Суть мозговой атаки. Метод мозговой атаки

Метод мозговой атаки (brainstorm, брейнсторминг) - один из наиболее эффективных методов в ситуации отсутствия свежих и неизбитых решений. Он помогает найти оригинальные идеи и задействовать ресурс коллектива по максимуму.

Суть мозгового штурма (брейнсторминга) состоит в творческом споре специалистов относительно определённой проблемы. Личный контакт и рассмотрение проблемы с разных точек зрения помогает найти свежие идеи. Для применения метода традиционно необходимы две группы специалистов. Первая группа выдвигает идеи, вторая – анализирует их. Также распространённым является вариант применения метода, при котором и выдвижение идей, и их анализ проводится одной и той же группой.

Основополагающие правила метода мозгового штурма

Одним из основных принципов применения метода мозгового штурма является принцип разнообразия привлекаемых экспертов. Различия между привлекаемыми участниками позволяет привнести те самые разные точки зрения на проблему, которые и необходимы для поиска решения. Мозговой штурм в «чистом виде» предполагает привлечение людей разных профессий. Однако в крупных компаниях обычно привлекаются для атаки сотрудники одного департамента (отдела/подразделения), которые занимаются разными направлениями работы. Хорошие результаты также показывает привлечение 1-2 членов группы, которые абсолютно не ориентируются в рассматриваемом вопросе (имеют только общее представление).
Исследования показали, что эффективность применения метода существенно снижается, если в группе присутствует один самый сильный член, который доминирует. Авторитет лидера напрямую влияет на позицию других членов группы и уменьшает количество получаемых тезисов.
Общие правила мозгового штурма:
  • поддержание высказываемых мыслей других участников группы
  • генерирование как можно большего количества идей
  • написание заголовков
  • иллюстрирование
  • масштабное мышление
  • неспешное принятие решения
Принцип написания заголовков предусматривает выражение концепции максимум в 6 словах. Это даёт возможность сделать мысль «концентрированной», легко применяемой. Иллюстрирование идей помогает выразить их суть (иногда рисунок справляется с эти лучше, чем слова). Необходимо учитывать, что иллюстрирование и написание заголовков не является обязательным для всех решений.

Этапы мозгового штурма


Можно выделить два основных этапа брейнсторминга:

  • генерация идей
  • практический анализ
Главной задачей первого этапа является сбор как можно большего количества вариантов решения проблемы. Все идеи отображаются на специальных карточках (записи проводятся непосредственно участниками или специальным членом группы). На втором этапе карточки сортируются и анализируются группой. Также во время выдвижения идей можно проводить аудиозапись, которая на втором этапе прослушивается и анализируется. Результатом проведения мозговой атаки является передача идей ответственным сотрудникам для воплощения их в жизнь.
Важно. Результат проведённой мозговой атаки должен обязательно воплотиться в так называемый прототип. Затягивание с созданием прототипа может привести к потере актуальности полученными идеями.

Примеры грамотного проведения мозгового штурма

Применение мозгового штурма зависит напрямую от масштаба группы, которой необходимо провести совещание и конечной цели. В группу обязательно должны входить специалисты, которые знакомы с техничкой проведения такого совещания.
Если говорить о методе мозгового штурма, пример правильного его применения может поэтапно может выглядеть так:

  • формирование проблемы (задачи/необходимости в поиске решения)
  • формирование списков участников группы
  • рассылка короткого содержания встречи и поставленной задачи всем участникам (рассылка «брифа»)
  • подготовка расходных материалов (мел, доска, листы бумаги, стикеры)
  • назначение ведущего
  • назначение секретаря (если избран метод фиксирования идей именно секретарём)
  • определение продолжительности первого этапа
  • постановка задачи
  • фиксирование идей
  • передача идей второй группе на обработку
  • выделение лучших идей
  • формирование «прототипа»
Такой приблизительный план помогает участникам быть готовыми к встрече (а, значит, более эффективными) и сделать её максимально результативной. Модератор (ведущий) встречи обязан деликатно курировать процесс. На практике возможна ситуация, в которой сотрудники, которые ниже по званию или должности, не выражают мысли в присутствии директора. В таком случае модератор должен аккуратно привлекать всех участников.

Как выбирать вопросы для обсуждения: нужны ли шаблоны


Вопросы мозгового штурма должны быть сформированы его организатором ещё до начала. Ориентировочный перечень необходимо рассылать участникам собрания предварительно (для подготовки). Необходимо, однако, помнить, что суть техники – в свободном потоке мыслей. Поэтому план и вопросы должны быть приблизительными.

Экскурс в метод обратной мозговой атаки

Обратная мозговая атака предусматривает процесс выявления недостатков процесса или предмета. Обратный брейнсторминг предусматривает ответ не на вопрос «Что делать?», а ответ на вопрос «Чего делать не нужно?». Применение этой технологии является таким же эффективным, как и обычный brainstorm.

Как провести мозговой штурм видео

Видео-тренинги по проведению совещаний в форме brainstorm можно найти на многих образовательных ресурсах. Особенный интерес для любителей этой техники представляют примеры, наведённые сотрудниками компании Google. Некоторые бизнес-тренера считают brainstorm неэффективным по причине возможного ухода мыслей в другом направлении. Однако для поиска решения в сложной ситуации техника может быть достаточно эффективна.

Метод обратной мозговой атаки

1. Задача «Скрытые свойства объекта».

Какими скрытыми и явными свойствами обладает бумага? Составить список свойств, проанализировать на предмет полноты и оригинальности. Пример: скрытые и явные свойства обычной спички.

Явные свойства — создание пламени, температуры, наличие геометрических размеров. Скрытые свойства — плавучесть, ядовитость, изменение цвета и веса при горении.


2. Задача «Юный аналитик

Дана ситуация и нереальная идея, поданная на этапе генерации. Ситуация. Для приготовления бумаги нужна деревянная щепа. Чтобы ее приготовить, берут дерево, отделяют нижнюю часть ствола и с этой части на специальных станках снимают кору. Древесину потом измельчают. Конечно, экономнее было бы использовать для приготовления щепы не нижнюю часть ствола, а верхнюю, где сучья и ветки. Но сучья и ветки — кривые, неровные, а машины, которые могли бы сдирать с них кору, пока не существует. Необходимо предложить новый, универсальный принцип очистки коры от древесины. Идея. Предложено воздействовать на микроорганизмы, живущие между корой и древесиной, реагентами, вызывающими их усиленный рост. Увеличение объема микроорганизмов позволит отделить кору от древесины изнутри. Необходимо проанализировать предложенную идею и найти в ней рациональную основу.

Важная черта новатора, изобретателя — видение окружающего мира в ключе его совершенствования, отрешение от «привыкания» к недостаткам. Этому способствует рассматриваемый метод, привлекающий при поиске оптимальных решений анализ и синтез.

Суть метода обратной МА: поиск недостатков — ключ к совершенству. То есть цель метода заключается в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.

Разновидность обратной МА — «диверсионный» метод, который помогает обнаружить скрытые задачи.

Вот новая машина. Допустим, мы не можем ее улучшить. А ухудшить можно? Давайте представим, как ее сломать. Что нужно испортить при изготовлении, чтобы получился брак? Или как испортить ее, чтобы никто этого не заметил, чтобы она сломалась уже на объекте, а к нам нельзя было предъявить никаких претензий? Если такое диверсионное задание можно выполнить, значит, нужно найти контрмеры: как предотвратить поломку машины, навсегда избавиться от дефекта.

Пример. Американцы при создании новой военной техники организуют так называемые группы противодействия. Такая группа, составленная из лучших специалистов, получает все данные по новому оружию, и ее задача — придумать, как с ним бороться, как защищаться. Результаты работы группы противодействия передают разработчикам нового оружия, чтобы сразу принять меры. Потом цикл повторяется.

Теперь становится очевидным, что обратная МА преследует цель поиска и устранения возможных недостатков. Если выразить смысл метода в шутливой форме, то нужно, чтобы большая группа людей с «мухоморным» характером да еще в плохом расположении духа пыталась доказать, что в машине, процессе, конструкции есть недостатки, слабые узлы, звенья.

Метод имеет, однако, ограниченные возможности применения. Обратная МА исключает управление поиском. Метод помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знание об объекте), сдвинуть мысль с «мертвой точки».

Психологическая инерция проявляется в том, что человек выдвигает тривиальные, стереотипные (заученные на память) варианты решения. Действие психологической инерции, с одной стороны), тормозит появление наиболее оригинальных неожиданных идей во время решения сложных задач или же направляет исследователя в иную сторону поиска. С другой стороны, инерция в мышлении и действиях человека помогает реагировать быстро, не раздумывая. Например, когда видим красный свет светофора, то, как правило, останавливаемся - это пример положительного действия психологической инерции.

Практическая часть

Несколько простых тренировочных задач. Решая эти задачи, можно увидеть проявление действия психологической инерции мышления и примерно оценить её уровень. Обязательное маленькое условие, необходимое для чистоты эксперимента — решения надо предлагать сразу, без долгих раздумий и анализа. Запишите первое, что пришло вам в голову в первые 2-3 секунды.

Задача 1

На двух руках 10 пальцев? А сколько на десяти руках?

Задача 2

Сколько будет два в квадрате?

А четыре в квадрате?

А угол в квадрате?..

Задача 3

Всем хорошо известно, что в поездах стоп-кран ярко-красного цвета. А какого цвета в самолете? Ярко-голубого как небо? Синего? Зеленого?
Оранжевого?

Задача 4

Глухонемой зашел в магазин, чтобы купить молоток. На витрине
молотков нет. Как он объяснит продавцу, что ему нужен молоток? Сделает движение, имитирующее забивание гвоздя молотком? Правильно. Следом за ним в магазин заходит слепой, чтобы купить ножницы. Как ему объяснить продавцу, что ему нужны ножницы?..

Задача 5

К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег, если имеется только одна маленькая одноместная лодка? Река глубокая и вода в реке очень холодная, если вплавь — смертельно простудишься.

Примечание: бревен и досок на берегу нет, лес не растет — "степь да степь кругом..."

Задача 6

Есть две комнаты, в одной три лампочки, а в другой три выключателя, по одному для каждой лампочки. Человек находится в комнате с выключателями. Какие действия нужно произвести с выключателями, чтобы потом зайти в комнату с лампочками и точно сказать, какой выключатель управляет каждой из лампочек? Перейти из комнаты в комнату можно только один раз.

Метод обратной мозговой атаки

1. Задача «Скрытые свойства объекта».

Какими скрытыми и явными свойствами обладает бумага? Составить список свойств, проанализировать на предмет полноты и оригинальности. Пример: скрытые и явные свойства обычной спички.

Явные свойства — создание пламени, температуры, наличие геометрических размеров. Скрытые свойства — плавучесть, ядовитость, изменение цвета и веса при горении.


2. Задача «Юный аналитик

Дана ситуация и нереальная идея, поданная на этапе генерации. Ситуация. Для приготовления бумаги нужна деревянная щепа. Чтобы ее приготовить, берут дерево, отделяют нижнюю часть ствола и с этой части на специальных станках снимают кору. Древесину потом измельчают. Конечно, экономнее было бы использовать для приготовления щепы не нижнюю часть ствола, а верхнюю, где сучья и ветки. Но сучья и ветки — кривые, неровные, а машины, которые могли бы сдирать с них кору, пока не существует. Необходимо предложить новый, универсальный принцип очистки коры от древесины. Идея. Предложено воздействовать на микроорганизмы, живущие между корой и древесиной, реагентами, вызывающими их усиленный рост. Увеличение объема микроорганизмов позволит отделить кору от древесины изнутри. Необходимо проанализировать предложенную идею и найти в ней рациональную основу.

Важная черта новатора, изобретателя — видение окружающего мира в ключе его совершенствования, отрешение от «привыкания» к недостаткам. Этому способствует рассматриваемый метод, привлекающий при поиске оптимальных решений анализ и синтез.

Суть метода обратной МА: поиск недостатков — ключ к совершенству. То есть цель метода заключается в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.

Разновидность обратной МА — «диверсионный» метод, который помогает обнаружить скрытые задачи.

Вот новая машина. Допустим, мы не можем ее улучшить. А ухудшить можно? Давайте представим, как ее сломать. Что нужно испортить при изготовлении, чтобы получился брак? Или как испортить ее, чтобы никто этого не заметил, чтобы она сломалась уже на объекте, а к нам нельзя было предъявить никаких претензий? Если такое диверсионное задание можно выполнить, значит, нужно найти контрмеры: как предотвратить поломку машины, навсегда избавиться от дефекта.

Пример. Американцы при создании новой военной техники организуют так называемые группы противодействия. Такая группа, составленная из лучших специалистов, получает все данные по новому оружию, и ее задача — придумать, как с ним бороться, как защищаться. Результаты работы группы противодействия передают разработчикам нового оружия, чтобы сразу принять меры. Потом цикл повторяется.

Теперь становится очевидным, что обратная МА преследует цель поиска и устранения возможных недостатков. Если выразить смысл метода в шутливой форме, то нужно, чтобы большая группа людей с «мухоморным» характером да еще в плохом расположении духа пыталась доказать, что в машине, процессе, конструкции есть недостатки, слабые узлы, звенья.

Метод имеет, однако, ограниченные возможности применения. Обратная МА исключает управление поиском. Метод помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знание об объекте), сдвинуть мысль с «мертвой точки».

Психологическая инерция проявляется в том, что человек выдвигает тривиальные, стереотипные (заученные на память) варианты решения. Действие психологической инерции, с одной стороны), тормозит появление наиболее оригинальных неожиданных идей во время решения сложных задач или же направляет исследователя в иную сторону поиска. С другой стороны, инерция в мышлении и действиях человека помогает реагировать быстро, не раздумывая. Например, когда видим красный свет светофора, то, как правило, останавливаемся - это пример положительного действия психологической инерции.

Практическая часть

Несколько простых тренировочных задач. Решая эти задачи, можно увидеть проявление действия психологической инерции мышления и примерно оценить её уровень. Обязательное маленькое условие, необходимое для чистоты эксперимента — решения надо предлагать сразу, без долгих раздумий и анализа. Запишите первое, что пришло вам в голову в первые 2-3 секунды.

Задача 1

На двух руках 10 пальцев? А сколько на десяти руках?

Задача 2

Сколько будет два в квадрате?

А четыре в квадрате?

А угол в квадрате?..

Задача 3

Всем хорошо известно, что в поездах стоп-кран ярко-красного цвета. А какого цвета в самолете? Ярко-голубого как небо? Синего? Зеленого?
Оранжевого?

Задача 4

Глухонемой зашел в магазин, чтобы купить молоток. На витрине
молотков нет. Как он объяснит продавцу, что ему нужен молоток? Сделает движение, имитирующее забивание гвоздя молотком? Правильно. Следом за ним в магазин заходит слепой, чтобы купить ножницы. Как ему объяснить продавцу, что ему нужны ножницы?..

Задача 5

К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег, если имеется только одна маленькая одноместная лодка? Река глубокая и вода в реке очень холодная, если вплавь — смертельно простудишься.

Примечание: бревен и досок на берегу нет, лес не растет — "степь да степь кругом..."

Задача 6

Есть две комнаты, в одной три лампочки, а в другой три выключателя, по одному для каждой лампочки. Человек находится в комнате с выключателями. Какие действия нужно произвести с выключателями, чтобы потом зайти в комнату с лампочками и точно сказать, какой выключатель управляет каждой из лампочек? Перейти из комнаты в комнату можно только один раз.


Метод решения творческих задач С О Д Е Р Ж А Н И Е 1.Цель и суть метода. 2."Диверсионный" метод. Пример. 3.Шутливая характеристика метода. 4.Этапы поиска решения. 5.План действий по методу. 6.Значение метода. 7.Чему учит метод. 8.Направления использования метода. Метод преодоления психологической инерции мышления


Методы решения творческих задач Метод решения творческих задач поиск недостатков – ключ к совершенству. недостатков выявление всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. Цель метода: Суть метода:


Методы решения творческих задач Автор метода Диверсионный метод "Диверсионный" метод Метод решения творческих задач Метод помогает обнаружить скрытые задачи. Вот проектируется новая машина. Допустим, мы не можем улучшить ее. А ухудшить можно? Представим, как ее сломать, разбить, смять. Или что надо испортить при изготовлении, чтоб получился брак? Или как испортить ее, чтоб никто этого не заметил, чтоб она сломалась уже на объекте, а к нам нельзя было предъявить никаких претензий? Т.е. предложите диверсию. И решив эти задачи, тут же примем меры – как брак не допустить, навсегда избавиться от дефекта.


Американцы при создании военной техники организуют "группы противодействия". Группа лучших специалистов получает все данные по новому оружию. Ее задача – придумать, как с ним бороться, как защищаться. Результаты работы группы противодействия передают разработчикам оружия, чтоб сразу принять меры. Потом цикл повторяется. Пример Метод решения творческих задач


"Группа людей с "мухоморным характером" да еще в плохом расположении духа, пытается доказать, что ей не нравится в машине, процессе, конструкции и т.д." Шутливая характеристика метода: Метод решения творческих задач


Этапы поиска решения методом обратной МА Этап 1 Этап 1: выявляются все недостатки совершенствуемого объекта. На основании недостатков формулируются задачи. Этапы 2, 3 Этапы 2, 3: этапы "мозговой атаки" (выработка идей, их анализ). Так, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию. Совершенствуемый объект Выявление недостатков Оценка недостатковПричины Следствия Постановка задач Этап 1 Идеи устранения недостатков Банк идей Анализ идей Рабочие варианты идей Этапы 2, 3 Метод решения творческих задач


План действий по методу обратной МА Метод решения творческих задач 1. Организовать совещание специалистов, знающих особенности изделия. 2. Ознакомить участников с правилами совещания. 3. Составить полный список недостатков. 4. Провести анализ и оценку недостатков. 5. Сформулировать задачи. Этап 2 – "Идей". Коллективная выработка идей мозговым штурмом. Этап 3 – "Анализ". Анализ наработанных идей, отбор лучших. Этап 1 – "Недостатки".




Метод решения творческих задач Направления использования метода разработки технического задания или технического предложения; уточнения постановки изобретательских и рационализаторских задач; экспертизы проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки; оценка эффективности закупаемых изделий и пр.

Теоретические предпосылки. В основе обратной мозговой атаки лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. По этому закону переход к новым решениям происходит через выявление и устранение недостатков в существующих условиях.

Поэтому при создании любого нового значительно улучшенного проекта решаются две задачи:

1) выявление в существующих изделиях максимального числа недостатков;

2) максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом.

Первая задача относится к постановке новых задач, вторая - к синтезу нового решения. Первая задача оказывается не менее простой, поскольку необходимо выявить полный список недостатков.

Таким образом, методы решения первой задачи должны обеспечивать не только выявление всех известных недостатков, но и прогнозировать все будущие недостатки.

Гипотетически существует некоторый идеальный полный список недостатков, каждый из которых может быть устранен или учтен в новом изделии, в результате чего новое решение будет реализовывать максимально возможный скачок для существующего уровня. Поэтому наилучшее решение первой творческой задачи соответствует наибольшему приближению к такому идеальному списку недостатков.

Говоря иначе, полный список недостатков (независимо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого.

Область применения метода.

Метод обратной МА ориентирован на решение первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. Объектом обратной МА может быть конкретное изделие или его узел, технологический процесс или его операция, сфера обслуживания и т. д.

Обратная МА может быть использована при решении, например, следующих вопросов и задач:

уточнение постановки задач;

разработка технического задания или технического предложения;

экспертиза проектной документации на любой стадии разработки (техническое задание, техническое предложение, эскизный, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец);



оценка эффективности закупаемых изделий.

Формулировка задачи . Формулировка задачи для обратной МА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

а) Что представляет собой объект, который требуется улучшить?

6) Какие известны недостатки объекта, связанные с его изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т. д.?

в) Что требуется получить в результате МА?

г) На что нужно обратить особое внимание? Изложение по п. а) желательно сопроводить наглядным эскизом, слайдами, кинофильмом, показом макета и натурного образца («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Наиболее полно и объективно информация по п. б) может быть собрана у изготовителей, пользователей, наладчиков и ремонтников.

По п. в) МА должна дать максимально полный список недостатков и дефектов у рассматриваемого объекта. Во время сеанса МА мы должны прозорливо угадать все будущие недостатки на 10-20 лет вперед, чтобы полученный полный список недостатков обеспечивал наиболее длительную конкурентоспособность созданного объекта.

По п. г) нужно указать, в каком направлении особенно нетерпимы недостатки и дефекты (например, прочность определенных деталей, надежность работы системы, экономия жидкого топлива, охрана окружающей водной среды и т. п.).

В творческую группу необходимо включить технологов, наладчиков, ремонтников, эксплуатационников, работников по сбыту и продаже.

Правила для участников сеанса МА . Эти правила совпадают с правилами проведения прямой МА. Для обеспечения непрерывности высказывания идей и полноты формируемого списка недостатков ведущему рекомендуется использовать следующий список вопросов;

У каких параметров объекта или его элемента ожидаются отклонения от нормы?

Какие ожидаются трудности изготовления, сборки, контроля изделия или его отдельных узлов?

Какие могут возникнуть затруднения с материалами и комплектующими деталями и узлами в настоящее время и через 10-20 лет?

Какие ожидаются трудности энергоснабжения в данное время и через 10-20 лет?

Какие неудобства в обслуживании или какие могут возникнуть ошибки оператора?

Могут ли возникнуть опасные моменты для пользователей и обслуживающего персонала?

Какие возможны трудности доставки и транспортирования в настоящее время и через 10-20 лет?

Для стимулирования мышления на экране показывают отдельные предложения из межотраслевого, проблемно и объектно ориентированных списков недостатков изделий и списков их параметров.

Запись и оформление результатов МА. Проводится аналогично прямой мозговой атаке. В дополнение выполняется классификация недостатков по родственным группам. Могут быть выделены, например, следующие группы: основные функциональные требования, производство, сбыт, эксплуатация, защита окружающей среды. Проводится ранжирование недостатков от самых больших (главных) до малых (второстепенных). Ранжирование можно выполнить также путем отнесения каждого недостатка к главным, средним или второстепенным недостаткам.

Если список недостатков составляется с целью последующего его использования в постановке и решении изобретательских или рационализаторских задач, то желательно еще составить таблицу анализа недостатков (табл. 1).

Таблица 1

Анализ недостатков

При составлении табл. 7 время, отведенное на составление отредактированного списка идей может быть увеличено до 1-1,5 ч, а заполнение столбцов по следствиям проявления и причинам недостатков можно проводить с помощью дополнительной мозговой атаки