Управление персоналом куда поступать. Специальность «Управление персоналом»: обучение и кем работать. Будущая профессия: где и кем работать

Выделяют четыре основных типа стратификации : рабство, касты, сословия, классы.

Рабство, касты и сословия характеризуют закрытые общества (такие общества, в которых социальные перемещения из низших страт в высшие запрещены или существенно ограничены), а классы характеризуют открытые (такие общества, в которых социальные перемещения из низших страт в высшиеофициально не ограничены).

Рабство - этоэкономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Различают две формы рабства.

- верхний-верхний класс включал так называемые «старые семьи». Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города;

Нижний-верхний класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему-верхнему классу, но не включал старые родовые семьи;

Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах;

Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие;

Верхний-нижний класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке;

Нижний-нижний класс составляли те, кого принято называть «социальным дном» - это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Во всех двусоставных словах первое - обозначает страту или слой, а второе - класс, которому данный слой относится.

Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. В рабочий класс могут входить неработающие, безработные, бездомные, нищие слои населения и т. д. Как правило, высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний, но в низшую его страту, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда - служащие.

Возможен иной вариант: рабочих не включают в средний класс, но оставляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты входят в следующий слой среднего класса (понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме колледжа).

Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы» - специалисты, имеющие, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающиеся высоким мастерством в своей области, занятые творческим трудом и относящиеся к так называемой категории самонанятых, т. е. имеющих свою практику, свое дело (юристы, врачи, ученые, преподаватели и т. д.).

Средний класс являет собой уникальное явление в мировой истории стратификационной системы общества. Он появился в XX в. Средний класс выступает стабилизатором общества, и в этом заключена его специфическая функция. Чем больше он, тем стабильнее благоприятная политическая и экономическая атмосфера в обществе.

Представители среднего класс всегда заинтересованы в сохранении того строя, который дает им подобные возможности реализации и благополучия. Чем тоньше и слабее средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации (низший и высший классы), тем вероятнее их столкновение. Как правило, в средний класс входят те, кто обладают экономической независимостью, т. е. владеют предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, а также ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия, иначе говоря, социальная основа общества.

Стратификационная система – это характер социального расслоения , способы его детерминации и воспроизводства. История человечества знает несколько типов стратификации. Например, рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый типы (Э. Гидденс).

Первые три типа соответствуют традиционному обществу . Рабство – это разделение населения на две основные крайние группы: рабов и рабовладельцев. Рабы являлись частной собственностью, средством производства, услуг, развлечений и не имели никаких гражданских прав. Классическая форма рабства (например, в Древней Греции и в Древнем Риме) формировалась за счет завоеваний и захвата пленных. В российском обществе до XI – XII веков имело место холопство как патриархальная форма рабства за долги. Раб жил в семье на правах младшего члена.

Менее распространена кастовая форма стратификации. Классическим примером кастового общества является Индия. Кастовость – совокупность слоев от низших до высших, освященных индуизмом. Членство в кастах передается по рождению. В индийском обществе существовало четыре основные касты: брахманы (жрецы и ученые, считалось, что они ближе всего стоят к богу Шиве); кшатрии (воины); вайшьи (купцы и помещики); шудры (рабочие и крестьяне). Вне каст состояли неприкасаемые (парии). Член касты наследовал род деятельности, религию. Браки заключались только внутри данной касты. Изменить социальное положение можно только в другой жизни (индуисты, как и буддисты, верят в инкарнацию, т. е. в переселение душ). Однако в течение длительного времени существования каст их иерархия могла меняться (так, ведущая позиция касты брахманов установилась лишь две тысячи лет назад). Иногда кастовым называют общество, в котором несколько этнических групп подвергаются сегрегации (как бывшие рабы на юге США после официальной отмены рабства вплоть до 70 гг. XX века).

Наиболее развитой системой стратификации традиционного общества является сословная . Сословие - социальная группа с правами и обязанностями, передаваемыми по наследству и закрепленными в праве и обычаях. Так, в Европе к XIV – XV векам сложились три сословия: два высших – дворянство и духовенство, низшее – третье сословие (ремесленники, торговцы, крестьяне).

В России к 1897 году при 125 миллионах человек населения сословия распределялись следующим образом: дворянство - 1,5 %; духовенство - 0,5 %; купечество - 0,3 %; мещанство - 10,5 %; казачество – 10,1%, крестьянство - 77,1 %. Каждое сословие делилось на множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Повышение социального статуса хотя и было затруднено, но не исключалось.

Классовая система – стратификационная система открытого типа , не предполагающая юридического закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, уровнем получаемых доходов; помимо экономических характеристик в понятие «класс» часто включают власть и социальный престиж. Однако экономические критерии являются доминирующими. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе.

Хотя термин «класс» применялся к анализу различных обществ, более всего он подходит для определения расслоения в современных обществах, особенно в индустриальных. Истоки теории классов имеются у Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и А. Сен-Симона. В трудах последователей Сен-Симона впервые возникла теория пролетариата (городского рабочего класса) как главной политической силы современного общества. Эти идеи стали краеугольным камнем марксистской теории.

Классовая система характерна для современного индустриального общества, где существуют возможности для свободного перехода из одной страты в другую. Так, накопление собственности, успешная предпринимательская деятельность позволяют индивидам переходить на более высокую социальную позицию.

Помимо описанных, в научной литературе имеется описание типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе: 1. физико-генетическая стратификационная система – ранжирование людей по естественным признакам: полу, возрасту, наличию определенных физических качеств – силы, ловкости, красоты и др.; 2. этакратическая стратификационная система – ранжирование людей по положению людей и групп по положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможности мобилизации и распределения ресурсов, по привилегиям в зависимости от ранга в структурах власти; 3. социально-профессиональная стратификация – главным различием между социальными группами становятся содержание и условия труда; ранжирование происходит на основе сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т. п.), фиксирующих уровень квалификации; 4. культурно-символическая стратификационная система – основана на доступе к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию; 5. культурно-нормативная стратификационная система – дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих при сравнении существующих норм и стилей жизни (потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект и др.); 6. социально-территориальная стратификационная система – построена на неравном распределении в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т. д.

В реальности все эти системы переплетаются и дополняют друг друга.

Управление персоналом – направление, которое имеет большие перспективы. На сегодняшний день появляется большое количество , связанных с данным видом деятельности.

Конечно же, каждая специальность имеет определенные особенности, о которых должен знать каждый начинающий работник. Необходимо отметить, что высокий скачок популярности управленческое направление демонстрирует ближайшие 5-7 лет. Представленные специальности отличаются большой популярностью, высокой доходностью и перспективой .

В чем заключается специфика?

Специфика работы с кадрами подойдет не каждому человеку. Те, кто не могут представить жизнь без постоянной коммуникации, любят думать и анализировать входящую информацию, не боятся неформатной работы, могут смело претендовать на должность управленца персоналом. Профессиональные устремления могут быть реализованы через различные направления в менеджменте.

Кадровая профессия может условно делиться на четыре типа:

  • диагносты (подбор и оценка персонала);
  • консультанты (направление, связанное с поиском оптимальных путей решения проблемы);
  • тренер-менеджеры (повышают эффективность деятельности организации за счет повышения компетенции и профессионализма сотрудников);
  • администраторы (принимаются решения, приводящие к комплексному развитию организации).

Необходимо отметить, что любая деятельность, связанная с персоналом, будет зависеть от самой организации, а также специалистов, задействованных в трудовом процессе. Можно рассматривать различные варианты, среди которых наибольшей популярностью пользуются кадровые и консалтинговые агентства. Специфика их работы связана с подбором лучших сотрудников на имеющуюся должность.

Кадровое управление предполагает соответствующую компетенцию и высокий уровень профессионализма. Что касается производственной работы, то она должна быть сопряжена не только с владением нескольких специальностей, которые предполагают , но и одно специализированное производственное направление. Можно понять, что от размера компании будет зависеть количество специалистов, задействованных в разных отраслях менеджмента.

Диагносты

Первый тип управления связан с работой не только в кадровых агентствах, но и в других организациях, испытывающих потребность в новых работниках. Исходя из названия, можно было понять, что такая профессия предполагает комплексную оценку сотрудников, которая будет включать различные психологические методики. Нельзя забывать о проверке личного дела, после того как была пройдена первичная проверка.

Диагносты могут заниматься персоналом, подключая различные информационные источники: сайты, профессиональные выставки, конференции и т.д. Кадровое агентство оценивает потребность компании в определенной специальности и на основании полученных сведений занимается подбором.

В данном случае могут быть задействованы специалисты разного уровня. Если задача администратора состоит в процессе отбора и определения перспективы труда работника, то всегда должен быть исполнитель, который сможет проанализировать резюме и послужной список.

В кадровом агентстве можно достичь больших успехов, поскольку возможность развития в данной отрасли сможет получить даже человек без образования. Кроме того, такая профессия предполагает постепенное развитие лидерских и психологических качеств. Занимаясь самим персоналом, многие менеджеры делают акцент на профессионализм, а не на психологическую устойчивость.

Для определения перспективы надо не только знать все технологические процессы, но и иметь соответствующий опыт. Большую роль в организации играют head-hunter – специалисты, ищущие и переманивающие профессионалов из одной компании в другую. Эта профессия только начинает набирать популярность на постсоветском пространстве. Среди отличительных сторон такого работника наибольшую роль играет сочетание психологии и высокие навыки социализации.

Консультанты

Консультант – профессия, предполагающая наличие навыка преподношения новых знаний через призму личного опыта. Важнейшие качества, без которых невозможно представить себе консультанта – ограниченность мышления и отсутствие каких-либо стереотипов. Кроме того, он должен знать основы управления, маркетинговую специфику и протекающие экономические процессы.

Если диагностом или менеджером можно стать за относительно короткий срок, то возможность развития в себе навыков консультанта — это довольно сложный процесс. Карьера в данном направлении будет полна сложностей и этапов, без которых невозможно дальнейшее развитие. Для получения работы надо уметь не только правильно общаться с персоналом, но и уметь оценивать его. Конечно же, различные компании выдвигают особые требования для потенциального кандидата, но иметь базовые навыки и опыт просто необходимо.

На сегодняшний день представленная специальность не считается довольно популярной в силу глубокой специфики, но с каждым днем количество реальных потребителей возрастает. В развивающих компаниях вводится профессия специалиста по корпоративной культуре, которая связана с созданием благоприятной атмосферы в коллективе и развития традиций.

Как показывает практика, такая работа предполагает не только навыки управления, но и возможность быстрого поиска решения и выхода из затруднительных путей.

i-4">Тренер-менеджеры

Тренер-менеджеры – специалисты, которые не так плотно затрагивают управление, а предлагают различные обучающие программы. На сегодняшний день такие специальности пользуются большой популярностью. Надо понять, что высокая популярность такой работы привела к усилению требований к потенциальным кандидатам.

Тренер будет иметь большие перспективы только в том случае, если потратит достаточное количество времени на свое обучение. Другой вариант входа в данную область – обладание высокой степенью профессионализма, которая позволит передавать опыт. Для того чтобы постичь основы управления, необходимо следить за навыками тренера. Большой профессионализм непременно отразится на результатах ученика.

Специальность «тренер-менеджер» имеет существенные различия в сравнении с диагностами. Такой работник должен органично сочетать в себе:

  • высокие коммуникативные способности;
  • творческий склад ума;
  • возможность быстрого диагностирования текущей ситуации и т.д.

Администраторы

Администраторы – профессия, часто объединяющая в себе особенности вышеописанных типов. Для того чтобы познать все законы управления, надо пройти тернистый путь от стажера до начальника. Кадровый директор имеет тесные контакты со всеми направлениями предприятия, а потому многие процессы будут зависеть от него. Можно стать заместителем руководителя, но только в том случае, если хорошо развиты навыки управления, а процесс производства изучен до мелочей.

Другой вариант, имеющий большие перспективы – подготовка к управленческой работе уже с университетской скамьи. На многих факультетах есть направления подготовки, после окончания которых можно устраиваться на руководящие должности.

Для успешной работы с персоналом надо научиться работать со словом, то есть результаты проведенных работ должны быть отображены на доступном для руководителей языке. Да и потом, многие кадровики далеки от психологии, а предпочитают «сухие факты». Контактируя с персоналом, надо всегда проявлять искренний интерес к нему. Профессиональное развитие – это хорошо, но никто не отменял личных качеств каждого сотрудника.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Для поступления на данную специальность большинство вузов интересует обязательный экзамен по математике, который выступает в качестве профильного, а также один экзамен по выбору вуза - это может быть русский язык, история, Информатика и ИКТ или обществознание. Кроме того, учебное заведение по своему усмотрению может запросить от студента результаты экзамена по английскому или другому иностранному языку.

В чем заключается основная сила любой компании? Конечно же, в ее сотрудниках! А вот то, кто будет сотрудником компании в первую очередь зависит от менеджера по персоналу. Успешная работа организации - это опытные и квалифицированные сотрудники. Вот их набором, контролем за качеством работы и занимается представитель этой специальности, отбирая новый персонал среди лучших соискателей. От менеджера зависит насколько един будет коллектив, каков в нем создастся психологический климат, насколько комфортно будет каждому члену в этом небольшом сообществе. Профессия достаточно востребована на рынке труда, а это значит, что выпускник никогда не будет иметь проблем с трудоустройством.

Краткое описание специальности

Специальность объединяет в себе образование в области менеджмента и специальную психологическую подготовку, что в целом позволяет подготовить квалифицированного менеджера по персоналу с широкими возможностями трудоустройства в отечественные и зарубежные организации и представительства разного профиля работы.

Крупные вузы в столице и регионах

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
  • Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
  • Московский университет им. С.Ю. Витте
  • Государственный университет управления
  • Воронежский экономический университет
  • Кубанский государственный университет

Сроки и формы обучения

Освоение профессии по данной специальность предполагает возможность выбора любой из трех форм обучения:

  • очной;
  • заочной;
  • очно-заочной.

Предметы, изучаемые студентами

В процессе обучения студенты изучают ряд полезных предметов, которые дают возможность им постичь все необходимые грани науки и стать настоящими экспертами в своем деле. Особенно важны для профессионализма студентов такие предметы, как психология, маркетинг и непосредственно управление персоналом. Все изучаемые предметы можно разделить на четыре группы:

Обучение: получаемые знания и навыки

В рамках обучения студенты получают все необходимые знания и умения для осуществления профессионального управления персоналом организации, в том числе в торговой сфере и предоставлении услуг, а также могут обеспечивать эффективную рабочую мотивацию персонала компании или любой организации.

Менеджер по персоналу может выполнять разные виды деятельности, включая управленческую, организаторскую, воспитательную, психологическую, правовую, социологическую и не только.

К конкретным навыкам и умениям специалистов по управлению персоналом можно отнести следующие:

  • разработка, создание и воплощение стратегической линии управления персоналом компании;
  • планирование использования человеческого потенциала;
  • выведение политики управления сотрудниками компании;
  • анализ рынка труда, его возможных вариантов развития и состояния в текущем времени;
  • разработка и воплощение мероприятий, нацеленных на развитие корпоративной культуры в коллективе;
  • организаторские способности к подбору и найму соответствующего персонала компании, а также его обучение, развитие и другие вопросы в данной области.

Будущая профессия: где и кем работать

Профессиональный работник отдела кадров (или HR-менеджер) - это настоящая находка для каждой компании, причем не только крупной, но и даже самой небольшой. Менеджер по управлению персоналом - это должность, которая включает широкий спектр задач, поэтому и выбор профессий здесь также велик - от экономиста до директора компании по подбору персонала. Возможна работа не только в организациях, но и в самостоятельных кадровых агентствах.

Начинающий менеджер может получать заработную плату в пределах 20 тысяч рублей в месяц и более. В большинстве случаев размер оплаты зависит непосредственно о количества полномочий и требований, предъявляемых руководством организации к такому работнику. Также немаловажную роль играет и конкретная специфика деятельности компании.

Профессиональный менеджер по управлению персоналом может ожидать зарплату от 30 тысяч рублей, в то время как профессионал с большим опытом работы, занимая пост директора по персоналу в большой компании, может получать до 130 тысяч рублей ежемесячно.

Продолжение обучения по специальности

По окончании бакалавриата (4 года обучения) студенты могут продолжить освоение специальности в магистратуре в течение 2 лет. Для этого, как правило, предлагают пройти собеседование по профилю желаемого направления. Магистры занимаются руководством в службах управления персоналом в разных сферах деятельности, включая торговую, банковскую, страховую, транспортную и другие