Значение письма в истории общества. Происхождение письменности. Значение письменности для человечества

Значение письменности в человеческой культуре очень велико. Благодаря совокупности факторов – географических, социальных и экономических и возникновению письма появились первые цивилизации. Причем человек уже не мог обходиться без письменности.

Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам.

Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня.

Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции.

У народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.

Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие на сам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиеся в языке слова просто не употребляются в письме.

Типология общества по наличию письменности

1. Бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности

2. Письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: (клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д)

Какова структура нормы права? Дайте определение гипотезы, диспозиции, санкции.


Гипотеза - это элемент нормы права, содержащий указания на жизненные обстоятельства, при наличии которых приводится в действие второй элемент - диспозиция. По сути гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если».

Диспозиция представляет собой сердцевину нормы, ее основную часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В диспозиции закрепляются субъективные права, обязанности, запреты, рекомендации, поощрения, через которые формулируются правила поведения.

Санкция - такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции.

Санкции в зависимости от содержания последствий могут быть карательными или штрафными, когда на правонарушителя налагаются дополнительные обременения; встречаются так называемые санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными, например признание сделки недействительной).

66. Собственность. Экономическое содержание собственности.

См. вопрос №58

Собственность - отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанции материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом.

Система экономических отношений собственности включает:

1. Присвоение собственности . Это экономический процесс, в результате которого определенный человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом.

2. Использование собственности для хозяйственной деятельности. Оно может быть осуществлено непосредственно собственником либо передано другому хозяйствующему субъекту.

3. Передача собственности. Она может быть осуществлена насильственно (кража, отъем, национализация) либо добровольно (продажа, передача в аренду).

Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего производственного процесса в экономике.

Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе, к себе и к обществу.
1) Отношение человека к природе - человек присваивает и потребляет природу, приспосабливая ее к удовлетворению своих потребностей, т. е. трудится.
2) Отношение человека к себе - неотчуждаемое право человека на свою рабочую силу и способности как на объект собственности.

Идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений.

Роль идеологии в обществе определяется теми функциями, которые она выполняет.

когнитивная (познавательная) функция. Создает определенную модель существующего общественного устройства и положения человека в нем; идеология предоставляет социальным субъектам возможности для ориентации в мире политики как своего рода схема или карта;

легитимизирующая (оправдывающая) функция. Стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству;

нормативная функция. Задает социальному субъекту систему норм социального поведения; тем самым идеология очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов;

интеграционная функция . На основе идеологической приверженности происходит реальное объединение людей, укрепление целостности политического сообщества;

мобилизационная функция. Идеология способствует сплочению людей на основе определенных идей, программ и лозунгов, побуждает их к политическим действиям.

Статья 13 Конституции РФ устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Язык есть система знаков, являющаяся основным средством общения.

Письменность – система знаков, закрепляющая язык.

Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, Конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имён мы никогда не узнаем, не изобрёл бы земледелие, обработку металлов и письменность. Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далёких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине современности. И все же судьба одного человека, не знай он письменности, изменилась бы не столь разительно, как судьба всего человечества.

Почти миллион лет поколения людей были связаны между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привёл человечество от варварства к цивилизации. Когда впервые было высечено, нацарапано имя вождя племени или Бога, мы никогда не узнаем точно. В это время и началась история. Времена, когда не существовало письменности, так и называются – доисторическими. Прежде для человека существовали две реальности: обыденная, сиюминутная, события в которой происходили постольку, поскольку их можно видеть, слышать или помнить, и неизменная реальность мифов, которая царила над временем. Мифы и ритуалы тогда были единственной копилкой человеческих достижений. Теперь появилась третья реальность – историческая, она же информационная. Человек оказался включённым в поток истории. Благодаря средствам массовой информации он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, при помощи иных средств, развившихся на основе письменности, он может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не переговорит. Прежде только божественные явления были неподвластны времени, теперь испытание временем выдерживают и дела человеческие. То, что делает человек сегодня, будут помнить не только его современники, но и далёкие потомки. Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работы предшественников. Добрая традиция научных работ – тщательное изучение предыдущих исследований с последующим вычленением крох нового знания – сформировалась на основе возможности работать в богатых библиотеках и получать образование при помощи учебников, в которых оставили свои накопленные знания, быть может, давно почившие светила.



Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности. Ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего, жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков - иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

Основная предпосылка создания письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.

II. Письменность развивается, эволюционирует, но тем не менее сравнивать и оценивать, какое письмо является лучшим или лучше несколько некорректно. Во-первых, различные типы письма могут по-разному подходить к тому или иному языковому строю. Во-вторых, за системой письма стоят не только звуки языка, но и история и культура. Именно поэтому с таким трудом проходят даже небольшие реформы графики и орфографии. Само собой разумеется, их проводят для удобства пишущих и читающих потребителей, но страдают от этого прежде всего образованные носители языка, привыкшие к определённой, быть может, устаревшей графике и орфографии. Многие русские писатели не приняли реформы 1917-1918 гг. и в эмиграции продолжали издавать книги в старой кодировке (на этом настаивал, в частности, И.А. Бунин).

Преобразование графической системы, пустившей глубокие корни, грозит поистине катастрофическим ущербом. Так, например, с 1930 по 1940 гг. таджикам и узбекам пришлось дважды менять письменность: сначала перейти от арабского алфавита к латинскому, а затем, во время политики русификации, - от латинского к кириллице. После этих реформ целый народ остался практически без книг и утратил свою письменную культуру. Практически не допускают никаких графических реформ англичане, именно поэтому их алфавитное письмо может считаться алфавитным только с большой натяжкой. Действительно, как соотносятся буквы и звуки в английском слове knight – (najt)? Но не считать же английское письмо иероглифическим! Все эти вопросы так или иначе учитывает теория письма, которая состоит из двух частей. Связь между письменными знаками изучает грамматология (в 1952 году этот термин ввел американский лингвист Игнас Джей Гельб, который и определил эту область как отдельную науку). Собственно начертанием и формой знаков занимаются палеография и эпиграфика (если объект изучения – это надписи, высеченные на твёрдом материале). Так, например, грамматологические знания необходимы, если нужно создать письменность для бесписьменного народа, а сведения о клинообразной форме знаков, их происхождении и способе нанесения относятся к палеографии. Некоторые культуры придают форме знаков особое значение. В Китае каллиграфия считается искусством: иероглифов много, они сложны, и небрежный почерк сделает текст нечитабельным. Напротив, тот, кто не блещет особой изящностью почерка, вряд ли будет от этого сильно страдать – написанное буквами разобрать почти всегда нетрудно.

Язык есть главное средство общения людей и поэтому всегда существует в обществе. Пока есть люди, которые пользуются языком как основным средством общения, язык жив, он непрерывно изменяется. Возникая в речи (устной или письменной), лингвистические инновации постепенно находят себе все большее применение, начинают употребляться всё чаще, приобретают таким образом статус правила. Со временем люди начинают рассматривать эти лингвистические явления как нечто само собой разумеющееся, обычное как факт языка.

Если же язык перестал быть основным средством общения в каком-либо социальном коллективе, он становится мертвым. Три причины могут вызвать такое положение. Во-первых, может исчезнуть народ-носитель данного языка. Так, последние тасманийцы умерли в прошлом веке, а вместе с ними и тасманийские языки. Во-вторых, народ может усвоить новый язык, забыв старый. К подобным мёртвым языкам относятся, например, шумерский, хеттский и хурритский, готский и прусский. Наконец, мертвым может стать какой-либо литературный язык, сохранившийся в каких-либо ограниченных сферах употребления, притом во всех остальных сферах используется живой язык, по происхождению связанный со старым литературным языком. Таково взаимоотношение между мертвым латинским и романскими языками, классическим монгольским и современным монгольским языками, старославянским и болгарским языками.

Некоторые письменности были изобретены, а остальные – и их большинство – появились в результате постепенной и долгой эволюции. Среди изобретенных, так называемых авторских письменностей – славянское письмо, армянское, грузинское и другие.

Армянское письмо было создано в начале V столетия, в период борьбы армян за политическую и духовную независимость от Персии и Византии. Армянский алфавит разработал просветитель епископ Месроп Маштоц (361-440).

И в современном мире люди изобретают письмо. Так, в первой половине XIX века индеец племени чероки Секвойя, будучи стопроцентно неграмотным, придумал и ввел письмо для своего народа. На территории России словесное письмо изобрёл чукотский пастух Теневиль, но им пользовались только его родственники и знакомые. В бывшем Советском Союзе для многих языков были созданы письменности на базе русского алфавита. Над ними работал коллектив учёных-лингвистов, то есть такие письменности были созданы искусственно.

Изобретение новой письменности – глобальнейшее дело, титанический акт творчества, часто определяющий культурное и политическое развитие народа (конечно, в том случае, если эта письменность прижилась, распространилась и сохранилась).

Про большинство письменностей нельзя сказать, что их кто-то изобрёл. Например, греческое или китайское письмо никто не придумал. Они создавались и совершенствовались на протяжении многих веков разными людьми. Да и у письма в целом, насколько можно судить, единственного создателя не было, как и у колеса, речи и множества других критичных для истории человечества изобретений.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Ответьте на вопросы:

1) Что является основной предпосылкой создания письменности?

2) Основная функция языка.

3) «Живые» и «мертвые» языки.

4) Взаимосвязь языка и письменности.

Люди пользуются устной речью около 500 тысяч лет. Письмо возникло гораздо позднее. Первоначальные формы начертательного письма появились 5 тысяч лет тому назад, а буквенному письму менее 3 тысяч лет.

Письменность - одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного.

До возникновения письма человеческие знания передавались от одного поколения к другому устно. Поэтому накопление этих знаний происходило чрезвычайно медленно. Многие человеческие коллективы были разделены барьерами естественными, географическими - горами, морями, океанами - или социальными - религией, обычаями, языком, разной государственной принадлежностью. Поэтому человеческие открытия, сделанные на одной территории, становились известными на другой территории спустя долгое время, а до некоторых мест и не доходили вовсе. Колесо и плуг появились в Америке вместе с проникновением туда европейцев. Аборигены Америки этих предметов не знали.

Устная речь ограничена во времени и пространстве. Произнесенное можно услышать только в момент речи. Разговаривать можно только на небольшом расстоянии. Письмо преодолевает эти ограничения. Мы можем прочесть то, что писалось вчера или тысячу лет тому назад. Мы читаем книги, написанные в разных странах мира, получаем письма из разных уголков Земли.

Изобретение радио, телефона, звукозаписи позволило передавать на расстояние и хранить долгое время речь звучащую. Но письменная речь имеет много преимуществ перед устной речью. Что легче - прочесть книгу или прослушать ее в записи чтеца? Тем более если это не художественное произведение, а, например, учебник русского языка. Книгу можно быстро просмотреть, найти по оглавлению нужную страницу, взять с собой в дорогу.

Огромное значение письма в жизни людей вызывало у древних народов представление о его божественном происхождении. Повсюду, как на Востоке, так и на Западе, введение письма приписывается божеству.

Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации.

Именно поэтому многие завоеватели уничтожали письменные памятники покоренных народов. Испанцы, завоевав Мексику в 1520 г., сожгли книги ацтеков: ведь они напоминали бы туземцам о их былом величии. По этой же причине нацисты, стремившиеся уничтожить идеологии, враждебные их собственной, сжигали книги своих противников.

Еще по теме § 139. ЗНАЧЕНИЕ ПИСЬМА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА:

  1. ПИСЬМО 28 139 Ученейшему и высокоопытному мужу Иоанну Боуместеру 139 от Б. д. С.
  2. Y.5. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ МАРКСИЗМА И СОВРЕМЕННЫЕ «ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ» И «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЕ» КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  3. 1.2. Значение инновации в социально-экономическом развитии общества
  4. Философия истории как особый тип теоретических размышлений о возможных закономерностях развития общества
  5. § 75. История развития заложных значений в изображении ученика Потебни А. В. Попова
  6. § 75. История развития заложных значений в изображении ученика Потебни А.В.Попова
  7. К ИСТОРИИ СТИЛЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА («Письма из Франции» Д. И. Фонвизина и «Письма русского путешественника» Н- М. Карамзина)

Письмо - искусственно созданная система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени

Действительно, звуковая речь, которая является одним из самых гениальных изобретений человечества, ограничено в пространстве и времени. С помощью звукового языка невозможно передать информацию на большие расстояния, как и невозможно передать и ее непосредственно будущим поколениям. Поэтому вполне естественно, что человечество искало вспомогательное средство передачи информации, который бы устранил названы препятствия. Таким средством стало письмьмо.

Изобретение письма без преувеличения можно считать важности вторым после языка изобретением человечества. Появление письма знаменовала интеллектуальную революцию. Люди получили возможность передавать свой опыт пр рийдешним поколением, а потомки получили возможность слышать"голос прошлого"Это повлияло на ускорение развития науки, техники, культуры и вообще всей цивилизации. Опыт поколений стал общемировые овым достоянием, научные идеи и открытия стали общедоступными, исчезла необходимость открывать уже открытое, а все это сказалось на интенсификации мышления и на научно-техническом и культурном пр огреси. Загалоогресі загалом.

Возросла и объединяющая роль языка, поскольку письмо способствовало оптимальной организации общественной жизни, производства, торговли. Административные документы, общественно-политическая и художественная литература згуртовув валы и этнос, пользовавшийся одном языке, и цивилизованные народы всего миру.

Даже в наше время, когда изобретены средства хранения и передачи на расстояние звукового вещания (технические средства вещания, радио), роль письма в жизни общества ничуть не уменьшилась

Письмо возникло примерно шесть тысяч лет назад. Правда, первые примитивные попытки графической передачи информации, найденные в пещерах на севере. Испании, относятся к значительно более раннему периоду - 20 тыс рок ков к не, к однако достаточных оснований назвать это письмом. НЕТемає.

В науке встречаются утверждения, что письмо появилось еще до возникновения звуковой речи. Однако это не является достоверным, потому о чем могли писать безмолвные люди. Все было как раз наоборот: между возникновением языка и изобретет дневные письма прошло много временису.

Письмо возникло в эпоху, когда у людей появилась потребность передать информацию удаленным членам рода или иным племенам или что-то увековечить, то есть в период уже сложных общественных отношений

Возникновению письма предшествовал длительный подготовительный период начала попытки передачи на расстояние информации способами, которые мало напоминали графическое письмо. Речь идет о так называемом"предметное письмо» или протописьмо, - оптические мнемонические системы, которые не воспроизводят непосредственного вещания, а является напоминанием или подсказкой для лица, принимающего сообщение. Такие средства информации практиковали разные пле мена уже в эпоху неолита (восьмого-III тысячелетия до. НЕоліття до н.е.).

мнемонические и символическим знаком мог быть предмет или несколько предметов и ритуальные действия с ними. Такие способы общения сохранились и до наших дней. Так, в частности, в североамериканских индейцев перед дача томагавка означала объявление войны, а общее выкуривания трубки - заключение мира. В Украине символические знаки использовали в обряде сватовства. Если девушка соглашалась выйти замуж за парня, щ в сватался, то связывала сватов рушниками, а руку жениха платком, если нет, то вручала парню тыква, откуда и пошли выражения тыквы достать, тыквы съесть, означающие"отказ той, к к ого сватаешся; потерпеть неудачу"К предметам-символам можно отнести"хлеб и соль", определенные цветы (в подарок), а в мнемонических - связан на память узелок на платке рудимент"предметного письм а"можно считать выставленные на витрине хлебного магазина хлебобулочные изделия , подвешенный сапог у входа в обувную мастерскую тощбіля входу у взуттєву майстерню тощо.

Интересный факт"предметного письма"описал греческий историк. Геродот (V в до. Не). Скифы послали персам лягушку, мышь, птицы и пять стрел. Жрецы персидского царя. Дария"прочитали"это"послание"так:"Если вы, персы, не умеете летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, и прятаться под землей, как мыши, вы все будете уничтожены нашими стрелами"Разгадывая это"послание", персы учитывали и то знание"контек сту", кто такие скифы, который у них образ жизни, как они воюют тощuot;, хто такі скіфи, який у них спосіб життя, як вони воюють тощо.

Все приведенные факты - примеры мнемонического и символического"письма"Однако существовала, а иногда и до сих пор существует условная сигнализация, когда сами вещи ничего не выражают, а используются как условные знаки. Н. Например, перуанское узелковое письмо кипу и. Ирокезские. Ракушечное письмо вампуисьмо вампум.

Письмо кипу - палочка с разноцветными шнурками с узелками. Содержание передают цветами шнурков и количеством и формой завязанных на них узелков

Письмо вампум - это пояс или жезл с прикрепленными к нему различными по цвету и размеру ракушками. Информацию передают порядком расположения, способом соединения и цветом ракушек. Понятно, что посторонний человек не прочитает такого послания, потому о значении такого письма необходимо предварительно договоритьсяся.

"предметным письмом"можно передать только очень простые, элементарные сообщение (указания, сигналы бедствий - землетрясение, наступление врагов и т.д.). Поиски форм и способов передачи сложных сообщений обусловили появление графического письмного письма.

Изобретение человеком письма, как системы фиксации речи для передачи ее в пространстве и во времени явилось одним из самых важных открытий, во многом определившим прогресс современного общества. Главное достоинство письма заключается в том, что оно позволяет преодолеть барьер времени, дает возможность общаться людям разных поколений, передавать потомкам свои знания о мире. В настоящее время изобретено множество уникальных технических средств, приспособлений, с помощью которых можно передавать, или транслировать человеческую речь на расстоянии или во времени: современный человек повсеместно использует телефон, радио, телевидение и целый ряд других средств массовой коммуникации. Однако все эти технические приспособления были изобретены лишь в ХХ веке, а до этого люди общались друг с другом с помощью письма - писали друг другу письма, создавали различные деловые бумаги (документы), фиксировали свои знания и переживания в книгах.

Дифференциация человеческой деятельности привела к тому, что в настоящее время существуют тексты, которые предназначены именно для зрительного восприятия, или чтения, они содержат чрезвычайно сложную, системно и логически организованную информацию, которую невозможно полностью освоить при прослушивании, необходимо иметь возможность прочитать ее. Несмотря на огромные достижения, научно-технический прогресс в области накопления, хранения и передачи информации,человечество до настоящего времени так и не придумало другой системы, равной письму и способной в той же мере выполнять эти функции.

Созданные человеком тексты являются лишь одной из форм существования языка, другой основной формой его существования является устная речь. Устная и письменная речь являются воплощением, материализацией человеческого языка - основного средства общения. Однако нам известны и другие средства коммуникации, которые использовались в доисторическую эпоху существования человечества и продолжают использоваться в наши дни. Например, широко известен язык жестов, которым пользуются в тех случаях, когда говорить или писать невозможно. Различные произведения искусства, такие как картина, нарисованная художником, мелодия, созданная композитором, танец, поставленный балетмейстером, также в определенной мере являются средствами общения, ведь через них художник пытается передать нам определенные мысли, чувства, эмоции, состояние души. Предметы, сделанные человеком, или используемые им, также могут о многом информировать нас. Но, как легко увидеть, данные способы коммуникации ни в какой степени не могут сравниться с языком по универсальности, точности и объему передаваемой информации.

Исследователи письменного языка употребляют большое количество терминов, которые следует пояснить. Прежде всего различают письмо и письменность. Когда говорят о письменности , то прежде всего имеют в виду совокупность письменных памятников, текстов какого-либо языка, или документов, выполненных с помощью письма того или иного народа. Под письмом же имеют в виду средство общения, или средство коммуникации; более же точно следует определить письмо как знаковую систему фиксации речи, позволяющую с помощью графических знаков осуществлять коммуникацию на расстоянии и во времени. Иногда в качестве синонима слова письмо употребляют термин графика, по значению они чрезвычайно похожи, но у последнего более узкое значение: слово графика произошло от греческого grapho > "пишу" и обозначает совокупность начертательных средств того или иного языка , буквы, или графемы, знаки препинания, а также данный термин обозначает науку, изучающую соотношение между знаками письма и элементами звукового строя языка . Графемой называют минимальный знак письменной системы языка, обозначающий ту или иную единицу языка – фонему, морфему, слово . Обычно графема соотносится с буквой в алфавитном письме, с иероглифом в иероглифическом, с силлабемой в слоговом, однако это не всегда так, более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже. Неоднозначность соотношения звук - графема для алфавитного письма весьма характерна для известных нам алфавитов, так например, диграф – письменный знак, состоящий из двух букв и обозначающий одну фонему - ch в английском языке обозначает звук [ш], а в немецком [х].

Помимо графики в письме обычно выделяют еще две составляющих: алфавит и орфографию . Слово алфавит пришло из греческого языка: "альфа" и "вита" - названия двух первых букв греческого алфавита, "вита" ранее называлась "бета", отсюда слово аlphabet в других современных европейских языках. Любой алфавит представляет собой упорядоченную систему письменных знаков, передающих звуковой состав слов языка посредством символов - графем, изображающих отдельные звуковые элементы. Изобретение алфавита позволило людям записывать любые, даже самые сложные тексты на своем родном языке, хранить их, передавать на расстоянии, это, в свою очередь, способствовало повсеместному распространению грамотности, сделало образование одним из наиболее важных открытий цивилизации. Однако открытие алфавита не привело бы таким результатам, если бы одновременно с ним не развивалась орфография, исторически сложившаяся система правил, обеспечивающих единообразие написаний. Никто не будет спорить, что одно и то же слово можно записать по-разному, но для того, чтобы написанное было понятно всем, необходим целый комплекс правил, благодаря которым любой текст был бы понятен различным людям. Термин орфография также произошел из греческого и буквальное означает "правильное написание" из греч. orthos - "правильный" и grapho - "пишу".

Письменность на земле существует уже около трех тысячелетий, поэтому ее изучает множество наук. Так, палеография – историко-лингвистическая дисциплина, изучающая историю создания письменных знаков; исследует памятники письменности с целью выявления закономерностей развития письменных систем различных народов; описывает процесс создания знаков письменности и их развитие; устанавливает закономерности, соответственно которым меняется письмо; практическая и описательная палеография исследует индивидуальные особенности писцов и самих древних рукописей с целью определения их подлинности, времени и места создания. Это очень серьезная наука, которой посвятили свою жизнь такие крупные русские ученые как В.Н. Щепкин, И.И. Срезневский, И.В. Ягич, П.А. Лавров, исследовавшие памятники древнеславянской и русской письменности. Палеография преимущественно занимается изучением рукописных текстов. Зарождение научной палеографии тесно связано с именем монаха-бенедиктинца Бернара де Монфокона, который и ввел в научный обиход и сам термин. Опираясь на датированные рукописи, он составил наглядные таблицы, показывающие историю изменения во времени отдельных греческих букв, и на основании этих таблиц составил первое научное описание рукописей. Главной задачей палеографии является установление и систематизация хронологических и локальны особенностей письма датированных рукописей с целью последующей оценки других, которые не имеют в своем тексте ни прямой даты, ни указания на место написания. Объектом палеографии являются письменные знаки, главным образом буквы и составляющие их элементы, а также надстрочные, разделительные знаки, приемы сокращенного написания слов, орудия и материалы письма. Достижения палеографического анализа рукописей используются в историческом языкознании, литературоведении, искусствознании и истории. Эпиграфика - дисциплина, изучающая древнейшие надписи, сохранившиеся на камнях, металле и керамике и пр., найденные при археологических раскопках. Ее основные задачи - установление времени и места, где была сделана надпись, ее расшифровка, установление типа письма, значения письменных знаков. Письменные тексты изучает и культурология , которую в большей степени интересует их содержание, так как основная цель этой науки проследить, как изменялись человеческие знания о мире, оценки тех или иных явлений действительности с течением времени. Относительно новой наукой является грамматология, поставившая перед собой цель установить на основе сравнения различных систем и типов письма общие принципы, управляющие его развитием. Термин грамматология также пришел из греческого языка - gramma(tos)"буква" и logos "слово, суждение, наука". Буквально его можно понять как "наука о буквах", и действительно, основным предметом изучения данной науки является письменный знак, обозначающий ту или иную единицу языка, слово, морфему, слог, звук, фонему и под. В грамматологии изучается внешняя форма письменного знака, то есть история его начертания, происхождение, эволюция его внешнего облика, а также и внутренняя форма письменного знака, то есть то, с какой единицей языка он соотносится, соотносился ранее, в каком направлении проходила его семантическая эволюция. Таким образом, грамматология это наука, изучающая историю письма, логику развития типов письма, историю написания отдельных знаков, их внутреннюю форму; а также занимающаяся сравнительным анализом графики различных народов. Первые серьезные исследования в данной области появились только в середине нашего века, к ним следует отнести монографии И. Гельба, Д. Дирингера, Й. Фридриха и целый ряд других работ.

Итак, письменный текст является одной из форм существования языка, он обладает своей спецификой и в настоящее время автономностью. Выдающийся немецкий ученый В. Гумбольдт писал: «Только звучащее слово является как бы воплощением мысли, письмо - воплощение звучания. Его наиболее общим значением является то, что оно фиксирует речь и этим делает возможным совсем иное размышление о ней, чем отзвучавшее слово, которое только находит себе место в памяти". Сравнивая особенности устной и письменной форм речи, все ученые подчеркивают вторичность, несамостоятельность письменной речи. Так, в работе "Об отношении русского письма к русскому языку" И.А. Бодуэн де Куртене выделяет два вида речевой деятельности - "произносительно-слуховую и писанно-зрительную". "Произносительно-слуховое может возникать и мыслиться совершенно независимо от писанно-зрительного: писанно-зрительное же имеет смысл, осмысливается только в связи с произносительно-слуховым".

Однако вторичность письменной речи совсем не означает ее второстепенности, несамостоятельности. Между устной и письменной речью существуют серьезные различия, которые связаны с особенностями их порождения и восприятия. Так, устная речь спонтанна, говоря что-л. мы произносим звуки, из которых состоят предложения и слова неосознанно, иными словами устная речь недискретна, она не членится на мельчайшие составляющие. Письменная же речь дискретна, так как создавая какой-л. текст, мы осознанно пишем букву за буквой, для чего первоначально расчленяем слово на звуки. При восприятии же речи это соотношение меняется, так, слушая какой-л. отрывок, мы воспринимаем отдельно звук за звуком, а лишь затем отождествляем данный набор звуков с каким-л. смыслом, искушенный же читатель может читать целыми словами, или словосочетаниями.

Итак,письмо является своеобразным кодом, который переводит звуковой поток речи в линейную систему воспринимаемых с помощью органов зрения оптических сигналов . Неоднократно указывая на вторичность письма по сравнению с устной речью, следует отметить и тот факт, что люди, которые много читают, делают это без мысленного проговаривания текста, а опытные машинистки печатают текст спонтанно, механически, то есть также без внутреннего проговаривания. Иными словами, с течением времени и приобретением достаточного опыта чтение и письмо становятся более автономными, независимыми от слушания и говорения. Приблизительно то же происходит и с письменной речью, она все более и более обособляется от устной, и даже оказывает на нее сильное влияние.

С развитием письменности у каждого народа складывается литературный язык, нормы языка. Мы говорим "говорит как по писанному", "говорит как пишет", когда хотим подчеркнуть правильную бойкую речь говорящего. Л.В. Щерба писал: "Несомненно, что при известных условиях жизни в той или другой мере развивается письменный язык, не рассчитанный на произнесение, и я глубоко убежден, что возникновение некоторых явлений литературных языков, как, например известные сложные синтаксические построения и многие другие явления, объясняются именно таким путем". Письменная форма языка постепенно становится все более независимой от устной, ее элементы, графические знаки, начинают функционировать наравне с фонетическими как различные формы материализации значений. Складывается особый книжный стиль языка, тексты которого рассчитаны не на произнесение, а на прочтение, что дает возможность оперировать более сложными логическими понятиями, абстрактными значениями. Не следует все же представлять себе, что устная и письменная речь, автономизируясь, отдаляются друг от друга. Законы, на основе которых организуются, выстраиваются письменные и устные тексты, являются общими для обеих форм языка. Й. Вахек делает следующее замечание: "Устную и письменную норму следует считать координированными величинами, которые не подчинены более высокой норме и сопринадлежность которых следует приписать лишь тому факту, что они используются в одном и том же языковом сообществе в комплиментарных функциях". Иными словами, нормы книжной речи регулируют текст, рассчитанный на прочтение, они отличаются от норм разговорной речи прежде всего этим, а во вторую очередь они отталкиваются от них, так как разговорная и книжная речь должны отличаться друг от друга в той степени, в какой отличаются и ситуации их применения. Отметим, что следует различать термины письменная и книжная речь , а также устная и разговорная речь . Вторые термины из каждой пары (книжная и разговорная) прежде всего характеризуют стили языка, первые - материальную форму фиксации текста. Так, разговорный отрывок может быть письменным, то есть являться написанным, записанным, например, текст диалога героев художественного произведения - рассказа, романа, драмы, но при этом он рассчитан либо на устное воспроизведение (драматический отрывок), либо на его имитацию (отрывок романа), книжный же текст может быть произнесен, однако для того, чтобы он был адекватно усвоен, он либо должен быть некоторым образом изменен, либо подкреплен его дополнительным прочтением.