Правовые основы социальной защиты военнослужащих. Формы и методы защиты прав военнослужащих и членов их семей в войсках

Подавляющая часть мужского населения нашей страны рано или поздно сталкивается в своей жизни с военной службой. Кто-то идет на военную службу по призыву – отдавать долг своей родине, кто-то поступает на учебу в военное учебное заведение, по окончании которого становится офицером, а для кого-то военная служба становится постоянным родом деятельности, в соответствии с условиями заключенного контракта. С момента принятия военной присяги гражданин становится специальным субъектом правоотношений – военнослужащим, на которого распространяются нормы специального законодательства РФ, к которым относятся: Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, Приказы Министра Обороны РФ, Общевоинские Уставы и многие другие нормативно-правовые акты. К сожалению, военнослужащие, особенно проходящие военную службу по призыву, как правило, находятся в положении, существенно ограничивающем их права и законные интересы. В ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации прямо указано: «Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами». Однако, это вовсе не означает, что военнослужащий должен подвергаться унижению человеческого достоинства, физическому и психическому насилию. Тем не менее, различные виды преступлений, совершаемых военнослужащими, составляют значительную долю всех совершаемых преступлений, и занимаются расследованием уголовных дел в отношении военнослужащих специально созданные для этих целей следственные органы в составе военной прокуратуры.

Преступления против военной службы содержатся в главе 33 Уголовного кодекса РФ. Необходимо отметить, что указанная глава охватывает преступления, совершаемые военнослужащими исключительно в мирное время. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время, либо в боевой обстановке, устанавливается законодательством РФ военного времени.

Наиболее распространенными преступлениями главы 33 УК РФ, в которых, как правило, принимает участие адвокат по преступлениям против военной службы являются преступления, предусмотренные: ст. 335 УК РФ «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности»; ст. 337 УК РФ «Самовольное оставление части или места службы»; ст. 338 «Дезертирство».

Сущность преступления, предусмотренного ст. 335 УК РФ, полностью изложена в самом названии статьи. Существуют правила взаимоотношений между военнослужащими, равными по воинскому званию и воинской должности, которые установлены положениями Устава Внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Нарушение этих правил, связанное с унижением чести и достоинства, или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием, лечет за собой уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до трех лет. То же деяние, совершенное в отношении двух и более лиц, в составе группы лиц, с применением оружия или с причинением средней тяжести вреда здоровью, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Если же деяние повлекло за собой тяжкие последствия (тяжкий вред здоровью, причинение смерти по неосторожности, доведение потерпевшего до самоубийства и т.д.), то максимальный размер наказания увеличивается до десяти лет лишения свободы. Если вышеуказанные действия совершаются лицом, старшим по воинскому званию или должности, начальником в отношении подчиненного, то такое лицо подлежит ответственности за должностное преступление, предусмотренное ст. 286 УК РФ «превышение должностных полномочий». Адвокат по преступлениям против военной службы нередко сталкивается с определенными трудностями при участии в уголовных делах, расследуемых по ст. 335 УК РФ. Эти трудности связаны в первую очередь с ограниченным доступом к месту прохождения военной службы лицами рядового состава (воинские части расположены на закрытых территориях). Представляется практически невозможным производить опрос военнослужащих с их согласия с целью получения свидетельских показаний, истребовать необходимые документы, положительно характеризующие личность подзащитного и т.д. Поэтому адвокат по преступлениям против военной службы должен обладать специальными психологическими навыками, а также знаниями особенностей военной службы, чтобы при необходимости установить рабочий контакт с должностными лицами командного состава воинской части, органом дознания, с целью создания соответствующих условий для получения необходимых доказательств.

По статье 337 УК РФ к уголовной ответственности привлекаются военнослужащие, которые самовольно оставили часть или место службы, а равно не явились в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения. При этом наказание увеличивается соразмерно времени самовольного отсутствия военнослужащего в части или по месту его службы. Так, для военнослужащих по призыву наказание составляет: при отсутствии свыше двух суток, но не более десяти суток - арест на срок до шести месяцев или содержание дисциплинарной воинской части на срок до одного года; свыше десяти суток, но не более одного месяца – максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет; свыше одного месяца – лишение свободы на срок до пяти лет. Для военнослужащих-контрактников уголовная ответственность начинается при сроке отсутствия на службе свыше десяти суток при аналогичных видах и размерах наказания. К статье имеется примечание, согласно которому военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности если его деяние явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. На практике к таким обстоятельствам, как правило, относятся: тяжелая болезнь или смерть близких людей, и (или) издевательства, побои и унижения со стороны старослужащих (так называемая «дедовщина»).

В следственной практике нередки случаи, когда при длительном периоде отсутствия военнослужащего за пределами воинской части (места службы) – сроком свыше двух и более месяцев, его действия ошибочно квалифицируются по более тяжкой статье - ст. 338 УК РФ «дезертирство», наказание по которой предусмотрено до семи лет лишения свободы, а если военнослужащий оставил часть (место службы) с оружием – то и до десяти лет лишения свободы. В таких случаях опытный адвокат по преступлениям против военной службы должен прекрасно понимать, что разница между самовольным оставлением части (места службы) и дезертирством заключается не только в сроках пребывания военнослужащего вне службы, как необоснованно могут полагать органы следствия, а первую очередь – в субъективном отношении военнослужащего к своим действиям. Иными словами, если военнослужащий прямым текстом не заявит в ходе допроса о том, что он желал уклониться от военной службы вовсе, поскольку, например, военная служба несовместима с его представлениями о полноценной жизни мужчины, то следователю будет затруднительно квалифицировать действия военнослужащего как дезертирство. В этом и заключается первоочередная задача адвоката по преступлениям против военной службы – не допустить такого вынужденного «признания» своего подзащитного, обосновать необходимость нахождения военнослужащего за пределами части тяжелыми жизненными обстоятельствами, а при наличии соответствующих оснований и условий – настаивать на прекращении уголовного дела, в связи подпаданием ситуации подзащитного под «оправдывающее» примечание к ст. 337 УК РФ.

Помимо совершения специализированных преступлений, предусмотренных главой 33 УК РФ, военнослужащие могут совершать любые другие преступления, характерные для обычных граждан. Обычно это происходит, когда военнослужащий, временно не исполняет сои служебные обязанности, например: находится в увольнении, в отпуске, на лечении. В любом случае, о каком бы преступлении не шла речь, взять создавшуюся ситуацию под контроль можно только, если нанять адвоката по преступлениям против военной службы. Адвокат, который участвует в уголовных делах со специальным субъектом – военнослужащим, должен, как минимум, иметь представление об особенностях прохождения военной службы, а как максимум (в самом идеальном варианте) – иметь опыт расследования (рассмотрения) преступлений против военной службы, то есть иметь практический опыт работы либо в органах военной прокуратуры, либо в военном суде. В адвокатском бюро «Ошеров, Онисковец и партнеры» такие специалисты, знающие о подобных преступлениях не понаслышке, есть. Наши адвокаты смогут оказать услуги по защите военнослужащих на высоком профессиональном уровне. Конечно же, для многих военнослужащих, особенно призывников, первоочередным вопросом является, какова стоимость услуг по защите военнослужащих. Адвокаты Адвокатского бюро «Ошеров, Онисковец и партнеры» в определении размера вознаграждения исходят из сформировавшегося правила о том, что цена услуг должна зависеть от таких факторов, как: сложность и продолжительность расследования, объем производимых адвокатом работ, а также должно учитываться материальное положение доверителя. Для выяснения обстоятельств дела, доверителю рекомендуется встретиться с адвокатом, изложить ему обстоятельства произошедшего, предоставить для ознакомления копии процессуальных документов. Только тогда адвокатом может быть вам предоставлена полноценная юридическая консультация по преступлениям против военной службы. Для того, чтобы нанять адвоката по преступлениям против против военной службы, вы можете позвонить по телефонам, указанным на сайте, и договориться с адвокатом о встрече в Москве, для заключения соглашения об оказании квалифицированной юридической помощи. Наше адвокатское бюро предоставляет военнослужащим услуги адвоката по защите военнослужащих любых разновидностей, и на любых стадиях уголовного процесса. Информацию о том, какие услуги предоставляются в нашем бюро, и какая примерная стоимость данных услуг, вы сможете найти на нашем сайте. Несмотря на то, что Москва – это город, в котором свои услуги оказывают многие адвокаты, далеко не все из них в состоянии оказать качественные услуги по защите военнослужащих, поскольку такая разновидность защиты требует глубоких познаний и серьезного практического опыта.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ЗАЩИТА ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А. БЕЗНАСЮК, А. АБАБКОВ
А. Безнасюк, председатель Военного суда Московского военного округа, генерал - лейтенант юстиции, доктор юридических наук.
А. Абабков, судья Военного суда Московского военного округа, подполковник юстиции, кандидат юридических наук.
Анализ конституционных положений и отдельных норм Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" позволяет утверждать, что военнослужащий обладает равными с любым гражданином правами, которые могут быть ограничены только в рамках требований военной службы и на строго законном основании. Закрепление за военнослужащим конституционного статуса гражданина и сведение ограничения его гражданских прав к необходимому для функционирования и эффективности Вооруженных Сил минимуму является важнейшим принципом всей системы военного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, законодатель предусмотрел органичное сочетание служебных задач и гарантированности для военнослужащих основных гражданских прав.
Объективно обоснованные ограничения военнослужащих, в том числе на труд, передвижение, отдых и т.д., вытекающие из смысла воинской присяги и уставов, должны компенсироваться предоставлением им определенных льгот и гарантий. При этом важно не допускать противозаконных лишений и ограничений прав и свобод военнослужащих.
В целях защиты, а также восстановления прав и свобод военнослужащих Конституция РФ и действующие на ее основе федеральные законы предусматривают систему гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи.
Важным инструментом охраны прав военнослужащих, одной из организационно - правовых гарантий их защиты является право на подачу обращений (заявлений). В настоящее время военнослужащий для защиты своих прав может воспользоваться помощью различных органов: административных, судебных, органов военной прокуратуры, а также Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Несмотря на определенные преимущества административного порядка защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих, связанные в первую очередь с возможностью более оперативного устранения нарушений законности и применения надлежащих мер взыскания к виновным должностным лицам, ведущая роль в утверждении принципа верховенства права принадлежит судебной власти.
Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" были значительно расширены пределы судебного контроля, предусмотрена возможность обжалования нормативных актов; а также действий органов управления и должностных лиц.
Гражданину, в том числе и военнослужащему, было предоставлено право самому решать вопрос о направлении заявления (жалобы) в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, причем подача жалобы в суд не обусловлена обязательным предварительным рассмотрением ее по линии административной. Таким образом, впервые законодательно был решен вопрос о порядке рассмотрения военными судами жалоб военнослужащих в случае ущемления их прав органами военного управления.
Анализ судебной практики по рассмотрению жалоб военнослужащих военными судами Московского военного округа в 1993 - 1998 гг. позволяет выявить определенную тенденцию. Суть ее в том, что вышестоящие в порядке подчиненности органы военного управления и воинские должностные лица фактически самоустраняются от возложенной на них обязанности рассмотрения жалоб военнослужащих по поводу нарушения их прав. Так, если в 1993 - 1994 гг. военнослужащие перед обращением с жалобой в суд в 75% случаев обжаловали те или иные действия воинских должностных лиц в административном порядке (т.е. по команде) и почти по 92% из них получали соответствующие разъяснения на свои обращения, хотя и с нарушением установленных законом сроков, то в 1996 году из 53% военнослужащих, которые предпочли первоначально обратиться с жалобами по команде, лишь 66% из них получили ответы на свои обращения, после чего использовали предоставленную им возможность для защиты своих прав в суде. В 1998 году около трети военнослужащих (36%) первоначально обжаловали неправомерные, по их мнению, действия воинских должностных лиц по команде и лишь каждый четвертый из них (28%) получил на свое обращение ответ от вышестоящих должностных лиц.
Из этого можно сделать вывод - многие должностные лица, на которых возложена обязанность принимать соответствующие меры по устранению допущенных нарушений прав военнослужащих, по существу, игнорируют необходимость ее выполнения и перекладывают проверку законности принятых решений на военные суды. Помимо затягивания в восстановлении нарушенных прав военнослужащих, такая позиция вышестоящего командования приводит и к значительным материальным потерям для Вооруженных Сил, связанным в случае удовлетворения жалоб военнослужащих с дополнительными выплатами для лиц, обратившихся в суды, индексацией присужденных им сумм, компенсацией морального вреда, возмещением судебных расходов и т.д.
После введения в действие Закона РФ от 27 апреля 1993 г. одной из основных сфер деятельности военных судов стало рассмотрение жалоб военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц.
Следует отметить, что количество поступающих в военные суды жалоб военнослужащих (в том числе лиц, уволенных с военной службы) неуклонно растет. Если в 1993 году, когда они впервые получили право на такое обжалование, военные суды рассмотрели около 3 тыс. жалоб военнослужащих, то в 1994 году - уже более 13 тыс., а в 1998 году - свыше 43 тыс. Всего же за шесть лет с жалобами в военные суды обратились около 95 тыс. военнослужащих (в том числе лиц, уволенных с военной службы).
Подавляющее большинство жалоб военнослужащих (около 81 тыс.) было удовлетворено, что свидетельствует о значительном количестве нарушений их прав.
За восстановлением нарушенных прав в военные суды обращались практически все категории военнослужащих, в том числе 29 генералов, свыше 70 тыс. офицеров, около 3 тыс. военнослужащих (сержанты и рядовые), проходящих службу по призыву.
Наибольшее количество жалоб военнослужащих, в том числе лиц, уволенных с военной службы, связано с необеспечением их положенными видами довольствия (денежного, вещевого и продовольственного) - около 80 тыс. (84% от общего числа жалоб); с увольнением (отказом в увольнении) с военной службы - 4213 (примерно 4,3%); с решением жилищных вопросов - 2080 (2,2%); с привлечением к материальной ответственности - 2009 (около 2,1%).
Изучение дел по жалобам военнослужащих показывает, что наиболее распространенными причинами нарушений их законных прав и свобод являются:
неправильное, зачастую произвольное толкование отдельными должностными лицами требований законов, а также руководящих документов министерств и ведомств Российской Федерации;
незнание или весьма приблизительное знание воинскими должностными лицами новых Законов "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" (кроме того, иногда и сознательное игнорирование указанных Законов при издании отдельных приказов, распоряжений, связанных с правами и обязанностями подчиненных);
отступление должностных лиц кадровых органов от требований, изложенных в действующем Положении о прохождении военной службы офицерским составом Вооруженных Сил;
несоответствие действующих нормативных актов закону и отсутствие механизма реализации правовых норм;
грубые нарушения процедуры увольнения военнослужащих, распределения жилья;
крайне несвоевременное обеспечение военнослужащих (в том числе и при увольнении с военной службы) положенными видами довольствия (зачастую отдельные компенсационные выплаты и пособия не выдавались по несколько лет).
При рассмотрении жалоб военнослужащих в судах выявляется неподготовленность части офицеров органов военного управления к компетентному и квалифицированному осуществлению своих служебных обязанностей, что приводит к большому количеству нарушений прав военнослужащих.
Наибольшую озабоченность вызывают факты игнорирования требований закона высшими должностными лицами, а также попытки оказания давления с их стороны на судей с целью повлиять на принимаемые судебные решения, дискредитировать деятельность суда.
В период 1994 - 1995 гг. военными судами Российской Федерации по большому количеству жалоб военнослужащих признавались незаконными неоднократные указания бывшего начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ о запрете производства различных выплат военнослужащим, предусмотренных конкретными нормами Закона "О статусе военнослужащих". На неправомерные действия этого должностного лица обращалось внимание руководства Министерства обороны РФ, а также ставился вопрос о привлечении его к уголовной ответственности за умышленное неисполнение судебных решений.
В ответ на такую позицию судебных органов названный начальник в 1996 году направил в подчиненные ему финансовые службы указание о приостановлении финансирования военных судов, в связи с чем на целый месяц была, по существу, парализована их работа. Военные суды были лишены средств на оплату почтовых расходов, возмещение расходов, понесенных участниками судебного процесса; на неопределенное время было перенесено рассмотрение нескольких сот уголовных и гражданских дел, в том числе в отношении подсудимых, содержащихся под стражей. В ряде судов были отключены телефоны и электроэнергия.
Лишь после вмешательства Председателя Верховного Суда Российской Федерации было принято правительственное решение по отмене незаконного распоряжения начальника названного Главного управления Министерства обороны РФ.
Парадоксально, но за эти свои противоправные действия указанное должностное лицо не было привлечено к какой-либо ответственности. По иронии судьбы, спустя всего полтора года этот уже бывший начальник сам обратился в военный суд Московского гарнизона с жалобой на... неправомерные действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с неправильным увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава Управления.
В судебной практике большое значение имеет проблема соотношения норм закона и подзаконных актов исполнительной власти. Суды исходят из того, что права и свободы граждан, провозглашенные Конституцией РФ (которая имеет прямое и непосредственное действие), а также установленные другими основанными на Конституции законами, не могут быть ограничены никакими ведомственными актами.
В связи с изменениями гражданского законодательства изменился и подход к рассмотрению жалоб военнослужащих о необоснованном привлечении их к материальной ответственности. Приказ Министра обороны СССР 1984 года N 85, которым было объявлено "Положение о материальной ответственности военнослужащих", может теперь применяться лишь в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации. В настоящее время положения данного Приказа о порядке привлечения военнослужащих к материальной ответственности устарели и не могут применяться, поскольку противоречат Конституции РФ.
Приведем типичный пример. Командир роты Ш. в судебном порядке обжаловал приказ командира войсковой части об удержании из суммы его денежного довольствия 2 тыс. рублей в счет возмещения обнаруженной в роте недостачи вещевого имущества. Принимая решение об удовлетворении жалобы Ш., военный суд гарнизона обоснованно применил положения ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, не допускающей возможности лишения граждан своего имущества иначе как по решению суда. Что касается "Положения о материальной ответственности военнослужащих", которым предусматривался внесудебный порядок удержаний из денежного довольствия военнослужащих за ущерб, причиненный государству, то оно противоречит установленному Основным законом страны новому порядку разрешения этих вопросов - судебному, в связи с чем применяться не может.
Конституционное положение о судебной защите имущества граждан в полном объеме распространяется и на случаи удержаний из средств военнослужащих денежных сумм для возмещения материального ущерба. Недоплата денежного содержания является не чем иным, как принудительным лишением военнослужащего и членов его семьи денежных средств, начисляемых ему в обязательном порядке на законных основаниях, которые в соответствии со ст. 10 Закона "О статусе военнослужащих" являются оплатой за его личный труд при прохождении военной службы.
В случае установления при административном расследовании размера материального ущерба и лиц, его причинивших, командир части должен предложить виновному в причинении ущерба добровольно возместить его. При нежелании же военнослужащего возместить ущерб в добровольном порядке командир должен направить материалы расследования в суд для производства денежного взыскания с виновного в соответствии с требованиями ст. 1064 ГК РФ и в порядке, предусмотренном ст. ст. 25 и 113 ГПК РСФСР.
В практике военных судов нередки случаи, когда отдельные должностные лица, наделенные властными полномочиями, из-за сложившихся неприязненных отношений с подчиненными мстят последним, злоупотребляя при этом своим служебным положением. Они принимают незаконные решения, ущемляющие права тех или иных военнослужащих, или представляют не соответствующие действительности материалы для последующего привлечения "виновных" военнослужащих к различным видам ответственности. Так, из представления военного комиссара г. Арзамас-16, послужившего основанием для издания приказа Командующего войсками Московского военного округа о понижении в должности офицера П., что им и обжаловалось в судебном порядке, усматривалось, что указанный военнослужащий характеризовался исключительно с отрицательной стороны, имел 12 неснятых дисциплинарных взысканий, в том числе два предупреждения о неполном служебном соответствии.
Суд, тщательно проверив характеризующие заявителя документы, пришел к выводу о том, что они являются необъективными и не соответствуют действительности. В служебной карточке П. имелось лишь одно неснятое дисциплинарное взыскание в виде "выговора" за недостатки в оформлении документов. Остальные же взыскания были сняты в установленном порядке и согласно ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ не должны были учитываться при написании представления и аттестации на П. В то же время ни в одном из документов, представленных военным комиссаром в кадровые органы штаба МВО, не были отражены 14 поощрений, объявленных П. за последние два года, в том числе за добросовестное исполнение служебных обязанностей, высокую исполнительность и безупречную дисциплину. В представлении на понижение П. в должности не были учтены и исключительно положительные аттестации заявителя за 17 лет службы в Вооруженных Силах на офицерских должностях, в том числе и периода службы в составе ограниченного контингента войск в Афганистане.
С учетом всех вышеприведенных обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о том, что у военного комиссара не имелось оснований для представления П. к понижению в должности по деловым и моральным качествам. Поскольку Командующий войсками МВО при издании приказа о переводе П. на нижестоящую должность руководствовался необъективными данными, то суд расценил данный приказ необоснованным и противоречащим закону.
Особую сложность в работе военных судов вызывает исполнение решений об удовлетворении жалоб военнослужащих.
В настоящее время на контроле в военных судах Московского военного округа находится 209 дел по жалобам 617 военнослужащих (в том числе лиц, уволенных с военной службы), связанных с неисполнением судебных решений, из них 73 - по решению жилищных вопросов заявителей.
Среди различных причин неисполнения судебных решений выделяются две основные. По делам, связанным со взысканием в пользу военнослужащих различных денежных выплат, решения не исполняются, как правило, из-за отсутствия на счетах войсковых частей денег и несвоевременного финансирования из государственного бюджета Вооруженных Сил. Решения судов, обязывающие лиц совершить определенные действия (отменить соответствующий приказ, заключить контракт, восстановить военнослужащего на военной службе и т.д.), не исполняются, как правило, из-за незнания или умышленного игнорирования требований закона об обязательном исполнении судебных решений должностными лицами, обязанными эти решения исполнить.
Подобные действия должностных лиц подрывают авторитет судебной власти, свидетельствуют о неуважении к суду. За шесть лет рассмотрения военными судами Московского военного округа дел по жалобам военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц по 9 из них суды возбуждали в отношении конкретных лиц уголовные дела по фактам умышленного неисполнения судебных решений.
По представлениям судов 27 воинских должностных лиц (командиры частей, начальники гарнизонов, военные комиссары) в связи с неисполнением ими судебных решений были отстранены от исполнения своих служебных обязанностей либо привлечены к дисциплинарной ответственности. Использовались и такие меры принудительного исполнения, как наложение штрафов на должностных лиц и обращение взысканий на имущество должника.
Можно констатировать, что военные суды становятся все более эффективным инструментом в деле защиты прав военнослужащих.
Недавно вступил в силу Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации", который, несомненно, послужит дальнейшему улучшению деятельности этого звена нашей судебной системы.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
ЗАКОН РФ от 22.01.1993 N 4338-1
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
ЗАКОН РФ от 27.04.1993 N 4866-1
"ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И
СВОБОДЫ ГРАЖДАН"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
"О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999)
Российская юстиция, N 8, 1999

Говоря о формах и методах защиты прав военнослужащих и членов их семей в войсках, прежде всего, необходимо исследовать такие правовые категории, как юридические гарантии прав и свобод и судебная защита прав и свобод военнослужащих.

Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в деятельности государ­ственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и самих военнослужащих.

Реализация прав и свобод военнослужащих может выражаться в форме пользования ими или в защите, восстановлении прав в случае их нарушения.

С целью обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и военнослужащих, Конституция предусматривает систему гарантий, включающую многообразные спо­собы и формы осуществления этой задачи.

Юридические гарантии - это закрепленные в законодательст­ве средства (способы), специальные меры, которые призваны непо­средственно обеспечить правомерную реализацию и защиту прав и свобод военнослужащих, удовлетворение их интересов, пользование благами, лежащими в основе того или иного права или свободы. Сре­ди юридических гарантий прав и свобод следует четко различать усло­вия, которые обеспечивают их правомерную реализацию (гарантии реализации прав), и условия их защиты (гарантии защиты прав). Юри­дические средства правомерного использования военнослужащими своих прав и свобод нацелены на создание оптимальных условий их реализации. Потребность же в защите права возникает, как правило, в случае его нарушения, возникновения препятствий на пути его ис­пользования и т.п. В число юридических средств защиты прав и сво­бод военнослужащих входят меры, направленные на выявление фак­тов правонарушений, меры защиты, меры юридической ответственно­сти, процессуальные формы правоохранительной деятельности.

Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Для осуществления этой функции при Президенте РФ была создана Комиссия по правам человека и Указом Президента РФ утверждено Положение об этой Комиссии, цель которой - усиление гарантий соблюдения прав граждан.

Велика роль депутатов органов местного самоуправления, субъектов Федерации и Федерального Собрания, которые, осуществ­ляя свою деятельность, обращают внимание должностных лиц и орга­нов управления на нарушения прав и свобод военнослужащих, в слу­чае поступления от них жалоб, предложений и заявлений.

В соответствии с Конституцией РФ меры по обеспечению за­конности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общест­венного порядка, борьбе с преступностью осуществляет Правительст­во РФ, одной из важных задач деятельности которого является созда­ние надлежащих условий для выполнения Вооруженными Силами РФ своей обязанности по охране государственного суверенитета и терри­ториальной целостности Российского государства.

Важным органом при Правительстве РФ является Комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с во­енной службы и членов их семей. В частности, Комиссия по социаль­ным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной служ­бы, и членов их семей является координационным органом, обеспечи­вающим согласованную работу федеральных органов исполнительной власти по решению социальных вопросов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

Согласно Конституции Российской Федерации введен новый институт защиты прав и свобод человека - Уполномоченный по пра­вам человека, о котором речь уже шла.

Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является су­дебная защита, которая в соответствии с Конституцией РФ гаранти­руется каждому гражданину, в том числе и военнослужащему.

Особое место в деле защиты прав и свобод человека и гражда­нина отводится Конституционному Суду. Согласно ФКЗ «О Консти­туционном Суде Российской Федерации» правом подачи индивиду­альной или коллективной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушены за­коном, примененном или подлежащем применению в конкретном де­ле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в законе. В отношении жалобы какие-либо особые требования ее оформления и подачи не устанавливаются. При обращении в Консти­туционный Суд военнослужащих речь в жалобе должна идти о законе, затрагивающем конституционные права и свободы военнослужащих, а также о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рас­смотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

В 1993 году был принят Закон РФ «Об обжаловании в суд дей­ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Этот закон расширил пределы судебного контроля, предусмотрев возможность обжалования нормативных актов, а также действий органов управле­ния. Гражданину предоставлено право самому решать вопрос о на­правлении жалобы в суд, либо в вышестоящий в порядке подчиненно­сти орган, причем подача жалобы в суд не обусловлена обязательным предварительным рассмотрением этой жалобы по линии администра­тивной. За гражданином закреплено право выбора суда либо по сво­ему месту жительства, либо по месту нахождения органа, должностно­го лица, действия которого обжалуются. Впервые законодательно ре­шен вопрос о порядке рассмотрения военными судами жалоб военно­служащих в случае ущемления их прав органами военного управле­ния.

Широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод военнослужащих. Гарантии такой защиты закреплены в Конституции РФ, предусматривающей, что военнослу­жащие, как граждане РФ, имеют право обращаться лично, а также на­правлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Юридической гарантией является охрана законом прав потер­певших от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию при­чиненного ущерба.

Наконец, в РФ гарантируется право на получение квалифици­рованной юридической помощи. В случаях, предусмотренных зако­ном, юридическая помощь оказывается бесплатно. Гарантиями реали­зации статуса военнослужащих являются также установленные ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В соответствии с данным федеральным законом правовая защи­та военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепле­ние в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гаран­тий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

Реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

Совершенствование механизмов и институтов социальной за­щиты указанных лиц;

Охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направлен­ные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужа­щих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возла­гается на органы государственной власти, органы местного само­управления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранитель­ные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с воен­ной службы, и членов их семей в соответствии с действующим зако­нодательством могут также содействовать общественные объедине­ния.

Контроль за исполнением вышеуказанных нормативно­правовых актов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, судами, органами военного управления. Надзор за исполнением законодательства о статусе воен­нослужащих осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчи­ненными ему прокурорами.

Защита прав и свобод военнослужащих и членов их семей явля­ется важной задачей в деятельности органов прокуратуры и, прежде всего, органов военной прокуратуры. Осуществляя общенадзорные мероприятия в войсках, военная прокуратура проверяет законность действий командиров, иных должностных лиц с точки зрения соблю­дения ими предоставленных военнослужащим прав и свобод, а также предусмотренных законодательством различных льгот и преимуществ.

Непосредственная обязанность по исполнению законов в ВС РФ возлагается на командиров. Командир является единоначальником и несет личную ответственность за все стороны жизни и деятельности вверенной ему части. Устав внутренней службы ВС РФ накладывает на командиров следующие обязанности: принимать меры к обеспече­нию правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уво­ленных с военной службы и членов их семей; поддерживать крепкую воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состоя­ние личного состава; принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава; обеспечивать твердый внутренний по­рядок в подчиненной части; организовывать материальное и медицин­ское обеспечение личного состава, создавать условия для развития технического и других видов творчества, культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, лично проводить беседы со своими подчиненными, вникать в их нужды, знать морально­психологическое состояние каждого. Выполнение этих и других ус­тавных обязанностей должностными лицами является необходимым условием создания высокой моральной атмосферы в воинских коллек­тивах и социальной защищенности каждого военнослужащего.

Контрольные вопросы:

1. Доложите кратко исторический путь развития института прав и свобод человека.

2. Доложите, что такое правовой, конституционный статус и что такое правовое положение?

3. Доложите, что относится к конституционным правам, свобо­дам и обязанностям? Перечислите конституционные личные права и свободы.

4. Доложите, в чем заключаются гарантии прав и свобод чело­века?

5. Доложите, какие политические права и свободы принадлежат гражданину РФ?

6. Доложите, какие социально-экономические и культурные права и свободы принадлежат гражданину РФ?

7. Доложите внутригосударственные и международно-правовые меры по защите прав и свобод человека.

8. Доложите, что такое юридические гарантии прав и свобод во­еннослужащих?

9. Доложите меры социально-правовой защиты военнослужа­щих и членов их семей.