Группировка по видам экономической деятельности. Способы группировки видов деятельности
способные повлиять на природу национального интереса: в частности, национальный интерес не связан с характером политического режима (22). Соответственно, внутренняя и внешняя политика обладают значительной автономией по отношению друг к другу. Напротив, с точки зрения представителей ряда других теоретических направлений и школ внутренняя и внешняя политика не только связаны друг с другом, но
способленными к борьбе со структурным кризисом своей экономики и имеют вполне реальные шансы уже в обозримом будущем перейти к более активному участию в мирохозяйственных связях. Темпы экономического возрождения и перспективы политической стабилизации в Африке во многом зависят от развития интеграционных процессов в различных регионах континента. Возобновление существовавших ранее и заключение
способные повлиять на природу национального интереса: в частности, национальный интерес не связан с характером политического режима (Morgenthau. 1948). Соответственно, внутренняя и внешняя политика обладают значительной автономией по отношению друг к другу. Напротив, с точки зрения представителей ряда других теоретических направлений и школ, внутренняя и внешняя политика не просто связаны друг
способом немецкий бизнес обходил таможенные и запретительные барьеры. Но это лишало государство таможенных доходов. До 1922 г., а по некоторым товарам до января 1923 г., Германия не имела права изменять свой таможенный тариф, действовавший в 1914 г. (то есть тариф 1902 г.). Единственным средством обойти это невыгодное ограничение было прямое регулирование импорта и экспорта. Для восстановления
способность масс населения внутри страны и одновременно сделал другие страны, которые поставляли продовольствие и сырье, активными потребителями английских товаров. Торговый баланс Англии, как и всех богатых стран, был очень пассивным. В 1913 г. дефицит баланса составил 135 млн ф. ст. До войны этот пассив был нормальным явлением и не заключал в себе никакой финансовой угрозы. Но в годы Первой
способности французской промышленности на мировых рынках. Но все же по экспорту авиатехники, локомотивов и вагонов Франция была на втором месте в мире. По экспорту автомобилей и химических продуктов - на третьем месте. По экспорту военной техники и вооружений - второе-третье место в мире. Из экспорта вооружений наиболее важными были военные корабли, самолеты, армейское вооружение. По объему
способность банка, т.е. способность в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам перед кредиторами - государством, банками, вкладчиками и др. В отечественной экономической литературе подчас смешиваются два понятия - ликвидность и платежеспособность коммерческого банка, что на практике приводит к отождествлению методов и способов управления ими. В международной практике
способно подорвать их глобальную роль и поставить под вопрос ее легитимность. Поведение, воспринимаемое в мире как произвол, может стать причиной прогрессирующей изоляции Америки и лишить ее если не потенциала самообороны, то возможности воспользоваться своей властью для вовлечения других стран в общие усилия по формированию более безопасной международной среды. Общественность в целом понимает,
способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов для народов и государств, для сохранения международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость
способствующих повышению заинтересованности субъектов Российской Федерации в максимальной мобилизации их финансовых ресурсов, оптимизации расходов и снижению дефицитов субъектов Российской Федерации. Формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ осуществляется нарастающим итогом на последнюю отчетную дату, предшествующую планируемому периоду, исходя из фактических
Необходимость в управлении возникает из кооперации и разделения труда в тех случаях, когда работа осуществляется многими лицами.
Организация – это распределение ролей, заданий, информации и других ресурсов, процессов, методов и технологий, коммуникации, ответственности и полномочий. Организаторская функция предполагает также распределение и внедрение процедур, призванных обеспечить выполнение задач организации. Организация имеет место в рамках любого учреждения или предприятия. Зафиксированное и формально закрепленное разделение труда по управлению оформляется в виде организационной структуры.
Для большинства управляющих-практиков организация как понятие означает сознательно формализованную структуру ролей или должностных обязанностей. Поэтому они считают, что они занимаются организационной работой, когда внедряют подобную структуру. Процесс организации напрямую связан с такими аспектами управления, как процесс, система, структура, технология, ресурсы.
Координация как функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению усилий объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях, участников выполнения того или иного задания. Координация обеспечивает взаимодействие различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация конкретно определяет, кто, что и когда делает, с кем и как взаимодействует, в каком порядке передает собственные результаты труда другим участникам деятельности и пользуется их результатами.
В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации.
В процессе реализации данной функции руководителями высших уровней часто осуществляется в основном лишь координация внешних связей в рамках отраслевого, регионального, муниципального управления.
В других случаях, например при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.
Основные приоритеты координации – согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость. Координация осуществляется с помощью организационных структур, а также посредством создания рабочих групп, информационных систем, назначения координатора.
Рабочая группа – это, как правило, временный коллектив, сформированный для решения конкретной краткосрочной проблемы с привлечением представителей различных служб. Достоинством такой группы является возможность ее формирования в сжатые сроки, что позволяет оперативно решать возникающие вопросы.
Координация посредством информационных систем предполагает обмен информацией внутри подразделений и между ними с помощью компьютерной сети. Такая информационная система позволяет составлять и распространять электронным способом отчеты, памятные записки, бюллетени и другие документы.
Координатор – это специальное должностное лицо, отвечающее за координацию деятельности различных служб. Такой вид координации особенно эффективен при взаимодействии центральных органов управления корпорации или учреждения с филиалами по отдельным проблемам организации в целом.
Совместная работа отдельных сотрудников, осознающих необходимость объединения усилий, будет наиболее эффективна только при четком понимании каждым из них своей роли в коллективных усилиях и того, как их роли взаимосвязаны. Это положение в равной степени верно и для коммерческого предприятия, и для правительственного учреждения. Создание и поддержание системы ролей осуществляется с помощью организационной функции управления.
Рационально осуществляемая организация должна включать:
наличие целей, постановка которых является задачей планирования;
четкое определение основных обязанностей или областей деятельности;
определенную свободу действий или полномочий, с тем чтобы индивид, действующий в данной роли, знал, что лично он может предпринять для получения желаемых результатов;
своевременное и достаточно полное обеспечение информацией.
Таким образом, организационная деятельность - это процесс группировки различных видов деятельности, необходимых для достижения поставленных целей, подчинение затем каждой группы управляющему, наделенному необходимыми для руководства данной группой полномочиями, и обеспечение вертикальной и горизонтальной координации в структуре предприятия. Разделение полномочий предполагает, чтобы каждый знал, кто и что должен делать и кто за получение каких результатов отвечает, а также создание коммуникационной сети для обеспечения процесса принятия решений.
Основные принципы рациональной организации как управленческой функции – это принцип единства цели и принцип эффективности.
Принцип единства цели. Организация деятельности людей в рамках того или иного предприятия или учреждения должна способствовать сотрудничеству индивидов в достижении целей данного предприятия или учреждения.
Применение принципа единства цели предполагает, разумеется, наличие ясно сформулированных целей предприятия. Какими бы ни были основные или производные цели, структура организации и ее деятельность должны оцениваться по степени достижения этих целей.
Принцип эффективности. Организация деятельности людей в рамках того или иного предприятия или учреждения должна обеспечивать высокую эффективность, т.е. достижение целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках (причем термин «издержки» понимается шире, чем обычные поддающиеся измерению затраты в рублях, человеко-часах и т.п.).
Различаются три вида организационной эффективности.
· Индивидуальная эффективность отражает уровень выполнения задач конкретными служащими или членами организации. Подлежащие выполнению задачи являются частью рабочего процесса или должностных обязанностей в организации.
· Групповая эффективность отражает уровень эффективности группы как единого целого.
· Эффективность работы всего предприятия или учреждения в целом определяется организационной эффективностью, которая является общим результатом деятельности всех работников и характеризуется синергетическим эффектом. Фактически основой существования организаций является их свойство выполнять больший объем работ, чем это возможно за счет разрозненных индивидуальных усилий.
Хотя финансовые или материальные показатели важны для определения эффективности организационной деятельности, в оценке эффективности принимают участие и нематериальные показатели, в частности, показатели, отражающие индивидуальное и групповое удовлетворение. Для сотрудника эффективная организация деятельности - это такая, которая не допускает потерь или ошибок и обеспечивает удовлетворение от работы, имеет четкие линии подчиненности и распределения ответственности, позволяет принимать участие в решении проблем, придает уверенность в будущем и предоставляет определенный статус и возможности для служебного роста, обеспечивает престижный уровень заработной платы.
Необходимо разумное применение принципа эффективности. Важно соотносить эффективность работы всей организации в целом и эффективность управления этой организацией. Рационализация работы управленческих подразделений не должна негативно воздействовать на конечные результаты работы организации в целом.
Эффективность может стать неопределенным и изменчивым критерием. Один управляющий определяет эффективность размерами прибыли, в то время как другой измеряет ее в таких понятиях, как конкурентоспособность, престиж в деловом мире или в глазах общественности, расширение предприятия. Или, например, президент компании, преследуя цели снижения себестоимости, завоевания рынка или получения прибыли, направляет ее деятельность по достижению поставленных целей такими методами, которые приводят к возникновению у подчиненных проблем морального характера, что в конечном счете наносит ущерб предприятию.
Какими бы критериями ни измерялась эффективность, принцип эффективности лежит в основе оценки любой организационной структуры. Выбор же подходящего критерия эффективности может вызвать известные трудности. Так, один человек может, например, подвергать критике дублирование работы в некоторых государственных учреждениях, а другой рассматривает это как необходимую защитную меру против опасностей, присущих чрезмерной концентрации власти. Президент компании может подвергнуться критике за слишком медленное осуществление организационных изменений, в то время как его медлительность может быть оправдана в плане самостоятельного уяснения подчиненными полезности подобных изменений и добровольного их принятия.
Процесс организации
Процесс организации должен быть последовательным и логичным. Выделяются следующие необходимые этапы осуществления организационной деятельности.
1. Установление общих целей предприятия или учреждения.
2. Формулирование производственных целей, планов и направлений работы.
3. Выявление и классификация видов деятельности, необходимых для их осуществления.
4. Группировка этих видов деятельности, исходя из максимально эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов.
5. Наделение руководителя каждой группы полномочиями, необходимыми для ее продуктивной работы.
6. Горизонтальная и вертикальная взаимоувязка этих групп через должностные связи и систему информационного обеспечения.
В процессе организации происходит разбивка на служебные подразделения. Процесс организации непрерывен, и вопросы, связанные как с отдельными видами деятельности, так и с их группировкой, решаются на всех уровнях управления одновременно.
Этот логический процесс отнюдь не означает, что специализация делает работу неинтересной, утомительной и неоправданно ограниченной. В самом процессе организаций нет ничего, что приводило бы к этому. В любой организации виды работ могут быть определены таким образом, что полностью ограничат свободу действий работников или, напротив, допустят максимально возможную свободу действий.
Диапазон управления
В каждой организации должно быть определено, каким количеством подчиненных может управлять руководитель. Управленцы-исследователи определили, что обычно такое число подчиненных колеблется от четырех до восьми на высших уровнях управления и от восьми до пятнадцати, а иногда и больше – на более низких уровнях. Наиболее серьезным симптомом негативного влияния плохой организации на диапазон управления служит несовершенное или нечеткое делегирование полномочий. Если управляющий должным образом делегирует подчиненному полномочия по выполнению четко поставленной задачи, то хорошо подготовленный подчиненный выполнит ее, отняв у начальника минимальное количество времени. Однако если полученное подчиненным задание невыполнимо или нечетко сформулировано или если подчиненный не обладает полномочиями для его эффективного выполнения, то в результате либо задание не будет выполнено вовсе, либо для его выполнения управляющий будет вынужден затратить чрезмерное количество времени, направляя и руководя действиями подчиненного.
На диапазон управления оказывает также влияние и то, насколько эффективно используется техника связи. Это прежде всего традиционные средства связи - телефон, факс, электронная почта, а также средства, обеспечивающие их эффективное и рациональное использование. Во многих передовых компаниях и государственных учреждениях мира нормой стало использование программного продукта Ьо1ш N0163. Его использование обеспечивает рационализацию всего документооборота, четкую согласованность действий всех подразделений и более рациональную координацию усилий конкретных исполнителей каждого отдельного проекта.
На диапазон управления влияет также и способность человека эффективно осуществлять взаимодействие в группе. В ходе исследований групп получен ряд интересных результатов. Данные результаты показывают, что наилучшей связеспособностью обладает группа, состоящая в среднем из пяти человек; при меньшем количестве членов в группе не возникает достаточного для связеспособности взаимодействия ее участников, а группы, состоящие из большего числа членов, подвержены тенденции к распаду на подгруппы. Как и следовало ожидать, в меньших группах индивидуальное удовлетворение участников полнее, нежели в больших. Исследования показали, что аналогичное положение существует и в области принятия решений. В группах из пяти человек они отнимают меньше времени, чем в больших группах. Вместе с тем результаты исследований свидетельствуют о том, что большая группа может обладать способностью к решению более разнообразных и более комплексных проблем в связи с вероятностью наличия в ней большего количества людей с различной специализацией. С другой стороны, исследования показали, что по мере увеличения группы усложняется координация и снижается согласованность действий, и прежде всего в тех случаях, когда проблема, над которой работает группа, не имеет четкого решения. Более того, исследования малых групп указывают на то, что с увеличением размеров групп требования к их руководителям становятся более жесткими и комплексными, а члены группы в скором времени начинают выступать за более целенаправленное, высокоструктуризованное руководство.
Уровни управления
Еще один вопрос, который приходится решать в разных организациях, прежде всего больших и средних, – это вопрос о количестве уровней управленческой иерархии. Устойчивой тенденцией последних лет стало стремление организаций разной природы к уменьшению количества уровней управления. Тому есть несколько объяснений.
Во-первых, наличие большого количества уровней управления обходится довольно дорого.
Во-вторых, наличие структурных уровней усложняет связи. На предприятии с большим числом уровней управления ознакомление с целями, планами и направлениями работы в масштабе всей организационной структуры значительно более затруднено, нежели там, где главный управляющий имеет прямые связи с рядовыми сотрудниками.
В-третьих, при большом количестве уровней управления затрудняется передача информации как сверху вниз, так и снизу вверх по служебной иерархии. По мере передачи информации вниз по служебной цепочке неизбежны ее потери и искажения.
Можно сказать, что уровни управления – это «фильтры», способные отслеживать лишнюю и нужную информацию, так как имеется прямая зависимость между количеством уровней управления и достоверностью информации. Иначе говоря, чем больше уровней управления, тем менее достоверна информация, дошедшая от ее источника до потребителя. И наконец, в-четвертых, наличие служебных подразделений и многочисленных уровней усложняет планирование и контроль. План, который на высших уровнях выглядит четким и полным, теряет свою скоординированность и ясность при разделении и проработке на низших уровнях. Контроль по мере увеличения уровней и роста числа управляющих также затрудняется.
В последние годы дополнительным фактором, ведущим к уменьшению количества уровней управления, стали новые информационные технологии. Если раньше непосредственная связь между верхним уровнем управления и нижним была затруднена из-за того, что первый руководитель в принципе не может осуществлять непосредственную коммуникацию со всеми сотрудниками, то теперь значительная часть информационных потоков может осуществляться в электронной форме, что делает возможным упрощение организационной структуры предприятий и учреждений.
Любая организация предполагает группировку видов деятельности. В коммерческих предприятиях имеются отделы сбыта, производственный отдел, отдел рекламы, маркетинга, бухгалтерия, плановый отдел и другие. В министерствах и ведомствах, в региональных и городских администрациях также имеются соответствующие структурные подразделения, выполняющие часть работы всей организации в целом.
Широкое распространение получила практика группировки видов деятельности в соответствии с функциями предприятия. Она включает все, чем обычно занимается предприятие. Основные функции коммерческого предприятия включают производство продукта или услуг, их реализацию и финансирование. Поэтому вполне логично группировать эти виды деятельности в рамках таких структурных подразделений, как отделы производства, сбыта и финансов. В то же время больницы не имеют отделов реализации; церкви - производственных отделов. Это не означает, что данные виды деятельности не имеют места, а лишь то, что они не специализированы или их важность незначительна и они объединены с другими видами деятельности.
Главное преимущество структуризации по функциям заключается в логичности данного метода. Это также и наилучший способ сделать так, чтобы основные направления деятельности предприятия находили поддержку у высшего руководства. Другое преимущество состоит в том, что структуризация по функциям следует принципу профессиональной специализации, способствуя тем самым повышению эффективности использования рабочей силы. Данный метод имеет преимущества и в том, что он упрощает профессиональную подготовку, повышает ответственность высшего управленческого персонала за конечные результаты выполнения той или иной функции, обеспечивает сосредоточение в его руках средств жесткого контроля.
Структурное деление по географическому принципу является довольно распространенным методом структуризации физически рассредоточенных предприятий. Основа этого метода заключается в том, что все виды деятельности предприятия на данной территории группируются и подчиняются управляющему. Территориальная структуризация особенно привлекательна для больших фирм или предприятий, деятельность которых рассредоточена.
Группировка видов деятельности на основе продукта или ассортимента продуктов уже давно применяется крупными предприятиями, выпускающими широкий ассортимент изделий. Структурная реорганизация на основе продукта допускает делегирование высшим управленческим звеном обширных полномочий по руководству производственной, сбытовой, вспомогательной и инженерной деятельностью, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов.
Группировка различных видов деятельности в соответствии с технологическим процессом или типом используемого оборудования весьма часто применяется на производственных предприятиях. Именно такой принцип берется за основу, когда деятельность объединяется в группах по покраске или электролизу, когда в одном заводском цехе сосредоточено только прессовое оборудование или автоматические станки. Рабочая сила и оборудование, таким образом, объединяются в рамках единого подразделения в целях выполнения конкретной производственной операции.
Широкое применение в анализе хозяйственной деятельности находит группировка информации, т. е. деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Группировка в анализе помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.
В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки. Типологические группировки применяются для выявления характерных и типичных взаимосвязей изучаемых процессов и явлений. Примером данных группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т. д.
Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, концернов, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направление поиска передового опыта, скрытых резервов.
Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. Особенностью данных группировок является то, что единицы совокупности группируются по факторному признаку, а каждая выделенная группа характеризуется средним значением результативного признака. Если с изменением факторного признака изменяется среднее значение результативного признака, то можно сделать вывод о наличии взаимосвязи между анализируемыми показателями.
По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной (когда признак количественно измерим). По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. По этапам построения выделяют группировки первичные и вторичные. Первичными называются группировки, построенные по первичным данным, полученным в процессе аналитического наблюдения. Вторичными называются группировки, построенные на основании первичной группировки без обращения к исходным данным.
Последовательность построения простой группировки для целей анализа хозяйственной деятельности предприятия включает следующие этапы:
1-й этап - сбор необходимых для анализа данных по всей совокупности изучаемых объектов
2 -й этап - ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку.
3 -й этап - выбор интервала распределения совокупности и деление ее на группы.
4 -й этап - определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам.
5 -й этап - анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый объект.
При построении комбинированных группировок приведенный алгоритм расширяется за счет повторения двух последних этапов.
При построении аналитических группировок важно правильное деление совокупности на группы, выбор количества групп и интервалов между ними.
Правильная группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное, типичное.
Группировка по секторам
Проводится с целью статистической характеристики, анализа и прогнозирования потоков Т и У, доходов и расходов, капитала и финансовых операций, а также для изучения поведенческих взаимоотношений между экономическими агентами. Обеспечивает изучение финансовых активов и пассивов ИЕ.
Сектор – это совокупность ИЕ (т.е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.
В соответствии с типами экономического поведения ИЕ объединяются в следующие секторы:
1) Предприятия по производству Т и У, кроме финансовых У (нефинансовые предприятия). Охватывает ИЕ, основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых У для реализации по ценам, возмещающим издержки производства, хотя в ряде случаев часть издержек может покрываться за счёт субсидий и дотаций из госбюджета.
2) Финансовые учреждения . Состоит из ИЕ, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию.
3) Государственные учреждения . Включает ИЕ, занятые предоставлением нерыночных У, предназначенных для коллективного потребления, а также перераспределением национального дохода и богатства.
4) НКО, обслуживающие домашние хозяйства . Охватывает ИЕ, занятые оказанием нерыночных У для особых групп домашних хозяйств (партии, профсоюзы и т.п.).
5) Домашние хозяйства . Охватывает индивидов и их группы как потребителей, а также предпринимательскую деятельность населения по производству продуктов и У, которую невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от домашнего хозяйства её владельца.
6) Остальной мир (внешнеэкономическая деятельность) . Охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны.
ОКВЭД состоит из 17 разделов:
A. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
B. Рыболовство, рыбоводство
C. Добыча полезных ископаемых
D. Обрабатывающие производства
E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
F. Строительство
G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
H. Гостиницы и рестораны
I. Транспорт и связь
K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
M. Образование
N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг
O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
P. Деятельность домашних хозяйств
Q. Деятельность экстерриториальных организаций