Социальное партнерство и защита трудовых прав. Социальное партнерство в сфере труда

Минимальный размер оплаты труда

С 1 января 2018 года МРОТ составит 9489 рублей или 85 % от фактического прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года.

С 2019 года закон вводит постоянный механизм установления МРОТ на уровне 100 % фактического прожиточного минимума за II квартал предыдущего года.

Индексация заработных плат бюджетников

В соответствии с распоряжением Правительства России от 6 декабря 2017 года № 2716-р с 1 января 2018 года на 4 % повышается оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. К таким учреждениям относятся учреждения социальной сферы и науки, а также учреждения гидрометеорологической службы, медико-социальной экспертизы, ветеринарные лаборатории, центры гигиены Роспотребнадзора, спасательные центры МЧС России, центры стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта и другие.

Повышение коснется свыше 2 млн работников федерального уровня. В 2018 году на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 22,2 млрд рублей.

С 1 января 2018 года региональные и муниципальные власти планируют произвести повышение фонда оплаты труда работников региональных и муниципальных бюджетных учреждений на 4 %.

Регулирование дифференциации в оплате труда руководителей и работников ряда ФГУ и ФГУП

Принято постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 10 ноября 2017 года № 1349.

Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» устанавливаются предельные соотношения заработной платы руководителей и работников государственных и муниципальных учреждений и преприятий.

Для федеральных государственных учреждений и предприятий (ФГУ и ФГУП) это соотношение предусмотрено в кратности от 1 до 8. Без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров только организаций, включенных в перечни, утвержденные распоряжениями Правительства России от 30 декабря 2012 года № 2627-р и от 12 декабря 2015 года № 2555-р. В них включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

В указанные перечни включены 51 из 16,5 тыс. ФГУ и 83 из 1,2 тыс. ФГУП.

В соответствии с постановлением предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников учреждений, предприятий, включенных в перечни № 2627-р и № 2555-р, должен быть в обязательном порядке установлен нормативным актом соответствующего учредителя этих организаций.

При этом при включении в данные акты предельных уровней соотношений среднемесячной заработной платы в кратности 1 к 15 и выше, они подлежат согласованию с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, координирующим работу соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, постановление обеспечит исключение необоснованной дифференциации и повышение прозрачности в оплате труда руководителей и работников учреждений и предприятий, включенных в перечни № 2627-р и № 2555-р.

Регулирование трудовых отношений

В соответствии с планом Минюста России по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации Минтрудом России подготовлен Федеральный закон от 18 июня 2017 года №125-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Инкорпорация в Трудовой кодекс отдельных положений актов СССР и РСФСР производится с целью упорядочивания правовой базы и сохраняет права работников в части учета рабочего времени. В ходе инкорпорации в российское законодательство включаются действующие в настоящее время нормы актов СССР, после чего они признаются утратившими силу.

В соответствии с законом в Трудовой кодекс включены следующие положения правовых актов СССР и РСФСР по учету рабочего времени:

  • возможность установления по соглашению между работником и работодателем неполного рабочего дня и (или) неполной рабочей недели (добавлен союз «и»), в том числе с разделением рабочего дня на части на любой согласованный сторонами срок. Для отдельных категорий работников (беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи) – на удобный для них срок с учетом пожеланий работников и условий производства работы. Таким образом, можно будет сочетать в гибких режимах работы и неполный рабочий день, и неполную рабочую неделю. Также введена норма, что работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).
  • возможность определения в Правилах внутреннего трудового распорядка или трудовом договоре не предоставлять работнику перерыв для отдыха и питания, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
  • работа в выходные и нерабочие праздничные дни не учитывается при подсчете сверхурочных часов. Таким образом, исключается двойная оплата этих часов и как сверхурочных, и как праздничных.
  • оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день, если на такой день приходится часть смены, производится только за часы, приходящиеся на этот день (от 0 часов до 24 часов).

Также принят Федеральный закон 30 октября 2017 года № 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ зафиксирована невозможность осуществления с 1 июля 2017 года государственными инспекциями труда проверки требований, установленных в нормативных правовых актах органов исполнительной власти СССР и РСФСР, в том числе, в части:

Поскольку данные вопросы затрагивают значительное количество работников, был подготовлен соответствующий закон, который позволит продолжать проведение проверок по указанным трем группам вопросов, содержащихся в актах СССР и РСФСР до 1 июля 2022 года.

Согласно Федеральному закону от 30 октября 2017 года № 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» государственные инспекции труда смогут продолжать проведение проверок по указанным вопросам, содержащимся в актах СССР и РСФСР, до 1 июля 2022 года.

Развитие системы квалификаций

В 2017 году продолжена работа по развитию национальной системы квалификаций.

Во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создан , в котором размещены данные о профессиях и современных требованиях к квалификации.

Правила формирования, ведения и актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий» и перечень информации, содержащейся в нем, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 года № 590.

В справочнике приведена следующая основная информация: краткое описание профессии и перспективы ее развития, требования к образованию, специальные требования к допуску к работе, возможность оценки квалификации, связь с действующими классификаторами социально-трудовой информации.

В рамках исполнения федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» при Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям образовано 28 советов по профессиональным квалификациям в отдельных областях, в том числе в области машиностроения, судостроения, жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, автомобилестроения, целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, строительства, нефтегазовой отрасли, информационных технологий, фармации, железнодорожного транспорта, наноиндустрии, сварки, лифтового хозяйства, атомной энергии, ракетной техники и космической промышленности, индустрии гостеприимства, здравоохранения, финансового рынка, управления персоналом, агропромышленного комплекса, авиастроения, торговой и внешнеторговой деятельности, индустрии красоты, издательского дела, горно-металлургического комплекса, химического и биотехнического комплекса и деятельности офисных специалистов и вспомогательных работников. Эти советы созданы для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

В настоящее время образовано 157 центров оценки квалификаций, которые функционируют в более чем половине регионов страны. Более 3,3 тыс. соискателей прошли профессиональные экзамены на соответствие их квалификации профессиональным стандартам.

По состоянию на 28 декабря 2017 года утверждено 1089 профессиональных стандартов, которые затрагивают такие основные сферы экономики как машиностроение, энергетика, наноиндустрия, сельское хозяйство, космическая отрасль, атомная промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и ряд других.

Социальное партнерство

В 2017 году отмечалось 25-летие Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой подтвердили эффективность выбранного механизма взаимодействия сторон социального партнерства. Накопленный опыт является основой дальнейшего продуктивного сотрудничества.

На площадке РТК рассмотрены проекты федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов в социально-трудовой сфере и связанных с ними экономических отношений. В результате разработанные документы приобрели завершенный, сбалансированный характер, поскольку стали результатом всестороннего и глубокого рассмотрения. Сторонам удалось принять важные решения в сфере оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости населения, социальной защиты и социального обслуживания, развития национальной системы квалификаций, по другим социально значимым вопросам.

Основным документом, который устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в сфере социального партнерства на федеральном уровне, является Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

В настоящее время подготовлено к подписанию Генеральное соглашение на 2018-2020 годы.

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии»

Конкурс проводится Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. Его основные цели – повышение престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда; пропаганда достижений и передового опыта участников конкурса; содействие в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства по рабочим профессиям.

В 2017 году конкурс состоялся в следующих номинациях:

  • «Лучший сварщик» (г. Домодедово, Московская область),
  • «Лучший электромонтер по эксплуатации распределительных сетей» (г. Пенза),
  • «Лучший пчеловод» (г. Уфа, Республика Башкортостан),
  • «Лучший тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» (г. Кирсанов, Тамбовская область),
  • «Лучший монтер пути» (г. Щербинка).

Призерам конкурса в каждой номинации выплачивается денежное поощрение: 300 тыс. рублей – занявшим первые места, 200 тыс. рублей – занявшим вторые места и 100 тыс. рублей – занявшим третьи места.

В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками (пред­ставителями работников), работодателями (представителями работодате­лей), органами государственной власти, органами местного самоуправле­ния, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система социального партнерства включает в себя несколько уровней:

Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирова­ния отношений в сфере труда в РФ;

Региональный уровень, устанавливающий основы регулирова­ния отношений в сфере труда в субъекте РФ;

■ Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли;

■ Территориальный уровень, устанавливающий основы регули­рования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

Уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство в сфере труда осуществляется в следующих формах:

■ Коллективных переговоров по подготовке проектов коллек­тивных договоров, соглашений и их заключению;

■ Взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений;

■ Участия работников в управлении организацией;

■ Участия представителей работников и работодателей в досу­дебном разрешении трудовых споров.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулиро­ванию социально-трудовых отношений, которые создаются на равноправ­ной основе по решению сторон из их представителей, наделенных необхо­димыми полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия из представителей общероссийских объединений работников, работодателей и Правительства РФ. Трехсто­ронние комиссии могут образовываться на региональном и территориаль­ном уровнях. Отраслевые комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации. На уровне организации обра­зуется двухсторонняя комиссия из представителей работников и работо­дателя.

Представителями работников в социальном партнерстве являются, в первую очередь, профессиональные союзы и их объединения. На уровне организации, если в ней отсутствует профсоюзная организация, или она объединяет менее половины работников, работники на общем собрании (конференции) могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Представителями работодателя в социальном партнерстве является руководитель организа­ции или уполномоченные им лица, объединения работодателей - неком­мерческие организации, объединяющие на добровольной основе работода­телей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления


Представители работников и работодателей участвуют в коллектив­ных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения. Право на инициативу по проведению таких перего­воров имеют обе стороны. Они свободны в выборе вопросов регулирова­ния социально-трудовых отношений. Однако при этом должны соблюдать­ся следующие принципы:

1. Равноправие сторон;

2. Уважение и учет интересов сторон;

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношени­ях;

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5. Соблюдение сторонами законов и иных нормативных право­вых актов;

6. Полномочность представителей сторон;

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9. Реальность обязательств;

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, согла­шений;

11. Контроль за выполнением коллективных договоров и согла­шений;

12. Ответственность сторон за невыполнение по их вине коллек­тивных договоров и соглашений.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации (филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении) и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллек­тивного договора определяются сторонами. В него включаются взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен и т.п.; занятость работников, условия их высвобождения, переобучения; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда; соблюдение интересов работников при привати­зации; охрана здоровья работников и экологическая безопасность; льготы работникам, совмещающим работу с обучением; отдых работников и чле­нов их семей; контроль за выполнением колдоговора; отказ работников от забастовок при выполнении его условий и т.п.

Коллективный договор заключается на срок до трех лет и может быть продлен на срок до трех лет. Действие колдоговора распространяется на всех работников организации

Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Виды соглашений:

1. Генеральное - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

2. Региональное - устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений в субъекте РФ;

3. Отраслевое - определяет общие условия оплаты труда, трудо­вые гарантии и льготы работникам отрасли;

4. Территориальное - устанавливает общие условия труда, тру­довые гарантии и льготы работникам на уровне муниципального образова­ния.

Соглашения заключаются на срок не более трех лет и могут быть продлены на срок не более трех лет. Действие соглашения распространяет­ся на работников и работодателей, которые уполномочили своих предста­вителей на его заключение, на органы государственной власти и местного самоуправления (в пределах взятых ими на себя обязательств), а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения. Если работодатели в течение 30 дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федераль­ный орган исполнительной власти по труду свой мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на этих работодателей.

За уклонение сторон от участия в коллективных переговорах, непредоставление необходимой информации, а также за нарушение или невы­полнение коллективного договора, соглашения установлена ответствен­ность в виде штрафа.

В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство осуществляется на нескольких уровнях:

    федеральном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

    межрегиональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

    региональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

    отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

    территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

    локальном, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство в сфере труда осуществляется в следующих формах:

    коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

    взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений;

    участия работников в управлении организацией;

    участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Принципы социального партнерства:

    равноправие сторон;

    уважение и учет интересов сторон;

    заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

    содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

    соблюдение сторонами законов и иных нормативных правовых актов;

    полномочность представителей сторон;

    свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

    добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

    реальность обязательств;

    обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

    контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений;

    ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На федеральном уровне образуется постоянно действующая российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ. Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут создаваться на федеральном, межрегиональном, территориальном уровнях социального партнерства. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения. Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок ведения коллективных переговоров. Инициативу могут проявить как работники, так и работодатели. Представители стороны, получившие предложение о начале коллективных переговоров. Обязаны вступить в них в течение семи календарных дней. Представители сторон свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Стороны обязаны предоставить друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса всю имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон. Если по каким-либо вопросам в ходе переговоров не удается принять согласованное решение, составляются протокол разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших переговоров или коллективного трудового спора.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В него включаются взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен и т.п.; занятость работников, условия их высвобождения, переобучения; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда; соблюдение интересов работников при приватизации; охрана здоровья работников и экологическая безопасность; льготы работникам, совмещающим работу с обучением; отдых работников и членов их семей; контроль за выполнением колдоговора; отказ работников от забастовок при выполнении его условий и т.п.

Коллективный договор заключается на срок до трех лет и может быть продлен на срок до трех лет. Действие колдоговора распространяется на всех работников организации.

Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом или территориальном уровнях.

В соответствие со ст. 46 Трудового кодекса РФ в соглашение могут включиться взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как оплата труда, условия и охрана труда, режимы труда и отдыха, развитие социального партнерства и иные вопросы, определенные сторонами.

Соглашения заключаются на срок не более трех лет и могут быть продлены на срок не более трех лет. Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на его заключение, на органы государственной власти и местного самоуправления (в пределах взятых ими на себя обязательств), а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения. Если работодатели в течение 30 дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду свой мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на этих работодателей.

За уклонение сторон от участия в коллективных переговорах, непредоставление необходимой информации, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения установлена ответственность в виде штрафа.

Трудовой кодекс РФ в ст. 53 предусматривает основные формы участия работников в управлении организацией:

    учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных законом или колдоговором;

    проведение представительным органом работников консультаций по вопросам принятия локальных нормативных актов;

    получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

    обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

    обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

    участие в разработке и принятии коллективных договор и др.

Российское социальное партнерство в сфере труда отражено в «Кодексе законов о труде». Особое внимание в нем уделено социально-экономической жизни страны. Понятие «социальное партнерство» означает государственной, местной властью, работодателями и работниками. Цель статьи закона— обеспечить согласование интересов работодателей и работников в вопросах урегулирования трудовых и других отношений. Работодатели и работники являются сторонами партнерства в лице установленного порядка.

Согласно законодательству о труде, партнерства имеет несколько уровней:

    Федеральный уровень. На нем обсуждаются основы регулирования отношений в трудовой сфере.

    Региональный уровень. Служит для определения порядка регулирования субъектами Федерации в соответствии с имеющимися полномочиями.

    Территориальный уровень оказывает действие на территории города, района.

    Локальный уровень. На данном уровне осуществляется регулирование взаимных отношений между работодателями и работниками в организации.

    Отраслевой уровень осуществляет отраслевое регулирование.

Принципы социального партнерства являются внутриотраслевыми и включают следующие вопросы:

  • равноправные действия между сторонами;
  • учет общих интересов и уважение между сторонами;
  • заинтересованность участия в договорных отношениях обеих сторон;
  • государственная помощь в развитии и укреплении демократического социального партнерства;
  • руководство «Законодательством РФ» и другими правовыми нормативными актами сторонами и их представителями;
  • наличие полномочий у представителей сторон;
  • возможность свободного выбора при обсуждении вопросов, касающихся трудовой сферы;
  • принятие обязательств сторонами на добровольной основе;
  • реальность реализации принятых обязательств;
  • обязательное соблюдение «Коллективного договора»;
  • организация контроля за соблюдением принятых соглашений и договоров в коллективе;
  • несение ответственности сторонами и их представителями в случае невыполнения коллективных соглашений и договоров по их вине.

По «Трудовому кодексу» представителями работников являются профсоюзы. Социальное партнерство в сфере труда подразумевает наличие комиссий в роли органов социального партнерства. Комиссии должны проводить работу по регулированию на уровнях Достижение согласия противоположных интересов методом переговоров, устранение сложных проблем между работодателями и работниками — это то, что делает социальное партнерство в сфере труда. Путем голосования сторон комиссии принимается решение. При возникновении споров между сторонами органов составляется Он разрешается в соответствии с порядком разрешения спорных вопросов.

Социальное партнерство в сфере труда достигает свои цели благодаря применению коллективных переговоров, взаимных консультаций, участия работников, а также представителей в управленческой области. Производственная демократия — одна из форм партнерства.

В последнее время в нашей стране произошли изменения политического характера. Переход в экономике к рыночным отношениям дал старт изменениям в вопросах социального партнерства. Это привело к появлению нового вида правовых договоров и актов. Документы позволяют расширить договорное регулирование в трудовых вопросах. В наше время соглашения заключаются не только на уровне организации, но и с помощью Правовым актом партнерства, направленным на установку общих принципов регулирования труда, стало социально-партнерское соглашение. Оно заключается между представителями работодателей и работников на различных уровнях: территориальном, федеральном, региональном, отраслевом.