Социология изучает. Когда возникла социология

Социология как наука

1. Предмет и объект социологии. Место и роль социологии в системе обществоведения.

Социология (от лат. societas - общество и гр. logos - знание, понятие, учение) - наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине XIX в. французским социологом О. Контом (1798-1857). О. Конт предполагал создать некую интегральную нау­ку, объединяющую различные виды знаний (историю, политику, экономику, культуру и др.) в единую систему. Однако в ходе своего развития социология выделилась в самостоятельную науку со сво­им, отличным от других наук, предметом.

Таким образом, французская социология контрастирует с американской социологией с использованием исторического метода, французы интересуются прошлым, чтобы понять настоящего и американцев, в настоящем, чтобы понять будущее, контраст не менее с одной стороны, антиклерикализм Дюркгейма, замечательно отсутствующий в другом, и еще одна оппозиция: спекулятивный характер многих французских социологических исследований, с одной стороны, и с другой стороны Полезность исследований в Америке можно объяснить только при учете политических и социальных проблем каждой страны.

Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет со­циологической науки и объект и предмет конкретного социологиче­ского исследования. Объектом социологической науки в широком смысле является все общество в его целостности и системности. Это подтверждается и тем, что термин «социология» переводится как наука об обществе. Многие ученые не без основания считают, что объектом социологии является гражданское общество. При этом в качестве аргумента они указывают на то, что социология как наука становится востребованной только в период возникновения и раз­вития гражданского общества.

Интерес американцев к социологии отношений очевидно, напрямую связана с расовой проблемой в Соединенных Штатах. В каждой стране социология была взята в социальном контексте; очень нормально социологи находились под влиянием социальной обстановки, в которой они жили, и разделяли проблемы соотечественников. Выбор предметов исследования, использование методов и определение общих целей исследований отмечены научными традициями и теоретическими или практическими проблемами каждой страны.

Социология социологии не просто умозрительна. Знание факторов, влияющих на социологию, можно использовать, чтобы подчеркнуть те факторы, которые способствуют его развитию, повышают его престиж и расширяют сферу влияния. Нет сомнений в том, что изучение фактов, свойственных каждой стране, может привести к лучшему пониманию социологии и более точной оценке услуг, которые она может оказать. как социальный факт, социальный факт, зависящий от других социальных фактов и от которого зависят другие социальные факты, и когда в результате своих наблюдений социологи выявляют влияние социальной, их научные результаты самой отправной точкой суждений и решений, которые изменяют действия человека и социальные структуры.

Предметом социологической науки в широком смысле является социальная сфера (социальная жизнь) общества.

Объект исследования - это некая объективная реальность, не зависящая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, общество яв­ляется объектом исследования таких наук, как философия, история, политология, экономика, социология и др. Однако каждая из этих наук имеет свой предмет. Так, философия как наука по своим мето­дам умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история - хронологию развития общества че­рез призму тех или иных исторических событий; экономика - раз­личные аспекты экономической сферы общества; политология - политические институты и отношения. Личность может стать объ­ектом исследования таких наук, как социология, психология, антро­пология и др., но каждая из них в едином объекте имеет индивиду­альный предмет.

Когда социология науки захватывает социологию искусства. В то время как классическая социология науки рассматривается как изучение деятельности в естественных науках, именно в рамках социологии человеческих и социальных наук мы хотим вставить наши собственные исследования и исследования конституция социологии искусства во Франции как субдисциплина, отличная от других областей социологического исследования и отличная от других дисциплин, традиционно отвечающих за ее предмет: эстетика и история искусства.

Именно в первый момент процесса «дисциплинализации» социологии искусства мы остановимся, а именно его вставку в рамках Дюркгеймского проекта. Ключевые слова: социология наук, история социологии, дисциплина, дисциплинаризация, общество, социологический год, Эмиль Дюркгейм.

Социология изучает прежде всего социальную сферу жизнедея­тельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования мо­жет быть как общество в его целостности и системности, так и от­дельные его элементы, например большие и малые социальные общности, личность, организации и учреждения, процессы и явле­ния, различные сферы жизнедеятельности людей.

Палаврас-чава: социология, социология, дисциплина, дисциплина, соционика, социологический год, Эмиль Дюркгейм. Социология наук и социологии гуманитарных и социальных наук. Классически социология науки рассматривается, часто неявно, как специальность нашей дисциплины, которая берет в качестве объекта науки о природе? таким же образом, что понятие науки обычно относится к наукам о природе. Во всяком случае, это способ, которым он обычно представлен в учебниках, посвященных этому вопросу, которые часто ассоциируют развитие техники с обработкой так называемых точных наук.

Что отличает социологию от других наук об обществе? Только социология изучает общество как целостную систему. Если экономические, политические, юридические и другие науки изучают закономерности протекания процессов внутри каждой из сфер жизни, то социология пытается проанализировать и установить соответствующие закономерности, что и позволяет представить общество как сложную динамическую систему, состоящую из ряда подсистем.

Однако этот процесс не является самоочевидным, и все больше исследований различных ориентаций свидетельствуют о социологическом интересе социологов в их дисциплине или, в более общем плане, в гуманитарных науках и социальных наук. Хотя мы не осуществляем механическую перестановку инструментов, теорий и методов, предложенных социологией науки, внимание иногда сосредоточено на создании дисциплинарного «поля» или школы, иногда в контекстах производство или получение дисциплины, теории, потока или автора; есть много примеров.

Исследования, которые мы проводим и которые мы хотим вызывать, находят свое место в таком вопросе и касаются конституции социологии искусства во Франции. Иными словами, социология искусства является объектом исследования, а не основой, в которой она должна быть вписана. Социологи наук хорошо знают, что эта «социология социологии искусства» не имеет смысла обсуждать научность своего объекта? социология искусства или актуальность или обоснованность защищенных там тезисов или предложенные в нем результаты.

Социология отличается от других наук не только тем, что изучает, но и тем, как изучает. Для социологии характерно изучение общества сквозь призму человеческой деятельности, обусловленной потребностями, интересами, установками, ценностными ориентациями и т. д. Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, строить модели поведения человека и развития общества в целом. Анализ динамики социальных процессов дает возможность устанавливать тенденции развития общества и вырабатывать рекомендации по целенаправленному управлению социальными процессами.

Скорее, работа, проводимая, состоит из понимания исторического процесса «дисциплинаризации» при работе в эта область, как мы увидим. Доклад о процессе «дисциплинаризации» социологии искусства. Поэтому необходимо определить последовательные этапы построения домена. то есть различные институциональные и когнитивные конфигурации, потому что дисциплина определяется одновременно институтами, которые ее несут, и теориями, разработанными в этих учреждениях.

Однако следует иметь в виду, что во многих случаях работа дисциплинарной сегментации и автономизации специальностей осуществлялась лишь очень медленно и что когнитивные, но и институциональные границы были установлены только очень поздно До недавнего времени дисциплинарные границы часто пересекались, и «логика объекта» долгое время преобладала над «дисциплинарной логикой».

Предметом исследования социологии может быть определенный аспект (грань) реального объекта. Иными словами, предмет - это то, на что направлено конкретное социологическое исследование. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъек­та, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследо­вания. Например, объектом исследования может быть производст­венная организация, а предметом исследования - социальная структура организации, мотивация труда работников, культура орга­низации и т. д.

Нам кажется даже невозможным вызвать процесс «дисциплинализации», не вызывая внутренней организации. социология по специальностям, а также построение внешних границ социологии. История социологии искусства является замечательным свидетельством этой взаимозависимости между расширением прав и возможностей дисциплины и разделов, которые он знает в нем. Потому что «искусство и социология не смешиваются»?

Поэтому эта конституция области была обязательно проведена в прямом отношении или в прямом противодействии дискурсам до тех пор, пока они доминируют в искусстве, эстетике и истории искусства, особенность социологии зарождающегося искусства заставила нас сформулировать ряд гипотез, узловая точка которых здесь восстановлена.

2. Структура социологического знания.

Структуру социологических знаний принято делить на три ос­новных уровня: всеобщий (категориальный), средний (концептуаль­ный) и эмпирический, или прикладной.

1. Всеобщий, высший уровень социологических знаний представ­ляют общесоциологические теории. На этом уровне происходит разграничение предметных областей социологии с другими общест­венными науками (философией, политологией, экономикой и т. д.), разрабатываются общесоциологические теории, необходимые для изучения и осмысления социальных явлений, определяются направ­ления научного поиска, вырабатываются общие подходы для интерпретации эмпирических фактов. Для общесоциологического уровня характерна высокая степень теоретических обобщений, присущих, как правило, всем общественным наукам.

Фактически, во время наших исследований мы убедились, что этот процесс «дисциплинализации» в этой области был особенно затруднен из-за самой природы обнаруженного объекта. Французские социологи, чтобы заменить себя своими предшественниками или их историками современного искусства или философами-эстетиками, правильный социологический подход к их объекту не был самоочевидным. Это миф о художнике в «художественном призвании», «выходе на напряжение между требованием соответствия, синонимом академического качества и требованием редкости, синонимом оригинальности». представление художника исключает, в общем, отражение возможных социальных определений его художественного призвания или его гения или, в любом случае, очень сильно их сопротивляет.

2. Средний уровень социологических знаний является своего рода связующим звеном между теоретической социологией и социологи­ческими исследованиями. В нем тесно взаимодействуют эмпириче­ские исследования и теоретическое обобщение полученных данных. На этом уровне исследуются социальные институты, социальные явления, сферы жизнедеятельности людей, требующие теоретиче­ского обоснования и соответствующего анализа.

Очевидно, что как только будет выявлен широкий спектр социальных механизмов, которые будут играть роль в аккредитации таких-то художников или произведений, художественных форм или видов искусства, операция, по сути, редукционистская. Более того, в комментариях социологов искусства довольно часто встречается дискурс об антагонистических ценностях, которые относятся к студенческой дисциплине и изучаемому предмету, социологии и искусству. Как говорит Бурдье в известной статье, часто цитируемой и цитируемой социологами искусства, «социология и искусство не смешиваются».

3. На эмпирическом, или прикладном, уровне социологических знаний изучаются мотивы поведения в малых группах, определяется степень социальной напряженности в трудовом коллективе, выявля­ются мнения людей по той или иной проблеме и т. д., т. е. прово­дятся исследования, не требующие всестороннего теоретического обоснования.

Социология и искусство не смешиваются, и это связано с искусством и художниками, которые плохо переносят все, что ожидает от их идеи: вселенная искусства вера в дар, в уникальность несотворенного создателя и размывание социолога, который хочет понять, объяснить, разуметь и скандал: Разочарование, редукционизм, одним словом, возвращается к тому же святотатству: социолог - тот, кто, подобно Вольтеру, изгнал королей истории, хочет вывести художников из истории искусства.

Это то, о чем сообщает Натали Хайнич. Лицо, противостоящее коллективу, субъекту социального, внутреннему по отношению к внешнему миру, врожденному приобретенному, естественному дару культурного ученичества: область искусства является превосходным, когда утверждения ценности, против которых была создана социология.

Возникнув как наука, исследующая прежде всего социальную сферу общества, социология в ходе своего развития расширяет зону научного поиска. На пересечении различных научных дисци­плин возникают такие структурные элементы социологии, как со­циология политики, экономическая социология, социология куль­туры, семьи, образования и т. д. Особенность социологического исследования различных сфер жизнедеятельности заключается в том, что в каждом объекте (политике, экономике и др.) социоло­гия находит свой «социологический» предмет: человеческие по­требности, интересы, ценности, мотивы поведения, социальную структуру и социальные отношения. Такой предметный подход позволяет разграничивать отраслевые социологии с другими смеж­ными науками.

Задача социальных наук. Поскольку исследуемый объект, или, вернее, его представление, похоже, противостоят эпистемологическим рамкам студенческой дисциплины, изучение искусства может представлять для основателей французской социологии и для их преемников реальную проблему, аналогичную которые могли бы представлять собой опасение самоубийства, например. Эта особая взаимосвязь между дисциплиной и ее объектом, когда-то предусмотренная, позволяет понять различные исследовательские программы, которые преуспели друг в друге в истории социологии искусство так много предложений для решения поставленной проблемы.

3. Функции, принципы, методы, главные законы социологии.

Функция (от лат. functio ) - исполнение, назначение, осуществ­ление. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы (социальный институт, социаль­ный процесс, социальные действия и др.) в обществе или социаль­ной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семейные отношения в обществе; функция прикладных социологических исследований - выявлять и разрешать конкретные социальные проблемы.

Художественный вопрос, более чем любой другой, как мы покажем позже, олицетворяет этот вызов для социальных наук тем, что он обязывает их как строить границы, так и пересекать их, преступать их, потому что они обязательно должны учиться на работе по дисциплинам, которые обычно занимают эти вопросы; построить их, чтобы подтвердить, что они могут решать эти проблемы, поскольку они имеют дело с другими социальными фактами. Нам остается задаться вопросом, поставив под сомнение место, занятое художественным вопросом среди основателей, способ, которым этот вызов был первоначально поднят.

К основным функциям социологии относятся:

1) познавательная функция - определенный способ познания социального объекта в целях его преобразования;

2) прогностическая функция - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития общества, соци­альной общности, личности;

Столбцы первой серии Социологического года, органа Дюркгеймской группы, решающая роль в конституции французской социологии, являются идеальным и привилегированным местом наблюдения, существование французской социологии и опосредовано содержанием возникающих социологических знаний. Будет видно, что, если целостность гуманитарных наук ухвачена империалистическими целями социологии, тогда художественный вопрос не ускользнет от нее, несмотря на остаточное фактическое место, зарезервированное для него. социология в разных областях знания находит свое кульминация в присвоении или, скорее, аннексии их объекта и подтверждении оригинальности конкретно социологического подхода.

3) функция социального проектирования и конструирования - раз­работка модели конкретной организации (социального процесса) с оптимальными параметрами ее функционирования;

4) организационно-технологическая функция - создание социаль­ных технологий, определяющих порядок и правила практических действий по совершенствованию социальной организации (соци­альной структуры, социальных отношений и т. д.);

Действительно, творчество, которое, по-видимому, исходит из строго индивидуальной субъективности, художественная работа нелегко вписывается в эпистемологические рамки дисциплины, которая указывает на коллективную решимость отдельных творений. Следовательно, было бы амбициозным, вопреки здравому смыслу, показать, что творческий акт и художественные произведения строго индивидуального облика являются оправданными для социологического анализа, поскольку они глубоко определяются коллективная реальность.

Поэтому выбор специальности, созданной здесь, искусства, не является незначительным. Это более чем один проблематично. Классификационный план Года. Важно кратко напомнить, что из этого состоит проект Дюркгеймской группы, и настаивать на том, что, несмотря на очевидные вторжения как в смежных областях, это свидетельствует о желании вытеснить логика объекта в пользу дисциплинарной логики.

5) управленческая функция - использование результатов социо­логических исследований для разработки и принятия управленче­ских решений;

6) инструментальная функция - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности;

7) идеологическая функция - использование социологических исследований в пропаганде своих идей и критике других. Социоло­гия - наука объективная и беспристрастная, но недобросовестные политики и предприниматели при посредничестве продажных «со­циологов» могут использовать результаты социологических исследо­ваний для манипулирования общественным сознанием.

В изучении общества социологи исходят из системы прин­ципов, основными из которых являются принцип целостнос­ти, принцип всеобщности и принцип конкретности.

Принцип целостности проявляется в изучении частных социальных явлений и процессов как элементов системного в своей основе общества.

Принцип всеобщности, или необходимости, для социо­логов означает требование выявления в единичных фактах социальной действительности объективных закономерностей.

Принцип конкретности заключается в том, что соци­альные процессы и факты изучаются в их конкретно-исто­рическом проявлении (национальном, возрастном, региональ­ном, временном).

Проблемы, которые интересуют социолога, необязательно являются проблемами для других людей. Необходимо прово­дить различие между проблемами социальными и социологи­ческими. Социальные проблемы ориентированы на решение практических задач, прежде всего теми, кто наделен вла­стью. Социологическая проблема всегда носит научный, те­оретический, методологический характер и решается со­циологами.

Специфический облик придают социологии присущие ей методы познания социальной действительности. Часть этих методов социология заимствовала у этнографов, пси­хологов, у специалистов по статистике, часть - разрабо­тала самостоятельно. Но всем этим методам социология при­дала свой специфический характер.

Основными методами сбора необходимой социальной ин­формации являются: опрос (анкетирование и интервьюиро­вание); анализ документов (качественный и количественный); наблюдение (невключенное и включенное); эксперимент (кон­тролируемый и неконтролируемый).

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социоло­ги. Первым задумался о научной постановке вопросов древ­негреческий философ Сократ. Он, беседуя с жителями Афин, задавал желающим такие вопросы, которые ставили их в тупик. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же тогда отличается социологический опрос?

Первая отличительная черта - количество опрошенных. Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Социолог, опрашивающий множество людей, инте­ресуется общественным мнением. Субъективные предубеж­дения, предрассудки, намеренные искажения, если их обра­ботать статистически, взаимопогашаются. В результате со­циолог получает усредненную картину реальности.

Вторая отличительная черта - достоверность и объектив­ность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате по­лучает гораздо более достоверную информацию, нежели, на­пример, журналист. Ее можно назвать даже объективной, если Строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья отличительная черта - цель опроса. Журнали­сту или врачу нужно раскрыть индивидуальные особеннос­ти и отклонения. Опрос социолога нацелен на расширение научного знания, получение научного факта. Опрос проводится, как правило, в форме интервью или анкетирования. Метод анкетного опроса - это эффектив­ный инструмент познания социальной действительности на основе фактов. Он сочетает в себе, с одной стороны, лшссо-востъ, что позволяет зафиксировать типичные неслучайные социальные явления, с другой стороны - математическую точность и выразительность результатов, возможность их сопоставления и статистической обработки.

Анкетный опрос позволяет в существенной степени со­хранить анонимность, независимость опрашиваемого, огра­ничить возможность прямого влияния исследователя. Вместе с тем результаты массовых опросов не только фиксируют общественное мнение, но и в немалой степени способны вли­ять на него, будучи опубликованными в газетах, журналах или объявленными по радио и телевидению.

Это обстоятельство обусловливает необходимость соблю­дения определенных и достаточно строгих правил проведе­ния массовых социологических опросов и, особенно, порядка их обнародования, о чем мы поговорим позднее.

При анализе документов в качестве документов могут выступать письменные источники, звуко- и видеозаписи, информация, зафиксированная на различных носителях ком­пьютеров, и т.д.

Наблюдение осуществляется в соответствии с определен­ной процедурой, от формирования гипотезы до собственно наблюдения за интересующим исследователя объектом (на­пример, за процессом формирования микроколлективов в сту­денческой группе, становлением неформального лидера и т.п.). Если социолог изучает поведение забастовщиков, подростко­вой группировки или бригады рабочих со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.

В последнее время особой популярностью у социологов пользуется так называемое включенное наблюдение. Реали­зуя его, исследователь-социолог непосредственно (и, как пра­вило, инкогнито) внедряется в ту среду, которую он изучает.

Применение эксперимента в социологии крайне ограни­ченно. Методология и методика эксперимента пришли в социо­логию из психологии. Когда поставлена цель исследования (например, изучить действие новой оплаты труда на рабо­чих) и подготовлена программа, создают две группы - эк­спериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной по-старому. Для чего это нужно? Новая система оплаты труда может и не вли­ять на повышение производительности труда. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, про­изошли ожидаемые изменения или нет.

Когда возникла социология?

Я думаю, что социология возникла, когда французский философ Огюст Конт ввёл понятие «социология», заменив им «социальную физику», и высказал мысль о законах статики и динамики, отражающих социальные процессы. Хотя конечно же изучением развития социальных процессов, поиском закономерностей в социальных процессах мудрейшие люди занимались с древних времён, но именно в XIX веке в связи с успехами науки в области естествознания социология оформилась как наука, именно в середине XIX века становилась всё более популярной идея о том, что наука способна найти решения социальных проблем с помощью почти математически-точных методов . Тогда и возник термин «социология», дабы отличить новую науку от «социальной физики» и других гуманитарных наук .

Социология как наука зародилась и оформилась в качестве научной дисциплины в XIX веке. Она вобрала в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществв и блаодаря применению конкретно-научных методов продвинула наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяютсся О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

Огюст Конт (), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своём творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Именно эту науку он назвал социологией.

Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус самостоятельной науки именно во времена Огюста Конта. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала развиваться.

Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях - “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.

Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и региональное их звучание.

В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии, являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология возникла в ответ на потребности общественного развития.

Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Поэтому я считаю, что основы современной науки социологии были заложены выдающимся французским учёным 19 века Огюстом Контом.