Ограниченная конкуренция. Ограничение конкуренции заказчиками путем технических ловушек. Естественные и искусственные монополии

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 178 УК РФ

1. Уясняя значение термина «конкуренция», следует обратиться к п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 30.12.2012) , согласно которому конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434; 2007. N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1941; N 27. Ст. 3126; N 45. Ст. 5141; 2009. N 29. Ст. 3601, 3610, 3618; N 52 (ч. 1). Ст. 6450, 6455; 2010. N 15. Ст. 1736; N 19. Ст. 2291; N 49. Ст. 6409; 2011. N 10. Ст. 1281; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728; N 50. Ст. 7343; 2012. N 31. Ст. 4334.

В понятии конкуренции использованы специальные юридические термины «хозяйствующие субъекты», «товарный рынок». В комментируемой статье эти термины именно в приведенном виде не используются, хотя говорится о товарах и просто о рынке. Соответствующие определения содержатся в п. п. 4 и 5 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (в ред. от 03.02.2012) , определяются географические границы товарного рынка, дается понятие федерального, межрегионального рынков и т.д. Таким образом, действия, приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и, далее, к причинению крупного ущерба, могут состоять, скажем, в ограничении доступа на местный (локальный) рынок при том, что у пострадавшего хозяйствующего субъекта сохранится возможность деятельности на рынке региональном.
———————————
БНА. 2010. N 34; 2012. N 17.

2. В Федеральном законе «О защите конкуренции» триада нарушений: недопущение, ограничение, устранение конкуренции упоминается многократно, однако разъясняется только понятие ограничения конкуренции. Очевидно, потому что именно термин «ограничение» может в силу неопределенности вызвать проблемы при толковании, тогда как недопущение и устранение конкуренции — это такие результаты незаконных действий, которые или полностью препятствуют возникновению соперничества хозяйствующих субъектов (при недопущении), или полностью его прекращают (при устранении). Признаки ограничения конкуренцииприведены в п. 17 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Первым видом недопущения, ограничения либо устранения конкуренции в ст. 178 УК названо заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий. Соглашение, согласно п. п. 18 и 19 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме; здесь же дано понятие «вертикального» соглашения.

О понятии картеля см. ст. 11 названного Закона.

4. Исходя из указания в числе квалифицирующих признаков обсуждаемого преступления на насилие, уничтожение имущества, угрозу совершения таких действий, следует заключить, что действия, приводящие к промежуточному (отсутствие, ограничение конкуренции) и к итоговому (крупный ущерб, извлечение дохода в крупном размере) результату, могут выходить за пределы собственно незаконных антиконкурентных соглашений, согласованных действий, но эти действия: насилие и т.д. — обязательно совершаются наряду с действиями (бездействием), предусмотренными ч. 1 комментируемой статьи.

5. Вторым видом недопущения, ограничения или устранения конкуренции является неоднократное злоупотребление доминирующим положением, которое выражается в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Понятие неоднократного злоупотребления доминирующим положением дано в п. 4 примеч. к комментируемой статье. Формулировка «более двух раз» означает, что соответствующее нарушение должно быть совершено не менее чем в третий раз в пределах трех лет (ср., например, с п. «а» ч. 2 ст. 18 УК), причем для привлечения к уголовной ответственности нет необходимости, чтобы злоупотребления и в первый, и во второй раз причиняли крупный ущерб либо в результате их совершения был бы извлечен доход в крупном размере. Однако и за первое, и за второе злоупотребления лицо должно быть привлечено к административной ответственности.

Понятие монопольно высоких или монопольно низких цен дается в ст. ст. 6 и 7 Федерального закона «О защите конкуренции»; о том, что нельзя разделять рынок по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), вывод можно сделать из п. 3 ч. 1 ст. 11 и п. 3 ст. 16 Закона; об ограничении доступа на рынок — из п. 8 ст. 4 Закона.

Вывод о необоснованности отказа или уклонения от заключения договора может быть сделан с учетом положений, содержащихся в ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», устанавливающей для такой оценки соответствующие критерии. В частности, запрещен экономически или технологически необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

6. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции является промежуточным негативным результатом перечисленных в комментируемой статье действий. Промежуточный он в том смысле, что в итоге отсутствие экономического соперничества (при недопущении либо устранении конкуренции) либо наличие соперничества в меньшей степени, нежели это имело бы место без незаконных действий посягателя (при ограничении конкуренции), само должно повлечь причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере. Оба признака определены в примеч. к комментируемой статье.

7. Субъективная сторона — прямой или косвенный умысел. Последнее означает, что умыслом лица не обязательно охватывается полный круг лиц, которым может быть причинен крупный ущерб, о некоторых из них виновное лицо может даже и не знать, однако исходя из характера незаконных действий становится ясно, что он допускает причинение этими действиями крупного ущерба всяким субъектам (как получится). Следовательно, такому лицу следует вменять любой причиненный в результате его заведомо незаконных действий ущерб.

8. Субъект преступления — специальный, им является индивидуальный предприниматель, руководитель юридического лица либо лицо, уполномоченное на совершение действий от имени юридического лица.

9. О понятии использования лицом своего служебного положения см. коммент. к ст. 174. О понятиях уничтожения или повреждения чужого имущества, а также вымогательства см. коммент. к ст. ст. 167 и 163 УК.

Квалификация деяния по ч. 2 комментируемой статьи по признаку уничтожения и повреждения чужого имущества не требует дополнительной квалификации по ст. 167 УК.

10. Понятие особо крупного ущерба и дохода в особо крупном размере дано в примеч. к ст. 178 УК.

Под насилием в судебной практике понимается не только физическое воздействие, но и его результат в виде боли или вреда здоровью, физическое воздействие, связанное с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.) (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29).

11. Истязание, побои, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда охватываются ч. 3 комментируемой статьи, если сопряжены с деяниями, предусмотренными ч. ч. 1 и 2 этой статьи, и самостоятельной квалификации не требуют. Однако умышленное причинение при таких же обстоятельствах тяжкого вреда здоровью или смерти требует квалификации по совокупности: по ч. 3 комментируемой статьи (даже в отсутствие иных особо квалифицирующих признаков данного преступления, поскольку насилие было применено) и, соответственно, ст. ст. 111 или 105 УК.

Угроза применения насилия включает в себя угрозу физического воздействия с целью причинения боли, любого вреда здоровью или смерти.

12. Если лицо, совершая преступление, предусмотренное комментируемой статьей, угрожало применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, требуя передать чужое имущество или право на имущество, а равно совершить другие действия имущественного характера, то такая угроза требует квалификации содеянного не по ч. 2 комментируемой статьи, а по ст. 163 УК (наряду с этим деяние будет также квалифицировано по комментируемой статье без указанных квалифицирующих признаков).

13. В п. 3 примеч. к комментируемой статье предусмотрены специальные основания освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ч. 2 ст. 75 УК). По смыслу закона, лицо, даже совершившее иные преступления, за которые оно станет отвечать, безусловно, освобождается от ответственности по комментируемой статье, если выполнит условия, названные в данном примечании.

Ограничение конкуренции

Ограничение конкуренции при проведении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» может считаться обоснованным, если оно не противоречит нормам Положения о закупке и объяснимо действительными потребностями заказчика.

В качестве одного из принципов Закон 223-ФЗ провозглашает отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п.2 ч.3 статьи 3). При этом ни закон, ни один из действующих подзаконных актов не дает определения того, что такое «обоснованность» ограничения конкуренции. А вопрос крайне важен, поскольку любое установленное заказчиком требование всегда ограничивает конкуренцию, отсекая предложения, которые выдвинутому требованию не соответствует. Хорошо, если особенности рынка закупаемой продукции таковы, что есть требования, вытекающие из законодательства (виды деятельности, требующие лицензии или допуска, наличие технического регламента на продукцию и т.д.). Но как быть, ели такого обоснования нет?

Если подходить с позиции теории, ответ содержится в статье 2 Закона: «1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке ). 2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения ».

Но нельзя забывать и о части 1 статьи 17 действующего Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

1.При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия , которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений».

Буквальное прочтение нормы может привести к абсурдному выводу о невозможности установить какие либо требования ни к участнику закупки, ни к продукции, ни к условиям договора, потому что, как сказано выше, любое требование всегда ограничивает конкуренцию.

Что делать?

Анализ арбитражной практики последних лет показывает, что суды такую буквальную трактовку не применяют . Вместе с тем, установление требований, противоречащих положению о закупке, ведет к проигрышу дела в арбитражном суде в случае жалобы. Так, если в положении указано, что требования к опыту или ресурсной обеспеченности могут предъявляться только при закупке сверх определенной суммы, попытка предъявить квалификационные требования при закупке ниже этой суммы будет уже незаконной. Опыт рассмотрения дел в Федеральной антимонопольной службе показывает, что никто не отменял и такого субъективного понятия, как «разумность требования ». То есть если предъявляемое требование никак не вытекает из предмета закупки или проекта договора, при наличии жалобы в ФАС России заказчик, скорее всего, будет признан нарушившим закон .

Как быть?

При назначении любого требования заказчик должен оставаться в рамках положения о закупке и внимательно следить за тем, чтобы не была формально нарушена ни одна норма о порядке назначения требований, о допустимых пределах (если это применимо). Если на предприятии есть такие документы, как техническая политика, а политика в области качества и требования вытекают из них, то доказать обоснованность требований всегда будет легче. При этом целесообразно прямо упомянуть в положении о закупке, что при назначении требований заказчик вправе использовать вышеназванные документы. И в любом случае, назначенные требования целесообразно согласовать или утвердить компетентным органом - закупочной комиссией или экспертной группой. Опыт подсказывает, что при таком подходе вероятность получить оспариваемые требования резко снижается.

И последнее. При назначении требований к участникам нельзя забывать о том, что они должны быть «измеряемыми» (п. 4 ч. 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ). Однозначной трактовки этого термина также нет, но опыт проведения закупок показывает, что однозначно «измеряемыми» требованиями являются те, которые либо являются численными, либо подтверждаются документом, выдаваемым не заказчиком (лицензия, допуск и т.д.).

cтатья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

Конкуренцией называют соперничество экономических субъектов. На рынке не допускаются действия какого-либо предприятия, создающие препятствия для участия других компаний в товарообороте. Ранее общий порядок поведения на рынке устанавливал соответствующий нормативный акт № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности " от 1991 г. Однако ввиду изменившейся экономической ситуации он был отменен. Вместо него действует другой (№ 135 от 2016 г.). Рассмотрим особенности применения его положений.

Ограничение конкуренции

Признаки этого явления предусмотрены в нормативном акте № 135. Как характеризуется ограничение конкуренции? Статья 4 указанного нормативного акта содержит следующие признаки:

  1. Сокращение количества экономических субъектов, не относящихся к одной группе лиц.
  2. Уменьшение или повышение стоимости товара, не обусловленные изменениями условий обращения продукции на рынке.
  3. Отказ экономических субъектов, не относящихся к одной группе, от самостоятельных действий.
  4. Определение общих правил товарооборота на рынке соглашением между участниками или на основании указаний одного лица, или при согласовании предприятиями своих действий.

В процессе деятельности экономических субъектов могут возникать и иные факторы, создающие возможность для какой-либо компании или нескольких фирм воздействовать на условия товарного обращения в одностороннем порядке. Например, соответствующие обстоятельства могут появиться в ходе муниципальной или государственной закупки. Ограничение конкуренции в таких случаях выражается в установлении местными или госорганами власти требований к экономическим субъектам или товарам, не предусмотренных нормативными актами.

Запреты

Согласно нормативному акту о конкуренции и ограничении монополистической деятельности , не допускаются соглашения либо согласованные действия предприятий на рынке, если они могут привести либо вызвали:

  1. Поддержание/установление тарифов/стоимости, надбавок, скидок.
  2. Снижение, повышение, сохранение цен на торгах.
  3. Раздел рынка по объему реализации, территориальному признаку, ассортименту продукции, составу заказчиков/покупателей или продавцов.
  4. Технологически или экономически необоснованный отказ от совершения сделок, если он прямо не устанавливается нормативными актами.
  5. Навязывание контрагенту условий, для него невыгодных или не связанных с предметом договора.
  6. Технологически, экономически или другим образом не обоснованное установление разных цен на один товар.
  7. Прекращение/сокращение производства продукции, на которую есть спрос или на поставку которой размещены заказы при возможности рентабельного ее выпуска.
  8. Создание препятствий для доступа на рынок либо выхода из него для других фирм.
  9. Установление условий участия/членства в профессиональных либо других объединениях, если это приводит или может вызвать недопущение, устранение, , установление необоснованных критериев для членства, выступающих препятствием для участия в платежных либо других системах, без чего субъекты, соперничающие друг с другом, не в состоянии предоставить требуемые финансовые услуги.

Методы

Ограничение конкуренции может осуществляться разными способами. К наиболее распространенным методам следует отнести:

  1. Злоупотребление доминирующим положением.
  2. Оформление соглашений или согласование действий предприятиями с целью оказания воздействия на состояние рынка.

В первом случае выражается в:

  1. Установлении/сохранении высокой/низкой стоимости продукции.
  2. Изъятии товара из обращения, в результате чего увеличилась его цена.
  3. Навязывании невыгодных условий сделки контрагенту.
  4. Необоснованном сокращении/прекращении выпуска продукции при наличии на нее спроса.
  5. Установлении необоснованно высоких цен на предоставляемые финансовые услуги.
  6. Создании дискриминационной обстановки на рынке.
  7. Формирование препятствий для доступа к товарообороту или выхода из него другим предприятиям.
  8. Нарушении ценообразования, закрепленного нормами.

Согласованные действия

Закон о конкуренции и ограничении монополистической сферы устанавливает запрет на создание такой ситуации на рынке, при которой соперничающие фирмы, не оформляя соглашения об образовании картеля, действуют сообща. При этом результаты такого поведения соответствуют интересам каждого предприятия, если они ставят друг друга в известность о принимаемых решениях. Следует учесть, что не выступают как ограничение конкуренции действия, вызванные одинаковыми для фирм обстоятельствами. К примеру, изменение стоимости продукции на мировом рынке, регулируемых налогов/тарифов, спроса на товары.

Неправомерные соглашения

В качестве них нормативный акт сферы рассматривает договора, в соответствии с которыми:

  1. Участники рынка устанавливают определенные цены для приобретения или продажи изделий.
  2. Регулируется объем реализации и покупки продукции для влияния на ее стоимость.

Таким образом, в качестве объекта соглашений могут выступать:

  1. Условия реализации.
  2. Ценообразование.
  3. Использование патентов.
  4. Сферы влияния.
  5. Регулирование производственного объема.
  6. Согласование правил сбыта товара.
  7. Наем работников.

Исключения

В ряде случае нормами допускается обоснованное ограничение конкуренции. По 223 нормативному акту (от 18.07.2011 г.), оно разрешено, если обуславливается реальными нуждами заказчика. При этом действия экономических субъектов не должны противоречить Положению о приобретении услуг, работ, продукции отдельными юрлицами.

Сложности

Таким образом, основным условием допущения ограничения конкуренции выступает обоснованность. Ни один правовой акт, действующий в стране, не раскрывает этого понятия. Между тем этот вопрос очень важен. Его актуальность обуславливается тем, что любое требование, установленное заказчиком, всегда будет ограничивать конкуренцию, исключая предложения, которые ему не соответствуют. Без особых сложностей будет решаться вопрос, если специфика рынка такова, что существуют требования, вытекающие из положений законодательства. Например, они могут быть связаны с обязательностью лицензирования, наличием техрегламента на продукцию и так далее. Проблемы возникают в случаях, когда предписаний в нормативных актах нет.

Если рассматривать вопрос в теоретическом плане, то ответ на него можно найти в ст. 2. В соответствии с ней, при закупке услуг, продукции, работ заказчики руководствуются конституционными принципами, ГК, прочими нормативными актами. В число последних, в частности, входит Положение, регламентирующее порядок совершения сделок. Оно выступает в качестве документа, регулирующего требования к закупке, правила организации и проведения процедур, оформления и исполнения договоров и прочие условия.

Спорный момент

Рассматривая вопрос об обоснованности ограничения конкуренции, необходимо учесть положения нормативного акта № 135. В ст. 17, ч. 1 установлен ряд запретов. В частности, в ходе торгов, запроса котировок, предложений, не допускаются:

  1. Координация организаторами/заказчиками деятельности участников.
  2. Создание для кого-либо преимущественных условий, в том числе посредством обеспечения доступа к информации, если другое не предусматривается нормативными документами.
  3. Нарушение порядка выявления победителя.
  4. Участие организаторов, заказчиков, их работников в запросе котировок, предложений или в торгах.

При буквальном толковании приведенных выше предписаний становится ясно, что установить какие-либо требования к продукции, участникам, условиям соглашений невозможно, поскольку любое из них будет ограничивать конкуренцию.

Решение вопроса на практике

Как показывает анализ арбитражных дел, суды буквальную трактовку положений не используют. При этом установление требований, не соответствующих Положению, приводит к проигрышу споров по жалобам. К примеру, в этом документе закреплено, что те или иные условия предусмотрены только в случае закупки сверх какой-либо суммы. Предъявление квалификационных требований ниже нее будет незаконным. В делах, рассмотренных ФАС, ограничение конкуренции используется в комплексе с понятием разумности. Если требование, которое устанавливает заказчик, не вытекает из предмета сделки либо проекта контракта, при наличии жалобы от контрагента его действия будут, скорее всего, расценены как нарушение.

При установлении любого требования заказчику необходимо оставаться в пределах Положения. Он должен следить за тем, чтобы ни одна норма не была формально нарушена. Если в организации есть такие локальные акты, как техническая политика, а требования, в том числе и по качеству, вытекают из нее, то доказать обоснованность условий будет легче. Специалисты рекомендуют также провести согласование с компетентными структурами. В качестве них может выступать закупочная комиссия или экспертная группа.

При определении требований не следует забывать и об их "измеряемости". Однозначного определения этого понятия нет. Однако практика показывает, что измеряемыми будут считать требования, которые или являются численными, или подтверждены документами, предоставленными не заказчиком. К последним относят допуск, лицензию и так далее.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Ст. 8 указанного нормативного акта устанавливает принцип соперничества. Норма гарантирует любым заинтересованным субъектам возможность участвовать в закупках. В пункте 2 ст. 8 говорится о ценах. Положения устанавливают принцип конкурентной стоимости, неценовой конкуренции с целью выявления лучших закупочных условий. В случае нарушения норм, а также при выдвижении необоснованных требований к участникам, совершении действий заказчиками, противоречащих федеральным правовым актам, предусмотрена ответственность.

Картели

Они считаются одним из самых опасных нарушений антимонопольных законов. Картельный сговор - это экономическое преступление. Оно причиняет ущерб и потребителям, и предприятиям, и всему народнохозяйственному комплексу страны в целом. Картели:

  1. Приводят к захвату рынка определенными субъектами.
  2. Ограничивают конкуренцию.
  3. Влекут установление одной обязательной для участников соглашения стоимости продукции.
  4. Подавляют внешнюю конкуренцию (не допускают на рынок компании, не участвующие в соглашении).
  5. Влекут извлечение более высокого, чем средний, дохода за счет потребителей.

Запреты для властных структур

Действующее законодательство не допускает принятие актов, совершение бездействий/действий компетентными органами, предусматривающих:

  1. Введение квалифицирующих требований к процедуре создания предприятий.
  2. Установление запретов либо ограничений на ведение определенных видов деятельности либо выпуска отдельных типов продукции.
  3. Создание необоснованных препятствий для работы фирм.
  4. Установление запретов или ограничений на свободное перемещение продукции по территории РФ, ее приобретение, реализацию, обмен.
  5. Указания экономическим субъектам о первоочередных поставках для отдельных категорий потребителей/заказчиков либо о подписании договоров в приоритетном порядке.
  6. Установление ограничения по выбору предприятий для покупателей.

Уголовная ответственность

Наказание за ограничение конкуренции устанавливается, если оно повлекло крупный ущерб для организаций, граждан, государства или позволило нарушителю норм извлечь доход в крупном размере. Санкции за указанное деяние устанавливает ст. 178 УК. Состав преступления считается материальным. Деяние будет признано завершенным, если последствием ограничения конкуренции станет крупный ущерб.

Целью преступления является сведение к минимуму или полное устранение состязательности экономических субъектов. Методы ограничения конкуренции могут использоваться самые разные. Как правило, создаются реальные препятствия для вхождения на рынок других экономических субъектов или формируются такие условия, при которых их участие в товарообороте становится минимальным.

Конкуренция — соперничество разных экономических субъектов. На российском рынке запрещаются действия компаний любой формы собственности, которые формируют препятствия для участия иных предприятий во внутреннем товарообороте.

До недавнего времени общие правила поведения на рынке регулировались Федеральным законом № 948-1 “О конкуренции и ограничениях монополистической занятости”. Однако после ухудшения экономической ситуации в стране его отменили. Взамен был разработан и утвержден Федеральный закон № 135 .

Нормативная база

К основным нормативно-правовым актам принято относить:

  • ст. 178 УК РФ — регулирует уголовную ответственности в сфере ограничения конкуренции;
  • ст. 14.9 КоАП РФ — предусматривает ответственность для органов исполнительной власти;
  • Федеральный закон № 135 — описает общие положения;
  • Закон 44-ФЗ – регулирует закупки для нужд государства и органов самоуправления на местах.

ФЗ № 135 считается основным законом , поскольку именно в нем подробно изложена тематика преступления, расписаны признаки правонарушения, а также действия специально сформированных антимонопольных структур и правила осуществления государственного контроля.

Что такое ограничение конкуренции

Конкуренция — соперничество в условиях рынка одного предприятия с иным, за счет чего можно говорить о достижении коммерческой выгоды. Как следствие, это приводит к повышению объемов продаж либо спроса на предоставляемые конкретные виды услуг.

Согласно ФЗ № 135 (ст. 4) выделяют такие признаки ограниченной конкуренции :

  • сокращение числа экономических субъектов, которые не относятся к одной группе лиц;
  • повышение/понижение стоимости продукции, что не обусловлено условия товарооборота;
  • определение общих правил товарооборота на рынке договором между участниками либо согласно указу одного лица;
  • воздействие на других участников рынка со стороны государственных или муниципальных органов власти (к примеру, в период государственной закупки – заявленные ими требование может противоречить нормативным актам).

Виды и формы

Ограничения могут выражаться в разной форме. К примеру:

  • в агрессивной;
  • в формировании отрицательных соглашений;
  • в отдельных действиях органов исполнительной власти.

Каждая разновидность рассмотрена в таблице:

Агрессивное применение имеющихся преимуществ В него входит:

· диктатура ценовой политики;

· не обоснованная каким-либо образом оценка одинаковой группы продукции либо же отмена конкретного популярного товара;

· блокировка возложенных согласно соглашению обязательств;

· введение каких-либо региональных/территориальных запретов;

· действия, направленные на препятствие вхождения на рынок новых предприятий.

Договорные препятствия Под этим может подразумеваться:

· формирование «картелей» — объединенных компаний, которые предоставляют возможность сохранить текущую независимость, но при этом придерживаться общепринятой политики поведения на отечественном рынке;

· согласования не вынужденных условий действия хозяйствующих субъектов и так далее.

Противоправные действия органов исполнительной власти В данном случае речь идет о:

· противоправных действиях, выраженных в виде утверждения препятствующих нормативных актов;

· установлении запретов на реализацию поставленных задач в рамках действующих производственных мощностей;

· противоправных действиях по отношении к конкретной компании;

· искусственном формировании конкретных предпочтений потребителя по отношению к определенной организации либо предприятию.

Указанные разновидности являются только основными. На практике они могут выражаться в любой иной форме.

Действия органов власти

ФЗ № 135 запрещает органам исполнительной власти осуществлять действия, а также разрабатывать и принимать акты либо же подписывать договоры, которые в разной степени могут повлечь за собой недопущение или ограничение рыночной состязательности между участниками рынка, а также устранение конкурентов.

Для исключения ограничений конкуренции, исполнительной власти запрещено :

  • вводить различные ограничения и запреты на формирование новых предприятий, выполнение по отношению к действующим компаниям различных ограничительных действий, использование административного ресурса в отношении субъектов хозяйствования в личных интересах или в пользу других компаний;
  • препятствовать различными способами нормальной деятельности организаций без наличия весомых на это оснований (беспричинные проверки, необоснованные предписания и прочее);
  • пытаться ограничивать свободное перемещение товаров по территории России, в том числе лишать предприятия прав на их покупку, реализацию либо же обмен;
  • самостоятельно устанавливать круг партнеров, с которыми фирма должна подписывать соглашения, а также вносить поправки в условиях их заключения;
  • внедрять ограничения на права приобретателей продукции либо услуг в вопросе самостоятельного их выбора;
  • искусственно формировать такие условия, которые могут ущемлять права некоторых предприятий.

Более того, исполнительная власть не вправе подписывать договоры с действующими компаниями, если это в дальнейшем влечет за собой:

  • вынужденное внесение изменения в цены и тарифы других участников рынка;
  • фиксацию разных цен либо тарифов на одну и ту же продукцию, если это экономически не обоснованно.

Исполнительной власти категорически запрещается формировать препятствия тем, кто изъявил желание выйти на отечественный рынок.

Примеры ограничений

Если рассматривать примеры препятствования свободной конкуренции со стороны различных субъектов рынка и госвластей, то к основным принято относить:

  • принятие противоправного отказа участникам тендера в составлении и дальнейшей подачи заявлений, включая дальнейшее возможное участие в организованной конкурентной процедуре или необоснованное решение об отклонении конкурсных необходимых документов от участия в торгах или тендере;
  • вынесение решения об отказе от подписания конкретного контракта с победителем организованного ранее тендера по закупкам либо противоправный отказ от исполнения возложенных обязательств по ранее принятым условиям государственного либо муниципального контракта;
  • нарушения выдвинутых требований ФЗ №135 в вопросе информационного обеспечения закупочной деятельности. К примеру, правонарушение правил и периода публикации документации непосредственно по тендеру в специально разработанной единой информационной торговой системе;
  • согласование неоправданно заниженных цен на аналогичные товарные позиции между несколькими участниками рынка с целью «выдавить» конкурента;
  • демпинг — снижение цен и тарифных ставок ниже экономически обоснованных для увеличения собственной доли на рынке и создания неблагоприятных условий для других компаний;
  • сговор между производителями с целью поддержания выгодного для них уровня цен.

Указанные примеры достаточно часто встречаются на практике.

Естественные и искусственные монополии

Хотя закон 135-ФЗ и принято называть антимонопольным, от появления монополий в жизни избавиться невозможно.

Под естественной подразумевается монополия, которая по праву занимает ключевое, преимущественное положение на отечественном рынке и напрямую связана с имеющимися производственными особенностями.

Производственное преимущество выражаться в виде:

  • современного дорогостоящего оборудования;
  • единоличного права собственности на ключевые ресурсы;
  • наличия внушительных производственных мощностей.

В большинстве случаев, под естественной монополией подразумевается серьезная хорошо развитая инфраструктура, в рамках которой функционирование одной компании будет менее затратно с точки зрения себестоимости.

К примеру, электросети, железнодорожные пути сообщения, почтовое обслуживание и так далее. Организация нескольких подобных компаний только повысит затраты на оказание услуг, а значит потребитель будет получать тот же продукт, но дороже .

Под искусственной монополией подразумевается объединение компаний, которые формируются с целью получения коммерческой монополистической выгоды за счет покупателя. По сути, под термином скрывается условное название, которое позволяет отделить предприятия от естественных монополий.

Более того, такая форма монополии специально корректирует текущую структуру рынка, в частности:

  • формируют препятствия для исключения вероятности создания новых компаний в конкретной сфере;
  • ограничивают имеющихся аутсайдеров в праве доступа к конкретному сырью, в том числе и энергосистеме;
  • буквально “забивают” рынок персональной эффективной рекламой;
  • инвестируют внушительные средства в персональное развитие (например, открывают новые филиалы без повышения рентабельности, но для ограничения доступа для других субъектов).

Искусственная монополия формируется под конкретные предприятия . К примеру, несколько региональных компаний объединились между собой для препятствия входа на рынок иных фирм в определенной сфере деятельности. Они могут ограничить доступ к ресурсам, задавить рекламами и пр.

Формы ответственности за нарушения

По причине огромного числа правовых документов по рассматриваемой теме, будет целесообразно заострить внимание только на наказаниях за противоправные действия.

В частности, ст. 14.9 КоАП РФ предусматривает наказания непосредственно для должностных лиц госструктур в случае выявления фактов ограничения в конкуренции. Административная ответственность выражается в виде штрафа, размер которого не превышает 50 000 рублей либо дисквалификацию сроком на 3 года.

Предусматривается ответственность в виде:

  • штрафа до 500 000 рублей;
  • принудительных работ сроком на 5 лет;
  • лишения свободы на срок до 7 лет.

Принудительные работы совместно с лишением свободы влекут за собой запрет занимать руководящие должности.

Судебная практика

Как показывает судебная практика, судебные органы имеющуюся буквальную трактовку не используют в процессе разбирательства и подходят к вопросу с точки зрения разумности и обоснованности .

Так, например, в Постановлении ВАС РФ от 16.11.2015 года №А40-188369/2014 в качестве подтверждения устного картельного соглашения судом было рассмотрено приведенное ФАС в качестве доказательства совпадение электронных учетных записей, с помощью которых производилась регистрация заявок на участие в аукционе. Один из участников создавал заявки от своего имени и от имени своего соперника с одного и того же IP. В учет так же приняли и полную идентичность самих заявок. Итог для предприятия: проигрыш в высшей судебной инстанции и штраф.

Случаются также ситуации, когда к ответственности привлекают должностных лиц государственных органов. Например, в деле об организации конкурса на размещение рекламных конструкций суд признал, что неверно указанный адрес размещения объектов рекламы ограничивал конкуренцию и заранее вводил в обман потенциальных участников тендера (Определение ВАС РФ № 303-КГ15-3051 от 24.07.2015 года).

Частные примеры незаконного ограничения конкуренции в сфере госзакупок приведены в видео ниже.

Установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены на товар

Навязывание контрагенту невыгодных условий договора

Экономически или технологически не обоснованные сокращения или прекращение производства товара, если на товар имелся спрос

Экономически или технологически не обоснованные отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае возможности производства или поставок товара

Экономически или технологически необоснованное установление различных цен на один и тот же товар

Установление финансовой организацией необоснованно высокой или низкой цены финансовой услуги

Создание дискриминационных условий

Создание препятствия доступу на рынок или выходу на рынок другим компаниям

Нарушение установленного нормативными актами ценообразования

2) Ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Согласованные действия - ситуация на рынке, когда конкурирующие компании, не заключая соглашения о создании картеля, действуют согласованно.

При этом результат согласованных действий соответствует интересам каждой из компаний при условии, что их действия заранее известны каждому из них.

Это не относится к тем действиям компаний, которые вызваны одинаковыми для всех компаний обстоятельствами (например, изменение регулируемых тарифов или налогов, изменение цен на товар на мировых рынках, существенное изменение спроса на товар и т.д.)

Ограничивающми конкуренцию соглашения могут осуществляться договоренностью в письменной или устной форме. Одним из наиболее опасных видов сговора является ценовой сговор – соглашение участников одной рыночной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене. Также картельным сговором является договорное регулирование объемов закупок и продаж участниками рынка с целью влияния на уровень цен. Группа участников рынка, которые вовлечены в сговор, часто называются картелем. В картеле в отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность.

Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Картель затрудняет функционирование рыночных механизмов.

Ст. 11, 11.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливают запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Картели являются особо опасным нарушением антимонопольного законодательства, экономическим преступлением, наносящим огромный вред, как потребителям, так и бизнесу и экономике страны в целом.

Ограничивают конкуренцию между участниками рынка;

Приводят к монополизации производства и сбыта товара;

Влекут за собой установление единой обязательной для всех участников соглашения монопольной цены на товар;

Подавляют внешнюю конкуренцию со стороны фирм, не участвующих в соглашении;

Влекут получение более высокой, чем средняя, прибыли за счет потребителей

Основные виды картельных сговоров.

Ценовой сговор (соглашение об установлении и поддержании одной и той же цены товара или услуги)

Сговор по разделу рынка (например, по территориальному принципу, когда

одна компания продает товар только на территории одного региона, а другая – на территории соседнего, не конкурируя между собой и не снижая цены)

Сговор на торгах (когда участники торгов договариваются между собой, кто

из них выиграет торги и получит государственный контракт по максимальной цене с последующим перераспределением средств между собой.