Кто относится к работникам бюджетной сферы. Т.В. Абанкина. Некоторые комментарии к грядущему реформированию бюджетного сектора в России

В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.

В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.

В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.

Кто является бюджетником

В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в .

Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.

В эту категорию попадает также воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.

Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.

От статистики но скроешься никуда* Она имеет точные сведения не только о количестве зубных врачей, колбасных шприцев, дворников, кинорежиссеров, проституток, соломенных крыш, вдов извозчиков и колоколов, но знает даже, сколько в стране статистиков.
И.Ильф, Е.Петров. «Двенадцать стульев»

Ключевые понятия

  • Валовой внутренний продукт
  • Валовой национальный доход
  • Валовой национальный продукт
  • Запасы/Потоки
  • Институциональные единицы домашние хозяйства неприбыльные институты нефинансовые корпорации правительственные институты финансовые корпорации
  • Макроэкономические операции внутренние международные нефинансовые финансовые
  • Нерезидент
  • Платежный баланс
  • Потоки движения денежных средств
  • Резидент
  • Руководящие денежные органы
  • Сальдо бюджета
  • Секторы экономической деятельности
  • бюджетный
  • внешний
  • денежный
  • реальный
  • Система национальных счетов
  • Страны индустриальные
  • с переходной экономикой
  • развивающиеся
  • Текущие операции платежного баланса
  • Факторный доход
  • Финансирование бюджета
  • внешнее
  • внутреннее
  • Чистый внутренний продукт
  • Чистый факторный доход

1. Структура экономики

Существует множество возможных подходов к определению внутренней структуры макроэкономики и места в ней международной экономики. Один из них связан с определением ключе вых секторов экономической деятельности и взаимосвязей между ними че рез признанную во всем мире систему национальных счетов, то есть через функциональные и статистические взаимосвязи. А статистика, по меткому за мечанию Ильфа и Петрова, знает все.

Секторы экономической деятельности

Международная экономика является неотъемлемой составной частью эконо мики в целом. В целях анализа причинно-следственных связей в макроэкономике она обычно разделяется на четыре сектора:

  • Реальный сектор (real sector), который также может называться частным нефинансовым сектором и включает домашние хозяйства и негосударственные нефинансовые предприятия. Этот сектор обеспечивает производство и предложение товаров страны на ее внутренний и мировой рынок. Он же предъявляет спрос на товары в целях как личного, так и производственного потребления.
  • Бюджетный сектор (fiscal sector), называемый также правительственным государственным или фискальным сектором, суженно представленный государственным бюджетом, служит прежде всего для перераспределения доходов. Расходы государственного бюджета являются составной частью агрегированного спроса.
  • Денежный сектор (monetary sec tor), который может также называться финансовым или банковским сектором, представленный денежными потоками, проходящими через центральный и коммерческие банки.
  • Внешний сектор (external sector), который включает операции с зарубежными странами каждого из вышеназванных секторов и отражается в платежном балансе.

Сделки между секторами экономической деятельности в большинстве случаев состоят из сделок по передаче права собственности на материальные активы и соответствующих им финансовых сделок по оплате этих активов. Поскольку реальная сделка и финансовая сделка по сути являются двумя сторонами одной и той же медали, баланс этих сделок в рамках каждого сектора по определению должен быть равен нулю.

Если доходы сектора больше его расходов, то получаемый положительный баланс можно считать сбережениями, если же доходы сектора меньше его расходов, то получаемый отрицательный баланс можно считать потерей сбережений (отрицательными сбережениями). В любом случае баланс расходов и доходов должен равняться, с противоположным знаком, финансовому балансу. Значит, любые расходы каждого из секторов, которые превышают его доходы, должны финансироваться за счет сбережений, получаемых в других секторах. Например, дефицит государственного бюджета может финансироваться за счет кредитов центрального банка, а потребность инвестиций в промышленность - за счет расходов государственного бюджета. Если же расходы всех секторов национальной экономики превышают получаемые в них доходы, то поддержание равновесия становится возможным только при условии, если эти отрицательные сбережения будут финансироваться за счет сбережений в других странах, то есть притока капитала извне.

В результате внешний сектор можно считать концентрированным отражением всех макроэкономических балансов, существующих в экономике любой страны, и их взаимодействия с такими же балансами других стран мира. Хорошее состояние внешнего сектора, отражающее нормальное течение международных расчетов, реально свидетельствует о благополучном состоянии экономики страны. Напротив, напряжение во внешнем секторе, отсутствие достаточных средств для покрытия международных обязательств всегда являются ярким свидетельством наличия серьезных внутренних дисбалансов. Поэтому даже если страна не публикует полные данные о своей экономике и не составляет по международно принятой методологии платежный баланс, по состоянию ее расчетов с внешним миром можно приблизительно оценить стоящие перед ней проблемы.

Система национальных счетов

Причинно-следственные связи между важнейшими секторами экономической деятельности принято выражать через разработанную международными орга низациями систему национальных сче тов (СНС) 1 .

@ Система национальных счетов (system of national accounts) - это со вокупность международно признан ных правил учета экономической деятельности, отражающих все основные макроэкономические связи, включая взаимодействие национальной и между народной экономики.

СНС является ориентиром для подав ляющего большинства стран мира при составлении макроэкономической от четности, анализе текущей экономичес кой ситуации и разработке прогнозов экономического развития. Она имеет следующие характеристики: СНС при менима для любой страны современного мира независимо от уровня ее соци ально-экономического развития; СНС связывает различные типы экономи ческой деятельности за определенный промежуток времени; СНС использует ся на различных уровнях агрегирова ния: на уровне институциональной еди ницы (экономических агентов), группы институциональных единиц (отраслей) или экономики в целом; СНС обеспе чивает международную сопоставимость экономической информации, посколь ку основана на международно согласо ванных определениях, классификациях и правилах отчетности; СНС приме няется для текущего экономического анализа и принятия стратегических ре шений в области экономической поли тики.

Основой учета в СНС является ин ституциональная единица, которая вы ступает экономическим агентом при со вершении экономических операций.

@ Институциональная единица (in stitutional unit) - это экономический агент, который может владеть товарами и активами, иметь экономические обязательства и от своего лица осуществлять сделки с другими агентами.

  • 1 См. System of National Accounts. - 1993, CEC, IMF, OECD, UN, WB.

СНС различает два основных типа институциональных единиц - физи ческие лица (домашние хозяйства) и юридические лица (предприятия). Юри дические лица далее разделяются на те, что занимаются производством, и пра вительственные учреждения.

В рамках СНС все институциональ ные единицы объединены в пять групп, которые по сути представляют собой основные секторы экономической дея тельности, рассматриваемые по призна ку действующих в них экономических агентов. В их числе:

  • Нефинансовые корпорации (non - financial corporations) - институцио нальные единицы, занимающиеся про изводством товаров для рынка и нефинансовых услуг (предприятия). Не финансовая корпорация - основная ин ституциональная единица реального сектора.
  • Домашние хозяйства (house holds) - все физические лица, которые действуют в экономике, продают свою рабочую силу, производят и потребляют рыночные товары и услуги. Домашние хозяйства - институциональная едини ца реального сектора.
  • Неприбыльные институты (non profit institutions) - юридические лица, которые занимаются предоставлением нерыночных услуг домашним хозяйст вам и основаны на добровольном участии физических лиц. Неприбыльные институты - институциональная единица реального сектора.
  • Правительственные учреждения (government agencies) - институцио нальные единицы, которые помимо вы полнения своих политических функций и функций регулирования экономики занимаются производством нерыночных товаров и услуг для индивидуального или коллективного потребления и пере распределением доходов. Правительственные учреждения (министерства), включая правительственные фонды (со циального обеспечения), - основная институциональная единица правительственного сектора.

Финансовые корпорации (financial corporations) - институциональные единицы (банки, финансовые компании), осуществляющие финансовое посредничество или вспомогательные финансовые услуги. Финансовая корпорация - основная институциональная единица денежного сектора.

Виды макроэкономических счетов

Если счета национального дохода и ВНП, государственного бюджета и платежного баланса фиксируют потоки денежных средств и материальных ресурсов, то денежные счета являются счетами запасов. Таким образом, счета в рамках СНС могут отражать:

  • Потоки (flows), которые определяют деятельность данной институциональной единицы за определенный промежуток времени. Этот вид макроэкономической операции отвечает на вопрос: «Кто делает что?» Потоки осуществляются через операции и также могут быть финансовыми и нефинансовыми.
  • Запасы (stocks), которые характеризуют остаточную величину какого-либо показателя на данный момент времени. Этот вид макроэкономических операций отвечает на вопрос: «Каков результат?»

В рамках СНС составляются макроэкономические счета, которые условно можно разделить на три группы:

  • текущие счета отражают стоимость объемов производства товаров и услуг, создание дохода, его распределение, перераспределение и использование на потребление или сбережение;
  • накопительные счета отражают приобретение и продажу финансовых и нефинансовых активов и пассивов институциональными единицами;
  • балансовые счета показывают стоимость активов и пассивов на начало и на конец отчетного периода.

Каждый из счетов определяет важнейший макроэкономический показатель, который является его балансирующей статьей (табл. 2.1).

Итак, экономика состоит из четырех основных секторов экономической деятельности - реального, бюджетного, денежного и внешнего. Основные взаимосвязи между секторами наиболее четко определяются через систему национальных счетов - совокупность международно признанных правил учета экономической деятельности. Основой учета являются институциональные единицы (нефинансовые корпорации, домашние хозяйства, неприбыльные институты, правительственные учреждения, финансовые корпорации), которые могут владеть товарами и активами, иметь экономические обязательства и от своего лица осуществлять сделки с другими агентами. Учет их деятельности фиксирует либо потоки, определяющие деятельность данной институциональной единицы за определенный промежуток времени, либо запасы, которые характеризуют остаточную величину какого-либо показателя на данный момент времени. Основные макроэкономические показатели фиксируются на текущих, накопительных или балансовых счетах. В итоге все макроэкономические счета объединяются во взаимосвязанную структуру потоков движения денежных средств, которая с известной степенью условности отражает состояние и развитие экономики страны в целом.

2. Международные экономические операции

Институциональные единицы находятся во взаимосвязанной макроэкономической среде и взаимодействуют друг с другом, будь то в рамках отдельных государств или через государственные границы.

Таблица 2.1
Макроэкономические счета в СНС

Группа счетов

Названия счетов

Определяемый показатель (балансирующая статья)

Текущие счета

Счет производства

Валовой/чистый внутренний продукт экономики в целом, валовая/чистая добавленная стоимость в отраслях

Счет создания и размещения дохода

Выплаты занятым, налога на производство и импорт (за вычетом субсидий), резервный капитал, проценты и дивиденды, валовой (чистый) национальный доход

Счет распределения дохода

Налоги на доходы и имущество, текущие переводы, валовой (чистый) располагаемый доход

Счет использования дохода

Потребление, сбережения, баланс текущих операций

Накопительные счета

Счет операций с капиталом

Валовые капиталовложения, переводы капитала, изменения в запасах, предоставление и получение займов

Счет финансовых операций

Чистые приобретения финансовых активов и пассивов

Счет прочих изменений в активах

Изменения в активах в результате непредвиденных обстоятельств

Счет переоценочный

Доходы и убытки, изменения в собственном капитале из-за доходов и убытков

Балансовые счета

Счет начальный

Счет промежуточный

Изменения в собственном капитале, отраженные на накопительных счетах

Счет конечный

Нефинансовые и финансовые активы, пассивы и собственный капитал


Экономические операции

Институциональные единицы, взаи модействуя друг с другом, осуществля ют между собой экономические опера ции, которые отражаются в СНС. Временем совершения макроэкономи ческой операции считается момент воз никновения соответствующих обяза тельств (обычно момент перехода права собственности - выполнение заказа), а не момент произведения расчета, то есть операции отражаются в момент их совершения, а не платежа.

@ Экономическая операция (econo mic transaction) - это сделка между ин ституциональными единицами, при ко торой передается право собственности на материальные или финансовые ак тивы или оказываются услуги.

В рамках СНС экономические опера ции могут быть нефинансовыми (реальными), если относятся к операциям по производству и приобретению товаров и услуг (например, передача товаров, дви жение дохода, неоплаченные трансфер ты), и финансовыми, если подразумева ют изменения в активах и Пассивах, включая обмен одних финансовых акти вов на другие. Обычно нефинансовые операции имеют корреспондирующие финансовые операции (покупка товара за деньги), но не всегда. Например, по купка ценных бумаг за деньги не предус матривает движения реального това ра, так же как и бесплатная поставка медикаментов в район стихийного бедствия не предусматривает никаких фи нансовых операций. Реальные и финан совые потоки, взятые вместе, отражают все доходы и расходы институцио нальных единиц. Баланс по нефинан совым операциям должен быть равен балансу по финансовым операциям. Раз ница считается статистической ошибкой. Например, превышение доходов пред приятия над его расходами должно быть равно сокращению его финансовых ре зервов или сумме полученных займов.

СНС охватывает экономические операции всех находящихся в данной стра не институциональных единиц как меж ду собой, так и с институциональными единицами других стран. Экономические операции считаются внутренними, если они совершаются между институ циональными единицами внутри одной страны, и международными, если они совершаются между институциональны ми единицами нескольких стран. Для этих целей они подразделяются на резидентов и нерезидентов. СНС фиксирует все экономические связи резидентов с нерезидентами на отдельном счете, называемом платежным балансом.

@ Резиденты (residents) - все институциональные единицы, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их гражданства или принадлежности капитала.

Резидентами являются: лица, посто янно проживающие в данной стране; рабочие-мигранты, если они проживают в стране более года; правительственные органы, включая их представительства за рубежом; предприятия, осуществ ляющие свою экономическую деятельность в данной стране, даже если они частично или полностью принадлежат иностранному капиталу.

@ Нерезиденты (non - residents) - все институциональные единицы, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются филиалами институцио нальных единиц данной страны.

Виды международных экономических операций

Международной экономикой рас сматриваются преимущественно между народные экономические операции и их связь с операциями внутри страны в каждом из секторов экономической де ятельности. Классификация видов меж дународных экономических операций в СНС близка к классификации статей платежного баланса, рассматриваемого в деталях во второй части учебника. Принципиально важным является то, что в соответствии с теорией междуна родной экономики как в рамках СНС, так и в рамках теории платежного баланса торговля товарами всегда рас сматривается отдельно от торговли услугами и отдельно от движения капи тала и других факторов производства (табл. 2.2).

Причина этого заключается в сущест венных различиях в производстве и тор говле товарами и услугами. В случае товаров производство обычно отделено от торговли: товары выпускаются произво дителем одной страны для продажи на мировом рынке. Производитель в боль шинстве случаев не знает, где, кто и ког да купит его товар. Он доставляется по купателям в другой стране, которые также могут не знать, где, кем и когда товар был произведен. В случае услуг их экспорт или импорт сами по себе означают посредственную встречу их производителя и потребителя и тем самым заключение прямого соглашения между производителем и покупателем услуг.

Таблица 2.2
Международные экономические операции в СНС

1 Движение

1 Включает

1 Означает

1 Товаров

1 Товары вообще (general goods)

1 Большинство транспортабельных товаров, которые продаются нерезидентам или покупаются у них, право собственности на которые переходит от одной институцио-

1 нальной единицы к другой

1 Товары для обработки (goods for processing)

1 Экспорт или импорт товаров для переработки на территории другой страны с последующим реимпортом или реэкспортом в первую

1 страну |

1 Ремонт товаров (repairs of goods)

Ремонтные работы, проведенные нерезиден- 1 тами над кораблями, самолетами и прочими подвижными объектами резидента |

Товары, купленные в порту перевозчиками (goods procured in ports by carriers)

Товары материально-технического снабже- 1 ния (горючее, продукты и пр.), купленные или проданные в порту перевозчику-нерезиденту (судну, самолету) |

Немонетарное золото (non-monetary gold)

Любые золотые изделия, которые не явля- 1 ются государственными резервами |

Транспорт (transportation)

Международная перевозка грузов и пасса- 1 жиров всеми видами транспорта и оказание соответствующих услуг |

Поездки (travel)

Товары и услуги, приобретенные нерезиден- 1 тами для служебных и личных целей во время поездок за рубеж продолжительностью до 1 года (туризм) |

Прочие (other)

Другие услуги, предоставляемые нерезиден- 1 там (связь, страхование, строительство и пр.)

Зарплату занятых (compensation of employees)

Зарплата, выплачиваемая нерезидентам 1

Доход на инвестиции (investment income)

Доходы и платежи по иностранным активам 1 и пассивам |

1 Текущих трансфертов

Правительство (general government)

Межправительственные платежи, дары, взно- 1 сы в международные организации |

Другие отрасли (other sectors)

Платежи между резидентами и нерезидента- 1 ми и неправительственными организациями 1

1 Капитала

Капитальные трансферты (capital transfers)

Передача права собственности на основ- 1 ные фонды и безвозмездное списание обязательств кредиторам

Прямые инвестиции 1 (direct investments)

Приобретение резидентом длительного инте- 1 реса в предприятии-нерезиденте, включая все последующие сделки между ними

Портфельные инвестиции 1 (portfolio investments) |

Сделки с ценными бумагами и долговыми 1 обязательствами |

Прочие инвестиции 1 (other investments) |

Торговые кредиты, займы, включая займы 1 МВФ, депозиты |

Резервные активы 1 (reserve assets)

Сделки с активами, которые используются 1 для балансирования платежного баланса (монетарное золото, СДР, резервная позиция в МВФ, иностранная валюта)


Торговля товарами во всех ее видах рассматривается важнейшей частью науки о международной экономике, посвященной международной торговле, которая включает теории предложения, теории спроса, новейшие теории и та рифные и нетарифные методы регули рования международной торговли. Тор говля услугами в принципе также подчиняется закономерностям теорий международной торговли товарами, од нако в силу специфичности услуг как товаров обычно рассматривается отдельно. Международное движение ка питала, технологии и рабочей силы рас сматривается самостоятельной частью науки о международной экономике, посвященной международному движе нию факторов производства.

Итак, резидентами считаются все ин ституциональные единицы, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их гражданства или принадлежности капитала. Нере зидентами считаются все институцио нальные единицы, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются фи лиалами институциональных единиц данной страны. Резиденты и нерезиденты осуществляют международные экономи ческие операции - сделки, при кото рых передается право собственности на материальные или финансовые активы или оказываются услуги. На счетах внешнего сектора отражаются все сдел ки между резидентами и нерезидентами. Классификация видов международных экономических операций в СНС близка к классификации статей платежного ба ланса, но не идентичное ей. Основанные на общей теории международной эконо мики, они рассматривают торговлю то варами отдельно от торговли услугами и отдельно от движения капитала и других факторов производства.

3. Взаимосвязи экономических секторов

В экономике наиболее важными явля ются взаимосвязи платежного баланса, включающего основные операции внеш него сектора экономики, с соответству ющими показателями внутреннего сектора - статьями национального дохода и валового национального продукта, де нежного сектора и государственного сектора. В каждом из этих счетов имеет ся международный элемент, который на прямую связан с платежным балансом, отражающим взаимодействие экономи ки с внешним миром.

Связь между реальным и внешним секторами

Исходным пунктом модели общего равновесия, на которой основана СНС, является равенство объемов предложе ния товаров и услуг, с одной стороны, и спроса на них - с другой. Предложение товаров и услуг в данный год состоит из их производства внутри страны и импорта из-за рубежа. Спрос состоит из совокупных расходов резидентов и пра вительства на потребление и инвести ции плюс экспорт за рубеж.

Это соотношение, известное из об щей теории макроэкономики, можно представить следующей формулой:

Y + IM ^ C +1+ X , (2.1)

где У - объем выпуска/уровень до ходов,

IM - импорт товаров и нефактор ных услуг,

С - потребление (домашних хо зяйств, предприятий и пра вительства),

/ - внутренние инвестиции (ка питаловложения),

X - экспорт товаров и нефакторных услуг.

Этим уравнением фактически выражаются все основные причинно-следственные связи в экономике. Любая институциональная единица, будь то домашнее хозяйство, предприятие, правительство или государство в целом, может потребить и вывезти за рубеж товаров или услуг не более, чем она сумела произвести сама и ввезти из-за рубежа. Величина У представляет собой один из возможных способов изменения совокупного выпуска, который по определению равен объему доходов в экономике.

Из общей теории макроэкономики также известно, что существует несколько ключевых показателей функционирования экономики, которые непосредственно связаны между собой через СНС. Национальный доход (НД) (national income - N1) представляет собой совокупный доход в экономике, полученный резидентами от использования факторов производства (труда, капитала, рабочей силы, технологии). Если добавить к национальному доходу косвенные налоги, то результатом будет чистый внутренний продукт (ЧВП) (net domestic product - NDP ). Увеличение чистого внутреннего продукта на размер амортизации основного капитала, израсходованного при текущем производстве, дает показатель валового внутреннего продукта (рис. 2.1).

@ Валовой внутренний продукт (ВВП) (gross domestic product - GDP ) - добавленная стоимость, произведенная резидентами внутри страны.

GDP =(C + I )+(X - IM ). (2.2)

Резиденты могут использовать факторы производства как у себя в стране (строя предприятия и производя продукцию), так и за рубежом (строя предприятия за границей или приобретая иностранные предприятия и производя продукцию на них). Чтобы перейти теперь от валового внутреннего продукта к валовому национальному продукту, необходимо учесть факторные доходы (factor income), выплачиваемые за рубеж и получаемые из-за рубежа.

@ Валовой национальный продукт (ВНП) (gross national product - GNP ) - это сумма добавленной стоимости, произведенной внутри страны, и чистого факторного дохода из-за рубежа.

GNP=GDP+NY=(C+I)+(X~IM+NY). (2.3)

Чистые трансферты

Валовой национальный

продукт ,

используемый

на накопление

и потребление

(ВНД )

Чистый факторный

ДОХОД

Валовой

национальный

продукт

(ВНП )

Амортизация основного капитала

Валовой

внутренний

продукт

(ВВП )

Косвенные налоги

Чистый

внутренний

продукт

(ЧВП )

| Процент на 1 капитал

Национальный доход (НД )

Рента на землю

| Доходы работников

Рис. 2.1. Определения объемов производства

ВНП равен сумме ВВП и чистого факторного дохода, получаемого из-за рубежа.

@ Чистый факторный доход (net factor income - NY ) - разность доходов от использования находящихся за рубежом факторов производства, которые находятся в собственности резидентов, и выплат нерезидентам за использование принадлежащих им факторов производства в данной стране.

В чистый факторный доход из-за рубежа включаются:

  • разность доходов от инвестиционной деятельности, таких как полученная из-за рубежа прибыль на прямые и портфельные инвестиции и проценты на депозиты в зарубежных банках, и расходов на выплату прибыли нерезидентам на вложенный в данной стране иностранный капитал и процентов по вкладам нерезидентов в местных банках;
  • разность переводов в страну и из страны рабочих-мигрантов, которые считаются резидентами своей, а не зарубежной страны. Обычно они находятся за границей ограниченное законодательством время, не позволяющее считать их резидентами иностранного государства;
  • разность сумм ренты, полученной за сданную в аренду недвижимость за рубежом, принадлежащую резидентам данной страны, авторские гонорары, получаемые из-за границы, и т.д., и ренты, выплаченной нерезидентам за недвижимость, принадлежащую нерезидентам, но находящуюся в данной стране, авторских гонораров нерезидентам и т.д.

Когда импорт факторных доходов превышает их экспорт, чистый факторный доход положительный и ВНП больше ВВП. Когда импорт факторных доходов меньше их экспорта, то чистый факторный доход отрицательный и ВНП меньше ВВП. Тем самым, если учесть чистый факторный доход, то показатель объема выпуска/доходов принимает форму ВНП. Однако за рубеж в поисках работы могут направиться резиденты, так же как и резиденты других стран могут приехать в данную страну заняться производством и получать доходы. Поэтому понятие выпуска/доходов можно расширить и дальше.

@ Валовой национальный располагаемый доход (ВНД) (gross national dis posable income - GDI ) - используемый на накопление и потребление ВНП, включающий чистые трансферты из-за рубежа (NT ).

Чтобы определить величину ВНД, к ВНП добавляют данные о чистых трансфертах из-за рубежа (NT ), то есть

GDI=GNP+NT=

=(C+I)+(X-IM+NY+NT). (2.4)

@ Чистые трансферты (net tran sfers - NT ) - разность между переводами рабочих-мигрантов, которые считаются резидентами, из данной страны и в нее.

Понятие трансфертов важно для учета переводов рабочих-мигрантов. Если они считаются резидентами той страны, в которой они работают, то их денежные переводы на родину считаются трансфертами. Если же рабочие-мигранты продолжают рассматриваться как резиденты своей страны, то их переводы считаются факторными платежами. Тем самым понятие выпуска/доходов, уловив еще один их компонент, расширяется до уровня ВНД.

Для упрощения уравнения 2.4 можно ввести следующие понятия:

  • Сальдо текущих операций платежного баланса (current account ba lance - CAB ) - сумма показателей торгового баланса (экспорт товаров и услуг минус их импорт), чистого факторного дохода и чистых трансфертов, то есть CAB = X - IM + NY + NT .
  • Абсорбция (absorbtion - А) - расходы резидентов, включая правительство, на отечественные и иностран ные товары и услуги, то есть А=С+1.
  • Сбережения (savings - 5) - та часть ВНД, которая не была потребле на, то есть S = GDI - C Или в более общем виде: S = Y - C

Сделав соответствующие подстановки, уравнение (2.4) можно переписать в следующем более общем виде:

Смысл этого уравнения заключается в том, что любой внутренний дисбаланс приводит к дисбалансу внешнему. Для обеспечения внутреннего и внешнего баланса стоимостной объем предложе ния (объем выпуска/дохода) в идеале должен быть равен стоимостному объ ему совокупного спроса (абсорбции/ расходам), то есть их разность (сальдо текущих операций платежного баланса) должна быть равна нулю. Если совокуп ный доход резидентов больше их совокупных расходов, то сальдо платежного баланса положительное. Если совокуп ный доход резидентов меньше их совокупных расходов, то сальдо текущего платежного баланса отрицательное, существует дефицит. Заметим, что пока затель абсорбции всегда постоянный (A - C + I ). Но в зависимости от того, ка кой показатель понимается под (Y ), из меняется композиция CAB . Если под Y считается ВВП, то CAB - простая разность экспорта и импорта товаров и не факторных услуг (X - IM ); если под У по нимается ВНП, то CAB - разность экспорта и импорта товаров и всех ус луг - нефакторных и факторных (NY ); если под У понимается ВНД, то CAB - разность экспорта и импорта товаров, всех услуг и трансфертов (NT ). Однако в аналитических целях чаще всего ис пользуется первый, упрощенный, под ход, по которому У=ВВП и САВ=Х-Ш.

Ту же концепцию можно выразить и через понятие баланса сбережений и инвестиций. Из определения сбереже ний вытекает, что

CAB = S - L

Из уравнения 2.7 следует, что любой дисбаланс между сбережениями и инвестициями внутри страны отражается на состоянии текущего платежного ба ланса с зарубежными странами. В идеа ле сбережения должны равняться инвес тициям, а текущий баланс - нулю. Уравнения 2.5 и 2.7 тождественны, и оба показывают связь внутренней экономи ки с международной. В реальной жизни никогда выпуск/доходы не равняются абсорбции и, соответственно, сбереже ния не равняются инвестициям. Следо вательно, текущий баланс отличен от нуля, что свидетельствует о разбалан- сированности экономики и необхо димости поиска источников ее финан сирования. Однако без дополнительной информации нельзя сделать вывод отно сительно того, что привело экономику к дисбалансу - разбалансировка внеш них расчетов (например, в результате ухудшения условий торговли) или внут ренняя несбалансированность (напри мер, в результате излишне либеральной фискальной политики). Если по какой- либо причине реальный сектор находит ся в состоянии дисбаланса, то возника ющее в результате отрицательное сальдо текущих операций платежного баланса должно быть покрыто, профинансировано. Источником такого финансирования может стать денежный сектор.

Связь между денежным и внешним секторами

Институциональные единицы в рам ках денежного сектора, который также называют банковской или финансовой системой, разделяются на две основные группы:

  • руководящие денежные органы (monetary authorities) - центральный (государственный, национальный) банк, эмитирующий национальную валюту, хранящий государственные золотова лютные резервы и управляющий всем денежным сектором экономики, и
  • коммерческие банки (commercial banks), привлекающие средства вкладчиков и выдающие их под процент заемщикам.

Предполагается, что денежная сфера, так же как и реальный сектор, должна находиться в состоянии равновесия, то есть ее активы должны соответствовать пассивам (2.8).

  • Активы (assets) - сумма чистых заграничных активов банковской систе мы (включая чистые государственные резервы), оцененных в национальной ва люте, и чистого внутреннего кредита, предоставленного банковской системой.
  • Пассивы (liabilities) - обязатель ства банковской системы перед част ным и государственным секторами, то есть денежная масса, состоящая из на личных денег в обращении, депозитов и других денежных инструментов.

f ~ M = NFA + NDA , (2.8)1

где NFA - чистые иностранные активы (net foreign assets),

NDA - чистые внутренние активы (net domestic assets),

M - деньги, пассивы (money).

Чистые иностранные активы денеж ного сектора состоят из чистых меж дународных резервов, находящихся в центральном банке и контролируемых государством, и чистых международ ных активов коммерческих банков и других финансовых институтов:

NFA = NIRc + NIRb , (2.9)

где NIRc - чистые международные резервы центрального банка (net international re serves , central bank), NIRb - чистые международные резервы коммерческих банков (net international re serves , commercial bank).

В болынистве случаев под междуна родными резервами государства (R ) по нимают только валютные резервы центрального банка (NIRc ), которые могут использоваться государством по его усмотрению. Однако если валютные резервы коммерческих банков (NIRb ) значительны и эффективно контролируются властями, то их тоже включают в понятие международных резервов (R ), которое в этом случае совпадает с по нятием чистых иностранных активов.

Иностранные активы денежного сек тора (резервы) - главный источник финансирования дефицитов реального сектора, проявляющегося через дефи цит текущего платежного баланса. По определению платежного баланса в целом, изменение чистых резервов долж но быть равно сумме сальдо текущего платежного баланса и изменения в чис том движении капитала:

I ...:.¦ : AR=CAB+AFI r : (2 Л 0)|

где FI - движение капитала

(foreign investments), не относящегося к резервам, А (дельта) - изменение показате ля за единицу време ни.

Из уравнения 2.10 следует, что, во-первых, источников международного финансирования дефицита текущего платежного баланса, а следовательно, и покрытия дисбалансов реального сектора всего два: либо приток капитала из-за рубежа, либо использование междуна родных государственных резервов. Во- вторых, что эти источники различны по своему механизму. Чистый приток ка питала из-за рубежа, означающий изме нение чистых заграничных активов денежной системы, не включенных в официальные резервы, финансирует только текущий баланс и показывается в счете движения капитала, то есть находится в платежном балансе «над чертой». Чистые заграничные госу дарственные резервы покрывают отрицательное сальдо всего платежного баланса, являются источником его финансирования в целом и отражаются в общем балансе, то есть выносятся «под черту». Поэтому резервы и приток капитала находятся по разные стороны равенства.

Подставим уравнение 2.5 в уравнение 2.10. Получаем:

AR = Y - A + AFL (2.11)

Уравнение 2.11 четко показывает, что потребление через абсорбцию (А), превышающее доходы (Y ), которое не финансируется за счет притока капитала из-за рубежа (A FI ), приводит к потере международных государственных резервов (A R ). Поскольку размеры резервов ограничены, ограничены и возможности финансирования дефицитов реального сектора за счет денежного. В этом заключается связь денежного и внешнего секторов.

Данные о денежном секторе обобщаются на четырех различных уровнях: счета руководящих денежных органов (accounts of the monetary authorities), представляющие собой по сути баланс центрального банка; счета активов и пассивов коммерческих банков (bank " s assets and liabilities), составляемые как их консолидированный баланс; обзор состояния денежной сферы (monetary survey), обобщающий данные баланса центрального банка и консолидированного баланса коммерческих банков; обзор состояния финансовой сферы (fi nancial survey), включающий помимо обзора состояния денежной сферы также данные о денежно-кредитных операциях прочих финансовых институциональных единиц (пенсионные фонды, страховые компании, совместные фонды и др.).

Поскольку обзор состояния денежной сферы выполняется в национальной валюте, а платежный баланс составляется в долларах, то на сопоставимость показателей критическим образом влияет валютный курс. Например, изменение курса национальной валюты по отношению к доллару никак не отразится на данных о государственных резервах в платежном балансе (ибо они выражены в долларах), но сильно повлияет на соответствующие данные в обзоре состояния денежной сферы, поскольку они выражены в национальной валюте. В то же время на долларовой оценке государственных резервов может сказаться взаимное колебание курса доллара по отношению к тем валютам, в которых оценены отдельные части резервов.

Существует также опосредствованная взаимосвязь денежного и внешнего секторов через счета реального сектора. Изменения в объемах внутреннего производства и расходов повлияют на счет текущих операций платежного баланса, что, в свою очередь, приведет к изменению в чистых зарубежных активах. Взаимосвязи денежного и реального секторов не поддаются формализации через алгебраические тождества. Их взаимосвязи отражают динамические связи - реакцию ключевых показателей реального сектора (инвестиций, потребления) на изменения в денежном секторе (изменения денежной массы, внутреннего кредита).

Связь между бюджетным и внешним секторами

Внешний сектор также напрямую связан с государственным бюджетом любой страны. По определению, сумма всех видов бюджетных доходов должна быть равна сумме всех видов бюджетных расходов:

iSiS - ii ^ iii - iiiiii:

где REV - доходы бюджета (revenues), EXP - расходы бюджета (expendi tures), F - финансирование (financing).

В доходы бюджета обычно включаются текущие доходы от налогов, доходы от вложения капитала и государственные дотации, а в расходы - текущие государственные расходы, капиталовложения и чистое кредитование. Существуют и другие определения композиции бюджета. Например, субсидии могут рассматриваться как статья финансирования, особенно если остальные виды финансирования значительно субсидируются и не слишком отличаются от дотаций как таковых. Чистые кредиты могут также считаться финансированием, что стирает различия между финансированием, являющимся целью государственной политики, и финансированием, осуществляемым в целях управления государственной ликвидностью.

Налоги и другие сборы, идущие в доход бюджета, сокращают совокупный спрос в экономике за счет снижения покупательной способности частного (негосударственного) сектора. Государственные расходы, осуществляемые за счет бюджета, увеличивают совокупный спрос и являются наряду с потреблением предприятий и домашних хозяйств важнейшей частью валового потребления (С) в экономике. Государственное потребление состоит из расходов правительства на товары и услуги, включая доходы государственных рабочих и служащих.

@ Сальдо бюджета (fiscal balance) - разность между суммой поступлений в бюджет и общей суммой его расходов.

Сальдо может быть положительным или отрицательным. Во втором случае оно называется дефицитом бюджета или бюджетным дефицитом. Сальдо является показателем уровня сбережений в государственном секторе. Положительное сальдо, означающее высокий уровень сбережений государственного сектора, может рассматриваться и как фактор экономического развития, поскольку за счет них могут финансироваться значительные капиталовложения, и как политика сдерживания совокупного спроса. Отрицательное сальдо, означающее потерю сбережений в государственном секторе, может свидетельствовать о проведении правительством политики стимулирования производства за счет расширения совокупного спроса путем роста государственных расходов.

Для обеспечения сбалансированности бюджета и его текущей ликвидности отрицательное сальдо должно быть профинансировано (F ). Финансирование бюджета нельзя путать с бюджетным финансированием тех или иных приоритетных направлений или программ. Финансирование бюджета подразделяется на финансирование за счет внутренних или за счет внешних источников:

F=Fd+Fe. (2.13)

  • Внешнее финансирование (exter nal financing - Fe ) - предоставленные данной стране другими странами новые займы за вычетом сумм погашения основной задолженности. Оплата процентов по внешним займам не рассматривается как отрицательное финансирование (отток капитала) и включается в текущие расходы бюджета. Операции государства по привлечению внешних займов для финансирования бюджета отражаются и в бюджете в национальной валюте как внешнее финансирование, и во внешнем секторе на счете движения капитала платежного баланса как привлечение долгосрочного или среднесрочного капитала. В данном случае классификация зависит от срока и вида используемого финансового инструмента. Внешнее финансирование бюджета является основным связующим звеном между бюджетным и внешним секторами.
  • Внутреннее финансирование (do mestic financing - Fd ) обычно осуществляется путем предоставления банковских займов и небанковских займов. Общая сумма банковских займов бюджету содержится в обзоре состояния денежной сферы. Она равна величине изменения в объеме кредита банковской системы, предоставленного государству, за вычетом изменения де позитов правительства в банках. Небанковские займы представляют собой идущую в государственный бюджет вы ручку от продажи государственных дол говых обязательств (облигаций, казна чейских векселей и т.п.).

Итак, существует прямая взаимосвязь между внешним сектором, с одной сто роны, и реальным, денежным и бюджет ным секторами - с другой. В счетах каждого из секторов существует между народный элемент, который отражается во внешнем секторе на счете платеж ного баланса. Взаимосвязь реального и внешнего секторов состоит в том, что баланс внутренних доходов и расходов, сбережений и инвестиций отражается на состоянии текущего платежного ба ланса. Если совокупный доход резиден тов больше их совокупных расходов или сбережения превышают внутрен ние инвестиции, сальдо платежного баланса по текущим операциям положи тельное; если же совокупный доход резидентов меньше их совокупных расходов или внутренние инвести ции превышают сбережения, сальдо текущего платежного баланса отрицательное, существует дефицит. Взаимо связь денежного и внешнего секторов заключается в том, что, поскольку источниками международного финансирования дефицита текущего платежно го баланса являются приток капитала из-за рубежа и/или использование меж дународных государственных резервов, каждая операция банковской системы с заграничными активами отражается в платежном балансе страны - в счете движения капитала или в общем балансе. Взаимосвязь бюджетного и внешне го секторов выражается в привлечении внешних источников финансирования бюджетного дефицита в виде кредитов правительству со стороны правительств других стран и международных финан совых организаций, которое отражает ся на счете операций с капиталом пла тежного баланса.

4. Потоки движения денежных средств

Взаимосвязи всех секторов экономи ческой деятельности с внешним секто ром и их взаимосвязи между собой мо гут быть сведены воедино с помощью так называемой матрицы потоков де нежных средств.

Развернутая форма взаимосвязи секторов

В предыдущих параграфах было ус тановлено, что уровень сбережений любой страны по определению равен разности между ВНД, используемым на накопление и потребление, и объемом потребления, то есть это та часть ВНД, которая не была потреблена. Разность между уровнем сбережений и объемом капиталовложений называют балансом нефинансовых операций с зарубежны ми странами или балансом по внешним текущим операциям (уравнение 2.7).

Этот баланс финансируется за счет со ответствующего притока капитала или изменения уровня резервов в платежном балансе (уравнение 2.10).

Рассмотренные взаимосвязи между внешним и остальными секторами замы каются на определенных макроэкономи ческих показателях, которые находят отражение на счетах как внутренних, так и внешнего секторов (табл. 2.3).

Если учесть, что как сбережения, так и инвестиции могут осуществляться раз личными институциональными единицами - домашними хозяйствами, предпри ятиями и правительством, уравнение 2.7 принимает более развернутый вид:

CAB=(Shr-Ih)+(Se-Ie)+(Sg-Ig), (2.14)

где Sh - сбережения домашних хозяйств (h - households), Ih - инвестиции домашних хо зяйств, сбережения предприятий - enterprises), инвестиции предприятий, сбережения правительства (g - government), инвестиции правительства.

Таблица 2.3
Международные элементы секторов экономической деятельности

Внешний сектор

Нетто (1-2)

Реальный сектор

экспорт (X)

импорт (IM)

сальдо (X-IM)

получение факторного дохода резидентами

выплата факторного дохода нерезидентам

чистый доход (N1) |

получение денег из-за рубежа

пересылка денег за рубеж

чистые трансферты (NT)

1 Денежный сектор

валовые государствен ные валютные резервы

текущие внешние обязательства денежных властей

чистые государственные резервы (R)

приток капитала из-за рубежа

отток капитала за рубеж

чистый приток капитала (FI)

Бюджетный сектор

новые межгосударственные кредиты

выплата основной части внешнего долга

чистое внешнее финансирование бюджета (F)


Данные национальных счетов о балансе текущих операций платежного баланса могут не совпадать с данными о таких операциях, полученными непосредственно из платежного баланса. Точно так же данные о государствен ных расходах национальных счетов мо гут отличаться от данных этих расхо дов, полученных непосредственно из бюджета. Основных причин различий две: разная база расчетов и различия в классификации отдельных статей. На пример, платежный баланс обычно рассчитывается денежными властями на основе наличности (cash basis), то есть на момент совершения платежа за то вар или услугу, тогда как в СНС он рассчитывается на основе начислений (accruel basis), то есть на момент возни кновения обязательства. Некоторые внешние операции могут классифици роваться как внутренние. Все зависит от особенностей статистической систе мы каждой отдельной страны. Для целей макроэкономического анализа разработаны таблицы перехода от статис тики платежного баланса, бюджета, де нег и пр. к статистике СНС.

Потоки денежных средств

В принципе сальдо каждого сектора по нефинансовым операциям, которое представляет собой разность между его сбережениями и инвестициями, эквива лентно его секторальному балансу по текущим операциям и, следовательно, должно быть равно изменению в его финансовых активах и пассивах по отношению к другим секторам внутренней экономики, которые оказываются внешними по отношению к данному сектору и к остальной части мира. Пос кольку операции, осуществляемые меж ду внутренними секторами, взаимно уравновешиваются и поэтому исклю чаются из рассмотрения, то в принци пе сумма секторальных балансов по текущим операциям должна равняться сальдо платежного баланса по текущим операциям в целом (уравне ние 2.14). Далее, если изменения фи нансовых активов и пассивов сектора определены так же, как и движение капитала в платежном балансе, тогда об щее сальдо финансовых операций всех секторов должно в принципе быть рав ным международному движению капи тала по всем секторам. Конечно, пол ная тождественность может оказаться невозможной из-за ошибок и пропус ков, а также других статистических проблем.

@ Потоки движения денежных средств (flow of funds) - схема функциональной и статистической взаимозависимости основных секторов экономики и источников их финанси рования.

В таблице 2.4 представлена схема потоков денежных средств. Из нее вид ны связи между четырьмя внутренними секторами - реальным сектором (до машние хозяйства и предприятия), бюд жетным сектором и денежным секто ром, а также между этими секторами и внешним сектором (остальной частью мира). В домашние хозяйства включа ется баланс расходов и доходов семей; в сектор предприятий входят государ ственные предприятия и кооперативы, небанковские финансовые учреждения и небольшие частные предприятия; бюджетный сектор экономики пред ставлен балансом бюджетных операций правительства; денежный сектор вклю чает балансы центрального и коммер ческих банков.

Матрица потоков денежных средств составляется по следующим правилам. В строке 1 представлены балансы по нефинансовым операциям секторов, которые должны быть профинансирова ны. В строках 2-5 показаны источники финансирования. Для простоты сальдо по нефинансовым операциям денежно го сектора принимается равным нулю, то есть осуществленные банковским сектором операции с товарами и услу гами относятся к другим секторам. Для каждого конкретного сектора увеличе ние актива указывается со знаком «ми нус», а увеличение пассива - со зна ком «плюс» и наоборот. Например, увеличение принадлежащей домашним хозяйствам денежной массы, которая для банковского сектора является пас сивом, а для домашних хозяйств - ак тивом, будет дважды отражено в стро ке 5,а. Оно будет указано со знаком «минус» в столбце 1 и со знаком «плюс» в столбце 4. В каждой строке должны обязательно содержаться две одинаковые цифры, но с противопо ложными знаками. Сумма значений по всем строкам и столбцам должна рав няться нулю. Знак (х) означает наличие взаимосвязи между секторами, прочер ки (-) в столбце 5 свидетельствуют о том, что отражаемые в соответствую щих горизонтальных строках операции между внутренними секторами не ока зывают непосредственного влияния на внешний сектор.

Как видно из строк 2, а-г, сальдо не финансовых операций текущего пла тежного баланса всех внутренних секто ров может финансироваться только за счет притока капитала из-за рубежа. Ос тальные варианты финансирования не покрывают все секторы экономической деятельности. Так, за счет внутреннего банковского кредита денежного сектора могут финансироваться реальный сек тор (домашние хозяйства и предпри ятия) и бюджетный сектор (бюджет). За счет бюджетного сектора, то есть предоставления займов правительством из государственного бюджета, - только реальный сектор. За счет роста денежной массы - также только реальный сектор. Универсальность внешнего сек тора в качестве источника финансиро вания любых дисбалансов всех секторов экономической деятельности свидетель ствует, что он является концентрирован ным отражением всех существующих проблем экономического развития лю бой страны. Таким образом, междуна родная экономика, изучающая внешний сектор с учетом его взаимосвязей с остальными секторами экономики, явля ется ключевым элементом в структуре макроэкономики, на котором основаны все остальные секторы.

Однако на практике при построении схем движения денежных средств да леко не всегда удается собрать необходимую исходную информацию. Это происходит в силу различий в национальных статистических системах в отдельных странах, неполноты сбора статистических данных, а также - и это характерно для стран с переходной экономикой - из-за резких изменений в экономической политике, ведущих к существенному пересмотру основных макроэкономических показателей и оценок.

Таблица 2.4
Схема движения денежных средств

Реальный сектор ]

Бюджетный сектор (3)

Денежный сектор (4)

Внешний 1 сектор (5)

домашние 1 хозяйства (1)

предприятия 1

1. Балансы по секторам

(Sh - Ih)

(Se-Ie)

(Sg-Ig)

-CAB

Финансирование

2. Внешний сектор (внешнее финансирование)

а. Домашние хозяйства

б. Предприятия

в. Государственный сектор

г. Денежный сектор

3. Денежный сектор (банковский кредит)

а. Домашние хозяйства

б. Предприятия

в. Государственный сектор

4. Бюджетный сектор (внутренние правительственные кредиты)

а. Домашние хозяйства

б. Предприятия

5. Денежный сектор (изменение денежной массы)

а. Домашние хозяйства

б. Предприятия

Итак, в матрице потоков движения денежных средств теоретически увязываются все основные внутренние секторы экономики и показывается их связь с внешним сектором. Эта связь проявляется через использование внешнего сектора как одного из источников финансирования секторальных балансов реального сектора (домашних хозяйств и предприятий), бюджетного сектора и денежного сектора. При этом взаимодействие внутренних секторов экономики друг с другом не оказывает существенного влияния на внешний сектор, хотя каждый из них имеет с ним непосредственную связь. Универсальность внешнего сектора в качестве источника финансирования любых дисбалансов всех секторов экономической деятельности свидетельствует, что он является концентрированным отражением проблем экономического развития. Международная экономика, которая изучает внешний сектор с учетом его взаимосвязей с остальными секторами экономики, является ключевым элементом в структуре макроэкономики.

5. Группы стран в международной экономике

Тел я те в г Вы, я слышал, были в Лондоне, а в Марокко не были?

Василий. Этаких стран я, сударь* и не слыхи вал. Морок, так он Мороком и останется, а нам не для чего. У нас т по нашим грехам, тоже этого достаточно, обморочат как раз.

Разделение макроэкономики на секторы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только анализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнивать их между собой. Интеллигент Телятев, в отличие от Василия, слуги, знал о существовании не только Франции, но и Марокко. Однако в мире в целом около 200 стран, очень различных по уровню экономического развития. И знание их классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития. Принятое в международной экономике определение страны несколько отличается от определения, принятого в международном праве, и обыденного. В рамках международной экономики страной считаются не только территориальные единицы, являющиеся государством, но и некоторые территориальные единицы, которые не являются государствами, однако проводят самостоятельную и независимую экономическую политику и ведут отдельный статистический учет своего экономического развития. Это касается некоторых островных зависимых территорий Великобритании, Нидерландов и Франции, которые, не являясь самостоятельными государствами, рассматриваются, тем не менее, международной экономикой как отдельные страны.

Стандартная классификация

Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные универсальных международных организаций, членами которых являются большинство стран мира, - Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда и Мирового банка. Оценка этими организациями групп стран в международной экономике несколько различается, поскольку различно коли чество стран-членов этих организаций (ООН - 185, МВФ - 181, Мировой банк - 180), а международные органи зации наблюдают за экономикой только своих стран-членов. Например, из клас сификации МВФ выпадают Куба, КНДР и некоторые другие небольшие по размеру страны, которые не являются его членами. Некоторые страны-чле ны международных организаций не предоставляют полные данные о своей экономике или предоставляют их не своевременно, в результате чего оценки развития их экономики выпадают из об щих оценок международной экономики. Это Сан-Марино из числа развитых и Эритрея из числа развивающихся го сударств. Наконец, любая классификация составляется исходя из задач каж дой организации. Например, Мировой банк обращает больше внимания на оценку уровня экономическою развития каждой страны, ООН - на социальные и демографические аспекты и т.д.

В аналитических целях в рамках меж дународной экономики страны делятся на три большие группы - индустриаль ные страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Роль отдельных групп стран в международной экономике характеризуется следующи ми данными (рис. 2.2). Выделение стран в те или иные группы и подгруппы связано с особенностями их исторического, экономического, культурного и полити ческого развития. Обычно в группы стран в международной экономике объединяются страны, имеющие общие или близкие характеристики экономическо го развития, схожую институциональ ную структуру хозяйственного управле ния, близкие принципы организации производства и общие стоящие перед ними проблемы.

Индустриальные страны I количество стран

Страны с переходной экономикой

^ Щ доля в мировом экспорте (%)

Рис. 2.2. Группы стран в международной экономике, 1994 г.

Из 184 стран мира, по которым к середине 90-х годов имелись сопоста вимые данные о ВНП и экспорте, индустриальные страны играли ве дущую роль, создавая более половины мирового ВНП и более 2 / 3 экспорта. Со гласно прогнозам, роль развивающихся стран в производстве мирового ВНП и экспорте будет в ближайшие годы пос тепенно увеличиваться за счет сокра щения удельного веса развитых стран. Удельный вес стран с переходной эко номикой изменится незначительно.

@ Индустриальные страны (indus trial countries) - 24 промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов.

Среди индустриальных стран (табл. 2.5) наиболее существенную роль играют страны так называемой Группы 7 (Group of 7, G -7), обеспечивающие 47% миро вого ВНП и 51% международной торгов ли. Эти государства координируют свою экономическую и финансовую политику на ежегодных встречах в верхах, кото рые проводятся начиная с 1975 года. На Европейском континенте, где находятся 4 из 7 крупнейших индустриальных стран, наиболее значимым объединением явля ется Европейский союз в составе 15 стран, дающих 21% мирового ВНП и 41% экспорта.

Таблица 2.5
Индустриальные страны и их группы

Крупнейшие

промышленные

страны (Группа 7)

Страны-члены

Европейского союза (15 стран)

Крупнейшие

европейские

страны (4 страны)

| 1. Австралия

| 2. Австрия

1 3. Бельгия

| 4. Великобритания

| 5. Дания

1 6. Германия

| 7. Греция

| 8. Ирландия

| 9. Исландия

| 10. Испания

1 11. Италия

X |

| 12. Канада

13. Люксембург

14. Нидерланды

15. Новая Зеландия

16. Норвегия

17. Португалия

18. Сан-Марино

19. США

20. Финляндия

21. Франция

X |

22. Швейцария

\ 23. Швеция

! 24. Япония

Бюджетная система Украина дает мало пространства для маневра региональным правительствам. Фактически более 75% доходов и более 80% всех расходов бюджетной системы формируется на уровне государственного бюджета Украины, тогда как доля региональных и местных бюджетов в общем объеме доходов бюджетной системы составляет лишь 20-25%.

На уровень государственного бюджета переданы практически все основные налоги и сборы — НДС, налог на прибыль (более 99% сборов), все основные акцизы и платежи за пользование природными ресурсами. Бюджетообразующими налогами и сборами для региональных бюджетов являются налог на доходы физических лиц и налог на землю. Однако высокий уровень теневой активности (к самозанятым относится свыше половины занятых в экономике), относительно низкий уровень доходов населения и оценка земли по кадастровой (а не рыночной) стоимости обуславливают хронический дефицит бюджета в большинстве регионов. в украинской бюджетной системе имела определенные преимущества — в региональный бюджет зачислялся акциз на выпускаемые спиртные напитки, однако это лишь компенсировало структурные отличия экономики полуострова (высокий уровень неформального сектора).

Как результат, объем трансферта из государственного бюджета Украины в последние годы составлял 40-50% от всех доходов консолидированного бюджета Крыма. Аналогичная ситуация складывалась и с бюджетом г. . Трансферт из Государственного бюджета Украины в городской бюджет в последние годы составлял 2,5-3 млрд руб. (т.е. фактически город является нетто-донором, т.к. плата России за базирование Черноморского флота в Севастополе составляла 97 млн долл.).

Несмотря на относительно низкий уровень доходов, на регионы ложится основной объем финансирования социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная политика). Основная часть бюджетных расходов сейчас направляется на обеспечение первоочередных выплат (плата за услуги ЖКХ бюджетных учреждений, выплаты заработной платы в бюджетном секторе составляют около 50% от всех бюджетных расходов, ещё около 30% приходится на социальные выплаты трансферты местным бюджетам), тогда как расходы на развитие экономики остаются более чем скромными.

Хотя доля первоочередных расходов достаточно высока, уровень зарплат в бюджетном секторе Крыма значительно ниже показателей соседнего Краснодарского края России (более чем в 2 раза). Сейчас в бюджетном секторе полуострова занято около 185 тыс. чел., из них 150 тыс. чел. — в здравоохранении и образовании.

Средняя зарплата в здравоохранении в 2013 г. составила 10,4 тыс. руб., в образовании — 11,0 тыс. руб. Для выхода на уровень оплаты труда в бюджетном секторе, сопоставимый с показателями Краснодарского края, бюджету Крыма и Севастополя необходим трансферт в размере до 15 млрд руб. в год, суммарно переход к российским стандартам оплаты в бюджетном секторе может потребовать дополнительных затрат в размере до 26 млрд руб. В последние годы вложения в социальную инфраструктуру Крыма были более чем скромными. Так, в 2012 г. на ремонт образовательных учреждений в Республике Крым было потрачено лишь 75 млн руб., в 2013 г. эта сумма значительно сократилась (из-за общего курса на снижение капитальных расходов, сохранившегося и при принятии бюджета на 2014 г.). Аналогичная ситуация складывалась и в здравоохранении — в 2-миллионом Крыму на ремонт больниц в 2012 г. было потрачено примерно 80 млн руб.

Очевидно, что модернизация социальной инфраструктуры (включая не только новое строительство и проведение капитального ремонта действующих учреждений, но и закупку необходимого оборудования) потребует значительных средств, однако оценить их точно сейчас затруднительно. Другим важным вопросом остается повышение уровня пенсий, бывших на в 1,5-2 раза ниже российского уровня (в зависимости от региона).

В 2013 г. численность пенсионеров в Крыму составила 680 тыс. чел. (около 29% от всего населения полуострова). Средний размер пенсии в Республике Крым составил 5,6 тыс. руб., в г. Севастополь — 6,4 тыс. руб. (сопоставимо с прожиточным минимумом в Краснодарском крае). Повышение пенсий в Крыму до «среднего» уровня Краснодарского края потребует дополнительно около 29 млрд руб. в год.

Таким образом, общий объем необходимой поддержки (по крайней мере на 2014 г.) должен составить до 54 млрд руб. в год. После переформатирования бюджетной сферы Крыма (в частности, принятия российского Налогового кодекса), объем субсидий, вероятно, может несколько снизиться (за счет роста поступлений от налога на прибыль, перерегистрации в Крыму промышленных предприятий, сейчас зарегистрированных и уплачивающих налоги в регионах Украины). Отдельным сложным вопросом является объем финансирования на обеспечение федеральных функций (финансирование содержания вновь переданных РФ судов украинских ВМС, правоохранительной деятельности и т.д.), а также разовых существенных расходов, находящихся в компетенции Федерального правительства (обустройство границы, создание ФОИВ).


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах .

Практически во всех странах бюджет составляется и утверждается на год, во многих прогнозируется на несколько лет вперед. В редких случаях бюджет страны совпадает со сроком, на который избирается президент, но пересматривается и обновляется ежегодно. Бюджетный год может совпадать с календарным (январь-декабрь), но может и отличаться от него (июнь-июль, март-апрель). Со временем четкие различия между бюджетными системами стираются по мере того, как каждая страна развивает административную практику управления государственными финансами.

Наиболее четкие различия можно провести между британской, французской, американской и испано-латиноамериканской бюджетными системами.

Британская бюджетная система. Расходы фиксируются на основе реальных платежей. Различия между текущими и капитальными расходами отсутствуют: большая часть текущих платежей показывается "над чертой", а капитальные расходы -- "под чертой" и считаются финансирующими статьями. Некоторые бывшие британские колонии (Индия, Пакистан, Шри-Ланка, страны Карибского бассейна) делят расходы на текущие и капитальные. Бюджет представлен единым счетом, на который поступают доходы и с которого осуществляются расходы. Расходы, финансируемые за счет грантов, внешних и внутренних займов, включаются в бюджет. Бюджетные средства распределяются по министерствам по указанию министра финансов. Расходы фиксируются в момент выписки чека. Доходы фиксируются в момент депонирования чека на счет правительства в банке. Казначейство является частью правительства, но технические расчеты по его счетам ведутся центральным банком. Кредиты по овердрафту фиксируются как кредиты центрального банка правительству.

Французская бюджетная система. Расход бюджетных средств может означать не только реальную выплату денег, но и выписку чека, деньги по которому будут выплачены позже. Различия между текущими и капитальными расходами отсутствуют: капитальные расходы включаются в самостоятельный бюджет развития. Этой практики придерживаются многие страны Африки, в которых он финансируется в основном за счет внешней помощи и грантов. Во многих странах определенные доходы бюджета непосредственно привязаны к определенной статье расходов. Расходы некоторых государственных предприятий могут быть включены в приложение к бюджету. Все операции бюджета осуществляются с единого счета казначейства. Бюджетные средства распределяются среди агентств, которым разрешено их использовать, на основании указов, определяющих в каждом конкретном случае сумму и главу бюджета, по которой они проходят. Расходы фиксируются как агентствами, расходующими средства, так и казначейством. Доходы фиксируются, когда чек получается правительством, до его депонирования в банк.

Американская бюджетная система. Под расходом бюджетных средств обычно понимается подтвержденное законодательно обязательство совершить определенные платежи. Различия между текущими и капитальными расходами отсутствуют. Операции осуществляются с единого счета. Несколько специальных бюджетных счетов ведутся для оплаты крупных государственных проектов. Бюджетные средства выделяются министерствам поквартально. Расходы фиксируются в момент выписки чека. Доходы фиксируются в момент получения чека правительством. Счета ведутся на основе бюджетного года.

Испано-латиноамериканская бюджетная система. Расход бюджетных средств может означать как реальный перевод денег из казначейства на счета министерств, так и выписку платежного поручения, деньги по которому могут быть выплачены позже. Некоторые доходы бюджетов могут быть непосредственно привязаны к определенным статьям расходов. Расходы, финансируемые за счет внешних грантов и займов, включаются в бюджет. Бюджетные операции могут осуществляться как с единого счета, так и с нескольких счетов. В некоторых латиноамериканских странах консолидированного государственного бюджета нет -- каждое министерство имеет свой бюджет. Бюджетные средства чаще всего выделяются на основе указа президента непосредственно после утверждения бюджета парламентом. Расходы фиксируются всеми участвующими сторонами: на этапе выделения средств, выдачи платежного поручения, перевода средств из казначейства в министерства, поставки товаров, оплаты чека. Доходы фиксируются в момент депонирования чека на счет правительства в банке. Техническое управление бюджетными средствами осуществляется либо центральным банком, либо уполномоченным на то коммерческим банком .

Таким образом, бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Структура и механизм функционирования бюджетного сектора в критической степени зависят от того, какая -- британская, французская, американская или испано-латиноамериканская -- бюджетная система существует в той или иной стране.