достаточно научиться держать в руках инструменты, и дерево покориться ему. Это все иллюзии. Прежде чем из-под резца выйдет что-то, отдаленно напоминающее произведение искусства, придется немало потрудиться, поскольку в первую очередь необходимо изучить особенности и свойства материала, так как каждый сорт древесины неповторим, требует индивидуального подхода и особого способа обработки; научиться учитывать такие ее особенности, как легкость обработки, способность приобретать гладкость или сохранять матовый блеск, восприятие отделки; уметь различать текстуру 3 главных срезов – вдоль и поперек волокон, на торце; освоить правила и базовые приемы резьбы, которые соблюдает каждый резчик. Конечно, по мере приобретения опыта сложатся свои приемы и привычки, но есть основы, которые остаются неизменными независимо от техники, в которой собирается работать резчик.

Существуют основные способы резьбы, без умения выполнять которые невозможно двигаться вперед, добиться мастерства и подняться от банального ложкореза до художника-резчика по дереву. Рассмотрим эти приемы.

1. Срез по наклонной (рис. 46), чтобы получиться чистым и гладким, обязательно должен выполняться по наклонной линии (отсюда и его название) к слою древесины и в направлении идущих волокон. В противном случае на материале образуются задиры и сколы.

Рис. 46. Выполнение среза по наклонной: а – правильно; б – неправильно

2. Срез поперек волокон заготовки (рис. 47). Для выполнения этого приема используется полукруглая стамеска, движения которой осуществляются с двух сторон в направлении от края к центру заготовки. За один проход не следует проводить рез от одного края до другого, так как в этом случае не удастся избежать сколов.

Рис. 47. Выполнение среза поперек волокон заготовки: а – правильно; б – неправильно

Секреты между строк

Допускается ли окрашивание, при котором текстура древесины не видна?

В данном случае речь может идти о росписи по дереву, при которой используются яркие краски, плотно покрывающие древесину, например знаменитая хохломская роспись. Резчики используют различные краски – вплоть до акварельных, которые поверху лакируют. Но для этого предназначены и специальные средства, например порошок золотистой бронзы, алюминиевая пудра, которые смешивают с лаком и покрывают затем изделие. Особенно эффектно это смотрится на контурной резьбе, когда на черном фоне выступает золотистый или серебристый узор.

На торце данный прием (рис. 48) выполняется аналогично. Если не соблюдать этого правила, образуются сколы, что скажется на качестве и внешнем виде изделия.

Рис. 48. Выполнение среза на торцевой плоскости заготовки: 1 – правильно; 2 – неправильно

Секреты между строк

Нуждаются ли изделия из древесины в специальной защите?

Нужно сказать, любое изделие декоративно-прикладного искусства, даже будучи идеально отшлифованным, требует обязательного лакокрасочного покрытия, которое не только придает предмету законченность, яркость, блеск, но и защищает его от вредных факторов. Для этого используются лаки на основе эфиров целлюлозы, всевозможные эмали, кроющие краски, полиэфирные лаки и другие средства. Разумеется, древесину перед окончательной отделкой тщательно подготавливают.

3. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной поперек волокон заготовки (рис. 49). Прием условно можно разделить на 2 этапа: на первом нож-косяк держат вертикально, на втором – наклонно и при этом срезают грани с обеих сторон от центральной линии разметки (середины выемки).

Рис. 49. Выполнение прямой двусторонней выемки поперек волокон заготовки (стрелками указано направление движения ножа): 1 – разметка; 2 – средняя линия

4. Резьба двусторонней выемки, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки (рис. 50), так же, как и предыдущий срез, осуществляется в несколько этапов. Резак держат вертикально и режут прямую среднюю линию на всю глубину выемки. Затем выполняют одну наклонную сторону выемки в направлении вдоль волокон и режут вторую наклонную сторону, но в противоположном направлении. Нарушение последовательности этапов оборачивается такими дефектами, как шероховатые срезы, задиры и др.

Рис. 50. Выполнение двусторонней выемки, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки (стрелками указано направление движения инструмента): 1 – разметка; 2 – грани выемки

5. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки (рис. 51). В зависимости от строения древесины (прямослойная или непрямослойная) резьба будет проводиться по-разному. В том случае, если линии текстуры годичных слоев расположены параллельно боковым кромкам обрабатываемой заготовки и отличаются прямослойным строением, осуществляется легко, но при этом обязательно в следующей последовательности. В первую очередь на полную глубину выемки прорезают среднюю линию, потом выполняют боковые грани по наклонным линиям, но в отличие от предыдущего вида резьбы направление реза может быть любым.

Рис. 51. Выполнение прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки (стрелками показано направление движения инструмента): 1 – грани выемки; 2 – средняя линия

Секреты между строк

Предъявляются ли к лакокрасочным материалам особые требования?

Прежде всего, нужно сказать, что для финишной обработки изделия лакокрасочными средствами требуются различные растворители, разбавители, разравнивающие составы и пр. Лаки должны покрывать изделие тонкой прозрачной пленкой, не маскирующей текстуру древесины, иметь чистый цвет, придавать матовость или глянец, быть водо– и светоустойчивыми, легко шлифоваться и полироваться. Выбор того или иного лака определяется назначением предмета, его композицией, характером отделки. Среди наиболее часто используемых можно назвать лаки НЦ-222, НЦ-221 (светлые), НЦ-224 (темный), НЦ-49Г (матирующий), фисташковый лак (можно смешивать с красками) и др.

Если древесина имеет какой-либо порок, например свилеватость, при котором направление волокон отклоняется от прямой линии, резьба должна проходить по-другому. Прежде всего, прорезают среднюю линию, причем вертикально и в одном направлении, после чего в двух направлениях выполняют боковые грани (рис. 52). Сначала одну в направлении центра, потом вторую в направлении от центра.

Рис. 52. Выполнение прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки из свилеватой древесины (стрелками показано направление движения инструмента): 1 – средняя линия; 2, 3 – боковые грани

6. Резьба выемки, которая проходит по окружности или по кривой (рис. 53), осуществляется в определенной последовательности, от соблюдения которой зависит окончательный вид заготовки.

Рис. 53. Выполнение выемки, которая проходит по окружности или по кривой (цифрами показан порядок движения инструмента по секторам, стрелками – направление движения инструмента при выполнении боковых граней, а крестиками – место встречи граней выемки): а – порядок работ; б – двухгранная выемка; в – полукруглая выемка

Секреты между строк

Как наносить лак и можно ли при необходимости его удалить?

Лакирование является финишной отделкой декоративного изделия, которая осуществляется после того, как его отшлифуют, очистят от ворса, заполнят поры, покроют грунтом и повторно отшлифуют. Обычно лак наносят кистью или тампоном, в некоторых случаях прибегают к наливу. Практикуется также окунание изделия в лак или нанесение его путем распыления. Иногда, например, при реставрации изделия, приходится удалять старый слой лака. Для этого подбирают соответствующий растворитель, среди которых можно назвать уайт-спирит, растворитель № 646, керосин, ацетон и др.

Работу выполняют либо полукруглой стамеской, либо ножом-косяком. Сначала режут по средней линии, потом – по боковым граням, соблюдая направление движения, причем особенно внимательно надо выполнять резьбу в тех местах, где встречаются грани выемки. Чтобы резьба выглядела аккуратно и красиво, древесину нужно снимать стружка в стружку – поочередно с каждой стороны.

Секреты между строк

Можно ли устранить натеки?

При обработке лаком больших поверхностей, а также при использовании в качестве инструмента для нанесения лака кисть могут появляться натеки. Они снижают декоративные качества изделия, и поэтому их необходимо разравнивать. Для этого используют растворители (не путайте с разбавителями), например распределительную жидкость НЦ-31, под действием которой выравниваются нитролаки.

Секреты между строк

Что такое политура?

Политура – это особые растворы с пониженным содержанием пленкообразователя, имеющие в своем составе такие пластификаторы, как растворимый воск, коллоидные вещества и др. Политуру наносят тампоном на поверхность, которая уже покрыта лаком и отшлифована, с целью полирования. После высыхания она дает твердую глянцевую поверхность, которую можно полировать вплоть до зеркального блеска. Политуры бывают спиртовые и шеллаковые, которые классифицируются на светлые, мутные, прозрачные (№ 13, 14), красную (№ 15), черную, мутную (№ 16).

7. Резьба полукруглой выемки, которая расположена на заготовке наклонно (рис. 54), должна осуществляться с учетом того обстоятельства, что одна сторона выемки идет вдоль направления слоев годичных колец, поэтому режется без затруднений и получается гладкой, а другая – против направления слоев годичных колец, в связи с чем обычно имеет задиры. Чтобы выемка выглядела аккуратно, древесину режут в противоположных направлениях сначала с одной стороны от средней линии, а потом – с другой.

Рис. 54. Выполнение полукруглой выемки, которая расположена на заготовке наклонно (стрелками показано направление движения инструмента)

Середина выемки должна выполняться с особой аккуратностью, без форсирования резьбы, древесину нужно снимать осторожно, тонкими слоями. Стружка одного направления обязательно должна попадать в стружку другого направления. В этом случае выемка получится без задиров.

8. Резьба круглой вогнутой выемки на пласти заготовки может осуществляться по-разному.

Первый способ (рис. 55)

Рис. 55. Выполнение резьбы вогнутой выемки на пласти заготовки первым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку

Резьбу выполняют от линии разметки, направляя ее параллельно расположению волокон в древесине заготовки, и ведут до вертикальной линии, которая проходит через центр. При этом место встречи режут в направлении центра по вертикальной линии (на рисунке указано стрелкой).

Секреты между строк

В чем заключаются процессы шлифовки и полировки?

Обычно резчики обрабатывают изделия вручную. Для шлифовки используют мелкозернистую шкурку или микрокорундовый порошок (последний наносят влажным тампоном). Подготовленную таким образом поверхность покрывают 2 или 3 слоями политуры, просушивая каждый, и обрабатывают специальными полировочными пастами (смесью абразива со связующими жидкостями), например № 290, полируя сначала влажную поверхность, потом сухую. Пасту удаляют полировальной водой (смесью абразива с эмульсией).

Секреты между строк

Что такое гладилка и как ее используют?

Так называется инструмент, который вырезан из кости, твердой древесины или полистирола и отшлифован. Гладилкой полируют небольшие изделия, которые предварительно отшлифованы и освобождены от ворса. Их сначала слегка проглаживают, потом обрабатывают с некоторым усилием, следя за тем, чтобы изделие не разрушилось или не деформировалось. Применение гладилок имеет некоторые ограничения, например, ими полируют древесину, годичные кольца которой одинаковы по плотности. При несоблюдении этого условия поверхность изделия приобретает некоторую волнистость.

Второй способ (рис. 56)

Рис. 56. Выполнение резьбы вогнутой выемки на пласти заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента)

При работе инструмент направляют параллельно слоям древесины навстречу друг другу. Места встречи режут поперек волокон в направлении центра.

9. Резьба круглой вогнутой выемки на торце заготовки осуществляется разными способами.

Выемку выполняют боковыми движениями вдоль волокон древесины, направляя резец полукруглой стамески от центра по кругу (рис. 57).

Рис. 57. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки первым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку

Второй способ (рис. 58) осуществляется другим инструментом – клюкарзой, при этом резьбу выполняют от центра к краям. Линии реза могут быть прямыми и несколько изогнутыми (рис. 59).

Рис. 58. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку

Рис. 59. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом изогнутыми линиями (стрелками показано направление движения инструмента)

10. Резьба круглой выпуклой формы на пласти заготовки осуществляется 2 способами, которые различаются направлением движения инструмента. В обоих случаях резьбу ведут в 4 направлениях, но при первом способе от вертикальной линии, проходящей через центр выпуклой формы, к горизонтальной, также проходящей через центр, вдоль направления волокон древесины (рис. 60).

Рис. 60. Выполнение круглой выпуклой формы на пласти заготовки (стрелками указано направление движения инструмента)

Секреты между строк

Можно ли отбелить древесину ускоренным способом?

При необходимости отбеливания древесины прибегают к испытанному средству. Но нужно сразу сказать, что состав требует соблюдения повышенных мер безопасности, поскольку содержит ядовитые вещества. Итак, смешать 20 мл 30 %-ного раствора серной кислоты, 15 мл 20 %-ной щавелевой кислоты, 25 г перекиси натрия и 1 л воды. Нанести состав на древесину травяной щеткой, после достижения эффекта смыть его раствором соды.

Секреты между строк

Какие правила нужно соблюдать при отбеливании древесины?

Их несколько, и все они проверены временем. По достижении необходимого результата отбеливатели смывают водой. При использовании кислотного отбеливателя вместо воды применяют водный раствор соды. На одном и том же изделии нельзя испытывать разные отбеливатели, даже если предыдущий тщательно смыт. Склеенные изделия не стоит подвергать этой процедуре, поскольку древесина пропитывается растворами, а после высыхания может покоробиться или расклеиться.

Во время резьбы вторым способом (рис. 61) инструмент направляют по слою древесины от вертикальной линии, проходящей через центр формы, к краям. Причем срезы осуществляют параллельно друг другу.

Рис. 61. Выполнение круглой выпуклой формы на пласти заготовки вторым способом (стрелками указано направление движение инструмента)

11. Резьба выпуклой формы на торце заготовки (рис. 62). Этот прием осуществляют по направлению строения древесины, последовательно перемещаясь от края площадки формы к вершине.

Рис. 62. Выполнение выпуклой формы на торце заготовки (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку

Таковы основные приемы резьбы, которые используются практически во всех видах рельефа. Но необходимо сказать, что ими не ограничивается арсенал резчика, и далее будут описаны другие приемы.

Секреты между строк

Как использовать масляную грунтовку?

Ее применяют в качестве самостоятельного средства и подготовительного (перед покрытием масляным лаком). Известно, что масло сохнет достаточно долго, но если изделие выдержать в раскаленной и погашенной печи, духовке и даже в емкости на открытом огне, этот процесс можно ускорить. В последнем случае изделие засыпают чистым прокаленным песком.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Современная энциклопедия бани автора Доминов Эдуард

Глава 1 PRIMUM FUNDAMENTUM: ПРЕЖДЕ ВСЕГО – ФУНДАМЕНТ! Выбор конструкции фундамента бани зависит от многих факторов, и не последнюю роль при этом играют экономические соображения: разница в стоимости и трудоемкости между различными видами фундамента очень существенная. Вместе с

Из книги Экстремальная кулинария. Как прожить без денег: русская экстремальная пища автора Цыпляев Владимир Рэмович

Из книги Изделия из керамики автора Дорошенко Татьяна Николаевна

Прежде чем начать лепить Где взять глину Глина, глина… А что это такое и где ее берут?Глину для нас заготовила природа. Это обломочная горная порода, состоящая из мельчайших частичек и чешуек глинозема (окиси алюминия), кремнезема (окиси кремния) и воды.Но где искать

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Резьба по дереву – древнейшее прикладное искусство, украшающее нашу жизнь на протяжении нескольких веков. Чаще всего мы сталкиваемся с резными предметами в интерьере. Даже в современном мире, переполненном разнообразием материалов и стилей, люди предпочитают оформлять свои дома деревом, так как он не только создает уют и гармонию в доме, но и весьма экологичен. Колонны, арки, резные розетки на потолках, каминах, дверях, фризы, балясины, капители, поручни и множество других элементов, создают в доме особенную атмосферу, уникальную и живую.

Разнообразие материала и способов его обработки дерева создало в течении времени отдельные направления этого мастерства.

Из наиболее распространенных стилей можно выделить такие:

  1. барокко (присуща пышность, закругленность форм, насыщенность растительными мотивами, использование приемов маркетри и путти. Отличается так же игрой светотени, насыщенностью цветов и драматичностью);
  2. ампир (присуща ажурность форм, множество необыкновенных, сложных узоров, героические и зооморфные мотивы);
  3. классицизм (характеризуется стабильностью, строгой элегантностью форм, четкой геометричностью резьбы);
  4. готика (отличается богатым декором, множеством скульптурных форм, как правило, религиозного направления).

Понятия рельеф, барельеф и горельеф

Основой и отличительным элементов стилей резьбы по дереву является понятие «рельеф» (скульптурное изображение на плоскости). Разновидностями рельефа являются барельеф (скульптурное изображение выступает над поверхностью не больше, чем на половину) и горельеф (изображение выступает над поверхностью больше, чем наполовину).

Винтовая и накладная резьба

Так же созданию неповторимости стиля способствует такой вид резьбы по дереву, как винтовая резьба. Она отличается чередование винтовых впадин и выступов. Оно может быть, как одиночным, так и состоять из нескольких винтовых линий сразу. Одной из самых распространенных видов резьбы по дереву, является накладная резьба, которую так же называют мебельной. Ее особенность в том, что уже готовый орнамент, созданный прорезным способом, прибивается на готовый фон.

Богородская и кудринская резьба

Отдельными самобытными видами резьбы по дереву являются Богородская и кудринская резьба по дереву.

Богородская резьба появилась в деревне Богородское много веков назад и представляет собой особый вид скульптурной резьбы по дереву из мягких пород дерева. С ее помощью создаются фигурки людей, животных с движением. Создаются изделия и вручную, и с помощью техники. Однако, настоящую ценность имеют изделия, созданные руками Богородских мастеров. Особенностью является так же использование особого инструмента – Богородского ножа, или «щучка».

Кудринская резьба называется иногда абрамцево-кудринской. Особенность этого вида резьбы по дереву в тонкой резьбе «бесконечных» растительных орнаментов, которые обрамляют изображение животных, птиц, ягод, людей и т.п. на практически отсутствующем фоне. Для своих изделий кудринские мастера используют липу и березу. После резьбы работу тонируют и покрывают бесцветным лаком, а также полируют.

Инструмент для резьбы.
Я давно пришел к заключению что инструмент, а точнее его режущая кромка определяет тип резьбы. Для геометрической и контурной резьб - косяк подойдет с прямой режущей кромкой. А кудринскую резьбу, и все виды так называемых объемных резьб требуют кроме резца – косяка еще наличие не менее 10 штук стамесок с различной формой режущей кромки. Начну по порядку с инструмента, что применяется для геометрической и контурной резьб, это так называемые плоско – выемчатые резьбы. То- есть в этом случае рисунок или резьба имеет плоский фон и находится на одном уровне с поверхностью заготовки. В отличие от объемных резьб: кудринской, резьбы с выбранным, подобранным фоном и т.д.

Инструмент для геометрической и контурной резьбы.
Инструмент всего один и применяется тут только один- нож косяк. Название такое потому дано ему, что его режущая кромка скошена под углом от 45 до 60 градусов. В начале может резьба не пойти, потому что банально режущая кромка мягкая. Это как нож с плохим лезвием! Наточили, два тоненьких прутика перерезали и лезвие опять тупое! Все в материале дело. Из чего делают резцы, а я и стамески для кудринской резьбы делаю?!

ИЗ ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕЗЬБЫ.
Когда вы только решите заняться резьбой, то наткнетесь, несомненно, на такого рода советы! Вот говорят вроде можно сделать резец косяк из косы. Может быть, кто- то и делал из косы резец и даже им резал! Но где ее косу найти, а найдя не лучше ли ее насадить и косить траву в саду. Без проблем лет 50 она прослужит! Кроме того косы делались в последнее время очень не качественные и ими чаще рвали траву, а не косили.
Да! Вот вроде можно перековать напильник, так как он, делается из хорошей стали, или его попробовать переточить. Напильником хорошо работать с металлом, но я перетачивал и резец, сделанный из напильника не резал!
Да я встречал экзотические советы, типа делать стамеску из пера для авторучки! Мол оно перо и так круглое, как лезвие стамески. Ну куда его вставлять в авторучку что ли?
По этой же причине не пойдут наборы из Китая, кажется! Сталь плохая, на дереве лезвие тупится и сминается. А цанговый, пластмассовый зажим разваливается после пяти минутной резьбы.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ РЕЗЦОВ.
Забудьте навсегда про косы, напильники, и прочую ерунду, что в виде советов кочует из одной статьи или книги по резьбе в другую!
Есть только несколько вещей из чего можно сделать хороший резец или стамеску! Это хорошее ножовочное полотно по металлу. Это наше, отечественное полотно из марки 5ХНФА! Это выбито ВСЕГДА на полотне. Не спрашивайте в магазине хозтоваров, есть ли хорошее полотно, так как импортных полотен для ножовки продается до 10 типов. Я попробовал сделать из примерно 10 китайских, польских и прочих не наших полотен резцы и они не резали?!!

КАК ПРОВЕРИТЬ ПОЛОТНО?
Из ножовки по металлу! Косвенно покажет место излома! Во первых полотно на сломе должно иметь мелко зернистую структуру и главное в месте слома на полотне не должно быть загиба. Если вы перегнули полотно по любым углом, и оно не сломалось, а в таком же положении осталось, то толку от такого полотна не будет!!! Но полотно может ломаться как стекло, резко без загиба, а резать то же не будет. Оно может быть наоборот на столько хрупким, что наточенная режущая кромка выкрошится после того, как вы вырежете 10 элементов! И так я как то собрал все полотна для ножовки по металлу, а у меня их собралось до 10 типов от различных производителей и ни одно из этих полотен не годилось для резца косяка. И так только 35 копеечное советское ССССР овское полотно! Сейчас они так же выпускаются, но стоят 3- 5 рублей! Качество то же, так что используйте смело! Я режу косяком с 1996 года, привык и практически он не сносился. То есть им можно резать день доску с геометрической резьбой и изредка подправлять лезвие пастой ГОИ или на самой мелкой микронной наждачной бумаге, где зерно уже не определяется на ощупь. Теперь подробно о том, как и из чего сделать основной резец любого резчика, нож или резец косяк!