Социология изучает. Когда возникла социология
Социология как наука
1. Предмет и объект социологии. Место и роль социологии в системе обществоведения.
Социология (от лат. societas - общество и гр. logos - знание, понятие, учение) - наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине XIX в. французским социологом О. Контом (1798-1857). О. Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний (историю, политику, экономику, культуру и др.) в единую систему. Однако в ходе своего развития социология выделилась в самостоятельную науку со своим, отличным от других наук, предметом.
Таким образом, французская социология контрастирует с американской социологией с использованием исторического метода, французы интересуются прошлым, чтобы понять настоящего и американцев, в настоящем, чтобы понять будущее, контраст не менее с одной стороны, антиклерикализм Дюркгейма, замечательно отсутствующий в другом, и еще одна оппозиция: спекулятивный характер многих французских социологических исследований, с одной стороны, и с другой стороны Полезность исследований в Америке можно объяснить только при учете политических и социальных проблем каждой страны.
Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет социологической науки и объект и предмет конкретного социологического исследования. Объектом социологической науки в широком смысле является все общество в его целостности и системности. Это подтверждается и тем, что термин «социология» переводится как наука об обществе. Многие ученые не без основания считают, что объектом социологии является гражданское общество. При этом в качестве аргумента они указывают на то, что социология как наука становится востребованной только в период возникновения и развития гражданского общества.
Интерес американцев к социологии отношений очевидно, напрямую связана с расовой проблемой в Соединенных Штатах. В каждой стране социология была взята в социальном контексте; очень нормально социологи находились под влиянием социальной обстановки, в которой они жили, и разделяли проблемы соотечественников. Выбор предметов исследования, использование методов и определение общих целей исследований отмечены научными традициями и теоретическими или практическими проблемами каждой страны.
Социология социологии не просто умозрительна. Знание факторов, влияющих на социологию, можно использовать, чтобы подчеркнуть те факторы, которые способствуют его развитию, повышают его престиж и расширяют сферу влияния. Нет сомнений в том, что изучение фактов, свойственных каждой стране, может привести к лучшему пониманию социологии и более точной оценке услуг, которые она может оказать. как социальный факт, социальный факт, зависящий от других социальных фактов и от которого зависят другие социальные факты, и когда в результате своих наблюдений социологи выявляют влияние социальной, их научные результаты самой отправной точкой суждений и решений, которые изменяют действия человека и социальные структуры.
Предметом социологической науки в широком смысле является социальная сфера (социальная жизнь) общества.
Объект исследования - это некая объективная реальность, не зависящая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, общество является объектом исследования таких наук, как философия, история, политология, экономика, социология и др. Однако каждая из этих наук имеет свой предмет. Так, философия как наука по своим методам умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история - хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика - различные аспекты экономической сферы общества; политология - политические институты и отношения. Личность может стать объектом исследования таких наук, как социология, психология, антропология и др., но каждая из них в едином объекте имеет индивидуальный предмет.
Когда социология науки захватывает социологию искусства. В то время как классическая социология науки рассматривается как изучение деятельности в естественных науках, именно в рамках социологии человеческих и социальных наук мы хотим вставить наши собственные исследования и исследования конституция социологии искусства во Франции как субдисциплина, отличная от других областей социологического исследования и отличная от других дисциплин, традиционно отвечающих за ее предмет: эстетика и история искусства.
Именно в первый момент процесса «дисциплинализации» социологии искусства мы остановимся, а именно его вставку в рамках Дюркгеймского проекта. Ключевые слова: социология наук, история социологии, дисциплина, дисциплинаризация, общество, социологический год, Эмиль Дюркгейм.
Социология изучает прежде всего социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования может быть как общество в его целостности и системности, так и отдельные его элементы, например большие и малые социальные общности, личность, организации и учреждения, процессы и явления, различные сферы жизнедеятельности людей.
Палаврас-чава: социология, социология, дисциплина, дисциплина, соционика, социологический год, Эмиль Дюркгейм. Социология наук и социологии гуманитарных и социальных наук. Классически социология науки рассматривается, часто неявно, как специальность нашей дисциплины, которая берет в качестве объекта науки о природе? таким же образом, что понятие науки обычно относится к наукам о природе. Во всяком случае, это способ, которым он обычно представлен в учебниках, посвященных этому вопросу, которые часто ассоциируют развитие техники с обработкой так называемых точных наук.
Что отличает социологию от других наук об обществе? Только социология изучает общество как целостную систему. Если экономические, политические, юридические и другие науки изучают закономерности протекания процессов внутри каждой из сфер жизни, то социология пытается проанализировать и установить соответствующие закономерности, что и позволяет представить общество как сложную динамическую систему, состоящую из ряда подсистем.
Однако этот процесс не является самоочевидным, и все больше исследований различных ориентаций свидетельствуют о социологическом интересе социологов в их дисциплине или, в более общем плане, в гуманитарных науках и социальных наук. Хотя мы не осуществляем механическую перестановку инструментов, теорий и методов, предложенных социологией науки, внимание иногда сосредоточено на создании дисциплинарного «поля» или школы, иногда в контекстах производство или получение дисциплины, теории, потока или автора; есть много примеров.
Исследования, которые мы проводим и которые мы хотим вызывать, находят свое место в таком вопросе и касаются конституции социологии искусства во Франции. Иными словами, социология искусства является объектом исследования, а не основой, в которой она должна быть вписана. Социологи наук хорошо знают, что эта «социология социологии искусства» не имеет смысла обсуждать научность своего объекта? социология искусства или актуальность или обоснованность защищенных там тезисов или предложенные в нем результаты.
Социология отличается от других наук не только тем, что изучает, но и тем, как изучает. Для социологии характерно изучение общества сквозь призму человеческой деятельности, обусловленной потребностями, интересами, установками, ценностными ориентациями и т. д. Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, строить модели поведения человека и развития общества в целом. Анализ динамики социальных процессов дает возможность устанавливать тенденции развития общества и вырабатывать рекомендации по целенаправленному управлению социальными процессами.
Скорее, работа, проводимая, состоит из понимания исторического процесса «дисциплинаризации» при работе в эта область, как мы увидим. Доклад о процессе «дисциплинаризации» социологии искусства. Поэтому необходимо определить последовательные этапы построения домена. то есть различные институциональные и когнитивные конфигурации, потому что дисциплина определяется одновременно институтами, которые ее несут, и теориями, разработанными в этих учреждениях.
Однако следует иметь в виду, что во многих случаях работа дисциплинарной сегментации и автономизации специальностей осуществлялась лишь очень медленно и что когнитивные, но и институциональные границы были установлены только очень поздно До недавнего времени дисциплинарные границы часто пересекались, и «логика объекта» долгое время преобладала над «дисциплинарной логикой».
Предметом исследования социологии может быть определенный аспект (грань) реального объекта. Иными словами, предмет - это то, на что направлено конкретное социологическое исследование. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования. Например, объектом исследования может быть производственная организация, а предметом исследования - социальная структура организации, мотивация труда работников, культура организации и т. д.
Нам кажется даже невозможным вызвать процесс «дисциплинализации», не вызывая внутренней организации. социология по специальностям, а также построение внешних границ социологии. История социологии искусства является замечательным свидетельством этой взаимозависимости между расширением прав и возможностей дисциплины и разделов, которые он знает в нем. Потому что «искусство и социология не смешиваются»?
Поэтому эта конституция области была обязательно проведена в прямом отношении или в прямом противодействии дискурсам до тех пор, пока они доминируют в искусстве, эстетике и истории искусства, особенность социологии зарождающегося искусства заставила нас сформулировать ряд гипотез, узловая точка которых здесь восстановлена.
2. Структура социологического знания.
Структуру социологических знаний принято делить на три основных уровня: всеобщий (категориальный), средний (концептуальный) и эмпирический, или прикладной.
1. Всеобщий, высший уровень социологических знаний представляют общесоциологические теории. На этом уровне происходит разграничение предметных областей социологии с другими общественными науками (философией, политологией, экономикой и т. д.), разрабатываются общесоциологические теории, необходимые для изучения и осмысления социальных явлений, определяются направления научного поиска, вырабатываются общие подходы для интерпретации эмпирических фактов. Для общесоциологического уровня характерна высокая степень теоретических обобщений, присущих, как правило, всем общественным наукам.
Фактически, во время наших исследований мы убедились, что этот процесс «дисциплинализации» в этой области был особенно затруднен из-за самой природы обнаруженного объекта. Французские социологи, чтобы заменить себя своими предшественниками или их историками современного искусства или философами-эстетиками, правильный социологический подход к их объекту не был самоочевидным. Это миф о художнике в «художественном призвании», «выходе на напряжение между требованием соответствия, синонимом академического качества и требованием редкости, синонимом оригинальности». представление художника исключает, в общем, отражение возможных социальных определений его художественного призвания или его гения или, в любом случае, очень сильно их сопротивляет.
2. Средний уровень социологических знаний является своего рода связующим звеном между теоретической социологией и социологическими исследованиями. В нем тесно взаимодействуют эмпирические исследования и теоретическое обобщение полученных данных. На этом уровне исследуются социальные институты, социальные явления, сферы жизнедеятельности людей, требующие теоретического обоснования и соответствующего анализа.
Очевидно, что как только будет выявлен широкий спектр социальных механизмов, которые будут играть роль в аккредитации таких-то художников или произведений, художественных форм или видов искусства, операция, по сути, редукционистская. Более того, в комментариях социологов искусства довольно часто встречается дискурс об антагонистических ценностях, которые относятся к студенческой дисциплине и изучаемому предмету, социологии и искусству. Как говорит Бурдье в известной статье, часто цитируемой и цитируемой социологами искусства, «социология и искусство не смешиваются».
3. На эмпирическом, или прикладном, уровне социологических знаний изучаются мотивы поведения в малых группах, определяется степень социальной напряженности в трудовом коллективе, выявляются мнения людей по той или иной проблеме и т. д., т. е. проводятся исследования, не требующие всестороннего теоретического обоснования.
Социология и искусство не смешиваются, и это связано с искусством и художниками, которые плохо переносят все, что ожидает от их идеи: вселенная искусства вера в дар, в уникальность несотворенного создателя и размывание социолога, который хочет понять, объяснить, разуметь и скандал: Разочарование, редукционизм, одним словом, возвращается к тому же святотатству: социолог - тот, кто, подобно Вольтеру, изгнал королей истории, хочет вывести художников из истории искусства.
Это то, о чем сообщает Натали Хайнич. Лицо, противостоящее коллективу, субъекту социального, внутреннему по отношению к внешнему миру, врожденному приобретенному, естественному дару культурного ученичества: область искусства является превосходным, когда утверждения ценности, против которых была создана социология.
Возникнув как наука, исследующая прежде всего социальную сферу общества, социология в ходе своего развития расширяет зону научного поиска. На пересечении различных научных дисциплин возникают такие структурные элементы социологии, как социология политики, экономическая социология, социология культуры, семьи, образования и т. д. Особенность социологического исследования различных сфер жизнедеятельности заключается в том, что в каждом объекте (политике, экономике и др.) социология находит свой «социологический» предмет: человеческие потребности, интересы, ценности, мотивы поведения, социальную структуру и социальные отношения. Такой предметный подход позволяет разграничивать отраслевые социологии с другими смежными науками.
Задача социальных наук. Поскольку исследуемый объект, или, вернее, его представление, похоже, противостоят эпистемологическим рамкам студенческой дисциплины, изучение искусства может представлять для основателей французской социологии и для их преемников реальную проблему, аналогичную которые могли бы представлять собой опасение самоубийства, например. Эта особая взаимосвязь между дисциплиной и ее объектом, когда-то предусмотренная, позволяет понять различные исследовательские программы, которые преуспели друг в друге в истории социологии искусство так много предложений для решения поставленной проблемы.
3. Функции, принципы, методы, главные законы социологии.
Функция (от лат. functio ) - исполнение, назначение, осуществление. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы (социальный институт, социальный процесс, социальные действия и др.) в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семейные отношения в обществе; функция прикладных социологических исследований - выявлять и разрешать конкретные социальные проблемы.
Художественный вопрос, более чем любой другой, как мы покажем позже, олицетворяет этот вызов для социальных наук тем, что он обязывает их как строить границы, так и пересекать их, преступать их, потому что они обязательно должны учиться на работе по дисциплинам, которые обычно занимают эти вопросы; построить их, чтобы подтвердить, что они могут решать эти проблемы, поскольку они имеют дело с другими социальными фактами. Нам остается задаться вопросом, поставив под сомнение место, занятое художественным вопросом среди основателей, способ, которым этот вызов был первоначально поднят.
К основным функциям социологии относятся:
1) познавательная функция - определенный способ познания социального объекта в целях его преобразования;
2) прогностическая функция - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития общества, социальной общности, личности;
Столбцы первой серии Социологического года, органа Дюркгеймской группы, решающая роль в конституции французской социологии, являются идеальным и привилегированным местом наблюдения, существование французской социологии и опосредовано содержанием возникающих социологических знаний. Будет видно, что, если целостность гуманитарных наук ухвачена империалистическими целями социологии, тогда художественный вопрос не ускользнет от нее, несмотря на остаточное фактическое место, зарезервированное для него. социология в разных областях знания находит свое кульминация в присвоении или, скорее, аннексии их объекта и подтверждении оригинальности конкретно социологического подхода.
3) функция социального проектирования и конструирования - разработка модели конкретной организации (социального процесса) с оптимальными параметрами ее функционирования;
4) организационно-технологическая функция - создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий по совершенствованию социальной организации (социальной структуры, социальных отношений и т. д.);
Действительно, творчество, которое, по-видимому, исходит из строго индивидуальной субъективности, художественная работа нелегко вписывается в эпистемологические рамки дисциплины, которая указывает на коллективную решимость отдельных творений. Следовательно, было бы амбициозным, вопреки здравому смыслу, показать, что творческий акт и художественные произведения строго индивидуального облика являются оправданными для социологического анализа, поскольку они глубоко определяются коллективная реальность.
Поэтому выбор специальности, созданной здесь, искусства, не является незначительным. Это более чем один проблематично. Классификационный план Года. Важно кратко напомнить, что из этого состоит проект Дюркгеймской группы, и настаивать на том, что, несмотря на очевидные вторжения как в смежных областях, это свидетельствует о желании вытеснить логика объекта в пользу дисциплинарной логики.
5) управленческая функция - использование результатов социологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
6) инструментальная функция - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности;
7) идеологическая функция - использование социологических исследований в пропаганде своих идей и критике других. Социология - наука объективная и беспристрастная, но недобросовестные политики и предприниматели при посредничестве продажных «социологов» могут использовать результаты социологических исследований для манипулирования общественным сознанием.
В изучении общества социологи исходят из системы принципов, основными из которых являются принцип целостности, принцип всеобщности и принцип конкретности.
Принцип целостности проявляется в изучении частных социальных явлений и процессов как элементов системного в своей основе общества.
Принцип всеобщности, или необходимости, для социологов означает требование выявления в единичных фактах социальной действительности объективных закономерностей.
Принцип конкретности заключается в том, что социальные процессы и факты изучаются в их конкретно-историческом проявлении (национальном, возрастном, региональном, временном).
Проблемы, которые интересуют социолога, необязательно являются проблемами для других людей. Необходимо проводить различие между проблемами социальными и социологическими. Социальные проблемы ориентированы на решение практических задач, прежде всего теми, кто наделен властью. Социологическая проблема всегда носит научный, теоретический, методологический характер и решается социологами.
Специфический облик придают социологии присущие ей методы познания социальной действительности. Часть этих методов социология заимствовала у этнографов, психологов, у специалистов по статистике, часть - разработала самостоятельно. Но всем этим методам социология придала свой специфический характер.
Основными методами сбора необходимой социальной информации являются: опрос (анкетирование и интервьюирование); анализ документов (качественный и количественный); наблюдение (невключенное и включенное); эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ. Он, беседуя с жителями Афин, задавал желающим такие вопросы, которые ставили их в тупик. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же тогда отличается социологический опрос?
Первая отличительная черта - количество опрошенных. Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Субъективные предубеждения, предрассудки, намеренные искажения, если их обработать статистически, взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности.
Вторая отличительная черта - достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист. Ее можно назвать даже объективной, если Строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.
Третья отличительная черта - цель опроса. Журналисту или врачу нужно раскрыть индивидуальные особенности и отклонения. Опрос социолога нацелен на расширение научного знания, получение научного факта. Опрос проводится, как правило, в форме интервью или анкетирования. Метод анкетного опроса - это эффективный инструмент познания социальной действительности на основе фактов. Он сочетает в себе, с одной стороны, лшссо-востъ, что позволяет зафиксировать типичные неслучайные социальные явления, с другой стороны - математическую точность и выразительность результатов, возможность их сопоставления и статистической обработки.
Анкетный опрос позволяет в существенной степени сохранить анонимность, независимость опрашиваемого, ограничить возможность прямого влияния исследователя. Вместе с тем результаты массовых опросов не только фиксируют общественное мнение, но и в немалой степени способны влиять на него, будучи опубликованными в газетах, журналах или объявленными по радио и телевидению.
Это обстоятельство обусловливает необходимость соблюдения определенных и достаточно строгих правил проведения массовых социологических опросов и, особенно, порядка их обнародования, о чем мы поговорим позднее.
При анализе документов в качестве документов могут выступать письменные источники, звуко- и видеозаписи, информация, зафиксированная на различных носителях компьютеров, и т.д.
Наблюдение осуществляется в соответствии с определенной процедурой, от формирования гипотезы до собственно наблюдения за интересующим исследователя объектом (например, за процессом формирования микроколлективов в студенческой группе, становлением неформального лидера и т.п.). Если социолог изучает поведение забастовщиков, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.
В последнее время особой популярностью у социологов пользуется так называемое включенное наблюдение. Реализуя его, исследователь-социолог непосредственно (и, как правило, инкогнито) внедряется в ту среду, которую он изучает.
Применение эксперимента в социологии крайне ограниченно. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования (например, изучить действие новой оплаты труда на рабочих) и подготовлена программа, создают две группы - экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной по-старому. Для чего это нужно? Новая система оплаты труда может и не влиять на повышение производительности труда. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет.
Когда возникла социология?
Я думаю, что социология возникла, когда французский философ Огюст Конт ввёл понятие «социология», заменив им «социальную физику», и высказал мысль о законах статики и динамики, отражающих социальные процессы. Хотя конечно же изучением развития социальных процессов, поиском закономерностей в социальных процессах мудрейшие люди занимались с древних времён, но именно в XIX веке в связи с успехами науки в области естествознания социология оформилась как наука, именно в середине XIX века становилась всё более популярной идея о том, что наука способна найти решения социальных проблем с помощью почти математически-точных методов . Тогда и возник термин «социология», дабы отличить новую науку от «социальной физики» и других гуманитарных наук .
Социология как наука зародилась и оформилась в качестве научной дисциплины в XIX веке. Она вобрала в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществв и блаодаря применению конкретно-научных методов продвинула наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяютсся О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.
Огюст Конт (), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своём творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Именно эту науку он назвал социологией.
Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус самостоятельной науки именно во времена Огюста Конта. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала развиваться.
Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях - “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.
Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и региональное их звучание.
В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии, являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология возникла в ответ на потребности общественного развития.
Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.
Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Поэтому я считаю, что основы современной науки социологии были заложены выдающимся французским учёным 19 века Огюстом Контом.