Сравнительное тестирование в одинаковых условиях. Объективы для Sony a7

Если посмотреть на рынок фототехники в целом, то мы увидим, что бренд «Сони» чаще других радует своего почитателя интересными новинками и инновационными решениями. Совсем недавно на полках компании появилась совершенно новая система, состоящая из беззеркальных камер вкупе с оригинальной оптикой, которая была разработана специально для них.

Мастера фотографий уже успели познакомиться с некоторыми участниками этой системы и по достоинству оценили репортажный «пулемёт» А7 и многопиксельную A7R. Несмотря на завидную популярность гаджетов «Сони» среди профессиональных фотографов, к новинкам компании проявили заслуженный интерес и видеографы - специалисты, которым нужен многофункциональный, эргономичный и надёжный инструмент не только для фотографических целей, но и для записи видео. Такой контингент не рассчитывает на авось и предъявляет очень высокие требования к оборудованию и качеству материала, получаемого на выходе.

Именно потребности как первых, так и последних, попытались удовлетворить инженеры «Сони», доработав новенький фотоаппарат Sony A7S. Попробуем разобраться, что из этого получилось, и как отреагировало на девайс фотосообщество.

Итак, предмет сегодняшнего обзора - камера Sony A7S. Характеристики, внешний вид, возможности, достоинства и недостатки модели будут рассмотрены в нашей статье.

Краткая спецификация

Сердцем гаджета можно считать оригинальную полнокадровую матрицу на 12 Мп из серии Exmor CMOS. Её возможности сотворили самый настоящий прорыв при съёмках с недостаточным освещением и в области светочувствительности. Сравнительно небольшая пиксельность развязала инженерам компании руки и позволила создать аппарат с крайне низким цифровым порогом шумов.

Что касается светочувствительности Sony A7S (фото-ISO), то диапазон значений колеблется в очень привлекательных пределах - от 50 до 409 600 единиц. Если сравнивать новую камеру с предшественниками, то разница получается фантастическая. Модели А7 и A7R имеют максимальный уровень ISO в 25 600 единиц. Для аппаратов такого класса это вполне приемлемое значение, но наш респондент не просто обогнал конкурентов и братьев, а оставил их далеко позади.

За производительность отвечает процессор Bionz Х, уже знакомый пользователям по сериям А7. Возможности чипа весьма впечатляют: практически мгновенное сохранение материала в форматах JPEG и RAW, причём в развёрстке до 4240 х 2832 рх, отличная работа с шумоподавлением.

Комплект поставки

Камера Sony A7S идёт в симпатичной и легко узнаваемой коробке бренда. В комплекте идет не одна аккумуляторная батарея, а целых две. Кроме того, в комплект добавлено зарядное устройство.

Если кому-то посчастливилось работать с полнокадровыми аппаратами бренда, то они знают, что заряжать АКБ можно прямо в самом девайсе при помощи микро-USB порта. Также стоит заметить, что есть возможность подпитки от любых USB-интерфейсов, к примеру, от того же ноутбука. Это очень полезно и удобно, особенно в поездах и путешествиях - нет необходимости таскать с собой лишнее зарядное устройство. В небольшой рюкзак или чемодан достаточно кинуть только универсальный USB-шлейф.

Если работа протекает в интенсивном режиме, и нужно быстро подпитать все АКБ, то без зарядного устройства не обойтись - одну батарею можно заряжать в камере, а другую - в ЗУ. Этот момент будет на руку видеографам, потому как при съёмке роликов батареи садятся очень быстро, а значит, и заряжать их нужно часто и подолгу, причём иногда прямо во время работы.

Ахиллесова пята всех беззеркалок - это ограниченное время автономной работы в сравнении с зеркалками, поэтому производитель и оснастил свой девайс дублирующим АКБ. Что касается конкретного времени, то полевые испытания показали, что вся линейка S, в том числе и Sony A7S II (с байонетом Е) на одной батарее могут сделать до 400 кадров в максимальном разрешении.

Остальное содержимое коробки укомплектовано по стандарту: шнуры, мануал, драйвера и т.д., то есть проблем с началом работы не будет никаких - купил и снимай.

Внешний вид

Если поставить всю серию «А» беззеркалок от «Сони» в ряд, то мы не увидим никаких отличий. Бренд решил не испытывать судьбу и «упаковал» все модели в одни и те же корпуса, поэтому если вы мигрируете с одной линейки на другую, то пересматривать управление или как-то переучиваться вам не придётся.

Инженеры позаботились и о защите своего аппарата от пыли и влаги, что очень важно для профессиональной техники такого плана. Практически все детали корпуса выполнены из магниевого сплава. При весе в 489 г (SD-накопитель + АКБ), Sony A7S имеет более чем приемлемые габариты - 127 х 94 х 48 мм.

Элементы дизайна

Отдельно стоит заметить, что аппарат удивляет своей компактностью. Когда держишь такую небольшую «игрушку» в руках, даже не верится, что это профессиональный инструмент.

Среди прочих дизайнерских атрибутов в глаза бросается интересная верхняя панель, которая выполнена в стиле ретро, ну или с намёком на него. Здесь и хромированная кнопка спуска, и несглаженные торцевые углы, и удобный диск выбора экспокоррекции. Внешний вид привлекает не только опытных фотографов, тоскующих по ретро, но и тех, кто ищет стильную и притягивающую взгляд вещицу.

Интерфейсы

Кроме внушительного диска экспокоррекции, на верхней панели можно увидеть кнопку спуска, колёсико для выбора режимов съёмки, рычажок включения и стандартный «горячий башмак» для микрофонов, вспышек и прочих внешних аксессуаров (универсальный).

Обзор Sony A7S показал, что камера может принять только один внешний SD-носитель. Причём отдельно стоит заметить, что видео в высоком качестве (>50Р/50М) может быть сохранено только на картах класса UHS-I (64 Гб+) или на варианте чуть помедленнее - SDXC (С10). Разъём для накопителей универсален, поэтому поддерживает оба вышеупомянутых класса без использования дополнительных адаптеров.

Расположение элементов

Правая часть устройства отведена под датчики для вайфая и NFC, которые будут полезны, если вы решите воспользоваться, к примеру, смартфоном, как пультом управления. На левом боку можно увидеть основные входы и выходы аппарата. Видеографы оценят наличие интерфейса не только для микрофона, но и для наушников.

Все основные элементы управления сосредоточены на тыловой панели, по бокам дисплея, который, кстати, имеет регулируемый наклон. Некоторые владельцы Sony A7S сетуют на слишком уж специфические кнопочки, которые отлично подходят для людей с тонкими пальцами, а вот тем, кого природа наградила руками дровосека, придётся долгое время привыкать к клавишам. К эргономическим характеристикам и к расположению интерфейсов вопросов нет - всё на местах и по делу.

Фото

После того как вы сделаете первые снимки на Sony A7S, сразу поймете, что перед вами полнокадровая камера и качество фото на выходе получается соответствующим. Отличная детализация, прекрасная «пластика» картинки, грамотное размытие фона и объёмность, - всё это приятно отличает нашу модель от ряда других гаджетов.

Определение экспозиции более чем предсказуемо, а толково расположенное колесо экспокоррекции помогает точно и быстро внести необходимые изменения в работу автомата. Вообще, автоматика Sony A7S очень радует своей грамотностью, особенно это касается параметров светочувствительности. Этот момент практически полностью избавляет фотографа от появления муара или других смазов на снимках. Автоматическая калибровка будет особенно полезна начинающим фотолюбителям, которые очень часто получают нерезкие кадры из-за того, что не успели уследить за выдержкой.

Видео

Одной из изюминок модели является расширенная работа с функционалом видео. Инженерам бренда удалось добиться феноменальных результатов в этой области. Причём таких, которые всерьёз и надолго заинтересовали профессиональных видеографов.

Здесь можно отметить отличную работу процессора, шумовые характеристики матрицы и возможности декодирования. Картинка на выходе получается не замыленной и максимально резкой, чего не хватает большинству конкурентов этого сегмента.

Камера может записывать видео в 4К-разрешении (3840 х 2160 рх). То есть мы имеем дело с видео, которое по качество сравнимо разве что с фото высокого класса, и получаем почти 8-мегапиксельный поток. Отдельно стоит заметить, что такие возможности могут быть реализованы только в тандеме с внешним носителем, при отсутствии которого качество падает до формата Full HD (50 fps).

Подводя итог

Модель A7S можно считать уникальным девайсом. Несмотря на самое низкое разрешение матрицы среди прочих полнокадровых представителей сегмента, этот момент можно отнести скорее к достоинствам аппарата, нежели к недостаткам. Это позволило добиться превосходных результатов во время съёмки с плохим освещением, а также значительно расширить динамический диапазон как для фото, так и для видео.

Сюда же можно добавить грамотное и продуманное управление, универсальность интерфейсов и многофункциональность - в результате мы получили отличное и инновационное устройство в своём классе, которое стоит потраченных денег. Модель наверняка заинтересует и новичков-любителей, и профессионалов своего дела.

и два объектива:
Sony FE 28-70 mm F3.5-5.6 OSS
Carl Zeiss Planar T* 50mm F1.4 ZA SSM

Я же только могу сказать, что Sony Alpha A7 очень хорошо и быстро ловит фокус даже в сложных сценах (с несколькими планами в кадре). И что лучше вести съемку с частотой кадров выше 30p, тогда даже мелкие подергивания исчезают. В ролике, который я отобрал для статьи, экспокоррекция вывернута на +1 ступень, съемка получилась пересвеченной, зато очень хорошо видны работа автофокуса и небольшие подергивания (фрагмент, когда клавиатура снимается крупным планом). Оригинальный формат ролика - 1920×1080@25p.


Итоги

Итак, плюсы и минусы Sony Alpha 7 разложены по полочкам, теперь осталось собрать их в небольшом резюме.

Минусы камеры:

  • Оригинальный, но спорный дизайн. Бо́льшая часть функций вызывается легко и свободно, но оперативный доступ к некоторым кнопкам (Menu, С2) затруднен, а к некоторым (С1) - не слишком удобен.
  • Отсутствует встроенная вспышка.
  • Уровень шумов нельзя назвать запредельным, но они заметны даже на ISO 1600 и выше. От полноформатной матрицы можно ожидать большего.
  • Скорость и точность автофокуса порой разочаровывают, особенно в съемке высокодинамичных сцен, особенно при средней и низкой освещенности.
  • Цена самой камеры, оптики и аксессуаров - высока.

Плюсы камеры:

  • В целом схема управления очень удобна и быстра.
  • Если чувствительность не превышает ISO 1600, камера снимает с очень высокой детализаций. К экспозиции и балансу белого сложно придраться (только в смешанном свете баланс белого иногда «желтит»).
  • Работа «шумодава» на высокой чувствительности весьма искусна, многие объекты прорисовываются «как живые».
  • Точная и быстрая работа автофокуса при съемке малодинамичных сцен.
  • Высокая функциональность.

В любом случае, какие бы минусы ни вырисовывались, надо признать, что в общем наступлении беззеркальных камер появление Sonу Alpha 7 - весьма серьезный прорыв. Конечно, некоторые заявления Sonу - что теперь беззеркалки могут составить конкуренцию не только зеркалкам начального уровня - излишне амбициозны. Но то, что они быстро растут и уже дышат в затылок полупрофессиональным эс-эл-эрам - это сложно отрицать.

Главный итог: Sony Alpha 7 - очень серьезная разработка для энтузиастов. Но ее претензии на профессиональные возможности пока преждевременны.

Галерея

При хорошо поставленном свете в низкодинамичных сценах Sony Alpha 7 снимает не хуже зеркалок среднего и полупрофессионального уровня. В Сети можно найти немало великолепных кадров. Так что при отборе снимков для Галереи мы в основном старались показать, как камера справляется со сценами, в которых приходится повышать чувствительность выше порогового значения ISO 1600.

Галерея

Одно из главных отличий Sony Alpha A7 от старшей сестры-близнеца A7R кроется в системе фокусировки. Сенсор «семерки» содержит 117 точек фазовой фокусировки в дополнение к 25 точкам контрастного автофокуса. Фазовая фокусировка работает как для съемки фото, так и для видео при использовании соответствующего объектива. Фазовая фокусировка будет работать даже с объективами для NEX, хотя число точек упадет при этом до 99. Прирост скорости фокусировки в сравнении с RX1 очевиден, но все же, в некоторых ситуациях автоматика «думает» слишком долго, особенно это касается условий слабой освещенности. Со старыми объективами придется полагаться только на ручную фокусировку, но здесь придет на помощь увеличение кадра в 5, 9 и 12 раз, а также функция focus peaking, которая в камерах Sony реализована отлично. А вот выбор точки фокусировки реализован в Sony A7 не самым удобным образом. Джойстик в зеркалках гораздо лучше подходит для этих целей, чем два независимых скроллера у Sony A7.

Затвор фокального типа отрабатывает выдержки от 1/8000 с до 30 с, а в режиме полностью ручной экспозиции доступна и произвольная выдержка Bulb. При этом передняя шторка затвора может быть как электронной, так и механической. Это настраивается в меню камеры. В случае использования электронной передней шторки камера издает более тихий звук щелчка, в отличие от А7R, у которой затвор исключительно механический. Кроме того, электронная шторка позволяет использовать вспышку на выдержках вплоть до 1/250 с.

Замер экспозиции в беззеркалках осуществляется силами самого сенсора, а не отдельного RGB-датчика, как у зеркальных камер. У Sony A7 для этого выделено 1200 зон замера. Замерять экспозицию по выбранной точке фокусировки нельзя. Всего предлагается три классических типа замера - матричный, центрально-взвешенный и точечный.

Камера не отличается скоростью включения - на это уходит около полутора секунд, а выключается чуть менее чем за секунду. Частота серийной съемки составляет 2,5 кадра в секунду с непрерывно работающим автофокусом и 5 кадров за секунду с фиксированным по первому кадру. Как репортажный инструмент камеру рассматривать все же не стоит. Если снимать серии все же придется, то за глубину буфера можно не волноваться. Камера способна разместить в буфере 30 кадров в RAW, а для JPEG он практически бесконечен, лишь бы карта памяти поддерживала высокую скорость записи.

Для камеры, которую вероятно будут активно использовать со сторонней, в том числе старой, оптикой актуален вопрос стабилизации изображения. Однако в Sony Alpha A7 стабилизации сенсора не предусмотрено. Система стабилизации Optical Steady Shot (маркировка OSS на объективе) встроена в ряд фирменных объективов и работает как для съемки фото, так и видео.

в Сони Украина есть 1 единственный сертифицированный или же официальный сервисный центр ЕРС на марка вовчка 18а у вас в Киеве. Остальные ихнее сервисные занимаются только монобъективными мыльницами.

Я созвонился с ремонтником ЕРС(он всего один там уже 13 лет) и договорился, что еду в Киев,привезу камеру, что бы пока я в киеве он все сделал. Повез камеру по причине подстройки автофокуса minolta 85 1.4 d + LA4 был фронт фокус. По телефону ремонтник сказал, делов то в 5 минут. Привез камеру — при приеме абсолютно деревянным персоналом камера 30 минут лежала матрицей в верх (пыли насыпалось немало) , но не суть. Значит заключение ремонтника — подстройку не получилось сделать так как ЮСБ порт не подключается, по этой причине он разобрал камеру что бы выяснить причину, оказалось что просто такой глюк в камере. Предложил заменить всю плату, я согласился,но надо было ждать 2 недели, а у меня на то время через 4 дня съемка свадьбы, да Аркадий с сони а7р)). Пришлось отказатся и просто забрать камеру. Ясное дело пришлось за все заплатить, но когда камеру забирал,оказалось что выпадают заглушки там где ЮСБ. Позвал мастера в ответ сказал что это на всех так камерах серии 7, я долго с ним спорил, что такого небыло и т.д…. В итого он пошел камеру разбирать заново и вышел с словами » и правда,оказывается на этих камерах можно затянуть эти заглушки » отдал камеру развернулся и ушел. Конечно я был в шоке … Но это все фигня. Когда ночью в это же день пошли фотографировать -оказалось неработает колесо диафрагмы. На след. день неполучилось явится в сервисный,так как был праздник день конституции, да и отправка поезда. Я дождался рабочего дня, и отправил им камеру на устранение данной проблемы. Меня жутко по телефону обосрал ремонтник,якобы я придумал это все. Но то все такое) Приходит камера мне 18 числа этого месяца, с устраненными поломками, но с трещиной на корпусе,где крутились болты ну и ясное дело царапины. И бумажка)) что при приеме камеры уже было обнаружено трещину на корпусе)) Трещина именно под болтами. Я был не то что б в шоке … Мне отвечают что это может виноват служба Турман экспресс(ихний полный сотрудник по доставке) которым они просили им отправить камеру, но служба абсолютно ненисет ответственности за то что в коробке. Я писал,звонил в службу поддержки,в сони — им по барабану за сервис.
А СЕРВИС не несет ответственности,так как ними курирует компания сони.
Пошло с моего последнего визита в Киев 1 месяц, и до сих пор идут споры с компанией Сони,которая никак нехочет что либо делать.
прямого номера у них нету что бы позвонить
ЕРС сервис -говорит — мы ничего не может сделать без Сони украина
а Сони говорит, ну трещина же была сделана до визита в серв,так и все)) …
Конечно пытаюсь им донести — что трещина именно там где крутилось юсб,болты.
Там именно такое место что специально разбить просто невозможно
ТАК ЧТО НИКОГДА НИЧЕГО ОТ СОНИ не брать) мой совет
свозил так камерку в Киев)) просто на подстройку)))

) завершился выходом сразу двух моделей - "базовой" А7 (24 Мп) и "топовой" А7R (36 Мп, отсутствие антиалиасового фильтра). В июне семейство пополнилось "видео 4К"-ориентированной А7S (12 Мп, запредельные ISO в 409,600), дав окончательно понять, что Sony планирует основательно закрепиться в полнокадровой нише с целью хорошенько порезвиться в этом сытом курятнике.

На снимке в качестве "ширика" используется Canon 16-35/2.8 второй ревизии.

A7R ("R" часто переводят как "resolution", намекая на высокое разрешение сенсора) пришла ко мне как раз перед весенними программами "Фотопланеты" в Непале, и я охотно взял ее с собой. Фактически, работать с новинкой пришлось на тех же сценах, что и годом ранее с ее прототипом RX1. Итак, что мы имеем? Sony A7R - это полнокадровая компакт-камера со сменной оптикой, сенсор 36 Мп (CMOS, 36х24 мм). Диапазон значений ISO 100-25,600. Съемка в RAW / JPG (или оба). Затвор в диапазоне 30с - 1/8000, 4 к/с. Отсутствие антимуарового фильтра. Поворотный экран 3", электронный видоискатель со 100% охватом сцены. Карточки SD / Memory Stick. Видео (1920 x 1080 / 60p, 60i, 24p) и возможность вывода несжатого видео-потока через HDMI. Встроенный WiFi.


Комплект поставки

Комплект поставки достаточно минималистичен: сама тушка, батарея NP-FW50, толстенький том "Руководства пользователя", короткий USB-кабель и адаптер на 5 вольт. Собственно, все. Еще раз тщательно перерываю коробку. Блин! Опять нет зарядника для батарей! Производитель толкает нас к зарядке через саму камеру: подключаешь ее USB-шнурком к розетке и ждешь, пока эта зараза насытится. Идущий в комплекте шнурок короткий, а розетка расположена у плинтуса, и приходится стоять на карачках. Индикатор у камеры в бочку, утоплен под самое USB-гнездо, и сразу даже не поймешь - зарядилась она или нет.

Первое, что я сделал по прилету в Катманду - пошел в магазин фототехники и купил китайский зарядник (их на рынке в избытке, поскольку та же батарея идет в Sony NEX). Всего за 15$, и это еще с накрутками алчущих продавцов, моментально отследивших, что мне "срочно надо". Не положить копеечное устройстко к камере за две штуки баксов - это свинство! Уж сколько раз и говорили, и писали, что отдельный сетевой зарядник - это необходимость. Например, в горных приютах не всегда найдешь бесхозную розетку, а аккумуляторы заряжаются за отдельную плату на стойке регистрации. Само собой, камеру на ночь там не оставишь. Или когда надо оперативно зарядить все севшие батареи (а камера кушает их порядком), т.е. вторая точка зарядки необходима... Да мало ли еще ситуаций!

Вместе с зарядником купил шесть китайских аккумуляторов NP-FW50, поскольку помню по RX1, насколько эта электроника жручая. К стандартной комплектации у вас есть возможность заказать батарейную ручку, что я и сделал. В нее через отщелкивающийся пластиковый контейнер ставятся две батареи, на корпусе дополнительная кнопка спуска затвора, удобный вертикальный хват. Кроме того, на ручку вынесены функции управления фокусировкой и колесо смены параметров. Рекомендую также заказать защитное покрытие из клейкого пластика (идет в отдельных аксессуарах), дабы уберечь поворотный экран от царапин.

Первые впечатления

Новинка очень напоминает свой прототип RX1. Разве что немного поменялись органы управления и добавлена шахта электронного видоискателя. На снимке ниже обе соньки позируют в компании моих стареньких Nikon D3S и Nikon D700.

Первое, что я сделал - поставил на камеру батарейную ручку. Вот это достойная вещь! Визуально корпус превращается в квадрат с удобным хватом по обеим сторонам и двойным управлением спуском. Ручка весит 250 грамм, в сумме с 465 граммами самой камеры получается вполне адекватный вес: плечо не тянет, но при этом камера перестает болтаться из стороны в сторону. В общем, поставив один раз, батарейную ручку я больше ее не снимал.

Поворотный экран выдвигается только по горизонтали, но для работы этого хватает. Например, если нужно снять что-то совсем от земли (какое-нибудь отражение у самой воды) или поднять камеру над головой. Флешка теперь вставляется сбоку, как у старших зеркальных братьев, а не снизу, всякий раз заставляя ругаться, когда для этого приходилось откручивать L-Plate у RX1. Плюс в карму новинки.

Съемка

Мемориал погибшим альпинистам (4600 м) и вид на Ама-Даблам

Sony FE 24-70/4.0 (ISO 125, f/11.0, 1/500)

Экспо-замер . Матричный (Multi), центровзвешенный и точечный. У A7R та же особенность, что и у RX1: камера склонна недоэкспонировать кадры примерно на 2/3 стопа, а потому внимательно следите за гистограммой во время съемки. Кроме того, время от времени у меня появлялось несоответствие участков гистограммы реальным отсечкам в кадре. Видимо, это проблемы прошивки. Проверяйте сайт на наличие новой версии, разработчики время от времени вычищают баги, добавляя новые.

Экспо-коррекция . За коррекцию отвечает привычное механическое колесо. Удобное. Радует. Сдвиг коррекции +/- 3 стопа, минимальный шаг 1/3.

Автоматическое определение баланса белого . Я всегда снимаю в автоматическом балансе белого. Во-первых, автоматика ошибается редко, а во-вторых, баланс белого всегда можно подправить уже потом, сидя в кабинетной тиши за чашечкой кофе. В полевых условиях камера повела себя вполне достойно - отличий от топовых зеркалок не обнаружено.

Автофокусировка . Автофокус (25 точек) работает по принципу определения контрастных сцен. Фокусировка быстрая и точная. Помимо автоматического, можно использовать точечный или следящий фокус, систему распознания лиц.

Управление фокусной точкой . А вот тут расстроили. В RX1 можно было центральной кнопкой джойстика вызвать управление фокусом. Занимало доли секунды. Теперь активацию этого режима доверили кнопке "с1" - крохотной нашлепке между колесом экспокоррекции и спуском затвора. Ее и так-то сложно достать / нащупать, а уж в перчатках - вообще не реально. Кто-нибудь знает, как вернуть функции управления точкой на центральную кнопку? Я не нашел.

Брекетинг . Пятикадровый по эксповилке, шагом в 1/3, 2/3, 1 и 2 ступени.

Экран . LCD 3" экран, отличный. Прекрасно работал на высоте 5500 метров и при минусовой температуре. В какой-то момент в правом верхнем углу появился черный подтек миллиметров пяти в длину. Ну, думаю, прощай экран! Через два дня все восстановилось и больше проблем не было. Помимо экрана, выводящего картинку в режиме Live-view, в камере стоит электронный видоискатель с отдельным датчиком. Через меню можно указать, на какое из устройств выводить картинку: принудительно на указанное в меню, или автоматически, в зависимости от того, смотрит фотограф в видоискатель или нет.

Гистограмма . Камера строит ее в реальном времени, показывая в правом нижнем углу экрана. В режиме просмотра отснятого материала, "перепаленные" области подчеркиваются мигающим черным. В камеру добавлена возможность включить "зебру" в областях отсечек, как это сделано в профессиональных видео-камерах.

Удобство интерфейса . Тут разработчики опять перемудрили, как и с точкой выбора фокуса. Интересно, это менеджмент всякий раз требует заново изобретать велосипед? Зачем-то убрали удобную кнопку "Play", выводившую просмотр кадра. Теперь, если вам нужно увеличить фрагмент кадра, интерфейс заставляет вас сначала увеличить изображение до 100%, а потом уменьшить его до нужного размера. На фига?! В меню можно переназначить кнопки, но я так и не смог добиться плавного увеличения картинки при просмотре отснятого материала.

Громкость затвора . В первый же вечер я взял новинку в театр на съемку, оставив дома звукоизолирующий чехол. Это было моей ошибкой. Звук затвора был таким громким, что даже показалось, в зале прокатилось эхо. Я не понимаю, что там может так грохотать?! Это же не зеркалка. RX1 была бесшумной и снимала, словно выдыхала...

"Шевеленка" и система стабилизации

"Шевеленка" - смазанный кадр, получившийся в результате движения вас или объекта. Если такое случилось, значит скорость затвора была недостаточно быстрой. Классической формулой "шевеленки" для полного 35 мм кадра считается: Скорость затвора = 1 / фокусное расстояние объектива . То есть если вы снимаете объективом 18-200 на фокусном расстоянии 200 мм, то затвор вашей камеры должен быть не меньше, чем 1/200. Для каждой системы эта формула своя. Анализ отснятых кадров показывает, что в большинстве случаев A7R соответствует классической схеме. На всякий случай, для важных кадров придерживайтесь "полуторных" значений: 1/300 для 200 мм.

Пример двух кадров с шевеленкой и без нее



Sony FE оптика

Для семейства A7 Sony оставила байонет E (тот же, что и у NEX), при этом анонсировала целую линейку цейсовских объективов повышенного качества и разрешающей способности (маркировка FE). На сегодня модельный ряд представлен следующими FE-объективами:

Zeiss 28-70 f/3.5-5.6 OSS
Zeiss Verio-Tessar FE 24-70 f/4 ZA OSS
Zeiss Verio-Tessar FE 70-200 f/4 G OSS

Zeiss Sonnar T* FE 35 f/2.8 ZA
Zeiss Sonnar T* FE 55 f/1.8 ZA

Из этого списка у меня есть только 24-70/4 и 35/2.8, с ними и пришлось работать. До отлета в Непал я очень ждал выхода на рынок 70-200/4, но поставка оптики так и не пришла. В текущей линейке очень не хватает широкоугольника и светосильных фиксов. Будем надеяться, что Sony анонсирует новую оптику. Нехватка компенсируется наличием переходников от компании Metabones (http://www.metabones.com) под оптику других брендов. У меня три переходника: Nikon F (ручная фокусировка), Leica М (ручная фокусировка, само собой), Canon EF (автофокус). Об этом отдельно ниже.

Пример FE 24-70/4 оптики

Это панорамная сборка из девяти кадров. Sony A7R выдает кадр в 36 Мп, и после сшивки панорама стала занимать 205 Мп (22766х9000 px).

Технические параметры: Sony A7R + FE 24-70/4 (ISO 400, 48 мм, f/10, 1/13)
Обработка и сшивка: Adobe Lightroom 5.4 + CS5

Пример 35 мм оптики

Монахи зажигают светильники

Sony FE 35/2.8 (ISO 1600, f/2.8, 1/60)

Монахи зажигают - 100% участок

Сторонняя оптика Nikon-Canon-Leica

Metabones-переходники открывают для владельца A7-тушек настоящие врата в мир старых полнокадровых объективов. Если у вас остались "бесхозные" Leica стекла - лучшей тушки для них не найти. Та же ручная фокусировка и малые размеры камеры, при этом огромная разрешающая способность в 36 Мп, высокие значения ISO (при качественной картинке). Конкурентов среди дальномерок на сегодня у Sony нет. Компания сделала ставку на эту часть рынка и, думаю, не ошиблась. Давайте рассмотрим несколько примеров и обсудим удобства работы.

1. Nikon 35/1.4 через переходник с ручной фокусировкой

Ручная фокусировка - это процесс, к которому надо привыкнуть. Ручной фокус и неспешная съемка очень дисциплинируют фотографа, заставляя его ДУМАТЬ, а не просто тупо жать спусковую кнопку. Сложность в том, что при такой разрешающей способности сенсора и высоком качестве оптики, очень сложно попасть в фокус. Из пяти отснятых кадров два были резкими, один "в молоко" и два "так себе". В целом - радует.

Непальский Садху задумался о вечном

Nikon 35/1.4 (ISO 100, f/2.0, 1/400)

Непальский Садху - 100% участок

2. Ночная съемка (Nikon 14-24) - полнолуние (ручная фокусировка)

Ночная съемка как правило и ведется "ручной" оптикой. Важно помнить, что переходник не имеет контактов, отвечающих за передачу данных о диафрагме. На объективе она автоматически открывается на максимум, а вы управляете ею механически, кольцом на переходнике. Самое главное - выставить точку фокусировки на бесконечность. У Nikon-стекол это центр значка бесконечность, у Canon-овских есть специальная метка на шкале расстояния объектива. При полнолунии электронный видоискатель A7R даже выхватывает отдельные фрагменты пейзажа, что позволяет правильно кадрировать кадр.

Nikon 14-24/2.8 (ISO 6400, f/4.0, 25 сек)

А вот в новолуние дело обстоит хуже. Во-первых, вы не видите вообще ничего через видоискатель / экран (что логично, хотя зеркалки это позволяют), но это еще полбеды. Если вы снимаете новыми FE-объективами, вы не сможете корректно выставить значение бесконечности. FE-стекла целиком электронные, ручная фокусировка только через экран, и при попытке найти бесконечность, камера выдает рекомендации от 50 до 133 метров, при этом все равно снимает "мыло".

3. "Я устал снимать вручную. Я фотограф и хочу клац-клац!"

Что же, для таких пулеметчиков Metabones выпустил автофокусный переходник под Canon-стекла.

Продавец Неизвестной Шняги

Canon 16-35/2.8 II (ISO 800, f/4.0, 1/320)

Основной минус автофокусного переходника под Canon - просто нереально медленная скорость фокусировки! Субъективно раз в пять медленнее родных FE-стекол. Если вам не белку в глаз бить, тогда все в порядке, но о жанровой автофокусной съемке забудьте. Только вручную. Что и правильно, на самом деле:)

С природными же кадрами можно и помедитировать...

Canon 16-35/2.8 II (ISO 125, f/11.0, 1/200)

Cъемка сцены оптикой Nikon vs Sony

Да, я согласен, что это не совсем корректное сравнение. Оба кадра сняты на 24 мм, но объективы разные, да и вообще, на моей D800E стоит поляризатор (что видно по скорости затвора). Этот пример здесь для того, чтобы показать качество FE-стекол (снимаю шляпу перед инженерами Zeiss). Это два реальных кадра, снятых не для синтетического теста. Я хочу сказать, что даже моя боевая и проверенная D800E в паре с любимым 16-35/4 не уступают по резкости / детальности FE 24-70/4. Сравнение 800-ки и A7R на одинаковых объективах (через переходник) - это тема отдельного поста.



Жизнь батарей

Камера живет на Li-ion аккумуляторах NP-FW50 емкостью 1080 mAh (7.2V, 7.7 Wh). Малая жизнь батарей - это извечная проблема беззеркалок, потому перед поездкой я и запасся дополнительными аккумуляторами. Я сразу решил не экономить заряд и все время держать камеру включенной (она сама через заданное время засыпает). A7R приятно порадовала. Одной батареи при средней интенсивности съемки хватало на полный день. Фактически, в работе у меня постоянно было три батареи, пока одна заряжалась, две все время были с собой. В среднем, 300-400 кадров батарея держит.

Сенсор: ДД, детали в тенях

Полнокадровый, малошумный CMOS сенсор с хорошой цветопередачей и большим динамическим диапазоном. Как я понимаю, это улучшенный сенсор от RX1, который и без того получился достойным. Некоторые источники осторожно уверяют, что этот сенсор 14-битный. Как и в случае с RX1, у меня есть в этом некоторые сомнения, особенно при точечной работе со светами, когда просто неоткуда тянуть фактуру (я сравниваю с D4 и D800). Думаю, он способен писать 14 бит, но эта возможность не до конца реализована программно, что решается перепрошивкой камеры. Справедливости ради отмечу, что детали из теней тянутся очень хорошо, лучше чем у той же D800. И на высоких ISO мне A7R больше нравится. Просто, как и к обработке всякого нового RAW, к нему нужно привыкнуть.

Совсем мрачный, недоэкспонированный лес и ледник на фоне

На полтора стопа более веселый лес (из того же RAW) и все тот же ледник без отсечек в светах

Sony FE 24-70/4.0 (ISO 160, f/13.0, 1/400)

Вопросы ореольности

В сильно недоэкспонированных зонах существует риск возникновения светлых (темных) ореолов вокруг контрастных участков. Сенсор A7R справляется хорошо: ореольность видна, но она легко лечится средствами того же Lightroom.

Злобно убитый в тенях передний план

По-доброму восстановленный на 2-3 ступени передний план

Sony FE 24-70/4.0 (ISO 400, f/8.0, 1/250)

Полный диапазон значений ISO

Как и в прошлом году, в качестве ISO теста выставляю серию рассветных кадров с Лангтанга (штатив, правильное экспонирование, без обработки) для анализа. В каждом кадре есть 100% кроп-участок.

1. ISO 50

2. ISO 100

3. ISO 200

4. ISO 400

5. ISO 800

6. ISO 1600

7. ISO 3200

8. ISO 6400

9. ISO 12,800

10. ISO 16,000

11. ISO 25,600


Реальные примеры на высоких ISO (25,600)

Те же Непальские музыканты над книгой , что и в прошлом году. Музыканты и антураж не поменялись, а техника эволюционирует. Шум практически не виден. Секрет в том, чтобы на треть стопа переэкспонировать кадр, во время обработки притемняя его в средних тонах.

Sony FE 35/2.8 (ISO 25,600, f/2.8, 1/100)

Непальские музыканты - 100% участок

Панорамная съемка

Я очень не люблю панорамный режим в современных камерах. Все панорамы сшиваются "на лету" в JPG и я не встречал ни одного производителя, который мог бы похвастаться выдачей панорамы в RAW. Кроме того, все параметры сшивки выставляются автоматически и вы не можете ни поменять диафрагму, ни выставить ISO. Эти же особенности есть и у A7R. Плюсы: вертикальная панорама больше не является для камеры проблемой, а самое главное - новые алгоритмы сшивки справляются со сценой намного лучше предыдущих камер.

Sony FE 24-70/4.0 (ISO 100, f/13.0, 1/160)

Выводы

Что же, время подводить итоги. В прошлом году в обзоре RX1 я писал "... скорее всего RX1 - это рабочий прототип. Думаю, Sony нарабатывает технологический опыт, а мы стоим на пороге рождения нового байонета под некий будущий RX10." Фактически, так и получилось (с поправкой на байонет). Sony подготовилась и нанесла серьезный удар по лагерю полнокадровых тушек и, черт возьми, камера получилась хорошей! Да, меня порой выбешивает неудобство фокусировки. Да, мне очень не хватает диапазона FE-стекол. Но камера прочно обосновалась в моем рюкзаке, и теперь перед каждой поездкой я долго выбираю, какую из съемочных систем взять.

Достоинства
- "полный кадр" в компактном, качественном корпусе
- отличное качество съемки с хорошей цветопередачей и резкостью
- прекрасная Zeiss FE-оптика
- наличие metabones-переходников под старые стекла
- механические органы управления
- широкий динамический диапазон RAW
- приемлемая жизнь батарей
- наличие WiFi и отдельных приложений в камере расширяет функционал

Недостатки
- частое недоэкспонирование на 2/3 ступени
- несоответствие участков гистограммы реальным отсечкам
- неудобство управления
- очень громкий затвор
- нехватка модельного ряда новой оптики
- FE-стекла не пойдут под ночную съемку
- бедная комплектация поставки