Первая врачебная категория. Квалификационные категории врачей: описание и правила получения. Баллы на повышение

Квалификация врача определяется в ходе проведения аттестационных процедур и позволяет выявить уровень соответствия теоретических знаний и практических умений квалификационным характеристикам соответствующей специальности. Аттестация на присвоение категории осуществляется по инициативе самого медицинского работника, она является хорошим стимулом для его профессионального роста. Впоследствии установленная категория дает врачу право оказывать медицинские услуги, определенные для данной специальности, влияет на размер заработной платы, повышает престиж врача, способствует его дальнейшему продвижению в профессии.

Квалификационные категории и порядок их получения

Квалификация врача может присваиваться по основной или совмещаемой должности и определяется в соответствии с требованиями, предъявляемыми ко второй, первой и высшей категории.

В ходе аттестационных процедур работник должен пройти профессиональную переподготовку (обучение на курсах и стажировки в ведущих медицинских учреждениях), затем лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии, где осуществляется оценка выполненного им аттестационного отчета о проделанной работе, тестирование и собеседование. При присвоении категории учитываются также образование и стаж врача по аттестуемой должности, которые должны соответствовать требованиям:

Вторая категория – стаж от 3 лет, высшее и среднее профессиональное образование;
- первая категория – стаж от 7 лет при наличии высшего и от 5 лет при наличии среднего профессионального образования;
- высшая категория – стаж от 10 лет при наличии высшего и от 7 лет при наличии среднего профессионального образования.

Сроки действия категории

Срок действия присвоенной квалификационной категории составляет 5 лет с момента подписания приказа. В случае невозможности аттестоваться по истечении 5 лет (декретный отпуск, временная нетрудоспособность) срок ее действия может быть продлен лишь при условии согласия аттестационной комиссии с ходатайством о продлении категории, подписанным главным врачом учреждения, где работает врач.

Требования к оформлению аттестационного отчета врача

Аттестационный отчет предоставляется за последние 36 месяцев работы.

Аттестационный отчет должен быть вложен в папку - скоросшиватель. Объем отчета на высшую категорию - 30-35 листов, на первую и вторую категорию - 20-25 листов.

Общие требования

Аттестационный отчет должен быть отпечатан на принтере, рукописные работы не принимаются.

Текст должен быть черного цвета и располагаться на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм).

Страницы аттестационного отчета должны иметь следующие поля: левое 30 мм, правое15 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм.

Основной текст работы следует выравнивать «по ширине».

Используется стандартный шрифт Times New Roman. Кегль (размер) шрифта 12

пунктов. Межстрочный интервал 1,5.Абзацный отступ 1,25 см.

Текст аттестационной работы должен быть пронумерован. Номера страниц

проставляются без точки в нижнем правом углу страницы. Причем на титульном листе номер «1» не ставится, но учитывают, что следующая страница имеет номер «2». Вторая страница аттестационного отчета должна содержать оглавление с указанием номеров страниц основных разделов аттестационного отчета.

Заголовки в отчете выделяют более насыщенным 14 шрифтом, не подчеркиваются, в конце точка не ставится. Между заголовком и текстом должен быть интервал не менее 6-12 пунктов.

Заголовки более высокого уровня выравниваются «по центру», заголовки более

низкого уровня выравниваются «по левому краю». Заголовки нумеруются арабскими

цифрами, подзаголовки нумеруются через точку («1», «1.1», «1.2» и т. п.). Каждая новая глава должна начинаться с новой страницы.

В аттестационном отчете обязательно должны быть включены такие элементы, как рисунки, графики, таблицы. Для них применяется сквозная нумерация через всю работу. Если в работе одна таблица или один рисунок, то их не нумеруют.

Оформление таблиц.

Таблица обозначается словом «Таблица» и числом, записанным арабскими цифрами, в правом верхнем углу, знак № не указывается, (например, Таблица 1). После этого должен следовать отцентрированный заголовок таблицы. В тексте оформляют ссылку на таблицу следующим образом: «см. таб.1» или «Из табл. 1 видно, что......

При оформлении таблиц учитываются следующие рекомендации:

По возможности не следует использовать графу «номер по прядку» («№п/п»), т. к. в большинстве случаев она не нужна

Числа выравниваются по правому краю, текст - по левому, текст заголовков - по центру

Для всех ячеек таблицы применяется вертикальное выравнивание по середине

В таблице не должно быть пустых строк

Если таблица не помещается на одной странице и ее приходится перенести на

следующую, то на новой странице пишут слова «продолжение таблицы» и указывают ее порядковый номер, потом повторяют ячейки, содержащие заголовки столбцов и далее следует продолжение таблицы.

Оформление рисунков .

Под рисунком пишут название, выровненное по центру, которому предшествует

сокращение «Рис.» и порядковый номер числом, записанным арабскими цифрами (знак № не указывается). Например: «Рис.1».

Оформление приложений .

Приложения располагаются за пределами текста аттестационного отчета. Приложения могут включать в себя таблицы, текст, рисунки, чертежи, диаграммы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения обозначаются словом «ПРИЛОЖЕНИЕ» и порядковым номером (арабскими цифрами) в правом верхнем углу (без знака №). После этого следует отцентрированный заголовок приложения. Ссылки на приложения в основном тексте

работы выполняют следующим образом: см. приложение 5.

I. Введение

1. Краткие сведения об

Желательно уложиться в одну страницу. Кратко

осветить свой трудовой путь, отметить основные вехи

профессионального роста, подчеркнуть достижения в

работе, упомянуть про дипломы, сертификаты и

удостоверения с курсов повышения квалификации.

2. Краткие сведения о

лечебном учреждении

Кратко и сдержанно привести сведения о своем

лечебном учреждении: число коек, количество

посещений, виды диагностических и лечебных процедур

и др. Акцентировать внимание на особенностях

учреждения.

3. Характеристика своего

структурного

подразделения (например,

отделения)

Опять же в лапидарном стиле (кратко, сжато,

выразительно) представить характеристику отделения:

основные задачи и принципы организационной работы.

Оснащенность отделения (для функциональных,

Главный государственный санитарный врач и т. д.

Число, месяц, год

Номер документа 1

5. Название

Название документа

III. Список литературы

1. Собственное творчество (индивидуально или в составе команды)

Приложить ксерокопию своей статьи, опубликованной в каком-нибудь журнале или привести список собственных монографий, название докладов, с которыми выступали на симпозиумах, заседаниях научных обществ и конференциях различного уровня за последние 5 лет.

2. Литература

Привести перечень литературы по специальности, изученной за прошедшие 5 лет, и

список литературы, использованной при написании отчета.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУЗ стоматологическая поликлиника №2

ОТЧЁТ О РАБОТЕ ВРАЧА СТОМАТОЛОГА

ЗА 2008 – 2010г.

МАТВЕЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИОСИФОВНЫ

Калининград – 2011г

План отчета

1. Общие сведения ………………………………………………. 3

2. Оборудование кабинета и организация работы в

стоматологическом кабинете…………………………….. 4

3. Работа врача-стоматолога на терапевтическом

приеме. …………………………………………………………5-19

4. Санитарно-просветительная работа … …………………19-20

5. Санитарно-эпидемиологический режим работы

кабинета………………………………………………… ….. 21-22

6.Выводы ……………………………………………………… 23-28

1. Общие сведения

В стоматологической поликлинике №2 работаю с августа 1991г. Поликлиника №2 оказывает лечебно-профилактическую стоматологическую помощь взрослому населению.

Поликлиника расположена в двухэтажном приспособленном здании по адресу: ул. Пролетарская д.114. В поликлинике имеется компрессорная для подачи сжатого воздуха к стоматологическим установкам, централизованная моечная и стерилизационная, физиотерапевтический и рентгенологический кабинет, регистратура. Поликлиника работает в две смены с 7.45 до 20.15 суббота с 9.00 до 15.00.. Имеется 2 лечебных отделения и одно зубопротезное. В лечебных отделениях имеются 6 терапевтических кабинетов, 1 хирургический, 1 пародонтологический кабинет, кабинет острой боли. Лечебные кабинеты оборудованы современными бормашинами. Ко всем турбинным установкам централизованно подведен сжатый воздух.

2. Оборудование кабинета и организация работы в стоматологическом кабинете

Кабинет, в котором я веду прием стоматологических больных, соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Оборудован стоматологической установкой «Marus». Имеется холодная и горячая вода, необходимый инструментарий, набор современных отечественных и импортных анестетиков и пломбировочных материалов.

Нагрузка на приеме складывается из первичных талонов и повторных больных.

Я работаю по принципу максимального количества санаций при первом посещении.

Основными задачами на приеме являются:

1. Оказание квалифицированной помощи населению.

2. Проведение санитарно-просветительной работы, обучение гигиене полости рта.

3.Профилактика стоматологических заболеваний.


3. Работа врача-стоматолога на терапевтическом приеме.

В последние годы работа врача-стоматолога претерпела значительные изменения благодаря применению:

1. Турбинных установок, что дает возможность применения современных пломбировочных материалов и делает препарирование твердых тканей зуба безболезненным и быстрым.

2. Более эффективному обезболиванию (альфакаин, ультракаин, ортокоин, убестезин).

3. Современных пломбировочных материалов (композитам светового и химического отвержения).

4. Эндодонтическому пломбировочному материалу: пасты для пломбирования каналов зуба с антисептическими, противовоспалительными, восстановительными свойствами, гуттаперчивым штифтам и эндодонтическому инструментарию.

Веду прием пациентов со следующими заболеваниями:

1. Кариозное поражение тканей зуба.

2. Осложненные формы кариеса.

3. Травматическое поражение зубов.

4. Некариозные поражения тканей зубов.

5. Комбинированные разрушения тканей зуба.

В кабинете имеется набор отечественных и импортных пломбировочных материалов. Из отечественных использую чаще всего такие материалы: унифас, фосфат-цемент, силидонт, силицин,стомафил для пломб.

При глубоком кариесе для лечебной прокладки применяю препараты, обладающие противовоспалительным эффектом и способствующие образованию заместительного дентина: кальмецин, кальрадент, лайф, дайкал.

В работе отдаю предпочтение композитным пломбировочным материалам. Стеклоиономерные цементы стабилизируют процесс за счет того, что из них долгое время выделяются ионы фтора. Использую такие цементы, как стомафил, кетак-моляр, ветремер. Эти цементы используются как прокладочные, лечебные и реставрационные. Их преимущества: легкость в работе, повышенная адгезия, биосовместимость с тканями зуба, высокое фторовыделение, низкая растворимость, прочность.

Композитные материалы применяю химического и светового отверждения.

Из химических имеются:альфадент, унифил, компокур, харисма и др.

Из светоотверждаемых : геркулайт, филтек, валюкс,филтек-суприм, поинт,адмира.

Они имеют следующие положительные свойства: стабильность цвета, хорошее краевое прилегание, прочность, хорошая полируемость.

Требования к композитным материалам:

1. Хорошая адаптация.

2. Водостойкость.

3. Стабильность цвета.

4. Простая методика применения.

5. Удовлетворительность механической прочности.

6. Достаточность рабочего времени.

7. Необходимая глубина отверждения.

8. R-контрастность.

9. Хорошая полируемость.

10. Биологическая толерантность.

Стандартная схема применения композитных материалов:

1. Подготовка кариозной полости.

2. Выбор цвета.

3. Наложение прокладки.

4. Протравка.

5. Нейтрализация кислоты.

6. Высушивание.

7. Наложение адгезива.

8. Восстановление анатомической формы зуба.

9. Тонирование пломбы.

10. Строгое соблюдение инструкции.

Классификация композитов

Способ отверждения Назначение

Химический Свето- Класс А

· Порошок + отверждаемый для полостей I и II кл.

· Жидкость одна паста Класс В

· Паста-паста для полостей III и

Самым распространенным заболеванием в стоматологической практике является кариес зубов.

Наиболее распространенной классификацией является клинико-анатомическая, которая учитывает глубину распространения кариозного процесса:

· кариес зубов в стадии пятна;

· фиссурный кариес;

· поверхностный кариес;

· средний кариес;

· глубокий кариес.

Анатомическая классификация полостей по Блэку, учитывающая поверхность локализаций очага поражения:

1 класс - локализация кариозных полостей в области естественных фиссур моляров и премоляров, в слепых ямках резцов и моляров.

2 класс - на боковых поверхностях моляров и премоляров.

3 класс - на боковых поверхностях резцов и клыков без нарушения целостности режущего края.

4 класс - на боковых поверхностях резцов и клыков с нарушением целостности угла и режущего края коронки.

5 класс - в пришеечной области.

Основные принципы и последовательность местного лечения кариеса:

1. Обезболивание. Выбор метода обезболивания определяется клиническими и индивидуальными особенностями больного. На рабочем месте имеются как отечественные, так и импортные анестетики.

В настоящий период мы можем твердо сказать, что решена проблема лечения зубов без боли. Применяемые обезболивающие препараты на основе артикаина снимают болевые ощущения как при лечении кариеса любой локализации и глубины полости, так и всех форм пульпита. Эффективность приближается к 100%. На верхней челюсти применяются в основном инфильтрационная анестезия в области верхушки корня. На нижней челюсти наибольший эффект достигается анестезией возле мыщелкового отростка нижней челюсти. Методика: при максимально открытом рте вкол иглы на 2 см выше жевательной поверхности нижних моляров – вверх медиально в направлении слухового прохода. Продолжительность анестезии – 2-4 часа.

2. Раскрытие кариозной полости: удаление нависающих краев эмали, что позволяет расширить входное отверстие в кариозную полость.

3. Расширение кариозной полости . Выравниваются эмалевые края, иссекаются пораженные фиссуры.

4. Некроэктомия . Удаление из полости всех пораженных тканей и применение детектора кариеса для выявления поражённого дентина и не оставляющего следов на здоровых участках.

5. Формирование кариозной полости. Создание условий для надежной фиксации пломбы.

Задача оперативной техники - формирование полости, дно которой перпендикулярно длинной оси зуба (нужно определить направление наклона), а стенки параллельны этой оси и перпендикулярны дну. Если наклон в вестибулярную сторону - для верхних жевательных зубов и в оральную- для нижних более 10-15°, а толщина стенки незначительна, то правило формирования дна изменяется: оно должно иметь наклон в противоположную сторону. Это требование обусловлено тем, что окклюзионные силы, направленные на пломбу под углом и даже вертикально, оказывают смещающее действие и могут способствовать отколу стенки зуба. Это требует создания в направлении дна дополнительной полости для распределения сил жевательного давления на боле толстые а, следовательно, и более механически прочные участки тканей. В указанных ситуациях дополнительная полость может быть создана на противоположной (вестибулярной, оральной) стенке по поперечной межбугорковой борозде с переходом на сторону основной полости. Необходимо определить оптимальную форму дополнительной полости, при которой можно достигнуть наибольшего эффекта перераспределения всех компонентов жевательного давления при минимальном оперативном удалении эмали и дентина и наименее выраженной реакции пульпы.

Закономерность действия сил жевательного давления на ткани зуба и пломбировочного материала.

а - зуб расположен вертикально; б - зуб имеет наклон.

R, Q, Р - направление сил.

Часто патологический процесс выходит за пределы кариозной полости и в процесс вовлекается пульпа и периодонт.

В последние годы эмоциональное восприятие посещения кабинета стоматолога изменилось в лучшую сторону благодаря применению современных обезболивающих препаратов на основе артикаина. Низкая токсичность препарата, быстрое проникновение в ткани, быстрое выведение его из организма, высокий анестезирующий эффект позволяет проводить лечение стоматологических больных в более широком диапазоне: беременные женщины, пожилые люди, дети. Ультракаин не содержит консерванта, который вызывает аллергические реакции. Концентрация метабисульфата-антиоксиданта, вещества, препятствующего окислению адреналина, минимальная и составляет 0,5 мг на 1 мл раствора. Ультракаин в 6 раз эффективнее новокаина и в 2-3 раза лидокаина, быстрое наступление анестезии - 0,3-3 мин. позволяет поддержать благоприятный психоэмоциональный фон, возможность замены проводниковой анестезии на инфильтрационную при работе по нижней челюсти. Перечисленные выше свойства ультракаина позволяют применять его в широком спектре стоматологических заболеваний, в частности при лечении пульпитов.

Классификация пульпитов:

· ограниченный;

· диффузный.

2. Хронический

· фиброзный;

· гангренозный;

· гипертрофический.

3. Обострение хронического пульпита

Лечение пульпита:

I. Без удаления пульпы.

1. Сохранение всей пульпы.

2. Витальная ампутация.

II. С удалением пульпы.

1. Метод витальной экстирпации.

2. Метод девитальной экстирпации.

3. Метод девитальной апмутации.

Канал пломбируют, не доходя до верхушки 2 мм (сведения ММСИ им.Семашко) с учетом состояния переаппикальных тканей. Пломбировочные материалы

1. Пластичные:

Нетвердеющие;

Твердеющие.

2. Первичнотвёрдые.

Пластичные твердеющие материалы называются эндогерметиками или силерами.

Они делятся на несколько групп:

1. Цинкофосфатные цементы.

2. Препараты на основе оксида цинка и эвгенола.

3. Материалы на основе эпоксидных смол.

4. Полимерные материалы, содержащие гидроксид кальция.

5. Стеклоиономерные цементы.

6. Препараты на основе резорцин-формалиновой смолы.

7. Материалы на основе фосфата кальция.

Пломбирование каналов можно производить с помощью современных паст и гуттаперчевых штифтов. В своей практике я чаще всего пользуюсь эндометазоном, цинк-эвгеноловой пастой и пастой на основе резорцин-формалиновой смолы. Особенно хочется отметить работу с эндометазоном.

Эндометазон - пломбировочная паста, содержащая гормональные препараты, тимол, параформальдегид на жидкой основе эвгенола, анисовых капель. При пломбировании каналов этой пастой достигается хороший терапевтический эффект. Антибактериальные свойства формальдегида позволяют использовать его при лечении хронического периодонтита с костной деструкцией у верхушек корней. Гормональные препараты снижают боль и воспаление, действуют пластически на периодонт.

Пломбирование корневых каналов провожу методом латеральной конденсации, которая заключается в следующем.

1. Подбор основного гуттаперчевого штифта (Master- point).

Берётся стандартный гуттаперчевый штифт того же размера, что и последний эндодонтический, инструмент которым обрабатывалась апикальная часть канала (Master- file), и припасовывается в канале. Штифт не доходит до физиологической верхушки на 1мм.

2.Подбор спредера.

Спредер подбирается того же размера, что Master file, или на один размер больше, чтобы не выйти за верхушечное отверстие.Рабочая длина спредера должна быть на 1-2мм. короче рабочей длины канала.

3. Введение в канал эндогерметика.

В качестве эндогерметика использую АН +, эндометазон.Материал вводится в канал до уровня апикального отверстия и равномерно распределяется по стенкам канала.

4. Введение основного штифта в канал.

Штифт покрывается пломбировочным материалом и медленно вводится в канал на рабочую длину.

5. Боковая конденсация гуттаперчи.

В корневой канал вводится подобранный ранее спредер, при этом гуттаперча от тесняется к стенке канала.

6. Выведение спредера и введение дополнительного штифта.

7. Боковая конденсация гуттаперчи, выведение спредера и введение второго дополнительного штифта.

Операция повторяется до достижения полной обтурации канала, т. е. до тех пор, пока спредер не перестанет проникать в канал.

8. Удаление излишка гуттаперчи и пасты.

9.Рентгенологический контроль качества пломбирования.

10.Наложение повязки.

Классификация периодонтитов:

I. Острый периодонтит

· серозный;

· гнойный.

II. Хронический периодонтит

· фиброзный;

· гранулирующий;

· гранулематозный.

III. Обострение хронического периодонтита.

Острые периодонтиты и обострение хронического периодонтита однокорневых зубов лечу под анестезией в одно посещение с применением одной из перечисленных паст и гуттаперчевых штифтов, и направляю в хирургический кабинет для разреза в области проекции верхушки корня.

Лечение деструктивных форм периондонтитов провожу в несколько приёмов. Для временного пломбирования каналов использую кальцийсодержащие препараты: « Коллапан», «Каласепт», которые позволяют успешно справиться с околоверхушечной инфекцией и деструкцией костной ткани. Повторные R-снимки через 6 месяцев показывают или уменьшение деструкции костной ткани или восстановление структуры костных балочек, которые в дальнейшем образуют кость, что зависит от состояния иммунной системы данного пациента. Если консервативный метод не привёл к желаемому эффекту, тогда пациент направляется в хирургический кабинет для удаления кисты или кистогранулёмы.

Отдаленные результаты проверяю через 3-6 месяцев вместе с хирургом. После операции зубы становятся неподвижны, а через 3-6 месяцев на месте кисты на R-снимке видна костная ткань.

При лечении зубов с непроходимыми корневыми каналами использую депофорез гидроксида меди- кальция. Кроме того, этот метод применяется при сильном инфицировании содержимого канала, отломе инструмента в просвете канала (без выхода за верхушку).

Во время работы с пациентом объясняю ему избранный метод лечения и возможные осложнения, необходимость удаления корней и своевременного протезирования. Объясняю влияние вредных привычек на состояние полости рта.

Постоянное улучшение оснащенности кабинета и поликлиники оборудованием и стоматологическими материалами позволяет вести прием пациентов на современном уровне.

Работа с современными пломбировочными материалами

Пломбирование - это завершающий этап лечения кариеса и его осложнений, который ставит целью замещение утраченных тканей зуба пломбой.

Успех лечения в значительной степени зависит от умения правильно выбрать необходимый материал и рационально его использовать.

В последнее время широкое распространение получили светоотверждаемые композитные материалы, по ряду показателей великолепно имитирующие ткани зуба. Такие свойства как цветовая гамма, прозрачность, устойчивость к стиранию и полируемость значительно расширили возможности восстановления зубов без протезирования. Процесс восстановления разрушенных зубов непосредственно в полости рта в одно посещение получил название реставрации.

Пломбирование - чисто лечебная процедура, тогда как реставрация сочетает в себе элементы лечебной и художественной работы.

Этапы реставрации (пломбирования):

1. Подготовка пациента.

2. Подготовка зуба.

3. Реставрация (пломбирование).

Следует научить пациента правильно чистить зубы, удалить зубные отложения, в случае необходимости отправить в пародонтологический кабинет. Все хирургические вмешательства проводить до лечения. Оздоровление тканей десны важно и потому, что максимальный эффект достигается при сочетании ровных здоровых зубов и бледно-розовых десен.

Главным требованием при восстановлении зубов светоотверждаемыми материалами является точное и методичное соблюдение инструкции. Только при выполнении всех технологических этапов будет достигнута необходимая адгезия композита к тканям зуба и получен хороший косметический результат. Несмотря на некоторые различия в использовании композитов разных фирм, существуют общие принципы в работе.

Подготовка зуба к реставрации включает следующие манипуляции:

1. Удаление измененных тканей.

2. Формирование краев эмали.

3. Удаление налета с поверхности зуба.

4. Раскрытие призм.

5. Изоляция от влаги и высушивание.

6. Наложение прокладки.

7. Формирование основы реставрации.

8. Протравливание эмали зуба.

9. Внесение праймера.

10.Внесение адгезива.

Следует остановиться на некоторых этапах подготовки зуба, а именно раскрытии эмалевых призм. Это несколько условное выражение подразумевает снятие поверхностного тончайшего бесструктурного слоя эмали, которым покрыты пучки призм. Считается, что снятие бесструктурного слоя и последующее протравливание эмали кислотой создаст благоприятные условия для фиксации композита. Это особенно важно делать в тех случаях, когда композит наносится на значительную поверхность эмали (при гипоплазии, эрозии, отколе части коронки).

Протравливание эмали зуба производится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к материалу. Следует помнить, что нельзя допускать избыточного травления, так как изменяющаяся при этом структура эмали не обеспечивает оптимальные условия адгезии. Очень важным является тщательное удаление кислоты или геля. По времени промывание участка травления должно составлять не менее 20 сек. После этого проводится тщательное высушивание воздухом.

Протравливание дентина производится одновременно с протравливанием эмали. Этим достигается удаление смазанного слоя и образование межколлагеновых пространств, которые заполняются праймером.

Праймер вносится чистой кисточкой на дентин, а через 30 сек. воздухом из пистолета удаляются лишние летучие компоненты препарата, попадание праймера на эмаль не влияет на адгезию композита.

Внесение адгезива является завершающим этапом подготовки зуба к пломбированию. Адгезив вносится в полость кисточкой, а затем струёй воздуха

равномерно распределяется по стенкам. Если адгезив химического отверждения (двухкомпонентный), то в отсвечивании не нуждается, если же он светоотверждаемый (однокомпонентный), то отсвечивается лампой. Обычно это 10 сек.


Реставрация (пломбирование) зуба

Этот этап включает:

1. Введение анкера.

2. Внесение композита.

3. Отверждение композита.

4. Формирование поверхности реставрации.

5. Финишное отсвечивание.

1. При значительном разрушении зуба применяю анкерные штифты. Анкерные штифты имеют различные типы, размеры – длина и диаметр сечения варьируют от 1 до 10 единиц. Важный этап реставрации – подгонка анкера. Анкер должен плотно входить в канал на определенную глубину. Наиболее оптимальный считаю 2/3 корня у передней группы зубов и до ½ - у боковых. Анкерные штифты ввинчиваются до упора, специальным инструментом, распуская лепестки. Анкеры обязательно покрываю светоотверждаемым материалом Опак, чтобы избежать просвечивание его через слой основного композита.

2. Внесение композита производится с помощью гладилок, не имеющих дефектов. При глубоких полостях композит вносят послойно (до 3 мл). Это особенно важно со светополимеризующими материалами. Образующийся на поверхности композита “выпад”, называемый “слоем, ингибированным кислородом” обеспечивает соединение слоев композита без адгезива. Этой слой нельзя повреждать – стирать, загрязнять. Отверждение материала связана с усадкой, которая появляется в направлении от источника света.

3. Следующим этапом является шлифовка и полировка. Прежде всего, необходимо удалить излишки материалов с помощью боров. Важно создать основные детали формы поверхности: продольные полосы резцов, бугры и фиссуры моляров. После исправления погрешностей и повторной финишной обработки поверхность реставрации полируют пластиковыми или резиновыми головками. Контактные поверхности полируют с использованием штрипс и флоссов. Окончательная обработка реставрации ведется с помощью губок и полировочных паст. В конце работы проводится финишное отсвечивание. Максимальный эффект достигается при перпендикулярном положении пучка света.

4. Санитарно-просветительная работа

Для любой страны предупредить заболевание дешевле, чем его лечить, поэтому санитарно-просветительная работа должна быть государственной программой.

Врач-стоматолог обязан вести санитарно-просветительную работу с населением. На 70% состояние полости рта зависит от самого пациента. Прежде всего, как и чем он чистит зубы. В отечественных пастах используется высоко - щелочной мел с низкой белизной и большим содержанием высоко-абразивных окислов алюминия и железа. Поэтому наши пасты плохо пенятся и имеют сероватый цвет. Если ими пользоваться постоянно, могут привести к истончению эмали. Мел, используемый западными фирмами, лишен этих недостатков. В пасты введены антимикробные компоненты, экстракты растений, минеральные смолы, фтор.

Российские, болгарские, индийские пасты являются в 90% гигиеническими.

Я своим пациентам рекомендую пасты "Колгейт", "Бленд а мед", "Сигнал", "Пепсодент". В этих пастах содержится хлоргеседин - помогающий бороться с бактериальным налетом, очищающие вещества, фтор. Эффективность фторированных паст в борьбе с кариесом составляет 30%.

Провожу беседы с пациентами. Перечень бесед:

1. Гигиена полости рта.

2. Как правильно выбрать зубную щетку и пасту.

3. Профилактика стоматологических заболеваний.

Веду разъяснительную работу о вредных привычках.

За три отчётных периода мною были подготовлены и заслушены на врачебных конференциях рефераты на тему:

1. ВИЧ- инфекция в полости рта.

2. Техника обработки корневых каналов.

3. Ошибки и осложнения при инструментации канала.


5.Санитарно -эпидемиологический режим в кабинете

Стоматологический кабинет, в котором я работаю, соответствует санитарным нормам (24 кв. м.). Наличие холодной и горячей воды. Кабинет оснащен бактерицидной лампой, которая включается 3 раза в день на 30 минут. Имеются централизованные воздушные стерилизаторы. Ведется журнал их работы. Пользуюсь одноразовыми масками, перчатками, очками.

Ежедневно трехкратная влажная уборка с использованием 5% лизитола или аломинала 5% или септодор-форте.

Генеральная уборка 1 раз в месяц.

Соблюдаются правила личной гигиены и меры профилактики самозаражения СПИД и ВГ "В". При попадании крови на неповрежденную кожу рук, кровь надо снять сухим тампоном, затем протереть 70° раствором спирта или 0,5% спиртовым раствором хлоргексидина 2 раза, вымыть руки с мылом и обработать спиртом.

Если кровь попала на поврежденную кожу, необходимо выдавить из раны кровь, смазать 5% раствором йода, вымыть руки с мылом и обработать 70% раствором спирта.

Все манипуляции с больными проводятся в резиновых перчатках, маске, очках.

При попадании слюны на слизистые глаз, их необходимо промыть струёй воды или 1% раствором борной кислоты и ввести несколько капель азотно­кислого серебра. Слизистую носа рекомендуется обработать 1% раствором протаргола, рот и горло дополнительно (после полоскания водой) 70% раствором спирта или 1% раствором борной кислоты.

После снятия перчаток руки обрабатываются 70% спиртом и мылом.

Наконечники к бормашинам, пустеры, ультразвуковой инструментарий, безигольные шприцы после каждого пациента протираются стерильным тампоном, смоченным 70% спиртом (дважды). В конце смены в 6% перекиси водорода на 1 час.

Смотровые зеркала собираются в стакан-накопитель с 6% раствором перекиси водорода, затем промываются водой, моющедезинфицирующий раствор на 15 минут, прополаскиваются, осушиваются тампоном и погружаются в 0,5% спиртовой раствор хлоргексидина или 70% спирт на 30 минут. После этого перекладывают в емкость "чистые зеркала".

Современные асептические растворы, такие например, как септадор-форте, лизитол (5%) не требуют предварительной обработки моющим раствором.

Боры - после использования погружаются в емкость с раствором септадор-форте на 1 час. После промыть щеткой с тампоном 3-5 минут. После этого боры подвергаются предстерилизационной обработке и экспозиция 15 минут. Затем боры промываются щеткой. Орошение 10 минут дистиллированной водой, стерилизационно-воздушным методом при температуре 180° и 1 час в чашке Петри. Использованные боры помещаются в емкость "Дезинфекция боров".

Весь остальной инструментарий, используемый при лечении, подлежит полному циклу обработки по профилактике вирусных гепатитов и СПИДа. Сразу после использования инструменты ополаскиваются в дезрастворе с маркировкой "Промывание в дезрастворе" и погружаются в емкость "Дезинфекция инструментария" с лизитолом или аломиналом на 1 час. Потом промываются под проточной водой 3-5 минут.

Весь инструментарий, в том числе пульпоэкстракторы и каналонаполнители (вновь полученные) подлежит обеззараживанию с помощью спирта, промыванию водой, предстерилизационной обработке и стерилизации.

На врачебном столике не должно быть ничего лишнего. Столик должен протираться 6% раствором перекиси водорода или дезраствором.

Ватные тампоны должны быть стерильными (стерилизация паровым методом при температуре 120 градусов 20 минут, меняются через 6 часов).


Выводы

Реформы, проводимые в нашей стране с 90-х годов, затронули и стоматологическую службу стали работать рыночные факторы, появилась конкуренция, возможность пациентам выбирать клинику и лечащего врача.

В настоящий период мы можем твёрдо сказать, что решена проблема лечения зубов без боли. Применяемые обезболивающие препараты типа

«Ультракаин» снимают болевые ощущения как при лечении кариеса любой локализации и глубины полости, так и всех форм пульпита. Эффективность приближается к 100 % .

В конкурентной борьбе за пациентов следует обратить внимание на оказание высококвалифицированной стоматологической помощи в наиболее короткий срок, в результате чего число визитов к врачу-стоматологу сокращается до минимума за счёт эффективного использования современной технологии и материалов; как - то карпульная анестезия, позволяющая полностью снять чувствительность пациента к инструментальным манипуляциям врача и реставрация зубов композитными материалами, чьё преимущество заключается в том, что работа проводится в одно посещение и пациент не испытывает дискомфорта, связанного с наличием обточенных зубов. Раз в полгода пациент посещает стоматолога для полировки поверхности.

При проведении реставрационных работ используют материалы высокого класса и оборудование, позволяющее раскрывать полость зуба без вибраций.

Среди пациентов стоматологических клиник и кабинетов в последнее время возрос интерес к эстетической стороне лечение зубов, желание иметь пломбы абсолютно не отличающихся по цвету от естественных зубов.

В связи с этим обучение методам работы с композитными материалами остаётся серьёзной проблемой. В настоящее время создание имиджа высококлассного специалиста невозможно без внедрения в практическую деятельность светоотверждаемых композитных материалов новых поколений.

Участие во всероссийских стоматологических форумах, семинарах врачей стоматологов, врачебных конференциях в поликлинике позволяет нам шире познакомиться с достижениями в стоматологии, а также даёт возможность овладеть современными методами лечения стоматологических заболеваний.

За три отчётных года 2002 – 2004 на терапевтическом приёме.

Рабочие дни 165 134 187

Принято больных

1894 1425 1526
Принято первичных больных
Запломбировано зубов (всего) 1930 1465 1767
Запломбировано зубов по поводу кариеса 1540 1167 1315
Осложнённые формы кариеса 390 298 452

Вылечено зубов в одно посещение осложнённого

283 223 290
Всего санировано 228 133 150
Выработано УЕТ 8101,95 6900,25 10446,45
УЕТ на 1посещение. 4,3 4,8 6,8
УЕТ на 1 санацию 35,5 51,8 69,6

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ВЫВОДЫ

1.Отмечается уменьшение количества рабочих дней в 2003 году, так как в поликлинике проводился капитальный ремонт. Также на это сказалось увеличение количества отпускных дней в связи с предоставлением 12 дополнительных дней за работу с вредными материалами.

2. В 2003 отмечается уменьшение количества принятых больных в день в связи с реконструкцией поликлиники, переоснащением кабинетов современными стоматологическими установками. В своей работе стали

больше использоваться современные светополимерные материалы, которые требуют большёго времени на данную работу.

3. Снизилось количество поставленных пломб в день за счёт проведения профилактических и реставрационных работ с использованием современных светополимерных материалов для работы с которыми требуется больше времени.

4. Снизилось лечение по поводу кариеса на 14,6 % так как на 15,8% увеличилось лечение зубов с осложнёнными формами кариеса на ранее леченые зубы ампутационными методами и перелеченными корневыми каналами.

5. Увеличился показатель лечение зубов с осложнёнными формами кариеса благодаря применению современных эндодонтических инструментов, пломбировочных материалов для корневых каналов.

6.Применение современных анестетиков и эндодонтических инструментов позволило шире использовать метод односеансного лечения осложнённых форм кариеса по сравнению с 2003 г на 10,5% в 2004г. Более 64% осложнённых форм кариеса лечим в 1 посещение.

7. Приём пациентов ведётся в основном по обращаемости. Этим можно объяснить снижение количества санированных пациентов.

8. На увеличение количества УЕТ в день в 2004г. сказался переход работы по приказу № 277 и лечение осложнённых форм кариеса в 1 посещение.

9. Благодаря применению современных пломбировочных материалов, эндодонтических инструментов, депофореза, которые требуют неоднократного посещения врача-стаматолога увеличилось УЕТ на 1 санацию. Также на это сказалась работа по приказу №277.

В 2004г. увеличилось число зубов, вылеченных консервативным методом по поводу хронического гранулематозного периодонтита, благодаря применению современных пломбировочных материалов для корневых каналов, которые в своём составе содержат кальцийсодержащие препараты.

Если в 2002г. консервативным методом было успешно пролечено 11 зубов с DS: хронический гранулематозный периодонтит, то уже 2004г. 19 зубов. При лечении этих зубов также применялся метод депофореза. Применение метода депофореза и кальцийсодержащих препаратов позволяет успешно справиться с околоверхушечной инфекцией и деструкцией костной ткани. Повторные R – снимки через 6 месяцев показывают уменьшение деструкции костной ткани. Из 19 зубов через 12 месяцев у 14 отмечается восстановление структуры костных балочек, а через 24 месяца полное восстановление костной структуры у всех вылеченных зубов с DS: хронический гранулематозный переодонтит.

Подробности

У специалистов, которые буквально спасают или воссоздают на пустом месте белоснежные зубы – стоматологов есть не только специализации, но и категории.

С какой категории врач-стоматолог стартует в начале своей карьеры и какую категорию стоматолог может получить спустя несколько лет и несет ли это в себе какие-либо плюсы? Попробуем разобраться.

Стоматология – наука интересная. Правда, большинство готово с интересом к ней относиться, находясь при этом как можно дальше от представителей этой самой стоматологии. Тем не менее, в качестве будущей профессии, очень многие молодые люди, имеющие интерес к медицине, рассматривают для себя стоматологию.

Получить категорию врача-стоматолога повыше – это уже следствие развития в профессии, а для начала таковым врачом нужно стать. И нужно сказать, что вот как раз-то стать стоматологом очень и очень нелегко. Это достаточно долгий процесс и он требует множества усилий и упорного труда, так же как, любая медицинская профессия. Поступить в медицинский вуз непросто, успешно закончить его еще сложнее. Но, все же, игра стоит свеч и стать стоматологом – это очень достойный выбор. Эта одна из самых высоко оплачиваемых специализаций среди медиков. Не говоря уже о том, что это весьма интересно занятие, хоть и не каждому оно подойдет.

Категории стоматологов

Итак, чтобы стать врачом-стоматологом, надо закончить медицинский вуз. В вузе, кстати, нужно будет выбрать свою специализацию. Ведь помимо категорий, есть и специализации стоматологов . - терапевт, пародонтолог, ортодонт, детский стоматолог и другие.

Закончив обучение в вузе, нужно закончить интернатуру и можно начинать работать стоматологом. С получением опыта повышается и квалификация стоматолога. Но как же определить, на каком уровне находится эта квалификация, какой у доктора опыт работы? Для этого существует такая штука, как категории врачей-стоматологов.

Врачи-стоматологи, так же как врачи других специальностей, могут получить свои квалификационные категории в соответствии с законодательно установленной процедурой и списком требований для каждой категории стоматологов.

Среди рабочих профессий есть множество категорий – от первой и до шестой. У стоматологов все значительно уже. Существуют вторая, первая и высшая категории врача-стоматолога. Получение их регламентирует Федеральный закон, а также приказы Министерства здравоохранения.

Базовая категория врача-стоматолога

Сначала врачам присуждают вторую категорию – это и есть базис, затем – первую и уже самые опытные и мастеровитые получают высшую.

Чтобы получить свою категорию, врач-стоматолог должен соответствовать определенным требованиям. Для второй категории стаж работы стоматолога по специальности должен быть не менее трех лет, он должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку, владеть современными методами диагностики, лечения и профилактики стоматологических болезней.

Для первой категории врача-стоматолога, стаж работы уже должен быть не менее семи лет, специалисту положено иметь крепкую теоретическую и практическую подготовку и необходимый опыт практических действий. Врач-стоматолог первой категории должен быть хорошо знаком со смежными своей специальности дисциплинами. Должен, кроме владения современными методами стоматологии, также активно участвовать в научно-практической деятельности своего медицинского учреждения.

Самая сложная - высшая категория врачей-стоматологов подразумевает стаж работы не менее десяти лет, наличие высокой профессиональной практической и теоретической подготовки. Само собой разумеющееся, что специалист должен, так же как и врачи предыдущих категорий, в совершенстве владеть всеми современными методами диагностики, профилактики и лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями.

Врач высшей категории должен быть хорошо знаком со смежными для себя дисциплинами, должен иметь хорошие показатели своей трудовой профессиональной деятельности, должен принимать непосредственное участие в научно-практической работе того лечебного учреждения, где он трудится и уделять пристальное внимание повышению своей квалификации.

Получение категории стоматолога

Очевидно, что для получения категории, ключевым является стаж. Но просто пройти обучение на стоматолога и далее работать по специальности не получится. Потребуется регулярное повышение квалификации, переобучение и постоянное обновление знаний. И, конечно, это еще не гарант, ведь решение о признании специалиста еще большим специалистом принимается не автоматически, а на основе решения аттестационной комиссии.

Если специалист уверен в том, что он может претендовать на повышение своей категории, нужно подготовить документы:

  • заявление на имя председателя местной аттестационной комиссии. В нем нужно указать на какую квалификационную категорию претендует специалист, есть ли у него уже присвоенные категории, если есть, то должна быть указана ее дата;
  • напечатанный квалификационный лист, который заверяется отделом кадров лечебного учреждения, где специалист работает;
  • аттестационный отчет о профессиональной деятельности, который должен быть согласован с руководителем специалиста и заверен печатью. Этот отчет включает анализ трудовой профессиональной деятельности врача за последние 3 года.

Отчет должен выглядеть следующим образом:

  • Первая глава включает сведения о лечебном учреждении, где работает специалист-стоматолог, о стоматологическом отделении этого учреждения, технической оснащенности кабинета стоматологии и, непосредственно, рабочего места врача.
  • Во второй главе содержится отчет о деятельности стоматолога за три года. Здесь должно быть проанализировано, какова динамика работы, положительная ли она. Должно быть освещено, как врач-стоматолог осваивает современные технологии и методы лечения. Здесь же приводится статистика и качественные и количественные показатели работы в виде таблиц или графиков. К таблицам и графикам должны быть сделаны краткие выводы (1-2 предложения). Приветствуется, если будет упомянуто, какие методы лечения специалист применяет в работе.
  • Третья глава содержит анализ новых методов профилактики и лечения.

Как видите, категория стоматолога – это не стандартный этап в жизни специалиста, а весомый труд, который предполагает не просто опыт работы, но еще и постоянное обучение во время всего периода своей карьеры. И все же, для врача-стоматолога категория - это возможность отметить в своей жизни высокий профессионализм. Поэтому, оно того стоит!

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 июля 2003 г.
Регистрационный № 29005

В соответствии с подпунктом 5.2.116 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526),

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории.
  2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2011 г., регистрационный № 21875).
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна.

Министр
В.И. СКВОРЦОВА

Утверждены
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 23 апреля 2013 г. № 240н

Порядок и сроки прохождения медицинским работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории

I. Общие положения

1. Настоящие Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории (далее - аттестация и Порядок соответственно) определяют правила прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации и распространяются на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, специалистов с высшим профессиональным образованием, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - специалисты).

2. Аттестация специалистов со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием проводится по специальностям, предусмотренным действующей номенклатурой специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование (далее - специальности).

3. Аттестация специалистов, имеющих иное высшее профессиональное образование и осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, проводится по должностям , предусмотренным действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников (далее - должности).

4. Аттестация является добровольной и проводится аттестационными комиссиями по трём квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

5. Аттестация проводится один раз в пять лет. Присвоенная квалификационная категория действительна на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет со дня издания распорядительного акта о присвоении.

6. Специалисты могут претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через три года со дня издания распорядительного акта о присвоении квалификационной категории.

7. При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен включает в себя экспертную оценку отчёта о профессиональной деятельности специалиста (далее - отчёт), тестовый контроль знаний и собеседование.

8. Специалист, претендующий на получение второй квалификационной категории , должен:

  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составления отчёта о работе;
  • иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее трёх лет.

9. Специалист, претендующий на получение первой квалификационной категории , должен:

  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно провести анализ показателей профессиональной деятельности и ориентироваться в современной научно-технической информации;
  • участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности;
  • иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее пяти лет.

10. Специалист, претендующий на получение высшей квалификационной категории , должен:

  • иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности, знать смежные дисциплины;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности;
  • иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее семи лет.

11. Квалификационные категории, присвоенные специалистам до вступления в силу настоящего Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

II. Формирование аттестационных комиссий

12. Для проведения аттестации специалистов:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, создаётся центральная аттестационная комиссия;
  • федеральными органами исполнительной власти, государственными академиями наук, организациями, имеющими подведомственные медицинские организации и фармацевтические организации, создаются ведомственные аттестационные комиссии;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются территориальные аттестационные комиссии.

13. Аттестационные комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также настоящим Порядком.

14. Аттестационная комиссия состоит из Координационного комитета (далее - Комитет), осуществляющего функции по организации деятельности аттестационной комиссии, включая обеспечение деятельности аттестационной комиссии в перерывах между заседаниями, и экспертных групп по специальностям (далее - Экспертные группы), осуществляющих аттестацию специалистов в части рассмотрения документов и проведения квалификационного экзамена.

В состав аттестационной комиссии включаются ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, работодателей, органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию, и иные лица.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.

15. Председатель аттестационной комиссии является председателем Комитета, осуществляет общее руководство деятельностью аттестационной комиссии, председательствует на заседаниях Комитета, организует работу аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых аттестационной комиссией решений, распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии.

Заместитель председателя аттестационной комиссии является заместителем председателя Комитета, исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии.

Ответственным секретарем аттестационной комиссии является ответственный секретарь Комитета, назначаемый из числа представителей органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию.

Ответственный секретарь аттестационной комиссии регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов, изъявивших желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, на предмет соответствия установленным настоящими Порядком и сроками требованиям к перечню и оформлению документов, формирует материалы для направления в Экспертные группы, готовит материалы к заседаниям Комитета, проекты решений Комитета, осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Порядком и по поручению председателя аттестационной комиссии.

Заместитель ответственного секретаря аттестационной комиссии исполняет обязанности ответственного секретаря аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии.

Председатель Экспертной группы осуществляет общее руководство деятельностью Экспертной группы, председательствует на заседаниях Экспертной группы, организует работу Экспертной группы, распределяет обязанности между членами Экспертной группы.

Заместитель председателя Экспертной группы исполняет обязанности председателя Экспертной группы в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии и председателя Экспертной группы.

Ответственный секретарь Экспертной группы готовит материалы к заседанию Экспертной группы и проекты решений Экспертной группы, осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Порядком и по поручению председателя Экспертной группы.

16. Основными функциями Комитета являются:

  • организация деятельности аттестационной комиссии;
  • координация работы Экспертных групп;
  • определение места проведения заседаний Экспертных групп;
  • определение способов, методов и технологий оценки квалификации специалистов;
  • рассмотрение необходимости использования вариативных способов аттестации: дистанционная с использованием телекоммуникационных технологий (далее - дистанционная аттестация), выездное заседание;
  • направление в орган государственной власти или организацию, создавшие аттестационную комиссию, предложений по проведению выездного заседания Экспертной группы или дистанционной аттестации, учитывающих уровень загруженности Экспертной группы, основания, по которым планируется проведение выездного заседания Экспертной группы или дистанционной аттестации, число специалистов, желающих пройти аттестацию, наличие оборудованных помещений, возможность соблюдения требований, установленных настоящим Порядком;
  • подготовка и направление на утверждение в орган государственной власти или организацию, создавшие аттестационную комиссию, проекта распорядительного акта органа государственной власти или организации о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационных категорий;
  • организация рассмотрения спорных вопросов, в том числе в случае несогласия специалиста с решением Экспертной группы, и принятие по ним решений;
  • ведение делопроизводства аттестационной комиссии.

17. Экспертные группы осуществляют следующие функции:

  • рассматривают документы, представленные специалистами в соответствии с настоящим Порядком;
  • готовят заключения по отчетам, представленным в соответствии с настоящим Порядком;
  • проводят тестовый контроль знаний и собеседование;
  • принимают решения по вопросам присвоения квалификационной категории специалистам.

18. Основной формой деятельности аттестационной комиссии являются заседания.

Заседания Комитета проводятся при необходимости по решению председателя Комитета, заседания Экспертных групп проводятся не реже одного раза в месяц.

Комитет и Экспертные группы самостоятельно определяют порядок ведения своих заседаний и деятельности в перерывах между заседаниями с учетом положений настоящего Порядка.

Заседание Комитета или Экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комитета или Экспертной группы.

19. Решение Комитета и Экспертной группы принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета или Экспертной группы. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Комитета или Экспертной группы является решающим.

При рассмотрении вопроса о присвоении квалификационной категории специалисту, являющемуся членом аттестационной комиссии, последний не участвует в голосовании.

Решение Комитета и Экспертной группы оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комитета или Экспертной группы, присутствовавшими на заседании Комитета или Экспертной группы.

Член Комитета или Экспертной группы, не согласный с принятым решением, имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Комитета или Экспертной группы.

III. Проведение аттестации

20. Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, представляют в аттестационную комиссию следующие документы :

В случае наличия документов, выданных на территории иностранного государства и оформленных на иностранном языке, специалист представляет заверенный в установленном порядке перевод документов на русский язык.

  1. заявление на имя председателя аттестационной комиссии , в котором указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) специалиста, квалификационная категория, на которую он претендует, наличие или отсутствие ранее присвоенной квалификационной категории, дата ее присвоения, согласие на получение и обработку персональных данных с целью оценки квалификации, личная подпись специалиста и дата;
  2. заполненный в печатном виде аттестационный лист, заверенный отделом кадров организации , осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, по форме согласно рекомендуемому образцу (приложение № 1 к настоящему Порядку);
  3. отчёт о профессиональной деятельности (далее - отчёт), лично подписанный специалистом, согласованный с руководителем и заверенный печатью организации , осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист (отчёт должен содержать анализ профессиональной деятельности за последние три года работы - для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год работы - для специалистов со средним профессиональным образованием, включая описание выполненных работ, данные о рационализаторских предложениях и патентах, выводы специалиста о своей профессиональной деятельности, предложения по её совершенствованию);
  4. копии документов об образовании (диплом, удостоверения, свидетельства, сертификаты специалиста), трудовой книжки, заверенные в установленном порядке;
  5. в случае изменения фамилии, имени, отчества - копия документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени, отчества;
  6. копия документа о присвоении имеющейся квалификационной категории (при наличии).

В случае отказа руководителя организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, в согласовании отчета специалисту выдается письменное разъяснение руководителя организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, о причинах отказа, которое прилагается к заявлению на получение квалификационной категории.

1.3. Квалификационный экзамен преследует цель стимулировать рост квалификации специалиста, улучшать подбор, расстановку и использование кадров в системе здравоохранения Российской Федерации, повысить персональную ответственность за выполнение профессиональных и должностных обязанностей .

1.4. Процесс получения квалификационных категорий обеспечивается аттестационными комиссиями и включает в себя процедуры получения квалификационных категорий - этапы оценки соответствия профессиональных знаний и навыков специалистов (далее - квалификационные процедуры).

1.6. Принципы квалификационного экзамена:

  • независимость и объективность экспертных оценок;
  • открытость квалификационных процедур;
  • последовательное присвоение квалификационных категорий;
  • соблюдение норм профессиональной этики;
  • соблюдение строгой последовательности квалификационных процедур, предусмотренных настоящим Положением;
  • высокая квалификация и компетентность лиц, осуществляющих квалификационные процедуры.

1.12. Аттестационные комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с последовательностью квалификационных процедур, установленной настоящим Положением. Квалификационные процедуры направлены на оценку профессиональной квалификации, компетентности специалистов.

1.13. Специалист может получить квалификационную категорию как по основной, так и по совмещаемой специальности.

1.14. Квалификационные категории присваиваются в соответствии с действующей номенклатурой специальностей.

II. Порядок получения квалификационных категорий

2.1. Квалификационные категории присваиваются специалистам, имеющим уровень теоретической подготовки и практических навыков, соответствующих квалификационным характеристикам специалистов, и стаж работы по специальности :

  • вторая - не менее трёх лет для специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;
  • первая - не менее семи лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее пяти лет для специалистов со средним профессиональным образованием;
  • высшая - не менее десяти лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет для специалистов со средним профессиональным образованием.

2.2. При присвоении квалификационных категорий используется следующая последовательность: вторая, первая, высшая.

2.4. Руководитель организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, создаёт условия для:

  • представления специалистом квалификационной документации, оформленной в соответствии с требованиями комплектности и правильности;
  • осуществления взаимодействия организации с аттестационной комиссией по поводу порядка получения квалификационной категории специалистом;
  • представления в аттестационную комиссию сведений о числе специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в медицинской организации и прошедших процедуру получения квалификационной категории (с указанием аттестационной комиссии и полученной квалификационной категории), а также специалистов, желающих получить (подтвердить) квалификационную категорию в следующем календарном году;
  • оповещения специалиста, изъявившего желание получить квалификационную категорию.

2.5. Требования, указанные в пункте 2.3 и 2.4 настоящего Положения, в части необходимости заверения представляемых специалистом документов и обеспечения взаимодействия организации с аттестационной комиссией не распространяются на специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в частной системе здравоохранения.

2.6. Документы, составляющие квалификационную документацию, должны быть аккуратно оформлены и сброшюрованы.

2.7. Квалификационная документация направляется в аттестационные комиссии посредством почтовой связи, а также непосредственно специалистом, должностным лицом организации, уполномоченным осуществлять взаимодействие организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, с аттестационной комиссией.

2.8. В целях сохранения ранее присвоенной квалификационной категории специалист направляет квалификационную документацию в аттестационную комиссию не позднее четырёх месяцев до окончания срока действия квалификационной категории. При направлении экзаменационной документации позднее указанного срока дата квалификационного экзамена может быть назначена после окончания срока действия квалификационной категории.

III. Порядок заседания аттестационных комиссий

3.1. Заседание аттестационной комиссии назначается в срок, не превышающий трёх месяцев с момента регистрации экзаменационной документации.

3.2. Специалисты федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляют квалификационную документацию в Центральную аттестационную комиссию.

Специалисты государственных учреждений, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют квалификационную документацию в соответствующие ведомственные аттестационные комиссии.

Специалисты, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность в организациях государственной системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, муниципальной системы здравоохранения, а также специалисты, осуществляющие профессиональную деятельность в частной системе здравоохранения, представляют квалификационную документацию в аттестационные комиссии субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуществляют свою деятельность.

3.3. Квалификационная документация, поступившая в аттестационную комиссию, регистрируется в журнале регистрации документов (рекомендуемый образец приведен в приложении № 4 к настоящему Положению) после проверки её соответствия требованиям комплектности и правильности оформления в течение 7 календарных дней. В случае, если квалификационная документация не соответствует указанным требованиям, представившему квалификационную документацию (должностному лицу организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, уполномоченному осуществлять взаимодействие организации с аттестационной комиссией) сообщаются причины отказа в приёме экзаменационной документации с разъяснением возможности их устранения.

Отказ в приёме квалификационной документации, поступившей в аттестационную комиссию, должен быть направлен специалисту в срок не позднее 14 календарных дней со дня поступления экзаменационной [ наверное, квалификационной, но так написано в оригинале ] документации в аттестационную комиссию.

Для устранения недостатков квалификационной документации специалисту предлагается в месячный срок устранить установленные недостатки.

3.4. Контроль за соблюдением порядка регистрации, требований комплектности и правильности оформления квалификационной документации, представляемой в аттестационную комиссию, осуществляется ответственным секретарем соответствующей аттестационной комиссии.

3.5. Ответственный секретарь аттестационной комиссии не позднее одного месяца со дня регистрации квалификационной документации определяет экспертную группу аттестационной комиссии, соответствующую заявленной в квалификационной документации специальности (направлению), и согласовывает с её председателем сроки квалификационного экзамена специалиста.

3.6. По результатам рассмотрения квалификационной документации председатель экспертной группы определяет членов экспертной группы для рецензирования отчёта о профессиональной деятельности специалиста.

3.7. Председатель экспертной группы определяет необходимость привлечения независимых специалистов (экспертов) к осуществлению рецензирования отчёта о профессиональной деятельности специалиста.

3.8. Рецензия на отчёт о профессиональной деятельности специалиста подписывается участвующими в осуществлении рецензирования членами экспертной группы или независимыми специалистами (экспертами) и председателем экспертной группы.

3.9. Рецензия должна отражать :

  • владение современными методами диагностики и лечения, адекватными квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам второй, первой и высшей категорий;
  • участие специалиста в работе научного общества или профессиональной медицинской ассоциации;
  • наличие публикаций и печатных работ;
  • продолжительность и сроки последнего повышения квалификации;
  • формы самообразования, используемые специалистом;
  • соответствие объёма теоретических знаний, фактически выполняемых диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам по заявленной квалификационной категории.

3.10. Срок экспертизы квалификационной документации экспертной группой не может превышать 14 календарных дней.

3.11. По результатам рецензирования экспертная группа готовит заключение об оценке отчёта специалиста и совместно с ответственным секретарём аттестационной комиссии определяет дату проведения заседания по специальности, заявленной в квалификационной документации.

Секретарь экспертной группы уведомляет специалиста о дате проведения заседания.

3.12. В рамках заседания экспертной группы осуществляется тестирование специалиста и собеседование.

  • Тестирование предусматривает выполнение тестовых заданий , соответствующих заявленной квалификационной категории и специальности, и признается пройденным специалистом при условии не менее 70% правильных ответов на тестовые задания.
  • Собеседование предусматривает опрос специалиста членами экспертной группы по теоретическим и практическим вопросам, соответствующим специальности, заявленной в квалификационной документации.

3.13. На заседании экспертной группы секретарь экспертной группы ведёт индивидуальные протоколы специалистов, проходящих квалификационные процедуры (рекомендуемый образец приведен в приложении № 5 к настоящему Положению). Каждый индивидуальный протокол заверяется членами и председателем экспертной группы.

3.14. Решение о соответствии специалиста заявленной категории принимается по результатам тестирования, собеседования и с учётом оценки отчёта о профессиональной деятельности специалиста и заносится в квалификационный лист.

3.15. Экспертная группа аттестационной комиссии на заседании принимает одно из перечисленных решений:

  • присвоить вторую квалификационную категорию;
  • повысить вторую квалификационную категорию с присвоением первой;
  • повысить первую квалификационную категорию с присвоением высшей;
  • подтвердить присвоенную ранее квалифицированную категорию;
  • снять первую (высшую) квалификационную категорию с присвоением более низкой квалификационной категории;
  • лишить квалификационной категории (второй, первой, высшей);
  • перенести сроки аттестации;
  • отказать в присвоении квалификационной категории.

3.16. При лишении, понижении или отказе в присвоении более высокой квалификационной категории в индивидуальном протоколе специалиста указываются причины, по которым экспертная группа аттестационной комиссии приняла соответствующее решение.

3.17. Оценка квалификации специалиста принимается открытым голосованием при наличии на заседании не менее 2/3 числа членов экспертной группы аттестационной комиссии.

3.19. При принятии решения о присвоении квалификационной категории специалисту, являющемуся членом аттестационной комиссии, последний не участвует в голосовании.

3.20. Специалист имеет право пройти повторный квалификационный экзамен, но не ранее чем через год после принятия решения о несоответствии квалификационной категории.

3.21. Индивидуальные протоколы экзаменующихся специалистов направляются ответственному секретарю аттестационной комиссии для подготовки протокола заседания аттестационной комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении № 6 к настоящему Положению). Протокол заседания экспертной группы заверяется членами экспертной группы и утверждается заместителем председателя аттестационной комиссии.

3.22. Замещение члена экспертной группы другим лицом, не входящим в её состав, не допускается.

3.23. Проект приказа о присвоении квалификационной категории готовится ответственным секретарём аттестационной комиссии на основании её решения. Орган, при котором создана аттестационная комиссия, в течение одного месяца издаёт приказ о присвоении квалификационной категории.

3.24. В течение недели со дня издания приказа о присвоении квалификационной категории ответственный секретарь аттестационной комиссии оформляет документ о получении квалификационной категории, который подписывается председателем аттестационной комиссии и заверяется печатью органа, при котором она создана.

3.25. Документ о присвоении квалификационной категории выдаётся специалисту или уполномоченному им лицу (на основании доверенности) при предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя, либо направляется посредством почтовой службы (с согласия специалиста).

3.26. Выданный документ о присвоении квалификационной категории регистрируют в журнале регистрации документов.

3.27. В случае утери документа о присвоении квалификационной категории на основании письменного обращения специалиста в аттестационную комиссию, в течение месяца, выдаётся дубликат. При его оформлении на левой стороне вверху пишется слово «Дубликат».

3.28. Квалификационная документация, копии приказов о присвоении квалификационных категорий и иных организационно-распорядительных документов, касающихся работы аттестационной комиссии, хранятся в аттестационной комиссии в течение пяти лет, после чего подлежат уничтожению в соответствии с установленным порядком.

3.29. Специалист имеет право ознакомиться с представленными на него в аттестационную комиссию документами.

3.30. Решения аттестационных комиссий в тридцатидневный срок со дня их вынесения могут быть обжалованы посредством направления заявления с обоснованием причин несогласия в органы, при которых созданы аттестационные комиссии, а также в Центральную аттестационную комиссию.

3.31. В конфликтных случаях работник может обжаловать решение аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.32. Информация (справка, выписка из протокола и др.) о специалистах, получивших квалификационную категорию, может быть выдана по письменному обращению самого специалиста или запросу правоохранительных органов.

IV. Формы работы аттестационной комиссии

4.1. Аттестационная комиссия:

  • анализирует деятельность специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, представивших документы на получение квалификационных категорий;
  • обобщает опыт работы и реализации квалификационных процедур и осуществляет предоставление ежегодного отчёта в орган, при котором она создана;
  • рассматривает необходимость проведения выездных заседаний.

4.2. Необходимость проведения выездного заседания определяется аттестационной комиссией на основании ходатайств организаций и иных структур, представляющих интересы специалистов. При изучении вопроса о необходимости проведения выездного заседания аттестационная комиссия вправе запрашивать данные о количественном составе специалистов, желающих получить квалификационную категорию, и специальностям (направлениям), заявленным на квалификационный экзамен.

4.3. Председатель аттестационной комиссии направляет в орган, при котором создана аттестационная комиссия, обоснование о необходимости (отсутствии необходимости) проведения выездного заседания аттестационной комиссии.

4.4. При подготовке обоснования о необходимости (отсутствии необходимости) учитываются:

  • уровень загруженности экспертных групп аттестационной комиссии и их членов по основному месту осуществления трудовой деятельности;
  • обстоятельства, по которым специалисты, желающие пройти квалификационный экзамен, не могут явиться по месту заседания аттестационной комиссии;
  • количественный состав специалистов, желающих пройти квалификационный экзамен;
  • сведения о квалификации указанных специалистов, представленные организациями, в которых они осуществляют профессиональную деятельность;
  • возможность соблюдения при выездном заседании аттестационной комиссии требований, в том числе квалификационных процедур, установленных настоящим Положением.

4.5. Орган, при котором создана аттестационная комиссия, принимает решение о проведении выездного заседания аттестационной комиссии и утверждает своим приказом персональный состав аттестационной комиссии и экспертных групп, сроки проведения выездного заседания аттестационной комиссии и ее задачи.