Не платят за перевозку груза что делать. Не оплачивают перевозку. Взыскание долгов по перевозкам лучше доверить профессионалам

Все заключаемые договора можно разделить на несколько больших групп: купля-продажа, подряд, услуги. К последнему типу относятся и взаимоотношения по перевозке грузов различными типами автомобилей.

И если обязательства нарушаются, то одной из проблем становится взыскание долга за перевозку грузов. Как правила с этой проблемой сталкивается каждый перевозчик.

Практика показывает, что транспортным компаниям часто приходится потрудится для того, чтобы взыскать долг за грузоперевозки. И этому может найтись различные объяснения: ошибки в оформлении документов, встречные претензии со стороны хозяина груза.

В этой статье:

Если не оплатили перевозку груза, что делать, как взыскать задолженность

Как это ни банально звучит, то в первую очередь следует изучить все документы, связанные с перевозкой груза. Сюда входят не только договор, но также и различная транспортная документация (ТТН, путевые листы).

Хотя в перевозке принимают участие 3 стороны, всегда финансовые взаимоотношения возникают между заказчиком перевозки груза и транспортной компанией.

При этом отправитель груза и заказчик перевозки могут не совпадать. Таким образом, взыскание задолженности за перевозку возможно только с непосредственного Заказчика перевозки груза.

На основании имеющихся материалов можно в первую очередь определить сумму основного долга за перевозку.

Однако есть ещё и штрафные санкции, предусмотренные как договором, так и транспортными уставами, распространяющими свое действие на различные типы перевозок. Тогда может быть определена общая сумма оплаты по договору перевозки грузов.

После данных подготовительных действий можно вступить в переговоры с заказчиком. Их целью является взыскание задолженности по договору перевозки мирным путём. В противном случае следует предпринять иные действия, находящиеся в рамках правового поля.

Как дальше построить взаимоотношения с заказчиком перевозки

Если диалог с ним не будет конструктивным, то следующим шагом для того, чтобы провести взыскание задолженности за перевозку грузов является направление претензии в адрес заказчика. Такую форму обращения требует законодательство.

В претензии необходимо описать взаимоотношения в части перевозки, сослаться на реквизиты Заявки-договора и транспортных документов, оформленных при перевозке. Кроме того, претензия об оплате за перевозку груза может содержать в себе и копии всех необходимых доказательств.

Обратите внимание на то, что если транспортная компания отправляет претензию почтой, то обязательна опись вложения. По крайней мере, арбитражные суды обращают на её наличие пристальное внимание

Для того, чтобы разобраться с сутью претензии, у заказчика транспортировки груза существует один месяц. И если задолженность не будет погашена, то не следует тянуть с предъявлением иска. Ведь как известно, для этого отводится один год с того момента, когда наступил оговорённый в соглашении срок платежа.

Есть и ещё один нюанс. Как правило, иск об оплате за перевозку груза подаётся в арбитражный суд по месту нахождения именно заказчика, указанного в договоре по перевозке.

Некоторые перевозчики прибегают в качестве воздействия на заказчика к удержанию груза. Таким действиям была посвящена наша отдельная статья.

Некоторые проблемные моменты

Мы уже вначале говорили, что получение платы за перевозку может быть сопряжено с определёнными сложностями. В их число входит и взыскание долга за перевозку при отсутствии акта оказанных услуг.

Тогда при слушании дела суд принимает во внимание другие документы, свидетельствующие о факте транспортировки.

Часто транспортные компании не имеют на руках, копий документов по перевозке груза. Как правило это связано с халатным отношением сотрудников предприятия ответственными за контакты с контрагентами.

В их число входят :

  1. Заявка-Договор.
  2. Счет-фактура.
  3. Товарная накладная.
  4. Товарно-Транспортная накладная.
  5. Транспортная накладная.
  6. Счёт на оплату.
  7. Универсальный передаточный документ (УПД).

Указанные документы обязательны при ведении деятельности перевозке грузов. Поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы они у вас были. Данные материалы следует приложить не только к претензии, но и также к будущему исковому заявлению в арбитраж.

Своё нежелание оплачивать оказанные услуги заказчик может объяснить нарушением встречных обязательств со стороны перевозчика.

Сюда могут входить :

  • нарушение сроков доставки;
  • возможные порча, повреждение или факт недостачи.

И если к транспортной компании будут предъявлены требования, то всегда имеет смысл писать встречный иск. Практика показывает, что он удовлетворяется независимо от требований заказчика.

Плата за транспортировку может быть взыскана как в полном объёме, так и за вычетом тех штрафов, которые имеет право начислить заказчик перевозчику за встречные нарушения договорных обязательств.

В любой ситуации важно все требования перевозчика к заказчику перемещения груза подтвердить документально. И чем больше материалов будет в распоряжении, тем становится легче впоследствии отстоять свою правоту.

Автоперевозки и посредники

Зачастую перевозчик заключает договор не с самим отправителем груза, а с субъектом, действующим от его имени (агентом). Его услуги также не бесплатны. Поэтому со временем может неизбежно возникнуть вопрос, с кого агенту требовать оплату перевозки грузов.

Если речь идет о вознаграждении за услуги по организации транспортного процесса, то оно должно быть выплачено принципалом (инициатором перевозки). Сами же услуги по перевозке оплачивает всё равно заказчик всего процесса. Агент же только выполняет координирующие функции.

Исходя из сказанного, финансовые взаимоотношения в рамках агентских схем автоперевозок состоят из двух составляющих :

  1. Вознаграждения, которое должен уплатить агент принципалу.
  2. Платы за перевозку, которую платит заказчик транспортной компании.

Поэтому в рамках агентского договора ответственность за оплату работы перевозчика несёт заказчик перевозки. Таким образом по сделке, заключённой агентом, вознаграждение перевозчика оговаривается отдельно.

Мы остановились только на основных моментах, которые следует учесть при возникновении разногласий относительно оплаты за транспортные услуги. Вместе с тем, каждая ситуация может иметь свои изюминку и позицию сторон.

Легче всего найти правильный выход из положения можно, воспользовавшись помощью юриста.

Вряд ли можно найти хотя бы одного перевозчика, который бы не сталкивался с проблемой неоплаты выполненной работы. Эта проблема носит глобальный характер. Главная и основная причина по которой не оплачивают перевозку грузов - безнаказанность, то есть практическое отсутствие негативных последствий для контрагента, не исполняющего свои обязанности по оплате. Условно неоплаты можно разделить на два вида - это задержка оплаты (незаконное пользование чужими денежными средствами) и полное отсутствие оплаты за фактически выполненную работу. В любом случае, неоплата - это всегда ущерб, который наносится перевозчику действиями или бездействием недобросовестного контрагента.

Большинство неоплат происходит благодаря тому, что в транспортном бизнесе присутствует огромное количество посредников, которые не имеют своих оборотных средств для оплаты выполненной перевозчиком работы. Нередко заявка на перевозку проходит через 3-4 подобных посредников, прежде чем она «добирается» до фактического исполнителя - перевозчика. Стоит ли говорить, что каждый такой посредник - это фактор риска для перевозчика? При этом посредники фактически ничем не рискуют, ведь они не затрачивают на свою работу каких-либо материальных ресурсов, в то время как перевозчик оплачивает дизельное топливо, работу водителя, амортизацию транспортного средства и многое другое.

Посредник не рискует не только потому что он фактически не выполняет услуги по перевозке грузов, а ещё и потому что в собственности практически никогда нет активов, которые могли бы быть реализованы в ходе исполнительного производства. Судебные решения практически всегда принимаются в пользу перевозчика, обязывая посредника произвести оплату за фактически выполненные услуги по перевозке груза, вот только платить нечем - имущества у посредника нет, офис арендован, а привлечь руководителя к уголовной ответственности практически невозможно - ведь он никогда не скажет, что умышленно не платит перевозчику. Завести уголовное дело весьма проблематично: полиция находит формальные причины для отказа в возбуждении уголовного дела, так как связываться с заведомо бесперспективным материалом и портить себе показатели работы не хочется.

  • Напишите претензию на имя руководителя фирмы-неплательщика с кратким описанием обстоятельств, вызвавших возникновения претензии, указанием максимально допустимого срока, который вы готовы ждать свои заработанные деньги, ссылкой на ст. 395 ГК РФ «Ответственность за неисполнение денежного обязательства».
  • Приложите к претензии расчёт суммы пени на день составления претензии.
  • Если вам предлагают прислать гарантийное письмо в обмен на то, что вы не подадите в суд - советуем вам как можно скорее подать в суд. Фактически гарантийное письмо в данном случае не представляет для вас никакой ценности - ведь посредник согласно договора и приложения к нему (заявки) и так обязался оплатить вам оговоренную сумму за оказание услуг по перевозке груза. Гарантийное письмо в данном случае является только признанием факта наличия задолженности перед вашей организацией; но задолженность вы можете доказать самостоятельно, без лишнего (и ненужного) письма. Посредник своими действиями пытается выиграть время для вывода денег на другие счета, так как суд может принять обеспечительные меры, такие как арест расчётного счёта организации.
  • Перед обращением в суд удостоверьтесь в том, что у вас есть необходимые документы , предоставив которые вы сможете доказать факт оказания услуг, предусмотренных договором с посредником. Чаще всего достаточно иметь транспортную накладную с отметками грузоотправителя и грузополучателя.
  • Сообщите о недобросовестном контрагенте на крупных Интернет-ресурсах, посвящённых грузоперевозкам, грузоотправителю и грузополучателю по данной перевозке.
  • Отправьте претензию по поводу неоплаты перевозки грузоотправителю . Скачайте образец претензии грузоотправителю с требованием оплатить причитающиеся перевозчику платежи в формате Microsoft Word.

Кроме воздействия на недобросовестного посредника указанными выше действиями, вы можете попытаться обратиться к грузоотправителю для получения оплаты за выполненную перевозку. Для получения оплаты от грузоотправителя вам необходимо будет доказать ничтожность (мнимость) договора перевозки между ним и посредником, так как фактическую работу по перевозке груза выполняла ваша организация, а не посредник. К сожалению, суды в большинстве случаев принимают решения не в пользу перевозчика.

Намного реже происходят задержки оплаты от грузовладельца. Как правило, эти трудности носят временный характер, так как в большинстве случаев транспортные расходы не превышают 5-8% от стоимости перевозимого товара. Также стоит помнить то, что у грузовладельца в любом случае есть активы. При задержке платежей от грузовладельца уместно проведение переговоров, зачастую этого оказывается достаточно. Для того чтобы закрепить достигнутые договорённости, рекомендуется составить график выплаты задолженности.

Детали вопроса:

Добрый вечер.Хотел бы узнать,куда мне стоит обратиться в такой ситуации? Я водитель по найму. 11.06.2013 года в программе АТИ грузоперевозки,взял заявку на перевозку груза в Транспортной Компании Онлайн, с города Екатеринбург до города Новосибирска.Везти надо было пельмени и колбасу,в общем заморозку.Приехал я на загрузку в срок и назначенное время.С ТК Онлайн было обговорено,что предоплату в размере 10 т.р. они сделают сразу после загрузки,остальную сумму они скинут в течении 5 банковских дней после разгрузки,т.е. оставшиеся 25 т.р.

Приехав на заказ,меня не стали загружать,потому что нужны были палеты,без них не грузили.ТК Онлайн знав об этом не предупредила меня,мне пришлось ходить по базе и попрошайничать у других фирм,чтоб мне дали палет. Найдя палеты,меня стали загружать...Когда загрузили,я позвонил в фирму ТК Онлайн и попросил предоплату,они мне сказали что деньги поступят немедленно в течении дня.Чтоб не ждать,я поехал на свои деньги.Доехав до Омска где должна быть первая разгрузка,денег предоплаты так и не поступило,а уже было 12.06.2013.

Разгрузили быстро,товар приняли,накладные подписали.Так как денег не поступило на мою карту,я опять позвонил,девушка которая работает в ТК Онлайн сказала мне так "Я сегодня не работаю,я не бухгалтер и ни чего не знаю,сейчас позвоню бухгалтеру и скажу",я начал предостерегаться и заволновался,а вдруг меня обманывают и могут одним словом кинуть,я ей сказал так "У меня солярки осталось на 2 часа,денег нет,так что поторопитесь с предоплатой,жду денег,буду стоять в Омске и ни куда не поеду".Деньги конечно же у меня были,так как они меня уже начали обманывать,я тоже их обманул на счет денег и соляры.

Через часа 2 я решил еще раз позвонить и узнать на счет денег,но телефон ни кто не взял и через минуты 3 приходит смс с текстом "Ждите деньги,сегодня поступят".Поверив этим словам,я не стал ждать и поехал дальше в город Новосибирск.После этого мне позвонили заказчики с города Новосибирска и спросили когда я буду,я им сказал что буду ночью,они мне сказали что будут ждать.В Новосибирск я приехал в 3 часа ночи по ихнему времени,разница Омска и Новосибирска от Тюмени - 1 час.Приехав на первую точку разгрузки в Новосибирске,меня встретили негативно,говорят меня ждали с 23:00 до 00:00, а мне звонил начальник и говорил, что если я задержусь и приеду ночью,то мне надо позвонить грузчику который меня разгрузит,который так и не взял телефон когда я подъезжал к городу.

Выяснилось что он оказался в больнице.Говорили мне что я не беру телефон,что я мол пропадаю,а так как я был в дороге,связи могло и не быть,даже смс не поступило с пропущенными звонками. Ну вот меня разгрузили с горем пополам, и я поехал во вторую точку разгрузки,там я подождал с час, пока пришел кладовщик.Меня разгрузили быстро,товарные накладные подписали. И я поехал домой,было уже 13.06.2013г.,заметьте предоплаты до сих пор не было,я позвонил в ТК Онлайн,телефон ни кто не взял, только на пол пути до дома,а это уже когда я был в Ишиме,мне только тогда пришли 10 т.р. и пришла смс,"Деньги пришли?

Я отправил ответную смс Да,пришли"Я был просто в шоке,всю дорогу я проехал за свой счет.Так как я живу в Тюмени,а товарные накладные надо было привезти в Екатеринбург, я договорился с ТК Онлайн,чтоб они мне скинули адрес,чтоб я по приезду в Тюмень,смог отправить накладные им по почте.Я так и сделал.Приехав домой,я в первую очередь пошел на почту и отправил накладные первым классом.Это было 15.06.2013 в 16:59,суббота,на почте мне сказали что отправка будет в понедельник.Товар в Новосибирске в первой точке я выгрузил 13.06.2013,прошло 4 дня и мне приходит смс от ТК Онлайн,в которой написано"У вас реф.. был включен всю дорогу",я написал что ДА,я сперва не понял о чем они,я стал им звонить,но телефон ни кто не брал...

Я зашел на почту в интернете и ужаснулся...Мне ТК Онлайн пишет,что им пришло письмо на почту от первого заказчика с Новосибирска, что я якобы разморозил пельмени и они слиплись.Прислал им фотки,которые мне были отправлены на мою почту,с пельменями слипшимися и помятыми коробками.Я просто был в шоке,ведь товар у меня приняли и расписались в накладных,коробки у меня были в отличном состоянии,на фотках которые они мне прислали не было ни даты,ни числа и не времени.Со мной ездил мой знакомый,который все это подтвердит,что товар был в отличном состоянии и реф.. был включенный всю дорогу!!!

Оставшейся суммы 25 т.р. до сих пор не поступило на мою карту,телефон не берут и даже смс не пишут,на почте в интернете тишина.У меня есть свидетель,у меня есть ксерокопии товарных накладных,есть ксерокопия заявки на перевозку груза с синей печатью и моей подписью,есть номер сотового девушки с ТК Онлайн и их адрес офиса в Екатеринбурге.Знаю где находится база где я грузился в Екатеринбурге....Подскажите пожалуйста как мне быть и какие предпринимать меры???

вопрос задан 5 лет назад

Неплатежеспособные заказчики и «поздние» счета - это обыденная реальность, которая знакома практически каждому грузоперевозчику. Поэтому, так важно распознать благонадежность клиента еще до момента подписания контракта на выполнение работ.

Одним из действенных методов в борьбе с ненадежность является международная биржа Trans.eu, на которой существуют специальные показатели финансовой надежности различных клиентов.

Trans.eu

Trans.eu - это система средств, к помощи которых ежедневно прибегают различные транспортные организации со всей Европы. Тут находится и биржа объявлений, где размещаются бесплатные транспортные и грузовые предложения, и модуль карт, благодаря которому можно спланировать маршрут и рассчитать расходы.

TransRisk

Одним из основных элементов системы является компонент TransRisk. Он используется организациями, которые предлагают свой груз. Перевозчик, который вошел на биржу, может легко решить надежен ли выбранный заказчик или нет, изучив отзывы и рейтинг предприятия. В тоже время сами грузоперевозчики после совершения успешных сделок, могут рассчитывать на повышение своего рейтинга. А это способствует расширению клиентской базы.

Показатель надежности отображается в виде статуса: «хороший плательщик», «очень хороший плательщик», «слабый плательщик». Его изменения связаны с активностью компании на данной бирже. Статус рассчитывается на основании многих факторов, таких как финансовое состояние организации, отзывы деловых партнеров, простроченные платежи и т. д. То есть, при каждом несвоевременном платеже за услуги, заказчик значительно теряет в своем рейтинге.

Информации об активности заказчика отображается за последние 6 месяцев.

В первую очередь данная биржа предназначена для грузоперевозчиков. Если компания заключает договор с новым для нее заказчиком, то не лишним будет узнать о его надежности с помощью сервиса TransRisk.

В общей сложности данным модулем пользуется уже несколько тысяч компаний из различных стран центральной и восточной Европы.

Благодаря системе отзывов и оценок, клиент и перевозчик еще больше могут узнать друг о друге. Это способствует развитию прозрачных и честных отношений в области грузовых перевозок.

При перевозке груза третий - лишний

( Кто за это платить будет? )

Диспетчер отказал в оплате перевозок и сказал, что он ничего не должен.

Что делать?

Поводом для появления данного материала послужило просто-таки массовое обращение за помощью абсолютно разных людей из разных уголков необъятной родины по одному и тому же вопросу: неплатежи, как привлечь агента-табуретку.

Толи это нынешний кризис так повлиял, толи просто звезды так сложились, но во избежание полного тромбофлебита моего почтового ящика я решил разложить этот, казалось бы, элементарный вопрос по полочкам.

Суть большинства вопросов сводилась к следующему (цитата одного из многих писем): "Мы перевозчики, и у нас заключен долгосрочный договор перевозки с Диспетчером, который в рамках этого договора путем отправки заявки и получения нашего подтверждения уже длительное время заказывал у нас перевозки, а потом расплачивался с нами. Но недавно диспетчер отказал нам в оплате 2-х последних перевозок и сказал, что он нам ничего не должен. Что делать?".

Прежде чем ответить на этот извечный вопрос, необходимо разобраться в сути происходящего и начнем с договора.

Договор перевозки, организации перевозки и т.д.

Согласно требованиям п.1 Статьи 785 ГК РФ под договором перевозки принимается реальный договор, т.е. заключаемый путем вручения груза отправителем перевозчику. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний, его сторонами являются перевозчик и отправитель. В п.2 Статьи 785 ГК РФ указано на документы, подтверждающие заключение договора перевозки: транспортная накладная. Транспортная накладная и другой соответствующий ей по назначению документ подтверждают заключение договора перевозки, т.е. вручение груза перевозчику. В обязанности перевозчика по договору перевозки груза также входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором, исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств. Обязанностью грузоотправителя является своевременная подготовка груза к перевозке и соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства.

Наряду с договором перевозки груза, когда предметом договора является доставка конкретного груза в пункт назначения и выдача его получателю, Кодекс определяет и в определенной степени регулирует договоры организации перевозок и договоры между транспортными организациями и грузовладельцами. Согласно требованиям Статьи 798 ГК РФ по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике на автомобильном транспорте, относятся годовые договоры.

В нашем случае Договор перевозки с Диспетчером, а что везет этот диспетчер или на чем он это что-то везет? Ничего и не на чем. Он третье лицо, а третий – лишний.

Противоречие

Что делать?

Для всех, кто уже попал или попадет в такую же ситуацию, предлагаю следующий алгоритм "Что делать?":

Выставлять счет за перевозку тому, кому вы ее оказывали по закону, с кем заключали договор перевозки, т.е. грузоотправителю. Если не оплатят, то есть несколько вариантов дальнейшего развития.

1. Подавать в суд на грузоотправителя по поводу неоплаты выполненной работы. Если грузоотправитель ее уже оплатил этому агенту-табуретке, то они будут вынуждены предоставить документы, подтверждающие эту оплату. С материалами дела подаете новый иск против агента-табуретки с учетом вновь открывшихся обстоятельств, либо привлекаете этого агента-табуретку соответчиком по данному делу.

2. Если Вы добровольно получите от грузоотправителя все документы, подтверждающие его оплату, а также его заказ перевозки у агента-табуретки, то можно подать новый иск против этого диспетчера с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

3. Если грузоотправитель не оплачивал перевозку, либо ссылается на то, что оплачивать не должен по договору купли-продажи, то независимо от этих объяснений продолжаете требовать через суд именно с него оплату за выполненную работу. Его дальнейшие разбирательства с покупателем или с этим диспетчером его личное дело.

Возражения типа "с грузоотправителем нет договорных отношений" или "они мне перевезли за спасибо" категорически не принимаются, ибо согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

И еще. Очень хорошо при обосновании в суде тех или иных сумм неоговоренных в договоре использовать так называемые "правила перевозчика" опубликованные в интернете. Делаете сайт где-нибудь на бесплатном домене третьего уровня и размещаете там основные ставки и другие тарифы, например на простой или за прием груза в мелких транспортных единицах (покоробочно). Данная норма является диспозитивной и действует, если в договоре не оговорено иное. Не забудьте в бланк счета добавить в реквизиты адрес этого сайта.

Кстати, пока готовил материал, звонит мне один грузовладелец и на жизнь жалуется, типа перевозчики с него денег хотят, а он все деньги уже давно перечислил подобному агенту-табуретке. Читаю его договор с этой табуреткой, а там "информационные услуги по подбору транспорта и организации перевозки"…

Как работать?

Так как работает весь цивилизованный мир – заключать договор перевозки через агента перевозчика и перечислять деньги напрямую перевозчику. А взаиморасчеты перевозчика и агента должны быть по агентскому договору, по которому перевозчик (принципал) будет выплачивать агентское вознаграждение агенту сам.

Владислав Артамонов

См. продолжение: "3pl, 4pl… – 6pl или Sexy Party Logistics"

См. также:

Сказку 3/10-01 Экспедитор-сэкспедитор

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 апреля 2009 г. N 09АП-10176/2009 и Постановление апелляционной инстанции от 25 июня 2009 г. N 09АП-10176/2009