Понятие таможенной территории

ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ

экономико-правовое понятие, включающее сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает также в исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела. Единая Т.т. РФ выступает как таможенно-правовое выражение общероссийского рынка, главным внутренним принципом функционирования которого являются отсутствие внутренних таможенных границ и барьеров, свободное движение товаров, услуг и капиталов.

На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне Т.т. РФ, за исключением случаев, определяемых таможенным законодательством.

Пределы Т.т. РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей РФ.

Лит.: Козырин А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенно-тарифного регулиро-вания//Московский журнал международного права, 1995.№ 1; Таможенная территория мира. Нью-Йорк, 1989; Шестакова М.П. Порядок перемещения товаров через таможенную границу/ /Право и экономика, 1997, № 9.

Анисимов Л.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ" в других словарях:

    Территория с единым режимом ввоза и вывоза то варов. В пределах ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ввоз и вывоз товаров сопровождаются уплатой таможенных пошлин и соблюдением других необходимых фор мальностей. Словарь финансовых терминов. Таможенная… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    таможенная территория - Территория, на которой применяется таможенное законодательство Договаривающейся Стороны (Глава 2 Генерального приложения к Пересмотренной Киотской конвенции) [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе… … Справочник технического переводчика

    Таможенная территория - (англ. customs territory/area) по таможенному законодательству РФ ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает в себя также находящиеся в ее морской исключительной экономической… … Энциклопедия права

    Таможенная территория РФ - сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и… … Административное право. Словарь-справочник

    Таможенная территория - Каждое государство имеет свою таможенную территорию, которую составляет сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория государства включает в себя также находящиеся в морской… … Официальная терминология

    таможенная территория - территория данного государства, где таможенное законодательство применяется в полном объеме. Согласно ст. 3 ТК РФ, Тт. РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Тт. РФ включает… … Большой юридический словарь - сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

1. Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

2. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (далее - таможенная граница).

3. В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза.

Таможенная территория – единая таможенная территория таможенного союза. На территории трех государств нет участков, не являющихся таможенной территорией. (Россия, Беларусь, Казахстан).

Таможенная граница – пределы таможенной территории таможенного союза.

1) таможенная граница является условной линией. 2) предположение о существовании терминов внутренняя и внешняя таможенная граница. Следует исходить из постулата о единстве таможенных границ таможенного союза, отсутствие национальной таможенной границы, несмотря на упоминания ст. 151 ТК ТС.

16. Правовой статус таможенных органов Российской Федерации.

Таможенные органы России - это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и утверждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.

Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.


Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной комᴨетенцией в сфере таможенного дела.

17. Правовой статус ФТС.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) в соответствии с содержанием Таможенного кодекса РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 Положением о ГТК РФ (ГТК – Государственный таможенный комитет, позже преобразованный в ФТС РФ) является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Как главный орган федеральной исполнительной власти РФ в сфере таможенного дела ФТС РФ, являясь главным исполнителем таможенного законодательства и таможенной политики РФ, осуществляет координацию действий подчиненных ему таможенных органов, а также имеет право издавать в пределах своей компетенции определенные нормативные правовые акты по таможенному делу, которые обязательны для исполнения всеми субъектами таможенной системы. Возглавляет ФТС РФ председатель, который назначается на эту должность Президентом РФ. Федеральная таможенная служба РФ, как и любой другой государственный орган, имеет свои персональные функции, возложенные на него государством в целях осуществления таможенной политики как составного элемента экономической политики государства.Основные функции ФТС РФ:

1. принимает участие в разработке предложений по реализации таможенной политики в РФ;

2. в возглавляемой им системе осуществляет полное регулирование деятельности государственных таможенных управлений и отделов;

3. принимает участие в разработке предложений по внесению изменений в таможенно-тарифное регулирование, а именно в механизм применения таможенных пошлин, налогов и сборов при возникновении таможенных правоотношений;

4. осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

6. в пределах своей компетенции обеспечивает защиту прав и свобод граждан, а также различного рода организаций и учреждений, в той или иной степени занимающихся осуществлением таможенного дела;

7. осуществляет ведение таможенной статистики;

8. организует борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

9. занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников таможенных органов, а также иных служб, так или иначе связанных с таможенным делом в РФ;

Для осуществления своей деятельности ФТС РФ, помимо функций, имеет и свои собственные права, а именно на:

1. определение особенностей правового регулирования таможенных режимов;

2. ограничение или запрет на ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады;

3. установление упрощенного, льготного порядка перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей;

4. образование координационных и экспертных советов, временных творческих коллективов и рабочих групп по вопросам таможенного дела и пр.

Основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница. таможня административное правонарушение штраф

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако Таможенном Кодексе РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над ними искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкое определение понятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998 г.). Исключительная экономическая зона Российской Федерации -- это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных пли санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница», под которой понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которое призвано служить интересам развития и укрепления между народной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество -- союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенному оформлению посвящены гл. 8 -- 16 ТК РФ (ст. 58 -- 154). Глава 8 определяет принципиальные положения, относящиеся к таможенному оформлению. В частности, требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями ТК РФ.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (морской (речной), воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК, а в случаях, предусмотренных ТК, -- устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров -- в момент предоставления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК -- устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действий этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных

Т.Н. Трошкина,
к.ю.н., доцент кафедры финансового и банковского права
Государственного университета - Высшей школы экономики

Понятие "таможенная территория" является одним из основных в таможенном законодательстве. С его помощью определяется объект таможенно-правового регулирования - таможенные отношения, под которыми понимаются отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Это понятие используется также для определения пространственных пределов действия таможенного законодательства, так как под таможенной территорией подразумевается пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Именно эта формулировка содержится в глоссарии таможенных терминов Совета таможенного сотрудничества (ныне - Всемирная таможенная организация).

Законодатель дал определение таможенной территории дважды. Первое по хронологии определение приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", согласно которому таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Немного позже появилось второе определение таможенной территории в ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), в соответствии с которым таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Давая такое определение, законодатель опирается на понятие "государственная территория", соответствующее в целом понятию "территория Российской Федерации", содержащемуся в п. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ТК РФ таможенная территория Российской Федерации включает также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ч. 2 ст. 3 ТК РФ). Это положение соответствует п. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Эти положения ч. 2 ст. 3 ТК РФ были развиты в Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В ст. 5 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ среди прав, которые Российская Федерация осуществляет на континентальном шельфе*1, названо исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
_____
*1 Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

В п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ закреплено, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне*1.
_____
*1 Под исключительной экономической зоной Российской Федерации понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ, международными договорами и нормами международного права.

Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (Российская Федерация ратифицировала эту Конвенцию в 1997 году). Согласно ст. 33 Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной*1, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:
_____
*1 Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

А) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

Б) для наказания за нарушение вышеуказанных законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Действующее законодательство содержит понятие исключений из таможенной территории, в число которых входят территории свободных таможенных зон и свободных складов*1, которые согласно ст. 3 ТК РФ рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу. К числу предусмотренных ст. 3 ТК РФ исключений относится созданная в Калининградской области Особая экономическая зона согласно Федеральному закону от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ), ст. 1 которого предусматривает, что данная Особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В этой же статье Закона N 13-ФЗ устанавливается, что в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, Особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном Законе. Именно из-за этих особенностей (они обозначены в ст. 7 Закона N 13-ФЗ) территория, которую занимает Калининградская Особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной территории Российской Федерации.
_____
*1 Согласно ст. 75 ТК РФ свободная таможенная зона и свободный склад - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к вышеуказанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Специальными правовыми актами может устанавливаться таможенный статус территорий, международно-правовой режим которых остается неурегулированным. Так, в письме ГТК России от 08.11.1995 N 01-13/15822 сообщается, что временно, до определения правового режима Каспийского моря, продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная там российскими судами или судами, арендованными (зафрахтованными) российскими лицами, при ввозе на сухопутную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения и не облагается ввозными таможенными пошлинами и налогами, взимание которых возложено на таможенные органы.

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов. Как уже отмечалось, в ст. 4 ТК РФ закреплено право на образование таможенных союзов в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельности ТК РФ определяет общепризнанные нормы международного права.

Так, в ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей (совместной) территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза (внешний аспект).

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устанавливаются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам-нечленам. В таможенном союзе появляется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран - членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию.

В подписанном в ходе Московской встречи глав государств и глав правительств стран-участниц СНГ (сентябрь 1993 года) Договоре о создании экономического союза обозначены основные этапы интеграционных процессов в СНГ.

В настоящее время происходит формирование многостороннего таможенного союза с участием Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, руководителями которых 26 февраля 1999 года в Москве был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, и в нем было подтверждено обязательство завершить формирование Таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство. Под таможенным союзом в ст. 21 Договора понимается торгово-экономическое объединение, имеющее:

Единую таможенную территорию;

Общий таможенный тариф;

Режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных в самом Договоре;

Упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах;

Однотипные механизмы регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

Органы управления;

Единую таможенную политику и применение единых таможенных режимов.

В соответствии со ст. 24 рассматриваемого Договора стороны обеспечат объединение таможенных территорий сторон в единую таможенную территорию после завершения создания для этого необходимых правовых, экономических и международных условий.

Государства - участники Таможенного союза исходят из того, что основополагающим принципом такого экономического объединения является наличие единой таможенной территории. В ст. 1 Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь устанавливается, что формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

Отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

Установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

Формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями.

Говоря о Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, необходимо упомянуть о решении Экономического суда СНГ N 01-1/2-97 "О толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года", которое было принято в г. Минске 15 сентября 1997 года. В этом решении указывается, что Соглашением о Таможенном союзе от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при перемещении товаров между государствами-участниками. Национальным законодательством государств-участников режим единой таможенной территории распространен как на товары, происходящие с территорий государств - участников Таможенного союза, так и на товары, происходящие с территории третьих стран, но выпущенные для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.

Таможенно-правовое регулирование исходит из принципа единства таможенной территории.

С анализируемым понятием "таможенная территория" непосредственно связана категория "таможенная граница".

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей (за исключением случаев таможенных союзов, анклавов, эксклавов и некоторых других), что закрепляется непосредственно в текстах таможенных законов и международных соглашений. На всем протяжении внешней таможенной границы действует специальный административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе, а ее охрана осуществляется таможенными органами совместно с пограничными войсками.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории и возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов (свободного склада, свободной таможенной зоны). По правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается как пограничная, въезд на которую осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. В частности, перемещение через внутреннюю таможенную границу багажа и предметов ручной клади осуществляется по таможенным правилам, применяемым к лицам, следующим через государственную границу, и при вывозе товаров сверх установленных норм взимается таможенная пошлина.

С помощью понятия "таможенная граница" могут создаваться юридические конструкции, позволяющие взимать таможенные налоги с товаров до момента их перемещения через таможенную границу (в отдельных случаях пошлины могут взиматься даже с товаров, предназначенных не для внешней торговли, а исключительно для внутреннего потребления), а также наоборот - не облагать таможенными налогами товары, уже перемещенные через таможенную границу.

Примеры того, как товары облагаются таможенными налогами, не перемещаясь через таможенную границу, заслуживают особого внимания. Они имеют большое значение для государств, активно участвующих в международном экономическом сотрудничестве и развивающих кооперационные связи в промышленности. Так, например, предприниматель, выступающий в качестве кооперанта по соглашению о международном сотрудничестве, продает товар иностранному партнеру, который должен использовать его в совместном инвестиционном проекте, реализуемом на территории государства - продавца товара.

Объект купли-продажи подвергается таможенному обложению на основании предположения, что товар вывозился за пределы таможенной территории и был на нее возвращен. Таким образом, экспортные (если они существуют) и импортные налоги должны быть уплачены до момента потребления товара. Юридическая фикция, состоящая в признании товара, не изменяющего своего физического местонахождения, дважды пересекшим таможенную границу (один раз по пути в страну покупателя, второй раз - возвращаясь в страну продавца, где он должен быть использован в совместном инвестиционном проекте), применяется, во-первых, с целью экономии на транспортных, страховых и иных расходах (поскольку фактического перемещения товара не состоялось), а во-вторых, для использования различных льгот, предусмотренных внешнеторговым законодательством ряда стран. Так, кооперант, продавший товар своему иностранному партнеру, может получить экспортную премию, предъявив соответствующим финансовым органам таможенную декларацию, подтверждающую фиктивный вывоз товара. Если внутренние цены на продаваемые товары выше мировых, продавец в качестве компенсации за разницу цен получит экспортную премию. В то же время благодаря фиктивному вывозу и повторному ввозу товара обеспечиваются равные условия предпринимательства на одной таможенной территории. Если бы инвестор не уплатил импортных налогов и иных причитающихся таможенных платежей, то он необъективно был бы поставлен в более выгодное экономическое положение, чем любой другой импортер, ввозящий аналогичный товар из-за границы. Примеры того, как товары, уже перемещенные через таможенную границу, не облагаются налогом, известны российскому законодательству и таможенным системам большинства зарубежных стран. Режимы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли позволяют не взимать таможенные платежи и не применять мер экономического воздействия по отношению к товарам, перемещенным через границу и помещенным под вышеуказанные таможенные режимы.