Ударным беспилотным летательным аппаратом скат. Ударный бпла миг скат. россия. Миг скат ударный бпла

Макет «Ската» на авиасалоне МАКС-2007

Перед ним были выставлены 500-килограммовые корректируемые авиабомбы (КАБ-500) и сверхзвуковые ракеты Х-31П

Сравнение размеров «Ската» с истребителем МиГ-29

Летом 2007 г. на авиасалоне МАКС Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» продемонстрировала новинку, которая наделала довольно много шуму. Это был беспилотный летательный аппарат «Скат» — точнее говоря, его модель. Тогдашний генеральный конструктор РСК Сергей Цивилев заявлял, что готовый БПЛА будет не разведывательным, а боевым аппаратом, способным к нанесению удара и по неподвижным, и по мобильным целям, в том числе малоразмерным, в условиях сильного зенитного противодействия, как автономно, так и в группе с другими аппаратами.

Фюзеляж, выполненный по схеме «летающее крыло», собран полностью из композитных материалов, способствующих снижению заметности. Использовано убирающееся трехопорное шасси. Управление осуществляется отклоняемыми поверхностями на задней кромке крыла. Судя по отсутствию хвостового оперения, полет «Ската» требует серьезного автоматического контроля со стороны электроники. Это — одна из (многочисленных) «больных мест» современного российского авиастроения, так что остается неясным, как именно разработчики из «МиГ» планировали ее решить.

На «Скате» планировалось устанавливать турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой более 5040 кгс, производства ОАО « Климов ». Это позволяет достичь весьма внушительного для БПЛА взлетного веса в 10 т, из которой 2 т приходится на боевую нагрузку. Впечатляет и проектируемая дальность полета в 4 тыс. км, и потолок в 12 км.

Вооружение должно было размещаться внутри фюзеляжа (его размеры: длина 10,25 м; высота 2,7 м; размах крыльев 11,5 м), в двух отсеках боевой нагрузки длиной 4,4 м. На их внутренних подвесках «Скат» будет нести пару ракет «воздух-поверхность» или «воздух-РЛС», или пару корректируемых авиабомб (общей массой до 1 т).

Работа по проекту стартовала в 2005 г., и к моменту проведения МАКС-2007 был создан уже полноразмерный макет для отработки конструкторских решений, оценки и оптимизации некоторых характеристик аппарата. Следующим этапом должно было стать создание «летающей лаборатории», действующего прототипа для окончательной доводки всех технологий и компонентов.

Западным экспертам «Скат» уже внешне напомнил американский БПЛА X-47 Pegasus , хотя и увеличенных размеров (этот БПЛА тоже пока не завершен, хотя разработка его идет неплохими темпами — читайте «"Пегас» вдохновляет военных "). Впрочем, те же эксперты уже после МАКС-2007 призывали «не недооценивать» этот аппарат. И хотя для мирового рынка беспилотников он вряд ли смог бы стать ошеломляющей новинкой, однако он вполне отвечал современным требованиям, а главное — задачам, стоящим перед российской армией.

К сожалению, конец этой истории представляется довольно пессимистичным. С момента публичной демонстрации деревянного макета в 2007 г. новостей о продвижении проекта «Скат» никаких нет. На одном интернет-форуме некто Владимир, заверяющий, что он работает в корпорации «МиГ», рассказал, что в этой области не делается ровным счетом ничего. Это особенно удручает на фоне того, что российская армия, по‑видимому, уже договорилась о закупках беспилотников за границей — а именно, в Израиле. И разумеется, израильтяне не продадут России самые современные разработки из опасения «утечки технологий». Нашей армии останется довольствоваться предыдущим поколением — и, по данным СМИ, платить за 12 аппаратов сумму в 53 млн долларов.

Читайте и о другом российском проекте военного беспилотника «Типчак»: «Беспилотный соотечественник ». По счастью, этот аппарат продвигается куда успешнее, и изготовители их обещают начать поставки своих беспилотников в армию уже в ближайшее время.

Одной из наиболее интересных и неожиданных новинок авиасалона МАКС-2007 стал перспективный малозаметный реактивный боевой беспилотный летательный аппарат (ББЛА) Скат, разрабатываемый Российской самолетостроительной корпорацией МиГ. Показ полноразмерного макета Ската в третий день салона группе журналистов в одном из ангаров РСК МиГ на территории аэродрома ЛИИ в подмосковном Жуковском стал подлинной сенсацией выставки: до сих пор никаких подробностей о ведущейся МиГом разработке ББЛА известно не было, и демонстрация Ската на МАКС-2007, хоть и планировалась разработчиком, нигде заранее открыто не афишировалась. Официальное разрешение показать ББЛА Скат было получено только 21 августа специальным распоряжением Президента России Владимира Путина. В результате полноразмерный макет Ската демонстрировался не на территории выставочной экспозиции, а в одном из ангаров РСК МиГ на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова, и на презентацию было приглашено только ограниченное количество представителей телеканалов и печатных СМИ. В их числе посчастливилось быть и автору этого материала.

Сразу оговоримся: беспилотных аппаратов такого класса в России до сих пор еще не было. Разработкой тяжелых - массой более тонны - реактивных БЛА многократного применения (а именно эта возможность отличает беспилотные летательные аппараты от разного рода крылатых ракет) у нас в стране с конца 60-х гг. занимаюсь ОКБ А.Н. Туполева, спроектировавшее околозвуковые оперативно-тактический беспилотный разведчик ВР-2 Стриж (141 или Ту-141, взлетная масса 5,4 т) и тактический беспилотный разведчик ВР-3 Рейс (143 или Ту-143, взлетная масса 1,4 т). Оба выпускались серийно и состояли на вооружении Советской Армии. Кроме того, в серийном производстве и на вооружении находился дозвуковой тактический беспилотный разведчик Ла-17Р (взлетная масса около 3 т), разработанный на базе самолета-мишени Ла-17 в ОКБ С.А. Лавочкина. Сфера применения всех этих БЛА ограничивалась только ведением воздушной разведки, а по способу взлета и посадки они мало походили на традиционные самолеты: старт их осуществлялся со специальных пусковых установок с использованием пороховых ускорителей, а приземление - на посадочных парашютах. Для решения боевых задач советские реактивные беспилотники. несмотря на ряд проектных проработок, приспособлены не были.

Вместе с тем опыт вооруженных конфликтов 80-х и 90-х гг., развитие средств ПВО и РЭБ, возрастание стоимости подготовки летного состава поставил к началу нового тысячелетия на повестку дня вопрос создания нового класса тяжелых реактивных беспилотных аппаратов, способных вести полноценные автономные и групповые боевые действия, в т.ч. поражать высокоточным оружием наземные и морские цели противника, обладая при этом характеристиками и системами бортового оборудования, подобными имеющимся у современных пилотируемых тактических самолетов.

Активные исследования по этому вопросу на рубеже нового века начались в США, а затем и в странах Западной Европы. При этом в Соединенных Штатах поспешили даже объявить боевые беспилотники "шестым поколением" боевых самолетов, которое придет на смену нынешним пилотируемым многофункциональным истребителям (в т.ч. самолетам пятого поколения F-22 и F-35), со временем едва ли не полностью их потеснив. Ведущие американские самолетостроительные компании - Боинг и Нортроп-Грумман - в 1998-2000 гг. приступили к проектированию экспериментальных прототипов-демонстраторов таких беспилотных аппаратов, названных Х-45 и Х-47, а в 2002-2003 гг. - к их оценочным летным испытаниям. Основные слагаемые концепции этих БЛА: летно-технические характеристики, близкие к характеристикам современных тактических боевых самолетов; возможность многократного применения с базированием на аэродромах тактической авиации; высокая выживаемость в условиях современного боя, реализуемая малой заметностью, специальными конструктивными решениями И наличием бортовых оборонительных систем; возможность самостоятельного распознавания целей и применения по ним высокоточного оружия, размещаемого во внутренних отсеках; ведение боевых действий как автономного, так и в составе групп, в т.ч. взаимодействуя с пилотируемыми летательными аппаратами.

В окончательной конфигурации максимальная взлетная масса демонстрационных образцов американских беспилотников достигла 16,6 т (Х-45С) и даже 19 т (Х-47В), что ставит их по сути в один размерный ряд с тактическими истребителями типа F-16. Экспериментальные БЛА Х-45 и Х-47 разрабатывались на конкурсной основе по программе J-UCAS, предусматривавшей создание единого для ВВС и ВМС США перспективного боевого беспилотника. Правда, от идеи единого ББЛА для двух видов вооруженных сил в Соединенных Штатах решено было отказаться, и разработка была продолжена пока только в интересах флота (программа UCAS-D). Несмотря на то, что произошло некоторое отрезвление умов, и беспилотники уже не рассматриваются в США как полноценная замена пилотируемым боевым самолетам, а лишь как дополнение к ним, особенно эффективное в боевых действиях в сложной тактической обстановке конфликтов высокой интенсивности, нет сомнения, что программы их создания будут продолжены в интересах как ВМС, так и ВВС.


Помимо США работы по перспективным боевым БЛА ведутся в последние годы в ряде стран Европы. Уже созданы и поступили на испытания экспериментальные демонстрационные образцы подобных аппаратов во Франции (Петит Дюк, 2000 г.). Великобритании (Рэйвен, 2003 г.).Италии(Скай-Х, 2005 г.),Швеции (Филур. 2005 г.). Германии и Испании (Барракуда, 2006 г.). Французский проект постепенно перерос в общеевропейский и получил наименование Нейрон (nEUROn). к нему уже присоединились Швеция, Италия и Испания, решившие использовать собственный опыт по БЛА в интересах общего дела, а также Греция И Швейцария. Британцы пока идут своим путем, осуществляя собственную программу Таранис, являющуюся развитием программы экспериментального БЛА Рэйвен. Как Нейрон, так и Таранис выполняются по концепции, близкой к реализуемой на американских Х-45 и Х-47, но их взлетная масса пока оценивается в 6-8 т. Совсем недавно стало известно, что после прошлогодней потери опытного образца в Германии решено отказаться от дальнейшего развития программы ББЛА Барракуда, дебютировавшего в мае 2006 г. на авиасалоне в Берлине - теперь здесь рассматривают возможность присоединения к общеевропейской программе перспективного боевого беспилотника (скорее всего - к программе Нейрон).

А что же в нашей стране? Одними из первых к идее создания БЛА, пригодного для боевого использования, обратились в компании Туполев, которая с 80-х гг. вела работы по беспилотнику нового поколения, известного под индексами 300 и Ту-300 (Коршун). Этот проект развивал концепцию предыдущих туполевских БЛА Рейс и Стриж (в т.ч. по способу старта и посадки) и по размерности должен был занять промежуточное положение между ними, имея взлетную массу 3-3,5 т. Аппарат предполагалось использовать в рамках фронтового беспилотного комплекса Строй-Ф в нескольких вариантах, в т.ч. и в ударном: боевая нагрузка могла размещаться как на внешней подвеске под фюзеляжем, так и во внутреннем отсеке. К середине 90-х гг. было построено шесть опытных образцов, проходивших испытания. Ту-300 в 90-е гг. несколько раз демонстрировался на авиасалонах МАКС, в т.ч. в варианте с боевой нагрузкой. Затем о Коршуне подзабыли, но вот совсем недавно, в июле этого года, по каналам информационных агентств прошли сообщения, что Туполев намерен реанимировать проект, проведя его модернизацию в части повышения характеристик и применения нового оборудования. Однако, судя по всему, если программа и будет продолжена, то, скорее всего, только в традиционном для туполевских беспилотников Рейс и Стриж качестве воздушного разведчика - по своей концепции (в т.ч. по способу старта с пусковой установки и посадки на парашюте) Ту-300 далек от нынешних мировых тенденций создания перспективных ББЛА.


Гораздо ближе к ним проект ОКБ им. А.С. Яковлева, известный под названием Прорыв. Впервые об идее Яковлева, имеющего богатый опыт создания малоразмерных БЛА (например, несколько типов аппаратов серии Пчела прошли испытания, в т.ч. в боевых условиях, выпускались серийно и состоят на вооружении), разработать перспективный боевой беспилотник в классе взлетной массы около 10 т стало известно несколько лет назад. Ударный БЛА Прорыв-У планировалось создать в рамках унифицированного семейства беспилотных аппаратов, которое включало бы также БЛА разведки Прорыв-Р и радиолокационного дозора Прорыв-РЛД. Для снижения стоимости и сроков разработки для этого планировалось использовать отработанные на учебно-боевом самолете Як-130 системы и агрегаты, в первую очередь двигатель, систему дистанционного управления, другие самолетные системы, специальное бортовое оборудование и т.п. Согласно иллюстрации на официальном сайте ОКБ им. А.С. Яковлева, степень унификации БЛА Прорыв и Я к-130 может достигнуть 40%. Достаточно подробные сведения и схемы БЛА семейства Прорыв были опубликованы главным конструктором ОКБ им. А.С. Яковлева Юрием Янкевичем в специальном юбилейном выпуске общероссийского научно-технического журнала Полет к 100-летию А.С. Яковлева в марте 2006 г.

В ударном варианте аппарат планируется выполнять по малозаметной схеме летающего крыла без хвостового оперения, с внутренним размещением боевой нагрузки и одним двигателем с воздухозаборником вверху головной части фюзеляжа. Взлетная масса ББЛА оценивается в Ют, масса полезной нагрузки (целевое оборудование и вооружение) - в 1-3 т, максимальная скорость может составить 1100 км/ч, потолок - 16 км, а продолжительность полета - 6 ч. Унифицированные на 60-70% с боевым вариантом модификации разведчика и аппарата РЛД отличаются от него, помимо использования других комплексов оборудования, применением консолей крыла большого удлинения и модуля хвостового оперения.

Летом 2005 г. стало известно, что входящее в корпорацию Иркут ОКБ им. А.С. Яковлева предложило вести совместные работы по перспективным беспилотным системам своему давнему партнеру по программе Як-130 - итальянской компании Алениа Эрмакки (входит в группу компаний Финмекканика), Соответствующее российско-итальянское соглашение было подписано на МАКС-2005. А на недавней выставке в Ле-Бурже в июне этого года президент корпорации Иркут и генеральный директор ОКБ им. А.С. Яковлева Олег Демченко официально заявил, что стороны уже приступают к практическим работам в этом направлении. Два года назад мы с итальянскими компаниями Финмекканика и Алениа подписали соглашение о создании на базе Як-130 беспилотного летательного аппарата. На сегодняшний день уже получены все разрешительные документы от министерств обороны России и Италии. Сейчас начинается практическая работа по реализации этого проекта, - сообщил журналистам в Париже Олег Демченко.

Разработкой беспилотных летательных аппаратов в России сейчас занимаются во многих авиастроительных компаниях. Определенных успехов в этой области в последние годы добились в корпорации Иркут, группе компаний ZALA, г. Ижевск, казанском ОКБ Сокол, на фирме Эникс, в подразделении компании Транзас из Санкт-Петербурга и ряде других организаций. Однако все создаваемые ими БЛА имеют размерность от считанных килограммов до нескольких сотен и предназначаются, главным образом, для решения задач воздушного наблюдения и разведки. В 2005 г. модели трех своих БЛА семейства Зонд взлетной массой от 2 до 12 т, предназначенных для решения задач многоспектрального мониторинга, управления воздушным движением и ретрансляции связи, представило на авиасалоне в Ле-Бурже и ОКБ Сухого. Известно, что Сухой работает и по тематике боевых БЛА, но подробности этих исследований пока не публикуются.

О том, что перспективным беспилотником занимаются в РСК МиГ, стало известно около двух лет назад. Эти работы начались вскоре после назначения генеральным директором и генеральным конструктором корпорации Алексея Федорова, тонко чувствующего конъюнктуру рынка и инициировавшего перед этим несколько программ БЛА в возглавлявшейся им корпорации Иркут. Однако все эти два года официальные представители МиГа ограничивались лишь констатацией факта о ведущихся работах, без какой бы то ни было конкретики. Вскоре проект миговского беспилотника был доведен до такой стадии, что руководители компании решили, что пора представить некоторые результаты своих исследований публично.

К созданию Ската компания подошла, уже имея в своем портфеле богатый опыт работ по беспилотной технике. С конца 40-х гг. конструкторы ОКБ вели разработку первых в стране крылатых противокорабельных ракет КС и КСС (своего рода уменьшенный беспилотный истребитель МиГ-15), затем сверхзвуковых крылатых ракет К-10 и Х-20 для вооружения ракетоносцев Дальней авиации Ту-16 и Ту-95, участвовали в создании скоростной крылатой ракеты Х-22, до сих пор состоящей на вооружении самолетов Ту-22МЗ. Кроме того, в 60-е гг. велись работы по разведывательным и ударным ДПЛА (Х-155ДР, Кречет), беспилотным перехватчикам (К-155, Гюрза) и др. Работы по беспилотной тематике продолжались в ОКБ и в последующие годы.

Итак, что же представляет собой перспективный боевой беспилотник МиГа? В соответствии с современными мировыми тенденциями аппарат выполняется по малозаметной схеме летающее крыло без хвостового оперения. Конструкция машины в значительной степени выполняется из композиционных материалов.

Несущий корпус аппарата в плане представляет собой треугольник с углом стреловидности по передним кромкам около 54. Такую же стреловидность имеют выполненные с нулевым сужением консоли крыла со срезанными под 90 к передней и задним кромкам законцовками. Вообще, во всем облике Ската на виде сверху и снизу прослеживается тенденция строить все внешние обводы планера, стыки панелей, створки ниш и люков вдоль всего нескольких параллельных осей, что отвечает требованиям снижения радиолокационной заметности. Основные аэродинамические управляющие органы аппарата - многофункциональные отклоняемые поверхности по задней кромке консолей крыла, с помощью которых осуществляется управление как по крену, так и по тангажу и по курсу, а также аэродинамическое торможение. Дополнительные управляющие поверхности имеются также на прифюзеляжных частях центроплана, имеющих обратную стреловидность по задней кромке (те же самые примерно 54, но со знаком минус).


Силовая установка Ската - один бесфорсажный двухконтурный турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой 5040 кгс, представляющий собой модификацию ТРДДФ РД-93 (вариант применяемого на истребителях МиГ-29 двигателя РД-33 для однодвигательных зарубежных боевых самолетов) и комплектуемый для снижения заметности плоским соплом. На первом этапе испытаний Ската двигатель может комплектоваться традиционным осесимметричным соплом. Лобовой нерегулируемый воздухозаборник двигателя размешен вверху носовой части аппарата.

Внутри корпуса БЛА. по бокам воздушного канала двигателя и самой силовой установки, оборудованы два отсека боевой нагрузки длиной 4,4 м и сечением 0,65x0,75 м, внутри каждого из которых может размешаться по одной ракете класса воздух-поверхность или воздух-РЛС, либо по корректируемой бомбе калибра 250-500 кг. Во время презентации Скат демонстрировался с противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр. Сообщается, что максимальная масса боевой нагрузки аппарата составляет 2000 кг.

Шасси аппарата - традиционное самолетное, обеспечивающее его взлет и посадку на обычных аэродромах. Шасси выполнено по трехопорной схеме, убирающимся. На каждой стойке имеется по одному колесу. Передняя опора с рычажной стойкой убирается назад по полету в отсек корпуса под воздушным каналом двигателя, основные, также с рычажными стойками, - в оси самолета в ниши центроплана.

Основное назначение ББЛА Скат - уничтожение в условиях сильного противодействия зенитных средств противника заранее разведанных стационарных наземных целей, в первую очередь средств ПВО, а также уничтожение мобильных наземных и морских целей при ведении как автономных, так и групповых действии совместно с пилотируемыми летательными аппаратами.

О составе бортового оборудования Ската пока не сообщается. Однако можно предположить, что помимо комплексной системы управления и системы навигации он будет оснащаться автономными прицельными системами для обнаружения и распознавания целей и применения по ним оружия, а также средствами разведки и радиоэлектронного противодействия для обеспечения собственной выживаемости в бою.

Аппарат имеет максимальную скорость полета у земли около 800 км/ч и максимальное число М полета около 0,8. Практический потолок его, согласно расчетам, составит более 12 000 км, а дальность полета - до 4000 км. По размерам Скат сопоставим с истребителем МиГ-29: его длина составляет 10,25 м, размах крыла - 11,5 м, а высота - 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата оценивается в 10 000 кг.

Разработка ББЛА Скат ведется РСК МиГ с 2005 г. на инициативных началах. В кооперации с рядом предприятий российской промышленности и научных центров уже проведен широкий круг исследований, в ходе которых определен рациональный облик и характеристики аппарата и принята программа отработки необходимых технологий. Аэродинамическая компоновка ББЛА прошла проверку в ходе продувок в ЦАГИ, которые подтвердили правильность выбранных конструктивно-компоновочных решений.

Среди участников кооперации по программе Скат (их логотипы нанесены на створку отсека боевой нагрузки макета ББЛА, продемонстрированного журналистам 23 августа) - 2 ЦНИИ Минобороны, традиционно отвечающий в отечественных вооруженных силах за научно-методическое обеспечение войск ПВО, концерн радиостроения Вега, недавно определенный правительством страны головной организацией по разработке беспилотных авиационных комплексов, ГосНИИАС - ведущий Государственный научный центр отрасли по разработке концепций развития боевой авиации, комплексов вооружения и интеграции комплексов бортового оборудования. Силовая установка для Ската разработана санкт-петербургским ОАО Климов в содружестве с Тушинским МКБ Союз, а в случае запуска в серию будет выпускаться на ММП им. В.В. Чернышева. Входящее в корпорацию Иркут ОКБ Русская авионика отвечает за разработку систем бортового оборудования. Еще один участник кооперации - ЗАО Хиус из Тверской области, пока еще не известное широко в авиационной отрасли, но, по словам директора Инженерного центра им. А.И. Микояна Владимира Барковского, имеющее большой опыт разработки и изготовления изделий из композиционных материалов. Хиус создает для Ската композиционные конструкции планера.


Показанный журналистам во время МАКС-2007 полноразмерный макет ББЛА Скат построен в опытном производстве PCК МиГ летом 2007 г. Он предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений и оптимизации характеристик аппарата.

Следующие этапы программы предусматривают изготовление опытных летных образцов-демонстраторов - в пилотируемом (Скат-ПД) и беспилотном вариантах (Скат-Д) - и проведение их летных испытаний для окончательной доводки и демонстраций всех технологий ББЛА Скат, включая применение оружия. Необходимость изготовления на первом этапе пилотируемого варианта Ската Владимир Барковский объясняет особенностями российского законодательства, которое накладывает серьезные ограничения на полеты БЛА. Нормативные акты в этой области требуют совершенствования, и такая работа уже ведется.

Руководители PCК МиГ пока не называют сроков начала летных испытаний прототипов Ската. Очевидно, что это случится не в ближайшие месяцы, однако приоритет и внимание, который отдают на фирме программе, позволяют надеяться на то, что первый полет Ската не за горами.

В случае успеха, в котором не сомневаются разработчики аппарата, ожидается, что проект получит поддержку российского министерства обороны и сможет быть включен в государственную программу вооружений. С учетом современных тенденций развития военной авиационной техники немалые перспективы у Ската имеются и на мировом рынке. Не исключено, что к работам по Скату (или его дальнейшему развитию) могут подключиться в перспективе и зарубежные партнеры: в последнее время на Западе такие масштабные программы принято вести сообща, яркий пример тому - упоминавшийся проект Нейрон. Так что с учетом нынешних мировых тенденций развития боевой авиации будущее у Ската может быть самым многообещающим.

(БПЛА). Данные средства, как утверждают специалисты, американцами используются почти на всех континентах. Смертоносные летательные устройства ВС США могут направить в любую точку мира, где имеются их национальные интересы. По понятным причинам исключение составляют «союзники» американцев и Россия. Широко использовались MQ-1 и MQ-9 Соединенных Штатов в Афганистане и Ираке. Судя по отзывам, многих интересует, имеются ли у России подобные летательные аппараты. Как заявляют специалисты, авиаконструкторами с 2007 года ведутся работы по созданию БПЛА «Скат». Информация об устройстве, предназначении и летно-технических характеристиках данного аппарата содержится в статье.

Знакомство

БПЛА «Скат» - это совместная разработка опытного конструкторского бюро Микояна и ОАО «Климов». Данная машина является разведывательным и ударным беспилотником.

Впервые местом показа аппарата общественности стал авиасалон МАКС-2007. Тогда изделие представляло собой полноразмерный макет. Финансирует проектировочные работы российская корпорация «МиГ». Ударный БПЛА «Скат», как утверждают специалисты, стал неожиданной и интересной новинкой в МАКС-2007. Непродолжительное время по причине отсутствия финансирования работы по проекту не велись. Однако они были возобновлены с декабря 2015-го, как заявил генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков.

Описание

В ходе проектировочных работ конструкторами была применена схема «летающее крыло». Для БПЛА «Скат» не предусмотрено хвостовое оперение. В аппарате используются композиционные материалы. Корпус летательного устройства имеет треугольную форму. Для БПЛА характерна стреловидность у передних кромок под углом 54 градуса. Консоли крыла имеют нулевое сужение и срезанные законцовки, которые к кромкам расположены под углом 90 градусов. С целью снизить радиолокационную заметность строительство внешних обводов, панельных стыков, створок люков и ниш выполнили вдоль нескольких осей, расположенных параллельно. В беспилотнике используется самолетный тип шасси с трехопорной схемой, благодаря чему БПЛА может садится и взлетать на аэродромной дорожке. Шасси убирающееся. Каждая стойка оборудована одним колесом. Передняя опора и рычажная стойка убираются в корпусный отсек. Остальные рычажные опоры - в специальные ниши. Информации о бортовом оборудовании на данный момент не имеется. Однако, как предполагают специалисты, вероятнее всего, БПЛА будет комплектоваться автономными прицельными системами, с помощью которых беспилотник сможет определять и распознавать цели и решать, какой вид оружия ему использовать. Кроме того, «Скат» будет оборудован средствами, осуществляющими радиоэлектронное противодействие и разведку. С их помощью БПЛА сможет себе обеспечить выживаемость в боевой обстановке.

О силовом агрегате

БПЛА оборудован одним бесфорсажным двухконтурным турбореактивным двигателем РД-5000Б. Его тяга составляет 5040 кгс.

Стремясь сделать «Скат» максимально незаметным, российские конструкторы в силовой установке предусмотрели плоское сопло. Местом лобового нерегулируемого воздухозаборника стала носовая часть беспилотника.

О предназначении

БПЛА «Скат» будет выполнять следующие задачи:

  • Производить разведку.
  • Используя авиабомбы и управляемые ракеты Х-59, уничтожать наземные цели противника.
  • При помощи ракет Х-31 наносить удары по вражеским радиолокационным системам.

Как утверждают эксперты, разведывательно-ударный БПЛА «Скат» может действовать автономно или совместно с остальными самолетами. Однако в места, в которых сосредоточены зенитные орудия, средства противовоздушной обороны противника, морские и наземные движущиеся и стационарные цели, направляется в первую очередь именно беспилотник.

О вооружении

«Скат» оборудован двумя отсеками с боевой нагрузкой не более 6 тыс. кг. Их длина составляет 440 см. Расположены они во внутренней части корпуса, по бокам, возле силового агрегата. Каждый из отсеков может содержать одну ракету. Для БПЛА предусмотрены несколько вариантов: ракеты класса «воздух - земля» или «воздух - РЛС». Также может использоваться корректируемая бомба. На выставке беспилотник был с противорадиолокационной ракетой Х-31П и корректируемой бомбой КАБ-500Кр.

В чем особенность?

Как утверждают специалисты, ПЛА «"Скат": крылатый удар» - нельзя считать обычным летающим дроном. Данный аппарат может самостоятельно определять цель и принимать решение, какое оружие ему использовать. Таким образом, на эффективную работу беспилотника не влияют рельеф местности и вражеское радиоэлектронное противодействие. Если «Скат» отдалиться на слишком большое расстояние и потеряет связь с наземным оператором, его работа останется по- прежнему достаточно эффективной. Кроме того, нанесение авиаударов по точкам с радиолокационными средствами противника считается его базовой функцией.

О летно-технических характеристиках

  • Общая длина БПЛА «Скат» составляет 10,25 м.
  • Наличие экипажа не предусмотрено.
  • Высота аппарата - 270 см.
  • Размах крыла - 1150 см.
  • «Скат» оснащен трехопорным шасси.
  • Показатель максимальной взлетной массы достигает 20 тыс. кг.
  • Летательный аппарат оборудован одним двигателем РД-5000Б, имеющим плоское сопло.
  • Беспилотник способен развивать скорость до 850 км/ч.
  • Преодолевает дистанции до 4 тыс. м.
  • Практический потолок - не более 15 тыс. м.
  • Боевое применение в радиусе 1200 м.
  • Масса боевой нагрузки составляет 6 тыс. кг.
  • «Скат» оборудован подвесками, расположенными в 4 точках бомбоотсеков.

В заключение

БПЛА «Скат» является оружием будущего. Как утверждают многие военные специалисты, в создании таких моделей Россия не уступает, а даже превосходит своих потенциальных противников.

Боевой беспилотный летательный аппарат (ББЛА) «Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь, средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами, действий.

На авиасалоне МАКС-2007 корпорация «МИГ» продемонстрировала боевой БПЛА «Скат». Это первый Российский реактивный беспилотный аппарат, предназначенный для решения боевых задач, весом более тонны. Работы над БПЛА «Скат» в компании МиГ ведутся с 2005 года.

Аппарат выполнен из композитных материалов по схеме «летающее крыло» и не имеет хвостового оперения. Эта конструкция способствует снижению радиолокационной заметности. Управляющие органы аппарата - отклоняемые поверхности на задней кромке крыла. С их помощью осуществляется управление по крену, тангажу и курсу, а также аэродинамическое торможение. «Скат» обладает турбореактивным двигателем РД-5000Б тягой 5040 кгс. На носу аппарата размещен воздухозаборник двигателя. БПЛА обладает традиционным убирающимся трехопорным самолетным шасси. Внутри корпуса ББЛА «Скат» оборудованы два отсека боевой нагрузки длиной 4,4 м рассчитанных либо на ракеты класса «воздух-поверхность» либо по корректируемой бомбе калибра 250-500 кг. Масса боевой нагрузки аппарата составляет около 2000 кг.


В США также ведутся работы по созданию аналогичных беспилотных аппаратов. В компании Боинг, а также в компании Нортроп-Грумман - в 2000 году приступили к проектированию аппаратов Х-45 и Х-47. Эти БЛА должны удовлетворять следующим условиям:

  • летно-технические характеристики, близкие к характеристикам современных тактических боевых самолетов;
  • возможность многократного применения с базированием на аэродромах тактической авиации;
  • высокая выживаемость в условиях современного боя, реализуемая малой заметностью, специальными конструктивными решениями И наличием бортовых оборонительных систем;
  • возможность самостоятельного распознавания целей и применения по ним высокоточного оружия, размещаемого во внутренних отсеках;
  • ведение боевых действий как автономного, так и в составе групп, в т.ч. взаимодействуя с пилотируемыми летательными аппаратами.




Одной из наиболее интересных и неожиданных новинок авиасалона МАКС-2007 стал перспективный малозаметный реактивный боевой беспилотный летательный аппарат (ББЛА) Скат, разрабатываемый Российской самолетостроительной корпорацией МиГ. Показ полноразмерного макета Ската в третий день салона группе журналистов в одном из ангаров РСК МиГ на территории аэродрома ЛИИ в подмосковном Жуковском стал подлинной сенсацией выставки: до сих пор никаких подробностей о ведущейся МиГом разработке ББЛА известно не было, и демонстрация Ската на МАКС-2007, хоть и планировалась разработчиком, нигде заранее открыто не афишировалась. Официальное разрешение показать ББЛА Скат было получено только 21 августа специальным распоряжением Президента России Владимира Путина. В результате полноразмерный макет Ската демонстрировался не на территории выставочной экспозиции, а в одном из ангаров РСК МиГ на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова, и на презентацию было приглашено только ограниченное количество представителей телеканалов и печатных СМИ. В их числе посчастливилось быть и автору этого материала.

Сразу оговоримся: беспилотных аппаратов такого класса в России до сих пор еще не было. Разработкой тяжелых - массой более тонны - реактивных БЛА многократного применения (а именно эта возможность отличает беспилотные летательные аппараты от разного рода крылатых ракет) у нас в стране с конца 60-х гг. занимаюсь ОКБ А.Н. Туполева, спроектировавшее околозвуковые оперативно-тактический беспилотный разведчик ВР-2 Стриж (141 или Ту-141, взлетная масса 5,4 т) и тактический беспилотный разведчик ВР-3 Рейс (143 или Ту-143, взлетная масса 1,4 т). Оба выпускались серийно и состояли на вооружении Советской Армии. Кроме того, в серийном производстве и на вооружении находился дозвуковой тактический беспилотный разведчик Ла-17Р (взлетная масса около 3 т), разработанный на базе самолета-мишени Ла-17 в ОКБ С.А. Лавочкина. Сфера применения всех этих БЛА ограничивалась только ведением воздушной разведки, а по способу взлета и посадки они мало походили на традиционные самолеты: старт их осуществлялся со специальных пусковых установок с использованием пороховых ускорителей, а приземление - на посадочных парашютах. Для решения боевых задач советские реактивные беспилотники. несмотря на ряд проектных проработок, приспособлены не были.

Вместе с тем опыт вооруженных конфликтов 80-х и 90-х гг., развитие средств ПВО и РЭБ, возрастание стоимости подготовки летного состава поставил к началу нового тысячелетия на повестку дня вопрос создания нового класса тяжелых реактивных беспилотных аппаратов, способных вести полноценные автономные и групповые боевые действия, в т.ч. поражать высокоточным оружием наземные и морские цели противника, обладая при этом характеристиками и системами бортового оборудования, подобными имеющимся у современных пилотируемых тактических самолетов.

Активные исследования по этому вопросу на рубеже нового века начались в США, а затем и в странах Западной Европы. При этом в Соединенных Штатах поспешили даже объявить боевые беспилотники "шестым поколением" боевых самолетов, которое придет на смену нынешним пилотируемым многофункциональным истребителям (в т.ч. самолетам пятого поколения F-22 и F-35), со временем едва ли не полностью их потеснив. Ведущие американские самолетостроительные компании - Боинг и Нортроп-Грумман - в 1998-2000 гг. приступили к проектированию экспериментальных прототипов-демонстраторов таких беспилотных аппаратов, названных Х-45 и Х-47, а в 2002-2003 гг. - к их оценочным летным испытаниям. Основные слагаемые концепции этих БЛА: летно-технические характеристики, близкие к характеристикам современных тактических боевых самолетов; возможность многократного применения с базированием на аэродромах тактической авиации; высокая выживаемость в условиях современного боя, реализуемая малой заметностью, специальными конструктивными решениями И наличием бортовых оборонительных систем; возможность самостоятельного распознавания целей и применения по ним высокоточного оружия, размещаемого во внутренних отсеках; ведение боевых действий как автономного, так и в составе групп, в т.ч. взаимодействуя с пилотируемыми летательными аппаратами.

В окончательной конфигурации максимальная взлетная масса демонстрационных образцов американских беспилотников достигла 16,6 т (Х-45С) и даже 19 т (Х-47В), что ставит их по сути в один размерный ряд с тактическими истребителями типа F-16. Экспериментальные БЛА Х-45 и Х-47 разрабатывались на конкурсной основе по программе J-UCAS, предусматривавшей создание единого для ВВС и ВМС США перспективного боевого беспилотника. В прошлом году, правда, от идеи единого ББЛА для двух видов вооруженных сил в Соединенных Штатах решено было отказаться, и разработка была продолжена пока только в интересах флота (программа UCAS-D). Несмотря на то, что произошло некоторое отрезвление умов, и беспилотники уже не рассматриваются в США как полноценная замена пилотируемым боевым самолетам, а лишь как дополнение к ним, особенно эффективное в боевых действиях в сложной тактической обстановке конфликтов высокой интенсивности, нет сомнения, что программы их создания будут продолжены в интересах как ВМС, так и ВВС.

Помимо США работы по перспективным боевым БЛА ведутся в последние годы в ряде стран Европы. Уже созданы и поступили на испытания экспериментальные демонстрационные образцы подобных аппаратов во Франции (Петит Дюк, 2000 г.). Великобритании (Рэйвен, 2003 г.).Италии(Скай-Х, 2005 г.),Швеции (Филур. 2005 г.). Германии и Испании (Барракуда, 2006 г.). Французский проект постепенно перерос в общеевропейский и получил наименование Нейрон (nEUROn). к нему уже присоединились Швеция, Италия и Испания, решившие использовать собственный опыт по БЛА в интересах общего дела, а также Греция И Швейцария. Британцы пока идут своим путем, осуществляя собственную программу Таранис, являющуюся развитием программы экспериментального БЛА Рэйвен. Как Нейрон, так и Таранис выполняются по концепции, близкой к реализуемой на американских Х-45 и Х-47, но их взлетная масса пока оценивается в 6-8 т. Совсем недавно стало известно, что после прошлогодней потери опытного образца в Германии решено отказаться от дальнейшего развития программы ББЛА Барракуда, дебютировавшего в мае 2006 г. на авиасалоне в Берлине - теперь здесь рассматривают возможность присоединения к общеевропейской программе перспективного боевого беспилотника (скорее всего - к программе Нейрон).

А что же в нашей стране? Одними из первых к идее создания БЛА, пригодного для боевого использования, обратились в компании Туполев, которая с 80-х гг. вела работы по беспилотнику нового поколения, известного под индексами 300 и Ту-300 (Коршун). Этот проект развивал концепцию предыдущих туполевских БЛА Рейс и Стриж (в т.ч. по способу старта и посадки) и по размерности должен был занять промежуточное положение между ними, имея взлетную массу 3-3,5 т. Аппарат предполагалось использовать в рамках фронтового беспилотного комплекса Строй-Ф в нескольких вариантах, в т.ч. и в ударном: боевая нагрузка могла размещаться как на внешней подвеске под фюзеляжем, так и во внутреннем отсеке. К середине 90-х гг. было построено шесть опытных образцов, проходивших испытания. Ту-300 в 90-е гг. несколько раз демонстрировался на авиасалонах МАКС, в т.ч. в варианте с боевой нагрузкой. Затем о Коршуне подзабыли, но вот совсем недавно, в июле этого года, по каналам информационных агентств прошли сообщения, что Туполев намерен реанимировать проект, проведя его модернизацию в части повышения характеристик и применения нового оборудования. Однако, судя по всему, если программа и будет продолжена, то, скорее всего, только в традиционном для туполевских беспилотников Рейс и Стриж качестве воздушного разведчика - по своей концепции (в т.ч. по способу старта с пусковой установки и посадки на парашюте) Ту-300 далек от нынешних мировых тенденций создания перспективных ББЛА.

Гораздо ближе к ним проект ОКБ им. А.С. Яковлева, известный под названием Прорыв. Впервые об идее Яковлева, имеющего богатый опыт создания малоразмерных БЛА (например, несколько типов аппаратов серии Пчела прошли испытания, в т.ч. в боевых условиях, выпускались серийно и состоят на вооружении), разработать перспективный боевой беспилотник в классе взлетной массы около 10 т стало известно несколько лет назад. Ударный БЛА Прорыв-У планировалось создать в рамках унифицированного семейства беспилотных аппаратов, которое включало бы также БЛА разведки Прорыв-Р и радиолокационного дозора Прорыв-РЛД. Для снижения стоимости и сроков разработки для этого планировалось использовать отработанные на учебно-боевом самолете Як-130 системы и агрегаты, в первую очередь двигатель, систему дистанционного управления, другие самолетные системы, специальное бортовое оборудование и т.п. Согласно иллюстрации на официальном сайте ОКБ им. А.С. Яковлева, степень унификации БЛА Прорыв и Я к-130 может достигнуть 40%. Достаточно подробные сведения и схемы БЛА семейства Прорыв были опубликованы главным конструктором ОКБ им. А.С. Яковлева Юрием Янкевичем в специальном юбилейном выпуске общероссийского научно-технического журнала Полет к 100-летию А.С. Яковлева в марте 2006 г.

В ударном варианте аппарат планируется выполнять по малозаметной схеме летающего крыла без хвостового оперения, с внутренним размещением боевой нагрузки и одним двигателем с воздухозаборником вверху головной части фюзеляжа. Взлетная масса ББЛА оценивается в Ют, масса полезной нагрузки (целевое оборудование и вооружение) - в 1-3 т, максимальная скорость может составить 1100 км/ч, потолок - 16 км, а продолжительность полета - 6 ч. Унифицированные на 60-70% с боевым вариантом модификации разведчика и аппарата РЛД отличаются от него, помимо использования других комплексов оборудования, применением консолей крыла большого удлинения и модуля хвостового оперения.

Летом 2005 г. стало известно, что входящее в корпорацию Иркут ОКБ им. А.С. Яковлева предложило вести совместные работы по перспективным беспилотным системам своему давнему партнеру по программе Як-130 - итальянской компании Алениа Эрмакки (входит в группу компаний Финмекканика), Соответствующее российско-итальянское соглашение было подписано на МАКС-2005. А на недавней выставке в Ле-Бурже в июне этого года президент корпорации Иркут и генеральный директор ОКБ им. А.С. Яковлева Олег Демченко официально заявил, что стороны уже приступают к практическим работам в этом направлении. Два года назад мы с итальянскими компаниями Финмекканика и Алениа подписали соглашение о создании на базе Як-130 беспилотного летательного аппарата. На сегодняшний день уже получены все разрешительные документы от министерств обороны России и Италии. Сейчас начинается практическая работа по реализации этого проекта, - сообщил журналистам в Париже Олег Демченко.

Разработкой беспилотных летательных аппаратов в России сейчас занимаются во многих авиастроительных компаниях. Определенных успехов в этой области в последние годы добились в корпорации Иркут, казанском ОКБ Сокол, на фирме Эникс, компании Новик-ХХI век и ряде других организаций. Однако все создаваемые ими БЛА имеют размерность от считанных килограммов до нескольких сотен и предназначаются, главным образом, для решения задач воздушного наблюдения и разведки (об одном из немногих пока отечественных боевых проектов - разработке ОКБ Сокол беспилотного разведывательно-ударного комплекса Дань-БАРУК взлетной массой около 500 кг - можно прочесть в отдельном материале этого номера). В 2005 г. модели трех своих БЛА семейства Зонд взлетной массой от 2 до 12 т, предназначенных для решения задач многоспектрального мониторинга, управления воздушным движением и ретрансляции связи, представило на авиасалоне в Ле-Бурже и ОКБ Сухого. Известно, что Сухой работает и по тематике боевых БЛА, но подробности этих исследований пока не публикуются.

О том, что перспективным беспилотником занимаются в РСК МиГ, стало известно около двух лет назад. Эти работы начались вскоре после назначения генеральным директором и генеральным конструктором корпорации Алексея Федорова (ныне - председателя правления и президента OAK), тонко чувствующего конъюнктуру рынка и инициировавшего перед этим несколько программ БЛА в возглавлявшейся им корпорации Иркут. Однако все эти два года официальные представители МиГа ограничивались лишь констатацией факта о ведущихся работах, без какой бы то ни было конкретики. И вот к августу этого года проект миговского беспилотника был доведен до такой стадии, что руководители компании решили, что пора представить некоторые результаты своих исследований публично.

К созданию Ската компания подошла, уже имея в своем портфеле богатый опыт работ по беспилотной технике. С конца 40-х гг. конструкторы ОКБ вели разработку первых в стране крылатых противокорабельных ракет КС и КСС (своего рода уменьшенный беспилотный истребитель МиГ-15), затем сверхзвуковых крылатых ракет К-10 и Х-20 для вооружения ракетоносцев Дальней авиации Ту-16 и Ту-95, участвовали в создании скоростной крылатой ракеты Х-22, до сих пор состоящей на вооружении самолетов Ту-22МЗ. Кроме того, в 60-е гг. велись работы по разведывательным и ударным ДПЛА (Х-155ДР, Кречет), беспилотным перехватчикам (К-155, Гюрза) и др. Работы по беспилотной тематике продолжались в ОКБ и в последующие годы.

Итак, что же представляет собой перспективный боевой беспилотник МиГа? В соответствии с современными мировыми тенденциями аппарат выполняется по малозаметной схеме летающее крыло без хвостового оперения. Конструкция машины в значительной степени выполняется из композиционных материалов.

Несущий корпус аппарата в плане представляет собой треугольник с углом стреловидности по передним кромкам около 54. Такую же стреловидность имеют выполненные с нулевым сужением консоли крыла со срезанными под 90 к передней и задним кромкам законцовками. Вообще, во всем облике Ската на виде сверху и снизу прослеживается тенденция строить все внешние обводы планера, стыки панелей, створки ниш и люков вдоль всего нескольких параллельных осей, что отвечает требованиям снижения радиолокационной заметности. Основные аэродинамические управляющие органы аппарата - многофункциональные отклоняемые поверхности по задней кромке консолей крыла, с помощью которых осуществляется управление как по крену, так и по тангажу и по курсу, а также аэродинамическое торможение. Дополнительные управляющие поверхности имеются также на прифюзеляжных частях центроплана, имеющих обратную стреловидность по задней кромке (те же самые примерно 54, но со знаком минус).

Силовая установка Ската - один бесфорсажный двухконтурный турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой 5040 кгс, представляющий собой модификацию ТРДДФ РД-93 (вариант применяемого на истребителях МиГ-29 двигателя РД-33 для однодвигательных зарубежных боевых самолетов) и комплектуемый для снижения заметности плоским соплом. На первом этапе испытаний Ската двигатель может комплектоваться традиционным осесимметричным соплом (на презентации 23 августа были представлены оба варианта). Лобовой нерегулируемый воздухозаборник двигателя размешен вверху носовой части аппарата.

Внутри корпуса БЛА. по бокам воздушного канала двигателя и самой силовой установки, оборудованы два отсека боевой нагрузки длиной 4,4 м и сечением 0,65x0,75 м, внутри каждого из которых может размешаться по одной ракете класса воздух-поверхность или воздух-РЛС, либо по корректируемой бомбе калибра 250-500 кг. Во время презентации Скат демонстрировался с противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр. Сообщается, что максимальная масса боевой нагрузки аппарата составляет 2000 кг.

Шасси аппарата - традиционное самолетное, обеспечивающее его взлет и посадку на обычных аэродромах. Шасси выполнено по трехопорной схеме, убирающимся. На каждой стойке имеется по одному колесу. Передняя опора с рычажной стойкой убирается назад по полету в отсек корпуса под воздушным каналом двигателя, основные, также с рычажными стойками, - в оси самолета в ниши центроплана.

Основное назначение ББЛА Скат - уничтожение в условиях сильного противодействия зенитных средств противника заранее разведанных стационарных наземных целей, в первую очередь средств ПВО, а также уничтожение мобильных наземных и морских целей при ведении как автономных, так и групповых действии совместно с пилотируемыми летательными аппаратами.

О составе бортового оборудования Ската пока не сообщается. Однако можно предположить, что помимо комплексной системы управления и системы навигации он будет оснащаться автономными прицельными системами для обнаружения и распознавания целей и применения по ним оружия, а также средствами разведки и радиоэлектронного противодействия для обеспечения собственной выживаемости в бою.

Аппарат имеет максимальную скорость полета у земли около 800 км/ч и максимальное число М полета около 0,8. Практический потолок его, согласно расчетам, составит более 12 000 км, а дальность полета - до 4000 км. По размерам Скат сопоставим с истребителем МиГ-29: его длина составляет 10,25 м, размах крыла - 11,5 м, а высота - 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата оценивается в 10 000 кг.

Разработка ББЛА Скат ведется РСК МиГ с 2005 г. на инициативных началах. В кооперации с рядом предприятий российской промышленности и научных центров уже проведен широкий круг исследований, в ходе которых определен рациональный облик и характеристики аппарата и принята программа отработки необходимых технологий. Аэродинамическая компоновка ББЛА прошла проверку в ходе продувок в ЦАГИ, которые подтвердили правильность выбранных конструктивно-компоновочных решений.

Среди участников кооперации по программе Скат (их логотипы нанесены на створку отсека боевой нагрузки макета ББЛА, продемонстрированного журналистам 23 августа) - 2 ЦНИИ Минобороны, традиционно отвечающий в отечественных вооруженных силах за научно-методическое обеспечение войск ПВО, концерн радиостроения Вега, недавно определенный правительством страны головной организацией по разработке беспилотных авиационных комплексов, ГосНИИАС - ведущий Государственный научный центр отрасли по разработке концепций развития боевой авиации, комплексов вооружения и интеграции комплексов бортового оборудования. Силовая установка для Ската разработана санкт-петербургским ОАО Климов в содружестве с Тушинским МКБ Союз, а в случае запуска в серию будет выпускаться на ММП им. В.В. Чернышева. Входящее в корпорацию Иркут ОКБ Русская авионика отвечает за разработку систем бортового оборудования. Еще один участник кооперации - ЗАО Хиус из Тверской области, пока еще не известное широко в авиационной отрасли, но, по словам директора Инженерного центра им. А.И. Микояна Владимира Барковского, имеющее большой опыт разработки и изготовления изделий из композиционных материалов. Хиус создает для Ската композиционные конструкции планера.

Показанный журналистам во время МАКС-2007 полноразмерный макет ББЛА Скат построен в опытном производстве PCК МиГ летом 2007 г. Он предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений и оптимизации характеристик аппарата.

Следующие этапы программы предусматривают изготовление опытных летных образцов-демонстраторов - в пилотируемом (Скат-ПД) и беспилотном вариантах (Скат-Д) - и проведение их летных испытаний для окончательной доводки и демонстраций всех технологий ББЛА Скат, включая применение оружия. Необходимость изготовления на первом этапе пилотируемого варианта Ската Владимир Барковский объясняет особенностями российского законодательства, которое накладывает серьезные ограничения на полеты БЛА. Нормативные акты в этой области требуют совершенствования, и такая работа уже ведется.

Руководители PCК МиГ пока не называют сроков начала летных испытаний прототипов Ската. Очевидно, что это случится не в ближайшие месяцы, однако приоритет и внимание, который отдают на фирме программе, позволяют надеяться на то, что первый полет Ската не за горами.

В случае успеха, в котором не сомневаются разработчики аппарата, ожидается, что проект получит поддержку российского министерства обороны и сможет быть включен в государственную программу вооружений. С учетом современных тенденций развития военной авиационной техники немалые перспективы у Ската имеются и на мировом рынке. Не исключено, что к работам по Скату (или его дальнейшему развитию) могут подключиться в перспективе и зарубежные партнеры: в последнее время на Западе такие масштабные программы принято вести сообща, яркий пример тому - упоминавшийся проект Нейрон. Так что с учетом нынешних мировых тенденций развития боевой авиации будущее у Ската может быть самым многообещающим.

Всех тех кто хочет иметь у себя на кухне по-настоящему стильный стол обеденный . Приглашаю вас посетить сайт «GlassMarket.com.ua». Именно на его страницах вы найдёте то что вам нужно.

А эта ссылка будет особенно интересна всем женщинам живущим в Москве в районе мичуринского проспекта и метро «Университет».По ней вы найдёте салон красоты на Мичуринском . А точнее его сайт. Так что не пропустите.

Эта ссылка будет интересна всем предпринимателям имеющим торговые точки по продаже хозтоваров и товаров для бани. По ней вы найдёте сайт, на котором сможете купить мочалки оптом и другую банную продукцию. Так что не пропустите.