Тематические выставки в школьной библиотеке. Выставочная работа школьных библиотек. Что такое библиотечная выставка? Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных

Названия книжных выставок
В помощь школьной программе
«Хочу всё знать»

«В помощь преподавателям литературы»

«Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

«По материкам и странам»

«География континентов, океанов и морей»

«Русь. Россия. Российская империя»

«Историей дышит каждая строка»

«История в лицах»

«В двух шагах от учебника»

«Язык мой – друг мой»

«Твой друг навсегда»

«Язык есть исповедь народа»

«С книгой в мире интересных наук»

«За страницами учебника»

«Для Знаек и Незнаек»

«Познающим мир»

«Живой как жизнь» (о русском языке)

«Справочное царство – мудрое государство»

О книгах и чтении

«С книгой по жизни»

«Книга в твоих руках»

«Творческий читатель»

«Умный читатель»

«Читаем, думаем, рассуждаем»

«Читаем, обсуждаем, творим»

«Вам, книголюбы»

«Зарубежные писатели – детям»

«Юмор в детских книжках»

«На каникулы с книжкой»

«Вслух. Громко. Про себя. Про нас!»

«Любимые книги семей»

«Открой книгу, и чудеса начинаются»

«Читаем сказки, смотрим сказки»

«Чтение на бис»

«Вторая профессия – читатель»

«Каждая книга – про тебя, каждая – для тебя, только вглядись»

«Книжные вести»

«Книги, которые знают все»

«Чудо – имя, которому, книга»

«Библиотека – книга – современный читатель»

«Добрая лира» (новинки современной литературы для детей)

«Книга, о которой я хочу рассказать»

«Эти книги читали бабушки и дедушки»

«Добрая мудрая книга»

К юбилеям писателей и поэтов
«В этом мире я только прохожий» (С.Есенину)

«Тебе, о Родина, сложил я песню ту»

«Мой край, задумчивый и нежный»

«Закружилась листва золотая»

«Благословляю всё, что было» (А.Блоку)

«Растревоженная душа» (В.Шукшину)

«Всё выше музыка любви» (Б.Окуджаве)

«Он правду людям под гитару говорил» (В.Высоцкому)

«Двойник своего времени»

«Откровенно говоря» (Л.Рубальской)

«А любить мы всё-таки будем» (Э.Асадову)

«Поэт, писатель, иллюстратор» (Е.Чарушину)

«Весёлый писатель» (Н.Носову)

«Мне дали имя при крещенье - Анна» (А.Ахматовой)

«Страницы мятежной жизни» (М.Лермонтову)

«Мне памятником будут эти строки» (Н.Гумилёву)

«Красною кистью рябина зажглась» (М.Цветаевой)

Об этикете
«Времена и нравы»

«Этикет на каждый день»

«Вежливость на каждый день»

«Будем вежливы»

«Уроки хороших манер»

«Уроки вежливости»

«Этическая грамматика»

«О красоте, моде и хорошем вкусе»

«Культурный человек – это…»

«Его величество этикет»

«Элегантность, красота, обаяние»

Сказки
«В мире сказок»

«Эта старая добрая сказка»

«Сказка – умница и прелесть»

«В гостях у сказки»

«Рисуем сказку»

«Путешествие на сказочную поляну»

«Путешествие в сказку»

«Там, на неведомых дорожках»

«Поиграем в сказку»

«В некотором царстве»

«Чудесный мир сказок»

«Волшебный мир сказок»

«Сказки доброго волшебника»

«Сказки народов мира»

«Сказки путешествуют по свету»

«Сказочная страна»

«По дорогам сказок»

«Сказки удмуртского народа»

«Ох, уж эти сказки»

О здоровье
«Если хочешь быть здоров»

«Здоровый образ жизни»

«Красота, здоровье, молодость»

«Твоё здоровье в твоих руках»

«Долголетие действительное и возможное»

«Берегите здоровье»

«Береги здоровье смолоду»

«Расти здоровым»

«Здоров будешь – всё добудешь»

«Будь здоров»

«Здоровому каждый день праздник»

Природа и экология
«С любовью к природе»

«Через книгу – любовь к природе»

«Мир, который нужно понять и полюбить»

«Край серебряных родников»

«Экология и книга»

«Мы и наши братья меньшие»

«О родной земле с любовью»

«Живи, природа»

«Живи, Земля!»

«Живой язык природы»

«Люблю Росси шум лесной»

«Человек и природа: гармония или трагедия?»

«Друзья наши четвероногие»

«Земля у нас только одна»

«Земля – наш дом родной»

«Наш общий дом – природа»

«Тебе и мне нужна Земля»

«Земля – родной дом человечества»

«Экологический вестник»

«Словами, красками, звуками»

«Человек и экология»

«Экология родного края»

«Природа родного края»

«Природа и мы»

«Природа и человек»

«Кто вокруг живёт, что вокруг растёт»

«Лес и его охрана»

«О братьях наших меньших»

«В судьбе природы – наша судьба»

«Дадим планете шанс»

«Земля, которой краше нет»

«Земля в тревоге»

«Губим природу – погубим себя»

«Знай, люби, береги»

«За чистоту земли и рек в ответе человек»

«Мы и наша Земля»

«Земля – планета голубая»

«Природа. Экология. Литература.»

«Тайны зелёного леса»

«В защиту природы»

«Колокола тревоги»

«Экология и дети»

«Экология и общество»

«Экология и быт: оглянись вокруг»

«Экологические проблемы: острота ситуации»

«Люби и знай удмуртский край»

«Душа природы присутствует в нас»

«Осторожно – природа!»

«Войди в природу другом»

«Чтобы охранять природу, её надо знать»

«Воздух, вода, почва: их сохранность»

«Животные – герои книг»

«Птицы наших лесов»

«Природа не прощает ошибок»

«Безбрежна к малой родине любовь»

«Наша малая родина – село родное»

«В интересах настоящих и будущих поколений»

«История всего живого»

«Оглянись вокруг»

«Когда по родимому краю идёшь»

«Будь другом цветку, дереву, зверю, человеку»

«Семь страниц про зверей и птиц»

История
«Историей дышит каждая строка»

«История в лицах»

«Поэзия мифа»

«Нам жить и помнить»

«История России»

«Героев наших имена»

«Тем, кто увлекается историей»

«Страницы истории»

«Русь. Россия. Российская империя»

Семья
«Мир моей семьи»

«Моя семья»

«Дела семейные»

«Тепло и свет домашнего очага»

«Наш дом»

«У зелёной лампы»

«Мама, папа, я – дружная семья»

«Любимые книги семей»

«Домашнее рукоделие»

«Под крышей дома твоего»

«Проблемы семейного воспитания»

«Твоё свободное время»


О любви

«Строки любви»

«Любовь, любовь – загадочное слово»

«Любовь – это сердце всего»

«Есть книга вечная любви»

«Стихи о любви»

«Песнь любви»

«А любить мы всё-таки будем…»

«Писатели о любви»

О Пушкине

«Поэт на все времена»

«Пушкин и его эпоха»

«Поэт глазами современников»

«Пушкинское поэтическое эхо»

«Позволь душе моей открыться»

«Надежда и любовь, достоинство и честь»

«Пушкин в жизни»

«И жизнь, и слёзы, и любовь»

«Пушкин и его Мадонна»

«Я вас любил…»

«Прекрасный и таинственный Пушкин»

«Пушкин и Натали»

Периодика
«Калейдоскоп журналов»

«Газеты и журналы для детей»

«Детские журналы в гостях у ребят»

«Страна Журналия»

«О чём рассказывают журналы»

«Путешествие в страну Журналию»

«Здравствуй, страна Журналия»

«Листайте нас, читайте нас, и мы всему научим вас»

«Новинки периодики»

«Новинки журнального мира»


Искусство
«В мире прекрасного»

«Путешествие в страну Вдохновение»

«Путешествие в страну творчества»

«Поэзия и живопись романтиков»

«Учимся видеть прекрасное»

«Смотреть на мир восхищёнными глазами»

«Добро через красоту»

«Диалог истинного добра и красоты»

«Удивление и радость»

«В мире грёз»

«Искусство Удмуртии»

«Прекрасное вокруг нас»


Выбор профессий
«В мире профессий»

«Кем быть?»

«Я выбираю профессию»

«Как найти себя»

«Кто я такой?»

«Вступая в жизнь»

«Выбирайте профессию»

«Твоя будущая профессия»

«Молодым везде у нас дорога»

«Путешествие по профессиям»

«Калейдоскоп профессий»

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

Необычное, неопознанное
«Тайны раскрытые и нераскрытые»

«Очевидное, но непонятное»

«Очевидное – невероятное»

«Космическое путешествие»

«Тайны магии и колдовства»

Воспитание и образование
«Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки»

«В помощь педагогам»

«Навстречу друг другу»

«В помощь классному руководителю»

«Мы и наши дети»

«Урок в современной школе»

«Школа: поиск в пути»

«От учебника к творческому замыслу урока»

«Путь к ученику»

Учим творчеству»

«Я - твой ученик, ты – мой учитель»

Домоводство и рукоделие
«Оч. Умелые ручки»

«Для умелых рук»

«Умелые руки не знают скуки»

«Сделали сами своими руками»

«Мастер на все руки»

«Шьём, вяжем, вышиваем»

«Добрых рук мастерство»

«Город мастеров»

«Домашнее рукоделие»

«Советы Марьи-искусницы»

«Умелые руки и кропотливый труд ещё не это создадут»

«Долгими зимними вечерами: шьём, вяжем, вышиваем»

«Под крышей дома твоего»

ПДД
«Азбука юного пешехода»

«Это должен знать каждый»

«О правилах движения всем без исключения»

«Пешеходная азбука»

«Красный, жёлтый, зелёный»

«Внимание, дорога!»

Разное

«Отвага, мужество и честь»

«Раздумья о высшей правде»

«Мораль и правовая ответственность»

«Я, ты, мы»

«Путешествие в страну Родарию»

«Под знаком Заходера»

«Родом из детства» (о С.Лагерлёф)

«CD в библиотеке»

«Повод для веселья: Незнайка и Дениска»

«Жизнь замечательных людей»

«Коротко о разном»

«Сам себе психолог»

«Детство моё, страна заветная»

Книжная выставка в школьной библиотеке. Вздох, полный сожаления: нам бы места побольше, вот бы развернулись!

Как хочется «эпохальных» выставок, чтоб весь XVIII век поместился, или выставок-просмотров, чтобы сразу весь малоспрашиваемый раздел фонда развернуть.

Не будем сокрушаться понапрасну, а попытаемся найти выход.

Инга Игоревна Бердникова, библиотекарь екатеринбургского горно-геологического лицея, предлагает компактные, часто сменяемые выставки, на одной полке, прибитой к стене. (не путать с внутриполочной выставкой!) А место ей нашлось по дороге в читальный зал. Главное в подобной выставке: во-первых, «попасть в точку» с темой, во-вторых, найти «ударную» книгу,
в-третьих, найти эффектный, но очень лаконичный элемент оформления, своеобразную метафору выставки, в-четвертых, найти некий притягивающий внимание элемент помимо книг (например, столь любимые девочками тесты, тематические кроссворды или фрагменты коллекций по теме).

Вот некоторые из выставок. Списки литературы не приводим, у каждого они будут свои. С материалами выставок знакомилась наш читатель и постоянный автор Людмила Воронова . Приводим некоторые ее комментарии.

«Чудеса вод в комнате»

По просьбе учеников 3-х и 5-х классов была подготовлена мини-выставка «Чудеса вод в комнате». Наряду с книгами и брошюрами на выставке были представлены предметные аксессуары (морская звезда, кораллы) и набор слайдов аквариумных рыбок, что привлекло внимание даже старшеклассников. Была найдена удачная цитата: «Ничто не может так напомниить нам природу, как аквариум… Любить природу свойственно душе человека» (Н.Ф.Золотницкий).

Комментарий

Выставка красивая. Без эклектики, но с эстетикой.

«Звездный час рептилий»

Выставка под названием «Звездный час рептилий» была подготовлена по просьбе «фанатов» динозавров. В дополненном варианте выставка использовалась во время урока-игры «Путешествие в затерянный мир», библиотечного урока «Кем была прабабка крокодила, или все о диназаврах». Выставку можно приурочить к игре «В глубь времен с динозавриком» («Читаем, учимся, играем» № 5–1999). Выставка оформлена рисунками ребят или большими «отпечатками следов», вырезанными из картона.

Комментарий

Потрясающая идея библиотечного урока! В этом месте поподробней, пожалуйста. А где сценарий? Интересно же!

«Зимняя сказка» (фото 1)

Выставка «Зимняя сказка» предназначена для учащихся начальных классов и предлагается их вниманию перед зимними каникулами. Среди книг: «Снежная королева» Андерсена, «Серебряное копытце» Бажова, «Два Мороза», «Двенадцать месяцев» Маршака, «Мороз Иванович» Одоевского, «Зимняя сказка» Топелиуса, «Волшебная зима» Янссон. Если нет отдельных изданий сказок, можно сделать «зимние» закладки (снежинки, сосульки), цветные закладки с изображением северного сияния и заложить ими сказки «зимней» тематики.

Комментарий

Выставка маленькая, приятная. С ней легко работать. Легко пополнять.

«Кое-что о загадочном» (фото 2)

Многие ребята интересуются всем загадочным и таинственным. Настоящим праздником стала выставка « Кое-что о загадочном» (полтергейст, монстры, привидения). Больше месяца не ослабевал интерес у учащихся лицея со второго по девятый класс (а иногда и более старших) к этим книгам. Сначала книги можно было почитать только в читальном зале (иначе выставка просуществовала бы только одну перемену), затем, когда ажиотаж несколько спал, книги стали выдаваться на дом.

Комментарий

Только жареные «утки». А где ученые-то? Хотя бы журналы «Наука и жизнь», «Знание – сила»? Увы, в списке – ни одной качественной научно-популярной книги.

«Царь-книга» (фото 3)

Настоящим бестселлером прошлого года в нашем лицее стала «Книга рекордов Гиннесса». Даже учащи-
еся, бывающие в библиотеке только в начале учебного года – взять учебники и в конце – сдать их, заходили в библиотеку почти на каждой перемене! Некоторые из них заходят и по сей день, как на работу. Эта выставка одной книги называлась «Царь-книга».

Как вырастить цветы (фото 4)

В нашей библиотеке очень много зелени: луковичные, фиалки, суккуленты. Учителя и ученики часто приходят за советом по уходу за растениями, с вопросами о названиях, даже происходит обмен цветами. Некоторое время мы выписывали журнал «Цветоводство», накопилось много материалов. Возникла идея подготовить выставку «Как вырастить цветы». Отдельные статьи из журналов были сгруппированы по тематическим папкам. Были использованы также жрналы «Юный натуралист» и «Маруся», где в каждом номере есть статья о цветах. В итоге получилась выставка-консультация. Кроме книг, статей и наборов открыток, читателям были предложены кроссворды из журнала «Маруся», загадки и вопросы викторины о цветах. У книжных выставок есть своя сезонность. Цветочная бывает очень уместна весной. Через год мы непременно организуем еще одну выставку о цветах, приурочив к ней викторину-игру «Неповторимый букет» («Читаем, учимся, играем» № 5–1999). Такую выставку можно подготовить к Дню Земли (22 апреля), к предметным неделям по биологии и природоведению. Можно попробовать предложить ребятам в дни выставки принести из дома цветы для обмена или продажи. Некоторые мальчики из нашей школы увлекаются кактусами. Для выставки были подготовлены тематические папки: «Болезни. Вредители. Полив. Пересадка. Удобрения. Хранение срезанных цветов. Кашпо для цветов»; «Комнатные цветы (цветущие)», «Комнатные цветы (декоративные)»; «Садовые цветы (многолетние)», «Садовые цветы (однолетние)»; «Энциклопедия комнатных растений»

Комментарий

Замечательная цитата для выставки: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок (Х.-К.Андерсен)».

«Рядом с елкой» (фото 5)

Перед Новым годом ставим выставку «Рядом с елкой» для того, чтобы помочь ребятам празднично украсить комнату, стол, елку, самим изготовить открытки, упаковку для подарков, сувениры и маски. К выставке можно сделать подборку стихов о Новом годе.

Комментарий

«Читайте с увлечением
все эти приключения»

Выставка «Читайте с увлечением все эти приключения» была подготовлена перед осенними каникулами для учащихся 2–6-х классов. Отбирались книги, в названиях которых фигурирует слово «приключения». Например, «Приключения Электроника», «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Приключения Васи Куролесова», «Приключения Пиноккио», «Необыкновеные приключения Карика и Вали», «Приключения Незнайки и его друзей», «Приключения желтого чемоданчика» и так далее. Можно подготовить аналогичную выставку книг о путешествиях.

Комментарий

Идея красивая. Однако очень большой разброс: от 2-го до 6-го класса. Это скорее тематическая полка, нежели выставка.

Что мы знаем о собаках

Выставка литературы о собаках проходит с неизменным успехом уже несколько лет, постоянно пополняясь новыми книгами. Ее можно можно приурочить к юбилеям писателей Г.Троепольского, Ю.Дмитриева, Д.Лондона, Э.Сетона-Томпсона, Б.Рябинина, выделив в отдельную группу написанные ими произведения. Прошлогодняя выставка была приурочена к информ-викторине «Что мы знаем о собаках» в 6-х классах («Читаем, учимся, играем», № 5–1999). Помимо книг на выставке можно представить коллекции календариков с породами собак, кроссворды, предметные аксессуары, например медали с выставок собак.

У каждой библиотеки существует ряд задач, которые необходимо выполнить. Обеспечить учебно-воспитательный процесс. Сформировать у детей навыков независимого пользования книгами.

Освоение новых библиотечных технологий и совершенствование традиционных технологий.

Поддержать и развить в детях привычку чтения, чтобы ученики могли пользоваться книгами всю жизнь.

Организовываются мероприятия, воспитывается социальное и культурное самосознание.

Пропагандировать чтение, не только в рамках школы, но и вне территории школы.

В библиотеке проводится праздник библиотекаря. Можно собрать в одном месте библиотекарей города, района. Дети будут поздравлять с профессиональным праздником, танцевать, петь, рассказывать стихи. И в конце вручаются памятные подарки.

Если поздравления проводить в самой библиотеке, то концерт стоит подготовить заранее, до прихода библиотекаря. Тогда сюрприз точно получится.

День матери – чудесный и светлый праздник! Он отмечается во всех странах мира. Так в библиотеке проводится выставка к замечательному празднику «Матери». На показ выставляются книги, иллюстрации, читаются рассказы, стихотворения. И очень много приятных, красивых слов говорят о маме.

Выставки в школьных библиотеках является традиционной формой работы с читателями. В выставочную работу входит – разработка, планирование, оформление и подведение итогов выставки. Составление выставки проходит по этапам:

·Выбирается тема

·Определение читательского и целевого назначения

·Отбор и выявление документов

·Подборка дополнительных материалов

·Разрабатывается структура выставки

·Оформление выставки

Праздник школьных библиотекинтересен и познавателен. На книжную выставку выставляют художественные элементы, это может быть иллюстрации, портреты, фотографии, плакаты. Декоративные элементы – драпировки, цветы, изделия из бисера, вышитые полотенце. Природный материал – ракушки, шишки, ветки, камни. Также из природного материала делаются подделки. Вещи или предметы, которые помогают воссоздать образ человека определенной эпохи. Это минимальный список, который входит в книжную выставку.

Презентации школьных библиотекарей показывает все ответственность и важность работы. Презентация считается самой интересной и трудоемкой. В красках показывается вся задумка праздника. У библиотекаря возникает масса вопросов по созданию структуры книжной выставки. Что касается по количеству выставочных книг, то здесь не может быть конкретной цифры. Все зависит от факторов. Выставка пройдет удачно, если правильно подобрать ее название. Название должно привлекать, заинтересовывать и вызывать любопытно у читателей. К заголовку лучше подходить творчески.

Название должно быть емким, передавать суть. Оно должно быть лаконичным – состоять из пару слов. И, конечно же, название рекомендуется не делать шаблонным. Имеется в виду не делать в виде воздушного шарика, папирусного свитка, книги, свитка, ракушки и т. д. Следуют отступить от старых стереотипов и вкладывать новые идеи и мысли. Только так можно заинтересовать новое поколение. Придумать сценарии для школьных библиотек несложно, подходя творчески.

Оформление книжной выставки имеет огромное значение. Оформление – это лицо и работа библиотекарей. Нужно правильно подбирать цвета. Как известно, каждый цвет вызывает какие-либо ощущения. Удачной выставкой не всегда получается быть. Книжная выставка – своего рода творчество и его невозможно предугадать. А без творчества невозможно проводить мероприятие и выставку. Только творческим натурам подвластно поэзия.

В книжной выставке главное донести идею, ту мысль, которая была задумана. Библиотекари ставят задачу — представить книги. Материалы, оформление, аксессуары должны привлекать внимание, а не загораживать весь вид книг.

Детские библиотекари устраивают книжную выставку так, чтобы дети с представленных книжек смогли узнать что-то новое, познавательное, интересное. Правда, к большому сожалению, на сегодняшний день не все книги полезны детям. Тематика книжной выставки должна соответствовать возрасту ребенка или взрослых людей.

На выставке также проводятся конкурсы, викторины, обсуждения книг, беседы, детские утренники. Выставка не должна быть утомительной и скучной. Нужно совмещать, чередовать чтение, рассказы с физической и умственной разгрузкой. Так дети не будут переутомляться.

Существует большое множество критериев, почему нужно читать детские книги:

·Книга – это приключение и развлечение. Она подсказывает, утешает, позволят смеяться или плакать.

·Расширяется словарный запас, развивается речь.

·Проявляется умение мыслить образами, пробуждать фантазию.

·Возникают новые вопросы, над которыми задумываешься.

·Расширяются горизонты мира, развивается мышление. Узнаются понятия, которые подают новые идеи, помогают мыслить.

·Знание о других странах, технике, природе, истории, кто как живет и т. д.

·Книга учит сопереживанию, почувствовать то, что чувствует другой человек в определенные моменты.

·Появляются различия между «хорошо» и «плохо», что верно – ошибочно.

·Объясняется, как устроен мир, что в нем все взаимосвязано.

·Помощь в понимании самого себя. Чувствуется уверенность, когда человек знает, что он не один с таким мышлением.

·Узнается, что люди разные, что есть разные культуры, эпохи. И тем самым становишься терпимее.

·Книга отличное лекарство от одиночества. Ее можно читать в любом месте, взять бесплатно в библиотеке.

Эти пункты можно взять основу задумки, привлечь и заинтересовать детей чтением. Красивые красочные иллюстрации помогут создать образ, который обязательно понравится детям.

Книга является мостом между поколениями. И детские книги хочется читать вслух, деля радость с взрослыми. Работа над детской книгой большая работа многих людей. Это сами авторы книг, дизайнеры, художники, печатники, редакторы, фотографы и т. д. И только потом через библиотеку или книжный магазин книжка доходит до маленький читателей.

Именно с детского возраста необходимо прививать любовь к книгам. И не только читать, но и аккуратно, бережно относится к ним. Материальная книга на много приятней виртуальной книги. Ее можно пощупать, почувствовать запах печати, окунуться в мир грез и надежд. Так сказать полностью растворится в прочитанном. Только так можно почувствовать все то, что вложил автор книги, его души и переживания.

Библиотекарям желательно делать фотоотчет мероприятий и праздников. Так можно проанализировать сделанную работу, понять, на что лучше делать уклон. Да и не повторяться с идеями. Наверняка за пару лет, память начнет сдавать, а так посмотрев фотографии можно думать о новых идеях и воплощать их в жизнь.

Обобщая можно сказать, что праздник в библиотеки – это сложная и трудоемкая работа. Сценарий праздника составляется так, чтобы детям захотелось читать книги. А если проводится мероприятие определенной тематики, здесь сложнее работа. Не каждому ребенку понимается выбранная тематика, и у него нет интереса к ней. Библиотекарю придутся потрудиться. Особенно сложно, кто возрастной диапазон детей разный. И каждому ребенку не так-то просто найти подход. Мероприятия лучше проводить чаще, но ненавязчиво и в легкой форме. Так ребенок не будет чувствовать себя принужденным и заинтересуется литературой. Ведь так важно, когда малышу нравится та или иная книга.

Не обязательно на выставку книг, выставлять только художественную литературу. Существует много различных тематик, которые понравятся каждому. Какой — либо жанр обязательно придет по вкусу ребенка.

ВЫСТАВКА В БИБЛИОТЕКЕ. ГЛОССАРИЙ

Уважаемые коллеги!

"Выставка представляет собой общественное, культурное, научное

событие для читателей и одновременно профессиональный праздник

библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое"

О. П. Зыков

Предлагаю вашему вниманию интересный материал по выставкам, который может пригодиться в работе. Он преподносится в форме глоссария. Что такое глоссарий?

Слово «глоссарий» произошло от латинского словосочетания "glossarium", что означает собрание глосса, а само слово «глосса» переводится как «непонятное или иноязычное слово». В современном языке глоссарий имеет практически идентичный смысл, а именно: словарь специализированных терминов с толкованием, с комментариями и примерами, посвященных определенной области знаний . Иногда подобные словари оснащены переводом терминов на другой язык.

Методы создания и составления глоссариев называются лексикографией и относятся к лингвистической дисциплине. Самый первый глоссарий , который известен истории на сегодняшний день, относится к 25 веку до н.э. и представлен религиозно-литературными текстами позднешумерского периода. До середины пятнадцатого века (эпохи, когда было изобретено книгопечатание) списки иностранных и малоизвестных слов составлялись хорошо образованными людьми, как правило, монахами. Такие слова чаще всего встречались в сочинениях и манускриптах, написанных на латинском и греческом языках. Стоило переписчику или ученому, работавшему с текстом, определить значение неизвестного слова, то он писал пояснение к нему либо между строк, либо на полях. Примеров глоссариев очень много. Например, в Англии был создан глоссарий к произведениям Гомера. В Индии был написан глоссарий к Ведам, а в средние века - к сочинениям Папия и Исидора.

Предлагаемый глоссарий посвящен выставке в библиотеке.

Выставка библиотечная — это информационный продукт, созданный для определенной группы пользователей и поданный в особой демонстрационной форме.

Основная форма наглядного представления литературы – комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними.

Публичная демонстрация книжных фондов, способствующая наиболее полному раскрытию содержания этих фондов.

Выставка-вернисаж (мини-галерея) — экспозиция, предполагающая демонстрацию картин, репродукций, прикладного творчества, детских рисунков и т.д. Включает материалы об авторах, направлениях и видах искусства. Оформляется с учетом колорита той эпохи, которой посвящена выставка.

Выставка-викторина — нетрадиционная выставка, основу ее составляет блок книг, с помощью которых можно ответить на вопросы викторины. Информацию с вопросами размещают на самой выставке, раздают на листочках.

Выставка виртуальная — новая форма выставки и способ обмена информацией в виртуальном пространстве библиотеки, созданная согласно общим правилам подготовки экспозиций с использованием телекоммуникационных и компьютерных технологий.

Выставка «вопрос-ответ» — разновидность выставки-диалога, своего рода заочное выполнение конкретных запросов читателей, с дальнейшим оформлением выставки с соответствующей литературой и библиографическим списком по теме.

Выставка-гербарий — разновидность выставок нового поколения, предполагает наличие собственно гербария и различных изданий о представленных растениях. Например: «Лекарственные растения», «Между страниц любимых книг».

Выставка-диалог — нетрадиционная выставка, основанная на вопросах юных пользователей, заданных на различные темы в письменной форме и опущенных в специальный ящик. Специалисты объединяют вопросы по определенным тематическим блокам, из которых формируются разделы выставки и названиями которых станут вопросы читателей.

Выставка-диспут (-дискуссия, -полемика) – интерактивная выставка, способ отражения актуальных печатных материалов, выражающих различные точки зрения на спорные вопросы. Посетителям предлагается выразить свое мнение, в том числе и в формате обсуждения по итогам выставки.

Выставка-досье — интерактивная выставка нового поколения, разновидность персональной выставки, наделенной новыми свойствами и создающаяся при активном участии читателей. Чаще всего, это читательская автобиография («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра»), отраженная на экспозиции в прочитанных книгах, цитатах, отзывах, ответах на вопросы анкеты, советах и рекомендациях. Желательно на выставке организовать встречу с автором, с его рассказом о прочитанных книгах и возможностью ответить на вопросы заинтересованных лиц. Такую выставку еще называют «выставка-бенефис читателя».

Выставка жанровая — выставка, призванная раскрывать содержание фонда художественной литературы или литературы по искусству по видам и жанрам.

Выставка живая — нетрадиционная выставка, сочетающая в себе текстовой ряд, иллюстративные материалы, а также живых существ, будь то рыбки, хомячки и другие представители живого уголка. В перспективе возможен и такой вариант «живой выставки», состоящий из «живых книг», как экспозиция из интересных людей по примеру «живой книги» и «живой библиотеки». Цели таких выставок схожи — познакомить со всем многообразием природы, миром живых существ, в том числе, со сложным и уникальным миром человека.

Выставка-загадка — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как наличие загадки, которую предлагается разгадать, ознакомившись предварительно с материалами экспозиции.

Выставка-игра — интерактивная выставка, включающая элементы игры, будь то театрализованное представление героев книг, разгадывание загадок о литературных персонажах, ситуационные игры. На выставку помещают книги, игрушки, поделки, связанные общей темой. Цель выставки — привлечение к чтению детей.

Выставка-импульс , как разновидность социетальных (относящийся к обществу, рассматриваемому как единое целое), посвящена острым проблемам, внезапным общественным темам, идеям, желанию привлечь к ним особое внимание, побудить к действию. Оформляется в плакатной технологии — броско и эмоционально.

Выставка-инсталляция — это взгляд на выставочную экспозицию как произведение искусства. Выставка в этом контексте рассматривается как пространственная композиция, построенная на неординарном сочетании книг, обыденных вещей, рождающих новые образы и смыслы. При этом экспозиции придается объемность, трёхмерность, своеобразный формат 3D, внутри которого находится посетитель.

Выставка интерактивная — выставка нового поколения, главным свойством которой является интерактивность — наличие диалога между всеми участниками выставочных процессов, взаимный обмен информацией. Как правило, применяется в детской аудитории в образовательных целях. Включает игровые элементы, обмен мнениями, совместное творчество.

Выставка-исследование — интерактивная выставка, представляющая результаты исследования читательских интересов. Читателям предлагается составить свою «Золотую полку» лучших книг или «вырастить дерево», на листочках которого указываются любимые книги. Цель подобных выставок — побудить к размышлению, поиску, совместному творчеству.

Выставка к знаменательным и памятным датам — тематическая экспозиция к «красным» дням календаря, цель которой напомнить о событии, представить информацию о его истории, традициях, создать определенный настрой на праздник.

Выполнить творческие задания — нарисовать иллюстрацию к книге, изготовить поделку, самодельную книгу

Подготовить экспозицию творческих работ, подвести итоги, наградить участников и победителей.

Выставка концептуальная по содержательному признаку является тематической. Концептуальная выставка — это искусство воплощения идеи в пространстве экспозиции из разрозненных элементов в единый гипертекст, что позволяет знакомиться с информацией в любой последовательности. Экспозицию можно создать в галерее, в холле, на лестничной площадке или «на местности». Картины, иллюстрации, тексты (книги, их фрагменты, цитаты), предметы и экспонаты, перформанс (представление), инсталляция — основные формы реализации идей концептуализма в выставочном формате.

Выставка краеведческая (историко-краеведческая) — разновидность тематических выставок, призванных раскрывать содержание фонда краеведческой литературы. Центральное место в экспозиции принадлежит краеведческим изданиям. В то же время они содержат материалы и атрибутику музеев и организаций, образцы литературного краеведения, воспоминания старожилов, предметы старины, фотографии, отражающие местную экзотику и историю края. Предполагает проведение экскурсий по экспозиции. Может стать частью экскурсионного маршрута.

Выставка-кроссворд (выставка-чайнворд) — выставка нового поколения в помощь образовательному процессу. Главный элемент — кроссворд (чайнворд). Вокруг него размещается литература с ответами и размноженные листочки с кроссвордами, которые можно заполнить дома.

Выставка локальная — это экспозиция, размещенная в локальном пространстве отдела или подраздела фонда, призванная раскрывать фонды по отраслям или ограниченная узкой темой. Носит информационный или рекомендательный характер.

Выставка мемориальная — разновидность тематических. Выставка, посвященная жизни и деятельности лица, имя которого носит библиотека. Оформляется как музейная экспозиция.

Выставка музейная — разновидность тематических, основным элементом которой является экспонат — будь то документ, предмет, фотоматериал, тогда как библиотечная экспозиция строится вокруг книги как главного атрибута выставки.

Выставка-настроение — выставка нового поколения, по содержательному признаку является тематической. Ее смысл в создании особой атмосферы, особого настроения. Поэтому она чаще всего является частью программы мероприятий, хотя может быть организована как отдельное самостоятельное мероприятие или как цикл выставок. Выставка-настроение — это отвержение Текста. Единственно допустимый текст на ней — название. Главным в ней является изобразительный ряд, который должен быть точным, выразительным и производить глубокое эмоциональное впечатление. Дополняют выставку предметы атрибутивного ряда и музыкальное сопровождение. Книги в ней могут не носить самостоятельного значения, становясь элементом иллюстративного или атрибутивного рядов.

Выставка незаслуженно забытых книг — одна из разновидностей тематической, целью которой является напоминание и продвижение лучших образцов литературы, способствующих взаимопониманию поколений и сохранению преемственности.

Выставка нетрадиционная — выставка нового поколения, содержащая новые, нетривиальные подходы к концепции выставки, ее содержанию и оформлению. Отличительными свойствами ее являются интерактивность (открытый диалог между всеми участниками выставочных процессов), оригинальная трактовка темы, смелые оформительские решения, способствующие усилению зрелищности.

Выставка одной книги, одного журнала, одной газеты или одной публикации — экспозиция, тематическая по содержанию, построенная по общей методике с целью заинтересовать пользователя определенным документом. Разнообразный материал привлекает внимание, раскрывает смысл документа, его значимость, побуждает к чтению.


Выставка персональная — разновидность тематических, связанных с жизнью и деятельностью определенной личности (персоны): видных деятелей культуры, политиков и поэтов, местных знаменитостей, проявивших себя в творчестве или работе. Материалы выставки посвящены конкретному человеку, рассказывают о его жизни и деятельности, включают его произведения и труды.

Выставка-портрет – то же, что и выставка персональная.

Выставка-предостережение — интерактивная выставка, социетальная по содержанию, по конструкционному признаку — стендовая. Призвана отвечать на острые вопросы современности с учетом мнения пользователей, выражающих свое отношение подписями на чистых листах стенда.

Выставка-провокация — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как сознательные ошибки. Читателям предлагается найти эти ошибки и несоответствия теме в деталях выставки и сообщить о них организаторам.

Выставка-просмотр — это экспозиция, отражающая всю полноту изданий, имеющихся в библиотеке и отобранных по определенным критериям. По содержанию могут быть универсальными (выставки-просмотры новых поступлений), отраслевыми (в помощь профессиональному чтению), тематическими.

Выставка-развал (книжный развал, тематический развал) — разновидность выставки-просмотра, бессистемная (стихийная) экспозиция как способ косвенной рекомендации и средство вступить в диалог читателя с библиотекарем или другим читателем. Развал включает основной массив книг, сданных накануне другими читателями, а также издания, «подложенные» в качестве приманки самим библиотекарем.

Выставка-размышление — разновидность интерактивной выставки, тематической по содержанию, включающей в текстовой ряд размышления читателей по предложенному поводу. Размещение листков с размышлениями может происходить в процессе работы выставки по мере их сбора. Цель — обмен мнениями и косвенное продвижение литературы.

Выставка-ситуация — разновидность выставок нового поколения, отличительной чертой которой является возможность создать экспозицию самими читателями в зависимости от предложенной ситуации: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму в космическое путешествие» и т.д.

Выставка-словарь — разновидность выставок нового поколения в помощь образованию в целях объяснения новых терминов и определений. Организуется для школьников или студентов. Текстовой ряд составляют словари (энциклопедии, справочники) по теме и фактографическая информация, разъясняющая наиболее трудные понятия.

Выставка-совет, -рекомендация — разновидность выставок нового поколения. Книги подбираются по определенной теме, проблеме: «Как стать богатым и счастливым», «Как быстро выучить английский язык» и т.д. В текстовой ряд включаются фактографическая информация и рекомендательные списки литературы.

Выставка социетальная — тематическая выставка, посвященная социальной проблематике: вопросам политики, экологии, наркомании, преступности, белым пятнам истории и т.д.

Выставка-стенд — разновидность стендовой выставки, ограниченная тематикой определенного мероприятия: Дня открытых дверей, Дня информации, образовательных семинаров, конференций, круглых столов.

Выставка-сюрприз — нетрадиционная (нестандартная) выставка, разновидность выставки-инсталляции, оригинальная по исполнению, с необычной компоновкой экспозиционных элементов — на опрокинутом стеллаже, с инсталляцией из книг в виде домика или винтовой лестницы, с горкой из старых компьютеров, с необычными предметными аксессуарами. Цель такой выставки — привлечь к чтению через удивление и игру.

Выставка тематическая — выставка, посвященная актуальным вопросам, связанным с общественными запросами в области политики, экономики, науки, техники, культуры и искусства. Цель – представить наиболее ценную литературу по определенной теме. Тематические выставки готовятся как отдельные экспозиции, циклами или как часть мероприятия. К ним относятся также выставки нового поколения: выставки-вопросы, -кроссворды, -словари, -советы, -факты, -дискуссии, концептуальные выставки и т.д.

Выставка-тест — разновидность выставок нового поколения, рассчитанная на подростков и молодежь, включает тесты и соответствующую теме литературу, где можно найти советы и рекомендации по результатам тестирования.

Выставка традиционная — выставка, основным элементом которой является книга, а главной целью — раскрытие содержания библиотечного фонда в различных аспектах. Чаще всего, это тематические и жанровые экспозиции, выставки-просмотры.

Что такое библиотечная выставка? Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. (Справочник библиотекаря.– СПб., – С.160)


Книжная выставка – традиционная и популярная форма массовой работы библиотеки, ориентированная на: -информирование пользователей о содержании библиотечных фондов; -информирование пользователей о новых поступлениях; - пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания.


Книжные выставки в библиотеках России? В России первые выставки появились в середине XIX века в Императорской публичной библиотеке (ныне РНБ). Первые выставки носили характер музейных экспозиций, на них демонстрировались наиболее ценные экземпляры. В.В. Стасов – искусствовед и общественный деятель.




В провинции в начале 20-го века получила распространение форма просветительской работы– «Народная выставка», сочетающая элементы музея, лектория и выставки. С установлением советской власти книжные выставки стали использоваться для пропаганды литературы по важным вопросам текущей жизни и имели мощный идеологический акцент. И до 90-х годов книжные выставки были однотипные и по оформлению и по содержанию.


Последние лет появились интересные подходы к организации книжных выставок



1. Уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения. 2. Предварительное знакомство с темой. 3. Выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки. 4. Знакомство с методическими рекомендациями, библиографическими указателями. 5. Выявление по СБА источников. 6. Подбор выявленной литературы в фонде. 7. Знакомство с литературой. 8. Отбор литературы. 9. Определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды. 10. Определение структуры выставки. 11. Группировка литературы. 12. Оформление выставки. 13. Реклама выставки. 14. Докомплектование выставки. 15. Учет эффективности книжной выставки. Этапы оформления выставок:




Формы организации выставок В помощь учебному процессу. К знаменательным и памятным датам; Гороскоп Декорация Диалог Живая выставка Бенефис читателя Вернисаж Викторина Вопрос Новых поступлений; Персональные; Тематические; Жанровые; Традиционные формы организации выставок Нетрадиционные формы организации выставок Традиционные формы организации выставок Нетрадиционные формы организации выставок


Жанровая выставка Цель- привлечь внимание читателей к книгам определенного жанра, заинтересовать, побудить к чтению. Можно представить на выставке не только произведения определенного жанра, но и материал о возникновении этого жанра. Персональная выставка Цель – привлечь внимание читателей к отдельной персоне На выставке обязательно наличие трёх разделов:1 –о жизни личности; 2 – о деятельности; 3 –произведения. Тематические выставки Цель выставки – привлечь внимание к конкретной теме, проблеме. Темы могут быть самые разнообразные: Например: «Хрустальная капля», «Большие проблемы маленькой планеты»



Форма нетрадиционной выставки: Адресная Бенефис читателя Вернисаж Викторина Витрина Вопрос Гербарий Гороскоп Декорация Диалог Диспут Досье Живая выставка Знакомство Игра Икебана Иллюстрация Имена Информация Исследование Календарь Коллизия Конкурс Конфликт Кроссворд Литературный герой Макет Мини-музей Настроение Нетрадиционные носители информации Одного автора Одного жанра Одного портрета Одной книги Озвученная Осуждение Отзыв Откровение