Сущность рассказа, лекции и беседы. Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения. обеспечение благоприятной атмосферы

«Высшее образование в России» - Высшее образование становится социально обязательным. Фактическая зарплата. Охват молодежи высшим образованием. Рост доходов. Готовность инвестировать в профессиональное образование. Уровень подготовки поступающих. Система высшего образования. Псевдообразование за счет бюджета. Недофинансирование университетов.

«Формы лекций» - Выпускающая кафедра. Цели проведения дискуссии. Преподаватель. Ролевые игры. Семинар «Шпаргалка». Структура лекции-дискуссии. Деятельность какой-либо организации. Требования к лекции-визуализации. Лекция пресс-конференция. Преподаватель предлагает систему вопросов. Компьютерные симуляции. Конкретные виды профессиональной деятельности.

«Правила написания курсовой работы» - Основные теоретические выводы. Пример комбинированных сносок. Оформление списка литературы. Методика подготовки и написания реферата. Образец титульного листа. Пример затекстовых сносок. Сходные точки зрения. Структура курсовой работы. Правила оформления сносок. Содержание введения в курсовую работу.

«Подготовка магистров» - Требования к условиям реализации ООП. ФГОС ВПО. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности. Нормативно-методическое обеспечение основных образовательных программ подготовки магистров. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

«Деятельность студентов» - Расстановка приоритетов. Предпосылки создания системы. Специфика деятельности студентов. Степени проявления компетенций. Грамота. Цели организации. Условия эффективного использования ЭТК. Типизация форм. Необходимость создания системы. Пути построения системы. Выбор форм поощрения. Принципы организации системы.

«Защита курсовой» - Ясность и логичность. Защита работы проводится в несколько этапов. Критерии качества доклада. Произнесение. Критерии оценки качества защиты курсовой и дипломной работы. Уместность жестикуляции. Итоговая оценка за защиту работы определяется средним баллом оценок. Внешность и манеры. Речь и язык. Выступающий представляет доклад.

Всего в теме 21 презентация

3Использование технических средств обучения и средств наглядности при чтении лекции В процессе чтения лекций требуется использование средств наглядности. Как уже говорилось, это, прежде всего слайд-презентация, которая может осуществляться с помощью программы Microsoft Power Point, которая входит в офисный пакет Windows, а также мультимедийного проектора или электронной доски (smartboard). Преподаватель может использовать во время лекции и ресурсы Интернета, но для этого необходимо, чтобы в аудитории или в классе имелся к нему доступ. Разумеется, все это не исключает использования CD- или DVD-ресурсов, а также традиционных средств наглядности, таких, как демонстрационная таблица или обычная доска, если это оправдано решаемой в данный момент дидактической задачей. Выбор того или иного средства наглядности определяется дидактическими свойствами и функциями конкретного средства обучения. Однако в ряде случаев даже при очном обучении, не говоря уже о дистанционном, заочном или самообразовании, когда нет возможности посещать очные лекции либо требуется дополнительный материал, например, для углубленного изучения данной темы, используются лекции на электронных носителях. Эти лекции в качестве дополнительного или базового материала предусматривают широкое использование мультимедийных средств и при условии грамотной с педагогической точки зрения режиссуры могут быть весьма полезными в познавательной деятельности студентов. Отбор и структурирование материала на таких носителях - отдельный вопрос, требующий рассмотрения его не только с педагогической, но и с эргономической точки зрения, а также психологии восприятия текстового и графического материала. В любом случае на первый план должны выходить вопросы дидактических свойств и функций рассматриваемых средств обучения. Очень важны также способы взаимодействия преподавателя и студентов во время лекционного занятия. В зависимости от вида планируемой преподавателем деятельности студентов во время лекции можно выделить следующие типы лекций: вводные (ознакомительные); они одновременно могут быть просто информационными либо проблемными; эвристические (по ходу лекции предполагается активно привлекать учащихся к беседе или дискуссии); обзорные; они также могут быть информационными или проблемными, а также эвристическими; лекции-консультации; они также могут быть построены на основе активного взаимодействия с преподавателем или чисто информационными. Все лекции должны иметь проблемную направленность, т.е. следует четко определить, для решения каких проблемных жизненных ситуаций полученные знания могут оказаться полезными и каким именно образом. Если лекция рассчитана на ознакомление учащихся с новым материалом, представляющим для них определенную трудность, можно говорить о вводной лекции. Такая лекция на основе представленной преподавателем проблемы или проблемной ситуации знакомит учащихся с теми знаниями, которые могут способствовать ее решению. Она может занимать небольшой отрезок времени (например, часть урока в школе) или весь академический час (в вузе). Надо иметь в виду, что, если учащиеся располагают учебником или учебным пособием, где материал лекции изложен достаточно подробно, у них, естественно, возникает порыв вообще не посещать такую лекцию либо, если это невозможно (например, для школьников), не следить за ходом мысли преподавателя, ибо можно весь материал прочитать дома. Поэтому, готовясь к такой лекции, очень важно заранее выявить наиболее сложные для учащихся моменты и подчеркнуть в самом начале, что вы остановитесь только на них, так как они недостаточно полно раскрываются в учебнике или вообще не нашли в нем отражения. Пересказывать текст учебника нет никакого смысла даже в школе. Необходимо сразу же выделить жизненно важные проблемы, которые могут быть решены на основе полученных из лекции знаний и дополнительного материала, в том числе материала учебника. Слушание лекций - это сложный психологический процесс. Даже если перед слушателем стоит задача записать конспект лекции, он должен уметь правильно понять слова учителя, выделить главное, оценить его значение, кратко сформулировать свои мысли и записать их, т.е. переструктурировать воспринимаемый на слух текст и в то же самое время слушать и воспринимать дальнейшее изложение. В идеале это действительно так. Но беда в том, что слушатели с этой сложной задачей не справляются, за некоторым, может быть, исключением. Поэтому стоит обратить их внимание на ключевые моменты лекционного материала. Однако лекции могут не только быть монологическими, но и проходить в форме диалога или эвристической беседы с учениками. Как в этом случае строить лекционный материал? Обычно после краткого вступления, касающегося основных положений предыдущих лекций, важных для понимания логики изложения нового материала, предварительного выделения главных мыслей лекции преподаватель излагает определенную проблему или проблемную ситуацию, решение которой требует новых знаний. Начинается рассуждение, именно рассуждение, а не линейное изложение материала. Студенты следят за логикой рассуждения преподавателя и наряду с ознакомлением с новым материалом учатся рассуждать. Очень важный вопрос: читать или импровизировать? Хорошая импровизация - всегда хорошо подготовленная импровизация. Это как раз о такой лекции. Чтение лекций по печатному тексту годится только на профессиональных конференциях, предусматривающих строгий регламент. В аудитории очень важно личностное обращение к аудитории, лично к слушателям. Нужно, чтобы они видели, что преподаватель обращается непосредственно к ним, а не вообще к аудитории: он видит каждого и следит за реакцией каждого, получая обратную связь. Если по ходу лекции предусмотрена эвристическая беседа нужно заранее разбить ее на логические блоки, соответствующие выделенным основным положениям, определить проблемный вопрос, который вы обратите к аудитории, и приступить к его обсуждению. Вот здесь действительно нужна импровизация, поскольку труднее заранее предугадать, как будут отвечать слушатели. Приходится ориентироваться по ходу дискуссии. Опытный лектор, владеющий материалом, умеет в нужных местах парировать высказывания оппонентов или поддержать высказываемое мнение удачным примером. Это действительно должен быть полилог. После дискуссии или беседы лекцию продолжают, предлагая следующий логический блок, и так до конца. В конце лекции можно попросить учеников, если речь идет о школьной лекции, сделать выводы, спрогнозировать последующие шаги в развертывании темы. Если есть время на уроке, можно предложить предварительно это кратко обсудить (в течение 3 - 4 мин) в малых группах сотрудничества, а затем уже всем классом. После чего учитель может сделать окончательное заключение, еще раз подчеркнув главные мысли. В студенческой аудитории такое завершение лекции также весьма продуктивно, за исключением групп сотрудничества, поскольку в лекционной аудитории, как правило, для этого нет условий. Обзорные лекции отличаются от уже описанных только объемом материала. В связи с этим требуется еще более тщательное продумывание их структуры и организации взаимодействия преподавателя и учащихся. Здесь, возможно, еще в большей степени востребованы лекции, предусматривающие эвристические беседы, дискуссии по ходу изложения материала, использование ранее изученного, а также дополнительного материала. Особый тип лекций представляют собой лекции-консультации. Они вовсе не предполагают, как это часто случается, «натаскивания» студентов преподавателем по заранее выделенным или же трудным вопросам. К этим лекциям студенты должны готовиться заранее: сформулировать ключевые вопросы, которые вызывают у них затруднения, прочитать какой-либо материал. Умение сформулировать ключевой по теме вопрос говорит о том, что человек разбирается в данной теме и хочет уточнить отдельные детали. По этим вопросам можно вначале организовать небольшую дискуссию, предложив студентам наметить основные идеи, на которые стоит обратить внимание при его рассмотрении. Преподаватель же в лекционных блоках дает свой комментарий, разъясняя наиболее сложные моменты, которые были выявлены во время предварительной краткой беседы или дискуссии. Итак, лекции как педагогическая технология занимают достаточно важное место в педагогическом процессе, решая вполне конкретные дидактические задачи в обучении учебным предметам. Однако лекции ориентированы не только на сообщение определенной информации, но так же, как и другие педагогические технологии, на развитие самостоятельного мышления. Не менее важно умение лектора отвечать на вопросы аудитории, привлекая разнообразный материал, подчас из разных областей знания, что, однако, вовсе не предполагает наличия энциклопедических знаний. Вполне возможно обращение к совместной деятельности по рассмотрению трудного вопроса. И наконец, необходимо уважать достоинство личности как слушателей, так и своей собственной, что влечет за собой и соответствующее поведение лектора, не терпящего неуважительного отношения к себе или к окружающим (разговоры во время лекции, отвлечение на посторонние дела, праздные вопросы, неуважительные замечания в адрес партнеров и пр.). Умение установить в аудитории спокойный, уважительный, поистине деловой климат - весьма важное условие успеха. Добавим, что юмор - хороший помощник для установления нужного вектора отношений в аудитории.

Технологии сотрудничества

Технология педагогического

сотрудничества

В настоящее время в педагогический

лексикон прочно вошло понятие

педагогическая технология.

Применительно к педагогическому

процессу технологию обучения

можно определить как совокупность

методов, приемов в их логической

последовательности, составляющих

процесс обучения.Технология педагогического

сотрудничества

В теории и практике работы школ сегодня

существует множество вариантов учебно-

воспитательного процесса. Принципиально

важной стороной в педагогической

технологии является позиция ребенка в

образовательном процессе, отношение к

ребенку со стороны взрослых. Здесь

выделяется несколько типов технологий:

личностно-ориентированные.Личностно-ориентированные

технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в

центр всей школьной образовательной системы

личность ребенка, обеспечение комфортных,

бесконфликтных и безопасных условий ее развития,

реализации ее природных потенциалов. Личность

ребенка в этой технологии не только субъект, но

субъект приоритетный; она является целью

образовательной системы, а не средством

достижения какой-либо отвлеченной цели. Цель

личностно-ориентированной технологии

разностороннее, свободное, творческое развитие

ребенка.Личностно-ориентированные

технологии

В условиях личностно-ориентированного обучения

учитель приобретает иную роль и функцию в учебном

процессе, нисколько не менее значимую, чем при

традиционной системе обучения, но иную. И это важно

осознать. Если при традиционной системе образования

учитель вместе с учеником были основными и наиболее

компетентными источниками знания, а учитель являлся

к тому же и контролирующим субъектом познания, то

при новой парадигме образования учитель выступает

больше в роли организатора самостоятельной активной

познавательной деятельности учащихся, компетентным

консультантом и помощником. Эта роль значительно

сложнее, нежели при традиционном обучении, и

требует от учителя более высокого уровня мастерства.Личностно-ориентированное

обучение

Предусматривает, по сути,

дифференцированный подход к обучению с

учетом уровня его подготовки по данному

предмету, его способностей задатков.

В рамках личностно-ориентированных

технологий самостоятельными направлениями

выделяют гуманно-личностные, технологии

сотрудничества, технологии свободного

воспитания.Технологии сотрудничества

Технологии сотрудничества реализуют

демократизм, равенство, партнерство в

субъектных отношениях педагога и

ребенка. Учитель и учащийся совместно

вырабатывают цель, содержание, дают

оценки, находясь в состоянии

сотрудничества, сотворчества. Наиболее

интересным и доступным является

обучение в команде или группе.Особенности организации

групповой работы

деление класса на группы для решения конкретных учебных

выполнение полученного задания группой сообща под

непосредственным руководством лидера группы или учителя

(задания могут быть либо одинаковыми, либо

дифференцированными);

задания в группе выполняются таким способом, который

позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад

каждого члена группы;

группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной

эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные

возможности каждого члена группы, в зависимости от

Руководители групп и их состав

подбираются по принципу объединения

школьников разного уровня знаний,

информированности по данному предмету,

совместимости учащихся, что позволяет

взаимно дополнять и обогащать друг друга.Подготовка к выполнению

группового задания.

Постановка познавательной задачи;

Инструктаж о последовательности работы;

Раздача дидактических материалов

группам.Групповая работа.

Знакомство с материалами, планирование работы в

Распределение заданий внутри группы;

Индивидуальное выполнение задания;

Обсуждение индивидуальных результатов работы в

Обсуждение общего задания группы (замечания,

дополнения, уточнения, обобщение);

Подведение итогов группового задания.

Заключение.Заключение.

Сообщение о результатах работы в группах;

Анализ познавательной задачи, рефлексия;

Общий вывод о групповой работе и

достижение познавательной задачи,

дополнения.Технология сотрудничества

Основными идеями обучения в сотрудничестве являются общность

цели и задач, индивидуальная ответственность и равные

возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование

лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность

означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника,

что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу.

Равные возможности означают возможность каждого ученика

совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также,

что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому

имеет шанс оценивать себя наравне с другими. Если одаренный

ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего

уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для

достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в

группе) будут оценены одинаково при условии, что в обоих случаях

каждый сделал, что мог.Технология сотрудничества

Обучение в сотрудничестве кроме решения

познавательной, творческой цели,

предусматривает решение психолого-

социальной - в ходе выполнения задания

формируется культура общения. Обучение в

сотрудничестве предусматривает все уровни

общения: деятельность - взаимодействие -

общение - контакт (по А.А.Леонтьеву).

Практически это обучение в процессе

общения, общения учащихся друг с другом,

учащихся с учителем, в результате которого и

возникает столь необходимый контакт.три основных принципа:

Награда (группа получает одну на всех в виде

бальной оценки, какого-то сертификата,

значка отличия, похвалы и т.д.);

Индивидуальная ответственность (успех и

неуспех команды зависит от удач или неудач

каждого);

Равные возможности (настоящие результаты

сравниваются с собственными ранее

Для проведения первого урока выберите класс наиболее

благоприятный для первого опыта.

Действуйте постепенно, начинайте с небольших фрагментов. В

начале выделите 1-2 задания, требующих после вашего

обычного объяснения работы в группе. Задания должны

предполагать знакомые умения, которыми хорошо владеют

ваши ученики.

На первых уроках класс разбивается на маленькие

гетерогенные (слабый, сильный; мальчик, девочка) группы по

2-3 ученика. Сами определите их роли: организатор - следит за

активностью каждого ученика; контролер - отслеживает

культуру общения, взаимопомощь; редактор - следит за

правильностью выполнения заданий; лидер - берет на себя

ответственность за всех партнеров по команде. В дальнейшем

Задания формулируйте четко, доступным для учащихся языком.

Если задание одно, то его можно записать на доске. Если

задания разные, то их лучше написать на отдельных листочках.

Перед выполнением заданий в группе четко сформулируйте

цель, не только познавательную, но и социальную.

Если ваш ученик работает в группе охотно, продуктивно, то не

старайтесь его хвалить каждый раз. Дайте ему понять, что это

нормально. Поощрение получают все члены группы или не

получает никто. Оно должно быть для всех учеников

одинаковым. Поощрять школьников необходимо не только за

академические успехи, но и за психологические аспекты

общения. Не забывайте спрашивать, насколько активно работал

Продумайте рабочие места детей. Они должны быть так расположены, чтобы

учащиеся могли свободно общаться.

Работа в малых группах возможна на каждом этапе урока: в ходе контроля

знаний учащихся, изучения нового материала, закрепления. Например, при

изучении внутреннего строения птиц учитель разбивает класс на группы,

каждой группе предлагает самостоятельно изучить строение и функции одной

из систем внутренних органов пернатых, а затем просит выступить экспертов

от каждой группы и объяснить строение изученной системы органов. В ходе

ответов экспертов все остальные ученики класса делают краткие записи

основных моментов их рассказа. Другой пример. При изучении

моногибридного скрещивания учитель объясняет новый материал, а затем на

закрепление предлагает ученикам поработать в группах. Все группы получают

задание решить 1-2 задачи. Ход решения задачи объясняется каждым членом

группы и контролируется ею. В конце урока учитель дает индивидуальные

дифференцированные задания и проверяет, как школьники усвоили новый

материал. Оценки за выполнение заданий суммируются, и определяется

Во время групповой работы педагог

выполняет разнообразные функции:

контролирует ход работы в группах,

отвечает на вопросы, регулирует споры,

следит за порядком и в случае крайней

необходимости оказывает помощь

отдельным учащимся или группе в целом.

Лекция беседа

Лекция - беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции - беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей слушателей.

Беседа как метод обучения известна еще со времен древнегреческих мыслителей. Это самый простой способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте сторон. Эффективность лекции-беседы в условиях группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого учащегося вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления слушателей.

Участие слушателей в лекции - беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачивание учащихся вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности учащихся по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории, слушатели отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из слушателей не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому слушателю, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала.

Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Слушатели, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла учащимися.

Во время проведения лекции - беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления учащихся.

Лекция - дискуссия

В отличие от лекции - беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. В качестве примера можно привести практическое занятие по дисциплине «Пожарная профилактика» со слушателями Нижегородского учебного центра ФПС (приложение 1 ).

Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и учащихся, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых слушателей. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Так же можно предложить учащимся проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции - дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает слушателям коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Положительным в дискуссии является, то, что учащиеся согласятся с точкой зрения преподавателя с большой охотой, скорее в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда преподаватель лишь указывает на необходимость принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Данный метод позволяет преподавателю видеть, насколько эффективно учащиеся используют полученные знания в ходе дискуссии.

Отрицательное же то, что слушатели могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Учащиеся в этом случае могут укрепиться в собственном мнении, а не изменить его.

Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

Лекция-визуализация

Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Лекция вдвоем

В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п.

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. При представлении двух источников информации задача студентов - сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.

Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподавателя над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.

Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

Лекция-пресс-конференция

Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.

Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Лекция-беседа

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

Лекция-дискуссия

В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения осуществляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

Лекция с разбором конкретных ситуаций

Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.