Регулирование договорных отношений в сфере теплоснабжения. О тарифном регулировании в сфере теплоснабжения

С.Н. Зинченко, заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам, г. Москва

(доклад на конференции «Теплоснабжение России: 110 лет развития»)

Нормативная правовая база тарифного регулирования в сфере теплоснабжения

В настоящее время формирование нормативно-методической основы регулирования в сфере теплоснабжения находится на завершающей стадии. В частности, упорядочивает весь пласт подзаконных актов и на сегодня после очень плотной и тяжелой работы, в т.ч. с участием профессионального сообщества, у нас есть все необходимое законодательное обеспечение.

Понимая всю сложность и важность Методики, ФСТ России подготовила ее сжатый вариант, который акцентирует внимание на основных моментах и который будет опубликован на сайте ФСТ. Мы будем максимально стараться не упустить профессиональные тонкости и нюансы многостраничной формульной Методики.

Помимо этого, осуществляется переход на долгосрочное регулирование практически во всех отраслях в рамках Федерального закона № 291-ФЗ от 30.12.2012, который совершенствует регулирование тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Методы регулирования

В табл. 1 и 2 систематизированы конструкции методов регулирования. Есть, естественно, и тот метод, на который все возлагают большие надежды - метод RAB-регулирования. Но пилотные проекты по его применению, к сожалению, выявили некоторый пласт проблем, который замыкается на конкретную региональную ситуацию. Тем не менее, планируется поэтапный переход до 01.01.2016 г на долгосрочные методы: долгосрочная индексация, RAB и сравнение аналогов.

Таблица 1. Методы регулирования тарифов.

Метод Срок регулирования Сфера применения
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ
Комбинированный метод (в основе лежат методы индексации и затраты+) 1 год Большинство организаций
RAB 5 лет (3 года) Только пилотные проекты (передача тепловой энергии - в 3 региогах: г. Орел, г. Владимир, г. Екатеринбург)
С 01.01.2014 г.
ЗАТРАТЫ+ 1 год Только для впервые регулируемых или срок аренды имущества < 3 лет
ДОЛГОСРОЧНАЯ ИНДЕКСАЦИЯ 5 лет Применяется по умолчанию
RAB

(По согласованию с ФСТ России)

5 лет

(3 года при первом применении)

Производство: Nycт.>10 Гкал/ч Передача: протяженность сетей в 2-трубном исчислении > 50 км Концессионное соглашение
Не применяется для МУП и ГУП
СРАВНЕНИЕ АНАЛОГОВ 5 лет

(3 года при первом применении)

Производство: Nycт.<10 Гкал/ч Передача: протяженность сетей в 2-трубном исчислении < 50 км

Особенности формирования необходимой валовой выручки

Генерацию регулировать методом RAB достаточно тяжело, поэтому на RAB-регулирование переходят в основном теплосетевые организации. Сегодня некоторые заявки на регулирование методом RAB отклоняются, поскольку организации не подходят под параметры регулирования. С 2015 г метод RAB будет применяться более широко, а с 2016 г. все должны перейти на долгосрочное регулирование без ограничений.

Сравнение систем теплоснабжения и стоимости теплоснабжения в европейских и российских городах

Предоставило интересные цифры. Эти данные, действительно, очень удобны для оценки или для соотнесения с конкретной ситуацией, что эффективно и часто применяется и в министерствах, и на уровне правительства. В ФСТ сделали визуальное, наглядное изображение (рис. 1).

Вывод: за теплоснабжение квартиры 50 кв. м население платит практически одинаково. Но при этом стоимость одной Гкал в Европе - в три раза дороже, а объемы потребления в России - в три раза выше, что говорит о неэффективном использовании тепла в России и указывает на источник экономии платежей при росте тарифа на тепловую энергию.

Структура необходимой валовой выручки тепловой энергии по Российской Федерации в 2008-2014 гг.

На рис. 2 изображена структура необходимой валовой выручки (НВВ) тепловой энергии по РФ в 2008-2014 гг

Правительством Российской Федерации разрабатывается комплекс мер по оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий и снижению стоимости товаров, работ и услуг, предоставляемых их контрагентами, а также стоимости инвестиционных программ субъектов естественных монополий при сохранении их физических параметров, в частности, с использованием механизмов публичного, независимого технологического и ценового аудита. Кроме того, будут внедрены механизмы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей.

Дополнительный инвестиционный ресурс, необходимый для снятия ограничений экономического роста, может быть предоставлен из средств бюджета, Фонда национального благосостояния и средств пенсионных накоплений. Перенос сроков индексации тарифов на 2015 год потребует корректировки нормативно-правовой и законодательной базы, а также уточнения планов территориального развития, корректировки долгосрочных программ развития и инвестиционных программ регулируемых организаций.

ФСТ, в том числе с помощью профессиональных сообществ, пытается донести наиболее полную корректную информацию для принятия решения, что произойдет в том или ином случае.

Законопроект об ограничении платы граждан за услуги ЖКХ

Основная задача тарифного регулирования - это защита потребителей и граждан, в первую очередь, социально уязвимых категорий. В Государственной Думе сейчас находится проект закона «Об ограничении платы граждан за коммунальные услуги», который предполагает установление предельных индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Указанные предельные индексы не должны превышать предельный индекс, установленный Правительством РФ в среднем по субъекту, более чем в полтора раза. Исключение составляют только те случаи, когда региональным регулятором определяется объективная потребность в превышении предельного индекса более чем в полтора раза. При таких обстоятельствах руководство муниципалитета должно инициировать общественные слушания и разъяснить жителям необходимость превышения предельных индексов, которое возможно только при их согласии. Следует отметить, что предельный рост платы применяется только в том случае, если объем и набор потребляемых коммунальных услуг остается неизменен.

Также законопроектом предусматривается, что Правительство Российской Федерации утверждает основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а ответственный федеральный орган исполнительной власти утверждает методические указания по расчету предельных индексов и осуществляет мониторинг и государственный контроль в области применения предельных индексов. Также мониторинг и контроль осуществляет и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Система адресных субсидий

Наличие модернизированной, синхронизированной с регуляторикой системы адресных субсидий потребителям за коммунальные услуги, позволит надеяться на то, что тарифное регулирование будет жить по тем законам, которые установило государство, без оглядки на постоянно возникающие требования социально-политических решений. Работа эта начата. ФСТ, наряду с Минрегионразвития и Минтрудсоцзащиты, была одним из ее инициаторов. Мы надеемся, что эта работа будет завершена и нормальное тарифное регулирование, с учетом потребностей рынка и необходимости защиты уязвимых категорий потребителей, не будет жестко обрезаться, потому что будет демпфер (компенсатор) в виде адресных субсидий потребителям, которые выплачиваются своевременно в понятном и нормальном размере.

При ФСТ создан Экспертный Совет по вопросам совершенствования методологии государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Это координирующий, межотраслевой орган, в состав которого входят представители экспертных организаций и отраслевого сообщества. Задача Экспертного совета - установить постоянно действующую, эффективную связь с профессиональным сообществом и быть инициатором различных изменений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

О тарифном регулировании в сфере теплоснабжения

Нормативная правовая база тарифного регулирования в сфере теплоснабжения

В настоящее время формирование нормативно-методической основы регулирования в сфере теплоснабжения находится на завершающей стадии. В частности, постановление Правительства № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» упорядочивает весь пласт подзаконных актов и на сегодня после очень плотной и тяжелой работы, в т.ч. с участием профессионального сообщества, у нас есть все необходимое законодательное обеспечение.

В июне 2013 года ФСТ России выпустила Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а 29 августа они вступили в силу.

Понимая всю сложность и важность Методики, ФСТ России подготовила ее сжатый вариант, который акцентирует внимание на основных моментах и который будет опубликован на сайте ФСТ.

Мы будем максимально стараться не упустить профессиональные тонкости и нюансы многостраничной формульной Методики.

Помимо этого, осуществляется переход на долгосрочное регулирование практически во всех отраслях в рамках Федерального закона № 291-ФЗ от 30.12.2012, который совершенствует регулирование тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Методы регулирования

В табл. 1 и 2 систематизированы конструкции методов регулирования. Есть, естественно, и тот метод, на который все возлагают большие надежды - метод RAB-регулирования.

Но пилотные проекты по его применению, к сожалению, выявили некоторый пласт проблем, который замыкается на конкретную региональную ситуацию.

Тем не менее, планируется поэтапный переход до 01.01.2016 г на долгосрочные методы: долгосрочная индексация, RAB и сравнение аналогов.

Таблица 1. Методы регулирования тарифов

Срок регулирования

Сфера применения

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ

Комбинированный метод (в основе лежат методы индексации и затраты+)

Большинство организаций

5 лет (3 года)

Только пилотные проекты (передача тепловой энергии - в 3 региогах: г. Орел, г. Владимир, г. Екатеринбург)

С 01.01.2014 г.

Только для впервые регулируемых или срок аренды имущества < 3 лет

ДОЛГОСРОЧНАЯ ИНДЕКСАЦИЯ

Применяется по умолчанию

(По согласованию с ФСТ России)

(3 года при первом применении)

Производство: Nycт.>10 Гкал/ч Передача: протяженность сетей в 2-трубном исчислении > 50 км Концессионное соглашение
Не применяется для МУП и ГУП

СРАВНЕНИЕ АНАЛОГОВ

(3 года при первом применении)

Производство: Nycт.<10 Гкал/ч Передача: протяженность сетей в 2-трубном исчислении < 50 км

Особенности формирования необходимой валовой выручки

Генерацию регулировать методом RAB достаточно тяжело, поэтому на RAB-регулирование переходят в основном теплосетевые организации. Сегодня некоторые заявки на регулирование методом RAB отклоняются, поскольку организации не подходят под параметры регулирования. С 2015 г метод RAB будет применяться более широко, а с 2016 г. все должны перейти на долгосрочное регулирование без ограничений.

Сравнение систем теплоснабжения и стоимости теплоснабжения в европейских и российских городах

ОАО «Фортум» предоставило интересные цифры. Эти данные, действительно, очень удобны для оценки или для соотнесения с конкретной ситуацией, что эффективно и часто применяется и в министерствах, и на уровне правительства. В ФСТ сделали визуальное, наглядное изображение (рис. 1).

Вывод: за теплоснабжение квартиры 50 кв. м население платит практически одинаково. Но при этом стоимость одной Гкал в Европе - в три раза дороже, а объемы потребления в России - в три раза выше, что говорит о неэффективном использовании тепла в России и указывает на источник экономии платежей при росте тарифа на тепловую энергию.

Структура необходимой валовой выручки тепловой энергии по Российской Федерации в 2008-2014 гг.

На рис. 2 изображена структура необходимой валовой выручки (НВВ) тепловой энергии по РФ в 2008-2014 гг.

Правительством Российской Федерации разрабатывается комплекс мер по оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий и снижению стоимости товаров, работ и услуг, предоставляемых их контрагентами, а также стоимости инвестиционных программ субъектов естественных монополий при сохранении их физических параметров, в частности, с использованием механизмов публичного, независимого технологического и ценового аудита. Кроме того, будут внедрены механизмы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей.

Дополнительный инвестиционный ресурс, необходимый для снятия ограничений экономического роста, может быть предоставлен из средств бюджета, Фонда национального благосостояния и средств пенсионных накоплений. Перенос сроков индексации тарифов на 2015 год потребует корректировки нормативно-правовой и законодательной базы, а также уточнения планов территориального развития, корректировки долгосрочных программ развития и инвестиционных программ регулируемых организаций.

ФСТ, в том числе с помощью профессиональных сообществ, пытается донести наиболее полную корректную информацию для принятия решения, что произойдет в том или ином случае.

Законопроект об ограничении платы граждан за услуги ЖКХ

Основная задача тарифного регулирования - это защита потребителей и граждан, в первую очередь, социально уязвимых категорий. В Государственной Думе сейчас находится проект закона «Об ограничении платы граждан за коммунальные услуги», который предполагает установление предельных индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Указанные предельные индексы не должны превышать предельный индекс, установленный Правительством РФ в среднем по субъекту, более чем в полтора раза. Исключение составляют только те случаи, когда региональным регулятором определяется объективная потребность в превышении предельного индекса более чем в полтора раза. При таких обстоятельствах руководство муниципалитета должно инициировать общественные слушания и разъяснить жителям необходимость превышения предельных индексов, которое возможно только при их согласии. Следует отметить, что предельный рост платы применяется только в том случае, если объем и набор потребляемых коммунальных услуг остается неизменен.

Также законопроектом предусматривается, что Правительство Российской Федерации утверждает основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а ответственный федеральный орган исполнительной власти утверждает методические указания по расчету предельных индексов и осуществляет мониторинг и государственный контроль в области применения предельных индексов. Также мониторинг и контроль осуществляет и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Система адресных субсидий

Наличие модернизированной, синхронизированной с регуляторикой системы адресных субсидий потребителям за коммунальные услуги, позволит надеяться на то, что тарифное регулирование будет жить по тем законам, которые установило государство, без оглядки на постоянно возникающие требования социально-политических решений. Работа эта начата. ФСТ, наряду с Минрегионразвития и Минтрудсоцзащиты, была одним из ее инициаторов. Мы надеемся, что эта работа будет завершена и нормальное тарифное регулирование, с учетом потребностей рынка и необходимости защиты уязвимых категорий потребителей, не будет жестко обрезаться, потому что будет демпфер (компенсатор) в виде адресных субсидий потребителям, которые выплачиваются своевременно в понятном и нормальном размере.

Экспертный Совет

При ФСТ создан Экспертный Совет по вопросам совершенствования методологии государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Это координирующий, межотраслевой орган, в состав которого входят представители экспертных организаций и отраслевого сообщества. Задача Экспертного совета - установить постоянно действующую, эффективную связь с профессиональным сообществом и быть инициатором различных изменений.

тарифный валовой выручка теплоснабжение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ международного опыта регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Методы ценообразования в условиях монополии, их разновидности, условия использования. Учет особенностей правового режима имущества предприятий теплоснабжения.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2013

    Проблемы разработки и исполнения "Программ комплексного развития систем теплоснабжения". Моделирование условий, при которых существующие системы работали бы на уровне "идеальной организации". Разработка инвестиционных программ местными органами власти.

    реферат , добавлен 12.07.2010

    Расчет капитальных вложений для различных вариантов электроснабжения и теплоснабжения. Расход топлива, себестоимость единицы продукции. Показатели эффективности инвестиций: общая прибыль, рентабельность, срок окупаемости, дисконтированные затраты.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2013

    Определение затрат в схемы теплоснабжения поселка городского типа. Определение часовой нагрузки на процессы отопления и горячего водоснабжения. Расчет себестоимости выработки тепловой энергии при использовании котельной. Расчет рентабельности инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2013

    Исследование экономических проблем ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Взаимосвязь процессов повышения тарифов и роста доходов населения. Способы эффективного тарифного регулирования, социальная роль государственных субсидий.

    контрольная работа , добавлен 18.02.2013

    Маркетинг в здравоохранении. Внебюджетная деятельность лечебно-профилактических организаций. Нормативная база и организация платных услуг населению. Порядок регулирования, формирования и утверждения тарифов на платные медицинские услуги в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Денежные доходы населения как экономическая категория, их формы, механизм и источники формирования. Функции заработной платы. Особенности ее регулирования. Тарифная и бестарифная система оплаты труда рабочих. Государственные стандарты в сфере доходов.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Правовые основания взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Права и обязанности категорий граждан по внесению платы за помещение и коммунальные услуги. Предоставление субсидий.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2012

    Понятие и сущность экономического механизма и экономического регулирования в сельском хозяйстве. Место, роль и значения государства и свободного рынка в экономическом регулировании инвестиционного процесса в сфере сельскохозяйственной недвижимости.

    диссертация , добавлен 03.05.2018

    Проведение расчета сметы капитальных вложений на строительство системы теплоснабжения, размера единого фонда оплаты труда, потребности в энергетических и материальных ресурсах, амортизационных отчислений и себестоимости производства тепловой энергии.

Регулирование договорных отношений в сфере теплоснабжения

С.А. Сергеев

Необходимость дополнительного законодательного регулирования договорных отношений в сфере теплоснабжения назрела достаточно давно. Общие нормы гражданского законодательства, а также нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ "Энергоснабжение", изначально не вполне учитывали специфику отношений в сфере теплоснабжения, вследствие чего между энергоснабжающими организациями и потребителями возникали споры по большому количеству вопросов. Эта ситуация усугубилась с развитием реформы электроэнергетики, когда многие поставщики тепловой энергии - ТЭЦ - оказались в рыночной ситуации в сфере продажи электроэнергии, и для них невольно изменилась ситуация и со сбытом тепловой энергии. Эти и иные не менее существенные причины привели к тому, что законодатель выделил в рамках Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" отдельную главу, посвященную регулированию договорных отношений в сфере теплоснабжения. Естественно, что такая специфическая, в первую очередь в силу технологических особенностей, отрасль как теплоснабжение, не может быть в полной мере урегулирована только на уровне федеральных законов. Для этого потребуется принятие значительного количества подзаконных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. И после принятия ФЗ "О теплоснабжении" остается много "белых пятен" в регулировании. Тем не менее, принятие данного федерального закона уже обладает огромным регуляторным эффектом, т.к. дает отрасли понятный механизм развития, в том числе и договорных отношений.

В ст. 13 ФЗ "О теплоснабжении" указаны те основные договоры в сфере теплоснабжения, на которые распространяется действие закона, среди них следующие:

договор о подключении к системе теплоснабжения;

договор теплоснабжения;

договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности;

договор поставки тепловой энергии (мощности) и(или)теплоносителя;

договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В указанной статье определяются случаи, когда заключаются данные договоры, а также его стороны и соотношение с государственным регулированием цен (тарифов). Указание на данные договоры в ФЗ "О теплоснабжении" не означает, что участниками отрасли не могут заключаться какие-либо иные договоры, свобода договоров ни в коей мере данным законом не отменяется. Но представляется, что в законе урегулировано подавляющее большинство отношений в сфере теплоснабжения, которые могут требовать государственного вмешательства в целях защиты прав потребителей или, например, обеспечения надежности теплоснабжения.

В настоящее время, до принятия необходимых подзаконных актов, рано делать всеобъемлющие выводы о том, как будут выглядеть договорные отношения в сфере теплоснабжения. Тем не менее, уже сейчас можно выделить те нововведения, которые являются коренными, и которые не изменятся в ходе развития подзаконной базы.

В первую очередь, это касается договора теплоснабжения.

В законе введены ограничения на то, кто может выступать в качестве теплоснабжающей организации: это лица, обладающие имущественными правами на объекты теплоснабжения в системе теплоснабжения, в которой они реализуют тепловую энергию. При этом в целевой модели в системе теплоснабжения должна быть определена единая теплоснабжающая организация, которая будет закупать тепловую энергию, производимую источниками тепловой энергии, и реализовывать ее большинству потребителей в системе теплоснабжения по единым тарифам на основании публичных договоров теплоснабжения. Будут также существовать "прямые" договоры между источниками тепловой энергии и потребителями, но случаи заключения и условия таких договоров будут в дальнейшем определены Правительством РФ в правилах организации теплоснабжения.

Также в договоре теплоснабжения конкретизирован товар, который реализуется теплоснабжающей организацией - это тепловая энергия (мощность) и (или) теплоноситель. В зависимости от потребностей потребителя и возможностей теплоснабжающей организации в договоре могут фигурировать только тепловая энергия (мощность), только теплоноситель или все указанные товары. Естественно, на практике снова возникнет вопрос о том, как регулируется поставка горячей воды в многоквартирные дома, но это вопрос, в первую очередь, не договорных отношений, а тарифного регулирования и он обязательно должен быть решен при принятии основ ценообразования в сфере теплоснабжения с соответствующим внесением изменений в иные подзаконные акты, регулирующие данный вопрос в настоящее время.

Что касается договора поставки тепловой энергии, то он во многом будет схож по условиям с договором теплоснабжения. Его основное отличие в сторонах договора - это два профессиональных участника сферы теплоснабжения (либо единая теплоснабжающая организация и владелец источника тепловой энергии, либо теплосетевая организация). Соответственно, все иные особенности данного договора будут исходить из данного факта. Кроме того, в законе сделана попытка ввести понятный механизм распределения нагрузки между источниками в системе теплоснабжения - на основе схемы теплоснабжения. Соответственно, исходя из распределения нагрузки между источниками в схеме теплоснабжения будет определяться и объем поставки по договорам поставки между единой теплоснабжающей организацией и владельцами источников в системе теплоснабжения. законодательный поставка тепловой мощность

Кардинальным новшеством ФЗ "О теплоснабжении" стало введение договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности. Это обусловлено тем, что в настоящее время большое количество потребителей, в первую очередь, промышленных, пользуясь ценовой конъюнктурой, перешли на использование собственных источников тепловой энергии. Но при этом, они не осуществили отключение от централизованной системы теплоснабжения, сохраняя для себя возможность вернуться к потреблению тепловой энергии извне, например, при изменении цен на газ. Это заставляет теплоснабжающие организации поддерживать для таких потребителей мощность в системе, содержание которой, по сути, оплачивается всеми остальными потребителями. В законе нет жестких норм об обязательности заключения данного договора для потребителей, тем не менее, представляется, что Правительство РФ вправе в подзаконных актах установить право теплоснабжающих организаций осуществить их отключение от системы теплоснабжения в случае не заключения договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

Что касается договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, то данные договоры встречались на практике и до принятия закона. Новшеством стало четкое определение того, кто заключает данные договоры - это только теплоснабжающая организация. Таким образом, для потребителя предполагается реализация "единого окна", когда он заключает договор теплоснабжения, а теплоснабжающая организация обязана урегулировать отношения со всеми теплосетевыми организациями, которые владеют тепловыми сетями, по которым осуществляется поставка тепловой энергии данному потребителю.

Также, по сути, не новым для сферы теплоснабжения является и договор о подключении к системе теплоснабжения. Разница после принятия ФЗ "О теплоснабжении" заключается в том, что подключение к тепловым сетям выводится из-под регулирования ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Соответственно, меняется и система определения платы за подключение, определение технической возможности подключения, процедура заключения договора и т.д. Естественно, это также потребует изменения уже существующей соответствующей подзаконной базы.

Кроме вышеупомянутых "коммерческих" договоров в сфере теплоснабжения, законодатель ввел в ст. 18 ФЗ "О теплоснабжении" еще один вид "технологических" договорных отношений в сфере теплоснабжения - соглашение об управлении системой теплоснабжения, которое должно заключаться между всеми теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в системе теплоснабжения. Введение подобных соглашений на законодательном уровне обусловлено, прежде всего, необходимостью упорядочить управление объектами в системе теплоснабжения, которые принадлежат различным собственникам вне зависимости от коммерческих отношений между ними.

Кроме того, в части 6 ст. 19 ФЗ "О теплоснабжении" неявно указывается на возможность оказания еще одной услуги в сфере теплоснабжения, а соответственно, и еще одного вида договора, - организации коммерческого учета. К сожалению, в рамках закона не прописаны основные условия данного договора и случаи его заключения, что могло бы стать хорошим подспорьем при реализации требований об установке приборов учета в соответствии с законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Остается надеяться, что данный вопрос будет более полно освещен в рамках правил коммерческого учета, которые подлежат принятию в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Таковы основные новшества законодательства в сфере организации договорных отношений в теплоснабжении. Остается лишь еще раз упомянуть, что это лишь первый, но самый главный этап в деле становления полноценного государственного регулирования данной отрасли гражданских правоотношений и пожелать скорейшего принятия необходимых подзаконных актов.