Самый первый авианосец в мире. Самые большие авианосцы в мире. Планы на будущее

Атомные авианосцы - это корабли новейшего поколения, которые доступны только ведущим державам мира. Однако при этом в составе они практически не числятся. В чем же проблема? Почему Российская Федерация, которая по многим показателям лидирует в международной гонке вооружений, так сильно отстает в этом показателе? Ведь у Соединенных Штатов в наличии имеется уже довольно приличное количество таких кораблей. Где же атомные авианосцы России? Именно на этот вопрос вы и узнаете ответ в данной статье. Вы поймете, почему этот аспект гонки вооружений у Российской Федерации оказался таким слабым. Также вы узнаете о кораблях такого типа, которые производились на территории России, но по тем или иным причинам не оказались в составе ВМФ. Также вы сможете получить информацию о единственном авианосце, находящемся на службе в ВМФ, а также о том, планируются ли атомные авианосцы России в ближайшем будущем.

Естественно, конкретную информацию о подобных проектах получить нереально - на телевиденье ответственные лица могут говорить одно, на бумаге будет обозначено другое, а на деле может происходить вообще третье. Поэтому информация о будущем атомных авианосцев в России является исключительно предположительной.

Почему в России нет атомных авианосцев?

Атомные авианосцы России - это очень интересная тема, так как у одной из сильнейших держав в мире в военном плане практически полностью отсутствует большой и важный сегмент. Как это вышло? Вся проблема заключается в наследии, которое досталось Российской Федерации от Загвоздку можно найти при изучении военной политики СССР - дело в том, что государство полностью отказалось от производства авианосцев, даже не рассматривая их как концепцию несущих авиационную мощь кораблей.

Уже во времена Советского Союза начал закладываться фундамент неравнозначности этого аспекта в будущей России в сравнении, например, с Соединенными Штатами. Как итог - у Российской Федерации в начале ее существования не было авианосцев и никаких планов и программ на их изготовление, новое тысячелетие страна встретила в точно таком же положении, да и на сегодняшний день о том, когда появятся атомные авианосцы России, пока только ходят слухи и разговоры.

Попытка начала производства

Нельзя сказать, что Советский Союз даже не пытался. В начале семидесятых годов СССР на самом деле запланировал строительство первого полноценного атомного авианосца, который мог бы положить начало набору настоящего атомного флота. Был уже даже создан проект, получивший рабочее название "1160". Целью этого проекта было создание к 1986 году целых трех полноценных атомных авианосцев, которые могли бы давать катапультный взлет одним из самых эффективных советских самолетов Су-27 К. Однако, к сожалению, плану не суждено было быть реализованным, так как на тот момент СССР концентрировался на создании тяжелых авианесущих крейсеров, которые нельзя назвать полноценными атомными авианосцами по множеству причин. И именно тогда поступило предложение о создании новейшего тяжелого авианесущего крейсера с вертикальным взлетом. Вот тогда-то проект "1160" был свернут, а первый атомный авианосец отечественного происхождения так и не появился на свет.

К слову, проект авианесущего крейсера, которым был заменен проект "1160", потерпел полнейшее поражение. В 1991 году он был завершен, начали проводиться пробные запуски, которые в итоге привели к тому, что один из самолетов упал прямо на палубу крейсера и там и сгорел. К 1992 году проект был свернут, и Советский Союз остался как без атомных авианосцев, так и без крейсеров с системой вертикального пуска, а Российская Федерация, появившаяся годом позже, - без какого-либо багажа в области разработки атомных авианосцев.

Что есть сейчас?

Когда речь идет про атомные авианосцы России, классификация играет очень большую роль. Дело в том, что как таковых атомных авианосцев в стране нет вообще. И они никогда не создавались ни в России, ни до того, в Советском Союзе. Но если отбросить дотошность, тогда к авианосцам можно отнести тяжелые авианесущие крейсеры, о которых уже писалось ранее. И тогда можно проследить историю того, как появлялись те крейсеры, которые функционировали уже в России.

Первыми были крейсеры «Киев», «Минск» и «Новороссийск». Они были спущены на воду в семидесятые годы, а списаны вместе в 1993 году. Первый простоял без дела десять лет, пока не был отправлен в Китай, где стал экспонатом тематического музея. Второй уже через два года после списывания был продан в Южную Корею, где его хотели разобрать для получения металла, но затем был перепродан в Китай, где, так же как и предыдущий, попал в тематический музей. Третьему повезло меньше всего - он был продан в Корею на разборку, но его уже никто не выкупил, поэтому крейсер так и был разобран на детали.

Что касается более современных моделей, то здесь стоит обратить внимание на авианесущий крейсер «Варяг», который был спущен на воду в 1988 году. Однако после распада Советского Союза он достался Украине, которая продала его в Китай, где его усовершенствовали, завершили и подготовили к использованию. В итоге он функционирует и по сей день под названием «Ляонин». Еще один крейсер, который действует до сих пор, - это «Адмирал Горшков», который функционировал до 2004 года, после чего был продан в Индию, где был реконструирован, переделан под классический атомный авианосец и до сих пор находится на вооружении ВМФ Индии. Есть еще один авианесущий крейсер под названием «Ульяновск», который мог бы действовать в Российской Федерации - он был заложен относительно недавно, в 1998 году, и планировалось, что он будет завершен к 1995 году. При этом он бы до сих пор мог спокойно служить в ВМФ России, однако проект был свернут еще до его завершения, а то, что было уже собрано, разобрали обратно на металл. Вот так и не попали на вооружение ВМФ первые атомные авианосцы России.

«Адмирал Кузнецов»

Но все ли это атомные авианосцы России? Обзор на этом не заканчивается, потому что необходимо еще взглянуть на один экземпляр, который единственный остается сейчас на плаву и в составе ВМФ. Что это за корабль? Это атомный авианосец России «Адмирал Кузнецов» - единственный корабль в ВМФ России, который можно классифицировать как авианесущий. Однако при этом атомным авианосцем его можно назвать только условно, так как он, как и предыдущие модели, является ТАВКРом, то есть Как и все другие авианесущие корабли, он был построен на советском Черниговском судостроительном заводе. Заложен этот корабль был в 1985 году, а в 1988 году был уже спущен на воду - с тех пор он функционирует и успел послужить как Советскому Союзу, так и Российской Федерации. Свое название он получил только после распада СССР, до этого он имел несколько различных имен. Изначально ему было дано название «Рига», затем он был переименован в «Леонида Брежнева», после этого стал «Тбилиси», и только потом появился на свет атомный авианосец России «Адмирал Кузнецов». Что же это за корабль, который на сегодняшний день является единственным во всем России?

Технические характеристики корабля

Как вы видите, не имеются в большом количестве в наличии у ВМФ атомные авианосцы России. Технические характеристики единственного тяжелого авианесущего крейсера, однако, могут вызвать интерес. Итак, это корабль с довольно внушительным водоизмещением - более шестидесяти тысяч тонн. Его длина составляет 306 метров, ширина - семьдесят метров, а высота в наибольшей точке - 65 метров. Осадка корабля может составлять от восьми до десяти метров, при максимальном водоизмещении она достигает 10,4 метра. Бронирование этого корабля выполнено из катаной стали, организовано дублирование корпуса дополнительными отсеками. От вражеских торпед корабль защищает 4,5-метровая трехслойная защита - броневой слой способен перенести попадание с зарядом 400 килограмм тротила. Что касается двигателей, то здесь стоит обратить внимание, что использовалась четырехвальная котлотурбинная технология, которая не применяется на полноценных атомных авианосцах. Однако если же говорить о сухих технических характеристиках, то четыре паротурбины дают в сумме 200 тысяч лошадиных сил, турбогенераторы производят 13 с половиной тысяч киловатт, а дизель-генераторы - еще девять тысяч киловатт. Также стоит отметить движитель, который состоит из четырех пятилопастных винтов. Что все это дает в сумме? В сумме получается максимальная скорость 29 узлов, то есть 54 километра в час. Также стоит отметить боевую экономическую и экономическую скорости - первая составляет 18 узлов, а вторая - 14.

Сколько же может проплыть этот корабль без дозаправки? Дальность хода, естественно, зависит от скорости: при максимальной скорости дальность составляет 3850 морских миль, при боевой экономической скорости - чуть больше семи с половиной тысяч морских миль, а при экономической скорости - почти восемь с половиной тысяч морских миль. Независимо от пройденной дистанции считается также и автономность плавания, которая в случае с этим кораблем составляет сорок пять суток. Экипаж такого корабля насчитывает немногим менее двух тысяч человек. Это результат, который могли бы спокойно превзойти современные атомные авианосцы России. Характеристики ведь были заложены около тридцати лет назад, поэтому здесь нечему удивляться. Однако это еще не все, что вы можете узнать о единственном атомном авианосце, находящемся на сегодняшний день в составе ВМФ России.

Вооружение

Учитывая тот факт, что этот корабль является боевым, у него на борту имеется большой набор разнообразного вооружения, именно о нем сейчас и пойдет речь. «Адмирал Кузнецов» может похвастаться навигационной системой «Бейсур», которая позволяет вести максимально прицельный огонь. Прежде чем рассматривать непосредственно орудия, стоит взглянуть также и на радиолокационные приспособления - их на корабле достаточно. На борту имеется семь различных РЛС общего обнаружения, а также две станции управления авиацией. Также стоит обратить внимание на радиоэлектронику - на борту имеется боевая информационно-управляющая система «Лесоруб», комплекс связи «Буран-2» и многое другое.

Что ж, теперь уже можно обратить внимание именно на вооружение - в первую очередь стоит отметить шесть зенитных артиллерийских установок, рассчитанных на 48 тысяч снарядов. Из ракетного вооружения на борту корабля имеются 12 пусковых установок «Гранит», 4 зенитно-ракетных комплекса «Кортик» и четыре пусковые установки «Кинжал». Есть у корабля и способ атаки или защиты против подводных лодок - это два реактивных комплекса, рассчитанных на шестьдесят бомб.

Авиационная группа

Отдельно стоит взглянуть на авианесущую составляющую технических характеристик. «Адмирал Кузнецов» рассчитан на пятьдесят самолетов, которые можно было бы перевозить на борту. Более того, предполагалось, что там будут присутствовать также и вертолеты. Однако на деле все оказалось немного иначе, и на сегодняшний день данный корабль служит базой всего для тридцати самолетов, большую часть которых составляют Су-33 и Миг-29К.

Планы на будущее

Но что же дальше? Появится ли новый атомный авианосец России? Или же еще долгое время «Адмирал Кузнецов» будет оставаться единственным представителем? Еще десять лет назад россияне возлагали надежды на грядущий пересмотр указа, который состоялся в 2009 году. Как и при распаде Советского Союза и образовании Российской Федерации, так и десять лет назад у правительства не было вообще никаких планов на данный сегмент военного рынка. В то же время главный конкурент, спускал на воду уже десятый полноценный атомный авианосец. Но что же произошло в 2009 году? Был расписан план уже до 2020 года, и атомных авианосцев там по-прежнему не значилось. Так что новый атомный авианосец России пока что не появился даже на бумаге - существует он пока только на словах, да и то в прессе, а не в заявлениях официальных уполномоченных лиц.

Прототипы

На самом деле работы над проектированием авианосцев уже ведутся, однако ВМФ России получит атомный авианосец нового поколения еще очень нескоро. Уж точно не в 2020 году. В некоторых случаях источники сообщают, что над авианосцами для России ведут работы другие страны, но чаще всего мелькает сообщение с изображением проекта того, как будут выглядеть атомные авианосцы России. Фото демонстрирует который смог бы нести на себе огромное количество самолетов за счет отказа от громоздкой основной конструкции и замены ее на небольшие вышки управления.

Поручение Медведева

Однако надежды людей были возрождены в 2015 году, когда Дмитрий Медведев поручил Министерству обороны заняться разработкой плана внедрения атомных авианосцев. Это будет далеко не самая простая задача по той причине, которую вы уже знаете - полноценные корабли такого типа на территории Российской Федерации и даже бывшего Советского Союза никогда не строились. Атомный авианосец - это не одно и то же, что тяжелый авианесущий крейсер, поэтому и технологии придется использовать совершенно другие. Однако, так или иначе, самые оптимистичные прогнозы сообщают, что к 2020 году может быть предложен план создания первых атомных авианосцев, предназначенных для российского ВМФ.

Авианосец класса "Нимиц"


Авианосцы класса "Нимиц" - серия американских авианосцев с ядерной силовой установкой, являются самыми большими военными судами в мире. Класс получил название по первому построенному авианосцу "Нимиц".

Первый атомный многоцелевой авианосец типа "Нимиц" был заложен 22 июня 1968 года. Строительство продолжалось четыре года, передача флоту состоялась 3 мая 1975 года.

Всего, начиная с 1968 года, было построено 10 судов. Серия кораблей "Нимиц" стала крупнейшей в послевоенный период. Все авианосцы этого типа были построены и продолжают строиться на судостроительной верфи в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния.

Основные характеристики

Длина: 333 м
Ширина полётной палубы: 76,8-78,4 м
Водоизмещение: 98 235 тонн, максимум 104 112 тонн при полной загрузке
Скорость: 30 узлов (около 56 км/ч)
Энергоустановка: два реактора A4W, четыре шахты
Авиация: максимум 90 единиц, в том числе 64 самолёта (включая 48 ударных и 16 самолётов поддержки) и 26 вертолётов палубного базирования
Команда: экипаж 3200 человек + авиакрыло 2480 человек
Срок эксплуатации: более 50 лет
Время эксплуатации реакторов без замены энергоносителей: около 20 лет.

В соответствии с классификацией кораблей ВМС США все суда этого типа имеют бортовой номер, например первый корабль этого класса имеет номер CVN-68, где обозначение CVN – многоцелевой авианосец с ядерной энергоустановкой, а 68 - порядковый номер авианосца в ВМС США.

Все корабли класса "Нимиц" конструктивно практически одинаковы, однако начиная с четвертого, имеют увеличенные водоизмещение, осадку и период между перезарядками топлива ядерных реакторов (до 20 лет). Они могут отличаться составом действующих с них авиакрыльев, комплексом радиоэлектронного вооружения, а также наличием дополнительного оборудования. Например, на авианосце "Карл Винсон" установлен тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать учебно-боевые задачи в масштабе соединения.

Авианосцы типа "Нимиц" построены по классической схеме, но в то же время имеют ряд особенностей: корпус сварен из стальных листов, а основные несущие конструкции, включая полетную палубу, выполнены из броневой стали.

Полное водоизмещение кораблей поздней (начиная с CVN72) постройки составляет 102 000 тонн. Силовая установка состоит из двух водо-водяных реакторов A4G/A1W, которые работают на четыре паровых турбины общей максимальной мощностью 280000 л.с. Турбины вращают четыре пятилопастных винта. Вспомогательная силовая установка состоит из четырех дизелей общей мощностью 10720 л.с.

На корабле имеется более 4000 помещений различного назначения.

Экипаж корабля состоит из 3184 человек (203 офицера) корабельной команды, 2800 человек (366 офицеров) авиагруппы, и 70 (25) человек командования авианосной ударной группы. Всего на корабле можно разместить более 6000 человек.

В настоящее время стандартное авиакрыло включает 78 самолетов и вертолетов: 20 истребителей F-14B/D "Томкэт", 36 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет" или "Супер Хорнет", 8 самолетов противолодочной обороны (ПЛО) S-3A/B "Викинг" (часто используются как разведчики или летающие танкеры), 4 самолета ДРЛО Е-2С "Хокай", 4 самолета радиоэлектронной борьбы ЕА-6В "Проулер", 4 вертолета ПЛО SH-60F "СиВи Хело" и 2 поисково-спасательных вертолетов HH-60H "Си Хок".

Оборонительное вооружение корабля включает три зенитных ракетных комплекса "Си Спарроу" и четыре 20-миллиметровых зенитных артиллерийских комплекса "Вулкан – Фаланкс". Бортовое вооружение предназначено для обеспечения защиты корабля главным образом от воздушного противника, прорвавшего дальний и средние рубежи ПВО авианосной ударной группы. Два трехтрубных 324-миллиметровых торпедных аппарата служат для борьбы с торпедами, находящимися по кильватерному следу.

Радиоэлектронные средства включают радиолокационные станции обнаружения, управления воздушным движением и навигации, станции спутниковой связи системы SATCOM, управления с цифровыми линиями связи, станции радиоэлектронной борьбы и постановки помех, станции ЗРК, а также навигационную систему TACAN. Последняя обеспечивает одновременно до ста самолетов данными об их местонахождении в радиусе трехсот миль от авианосца.

Список авианосцев класса "Нимиц"

"Нимиц" (CVN-68) – введен в эксплуатацию 3 мая 1975 года
"Дуайт Эйзенхауэр" (CVN-69) – введён в эксплуатацию 18 октября 1977 года
"Карл Винсон" (CVN-70) – введён в состав флота 13 мая 1982 года
"Теодор Рузвельт" (CVN-71) – введён в состав флота 25 октября 1986 года
"Авраам Линкольн" (CVN-72) – введён в состав флота 11 ноября 1989 года
"Джордж Вашингтон" (CVN-73) – зачислен в состав флота 4 июля 1992 года
"Джон К. Стеннис" (CVN-74) – введён в состав флота 9 декабря 1995 года
"Гарри Трумэн" (CVN-75) – введён в состав флота 25 июля 1998 года
"Рональд Рейган" (CVN-76) – введён в состав флота 12 июля 2003 года.

Десятый и последний корабль этого класса "Джордж Буш" будет спущен на воду в январе 2009 года. Торжественная церемония ввода в строй нового атомного авианосца состоится 10 января в военно-морском порту в Норфолке (штат Вирджиния).

CVN77 будет "переходным" кораблем от типа "Нимиц" к новым авианосцам CVX. На этом корабле предполагается отработать перспективные технологии, предполагаемые к использованию в конструкции CVX. Авианосец будет иметь измененную конструкцию корпуса и острова, уменьшенную радиолокационную заметность, усовершенствованные катапульты и системы обслуживания самолетов, а также сокращенный экипаж. CVN77 заменит в строю последний американский авианосец с неядерной силовой установкой, CV63 "Китти Хок", срок службы которого к 2008 году составит 47 лет.

Когда американские моряки первыми начали пробовать посадить самолет на палубу судна, англичане уже бурно обсуждали проект авианесущего транспорта. Поэтому первые авианосцы, переделанные из обычных кораблей и судов, появились именно в Великобритании, а потом и в других странах.

В основном это были плавучие базы гидросамолетов. Британцы приступили к созданию авиатранспортов сразу же после начала войны. В 1914 году вступил в строй гидроавиатранспорт « Ark-Royal » переоборудованный из угольного транспорта. Переделанные из таких транспортов первые авианосцы имели большие трюма, где могли находиться самолеты, а оттуда их извлекали с помощью кранов, стоявших на палубе, и опускали на воду для взлета. Кроме того, на борту транспорта « Ark-Royal » установили еще одну платформу, позволяющую запускать машины с борта.

гидроавиатранспорт «Ark-Royal»

Технические характеристики авиатранспорта «Ark-Royal»:
Длина - 112 м;
Ширина - 15,5 м;
Осадка - 5,6 м;
Водоизмещение - 7080 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 3000 л. с.;
Скорость - 10,6 узла;
Вооружение:
Орудия 76 мм - 4;
Гидроаэроплан - 4;

гидроавиатранспорт «Ansvald»

Не считала нужным особенно заботиться о создании авиатранспортов Германия, уповая на свои дирижабли, но, тем не менее, там была сделана попытка переделки в авианосцы двух поспешно зафрахтованных пароходов « Ansvald » и « Санта Элена » . На носу и на корме этих судов были построены деревянные ангары со стальными каркасами, которые вмещали гидроаэропланы. Они вступили в состав флота в августе 1914 года.

Технические характеристики гидроавиатранспорта «Ansvald »:
Длина - 133 м;
Ширина - 16,6 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 5400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 2800 л. с.;
Скорость - 11 узлов;
Вооружение:
Орудия 88 мм - 2;
Гидроаэроплан - 3;

Мало внимание итальянцев к созданию авианосцев нетрудно объяснить: узкое и очень тихое Адриатическое море позволяло рассчитывать на морскую авиацию берегового базирования.

авиатранспорт «Орлица»

В 1915 году на Российском флоте был широко известен необычный корабль - авиатранспорт « Орлица » переоборудован из парохода « Императрица Александра » . На его палубе располагались два ангара по два самолета в каждом. В трюме находился еще один летательный аппарат в полуразобранном виде. Самолеты опускались на воду и поднимались на борт при помощи кранов. Для защиты от бомб над машинами и котельным отделением устанавливалась стальная сеть. На корабле находились необходимые запасы топлива и бомб, а также слесарные мастерские. Авиатранспорту « Орлица » удалось проявить свои боевые возможности при поддержке сухопутных войск возле мыса Рагоцем, Германия в 1915 году.

авиатранспорт «Орлица»

Технические характеристики авиатранспорта «Орлица»:
Длина - 91,5 м;
Ширина - 12.2 м;
Осадка - 5,2 м;
Водоизмещение - 3800 тонн;
Судовая силовая установка - паровая мощностью - 2200 л.с.;
Скорость - 12 узлов;
Вооружение:
Орудия 75 мм - 8;
Гидроаэроплан - 5;

Постепенно английское адмиралтейство проводило переоборудование в авиатранспорты более быстроходных гражданских судов, среди которых наиболее известными были паромы « Engadain » и « Ben-mai-kri ». Они были построены для доставки людей и грузов через пролив Ла-Манш в 1911 и 1915 году соответственно. С авиатранспорта « Engadain » запускаемые самолеты принимали участие в налетах на базу дирижаблей в Тондерне и в Ютландском сражении. Авиатранспорт « Ben-mai-kri » активно действовал на Средиземном море во время Дарданелльской операции. Именно с палубы этого корабля поднялись в воздух торпедоносцы, которые впервые в мире провели торпедную атаку в боевых условиях.

авиатранспорт «Engadain»

Технические характеристики авиатранспорта «Engadain »:
Длина - 95,5 м;
Ширина - 12,2 м;
Осадка - 3,9 м;
Водоизмещение - 1676 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 15000 л. с.;
Скорость - 21 узел;
Вооружение:
Гидроплан - 4;

авиатранспорт «Ben-mai-kri»

Технические характеристики авиатранспорт «Ben-mai-kri »:
Длина - 118 м;
Ширина - 14 м;
Осадка - 4,6 м;
Водоизмещение - 2651 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 18000 л. с.;
Скорость - 24 узла;
Вооружение:
Гидроплан - 4;

первый авианосец «Argus»

Но самолеты-торпедоносцы, запускаемые с первого авианосца « Argus » представляли большую опасность для кораблей противника. Переоборудован из лайнера «Конте Россо», который строился в Англии для Италии в 1918 году. Война помешала завершению строительства в 1916 году, и английское руководство решило выкупить корпус и достроить как авианосец « Argus ». В конструкции этого корабля было немало изменений: полное отсутствие надстроек, заметно увеличена полетная палуба, отвод дыма через горизонтальный дымоход. Самой главной особенностью был аэрофинишер, который заменил систему с волочащимися по палубе мешками с песком.

авианосец «Argus»

Технические характеристики первого авианосца «Argus »:
Длина - 173 м;
Ширина - 20 м;
Осадка - 6,4 м;
Водоизмещение - 20400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 22000 л. с.;
Скорость - 20 узлов;
Вооружение:
Орудия 190 мм - 4;
Самолетов - 20;

Авианесущие корабли пришлось создавать в ходе боевых действий. Но у новоиспеченных авианосцев обнаружилось ряд существенных недостатков. Даже при небольшом волнении на море спуск и прием самолетов становился крайне затруднительным. Отсутствие брони и противоторпедной защиты делало первые авианосцы достаточно уязвимыми. Но именно эти надводные корабли дали возможность выработать все технические и организационные решения: подъем самолетов с ангаров, взлет, посадку, обслуживание, что в ближайшем будущем было успешно применено в ударных авианосцах. Очень неудачной была конструкция дымовых труб - располагалась сбоку, они задымляли зону посадки.

первый авианосец «Lengli»

Следующим толчком для начала строительства авианесущих кораблей ведущими морскими странами стал Вашингтонский военно-морской договор подписан 6 февраля 1922 года между США, Великобританией и Японией, который ограничил водоизмещение тяжелых артиллерийских кораблей (), но разрешил их переоборудование в авианосцы. Вскоре появились первые авианосцы Великобритании, США и Японии. В марте 1922 годы был принят на вооружение первый американский легкий авианосец « Lengli », переделан из угольного транспорта.

первый авианосец «Lengli»

Технические характеристики первого авианосца «Lengli»:
Длина - 165 м;
Ширина - 27 м;
Водоизмещение - 15200 тонн;
Судовая силовая установка - паровая;
Скорость - 15 узлов;
Вооружение:
Орудия 127 мм - 4;
Самолетов - 35;

первый авианосец «Хосё»

В декабре 1922 года первым поднял флаг японский легкий авианосец « Хосё », переделанный из быстроходного танкера. Сравнительно небольшой корабль с гладкой, лишенной надстроек палубой вдоль всего корпуса. На нем впервые были применены три коротких дымовых трубы, установленные по правому борту ниже полетной палубы. Во время посадки самолетов эти трубы могли откидываться на шарнирах наружу и становиться горизонтально, перпендикулярно борту корабля. Он имел хорошие , однако скорость его хода была сравнительно небольшой. Через четыре года появились два небывалых в истории флота авианосца , на долю которых в первые месяцы войны на Тихом океане выпала огромная боевая нагрузка.

первый авианосец «Хосё»

Технические характеристики первого авианосца «Хосё»:
Длина - 165 м;
Ширина - 18 м;
Осадка - 6,2 м;
Водоизмещение - 10500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 30000 л. с.;
Скорость - 25 узлов;
Вооружение:
Орудия 140 мм - 4;
Самолетов - 21;

В процессе проведения регулярных военно-морских учений с участием авианосцев, уже в 30-х годах назначение и их роль во флоте изменилось. были достаточно уязвимыми для проведения самостоятельных боевых действий, поэтому их задачами стало обеспечение плавучими аэродромами при эскадрах, соответственно и в море выходили в составе крейсеров или линкоров .

авианосец «Akagi» в море

В Японии, как и в США, было принято решение о переоборудовании в авианосцы недостроенные линкоры. Самым известным стал « Akagi » переделанный из линейного крейсера. Надводный корабль был спущен на воду в 1925 году, а вступил в строй после окончательной модернизации в 1939 году. Поверх его главной палубы была возведена трехэтажная надстройка - ангар. Крышу верхнего ангара оборудовали под полетную палубу. Здесь же находились две короткие взлетные полосы. Для возможности ведения артиллерийского обстрела с кораблями противника, японцы также вооружали авианосцы десятью 200 мм орудиями. Флагманский корабль адмирала Нагумо авианосец « Akagi » участвовал в ударе по Перл-Харбору 7 декабря 1941 года, который положил начало войне между Японией и США. В течение шести последующих месяцев этот корабль возглавлял почти все наиболее важные военно-морские операции на Дальнем Востоке. был потоплен американской авиацией в сражении при Мидуэе 5 июня 1942 года.

авианосец «Akagi»

Технические характеристики тяжелого авианосца «Akagi »:
Длина - 260 м;
Ширина - 31 м;
Осадка - 8,7 м;
Водоизмещение - 36500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 133000 л. с.;
Скорость - 31,2 узла;
Вооружение:
Орудия 203 мм - 6;
Орудия 127 мм - 12;
Самолетов - 91;

первый авианосец «Bearn»

Во Франции самым знаменитым первым авианосцем считался « Bearn » переделан из дредноута «Нормандия » в 1923 году. В 1927 году вступил в строй. В мае 1940 года после капитуляции Франции «Bearn » с двумя крейсерами ускользнул на остров Мартиника. Опасаясь, что эти корабли попадут к немцам, англичане организовали вокруг острова блокаду и летом 1943 года вынудили французского адмирала сдать свои боевые корабли. В 1944 году «Bearn » на одной из американских верфей был переоборудован в авиатранспорт и вместо прежнего вооружения получил четыре 127 мм универсальные пушки. До конца войны использовался для перевозки самолетов из Канады во Францию, потом служил базой подводных лодок и в 1967 году пошел на слом.

первый авианосец «Bearn»

Технические характеристики авианосца «Bearn »:
Длина - 182 м;
Ширина - 35 м;
Осадка - 9,3 м;
Водоизмещение - 25500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 37500 л. с.;
Скорость - 21,5 узла;
Вооружение:
Орудия 155 мм - 8;
Орудия 75 мм - 6;
Торпедные аппараты - 4;
Самолетов - 40;

В дальнейших планах англичан предусматривалось строительство нового авианосца, но они не спешили, чтобы накопить опыт в использовании уже имеющихся «плавучих аэродромов». Приоритетным принципом оставались скорость и самолетовместимость. По мнению специалистов британского флота, авианосец должен был действовать в составе крейсеров для своего прикрытия и обладать достаточной скоростью, чтобы уклоняться от боя с линкорами.

авианосец «Glory»

С учетом новых задач следующие авианосцы различных стран создавались без усиленной защитной брони и без главной артиллерии. Это позволило увеличить самолетовместимость, скорость хода и улучшить противовоздушную оборону за счет усиления зенитной артиллерии. В Англии с подобными характеристиками был построен авианосец «Glory » переоборудован из легкого линейного крейсера в 1930 году. На нем впервые был применен большой свес, который позволил увеличить длину полетной палубы до 240 м и бронирование ангаров.

авианосец «Glory»

Технические характеристики авианосца «Glory »:
Длина - 240 м;
Ширина - 27 м;
Осадка - 6,8 м;
Водоизмещение - 18600 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 90000 л. с.;
Скорость - 31 узел;
Вооружение:
Орудия 119 мм - 16;
Самолетов - 48;

Опыт войны показал, что возможности боевого применения воздушных сил в военно-морских операциях безграничны - ведение разведки, нанесение бомбовых и торпедных ударов по кораблям противника, прикрытие с воздуха конвои и нанесение ударов по береговым объектам. Воздушные силы стали неотъемлемой составной частью флота. Вклад американцев в боевой опыт был минимальным, однако за ними остался эксперимент - взлет и посадка самолета на палубу надводного корабля . Но развить возможности, заложенные в этой идее, в годы первой мировой войны довелось лишь англичанам. Совершенствование конструкции, гонка вооружения и желание превосходства над условным противником привели к развитию уникального типа корабля - авианосец . Но далеко не каждое государство может позволить себе постройку и дальнейшее обслуживание хотя бы одного авианосца, так как это дорогостоящее «удовольствие».

В мире. Они поражают своими размерами и функционалом. На палубе такого корабля способно разместиться несколько десятков единиц летательной техники, среди которых могут находиться штурмовики, истребители, противолодочные самолёты, вертолёты и т.д. Помимо этого все современные морские сооружения имеют мощную энергетическую установку и могут совершать плавание без заправки на протяжении нескольких лет.

На сегодняшний момент только 10 стран мира имеют в своём составе авианесущие морские судна. Большая их часть принадлежит ВМС США.

В ТОП-10 вошли самые большие авианосцы в мире, находящиеся на вооружении.

183 метра

» (Тайланд) – лёгкий авианосец открывает десятку самых больших кораблей в мире, состоящих на вооружении. Он же является самым малым современным авианосцем. Основными задачами тайландского судна являются поисково-спасательные операции и обеспечение воздушной поддержки. Низкая боеспособность корабля связана с недостатком финансирования и нечастыми выходами в море. Длина «Чакри Нарубет» составляет 183 метра. На корабле способно разместиться более 600 членов экипажа. Так как авианосец большую часть времени неактивен, его могут посетить приезжие туристы. Помимо этого, «Чакри Нарубет» прозван как самая большая в мире королевская яхта, так как во время выходов в море, на нём очень часто присутствует королевская семья.

244 метра

» (Италия) – самый большой авианосец итальянских ВМС. Своё название получил в честь государственного деятеля Италии графа К. Кавура. Был введён в состав флота в 2009 году. Длина судна составляет 244 метра. На палубе разместились 8 самолётов AV-8B «Харриер» и 12 вертолётов. Кроме летательных машин здесь могут разместиться более 500 человек, 24 танка или 50 единиц тяжёлых боевых машин.

261 метр

» (Франция) – крупный авианосец, входящий в состав ВМС Франции. «Шарль де Голь» пришёл на замену устаревшим авианосцам типа «Клемансо» и является самым боеспособным авеанесущим кораблем в мире, после американского «Нимица» и российского «Адмирала Кузнецова». Судно с протяженностью в 261,5 метров, предназначено для 40 воздушных единиц и более 1500 членов экипажа, включая авиагруппу. Кораблю активно участвовал в военных операциях по всему миру, включая Афганскую войну против талибов в 90-х годах 20 века.

265 метров

» (Бразилия) – единственный авианосец ВМС Бразилии. До 2000 года принадлежал Франции и относился к типу кораблей «Клемансо». Его прежнее название – «Фош». Длина судна составляет 265 метров. На борту «Сан-Паулу» способно разместиться свыше 1500 человек, включая лётно-технический состав, а также более 30 воздушных суден. Будучи ещё в составе ВМС Франции авианосец участвовал в военных операциях, проходивших в Боснии, Персидском заливе, Ливане и других.

283 метра

» (Индия) – крупный авианосец Индии, входящий в состав ВМС. Ранее тяжёлый авеанесущий крейсер принадлежал России и носил название «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Корабль был полностью модернизирован и передан индийским ВМС. Длина судна составляет 283,4метров. На своей палубе «Викрамадитья» может перевозить до 40 летательных единиц и более 1500 членов экипажа.

284 метра

Авианосцы типа «» (Англия) известны под кодовым названием CVF. Английские морские судна строятся на замену авианосцам типа «Инвисибл». Два корабля являются самыми крупнейшими из всех, что были построены для Королевского флота. Планируется, что один из них вступит в строй уже в этом году, другой будет введён в состав флота лишь в 2018 году. На палубе «Куин Элизабет», площадь которой составляет 13 000 кв.м., сможет разместиться свыше 40 самолётов и вертолётов. Воздушные машины смогут одновременно взлетать и совершать посадку на палубу. Вместительность для экипажа составляет 1500 человек, включая авиагруппу. Длина морского судна равна 284 метрам.

304 метр

» (Китай) – китайский авианосец, который является первым и единственным в составе Военно-Морского Флота НОАК. Был построен в СССР и относился к авианосцам типа «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В 2012 году был выкуплен Китаем и реконструирован. Размер модернизированного судна составляет 304,5 метров в длину. На палубе «Ляонина» могут разместиться 40 единиц воздушной техники и более 2000 человек. ВМФ использует авианосец в основном с целью обучения пилотов для последующей службы на корабле.

305 метров

» (Россия) – единственный авианесущий крейсер в составе ВМФ России. Своё название получил в честь Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. В отличие от своих отечественных предшественников крейсер способен обеспечивать взлёт и посадку летательных аппаратов. Площадь полётной палубы составляет более 14 000 кв.м. Авиационная группа корабля может включать до 30 самолётов и 10 вертолётов. Состав экипажа рассчитан на 2000 человек. Протяжённость авианосца составляет 305,1 метров.

332 метра

Авианосцы типа «» (США) – самые крупные военные корабли в мире, находящиеся на вооружении Военно-Морских Сил США. Всего было построено 10 таких авианосцев. Также это самые дорогие морские судна: стоимость каждого составляет порядка 4,5 млрд. долларов. На своей палубе «Нимиц» готов принять до 90 самолётов и вертолётов – это максимальный показатель вместительности среди существующего морского транспорта. Помимо этого, на борту могут разместиться более, чем 5000 членов экипажа, включая авиагруппу. Длина одного такого морского сооружения составляет 332,8 метров. Авианосцы активно участвуют в военных операциях (Югославия, Ирак), а также оказывают гуманитарную поддержку пострадавшим странам от природных катастроф (цунами в Индонезии — 2004; землетрясение на Гаити — 2010). Средний срок эксплуатации такого судна – 50 лет.

337 метров

» (США) – самый огромный современный авианосец, строительство которого ведётся с 2009 года. Размер махины составляет 337 метров в длину. Планировалось, что «Джеральд Форд» придёт на смену гиганту «Энтерпрайз». Но последний был уже выведен из состава в 2012 году. Эксплуатация нового судна по прогнозам должна обойтись на 4миллиарда дешевле, чем «Энтерпрайза» из-за сокращения числа экипажа. Современный авианосец способен будет вмещать порядка 4660 человек. В 2013 году состоялась церемония спуска судна на воду. Введение в состав американского флота планируется в ноябре этого года. Авиационная группа составит более 75 самолётов, вертолётов и «беспилотников» (БПЛА).

Военно-морские силы - одна из главных составных частей армии любой державы, имеющей выход в моря и океаны. Многие империи, такие, как, например, Великобритания, построили свою мощь благодаря сильному флоту, способному реагировать на любую угрозу за многие тысячи километров от родной земли.

Безусловно, современные военные корабли сильно отличаются от своих прародителей. Флагманом любой флотилии сегодня является авианосная группа, позволяющая атаковать и защищаться не только с помощью установленных орудий, но и размещенных на палубах авиагрупп.

Наличие самолетов предъявляет требования к размерам кораблей. Все авианосцы могут похвастаться внушительными объемами, однако некоторые их них выделяются даже на этом фоне. В данной статье мы расскажем как раз о таких кораблях, а также ответим на вопрос: «Какой самый большой авианосец в мире?».

Первое место - Энтерпрайз (Соединенные Штаты Америки)

Данный корабль является первым представителем из авианосцев, имеющих двигатель, работающий на ядерном топливе. На воду он был спущен в далеком 1961 году, но до сих пор остается самым крупным судном в мире в своем классе. Стоимость строительства Энтерпрайза обошлась государству в 450 миллионов долларов. Высокая цена стала одной из причин, почему данная серия кораблей ограничена всего одним авианосцем, хотя изначально планировалось создание еще нескольких таких судов.

Длина корабля составляет целых 342 метра. Он вмещает около 80-ти самолетов. Полный экипаж авианосца составляет более трех тысяч человек. Энтерпрайз имеет 4 паровые катапульты. Половина размещается в передней части корабля, а вторая половина – на посадочных полосах. С помощью катапульт Энтерпрайз способен поднимать в воздух один самолет за четверть минуты.

Напротив, посадка авиагрупп осуществляется с помощью аэрофинишера, который состоит из четырех тросов, которые натягиваются в подпалубном помещении и помогают работе специальных тормозных цилиндров. Кроме того, на авианосце имеется нейлоновая сетка, которая способна поймать самолет в случае, если по непредвиденным обстоятельствам он пролетит аэрофинишерную позицию.

Второе место - Нимиц (Соединенные Штаты Америки)

Более современный американский авианосец, который также имеет мощный атомный двигатель. Первый корабль был спущен на воду в 1975 году. Производство продолжалось до 2009 года, когда последнее судно поступило на службу. Всего за это время было создано 10 таких кораблей. Длина корабля составляет 330 метров. Данные корабли активно применялись во время нескольких военных конфликтов, в том числе в Югославии и Ираке.

Стоимость одного корабля составляет четыре с половиной миллиарда долларов США. Авианосец переносит 66 кораблей разного назначения (48 из них - многоцелевые истребители). Ядерный реактор, который установлен в корабле, позволяет ему работать около 25 лет без замены. В год на содержание одного авианосца государство тратит около 160 миллионов долларов США.

Нимиц может эксплуатироваться более 50-ти лет. На сегодняшний день все 10 кораблей несут боевую службу.

Третье место - Китти Хоук (Соединенные Штаты Америки)

Авианосец был спущен на воду в 1955 году. Его длина - 325 метров. Это первые корабли свое класса, не имеющие богатого арсенала артиллерии, вместо которой устанавливаются ракетные комплексы. Кроме того, это последние американские авианосцы, на которые не устанавливались ядерные реакторы. Авианосец на момент спуска на воду имел всю современную электронику и гидролокационную станцию. Последнее судно этой линейки (всего их было четыре) было выведено из строя в 2007 году.

Четвертое место - Форрестол (Соединенные Штаты Америки)

Еще один американский авианосец, принадлежащий к числу самых больших. Его длина составляет 320 метров. Форрестол создавался под нужды реактивной авиации после окончания Второй мировой войны, опыт которой учитывался при создании корабля. На воду первое судно линейки было спущено в 1955 году. Интересно, что данный авианосец среди американских моряков считался несчастливым и получал много насмешливых прозвищ из-за большего числа несчастных случаев, связанных с возгораниями на корабле. В результате одного из них погибло около 135 человек.
Последний корабль линейки был выведен из строя в 1993 году. Он был продан на аукционе за один центр, так как желающий купить его не было, кроме одной единственной компании.

Пятое место - Джон Кеннеди (Соединенные Штаты Америки)

Получив свое имя в честь знаменитого американского президента, этот корабль был спущен на воду в 1968 году. Его длина составляет 320 метров. Этот корабль относится к классу Китти Хоук. Так же, как и другие корабли, он не имел ядерного двигателя (хотя изначально установка планировалась). Вместо него использовалось газотурбинное оборудование.

Большую часть времени авианосец находился в Средиземном море, выполняя там различные задачи во время холодной войны. Корабль прослужил около 40 лет и за это время претерпел несколько серьезных ремонтов. Во флоте корабль прослыл не самым удачным, так как за время эксплуатации пережил несколько столкновений.

Самая крупная авария произошла в 1975 году в результате столкновения корабля с крейсером, который от удара был практически полностью уничтожен.
Джон Кеннеди был снят со службы в 2007 году, была организована целая церемония по его проводам.
Авианосец также стал кинозвездой. Именно он изображен в фильме 2012 обрушивающимся на Белый Дом.

Шестое место - Мидуей (Соединенные Штаты Америки)

Это не только крупный авианосец, произведенный в год окончания Второй мировой, но и первый тяжелый авианосец в составе американского ВМФ. Корабль эксплуатировался на протяжении 50-ти лет. За это время он поучаствовал в нескольких военных операциях страны, в том числе во вьетнамской и иракской.

Покинул службу Мидвей в 1992 году, а спустя пять лет на его базе был создан огромный музей флота. Длина корабля составляет 305 метров.

Кроме того, судно участвовало в знаменитой спасательной операции во времена окончания вьетнамской войны, когда Вьетконг захватил столицу южан. Для того чтобы посадить самолет, загруженный беженцами, спасавшимися от неминуемой расправы и тоталитарного режима, экипаж авианосца сбросил в воду вертолеты, находившиеся на борту, общей стоимостью свыше 10-ти миллионов долларов. Эта операция вошла в страницы боевой славы США.

Седьмое место - Адмирал Кузнецов (СССР, Российская Федерация)

Самый мощный авианесущий корабль в СССР и в России. Корабль был создан в Николаеве и получил имя известного советского адмирала. После развала СССР он вошел в состав российского ВМФ. Сегодня он служит в составе северного флота. На нем располагаются истребители и противолодочные вертолеты.

Корабль был заложен в 1982 году, а на воду он был спущен в 1985. Интересно, что на момент закладки ему присваивали имя “Рига”, а на момент первого спуска - “Леонид Брежнев”. После спуска продолжались работы по строительству корабля на воде. В 1989 году судно, еще незаконченное, вышло в море для проведения испытаний с самолетами. В 1990 строительство было завершено, и корабль был вновь переименован.

В настоящее время он проходит капитальный ремонт. Уже летом этого года планируется поход корабля в Средиземное море, скорее всего к берегам Сирийской Арабской Республики. Длина корабля - 300 метров.

Восьмое место - Лексингтон (Соединенные Штаты Америки)

Самый старый авианосец в этом списке. Всего было произведено два судна данного типа, оба приняли активное участие в начале (для США) Второй мировой войны. Один из авианосцев был уничтожен весной 1942 года во время тяжелых боев с японцами. Второй корабль, несмотря на многочисленные повреждения, пережил войны и был затоплен после участия в испытании ядерного оружия в 1946 году.

Лексингтон был способен разместить 63 самолета. Большую часть составляли истребители, а также самолеты-разведчики. Авианосцы данной серии появились в результате жарких споров между американскими военными экспертами. В то время шел конфликт между двумя мнениями о будущем военно-морских сражений. Одна часть специалистов выступала за создание береговых аэродромов и мощных линкоров, так как считала, что самолеты недостаточно хороши в деле уничтожения кораблей. Другая же часть настаивала на создании мощных авианосных групп, отдавая им решающую роль в будущих сражениях. В результате испытаний, проведенных с помощью трофейных немецких судов, победила вторая точка зрения, и, что и подтвердила Вторая мировая война, вполне обоснованно.

Девятое место - Варяг (СССР, Украина, КНР)

Еще один длинный авианосец, принадлежащий к Советскому Союзу. История «Варяга», действительно, представляет интерес. Его строительство началось в Николаеве в 1986 году. Через два года он уже был спущен на воду, после чего продолжились работы над ним уже на воде. После того, как СССР перестал существовать, корабль отошел к украинскому ВМФ, однако с тех пор он не использовался, денежные вливания в него прекратились, а нужные ремонтные работы не проводились, поэтому судно медленно деградировало.

В результате «Варяг» был продан китайской компании за 20 миллионов долларов США, что гораздо ниже его фактической стоимости. Покупатели заявили, что планировали создать на его базе развлекательный центр. Однако впоследствии судно было достроено в качестве боевого корабля. Он был переименован в «Ляонин» и сейчас успешно выполняет боевые задачи в составе китайского ВМФ.

Десятое место - Шинано (Япония)

Самый длинный японский авианосец времен Второй мировой. Изначально он строился как линкор, однако после первого серьезного поражения против американского флота в 1941 году японское командование решило сделать ставку на авианосные группы, увидев то, каким преимуществом пользуются на воде американские авианосцы.

Судно было завершено через один год. На тот момент это был самый защищенный авианосец. Особенно хорошо защищались контейнеры для хранения авиационного топлива, которые при попадании вражеского снаряда могли бы уничтожить весь корабль.