Что можно передать жестами 4. Как читать человека с помощью языка жестов. Михаил Жванецкий: - Непонятная штука

О многом может сказать при общении жестикуляция собеседника.

Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. Интересен тот факт, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, дополняет его, уточняет, а иногда замещает.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Ты у меня вот тут сидишь»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий, сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие,смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрузить пальцем, показать нос.

Жесты. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос,
что нужно для хорошего оратора, ответил так; «Жесты»,
В различных риториках, начиная с античных времен, значительное внимание было посвящено жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают». Кони обращает внимание значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Следует помнить о жестах, которые производят неблагоприятное впечатление. Если говорящий постоянно повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты (потирает лоб, кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу).Возможно они результат волнения говорящего.. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию.


В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические,эмоциональные, указательные, изобразительные и символические .

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Если понаблюдать за, журналистами, ведущими телерепортажи, то, часто мы видим, что они в такт речи делают ритмические движения рукой. Ритмические жесты акцентируют внимание на логическое ударение в речевом высказывании, на его замедлении или ускорении, подчеркивают место паузы, то есть то, что создаёт интонационный рисунок речи. Произнесите, например, пословицы: Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами. Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты. Речь говорящего часто бывает эмоциональной. Радость, восторг, печаль, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются не только в соответствующих словах и интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях и стали уже общеизвестными. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты Скажите, можно ли выполнить просьбу «Подай, пожалуйста, вон книгу», если она произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В такой ситуациях требуется указательный жест. Говорящий указательнвм жестом выделяет какой-то предмет, показывает место - рядом, наверху, там и т.п.. Способ выражения такого жеста может разниться. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), поворотом тела и др. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий крутит пальцем у виска, говоря: «У него не все дома», то понятно, о чем идет речь.

Бывают случаи, когда толкование жеста определяется ситуацией. Приведем пример. Идет лекция. Один из студентов, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Понятно, что он хочет узнать, сколько времени до конца лекции. Ели же лектору делают тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать».

Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить». Указательные жесты рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях (когда не желательно мешать речевым высказыванием), и тогда, когда есть предмет, вещь, на который можно указать.

Изобразительные жесты. А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите; «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать (толкование слову.: винтовая лестница - лестница, идущая cnupалью, винтообразно; рябь - незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает сам предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным. Изобразительные жесты появляются в случаях:1) если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; 2) если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); 3) если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические .

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает руками.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы сопровождая их ритмичными жестами: "Говорит, что воду цедит", "Строчит, как из пулемета" .

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто.

Произнося вторую пословицу, мы производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными .

Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь .

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: "Открой то окно", "Эту книгу не бери, возьми вон ту" , если они произносятся без жеста? Ответ будет один: "Нельзя!" В таких ситуациях требуется указательный жест . Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место -- рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования -- по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим). Указание рукой бывает наиболее точным и конкретным и поэтому обычно предпочитается во многих ситуациях. Этикет запрещает "показывать пальцем" (указательным), особенно на человека. Но указание на малый предмет, например, на слово в строке, с помощью указательного пальца не является отступлением от "правил хорошего тона".

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь -- слева, где сердце, говоря: "У него тут (жест) ничего нет" , то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке...

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора дает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: "Время истекло. Пора заканчивать лекцию" .

Наконец, этот жест может означать: "Поторопись! Настало время уходить" .

Изобразительные жесты

А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: "Что такое винтовая лестница и рябь на воде?" В ответ услышите: "Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)" . Задайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарное толкование: винтовая лестница -- лестница идущая спиралью, винтообразно; рябь -- незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания . Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным .

Изобразительные жесты появляются в случаях, если:

· не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

· одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

· необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты

Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест -- поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене , актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Передача КВН. представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.

Такие жесты условны и называются они символическими .

Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например:

· Скрещенные руки указывают на защитную реакцию.

· Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.

· Руки в боки - символ непокорности.

· Обхватить руками голову - признак неприятности или беды.

Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так,

· Существует жест предельности (категоричности) -- сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Ничего вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом .

· Жест интенсивности -- рука, сжатая в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно .

· Известен также жест отказа, отрицания -- отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

· Жест противопоставления -- кисть руки исполняет движение в воздухе "там" и "здесь". Жест сопровождает фразы: Пришли и молодые и старые; Нечего туда -- сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие .

· Жест разъединения, расподобления -- ладони раскрываются, "разъезжаются" в разные стороны, жест сопровождает фразы: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались .

· Жест объединения, сложения, суммы -- пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук. Такой жест используется при произнесении фраз: Они хорошо сработались; Очень они подходят драг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можно победить .

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь.

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают , который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.

Нужна ли при выступлении лектору жестикуляция?

Прислушайтесь к советам Д. Карнеги;

· не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным;

· не делайте порывистых, резких движений локтями;

· не делайте слишком отрывистых жестов;

· если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения;

· делайте только такие движения, которые выглядят естественно;

· если необходимо, заставьте себя пользоваться жестами, и вскоре они станут возникать естественно.

Вы сможете убедиться на своем опыте, что если вы свободно владеете текстом и увлеченно выступаете, то ваша жестикуляция и темп речи полностью синхронизируются, и со временем единство слова и жеста станет неотъемлемой частью ваших выступлений.

Выводы:

· Когда говорят о коммуникации, то, прежде всего, имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками… Передача информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.

· Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

· Существует вербальная и невербальная коммуникация.

· «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека».

· Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Жесты, мимика, интонации - важнейшая часть общения. Порой с помощью этих невербальных средств общения можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов

· Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный -- "словесный, устный" ) общения.

· Различают: механические, ритмические, указательные, изобразительные, символические жесты.

Глава 2

Экспериментальное исследование, посвященное жестам и их влиянию на межличностную коммуникацию

2.1.Организация и методы исследования

Данное исследование проводилось на базе образовательного учреждения НОУ СОШ «Росинка». В исследовании принимали участие ученики 8 класса и учителя школы.

В исследовании, посвящённому жестам и их влиянию на межличностную коммуникацию, нами были поставлены следующие задачи:

· изучение особенностей применения и понимания жестов, мимики, поз учащимися школы.

· Исследование взаимосвязи употребления наиболее значимых способов и видов невербальной коммуникации с уровнем (улучшением) самопрезентации уч-ся.

· Изучение коммуникативных особенностей уч-ся и преплдавателей школы «Росинка».

Для реализации поставленных задач исследования нами были использованы следующие методы и методики:

Метод наблюдения и самонаблюдения - включенное наблюдение за учащимися и педагогами школы «Росинка» по использованию жестов в общении (включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе, самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего) Использование плана наблюдения

Анкетирование - учащихся и преподавателей школы по итогам эксперимента и с целью сравнения мнения об использовании жестов учащимися и преподавателей школы с официальными источниками информации и специалистами по психологии (анкетирование – ответы на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты) Разработка анкеты

Свободное интервьюирование с целью выявления отношения к использования жестов в самопрезентации (свободное интервью (беседа) проводиться без заранее подготовленного опросника, определяется только тема беседы)

Тест «Является ли для вас язык жестов «говорящим»? Автор теста – С. Хромова. Цель: выяснить насколько знаком язык жестов и необходим ли он в повседневной жизни при общении. Тест представляет собой вопросник, включающий в себя 20 вопросов (в основном закрытых). Обрабатывается тест при помощи специального ключа.

Для реализации исследования мы предпринимали следующие шаги:

· Провели включенное наблюдение за учащимися и педагогами школы «Росинка» по использованию жестов в общении.

· Провели самонаблюдение в процессе общения со сверстниками и преподавателями.

· Сделали описательный анализ результатов наблюдения.

· Тестирование учащихся 7, 8, 9 классов .

· Сделали количественный и качественный анализ тестирования

· Провели анкетирование на базе эксперимента.

· Сделали обработку анкетных данных.

· Провели интервьюирование уч-ся и преподавателей школы.

· Сделали описательный анализ результатов интервьюирования.

· Написание первичных выводов (наиболее значимых результатов исследования). Разработка рекомендаций.

· Апробация результатов (подтверждение или опровержение гипотезы) – проверка рекомендаций на базе исследования. Игра «Пойми меня» (классный час в 8 кл.)

Написание окончательных выводов

2.2. Описание результатов исследования

При проведении исследования мы получили следующие результаты.

Результаты включённого наблюдения и самонаблюдения за учащимися и педагогами школа. Наблюдение проводилось на базе 8 класса.

Результаты наблюдения за учащимися:

· Во время ответов у доски не все используют жесты как вспомогательное средство коммуникации. Наиболее интенсивно жестикулируют – Дзуцева Д., Масалевич Л., Кущенко Н. Не всегда используют жесты – Хвостова К., Кузнецова Д., Живина М., Калпащикова С.

2. Вне учебной деятельности жесты используются чаще.

Результаты наблюдения за преподавателями:

· такие учителя как, часто используют жесты при объяснении нового материала. В общении друг с другом педагоги тоже используют жесты. В ходе беседы, мы выяснили, что многие применяют жесты совершенно не зная их значение и уместность применения.

Выводы:

· Учащиеся и педагоги знают о существовании жестов, но их значение и толкование не знают. Не знают и уместность их применения.

· Многие неосознанно используют жести как в повседневной жизни так ив деятельности.

Обработка данных результатов тестирования.

После проведения и обработки полученных результатов, мы пришли к следующим выводам:

· 12.5 % язык мимики и жестов совершенно непонятен и они никогда не задумывались над этим вопросом.

· 75 % задумывались над языком мимики и жестов, замечают его, пытаются изучить и понять. Они хотят знать правильное толкование значений жестов и научиться умело их применять.

· 12.5 % слышали, что - либо о жестах, когда – то читали литературу о жестах их значениях. Считают, что жесты играют большую роль при коммуникативном общении.

Анализ данных интервьюирования.

После проведёния интервьюирования можно сделать следующие выводы:

· Многие из педагогов знают, что существует некий язык жестов, но знают значения жестов всего 20 % опрошенных, понимать язык жестов могут только 25% . Многие неверно интерпретируют значение жестов. Считают. Что язык жестов важен и им надо умело пользоваться при общении.

· Среди детей 85 % опрошенных считают, что язык жестов не имеет никакого значения. Пользуются жестами неосознанно.

Вывод: необходимо знакомить с языком жестов и с их значением.

2.3. Словарик жестов.

Словарик жестов

Очень распространенный жест - "замок", который сразу же отражает внутреннее состояние закрытости человека различными способами: сцепляя руки, перекрещивая руки на груди, перекрещивая ноги - все это говорит о его эмоциональном напряжении в общении, он скован и закрыл себя.

Если отвечая на вопрос, ваш собеседник постоянно дотрагивается рукой до носа, то он, скорее всего либо сомневается, либо говорит неправду.

Прикрытие рта рукой или легкое касание рукой носа и рта - сокрытие истинных намерений, почесывание и потирание уха - человек уже не хочет слушать, что вы ему говорите.

Прикосновение к шее - сомнение, несогласие с тем, что вы говорите.

"Как мне все это надоело!". Если человек использует такой жест, говоря неправду, он избегает вашего взгляда и смотрит вниз. Этот жест может также служить сигналом раздражения и гнева, особенно если человек сначала с размаха хлопает себя по шее, а затем начинает ее энергично растирать.

Если руки сжаты в кулаки - человек полон негативных эмоций.

А вот когда слушателю становится скучно и он начинает расслабляться, то это проявляется в следующих жестах: подпирание ладонью щеки, постукивание пальцами по столу (это еще означает нетерпение), постукивание ногами по полу.

Когда человек подпирает щеку рукой, при этом указательный палец упирается в висок - это значит, что он оценивает то, что вы ему сказали.

Поглаживание подбородка - человек пытается принять решение.

Закидывание ноги на ногу. Обычно это означает сдержанно выжидающую позицию человека, но этот жест всегда надо рассматривать в комплексе с еще каким-либо жестом, так как его часто используют предлогом сидения на неудобных стульях и когда в помещении холодно. А вот если закидывание ноги на ногу сопровождается еще и другими жестами, тогда можно смело делать выводы.

Вальяжная поза, когда человек сидит, развалившись на стуле или кресле означает, самоуверенность, легкое пренебрежение к собеседнику, возможно - усталость. Для изменения данной ситуации - необходимо сесть подальше от оппонента так, чтобы он до вас не доставал и постоянно ему что-то показывать, тогда он будет вынужден изменить положение.

Манера сидеть "верхом" на стуле - это агрессивность и оборонительная позиция.

Манера сидеть на самом краешке стула выдает неуверенность и страх, готовность моментально сорваться со стула.

Таких людей надо сначала расположить к себе, и лишь затем начинать разговор.

Каждый раз, когда вы во время разговора скрещиваете руки на груди, это означает, что вы занимаете оборонительную позицию.

Приложенная к щеке рука означает, что человек либо над чем-то размышляет, либо что-то оценивает.

Если, отвечая на вопрос, ваш собеседник постоянно дотрагивается рукой до носа, то он, скорее всего либо сомневается, либо говорит неправду.

Жесты доверия: "купол" - пальцы соединяются наподобие купола храма. Этот жест означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек абсолютно уверен в том, что он говорит.

Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх - да это же хорошо знакомая авторитарная поза, поза абсолютного превосходства

Более мягкая форма этого жеста - когда руки соединены теснее. Этот жест часто также означает доверие.

Когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук - расположены прямо перед ртом (рис. 27). Человек сохраняет эту позу не только пока говорит, но и пока слушает. Мы заметили, что, за очень малым исключением, такие люди играют со своими партнерами в кошки-мышки, пока те не дают им возможность раскрыть карты, указанием, на что служит убирание рук обратно на стол ладонями вверх или вниз.

Кто нервно теребит свое ухо, чтобы избавиться от гнетущей его нервозности.

Человек, шагающий, держа руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на дальние дистанции /рис.64б/. Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время.

Люди, занятые решением каких-либо проблем, часто ходят в медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной /рис.64в/. Их походка очень медленна, они часто останавливаются, чтобы пнуть камешек или даже поднять обрывок бумаги, перевернуть его и выбросить снова.

Самодовольные, несколько помпезные люди могут сигнализировать о таком своем состоянии походкой./рис.64г/ Их подбородок задран, руки двигается подчеркнуто интенсивно, ноги словно деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление. Такое "вышагивание" подобает лидеру, подчиненные которого идут на шаг сзади, как утята за уткой.

Среди многих жестов, выражающих ее, назовем окрытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед: "Что вы от меня хотите?"
Другой характерный жест - расстегнутая куртка /пиджак и т. д./ Человек, доверяющий вам, расстегнет, а то и снимет ее в вашем присутствии.

Вы потираете рукой шею – для собеседника это сигнал: вы в раздумье. затруднение, растерянность: «Вот те раз! Что же делать?»;

Тесно сцепленные руки /рис.71а/. Этот жест подозрения и недоверия. Те, кто пытаются, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеют большого успеха.

Опора на стол широко расставленными руками /рис.70/ - это сильный призыв "Слушайте же меня, черт возьми, у меня есть что сказать!"

Другая поза - человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями - скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла (рис. 30). Представьте себя на приеме у зубного врача. человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.

Потирание века - это попытка мозга блокировать визуальное восприятие обмана, сомнения или лжи, а также избежать взгляда в глаза человеку, которому вы говорите неправду.

Если человек сердит или подавлен, он пытается оттянуть воротник, чтобы воздух свободно циркулировал вокруг шеи. Когда вы замечаете, что человек оттягивает воротник, спросите его: "Не могли бы вы повторить?" или попросите: "Разъясните мне этот момент подробнее". Тогда потенциальный лжец может отказаться от своей игры.

человек берет пальцы в рот, когда находится под давлением. Это бессознательная попытка вернуться к детскому ощущению безопасности, когда ребенок сосал материнскую грудь.


Занятие 1. Учимся говорить.

Материалы и оборудование:

Записи спокойной легкой музыки,

Стулья по числу участников,

Бумага для записей

Ход занятия:


  1. Настрой на занятие: тренинг «Я все могу» на повышение уверенности в своих силах , стремлении научиться новому позитивному мышлению.
--Запишите на листе бумаги формулу «Я все могу» в центре 7 раз.

Сделайте три глубоких вдоха т выдоха. Повторите формулу семь раз. Если у вас возникают посторонние мысли или сомнения-это нормально. Улыбнитесь прошлому, при стабильных упражнениях это скоро уйдет само собой. Просто на каждую отрицательную мысль или сомнение с улыбкой вслух или про себя произнесите «Это все в прошлом, я верю в себя, я все могу! Сейчас и всегда!».

Эти убеждения необходимо повторять семь раз утром и вечером перед сном в течение месяца . Несмотря на простоту этой техники, она приносит огромную пользу для вашего благополучия.

1 . По самым приблизительным оценкам, мнение, которое складывается о человеке , примерно на пять шестых определятся тем, как он говорит, а не что он произносит. На слова остается всего одна шестая передаваемой информации. А говорящего традиционно больше заботят слова, в то время как мимика, жесты, поза, осанка, глаза, лишенные даже минимального контроля, определяют исход общения, которое может закончиться и конфликтом…


  • Упражнение «Повседневная жестикуляция»: вспомните, какие
жесты используют собеседники при разговоре, какие жесты используете вы сами? Проанализируйте эти движения:

Насколько эффективным средством являются жесты?

В чем проявляются их недостатки и ограниченность?

Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами?

Какие – труднее всего?

Какие из них вообще невозможно?

Могут ли жесты передать эмоции?

Тот, кто активно жестикулирует, вам приятен?


  • Упражнение-эксперимент «Игра-шарада»:
В ходе игры участники должны угадать название фильма, телепередачи, книги и т.п., переданное жестами. За каждый правильный ответ начислять баллы, а время на раздумья ограничить, например, двумя минутами. В итоге нужно ответить на вопросы:

Какого рода ситуации или названия легче всего поддаются передаче жестами?

Какого типа люди лучше всего общаются посредством жестов?

Как определить ключевые моменты ситуаций или названий, которые можно передать жестами?

Комментарии к упражнению:

Жесты несут большой объем информации, иллюстрируют речь, подтверждают, что человек слушает говорящего, способны внести в беседу дополнительную экспрессию. Лучше всего жесты выражают отношения и эмоции . Легче передать жестом ситуацию или словосочетание, в котором есть движение, а не абстрактные понятия.

Активно жестикулирующие люди воспринимаются окружающими как доброжелательные, энергичные, сердечные, но если эта жестикуляция без карикатурности. Поэтому активно и уверенно жестикулируйте в беседе, но не усердствуйте, избегайте закрытых поз: не перекрещивайте ноги, не скрещивайте на груди руки, раскрывайте ладони, не держите руки в карманах.

2. Признайтесь, что приятнее строить личные и деловые отношения с людьми улыбчивыми, доброжелательными. Поэтому непростой путь к правильному безконфликтному общению мы украсим улыбкой.

Как не богаты оттенками наши улыбки, но их можно разделить на легкую, обычную и широкую. Обычно улыбкой мы пользуемся при приветствиях, а также для выражения различной степени удовольствия, веселья или радости, хотя при определенных обстоятельствах улыбка может выражать и негативные эмоции (оскал, ухмылка).


  1. Упражнение-эксперимент на будущее «Улыбайся, даже если совсем не хочется!»
Поэкспериментируйте. В течение нескольких дней старайтесь приветствовать приятной улыбкой всякого, с кем придется встретиться по работе , словно действительно искренне рады видеть каждого. Гримаса ликования излишня, вполне достаточно легкой улыбки. Уверена, что ваш общий позитивный настрой повысится, то вы сможете общаться с теми, кто не вызывал ранее вашей симпатии.

В итоге ответьте на вопросы:

Отмечайте про себя реакцию людей. Отвечают ли они улыбкой на улыбку?

Ваша улыбка удивляет сослуживцев?

Может они выражают некоторое недоверие?

Стали ли ваши беседы длительнее или, напротив, короче, чем обычно?

Существуют ли различия в реакции на вашу улыбку у мужчин и женщин, молодого и старшего поколения?

Как на ваш стиль приветствия реагирует начальник, равные вам по положению, ваши подчиненные?

Кажется ли вам, что вы выглядите глупо?

Изменилось ли ваше отношение к тем, кто вам не симпатичен?

Вам приятно, когда улыбаются в ответ?


  • Комментарии к упражнению:
Вероятно:

  1. Большинство людей ответит вам на приветственную улыбку улыбкой.

  2. Те, с кем у вас сложились натянутые отношения, будут удивлены произошедшей перемене, вероятно приятной. И все же некоторые ответят подозрением и подумают про себя нечто вроде: «К чему бы это?»

  3. Общение станет занимать больше времени, так как люди тянутся к позитиву.

  4. Если вы мужчина, то более восприимчивы к переменам будут женщины и наоборот.

  5. Молодежь тоже более восприимчива, чем старшее поколение.

  6. Подчиненные и равные по положению коллеги в большинстве своем будут рады перемене в вас, а начальство может и не заметить.
Люди улыбаются вам-это очень приятно, правда? Всем льстит ваша приветливая улыбка. Очень трудно ответить негативом на добрую улыбку. Поэтому улыбайтесь чаще, больше жизни! Пусть интерес к собеседнику и к людям вообще будет написан на вашем лице.

3. Теперь давайте рассмотрим нюансы зрительного общения.


  • Упражнение «Глаза в глаза».
Разбейтесь на пары, сядьте напротив. В течение нескольких минут безотрывно смотрим друг другу в глаза.

  1. Комментарии к упражнению:
Порой взгляд может все объяснить лучше слов. Сила и власть человеческих глаз огромна и до сих пор необъяснима. Полагают, что столь завораживающее действие глаз связано с ранним детством, когда глаза являются первым доступным средством общения. Выполняя упражнение вы заметили, что:

  1. Чрезмерный зрительный контакт (назойливое разглядывание или частые поглядывания) обычно воспринимаются как отсутствие уважения, угроза или скрытая агрессия.

  2. Эпизодические взгляды расцениваются как невнимание, неискренность собеседника, наличие у него нечистых помыслов или проявление застенчивости.

  3. Уклонение от зрительного контакта, опускание глаз расценивается обычно как покорность.

  4. Большое зрительное внимание бывает обычно: когда человеку интересен собеседник, его мнение и его реакции; когда человек относится к своему собеседнику с симпатией или питает чувство; когда пытаются подавить собеседника; когда человек – экстраверт.

  5. Человек сведет к минимуму зрительный контакт, если: он относится к собеседнику без симпатии; имеет более высокий статус; является интровертом.
Люди предпочитают иметь дело с теми, кто охотно смотрит на собеседника, а не отводит глаза. Поэтому одаривайте людей своим взглядом в таком объеме , в котором они , по вашим ощущениям, готовы его принять.

4. Мы говорили, что порядка пяти шестых информации передается формой и только одна шестая содержанием разговора. Поговорим именно о том, что вы говорите.

Независимо от того, беседуете ли вы с любимым человеком, общаетесь с сотрудниками, произносите речь, говорить надо ясно , избегая двусмыслицы и путаницы. В сущности, мы можем увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или дотронуться до того, что обозначают конкретные слова. Сравните два высказывания:


  1. Какой-то псих недавно чуть не врезался в меня.

  2. Пожилой мужчина на старенькой «копейке» врезался в фонарный столб, чуть не задев меня.
Второе высказывание делает картину предельно ясной. Именно благодаря своей конкретности и ясности.

Часто, когда люди пытаются выразить свои мысли, в голову почему-то приходят абстрактные и неточные слова («псих», «недавно» и т. д..). Они заставляют слушателя выбирать не единственный образ, а один из многих образов в его сознании. Чем больше слушатель обращается к своим образам, тем больше вероятность, что он неточно или даже неправильно поймет собеседника.


  • Следующее упражнение поможет развить конкретность и точность речи.

  1. Запишите близкие по значению слова к слову счастливый. Закончив перечень, произнесите их вслух. Теперь обратимся к словарю синонимов…

  2. Подберите синонимы к слову говорить. Произнесите их громко. Проверьте по словарю.

  3. Найдите как можно больше продолжений предложения Листья бывают…

  4. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось предложение:
есть, соль, любовь, жизни.

  1. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл. Какие?
Держать нос по ветру.

Пустой мешок не стоит.

Трое докторов не лучше одного.

Не все то золото, что блестит.

У семи нянек дитя без глаза.


  1. Комментарии к упражнению.
Успехи в выполнении подобных заданий придут не сразу. Но чем больше ваш активный словарь, тем больше шансов у вас ясно выразить свою мысль и точно понять собеседника. Для увеличения словарного запаса стоит больше читать, заглядывать в словари, брать с полки толковый словарь и просто изучать незнакомые слова, пытаться использовать их в разговоре.

Даже имея большой словарный запас, вы не станете говорить лучше, если не будете на практике использовать содержимое своей памяти. Поэтому при первой же возможности пытайтесь заменить неуместное,

на ваш взгляд, слово в письменной или устной речи на достойный синоним, заменить нейтральное выражение образным.

9. Иногда собеседник переспрашивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

10. Собеседник, не дослушав до конца. Перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

11. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирет стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

12. Собеседник делает выводы за меня.

13. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

14. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.

15. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

16. Когда я предлагаю что-то новое, собеседник говорит, что он думает так же.

17.Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

18. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

19. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

20. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Подведем итоги. За каждый утвердительный ответ – 1 балл. Итак, количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:

14-20 . Вы плохой собеседник, и вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.

8-14 . Вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам еще не достает некоторых достоинств хорошего собеседника. Избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить. Не притворяйтесь, ищите смысл сказанного. Не монополизируйте разговор.

2-8 . Вы хороший собеседник. Но иногда отказываетет партнеру в полном внимании . Повторяйте вежливо его высказывания, дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0-2. Вы готличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Даже если результаты теста лестны для вас, то все равно нет предела совершенству. В противном же случае, будем учиться слушать собеседника.

Чему тут учиться?, – можете спросить вы. Но как бы не так. Умение слушать собеседника – это навык, который включает в себя сосредоточение, запоминание, оценку и реагирование . Начнем этот навык тренировать.

Человек обращает внимание только на ту информацию, которая ему интересна. А вот чтобы стать хорошим слушателем, вам придется научиться фиксировать внимание на том, что говорят люди. Причем вне зависимости от ваших интересов и потребностей.

Чтобы сосредоточить свое внимание , необходимо:

1.Подготовиться к слушанию: принять позу заинтересованного слушателя, отстраниться от проходящих сквозь сознание мыслей.

2. Полностью переключиться с роли говорящего на роль слушающего. Если вместо того, чтобы слушать, вы будете тратить время на продумывание ответа, то ничего так и не услышите.

3. Выслушать, прежде чем реагировать. Дослушайте, даже если знаете, что человек намерен сказать. Ваше «знание» не больше. Чем предположение или проекция собственных мыслей.

4. Слушай разумом, а не эмоциями. Старайтесь слушать, что говорит собеседник, а не раздражаться на его манеру говорить или убеждения.
Внимание сосредоточили, информацию уловили, теперь надо правильно ее расшифровать, иными словами, понять то, что человек признес.

Понимание имеет место, когда мы переживаем эмоции, которые ждет от нас собеседник, проявляем соучастие, сострадание.

По сути дела, речь идет о способности предугадать и ответить своим участием на потребности собеседника.

Чтобы проявить сопереживание (эмпатию) к собеседнику необходимо научиться:


  1. относиться к нему с уважением ,

  2. сконцентрироваться на понимании его речевых сигналов и неречевых сигналов,

  3. использовать для выяснения его эмоционального состояния поведенческие сигналы,

  4. попробовать прочувствовать ситуацию вместе с собеседником или представить себе, что бы вы ощущали, почувствовали в подобной ситуации. Попытайтесь понять, насколько ему сейчас плохо, чтобы суметь вызвать в себе чувство сострадания по отношению к нему.
Если человеку нужны ваши глаза, большая пространственная близость и прикосновения, дайте ему это. Включите интуицию и решите сами, что будет наиболее приемлемым.

  • Давайте проверим наши способности к эмпатии.
Прочитайте утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или «-» с каждым из них .

1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.

2 Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.

2. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

3. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

4. Когда со мной кто-то рядом нервничает, ятоже начинаю нервничать.

5. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

6. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.

7. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.

8. Я сильно волнуюсь, когда должен сообщить людям неприятное для них известие.

9. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

10. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

11. Мне хотелось бы получить профессию, ориентированную на общение с людьми.

12. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

13.Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

14. По-моему, одинокие люди часто бывают недоброжелательными.

15. Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстраиваюсь.

16.Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым.

17.Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так переживаю, как будто то, о чем я читаю , происходит на самом деле.

18.Когда явижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.

19. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг волнуются.

20. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другие темы.

21. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.

22. Чужой смех меня не заражает.

23. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.

24. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

25. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.

26. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

27. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или в книге.

28. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

29. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.

30. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

31. Я могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг.

32. Маленькие дети плачут без причины.

Сопоставим свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.

Согласен 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 =_________________________

Не согласен 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 13, 24, 28, 30, 32, 33 =_____________

___________________________________________________________________

Общая сумма совпадений _____________________________

Общее количество совпадений сравните с таблицей


Пол

Уровень эмпатических способностей

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

мужской

33-26

25-17

16.08.13

01.07.00

женский

33-30

29-23

22-17

16-0

Своими эмпатическими способностями можно и нужно пользоваться. Понимая чувства, вы можете помочь собеседнику совладать с ними. Поддерживать – это не значит говорить людям то. Что они хотят услышать. Сложнее всего поддержать человека. Если он находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Иногда лучшей реакцией будет неречевая – кмвки, жесты, поглаживания.

Иногда люди думают, что сочувствие – это женское искусство. Но психологи установили, что и мужчины и женщины одинаково чутки и эффективны в эмоуиональной поддержке .

Только по-разному осуществляют эту поддержку. Мужчины больше сосредоточены на поступках, женщины – на чувствах.


Таким образом, чтобы поддержать собеседника, надо научиться:

  1. Внимательно слушать. Что он говорит.

  2. Попытаться отреагировать эмпатией на главную эмоцию.

Александр Любимов


Фраза «невербальная коммуникация» звучит красиво, но из чего именно состоит эта самая «невербальная коммуникация», при помощи чего она происходит? Основные инструменты

жесты, мимика и голос.

Естественно, невербальная информация будет передаваться и при помощи позы, ритма, дыхания, направления взгляда, положения в пространстве, изменения цвета кожи и прочих вещей, но основные всё-таки жесты, мимика и голос . Начнём с жестов.

Как понять смысл жеста

Так как жесты являются языком общении, мы их вполне понимаем. Только интуитивно, бессознательно. Так что самый простой способ понять смысл жеста - это вывести его на осознание. Только не надо логических выкладок: руки за спиной, значит что-то скрывает, открытые ладони обозначают честность и т.д. - ориентируйтесь на внутреннее понимание. Вот такое вот сложное задание. Первая и самая простая тренировка - наблюдать за другими людьми и стараться понять, что при помощи этого жеста они хотят передать. И что он обозначает для вас.

Зачем нужны жесты

Действительно, а зачем все эти сложности с жестами, голосом и мимикой, если можно просто рассказать? Словами. Без этих невербальных штучек.
Можно. Рассказать. Только вряд ли это будет услышано. Ну то есть кто-то что-то услышит. Если не заснёт. Людям как-то нравится невербалика, особенно во время выступления. Без неё им становится скучно, непонятно и вообще не завлекает.
Итак, что дают жесты во время общения.
Первое: они позволяют сделать выступление более эмоционально окрашенным , задать оценки словам. А то ведь слушателю не понятно, что более важно, что менее, а вот это вообще юмор.
Второе: жесты позволяют лучше понять содержимое . Знаете, как картинки в книжке. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это пословица, кто не помнит.
Третье: при помощи жестов можно «адресовать» информацию , сообщить к кому конкретно она относится. Вот это для поваров, а это для сталеваров.
Четвёртое: жесты помогают структурировать информацию . Разложить по полочкам.
Как это конкретно сделать - дальше. Но в начале немного теории.

Жесты - слова

Я тут выше писал, что жесты нельзя воспринимать, как слова. Слишком обобщил, каюсь. Такие жесты есть. Они такие, «договорные» - договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» - молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.

Кинестетические и визуальные жесты

Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические.

Напоминаю, что визуальный, кинестетический и аудиальный - основные модальности восприятия. Визуальный - связанный со зрением, аудиальный - со звуком, кинестетический - с телом и чувствами. Просто типы информации и способы их обработки.

Визуальные жесты указующие - говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или «указывает» на реального человека или предмет, чтобы было понятно, о ком или чём речь: «Эта машина выглядит отлично».


Плакаты с кинестетическим и визуальным жестами.

Кинестетические жесты же передают состояние, энергию, показывают конкретное действие.
Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи обычно обозначается положение образа: «Картинка расположена вот здесь».
В большинстве случаев оценка: интересно, приятно, грустно, восхитительно, - передаётся при помощи мимики и голоса. Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи жестов, например важность . Обычно чем выше образ - тем он важнее. А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц - ладони, руки, плеч.


Фидель Кастро и Саакашвили - оба говорят о важном, но у первого жест более визуальный, важное где-то вверху, а второй важность передаёт только напряжением мышц и мимикой.

При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится: если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше - для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.


Ленин и Сталин. Оба говорят о большой и важной цели, но за счёт разного мышечного тонуса восприятие этого «важного» довольно сильно отличается.

Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» - о кинестетических. Это просто удобство описания.

Я, ты, информация

При помощи указующих жестов можно сделать важную вещь - показать,

к кому сообщение относится: к себе, слушателям или информации.

Я важен.
- Вы важны.
- Это (информация) важно.
Так как мы указываем, жесты получаются визуальные .


Я, ты, информация.

При сообщении о себе направление пальцев или кистей рук к себе.
Если про других - направление рук, пальцев на слушателя или слушателей.

Ещё это можно передать при помощи направления взгляда или подбородка.

Когда говорят о чём-то абстрактном или отсутствующем в комнате - жесты в сторону.

Красиво всё это называется «аналоговое маркирование», и о нём чуть позже.

Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличны - оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.

Жесты для понимания

Жестами можно не давать новой информации, но «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. А то может у слушателя со слухом плохо, или привык к телевиденью - без картинок текст воспринимается плохо.
Думаю: указательный палец у виска.
Слушаю: и жест на ухо.
Размышление: покачивание расслабленной ладонью в области виска
Последовательное действие: вращательные движения кистями.
А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.

Уго Чавес: «Я наблюдаю за тобой».
Александр Филиппенко: «Я думаю».
Оксана Фёдорова: «Это вот так меня достало».

Оценка

Тут достаточно однозначно описать не получится, смысл жеста будет зависеть ещё и от выражения лица, голоса, наклона туловища, направления взгляда и т.д. Так что все варианты ниже нужно читать как: возможно, скорее всего, вероятно. Как я и обещал, я буду описывать основные принципы.

Уровень важности

Визуально - чем важнее, тем выше и шире.
Кинестетически передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений. Можно важность показывается через «весомость» - чем тяжелее предмет, тем более сильное чувство. Часто рукой даже покачивают, как будто «взвешивают» чувство.


Уверенность - сомнение

Еще одна важная характеристики оценки - уровень уверенности, или сомнения, как кому больше нравится.
Сомнение передаётся пожиманием плеч, покачивающими движениями кистей рук. Так же жестами «зажумчивости» - палец или рука у рта.
Уверенность - четкими направленными движениями.


Фидель Кастро: - Мы однозначно не согласны.
Михаил Жванецкий: - Непонятная штука.

Искренность

К уверенности близка демонстрация искренности: «Я верю в то, что говорю». Можно ладонью или ладонями в области сердца. Либо наоборот, движения расслабленных ладоней от себя: «От души говорю». Ещё один вариант - расслабленные раскрытые ладони в сторону слушателя или расслабленные кисти в свою сторону. Только плечи поднимать не надо, а то получится: «Я не виноват. Честно - честно».

Само собой, при этом должна быть соответствующая мимика и «искренний» голос, а то может получиться что-то совершенно другое.

Фидель Кастро: «Говорю от сердца».
Владимир Жириновский: «Верьте мне».
Алина Кабаева: «Я? Да никогда!»

Согласие - не согласие

Согласие передаётся обычно согласным киванием головы, а так же мимикой и голосом. Так же для демонстрации согласия используют «большой палец вверх» и «ОК».
Для не согласия обычно используют отодвигающий жест ладонь. Ещё головой можно отрицательно помотать.

Иллюстраторы и манипуляторы

Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений: иллюстраторы и манипуляторы . Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить - шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле - кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.

Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи - они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение: неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение - это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.


Анжелина Джоли: «Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать».
Мила Йовович: «Я волнуюсь».

Другое дело, что когда во время разговора человек начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце - это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками. Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства: например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.

Под жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они напрямую связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении одного человека к другому или человека к ситуации. Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Жесты, по меткому наблюдению В.М. Шепеля, «своеобразная аранжировка манер поведения» человека. По физической природе жесты можно разделить на две большие группы головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные. Особую роль в жесте играет кисть руки.Язык жестов один из наиболее древних языков. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному.Жесты и позы много значат для общего впечатления, которое человек производит на окружающих его людей. Жест – явление сугубо индивидуальное, самобытное. Он неразрывно связан с ходом мыслей и движением чувств человека. Жесты обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации.Выразительные движения язык подсознания. Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова.Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слушателями.В общении одновременно воспринимаются и выражение лица, и жест, и поза. Причём реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуации общения жесты могут доминировать или дополнять.Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому очень трудно поддаются внутреннему контролю. Жест сигнал стихийный, спонтанный, неожиданный и непредсказуемый, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.Жест некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика – наглядное пособие проявления мысли.Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».«Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.