Названия выставок в школьной библиотеке для старшеклассников. Помощь – библиотекарю

Опыт работы школьного библиотекаря по организации традиционных и нетрадиционных видов книжных выставок. Дана разработка нетрадиционной книжной выставки. Выставка-викторина, выставка-игра /Авторская разработка Беловой А.П./ «ЧУККОКОЛА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

г. Балаково Саратовской области

Опыт работы

педагога-библиотекаря

МБОУ СОШ № 21

Беловой А.П.

Балаково

2014

Организация книжных выставок

В школьной библиотеке Слайд 1.

Возродить страну читателей – это сегодня главная задача каждой библиотеки. Библиотека является основным посредником между миром книжной культуры и читателями. Библиотека это кабинет № 1 в школе. Важно сделать все, чтобы читатель чаще заходил в библиотеку. Помочь привлечь читателя в библиотку и как можно полнее и красочнее раскрыть перед ним фонды школьной библиотеки поможет такой вид массовой работы, как книжная выставка.

Всего в год я оформляю более 40 книжных выставок разных видов. Главное, чтобы выставка была актуальной , откликалась на все события школы: предметные недели, календарные праздники, литературные праздники и т.д.

Как правильно оформить выставку по актуальным темам и проблемам?

Выставки по актуальным темам и проблемам пользуются большой популярностью в библиотеках. Главная цель такой выставки - привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря - выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть:

Экология («В святой обители природы», «Экология: отравлен хлеб и воздух выпит»);

Авиация («Голубая рапсодия»);

Космос («Там, на неведомых орбитах, следы невиданных Планет»);

Краеведение

Первая любовь («О чем девчонки столько говорят?»);
этикет («Буратино хочет знать, как себя держать») и многие другие.

С какой целью в библиотеках оформляются циклы книжных
выставок?
Циклы книжных выставок целесообразно использовать в библиотеках в том случае, если выбранная тема очень обширна и требует поэтапного раскрытия. Традиционным для библиотек, обслуживающих детей, может стать цикл экологических книжных выставок «Времена года», состоящий из четырех сменяющих друг друга выставок:

1. «Ура! Пришла весна - красна!»

2. «Опять смеется лето».

3. «Осень - рыжая подруга».

4. «Зимняя сказка».

в Традиционные виды книжных выставок

  • Какие традиционные виды книжных выставок используются в библиотеках? Слайд 2
    На протяжении нескольких десятилетий в библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок:
  • выставки новых поступлений / «К нам новая книжка пришла»/,
  • выставки по актуальным темам и проблемам / «Волга. Боль и беда России» слайд 3 ; «Земля – наш дом», слайд 4 , «Скажи жизни - «Да!» слайд 7 ,

персональные выставки: «Моим стихам настанет свой черед»:выставка-просмотр о М.Цветаевой, «Спасибо, что живой» /О В. Высоцком/ - слайд -16 , «Поэтическое сердце России» /О с.Есенине/ -слайд 18-19. ; «Моя Вообразилия»/О Б. Заходере/, - слайд 22-25, « Звонкий стих Маршака» -слайд 28-30, «Школа мужества» / А.П.Гайдаре/

выставки к знаменательным и памятным датам / «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» - с лайд 8 ,«Не стареют душой ветераны» - слайд 10 , «Вам, дорогие учителя!», «Балаково – через века и годы»: выставка-просмотр – слайд -12; « Лицейская республика» -слайд -13, «Поклонимся великим тем годам» - слайд 14, «Семейство веселых мальчишек»/О Н.Носове/ -слайд 26-27.

выставки в помощь учебному процессу : «Знай правила движения, как таблицу умножения» - слайд 20, «Золотая волшебница осень» - слайд -21.

В чем особенность выставки новых поступлений?

Цель выставки - познакомить читателей с новыми документами - книгами, газетами, журналами, аудио- и видеоматериалами, поступившими в библиотеку. Чаще всего эти выставки универсальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний и художественные, поэтому порядок расположения документов на таких выставках должен быть систематическим, то есть по системе таблиц ББК. Традиционный для такой выставки заголовок - «Новые книги». Он давно уже стал шаблоном, поэтому стоит поискать новые варианты названий, например: «К нам новая книга пришла», «Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки».

Как правильно оформить выставку одной книги?

Цель - заинтересовать читателей какой-то определенной книгой, достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги и способствует более глубокому ее пониманию. Это может быть следующая информация:

Об истории создания книги;

О прототипах героев произведения, их судьбе;

Литературный анализ произведения, высказывания о нем критиков и писателей;
рассказы известных людей и читателей библиотеки о роли этой книги в их жизни;
об экранизации произведения; рассказы режиссера и актеров о работе над фильмом и др.

На выставке также могут быть представлены разные издания этой книги, иллюстрации, выполненные разными художниками, фотокадры из фильмов-экранизаций, ноты, кассеты с записью музыки к фильмам и т.д.

Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой. Это может быть классика - прошлых веков и современная. Или краеведческая книга - произведения Ф.А.Абрамова, Н.А.Жернакова, «Детство в Соломбале Е.С.Коковина, «Пинежские зарисовки» Л.В.Егоровой, «Дом над Двиной» Е.Фрезер и тд.

Нетрадиционные виды книжных выставок

Какие выставки относятся к нетрадиционным?

Нетрадиционные формы книжных выставок появились в библиотеках в последние десятилетия. Учитывая возрастающие потребности и все более разнообразные интересы читателей, библиотекари стремятся сделать выставки более интересными и привлекательными. Для этого используются самые разные приемы. Те из них, которые получили поддержку и признание читателей, развиваются и совершенствуются. Так, в последние годы в библиотечной практике широко используются следующие нетрадиционные формы книжных выставок:

Книжная выставка-дискуссия;

Книжная выставка-словарь;

Выставка одной книги (журнала, газеты, публикации);

Выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-конкурс; /«Чуккокола» - слайд 37 , «Знаете, каким он парнем был!»/

Выставка-игра, выставка-лото / «У Лукоморья дуб зеленый» - слайд -40

Выставка-диалог:

Выставка-хобби «Друзья нашего дома», «Каждый мечтает о собаке» слайд 5-6

Выставка-экспозиция (выставка-мастерская:«Мастерская Деда Мороза» - слайд - 35 ; «На бал к Золушке»- слайд -38 ; выставка-ателье, выставка-кладовая, выставка-огород);

Выставка-размышление;

Выставка-признание;

Выставка-символ «Символ 2014 года»- слайд -36 ;

Выставка-досье (литературное досье читателя),

Выставка-бенефис читателя и т.д.

Что представляет собой книжная выставка-дискуссия?

Цель книжной выставки-дискуссии - вызвать у читателей желание поспорить, подискуссировать, высказать свое мнение по какому-либо вопросу или теме. Для этого на выставке должна быть представлена литература, освещающая данную проблему с разных точек зрения. Чаще всего выставки-дискуссии посвящают какой-то персоне, историческому или политическому лицу, деятельность которого нельзя оценить однозначно, или какой-либо теме, проблеме, на данный момент не решенной.

Пример персональной выставки-дискуссии: «Николай II: кто он?»

Разделы: 1. Великий самодержец? 2. Кровавый убийца? З. Невинная жертва обстоятельств? Вместо цитаты можно поместить на выставку такое обращение к читателям: «Личность последнего русского императора
до сих пор будоражит умы и вызывает споры.

А какой точки зрения придерживаетесь Вы?». Цель выставки - вызвать у читателей желание поразмышлять о личности, деятельности и судьбе последнего русского императора, высказать свою точку зрения. Пример тематической выставки-дискуссии

«Космические пришельцы: за и против» Разделы:

1. «Да, они действительно прилетают!»

2. «Нет, они существуют лишь в нашем воображении».

Цитата:

Есть многое на свете, друг Горацио,

Что и не снилось нашим мудрецам.

В. Шекспир

Или: «Истина где-то рядом».

Цель выставки - заинтересовать читателей загадочными и порой необъяснимыми явлениями, познакомить с разными точками зрения на них, вызвать желание поразмышлять на эту тему, высказать свое мнение.

Что такое книжная выставка-игра?

Сегодня в детских библиотеках активно используется такая наглядная форма, как книжная выставка-игра Ее цель - привлечение к книге и чтению через игру. Например, «Почитаем - поиграем», «Читаем, мастерим, играем», «Любимые книжки - любимые игрушки» и т.д. Сначала такие выставки оформляли в основном для дошкольников и младших школьников. На выставку рядом с книгами помещали игрушки, изображающие героев книг. У большинства детей этого возраста техника чтения еще слабая. Они быстро устают от чтения, и тогда, могут взять игрушки с выставки и разыграть с ними только что прочитанные ситуации, а также придумать свое продолжение. Это не только помогает ребенку отдохнуть от чтения, но и способствует воспитанию культуры чтения. С помощью такой выставки можно провести в библиотеке «литературные прятки».
Перед началом игрушки с выставки необходимо убрать на другой выставочный стеллаж или стол. Во время игры библиотекарь задает вопросы. Ребенок, угадавший, о каком герое идет речь, называет его имя, автора и название книги. Затем он подходит к стеллажу с игрушками, находит отгаданного героя и ставит его рядом с книгой на выставку. Литературные прятки заканчиваются, когда последняя игрушка занимает свое место рядом с книжкой.

В последние годы в детских библиотеках заметно увеличилось число посетителей-детей, которые не любят и не хотят читать, а в библиотеку приходят потому, что там уютно, тепло, светло, и пускают бесплатно. Как правило, это дети из неблагополучных семей, которым просто некуда больше идти. Такие дети с удовольствием играют в настольные игры в специально оборудованном уголке-игротеке, просматривают журналы, комиксы. Книжная выставка-игра поможет библиотекарю привлечь таких детей к чтению, заинтересовать книгой.

Книжная выставка-экспозиция - это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причем предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Например, можно оформить выставку-экспозицию «Съедобная рассыпуха» в форме русской печи, используя для оформления старинные чугунки, глиняную посуду, вышитые полотенца, домотканые половички. На широкой деревянной скамье у «печки» разместить плетеные корзины, в которые положить книги, рассказывающие читателям об особенностях культуры и быта русского народа. На одну из корзин прикрепить название «Лукошко рецептов», а саму корзину заполнить книгами с рецептами русской кухни. Сверху можно повесить плакат-призыв: «Сам себе состряпай блюдо, кушай - хорошо иль худо». На лежанку печи положить куклу - домовенка Кузю, а около него - сундучок с кулинарными загадками. Над сундучком - надпись: «Шевелись, не уставай и загадки отгадай!»

Для читателей, желающих проверить свои знания блюд русской кухни, можно разработать кроссворд «Вкуснятина!» Такая выставка-экспозиция привлечет внимание многих читателей и будет полезна не только детям, но и взрослым. Около такой выставки можно проводить интересные беседы, громкие чтения, библиографические обзоры, викторины, детские утренники и праздники. Уместно будет использовать при этом элементы кукольной театрализации. Например, домовенок Кузя может «ожить», слезть с лежанки и пригласить детей и взрослых к себе в гости, на праздник «В гостях у домовенка Кузи», на котором он будет главным действующим лицом.
Можно разработать и оформить интересную выставку-экспозицию, посвященную собакам.

Как правильно оформить выставку в помощь изучению учебных программ?

Выставки по школьным программам - самые распространенные в детских и школьных библиотеках. К сожалению, они же - самые скучные и неинтересные. А ведь их цель расширить рамки школьного предмета, рассказать о многом удивительном и интересном, о чем ребенку не удалось узнать на уроке, и тем самым заинтересовать, увлечь предметом. Как же достичь этого? Начнем с заголовка. Взгляд читателя скользит, не останавливаясь, по давно надоевшим названиям - «За страницами школьных учебников», «В стране интересных уроков». А давайте попробуем назвать выставку «Удивительные приключения в стране Математика» или «Путешествие в Средневековье». Но красивому названию должно соответствовать содержание и оформление выставки. Например, название выставки «Путешествие в Средневековье» можно написать шрифтом, стилизованным под готический, а рядом с выставкой поместить макет средневекового замка и нарисованную на картоне фигуру рыцаря. Рядом с рыцарем можно поставить небольшой сундучок. В него вложить карточки с вопросами, ответы на которые ребята найдут в книгах, представленных на выставке. На щите рыцаря написать обращение к читателям с предложением ответить на вопросы, а листочки с ответами накалывать на копье рыцаря.
Для того, чтобы тема выставки соответствовала изучаемому разделу школьной программы, чтобы она была востребована в дни предметных олимпиад, недель, необходимо сотрудничество библиотекаря с учителями-предметниками. Выставка, оформленная в библиотеке, беседы и обзоры книг с выставки могут войти в программу предметной школьной недели, а победители конкурсов и викторин и самые активные читатели будут награждены при подведении итогов недели. Такая работа способствует востребованности и результативности библиотечной выставки.

Виртуальные (электронные) книжные выставки .

Новое направление в библиографической работе библиотек связано с организацией виртуальных (электронных) книжных выставок. Для них можно отметить большое разнообразие форм представления материала: от простых перечислений книг до мультимедийных презентаций и интерактивных книжных выставок.
Книжные выставки:
– создаются для представления изданий;
– отличаются актуальностью выбранной темы;
– выполняют информационную и рекомендательную функции;
– отличаются чётким целевым и читательским назначением (не может быть «широкого круга читателей»!), о чём сообщается в «предисловии» к выставке.
Посмотрите, например, виртуальную книжную выставку Детской библиотеки им. В.Н. Орлова (Республика Крым, Украина) « Детские книги-юбиляры 2009 г .» (www.orlovka.crimea.ua ).
Как и в традиционной книжной выставке, в виртуальной используются разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (это, например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.).
Обязательным при организации виртуальных книжных выставок является чёткое следование стандартам представления традиционных книжных выставок:
художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т.д.);
библиографическое описание книги ;
аннотация представляемой книги (то, какую аннотацию – рекомендательную или справочную – использовать, зависит от целевого и читательского назначения, указанного в предисловии).
Достоинство виртуальных книжных выставок – возможность представить издания, не снимая их с полки. Предоставить пользователям книги, показанные на выставке, и не ограничивать время существования экспозиции.
Благодаря возможности организации постоянно действующих выставок, библиотеки смогли создавать циклы виртуальных книжных выставок, действующих одновременно. Посмотрите, например, цикл книжных выставок « Вселенная в алфавитном порядке », представленный на сайте Свердловской областной межнациональной библиотеки (www.somb.ru ) в разделе «Электронные выставки».
Использование возможностей гипертекста позволяет акцентировать внимание на каждой книге. Научная библиотека Уральского государственного университета создала виртуальную книжную выставку « Наставникам, хранившим юность нашу… », для перемещения по которой применяются гиперссылки. ().
Отметим, что передвижение по выставке с помощью гиперссылок требует от пользователя активного участия; пользователь имеет возможность проигнорировать разделы, которые не отвечают его интересам, и более глубоко познакомиться с интересующими его изданиями. Организаторам гипертекстовые ссылки позволяют так организовать пространство интернет-страницы, чтобы пользователь в любой момент мог получить представление о выставке в целом и о каждой книге, показанной в экспозиции.
Очень красивая виртуальная выставка редких книг « Без титула, в сафьяне и редка… » организована научной библиотекой Витебского государственного университета им. П.М.Машерова (www.lib.vsu.by:8081/web_resurs/rare_book/index.html ). Выставка имеет форму мультимедийной презентации с интерактивной навигацией.
В перспективе для детей и подростков можно организовывать электронные выставки-игры , предусматривающие прохождение различных испытаний и предоставляющие в качестве приза информацию о книгах (информация о книге может быть нужна также для прохождения следующего испытания).
Виртуальная выставка способна представить не только книги, но и периодические издания, изобразительные материалы, электронные ресурсы. С помощью виртуальной книжной выставки можно знакомить пользователей с новыми поступлениями, раскрывать содержание периодических изданий. Посмотрите, например, виртуальные книжные выставки, организованные Фундаментальной библиотекой им. императрицы Марии Фёдоровны Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (http://lib.herzen.spb.ru/page13.asp?s=11 ).
Материал сайта:
http://lib.1september.ru/view_article.php?id=200902316
Авторы: Ляля Беркутова, Елена Панкова

«ЧУККОКОЛА» - книжная выставка-викторина, выставка-игра и поделок и рисунков по мотивам творчества К. Чуковского, созданная в творческом содружестве зав. библиотекой МБОУ «СОШ № 21» Беловой А.П. и учащихся 1-4 классов.

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского в игровой форме.

Задачи:

  • формирование навыков самостоятельной работы с книгой как источником содержательного и занимательного проведения досуга;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления.

Оборудование:

  • Авторский буклет «Корней Иванович Чуковский»,
  • книжные памятки к книгам – юбилярам К.И.Чуковского:
  • к 95-летию сказки «Крокодил»,
  • к 90-ю сказки «Тараканище»,
  • к 90- ю сказки «Мойдодыр»,
  • Чудо-дерево с чулочками и носочками, башмачками, а в них загадки К.Чуковского.
  • Уголок Доктора Айболита, вывеска:

Открыта больница для птиц и зверей

Приходите лечиться сюда поскорей!

  • Больные перевязанные звери;
  • Сумка Айболита: в ней лежат медицинские препараты, которые помогли ему вылечить больных зверей: градусник, шоколадки, рецепты гоголя-моголя.
  • Обращение Доктора Айболита к ребятам.
  • Самовар с секретом. Обращение к ребятам « По секрету-всему свету».
  • «Мойдодыр» в тазике «Армия Мойдодыра»: загадки о его помощниках.
  • Поделка «Муха-Цокотуха», стол, тарелка с вопросами-блинами, обращение Мухи к читателям.
  • Портрет К.И.Чуковского и его книги (любые издания): «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Крокодил», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Чудо-дерево» и др.

Цитата к выставке:

«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».

/ Ираклий Андроников/

Ребята!

31 марта 2012года замечательному детскому писателю, переводчику, литературоведу

Корнею Ивановичу Чуковскому, /настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков/, (1882-1969) исполняется 130 лет со дня рождения!

Его стихи, сказки – очень веселые и забавные! Если вы их еще не все прочитали, то немедленно приступайте к чтению – они подарят вам настоящий праздник!

В его сказках необыкновенные чудеса творятся. Представьте себе, если это от вас одеяло убежало, улетела простыня. А из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник. Это невозможно забыть. В его стихах все необыкновенное – и все знакомое.

И дети, и взрослые знают, какая это радость, в доме – книга со сказками К.И.Чуковского! Его стихи, веселые, забавные, звонкие. Одни из них похожи на считалки, другие – на игры, третьи – это просто веселые стихи.

А теперь, поиграем!

1. Чудо-дерево.

Ребята, обратите внимание на

«Чудо-дерево» Чуковского:

«Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

По-моему, наши плоды уже созрели и

пора их срывать. Выбираем башмачки и

Носочки и отгадываем загадки К.И.Чуковского.

2. Самовар с секретом.

Обращение к ребятам:

По секрету-всему свету!

Ребята!

В самоваре сидят и дрожат герои сказок Корнея Чуковского!

От страха они совершенно забыли все свои слова и не могут вернуться в свои книги!

Их напугали злодеи из «Волшебного мира сказок Корнея Чуковского» - Бармалей, Крокодил, Тараканище, индюк Брундуляк и прочие темные силы…

Вы можете расколдовать наших героев, если прочитаете все книги с этой книжной выставки и правильно укажете адрес их книг.

Ваш друг – Доктор Айболит

3. Уголок Доктора Айболита.

Письмо от Доктора Айболита

Дорогие ребята!

Я лечу больных зверей в далекой Африке!

Если вы сумеете правильно ответить на мои вопросы, я смогу быстрее приехать домой!

Вопросы

  • Что было написано в телеграмме от гиппопотама?
  • Что такое Лимпопо? (Страна, река, остров)
  • Чем болели звери, которых лечил Айболит?
  • Сколько дней Айболит лечил зверей?
  • Чем Айболит лечил своих больных?
  • Что такое гоголь-моголь?

Ответить на вопросы вам поможет книга К. Чуковского «Айболит».

Доктор Айболит был удивительным доктором, он лечил больных зверей не уколами и горькими лекарствами, а… чем же он их лечил?

Ответы ребят. А теперь мы посмотрим, что же у доктора в его сумке.

  • Сумка Айболита: в ней лежат медицинские препараты, которые помогли ему вылечить больных зверей: градусник, шоколадки, рецепты гоголя-моголя:
  • Всем известно, что гоголь-моголь – прекрасное средство, которое рекомендуют принимать в лечебных целях при болях в горле, против хрипоты, потери голоса.
  • Самый простой рецепт: рекомендует взбить пару желтков яиц с сахаром и принимать натощак по утрам по две чайные ложки. Но в наши дни гоголь-моголь получил довольно-таки широкое распространение, и приготовить его можно разными способами.
    Медовый гоголь-моголь тоже очень хорошо помогает, если болит горло, конечно, когда нет аллергии на мед, лимон и апельсиновый сок. Итак, взбиваем желток, добавляем два стакана горячего молока и шесть ложек меда, затем две столовые ложки апельсинового или лимонного сока, все это нужно немного подогреть и добавить белок, взбитый с сахаром; принимается натощак.
  • Детский гоголь-моголь готовил еще Айболит в сказке Чуковского, и ни один малыш не откажется от этого лакомства. А уж если осипло горло или подкралась ангина, то этот напиток станет просто палочкой-выручалочкой для тех деток, которые не любят лекарств. Только, пожалуйста, предлагая его ребенку, вспомните, нет ли у вашего малыша аллергии на яичный желток. Если нет, то смело давайте ему это лакомство: кроме лечебного эффекта, коктейль поднимет малышу настроение, а если вы к тому же предложите ему печенье и добрую сказку на ночь, то болезнь и вовсе убежит без оглядки.
  • Для приготовления разотрите желтки с сахаром, добавьте растопленное сливочное масло и немного какао, хорошо взбейте полученную массу миксером.
  • Фруктовый гоголь-моголь можно приготовить с добавлением фруктового сока (вишневого, яблочного, гранатового, смородинового, апельсинового, абрикосового). Миксером взбиваем два желтка, добавляем щепотку соли, три столовые ложки сахара и полстакана сока, все еще мешая, добавляем два стакана холодного молока и полстакана ледяной воды, затем добавляем взбитый до крутой пены белок и посыпаем тертым орехом. Вот и получился коктейль, который можно пить через соломинку.
  • Гоголь-моголь «по-польски» готовят с добавлением земляники или малины с каплями лимонного сока. Предварительно следует желтки стереть с сахаром, а белки взбить в пышную пену. По-польски название этого коктейля звучит как «kogel-mogel»

4. Уголок Мойдодыра.

  • Ребята, к нам в гости пришел сам

Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок командир!

В том году сказке «Мойдодыр» исполняется 90 лет. Библиотека сделала для вас закладку для этой книги, из нее вы узнаете историю ее создания.

У Мойдодыра в тазике лежат загадки, если вы их разгадаете, то узнаете кто входит в его армию и помогает ему справляться с грязнулями.

Загадки Мойдодыра:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю,

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос.

Зубов много, а ничего не ест.

Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой,

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня!

И холодною водою

Живо я тебя умою.

Я – Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок …

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой …

5. Уголок Мухи-Цокотухи

Ребята!

Я, Муха-Цокотуха, к празднику испекла

блины с начинкой (с вопросами),

Пока мои гости не пришли,

попробуйте ответить на них.

Если затрудняетесь,

Быстро прочитайте книгу

К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

  • Уголок Мухи-цокотухи: стол с блюдцами и самоваром, на блюдце Мухины загадки.

Мухины загадки:

  • Муха, Муха-Цокотуха,
    Позолоченное брюхо.
    Муха по полю пошла…
    Что нашла Муха-Цокотуха на поле?
  • Что купила Муха-Цокотуха на базаре?
  • На какой праздник Муха-Цокотуха собирала гостей?
  • Кто напал на Муху-Цокотуху?
  • Как вели себя гости Мухи-Цокотухи, когда на нее было совершено нападение?
  • Кто спас Муху-Цокотуху?

На нашей выставке вы прочитаете и другие замечательные книги Корнея Ивановича Чуковского.

Советы коллегам

При организации выставок вам помогут журналы:

«Читаем. Учимся. Играем»,

«ДЭ АИФ»,

«Праздник в школе»,

«Выставка в школьной библиотеке» и др.

У каждой библиотеки существует ряд задач, которые необходимо выполнить. Обеспечить учебно-воспитательный процесс. Сформировать у детей навыков независимого пользования книгами.

Освоение новых библиотечных технологий и совершенствование традиционных технологий.

Поддержать и развить в детях привычку чтения, чтобы ученики могли пользоваться книгами всю жизнь.

Организовываются мероприятия, воспитывается социальное и культурное самосознание.

Пропагандировать чтение, не только в рамках школы, но и вне территории школы.

В библиотеке проводится праздник библиотекаря. Можно собрать в одном месте библиотекарей города, района. Дети будут поздравлять с профессиональным праздником, танцевать, петь, рассказывать стихи. И в конце вручаются памятные подарки.

Если поздравления проводить в самой библиотеке, то концерт стоит подготовить заранее, до прихода библиотекаря. Тогда сюрприз точно получится.

День матери – чудесный и светлый праздник! Он отмечается во всех странах мира. Так в библиотеке проводится выставка к замечательному празднику «Матери». На показ выставляются книги, иллюстрации, читаются рассказы, стихотворения. И очень много приятных, красивых слов говорят о маме.

Выставки в школьных библиотеках является традиционной формой работы с читателями. В выставочную работу входит – разработка, планирование, оформление и подведение итогов выставки. Составление выставки проходит по этапам:

·Выбирается тема

·Определение читательского и целевого назначения

·Отбор и выявление документов

·Подборка дополнительных материалов

·Разрабатывается структура выставки

·Оформление выставки

Праздник школьных библиотекинтересен и познавателен. На книжную выставку выставляют художественные элементы, это может быть иллюстрации, портреты, фотографии, плакаты. Декоративные элементы – драпировки, цветы, изделия из бисера, вышитые полотенце. Природный материал – ракушки, шишки, ветки, камни. Также из природного материала делаются подделки. Вещи или предметы, которые помогают воссоздать образ человека определенной эпохи. Это минимальный список, который входит в книжную выставку.

Презентации школьных библиотекарей показывает все ответственность и важность работы. Презентация считается самой интересной и трудоемкой. В красках показывается вся задумка праздника. У библиотекаря возникает масса вопросов по созданию структуры книжной выставки. Что касается по количеству выставочных книг, то здесь не может быть конкретной цифры. Все зависит от факторов. Выставка пройдет удачно, если правильно подобрать ее название. Название должно привлекать, заинтересовывать и вызывать любопытно у читателей. К заголовку лучше подходить творчески.

Название должно быть емким, передавать суть. Оно должно быть лаконичным – состоять из пару слов. И, конечно же, название рекомендуется не делать шаблонным. Имеется в виду не делать в виде воздушного шарика, папирусного свитка, книги, свитка, ракушки и т. д. Следуют отступить от старых стереотипов и вкладывать новые идеи и мысли. Только так можно заинтересовать новое поколение. Придумать сценарии для школьных библиотек несложно, подходя творчески.

Оформление книжной выставки имеет огромное значение. Оформление – это лицо и работа библиотекарей. Нужно правильно подбирать цвета. Как известно, каждый цвет вызывает какие-либо ощущения. Удачной выставкой не всегда получается быть. Книжная выставка – своего рода творчество и его невозможно предугадать. А без творчества невозможно проводить мероприятие и выставку. Только творческим натурам подвластно поэзия.

В книжной выставке главное донести идею, ту мысль, которая была задумана. Библиотекари ставят задачу — представить книги. Материалы, оформление, аксессуары должны привлекать внимание, а не загораживать весь вид книг.

Детские библиотекари устраивают книжную выставку так, чтобы дети с представленных книжек смогли узнать что-то новое, познавательное, интересное. Правда, к большому сожалению, на сегодняшний день не все книги полезны детям. Тематика книжной выставки должна соответствовать возрасту ребенка или взрослых людей.

На выставке также проводятся конкурсы, викторины, обсуждения книг, беседы, детские утренники. Выставка не должна быть утомительной и скучной. Нужно совмещать, чередовать чтение, рассказы с физической и умственной разгрузкой. Так дети не будут переутомляться.

Существует большое множество критериев, почему нужно читать детские книги:

·Книга – это приключение и развлечение. Она подсказывает, утешает, позволят смеяться или плакать.

·Расширяется словарный запас, развивается речь.

·Проявляется умение мыслить образами, пробуждать фантазию.

·Возникают новые вопросы, над которыми задумываешься.

·Расширяются горизонты мира, развивается мышление. Узнаются понятия, которые подают новые идеи, помогают мыслить.

·Знание о других странах, технике, природе, истории, кто как живет и т. д.

·Книга учит сопереживанию, почувствовать то, что чувствует другой человек в определенные моменты.

·Появляются различия между «хорошо» и «плохо», что верно – ошибочно.

·Объясняется, как устроен мир, что в нем все взаимосвязано.

·Помощь в понимании самого себя. Чувствуется уверенность, когда человек знает, что он не один с таким мышлением.

·Узнается, что люди разные, что есть разные культуры, эпохи. И тем самым становишься терпимее.

·Книга отличное лекарство от одиночества. Ее можно читать в любом месте, взять бесплатно в библиотеке.

Эти пункты можно взять основу задумки, привлечь и заинтересовать детей чтением. Красивые красочные иллюстрации помогут создать образ, который обязательно понравится детям.

Книга является мостом между поколениями. И детские книги хочется читать вслух, деля радость с взрослыми. Работа над детской книгой большая работа многих людей. Это сами авторы книг, дизайнеры, художники, печатники, редакторы, фотографы и т. д. И только потом через библиотеку или книжный магазин книжка доходит до маленький читателей.

Именно с детского возраста необходимо прививать любовь к книгам. И не только читать, но и аккуратно, бережно относится к ним. Материальная книга на много приятней виртуальной книги. Ее можно пощупать, почувствовать запах печати, окунуться в мир грез и надежд. Так сказать полностью растворится в прочитанном. Только так можно почувствовать все то, что вложил автор книги, его души и переживания.

Библиотекарям желательно делать фотоотчет мероприятий и праздников. Так можно проанализировать сделанную работу, понять, на что лучше делать уклон. Да и не повторяться с идеями. Наверняка за пару лет, память начнет сдавать, а так посмотрев фотографии можно думать о новых идеях и воплощать их в жизнь.

Обобщая можно сказать, что праздник в библиотеки – это сложная и трудоемкая работа. Сценарий праздника составляется так, чтобы детям захотелось читать книги. А если проводится мероприятие определенной тематики, здесь сложнее работа. Не каждому ребенку понимается выбранная тематика, и у него нет интереса к ней. Библиотекарю придутся потрудиться. Особенно сложно, кто возрастной диапазон детей разный. И каждому ребенку не так-то просто найти подход. Мероприятия лучше проводить чаще, но ненавязчиво и в легкой форме. Так ребенок не будет чувствовать себя принужденным и заинтересуется литературой. Ведь так важно, когда малышу нравится та или иная книга.

Не обязательно на выставку книг, выставлять только художественную литературу. Существует много различных тематик, которые понравятся каждому. Какой — либо жанр обязательно придет по вкусу ребенка.

Выставки

Всем – привет!

Цитата: Подлинная выставка — это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное пробуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность.

Дж. X. Шира, американский библиотековед

Предлагаю вашему вниманию информацию о некоторых выставках, которые интересны и необычны (опыт разных библиотек).

Случается так, что читатели - дети и взрослые, читая книги, зачастую оставляют в них вещи, используемые в качестве закладок. Вот сотрудники Национальной детской библиотеки Республики Коми и решили выставить все эти находки на всеобщее обозрение . Необычную экспозицию назвали «Подарок библиотекарю, или Что оставляют наши читатели в книгах» . Книги и найденные вещи размещали рядом в надежде, что так читатели их быстрее узнают. Выставка вызвала настоящий фурор. Она продержалась больше двух месяцев, ежедневно пополняясь новыми находками. Недаром говорят, что всё в книге может стать поводом для выставки, а не только текст.

Полной неожиданностью для читателей стала выставка «Когда книга умирает» , на которой были представлены ветхие и испорченные читателями издания.

Вместо цитаты — обращение к детям : «Читатель, задумайся, что ты оставишь своим друзьям и одноклассникам после себя».

Первый раздел: «Книги, зачитанные до дыр» . Представлены книги разных авторов, которые читало не одно поколение детей. Эти издания были подготовлены для списания, и встреча с читателями была для них последней.

Второй раздел: «Варвары XXI века» . Раздел включал произведения классиков русской литературы Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, И.А. Бунина и других писателей, которые изучаются в школе: в их книгах были вырваны целые главы и параграфы, разрисованы страницы. Дети и взрослые с интересом отнеслись к представленным документам, высказывали своё негативное отношение к варварству. В результате пользователи дарили библиотеке книги из домашних собраний и новые, купленные в магазине. Всего за год дарители передали в фонд отдела абонементов более 200 книг. (Из опыта работы Национальной детской библиотеки Республики Коми)

Презентация выставки «Книжные сокровища» была приурочена к Общероссийскому дню библиотек . На выставке представлены книги разных лет из коллекции библиотеки. Выставка ориентирована, прежде всего, на специалистов, но оказалась интересна и читателям. Её целевое назначение: ознакомление сотрудников с изданиями, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.

Книжная выставка состояла из следующих разделов:

«Они были первыми» (книги, положившие начало библиотеке);

«Раритеты библиотеки» (издания, относящиеся к разряду книжных памятников);

«Знаменитые люди — библиотеке » (книги, подаренные известными писателями, поэтами, художниками, музыкантами, с автографами).

Эффективным способом сплочения семьи , передачи семейных традиций и нравственных ценностей остаётся семейное чтение. На выставке-ностальгии «Хорошие книги живут долго» были представлены экземпляры из семейных библиотек, памятка по созданию домашней библиотеки .

Разделы выставки:

«Семейная реликвия» (книги из домашних библиотек сотрудников библиотеки и читателей). Каждая из представленных книг имела свою историю и входила в круг чтения нескольких поколений семьи;

«Поколение next выбирает» (лучшие книги, по мнению детей и подростков — читателей библиотеки);

«Как собирать домашнюю библиотеку» (книги с практическими рекомендациями, а также — буклет, в котором и родителям, и юным читателям предлагаются советы по созданию домашних библиотек ).

При оформлении выставки были использованы предметы быта 50-60-х гг. XX в.: статуэтки, игрушки, зелёная лампа, часы, салфетки , выполненные в филейной технике и ришелье; атрибуты современной молодёжной субкультуры : фенечки, браслеты, бейсболка, компьютерные диски. На стенде, также входящем в пространство выставки, были расположены фотографии из семейных альбомов, школьные грамоты, пионерский галстук, значки и открытки . Звуковым фоном была запись инструментальной музыки прошлых лет. Интерьер помещения соответствовал стилю 50-х гг. Помещение, где была оформлена выставка, на время презентации превратилось в обычную для тех лет коммунальную квартиру. Выставку представляли библиотекари отдела с участием известного краеведа-исследователя , который рассказал о семейных библиотеках горожан в дореволюционное время.

Завершением выставки стала викторина «Закончи афоризм» , в которой присутствующим предлагалось закончить общеизвестную фразу о книге:

2. Дом без книги подобен телу без (души).

3. Книги — корабли (мысли).

4. Не красна книга письмом, красна (умом).

5. Золото добывают из земли, а знания из (книги).

6. Человек без книги, как птица без (крыльев).

8. Недочитанная книга — не пройденный до конца (путь).

10. Коллекция книг — тот же (университет).

11. Книга — маленькое окошко, через него весь мир (видно).

12. Книга — лучший (товарищ).

13. Книга в счастье украшает, а в несчастье (утешает).

14. Испокон веков книга растит (человека).

15. Всем хорошим во мне я обязан (книгам).

16. Худая грамота — человеку (пагуба).

17. Кто много читает, тот много (знает).

18. Книга — твой друг, без неё как без (рук).

19. Прочёл новую книгу — встретился с (другом).

20. Дом без книги — день без (солнца).

21. Нет умного соседа, с книгой (беседуй).

22. Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают (знания).

23. В книге ищи не буквы, а (смысл).

24. Книга подобна воде — дорогу пробьёт (везде).

25. Книга поможет в труде, выручит в (беде).

26. С книгой жить — век не (тужить).

27. Хорошая книга ярче звёздочки (светит).

На память о встрече всем участникам подарили книжные закладки.

(Из опыта работы Псковской областной библиотеки для детей и юношества )

Давайте поближе познакомимся с такой формой выставки, как выставка-познание и рассмотрим примеры.

ВЫСТАВКА-ПОЗНАНИЕ

Познание — это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира. Субъект познавательной деятельности — человек — исследует также человека, то есть самого себя.

Результаты познания не только остаются в сознании конкретного человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида познавательных действий : познаёт окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое: либо для себя, либо для человечества); познаёт окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Исходя из определения познания, наверно, любую книжную выставку в библиотеке можно назвать выставкой-познанием. Тем не менее, библиотекари оставляют за собой право на такое определение формы выставки.

Любимая старшим поколением читателей была представлена на выставке-познании «Летопись событий» .

ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ

книжная серия «Жизнь замечательных людей»

(опыт Псковской областной библиотеки для детей и юношества)

Книжная серия «Жизнь замечательных людей» — это история человечества в лицах, история науки, техники и культуры.

Целевое назначение выставки:

—пробуждение у юношества познавательного интереса к истории посредством чтения историко-биографической литературы;

— нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах из жизни выдающихся людей;

— раскрытие фонда библиотеки.

Разделы выставки:

История серии «Жизнь замечательных людей»;

Исторические деятели;
Учёные;

Деятели искусства и литературы.

Цитаты:
«Когда мы любим, гордимся Отечеством — это значит мы гордимся его великими людьми» (академик Иван Павлов).

«Я твёрдо уверен, что люди поймут и начнут разрабатывать единственную нужную науку — науку, как жить» (Лев Толстой).

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (Александр Пушкин).

Библиографическое обеспечение выставки:

— буклет «Библиотека в тысячу книг: серия ЖЗЛ».

Презентация выставки состоялась с участием студентов факультета начального образования Псковского государственного педагогического университета. Студенты — участники презентации рассказали, как повлияли на их мировоззрение примеры жизни и творчества выдающихся людей.

Обзор серии «ЖЗЛ» прошёл прямо у книжной выставки. Читатели узнали об истории создания серии, её первых выпусках и издателях, а также о том, как пользоваться справочно-библиографическим аппаратом к серии.

На выставке помимо книг серии «ЖЗЛ» были представлены цитаты, буклеты, эмблемы, иллюстрации, портреты, предметы и аксессуары.

Завершающим моментом стала викторина «Назови книгу», суть которой заключалась в следующем: ведущая показывала предмет, который по смыслу подходил к содержанию той или иной книги об исторической личности . Присутствующим предлагалось назвать выдающихся представителей соответствующего вида деятельности. Таким образом, было обыграно несколько предметов:

Веер — Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. — 4-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 496 с. — (ЖЗЛ).

Штурвал — Семанов, С.Н. Макаров / С.Н. Семанов. — 2-е изд., испр. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 288 с. — (ЖЗЛ).

Головной убор академика — Данин Д.С. Нильс Бор / Д.С. Данин. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 560 с. — (ЖЗЛ).

Глобус — Первопроходцы: сборник. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 352 с.— (ЖЗЛ).

Гусиное перо — Тыркова-Вильяме, А. Жизнь Пушкина / А. Тыркова-Вильяме. — В 2 т. Т. 1: 1799—1824. — М.: Молодая гвардия, 1998. — 480с.—(ЖЗЛ).

Орден, медаль — Полководцы и военачальники Великой Отечественной: сборник / сост. А. Киселёв. — М.: Молодая гвардия, 1985. —368с. — (ЖЗЛ).

Мольберт — Декарг П. Рембрандт / П. Декарг. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 294 с. — (ЖЗЛ).

В конце презентации всем предлагалось угоститься яблоком — плодом познания.

Алгоритм выставки: соединение книги, читателя и библиотекаря в едином интерактивном пространстве. Важным моментом является вовлечение в программу непосредственно читателей. Восприятие материала читателями юного возраста идёт гораздо позитивнее, если информация исходит от ровесника.

Читатели библиотеки, имеющие хобби, откликаются на предложение библиотекарей продемонстрировать предметы своих увлечений на выставках. Это позволяет украсить пространство библиотеки, создать ощущение комфорта, сделать выставку привлекательной и уникальной. Такие предметы могут стать как самостоятельной экспозицией, так и частью выставки, посвященной народному творчеству.

Отдел обслуживания юношества оформил выставку-хобби «Умелые руки не знают скуки» и пригласил начинающих и опытных рукодельниц. Все предметы, представленные на выставке, были выполнены руками библиотекарей (картины, вышитые лентами; мягкие игрушки; скатерти; шляпки; игольницы; вещи, связанные крючком и спицами). О каждом виде рукоделия рассказывалось в экспонируемых изданиях с подробными инструкциями и схемами. На презентации выставки автор мог представить своё изделие и рассказать о технике его выполнения.

В отделе обслуживания старших школьников была организована тематическая выставка-путешествие «Мир загадок и чудес» , дающая возможность с помощью книг погрузиться в таинственный мир, раскрыть многие тайны, познать непознанное. Целевое назначение — предоставить читателям всё многообразие научно-популярной литературы в процессе их подготовки к учебным дисциплинам, развивать познавательный интерес, творческую активность.

ВЫСТАВКА В БИБЛИОТЕКЕ. ГЛОССАРИЙ

Уважаемые коллеги!

"Выставка представляет собой общественное, культурное, научное

событие для читателей и одновременно профессиональный праздник

библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое"

О. П. Зыков

Предлагаю вашему вниманию интересный материал по выставкам, который может пригодиться в работе. Он преподносится в форме глоссария. Что такое глоссарий?

Слово «глоссарий» произошло от латинского словосочетания "glossarium", что означает собрание глосса, а само слово «глосса» переводится как «непонятное или иноязычное слово». В современном языке глоссарий имеет практически идентичный смысл, а именно: словарь специализированных терминов с толкованием, с комментариями и примерами, посвященных определенной области знаний . Иногда подобные словари оснащены переводом терминов на другой язык.

Методы создания и составления глоссариев называются лексикографией и относятся к лингвистической дисциплине. Самый первый глоссарий , который известен истории на сегодняшний день, относится к 25 веку до н.э. и представлен религиозно-литературными текстами позднешумерского периода. До середины пятнадцатого века (эпохи, когда было изобретено книгопечатание) списки иностранных и малоизвестных слов составлялись хорошо образованными людьми, как правило, монахами. Такие слова чаще всего встречались в сочинениях и манускриптах, написанных на латинском и греческом языках. Стоило переписчику или ученому, работавшему с текстом, определить значение неизвестного слова, то он писал пояснение к нему либо между строк, либо на полях. Примеров глоссариев очень много. Например, в Англии был создан глоссарий к произведениям Гомера. В Индии был написан глоссарий к Ведам, а в средние века - к сочинениям Папия и Исидора.

Предлагаемый глоссарий посвящен выставке в библиотеке.

Выставка библиотечная — это информационный продукт, созданный для определенной группы пользователей и поданный в особой демонстрационной форме.

Основная форма наглядного представления литературы – комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними.

Публичная демонстрация книжных фондов, способствующая наиболее полному раскрытию содержания этих фондов.

Выставка-вернисаж (мини-галерея) — экспозиция, предполагающая демонстрацию картин, репродукций, прикладного творчества, детских рисунков и т.д. Включает материалы об авторах, направлениях и видах искусства. Оформляется с учетом колорита той эпохи, которой посвящена выставка.

Выставка-викторина — нетрадиционная выставка, основу ее составляет блок книг, с помощью которых можно ответить на вопросы викторины. Информацию с вопросами размещают на самой выставке, раздают на листочках.

Выставка виртуальная новая форма выставки и способ обмена информацией в виртуальном пространстве библиотеки, созданная согласно общим правилам подготовки экспозиций с использованием телекоммуникационных и компьютерных технологий.

Выставка «вопрос-ответ» — разновидность выставки-диалога, своего рода заочное выполнение конкретных запросов читателей, с дальнейшим оформлением выставки с соответствующей литературой и библиографическим списком по теме.

Выставка-гербарий — разновидность выставок нового поколения, предполагает наличие собственно гербария и различных изданий о представленных растениях. Например: «Лекарственные растения», «Между страниц любимых книг».

Выставка-диалог — нетрадиционная выставка, основанная на вопросах юных пользователей, заданных на различные темы в письменной форме и опущенных в специальный ящик. Специалисты объединяют вопросы по определенным тематическим блокам, из которых формируются разделы выставки и названиями которых станут вопросы читателей.

Выставка-диспут (-дискуссия, -полемика) – интерактивная выставка, способ отражения актуальных печатных материалов, выражающих различные точки зрения на спорные вопросы. Посетителям предлагается выразить свое мнение, в том числе и в формате обсуждения по итогам выставки.

Выставка-досье — интерактивная выставка нового поколения, разновидность персональной выставки, наделенной новыми свойствами и создающаяся при активном участии читателей. Чаще всего, это читательская автобиография («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра»), отраженная на экспозиции в прочитанных книгах, цитатах, отзывах, ответах на вопросы анкеты, советах и рекомендациях. Желательно на выставке организовать встречу с автором, с его рассказом о прочитанных книгах и возможностью ответить на вопросы заинтересованных лиц. Такую выставку еще называют «выставка-бенефис читателя».

Выставка жанровая — выставка, призванная раскрывать содержание фонда художественной литературы или литературы по искусству по видам и жанрам.

Выставка живая — нетрадиционная выставка, сочетающая в себе текстовой ряд, иллюстративные материалы, а также живых существ, будь то рыбки, хомячки и другие представители живого уголка. В перспективе возможен и такой вариант «живой выставки», состоящий из «живых книг», как экспозиция из интересных людей по примеру «живой книги» и «живой библиотеки». Цели таких выставок схожи — познакомить со всем многообразием природы, миром живых существ, в том числе, со сложным и уникальным миром человека.

Выставка-загадка — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как наличие загадки, которую предлагается разгадать, ознакомившись предварительно с материалами экспозиции.

Выставка-игра — интерактивная выставка, включающая элементы игры, будь то театрализованное представление героев книг, разгадывание загадок о литературных персонажах, ситуационные игры. На выставку помещают книги, игрушки, поделки, связанные общей темой. Цель выставки — привлечение к чтению детей.

Выставка-импульс , как разновидность социетальных (относящийся к обществу, рассматриваемому как единое целое), посвящена острым проблемам, внезапным общественным темам, идеям, желанию привлечь к ним особое внимание, побудить к действию. Оформляется в плакатной технологии — броско и эмоционально.

Выставка-инсталляция — это взгляд на выставочную экспозицию как произведение искусства. Выставка в этом контексте рассматривается как пространственная композиция, построенная на неординарном сочетании книг, обыденных вещей, рождающих новые образы и смыслы. При этом экспозиции придается объемность, трёхмерность, своеобразный формат 3D, внутри которого находится посетитель.

Выставка интерактивная — выставка нового поколения, главным свойством которой является интерактивность — наличие диалога между всеми участниками выставочных процессов, взаимный обмен информацией. Как правило, применяется в детской аудитории в образовательных целях. Включает игровые элементы, обмен мнениями, совместное творчество.

Выставка-исследование — интерактивная выставка, представляющая результаты исследования читательских интересов. Читателям предлагается составить свою «Золотую полку» лучших книг или «вырастить дерево», на листочках которого указываются любимые книги. Цель подобных выставок — побудить к размышлению, поиску, совместному творчеству.

Выставка к знаменательным и памятным датам — тематическая экспозиция к «красным» дням календаря, цель которой напомнить о событии, представить информацию о его истории, традициях, создать определенный настрой на праздник.

Выполнить творческие задания — нарисовать иллюстрацию к книге, изготовить поделку, самодельную книгу

Подготовить экспозицию творческих работ, подвести итоги, наградить участников и победителей.

Выставка концептуальная по содержательному признаку является тематической. Концептуальная выставка — это искусство воплощения идеи в пространстве экспозиции из разрозненных элементов в единый гипертекст, что позволяет знакомиться с информацией в любой последовательности. Экспозицию можно создать в галерее, в холле, на лестничной площадке или «на местности». Картины, иллюстрации, тексты (книги, их фрагменты, цитаты), предметы и экспонаты, перформанс (представление), инсталляция — основные формы реализации идей концептуализма в выставочном формате.

Выставка краеведческая (историко-краеведческая) — разновидность тематических выставок, призванных раскрывать содержание фонда краеведческой литературы. Центральное место в экспозиции принадлежит краеведческим изданиям. В то же время они содержат материалы и атрибутику музеев и организаций, образцы литературного краеведения, воспоминания старожилов, предметы старины, фотографии, отражающие местную экзотику и историю края. Предполагает проведение экскурсий по экспозиции. Может стать частью экскурсионного маршрута.

Выставка-кроссворд (выставка-чайнворд) — выставка нового поколения в помощь образовательному процессу. Главный элемент — кроссворд (чайнворд). Вокруг него размещается литература с ответами и размноженные листочки с кроссвордами, которые можно заполнить дома.

Выставка локальная — это экспозиция, размещенная в локальном пространстве отдела или подраздела фонда, призванная раскрывать фонды по отраслям или ограниченная узкой темой. Носит информационный или рекомендательный характер.

Выставка мемориальная — разновидность тематических. Выставка, посвященная жизни и деятельности лица, имя которого носит библиотека. Оформляется как музейная экспозиция.

Выставка музейная — разновидность тематических, основным элементом которой является экспонат — будь то документ, предмет, фотоматериал, тогда как библиотечная экспозиция строится вокруг книги как главного атрибута выставки.

Выставка-настроение — выставка нового поколения, по содержательному признаку является тематической. Ее смысл в создании особой атмосферы, особого настроения. Поэтому она чаще всего является частью программы мероприятий, хотя может быть организована как отдельное самостоятельное мероприятие или как цикл выставок. Выставка-настроение — это отвержение Текста. Единственно допустимый текст на ней — название. Главным в ней является изобразительный ряд, который должен быть точным, выразительным и производить глубокое эмоциональное впечатление. Дополняют выставку предметы атрибутивного ряда и музыкальное сопровождение. Книги в ней могут не носить самостоятельного значения, становясь элементом иллюстративного или атрибутивного рядов.

Выставка незаслуженно забытых книг — одна из разновидностей тематической, целью которой является напоминание и продвижение лучших образцов литературы, способствующих взаимопониманию поколений и сохранению преемственности.

Выставка нетрадиционная — выставка нового поколения, содержащая новые, нетривиальные подходы к концепции выставки, ее содержанию и оформлению. Отличительными свойствами ее являются интерактивность (открытый диалог между всеми участниками выставочных процессов), оригинальная трактовка темы, смелые оформительские решения, способствующие усилению зрелищности.

Выставка одной книги, одного журнала, одной газеты или одной публикации — экспозиция, тематическая по содержанию, построенная по общей методике с целью заинтересовать пользователя определенным документом. Разнообразный материал привлекает внимание, раскрывает смысл документа, его значимость, побуждает к чтению.


Выставка персональная — разновидность тематических, связанных с жизнью и деятельностью определенной личности (персоны): видных деятелей культуры, политиков и поэтов, местных знаменитостей, проявивших себя в творчестве или работе. Материалы выставки посвящены конкретному человеку, рассказывают о его жизни и деятельности, включают его произведения и труды.

Выставка-портрет – то же, что и выставка персональная.

Выставка-предостережение — интерактивная выставка, социетальная по содержанию, по конструкционному признаку — стендовая. Призвана отвечать на острые вопросы современности с учетом мнения пользователей, выражающих свое отношение подписями на чистых листах стенда.

Выставка-провокация — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как сознательные ошибки. Читателям предлагается найти эти ошибки и несоответствия теме в деталях выставки и сообщить о них организаторам.

Выставка-просмотр — это экспозиция, отражающая всю полноту изданий, имеющихся в библиотеке и отобранных по определенным критериям. По содержанию могут быть универсальными (выставки-просмотры новых поступлений), отраслевыми (в помощь профессиональному чтению), тематическими.

Выставка-развал (книжный развал, тематический развал) — разновидность выставки-просмотра, бессистемная (стихийная) экспозиция как способ косвенной рекомендации и средство вступить в диалог читателя с библиотекарем или другим читателем. Развал включает основной массив книг, сданных накануне другими читателями, а также издания, «подложенные» в качестве приманки самим библиотекарем.

Выставка-размышление — разновидность интерактивной выставки, тематической по содержанию, включающей в текстовой ряд размышления читателей по предложенному поводу. Размещение листков с размышлениями может происходить в процессе работы выставки по мере их сбора. Цель — обмен мнениями и косвенное продвижение литературы.

Выставка-ситуация — разновидность выставок нового поколения, отличительной чертой которой является возможность создать экспозицию самими читателями в зависимости от предложенной ситуации: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму в космическое путешествие» и т.д.

Выставка-словарь — разновидность выставок нового поколения в помощь образованию в целях объяснения новых терминов и определений. Организуется для школьников или студентов. Текстовой ряд составляют словари (энциклопедии, справочники) по теме и фактографическая информация, разъясняющая наиболее трудные понятия.

Выставка-совет, -рекомендация — разновидность выставок нового поколения. Книги подбираются по определенной теме, проблеме: «Как стать богатым и счастливым», «Как быстро выучить английский язык» и т.д. В текстовой ряд включаются фактографическая информация и рекомендательные списки литературы.

Выставка социетальная — тематическая выставка, посвященная социальной проблематике: вопросам политики, экологии, наркомании, преступности, белым пятнам истории и т.д.

Выставка-стенд — разновидность стендовой выставки, ограниченная тематикой определенного мероприятия: Дня открытых дверей, Дня информации, образовательных семинаров, конференций, круглых столов.

Выставка-сюрприз — нетрадиционная (нестандартная) выставка, разновидность выставки-инсталляции, оригинальная по исполнению, с необычной компоновкой экспозиционных элементов — на опрокинутом стеллаже, с инсталляцией из книг в виде домика или винтовой лестницы, с горкой из старых компьютеров, с необычными предметными аксессуарами. Цель такой выставки — привлечь к чтению через удивление и игру.

Выставка тематическая — выставка, посвященная актуальным вопросам, связанным с общественными запросами в области политики, экономики, науки, техники, культуры и искусства. Цель – представить наиболее ценную литературу по определенной теме. Тематические выставки готовятся как отдельные экспозиции, циклами или как часть мероприятия. К ним относятся также выставки нового поколения: выставки-вопросы, -кроссворды, -словари, -советы, -факты, -дискуссии, концептуальные выставки и т.д.

Выставка-тест — разновидность выставок нового поколения, рассчитанная на подростков и молодежь, включает тесты и соответствующую теме литературу, где можно найти советы и рекомендации по результатам тестирования.

Выставка традиционная — выставка, основным элементом которой является книга, а главной целью — раскрытие содержания библиотечного фонда в различных аспектах. Чаще всего, это тематические и жанровые экспозиции, выставки-просмотры.