Александр Запольскис: Южный газовый коридор - конкурент "Газпрома"? (11.06.2018). Европа не заметит «Южный газовый коридор. «Южный газовый коридор»: плюсы и минусы

Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул роль западных стран в поддержке «Южного газового коридора». Фото с официального сайта президента Азербайджана

То, о чем так долго говорили противники «Газпрома», свершилось. Азербайджан с помпой запустил вчера новый газопровод «Южный газовый коридор» (ЮГК), который по альтернативному маршруту доставит газ сначала в Турцию, а затем и в Южную Европу. Хотя объемы поставок азербайджанского газа значительно уступают российскому экспорту в Европу, наблюдателей впечатлило совпадение по срокам ввода этого проекта с ожидаемым выходом на берег «Турецкого потока» из России.

Уже в первой половине июня ожидается запуск в эксплуатацию знаменитого Трансанатолийского трубопровода (TANAP), по которому с востока на запад через всю Турцию пойдет в Европу газ с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз». А вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев на терминале рядом с Баку торжественно запустил первый газ в «Южный газовый коридор», частью которого и станет TANAP.

Газ будет доставляться в Европу через сложную систему коммуникаций общей протяженностью в 3500 км: ЮГК включает в себя расширение газопровода Баку-Тбилиси–Эрзурум, строительство TANAP и Трансадриатического трубопровода (TAP). Газ пройдет из Азербайджана в Грузию, Турцию, Грецию, Болгарию и Албанию – и до Италии. Ожидается, что 6 млрд куб. м ежегодно по этой системе будет получать Турция, а 10 млрд пройдут дальше для европейцев.

Вчера президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил обращение по случаю запуска первого этапа проекта «Южный газовый коридор», он назвал проект важным примером регионального сотрудничества. А Ильхам Алиев поблагодарил США, Великобританию и ЕС за политическую и экономическую поддержку проекта.

Совместная декларация о «Южном газовом коридоре» была подписана Азербайджаном и Еврокомиссией в 2011 году, но совпало так, что его запуск пройдет всего неделями позже подписания «Газпромом» и правительством Турции протокола о второй – транзитной – нитке «Турецкого потока», газ в которой предназначен для того же южного региона Европы (см. ).

Очевидно, напрашивается сравнение двух проектов (изначально создание ЮГК было очень политизировано и рассматривалось как важный объект противостояния «газовой гегемонии России в Европе»).

Напомним, что первая нитка строящегося «Турецкого потока» предназначена для поставок в саму Турцию, а вот вторая предназначена для дальнейшей прокачки в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Мощность российской трубы больше, по каждой нитке можно прокачать до 15,7 млрд куб. м газа в год. ЮГК принесет в Европу только 10 млрд ежегодно.

Но «поток» только строится, перспективы сбыта еще совсем не определены. Для поставок по балканскому маршруту надо строить еще один трубопровод, 100 км между Болгарией и Сербией. А вот глава TANAP Салтук Дюзйол сообщал, что у его организации уже есть договоры по транспортировке газа на 15 лет вперед. Проект «Южный газовый коридор» одобрен Евросоюзом. Он активно поддерживается западными странами. Правда, ЮГК тоже готов не целиком, Трансадриатический газопровод (TAP), как ожидается, будет построен к 2020 году.

Для бизнеса «Газпрома» создание конкурента «Турецкому потоку», конечно, не несет прямого ущерба. В 2017 году из РФ Европа получила 193 млрд куб. м газа, это около 37% от общего объема. Однако символическое значение конкурентной трубы велико, особенно если позже к поставкам через нее подключатся Казахстан и Туркмения.

Создание ЮГК требует огромных инвестиций. По данным Natural Gas Europe, объем общих инвестиций в проект составляет около 40 млрд долл., в том числе TANAP стоит 9,3 млрд, TAP – 6 млрд, вторая стадия разработки «Шах-Дениза» и расширение Южнокавказского газопровода – 23,8 млрд.

Глава аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов считает, что, учитывая объем инвестиций в строительство по сложному маршруту «коридора», его участники вряд ли предложат европейским потребителям лучшие условия, чем «Газпром». «Можно предположить, что, участвуя в проекте «Южного коридора», Турция страхуется от форс-мажора по «Турецкому потоку». У Европы хватает своих забот, и вряд ли она простимулирует строительство новых ниток этого коридора, создавая реальную угрозу доле «Газпрома» в поставках в ЕС», – сказал «НГ» Крылов. По мнению эксперта, реализация проекта, о подготовке которого говорили так долго, сейчас стала возможна из-за увеличения спроса на газовый транзит в страны Средиземноморья и Центральной и Восточной Европы.

«Проект «Южного газового коридора» не станет ограничителем для поставок «Газпрома». Напротив, при определенном сценарии развития событий правые в Италии добьются интеграции всего Средиземноморья в единый экономический организм, в голубых венах которого потечет и российская газовая кровь».

Завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин не согласен, что «коридор» – это некая страховка для Турции на случай, если сорвется российский поток. «Это не так, ведь решение по ЮГК было принято раньше «Турецкого потока», – считает Кулагин. В «совпадении» по срокам запуска «потока» и «коридора» Кулагин не видит ничего странного. По его мнению, запуск «коридора» осуществляется согласно плану разработки месторождений. Да и в Европе растет потребность на фоне снижения собственной добычи. Эксперт также не думает, что участники «коридора» предложат европейским потребителям лучшие условия, чем «Газпром», что привело бы со временем к тому, что Европа стимулировала бы строительство новых ниток ЮГК, создавая реальную угрозу доле «Газпрома» в поставках в Европу.

«Затраты по ЮГК выше, чем у «Газпрома». Строительство новых веток зависит от наличия и стоимости газа, а с этим в отличие от «Газпрома» есть проблемы», – сказал «НГ» Кулагин.

«Южный газовый коридор» не сможет стать ограничителем для экспортных поставок «Газпрома», считает эксперт. «Этот проект учитывался в планах. Да, он отчасти будет конкурировать с российским газом, как и другие поставки. Но это все было ожидаемо. Частично проект компенсирует падение собственной добычи в Европе и рост спроса в отдельных странах, но и ниша для российского газа остается большой», – говорит Кулагин.

Турция постепенно превращается в газовый хаб: спустя меньше месяца после завершения прокладки первой нитки «Турецкого потока» для российского газа запущена первая очередь другого газотранспортного маршрута — «Южного газового коридора» (ЮГК). По нему в сторону Турции, а затем и ЕС потечет уже азербайджанский газ.

Сам ЮГК будет представлять собой разветвленную сеть газопроводов, состоящую их расширенного Южнокавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), турецкого трубопровода TANAP (Трансанатолийский газопровод) и европейский TAP (Трансадриатический газопровод). Общая протяженность всех частей ЮГК составит 3500 км от Баку до юга Италии через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию.

По этому маршруту в Европу будет идти газ с шельфового месторождения Шах-Дениз. Стоимость проекта оценивается более чем в $40 млрд. Предполагается, что на первом этапе объем поставок азербайджанского газа по новому маршруту составит 16 млрд кубометров в год, из которых 10 млрд куб. м. придется на Европу, а впоследствии вырастет до 31 млрд кубометров.

Шах-Дениз — одно из крупнейших в мире газовых месторождений с запасами газа более 1 трлн кубометров. Первая стадия проекта уже запущена, в прошлом году экспорт составил 7,3 млрд кубометров. В ближайшие дни планируется завершить подготовку к старту добычи в рамках второй стадии. Оператором проекта является британская ВР (ей принадлежит 28,8%). Другими участниками являются Petronas (15,5%), SOCAR (16,7%), TPAO (19%), NICO (10%) и российский (10%). Стоимость второй стадии составляет почти $24 млрд, а предполагаемый объем добычи — 16 млрд кубометров в год.

Президент Азербайджана Ильхам , присутствовавший на территории запуска на Сангачальском терминале близ Баку, отметил, что сейчас в проекте участвуют семь стран — Азербайджан, Грузия, Турция, Греция, Болгария, Албания и Италия, присоединиться к нему планируют также Босния и Герцеговина, Хорватия и Черногория. Во время церемонии Алиев запустил первый газ. Он пойдет в турецкий трубопровод TANAP (Трансанатолийский газопровод) и далее в европейский TAP (Трансадриатический газопровод).

«Азербайджанский газ является новым источником поставок газа в Европу, и реализацией ЮГК мы заново составляет энергетическую карту континента», — подчеркнул Алиев.

Стоит подчеркнуть, что пока другие части ЮГК не готовы. TANAP планируется ввести в эксплуатацию 12 июня, сообщал ранее министр энергетики и природных ресурсов Турции . А Трансадриатическая труба должна быть достроена только к 2020 году.

Проект изначально был призван повысить безопасность поставок газа в Европу, составить конкуренцию российским трубопроводным проектам «турецкий проект» и «Северный поток — 2» и снизить долю «Газпрома» на европейском рынке.

Эксперты полагают, что формально этот проект может усилить конкуренцию на европейском рынке газа, однако серьезно позиции «Газпрома» на этом направлении не потеснит.

Если считать, что конкуренция подразумевает определённую гибкость для покупателя и возможность выбора между поставщиками, то такой конкуренции здесь не появляется или она минимальна, отмечает аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» .

Газ с проекта «Шах-Дениз 2» будет поставляться в рамках долгосрочных контрактов, известно, что в цене есть и составляющая с нефтяной привязкой, то есть речь идет об обязательных (в рамках объема «бери-или-плати») закупках, поясняет эксперт. Речь, таким образом, может идти не столько о конкуренции в прямом смысле этого слова, сколько о диверсификации источника поставок для стран Южной Европы (Греции, Болгарии, Италии), добавляет он.

16 млрд кубометров — это менее 3% европейского газового рынка, включая Турцию, или в 12 раз меньше, чем продажи «Газпрома» в Европу, подсчитал директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Дмитрий .

Это гораздо более значимое событие для Италии, а также Турции и Болгарии, которые сильно зависят от российского газа — проект предлагает хоть какую-то, но альтернативу, рассуждает аналитик. Не менее значимо оно и для Азербайджана, где до недавнего времени главным единственным продуктом сырьевого экспорта была нефть: скорее всего, роль газа в мировом энергетическом балансе будет расти, поэтому экспорт газа — неплохой способ немного обезопасить себя от возможного падения спроса на нефть, возможного на длинном временном горизонте, добавляет Маринченко.

Спрос на газпромовской газ действительно может незначительно сократиться, однако «Газпром» по-прежнему будет иметь возможность управлять объемами, предлагая покупателям скидки и идя на прочие уступки.

То, что «Газпром» приветствовал последнее решение , которая обязала компанию по сути отказать от практики сегментирования рынка и ценовой дискриминации, говорит о том, что холдинг готов проявлять определенную гибкость, чтобы защитить свою долю рынка, добавляет он.

На прошлой неделе «Газпром» с турецким правительством подписали протокол о сооружении сухопутного участка второй нитки «Турецкого потока».

В дополнение к нему было подписано соглашение между «Газпромом» и турецкой Botas, где определены основные условия и параметры строительства этого участка трубы. Предполагается, что вторая нитка «Турецкого потока» (15,5 млрд куб. м в год) обеспечит транзит российского газа через Черное море до побережья Турции и далее до границы с .

В тот же день, 26 мая, глава Турции заявил, что турецкая Botas добилась от «Газпрома» скидки в 10,25% на газ, поставленный в 2015-2016 гг. и получит в качестве компенсации $1 млрд ретроактивного платежа.

В обилии газовых трубопроводных проектов в Средней Азии и Закавказье сегодня можно запутаться. Есть некий TAP - Транскаспийский газопровод, идущий от газовых месторождений Туркмении по дну Каспийского моря к Сангачальскому терминалу Азербайджана. Есть Южнокавказский газопровод из Баку, через Грузию, до Турции.

Потом есть TANAP - Трансанатолийский газопровод, тянущийся через всю Турцию до ее границы с Европой, где он становится началом двух других газовых труб - NABUCCO через Болгарию и снова ТАР (Трансадриатический газопровод) через Грецию, Албанию и Адриатическое море в итальянский город Бриндизи. Везде мелькают разные цифры объемов, разные сроки запусков и даже разные степени готовности.

Долгое время все перечисленное напоминало попытку поделить шкуру неубитого медведя. В основании всего стояло азербайджанское месторождение Шах-Дениз, газ из которого Баку хотел продавать в Европу напрямую, без российского посредничества. Интерес прочих стран читался прозрачно. Во-первых, Грузия видела в проекте возможность получения энергоносителей "не от Газпрома" (что сулило обретение «энергонезависимости»).

Во-вторых, транзитная труба в Турцию означала и транзитные платежи, мягко говоря, не лишние для экономики. Впрочем, турки рассматривали вопрос аналогичным образом. Часть газа - себе, часть - дальше на продажу в Евросоюз. И не только они. Точно также на "азербайджанскую трубу" смотрели греки и албанцы. А все вместе это называлось Южным газовым коридором.

На днях его даже торжественно запустили. 29 мая в Баку президент Азербайджана присутствовал на церемонии начала закачки газа в Южнокавказскую трубу (еще известную как Баку-Тбилиси-Эрзурум, БТЭ). Как было заявлено, ориентировочно к 12 июня текущего года процесс технологической подготовки будет закончен и первый азербайджанский газ начнет поступать в TANAP.

Тем самым обходящий Россию Южный газовый коридор, наконец, заработает, а значит, успехом увенчались усилия пула "маленьких стран" по преодолению российской газовой монополии и обретению своей геополитической субъектности. Экспорт энергоносителей по неподконтрольному Москве маршруту сулит возможности по расширению самостоятельности во внешней политике. В теории. Реальность, как всегда, оказывается намного сложнее.

Заявленного на конец 2017 года объема прокачки по БТЭ в 25 млрд. кубометров в год у Азербайджана все еще нет. Да и сам участок позволяет пропускать лишь 18,6 млрд. кубов. До максимума его доведут лишь в 2020 году. И то, вряд ли.

За весь 2017 год, при всех инвестициях в развитие месторождения Шах-Дениз, Азербайджан сумел добыть всего 10,2 млрд. кубометров газа, из которых способен поставить на экспорт не более 9 млрд. В то время как для загрузки TANAP в сочетании с желанием поставлять еще и как минимум 10 млрд. кубов в Европу, Баку необходимо иметь экспортную мощность не менее 27-32 млрд. кубов. В лучшем случае получится достичь отметки в 18 млрд. не ранее 2020-2022 годов.

Из этого следует, что предстоящие пять лет азербайджанского газа хватит лишь для обеспечения спроса Турции. Кому-то и этот результат может показаться успешным. В том смысле, что не столько для Баку, сколько для Анкары, ослабляющей зависимость от Газпрома. Но цифры говорят о другом. Из 50 млрд. кубов ее потребления 24-25 млрд. поставляет Россия. Еще 10 млрд. дает Иран. Остальное турки покупают, где получится. Именно наличие серьезного дефицита газа и послужило основанием согласиться на реализацию первой нитки "Турецкого потока", после окончания строительства которой из России придет дополнительно 15,75 млрд. кубов голубого топлива в год.

Но туркам не нравится, что их зависимость по газу от России достигнет 80%, чем поставит под контроль Москвы все дальнейшее развитие турецкой промышленности, в основе которого всегда лежит, прежде всего, энергия. И вот с этого места начинается интересно.

По заявлениям турецкой стороны до, как минимум, конца 2022-2023 годов получать от Азербайджана больше 6 млрд. кубов в год они не ожидают. При том, что хотели бы не меньше 10, а лучше 11 млрд. Но их нет, а значит через Грецию, Албанию и Адриатику прокачивать решительно нечего, и все заявления итальянцев насчет экологической угрозы есть просто политический пиар. Впрочем, на TAP газ еще теоретически найти можно, но на NABUCCO его не появится вообще никогда. Если, конечно, не рассматривать в качестве источника вторую ветку "Турецкого потока", разрешение на прокладку которого Турция тоже дала. Но эти дополнительные 15,75 млрд. кубов "русского газа" полностью отменяют основу концепции Южного газового коридора как важной альтернативной линии импорта энергоносителей в ЕС в обход РФ.

Понимая, что, при всем неприятии реальности другой альтернативы нет, ряд нефтегазовых ТНК пытается "найти" недостающий газ на другом берегу Каспия - в Туркмении. Формально любой проект там невозможен до окончательной демаркации акватории, процесс по которой идет, но от завершения еще далек. На практике же западные юристы думают, что нашли "зазор" позволяющий начать проектирование совместного азербайджано-туркменского проекта по прокладке Транскаспийского газопровода. Грузия заручилась поддержкой Еврокомиссии и выразила готовность финансировать начало проектных работ.

Интерес Туркмении к "вступлению" в ЮГК прост. В 2016 году закупку туркменского газа прекратила Россия, а в начале 2017 года Туркмения поссорилась с Ираном, в результате лишившись туда экспорта. В результате страна способна добывать 75-80 млрд. кубов газа в год, а продает всего 29,6 млрд. единственному покупателю - Китаю, который пользуется безвыходным положением Ашхабада и платит мало - всего 185 долл. за тыс. кубов. Падение экспортной выручки сильно ударило по доходам страны и вынудило правительство Туркмении значительно урезать социальные гарантии. Поступающих денег хватает только на обслуживание полученных от Китая кредитов.

Реализация ТАП позволит направить "имеющиеся излишки" через Южный коридор "на Запад". По первой ветке готовятся пойти 12-15 млрд., затем еще 15-16 млрд. по второй. Проект активно поддерживается банками ЕС и той частью европейской элиты, которой активно не нравится вынужденное сближение Евросоюза с Россией.

Теоретически туркменский газ может обеспечить как догрузку TANAP, так и потребности Трансадриатической части ЮГК. В перспективе даже потеснить "Газпром". А если смотреть совсем далеко и учитывать очень-очень долгосрочные планы (сегодня скорее просто мечты, хотя и не лишенные разумных оснований) Туркмении по удвоению своей добычи с западной помощью, Европа действительно может получить через Южный коридор (с учетом его расширения) примерно до 90 млрд. кубов газа, что составляет примерно 70-75% объема нынешних поставок "Газпрома" в ЕС. В теории.

Потому что на практике на ближайшие пять лет 6 млрд. кубометров это все, что через ЮГК способно пройти со стороны Туркмении. Следовательно, до европейской границы Турции они не дойдут совсем. В тоже время, в ближайшие три-четыре года будут введены в строй "Северный поток-2" и "Южный поток-2", что увеличит российский газовый экспорт в Европу со 155,9 (данные за 2017 год) до 226-227 млрд. кубов в год.

На этом фоне, даже если Азербайджану получится нарастить добычу хотя бы до 18 млрд., а Туркмения сумеет чудесным образом протянуть первую ветку по дну Каспия, то даже в этом случае до Европы дойдут от силы 22-24 млрд. кубометров, что составит от силы 10% от российских объемов. Дополнительные деньги поставщикам они, безусловно, принесут, но сколько-нибудь серьезно повлиять на общий баланс спроса и предложения на газовом рынке Европы они не смогут, особенно с учетом падения европейской добычи. Доминирование российского газа в Европе альтернативы не имеет.

2. Что представляет собой «Южный газовый коридор»?

«Южный газовый коридор» протянется на 3,5 тыс. км от Баку до юга Италии. Газ будет поставляться с гигантского месторождения Шах-Дениз на Каспии с запасами 1,2 трлн куб. м газа с перспективой вовлечения новых ресурсов, в том числе месторождений Туркменистана, Ирана, Ирака. Стоимость проекта оценивается примерно в $40 млрд.

Проект состоит из трех частей: Южно-Кавказского газопровода (South Caucasus Pipeline, SCP) Баку — Тбилиси — Эрзурум, идущего по территории Азербайджана и Грузии до границы с Турцией, Трансанатолийского газопровода (TANAP), идущего по территории Турции, и Трансадриатического газопровода (TAP), проходящего по территории Греции, Албании и Италии.

В 2017 году по SCP, который был запущен в 2006 году, Азербайджан поставил в Турцию 6,5 млрд куб. м газа. Теперь он расширен, так что пропускная способность выросла до более 20 млрд куб. м. Техническим оператором этого трубопровода является британская BP, которой принадлежит 28,25%, коммерческим оператором — азербайджанская госкомпания SOCAR (10%). У SCP еще несколько иностранных акционеров, среди них — российский ЛУКОЙЛ, владеющий 10%, который также участвует в разработке Шах-Дениза.

TANAP, контрольный пакет которого принадлежит SOCAR (58%), планируется запустить через две недели — 12 июня, а TAP — в 2020 году. По словам Алиева, Азербайджан заинтересован в увеличении поставок газа в Европу. «Это самый привлекательный для нас рынок», — отметил он, добавив, что подтвержденные запасы газа в Азербайджане оцениваются в 2,6 трлн куб. м.

3. Какие цели преследует новый проект?

Покупателями газа из «Южного газового коридора» в Европе станут девять европейских компаний, сказал президент Азербайджана. Это англо-голландская Shell, болгарская Bulgargas, греческая DEPA, немецкая Uniper, французская Engie, итальянские Hera Trading, Edison и Enel и швейцарская AXPO. Соглашения с ними привязаны к моменту выхода месторождения Шах-Дениз на проектную мощность. Так, максимальные объемы поставок Engie составят 2,64 млрд куб. м, Uniper — 1,45 млрд куб. м, AXPO — 0,96 млрд куб. м, говорится в материалах «Южного газового коридора».

«Трубопровод представляет собой важный инструмент диверсификации портфеля нашей компании и снижает зависимость AXPO от текущих цен. Кроме того, AXPO Trading AG будет продавать эти объемы газа с месторождения Шах-Дениз», — сообщил РБК представитель AXPO. Представитель Enel подтвердила РБК заключение контракта с консорциумом Shah Deniz на поставку газа в Италию на срок 25 лет. Представитель Shell от комментариев отказался, представители других партнеров консорциума пока не ответили на запросы РБК.

При этом «Южный газовый коридор» получил исключение из Третьего энергопакета, запрещающего производителям газа контролировать 100% газопровода в Европе: Еврокомиссия разрешила азербайджанской SOCAR заполнять газопровод собственным газом полностью.

4. Будет ли газ из «Южного коридора» конкурировать с российским?

Этот проект может стать конкурентом для «Газпрома» как в Европе, так и в Турции, хотя изначальные объемы поставок азербайджанского газа (10 млрд куб. м — для Европы и 6 млрд куб. м — для Турции) не такие большие, замечает эксперт по Каспийскому региону Игорь Ивахненко. В стратегическом отношении новая труба увеличит значимость Азербайджана не только как экспортера природного газа, но и как транспортера и транзитера газа через территорию Турции в западном направлении, добавляет старший научный сотрудник по энергетическим вопросам Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана, эксперт Оксфордского института энергетических исследований Гюльмира Рзаева. Поскольку пропускная способность трубы может достичь 31 млрд куб. м, это дает возможности SOCAR и ее партнерам в будущем транспортировать не только азербайджанский газ, но и газ из других стран, добавляет она.

Сейчас российский газ поставляется на турецкий рынок по газопроводу «Голубой поток» и Трансбалканскому коридору. Турция — второй после Германии по объему потребитель российского газа: в 2017 году она закупила 29 млрд куб. м газа (общий объем экспорта «Газпрома» составил 194,4 млрд куб. м). Сейчас российская газовая монополия строит новый газопровод «Турецкий поток» из двух ниток мощностью 15,75 млрд куб. м в год каждая. Первая его нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям (уже достроена), вторая — для снабжения стран на юге и юго-востоке Европы и будет завершена в конце 2019 года. Министр энергетики Александр Новак говорил в интервью телеканалу РБК 25 мая, что рассматривается два маршрута второй нитки газопровода — из Турции через Грецию в Италию или в Болгарию с последующей транспортировкой в Сербию, Венгрию и Австрию.

Однако глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова ранее говорила, что и азербайджанский, и российский газ найдет своего потребителя в Европе. «Европе в ближайшие десятилетия понадобится много природного газа, места на газовом рынке хватит всем. Вместо того чтобы по политическим мотивам превозносить инфраструктурные проекты одних поставщиков, а идеи других — заносить в черный список, следовало бы обеспечить равные условия для всех, создать среду справедливой конкуренции, о которой так любят рассуждать в Брюсселе», — отмечала она.

По прогнозу Wood Mackenzie, потребление газа в Европе увеличится с 541 млрд до 546 млрд куб. м к 2035 году, а IHS Markit прогнозирует увеличение спроса к этому времени до 572 млрд куб. м.

Доля «Газпрома» на рынке Европы в 2017 году выросла с 33,1 до 34,7%. К 2030 году доля компании может вырасти до 35-38%, говорил в феврале начальник департамента 123 «Газпрома» Кирилл Полоус.


5. Как будет развиваться проект?

Азербайджан намерен нарастить добычу природного газа на Шах-Денизе, а также подключить к проекту «Южного газового коридора» других игроков, в частности Иран и Туркменистан с разведанными запасами газа порядка 34 трлн и 10 трлн куб. м газа соответственно. Как говорил в 2017 году министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев, Азербайджан и Турция готовы использовать ЮГК для транзита газа из Ирака, Израиля и Кипра. Израиль и Турция сообщали, что могут построить в будущем газопровод, который свяжет израильское газовое месторождение «Левиафан» и TANAP.

В этом случае партнеры смогут поставлять по этому маршруту до 60 млрд куб. м ежегодно, отмечал вице-президент по инвестициям и маркетингу SOCAR Виталий Беглярбеков.

Главная опасность для российских проектов в Турции и Европе со стороны ЮГК — перспектива присоединения к нему Туркменистана, что пока невозможно из-за неопределенности статуса Каспийского моря, отмечает Ивахненко. Он напоминает, что в августе 2018 года предполагается подписать конвенцию о статусе Каспия с правом каждой из стран решать судьбу трубопроводной инфраструктуры в этом регионе. Это увеличивает шансы вхождения Туркменистана в ЮГК, а вслед за ним и других конкурентов «Газпрома». Тогда стоит ждать падения цен на газ в Европе. Однако пока себестоимость добычи газа на Шах-Денизе составляет $35 за 1 тыс. куб. м против $15 у «Газпрома», что делает газ «Газпрома» более конкурентным, указывает эксперт.

6. Как в результате изменятся цены на газ в Европе?

Владелец компании Lombie Gas Marketing & Trading Роман Мацаев полагает, что введение TAP в строй в 2020 году может снизить цены на газ в Европе на 3-5% к уровню текущих, что несущественно повлияет на показатели «Газпрома», но будет выгодно покупателям. На Дне инвестора в феврале «Газпром» прогнозировал среднегодовую цену за свой газ в Европе в 2018 году на уровне $220 за 1 тыс. куб. м.

​Расширение газопровода из Азербайджана в Европу может предполагать не только конкуренцию с «Газпромом», но и партнерство. В ноябре 2017 года «Газпром экспорт» и азербайджанская SOCAR подписали контракт по поставке российского газа в Азербайджан в объеме 1,6 млрд куб. м в год после 11-летнего перерыва в закупках.

Из-за обязательств по экспорту газа и падения добычи на Шах-Денизе Азербайджану не хватает газа на внутреннее потребление. О том, что страна может не справиться со взятыми на себя обязательствами, говорил в июне 2017 года зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. По его словам, TAP рискует быть недозагруженным, так как Азербайджан все больше газа закачивает в пласт для поддержания добычи нефти. «Ситуация, в которой построенная труба будет лежать незаполненной, — противоестественна. Теоретически в реализации проекта Poseidon (один из вариантов продления «Турецкого потока» в сторону стран южной Европы. — РБК ) было бы возможно использовать мощности газопровода TAP. Но мы здесь ни в коем случае не собираемся быть просителями. Тут голова должна болеть у владельцев газопровода TAP», — отмечал Медведев.

По мнению Ивахненко, подключение «Турецкого потока» к ЮГК теоретически возможно. Но пока существуют противоречия по точке входа российского топлива в этот газопровод. «Азербайджан предлагал, чтобы точка входа в трубу российского газа была на их территории, был также вариант подключения в Турции. Вхождение российского газа улучшило бы экономику проекта», — считает эксперт.​