Методы определяющие склонность к профессии. Как выбрать профессию. Смотреть что такое "призвание" в других словарях

Инструкция

Подлинная склонность к определенной профессии подразумевает не только удовольствие от достижений (это приятно в любой карьере), а еще и радость во время процесса ее выполнения. Признание и польза, которую приносит какой-то вид деятельности, может нравиться, но этого недостаточно, если сам процесс не привлекает и не радует вас. Это первое, что следует запомнить при выборе профессии. Именно поэтому, как только вы составите предварительный список из нескольких специальностей, следует постараться попробовать заняться ими на практике, хотя бы в роли стажера.

Чтобы , можно вспомнить, что нравилось вам, когда вы были еще ребенком. Даже маленькие дети хорошо чувствуют свои предпочтения. Если вспомнить, в какие игры вы были склонны играть и где проявляли способности, можно уже примерно наметить направления деятельности во взрослой жизни. Например, один ребенок начинает читать раньше, чем все остальные, другой расспрашивает об устройстве мира, третий умеет концентрироваться, четвертый отлично рисует, а пятый любит разбирать и собирать конструктор, порой удивляя всех своими решениями. Все это свидетельствует об определенных склонностях.

Тесты на профориентацию могут помочь выявить свои склонности к конкретной профессии. Обычно в них включены не только те вопросы, которые демонстрируют явный интерес к нужной области знания, но и те, которые показывают, достаточно у человека ли нужных качеств для определенной профессии. Могут задаваться вопросы об одном и том же занятии, описанном с разных сторон. Если испытуемый демонстрирует постоянное желание заниматься чем-то, вне зависимости от того, с какой стороны это описано, такое явно говорит о склонности к конкретной профессии. Бывает так, что сам школьник не может определиться со своими склонностями, но тесты показывают их очень явно.

Полезно обратить внимание на свои личностные качества. Если вы легко вступаете в контакт с другими людьми и быстро становитесь своим в любой компании, то вы можете очень успешно работать с людьми. Те, кто умеет, помимо прочего, выявлять тенденции в поведении окружающих и управлять своими чувствами, может проявить себя на лидирующих позициях.

Такие качества, как склонность к концентрации, развитое воображение и умение выстраивать логические связи обычно очень полезны для занятия техническими науками, они нужны во всех компьютерных специальностях. А вот для исследователей и ученых очень пригодится способность предвидеть на основе образного и логического мышления развитие интересующих событий, умение работать над проектом даже в трудных условиях.

Существуют распространенные ошибки, из-за которых немало людей неправильно выбирает профессию. Во-первых, это специальность, которую навязывает окружение, например, семейная профессия. Исследования показывают, что склонности не передаются по наследству, это просто бытовое заблуждение. Вторая ошибка – выбирать ту же специальность, что и друзья или окружение. Нужно определить, что получается именно у вас, а не выбирать успешные для других направления.

Еще одна ошибка, которая нередко делает людей несчастными – это выбор «денежной» профессии. Без нужного старания, способностей и усилий больших денег обычно не бывает, но и удовольствие от работы тоже не появляется. Также не стоит выбирать профессию, овеянную романтическим ореолом, о действительности в которой вы ничего не знаете.

Как много профессий, а нужно выбрать одну? С этой проблемой встречается практически каждый выпускник школы. Хочется ведь выбрать именно ту профессию, которая будет востребована, хорошо оплачиваемая и процесс труда хотелось бы, чтобы приносил удовольствие. Поэтому надо собрать все силы и возможности и воспользоваться ими. Думаю, что замечательной бесплатной возможностью для подростков являются тесты на выбор профессии. В данном случае, мы предлагаем пройти Йовайши тест для определения профессиональных склонностей.

Методика Л.А. Йовайши была создана известным литовским психологом и заслужила очень большую популярность, благодаря своей точности и простоте. Опросник Йовайши онлайн помогает выявить склонность к профессиональной деятельности и определить сферу деятельности, наиболее соответствующую вашим предрасположенностям, увлечениям и навыкам. Данная методика Йовайши демонстрирует участнику различные виды профессий по психологическим критериям и его относительность к каждому из типажей. У одних проявляются способности к творческим занятиям или социальной деятельности, другие настроены на спорт или технические науки и т.д. Опросник профессиональных склонностей на сайте очень прост и понятен, любой желающий сможет быстро и без лишних трудностей пройти прямо сейчас, не откладывая на потом.

Опросник Йовайши предназначен для:

  • Школьников/подростков и абитуриентов, перед которыми стоит вопрос: "Какую профессию выбрать?"
  • Студентов, которые хотят понять, правильно ли выбрали профессию;
  • Людей, у которых есть профессия, но есть желание получить еще одну специальность;
  • Компаний и организаций, которые ответственно относятся к отбору персонала;
  • Учителей, психологов и т.п., которые проводят классные часы и уроки на данную тему;
  • Людей, которым просто интересна данная методика.

Тест Йовайши в модификации Резапкиной онлайн.
Профессиональные склонности по Йовайши

По модификации Резапконой - это адаптация известного опросника Йовайши для школьников подросткового возраста, абитуриентов, учителей (для понимания учеников), социальных работников и педагогов, людей, интересующих психологией и социологией. Для этих же категорий людей отлично подходят и другие тесты (их пять) на нашем сайте, но внимание можно обратить на тест Потемкиной , в котором результат объединяется в более общие группы.

Данный тест на профессиональные склонности выделяет:

  • Экстремальная деятельность – это тип, как людей стремящихся к спорту, путешествиям, армейской службе, экспедициям, археологии, охранно-оперативной сфере. Такие люди имеют хорошую физическую подготовку, любят спорт, обладают волевыми качествами, очень устремлённые и настойчивые.
  • Склонность к экономической деятельности – профессии маркетингового рода, делопроизводство, планирование, анализ и подсчет, разработка бизнес-планов и стратегий, и тому подобное. Такой типаж отличается особой внимательностью, аккуратностью и собранностью.
  • Исследовательская/интеллектуальная деятельность – все профессии, тесно связанные с научной работой, исследованиями, новшествами, интеллектуальным мышлением, аналитикой, рациональным подходом.
  • Склонность к практической работеданный тип имеет следующие черты: любовь к технике и технологическому процессу, изготовлению, ремонту, бытовой деятельности, исследованиям и изобретениям.
  • Склонность к эстетическим занятиям – включает в себя творческие профессии, все, что связанно с актерской, музыкальной, писательской деятельностью и т.п. Такие люди отличаются экстравагантностью, творческим мышлением и независимостью.
  • Работа с людьми – методика определяет этот тип, как личностей, склонных к воспитанию, обучению, управлению. Им легко находить контакт с людьми, решать организационные и административные вопросы, управлять коллективом и заниматься общественной деятельностью.

Опросник Йовайши на Prevolio – преимущества

  • У нас тест Йовайши онлайн бесплатно, без смс и без регистрации;
  • Всего 24 вопроса;
  • Надо выбрать один вариант ответа;
  • Результат автоматически подсчитает программа;
  • Приятный и удобный интерфейс;
  • Время прохождения не ограничено, поэтому можно хорошо обдумать ответ;
  • В результате получите список склонностей по Йовайши, меру вашей расположенности к каждой из них и описание.

Закрепить результат можно путем прохождения и других тестов на профориентацию на нашем сайте. Например, теста Голомштока , который покажет к какой науке у вас есть профессиональный интерес и займет всего минут пятнадцать. В любом случае, надо понимать, что профориентация носит рекомендательный характер и профессию стоит выбирать самостоятельно, понимая, что Вам придется с ней жить всю оставшуюся жизнь. После того, как определились с выбором профессии, то пообщайтесь с людьми данной специальности и узнайте, какие у них были ожидания и что получили в результате.

А мы Вам желаем удачи! Выбирайте правильную профессию!

Никто не будет спорить с утверждением, что одной из самых главных проблем современного человека является проблема выбора. Нам приходится выбирать постоянно: сегодняшнее общество построено на многообразии и вариативности. Есть ситуации, когда ошибка в выборе будет иметь далеко идущие последствия и может отразиться на всей дальнейшей жизни. Одна из таких ситуаций: определение человеком своего дела, или профессии.

Сегодняшним молодым людям очень сложно. Им приходится выбирать из большого числа современных специальностей. На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 тысяч профессий, а в России наиболее распространенными являются около 7 тысяч из них. Цифры впечатляющие. Как же сориентироваться в этом многообразии выпускнику, не имеющему еще большого жизненного опыта? Цель данной статьи - помочь старшеклассникам в решении данной сложной проблемы.

Конечно, не существует какого-то абсолютно надежного и верного способа определения склонностей и способностей человека и соответствующего им способа заработка. Но есть ряд факторов, которые следует учитывать, и ряд советов специалистов, которые помогут молодым людям свести вероятность ошибки к минимуму.

Вообще, все ошибки, допускаемые при выборе профессии, специалисты делят на три группы:

незнание самого себя;

незнание мира профессий;

незнание правил выбора профессии.

Как же избежать ошибок и принять окончательное и, главное, верное решение?

Чтобы познать самого себя, вам необходимо изучить:

Свое здоровье

Интересы и склонности

Способности, знания и умения

Некоторые человеческие особенности, например, интересы или склонности, характеризуются непостоянством, изменчивостью. Но существует другой тип индивидуальных характеристик. Они довольно устойчивы, и изменить их практически нельзя. Их влияние очень ощутимо в деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. К ним относятся, например, черты, связанные с индивидуальными особенностями нервной системы. Чтобы разобраться с тем, какими психофизиологическими и психологическими качествами обладает человек, сегодня существуют различные диагностические методики. При решении данных вопросов советуем воспользоваться профессиональной консультацией психолога. Данные специалисты хорошо помогают людям выявить их профессиональную ориентацию.

Таким образом, мы переходим к тому, что не только человек выбирает профессию, но и сама профессия может диктовать условия. Человеку необходимо не только определить свои особенности, но и подразделить их на три вида: те, с которыми нельзя не считаться; те, с которыми лучше считаться, и те, которыми можно пренебречь. Ведь по тому, насколько ваши качества соответствуют требованиям, предъявляемым профессией к личности, можно судить о вашей пригодности к той или иной профессии. Специалисты определяют профессиональную пригодность как взаимное соответствие человека и выбранного дела, профессии. Они выделяют четыре степени профпригодности:

Непригодность. Она может быть временной или постоянной. О непригодности говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья.

Пригодность. Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний к труду в той или иной области, но нет и явно выраженных склонностей.

Соответствие. В этом случае можно указать на некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям профессии.

Изучить мир профессий сегодня нетрудно: необходимо получит полную информацию о том, какие профессии существуют в обществе, каковы объекты, цели, орудия и условия труда, какие требования предъявляют профессии к способностям человека и особенностям его личности, каковы могут быть медицинские противопоказания к тем или иным видам деятельности.

Естественно, не стоит тратить время на все существующие специальности. Если вы уже изучили самого себя, свое "Я", вам не составит труда определиться, к какому типу профессий вы склонны.

Ведь в зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов:

Человек - природа

Человек - техника

Человек - человек

Человек – знаковые системы

Человек – художественный образ

Кроме того, в зависимости от целей труда выделяют три класса профессий:

Гностические: распознать, различить, оценить, проверить

Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать

Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать

Определите наиболее близкий вам тип и цель. Список подходящих профессий после этого значительно сузится. А далее узнайте о своих профессиях следующее:

Предмет, цель и условия труда

Пути получения профессии

Медицинские противопоказания

Требования профессии к личности (профессионально важные качества)

" Актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития

Информацию можно получить из специализированной литературы, СМИ, Интернета. Кроме того, вы можете побеседовать со следующими людьми:

Психологами-профконсультантами,

Школьными учителями,

Преподавателями профессиональных учебных заведений,

Специалистами тех профессий, которые Вас интересуют,

Родителями, родственниками и знакомыми.

Таким образом, вы получите так называемые профессиограммы специалистов различных видов деятельности. В них описание профессионально важных качеств состоит примерно из 15-20 характеристик. В случае их совпадения с вашими индивидуальными особенностями профессиональная деятельность наверняка будет успешной.

Существуют и определенные правила выбора профессии. Кроме выполнения требований предыдущих двух пунктов необходимо:

Выявить, какие профессии нужны в регионе вашего проживания;

Узнать, какие учебные заведения осуществляют подготовку по данным специальностям;

Найти возможность практически попробовать свои силы в этой профессии;

Обсудить свой выбор с родителями, друзьями, учителями;

Оценить реальные возможности трудоустройства после обучения;

Избежать предрассудков при выборе профессии;

Постараться не поддаваться прямому или косвенному влиянию друзей;

Попытаться не переносить свое отношение к человеку-представителю выбранной профессии на саму профессию.

После всего вышеперечисленного можно подойти к последнему шагу: составить план практических действий по получению выбранной профессии. Вам нужно будет решить: в каком учебном заведении вы будете получать профессиональное образование, каким образом постараетесь развивать в себе профессионально важные качества, как можно будет получить практический опыт работы по данной специальности, какими способами можно повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

А напоследок хочется сказать следующее. В современном обществе потребления образ профессионала часто подменяется соответствующим образом жизни, который в идеале может обеспечить та или иная профессия. Это одна из самых главных ошибок, которую может сделать при выборе профессии молодой человек. Образ жизни - это производная от вашей будущей деятельности, а не наоборот. Выбирайте дело!


Выбор профессии, по сути, сводится к ответу на вопрос: «Как сделать счастливыми 1/3 суток моей жизни?». Еще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Если же Вы будете заниматься нелюбимым делом, то будете несчастны как минимум 8 часов в день.

Как отмечает К. М. Гуревич (1974), каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил.

Период трудовой активности в жизни субъекта ограничен, а непродуктивная безрадостная деятельность оборачивается не только личным несчастьем, она отражается и на всем обществе. Поэтому задача профессионального самоопределения найти кратчайшие и наиболее эффективные пути формирования профессионального мастерства, а также предотвратить возможные ошибки в выборе профессионального занятия.

Неправильные выборы являются следствием недостаточной осведомленности по трем направлениям: I) Незнание мира профессий - профессий существующих и актуальных в перспективе; II) Незнание правил выбора профессий, то есть то, каким образом соотнести себя с существующими профессиями; III) Незнание самого себя - с точки зрения своего здоровья, своих способностей, «чего я хочу добиться» и «от чего я получаю удовольствие».

I. Мир профессий

Согласно «Единому тарифно - квалификационному справочнику» в мире более 50 000 профессий. В России насчитывается более 7 000 профессий. Это означает, что около 43 000 профессий в России пока не существует. Это может быть связанно с климатическими, общественно-экономическими условиями или с отсутствием востребованности в каком-то виде деятельности или же просто это еще не стало для нас актуальным.

Это говорит о том, что решения по выбору профессии не должен быть тривиальными, все зависит от ваших пожеланий, способностей и идей.

Таким образом, знание мира профессий сводится к постоянной аналитике и способности прогнозировать ситуацию развития экономики и технического процесса.

II. Правила выбора профессии

Неверное представление о характере деятельности приводит к выбору, не соответствующему имеющимся у человека задаткам и типологическим особенностям.

Четыре ошибки выбора профессии

  1. 1. Романтичная или интеллигентная профессия. Например: кинорежиссер, актер, геолог.
  2. 2. Модная профессия. Например: менеджер, юрист.
  3. 3. Профессия, обещающая большие деньги. Например: риэлтор, моряк, работа на бирже.
  4. 4. Профессия по наследству или «трудовые династии». На сегодняшний день отсутствуют научные подтверждения того, что профессиональная направленность передается генами.

Следование правилам выбора профессии, позволит этот выбор сделать более осознанным и аргументированным.

Правила выбора профессии

  1. 1. Выявить какие профессии сегодня нужны для того чтобы правильно спланировать что будет через 2-3 года.
  2. 2. Узнать какие заведения осуществляют подготовку по данным специальностям.
  3. 3. Найти возможность практически попробовать свои силы в этой среде, обсудить свой выбор с близкими.
  4. 4. Оценить реальную возможность трудоустройства.
  5. 5. Не поддаваться косвенному или прямому влиянию друзей.

III. Незнание самого себя

Склонности и предпочтения

Работа является притягательной лишь тогда, которая встречает внутренний отклик, а значит, отвечает нашим склонностям. Нередко деятельность может нравиться своими результатами, приносимой пользой, признанием в обществе, социальным статусом и другими благами, которые она дает.

Но подлинная склонность всегда означает расположенность и к самому процессу деятельности, когда работа не просто средство достижения каких-нибудь целей, но и сама по себе становится привлекательной.

Склонность выступает как безотчетное стремление к занятиям того или иного рода, как потребности в активности определенного вида, т.е. как латентное состояния напряжения, нуждающееся в соответствующей разрядке.

На первых порах, «тяга» к чему – либо вызывает безотчетное стремление - человек до конца не понимают истинную причину своего положительного отношения к деятельности, мотивируя свой выбор фразой «Мне нравится».

Затем, по мере получения удовлетворения (удовольствия) от процесса выполнения избранной деятельности, она становится более осознаваемой, и обрастает другими мотиваторами, которые в сознании человека превращаются в действующие мотивы и объяснениями, почему он выбрал для занятий именно данный вид деятельности.

При этом, не значит, что деятельность по склонности всегда легка и приятна. Часто человек вынужден проявлять силу воли, готовность пожертвовать чем-нибудь ради успеха деятельности и самой возможности заниматься ею. Деятельность по склонности – это тот же труд, но труд в удовольствие себе и другим.

Нередко склонность отождествляется с предпочтением определенного рода занятий. Может показаться, что профессия выбрана по склонности, но быстро наступающее разочарование говорит об обратном. Предпочтение - это социально обусловленный выбор профессии, который может основываться на том, что модно, престижно, гарантирует высокий доход или статусность.

Если процесс обучения неправильно построен (вследствие например его монотонности, чрезмерных требований, предъявляемых к ученику) или предпочтение социально-желательной деятельности перевешивает факт природных склонностей, то происходит утрата склонности и предназначения.

Некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей, т. е. направленности личности. Это создает трудности в определении своего истинного призвания. Например, профессия врача-педиатра требует склонности к медицине и к работе с маленькими детьми. Профессия учителя требует склонности к преподаванию и профильному предмету.

Поэтому при выборе профессии должны учитываться все факторы: склонности, умения, желания, особенности выбранной сферы деятельности ее востребованность и актуальность.

Методы определения профессиональной склонности

Чтобы познать самого себя необходимо изучать:

  1. 1. Свое здоровье - например, сможете ли вы работать полицейским в уголовном розыске или вам лучше подойдет работа с документами без лишнего риска.
  2. 2. Интересы и склонности – то к чему лежит душа.
  3. 3. Способности, знания и умения.

Одним из методов познания себя и своих способностей является психологическая диагностика с помощью тестовых методик.

Наиболее известная методика, предназначенная для выявления склонности человека к определенным типам профессий является Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова. Автор выделил 5 типов профессиональной направленности ():

  1. 1. Человек – природа (профессии связанные с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе: биофизики, химики, экологи и т.д.)
  2. 2. Человек – техника (инженеры, крановщики, автослесари)
  3. 3. Человек – знаковая система (операционисты, бухгалтеры – то есть профессии, требующие разнообразных форм обработки информации)
  4. 4. Человек – художественный образ (актеры, дизайнеры, искусствоведы)
  5. 5. Человек – человек (юристы, психологи, переводчики – профессии, где необходимо устанавливать и поддерживать контакт).

Не менее известна и психологическая теория профессионального выбора психолога Дж. Холланда . Автор полагает, что все люди делятся на шесть типов, каждый из который характеризируется: определенными чертами характера и складом ума, способностями к определенным видам деятельности, предпочтениями определенного рода занятий, содержанием увлечений и профессиональными возможностями. Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий:

    1. Реалистический тип (Р-тип) - несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

    Профессии Р-типа : механик, электрик, плотник, картограф, фермер, инженер, пилот, ветеринар, водитель, сварщик.

    2. Исследовательский тип - отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам и интеллектуальной деятельности, исследовательской работе, познанию нового.

    Профессии И-типа: профессиональный выбор обычно касается математических и естественно-научных дисциплин - физик, астроном, программист.

    3. Артистический тип (А-тип) - женственный, чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы.

    Профессии А-типа: профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры - музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.

    4. Социальный тип (С-тип) - социально активный, испытывающий потребность во взаимодействии с другими людьми, социально ответственный, обладающий вербальными способностями.

    Профессии С-типа: в профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми - врач, педагог, психолог, социальный работник.

    5. Предпринимательский тип (П-тип) - уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать.

    Профессии П-типа: разные виды предпринимательской деятельности, бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д.

    6. Конвенциональный тип (К-тип) - предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности.

    Профессии К-типа: банковские служащие, бухгалтеры, финансисты, экономисты.

Другим методом является аудит своих способностей, целей и желаний. Данную услугу предоставляют специалисты по профессиональному консультированию.

Практическое задание

  1. 1. Выпишите 5 профессий, с которыми вы себя ассоциируете, и которые вам нравятся. Отметьте в каждой профессии то, что вас наиболее привлекает.
  2. 2. Оцените свои сильные стороны (способности) на основе выбранных профессий по 5-ти балльной шкале (1-невыраженность, 5-яркая выраженность, средние значения - соответственно).

Для правильного выбора профессии необходимо знать требования, которые предъявляются профессией к человеку, а также учитывать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Для самореализации в профессиональном плане огромное значение имеют интересы, склонности и способности личности.

Интересы и выбор профессии

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. В психологии под интересом понимается активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако это несовместимые словосочетания с точки зрения логики, поскольку интерес – это не свойство вещи (книги, кинофильма и т. п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, а другому нет. Не существует неинтересных предметов, есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы у различных людей неодинаковы.

Интересы различаются:

  • по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);
  • по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);
  • по глубине (глубокие или поверхностные);
  • по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.

Интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета интересы закрепляются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонности.

Склонности и выбор профессии

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Можно говорить о склонности к работе, если человека привлекает не только результат, но и сам процесс работы. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело – интересоваться книгами о животных, но совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

  • склонность к работе с людьми;
  • склонность к работе с техникой;
  • склонность к работе с условными знаками;
  • склонность к работе с растениями и животными;
  • склонность к работе с художественными образами.

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Способности и выбор профессии

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди усваивают знания, умения и навыки быстрее и лучше, чем другие. Что же такое способности?

Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями. Способности – это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство.

Различают общие умственные и специальные способности.

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности – это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

  • учебные и творческие;
  • математические;
  • конструктивно-технические;
  • музыкальные;
  • литературные;
  • художественно-изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как другие предполагают создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

В составе математических способностей большую роль играют математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач), способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода есть основной элемент математического творчества.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства, точность и живость пространственных представлений, комбинаторную способность (способность составлять из определенных деталей новые комбинации), техническое мышление.

Музыкальные способности составляют единство ладового чувства, проявляющегося в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, абсолютного слуха (способности точно определять высоту звука), вокальных способностей.

В основе литературных способностей лежат творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности – наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), творческое воображение.

К художественно-изобразительным способностям относятся способность правильной оценки пропорций и световых отношений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только общие умственные и сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т. д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару и др. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

Екатерина ПАСТУШКОВА