Что такое этика науки? Научная этика

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Научная этика
Рубрика (тематическая категория) Связь

Научная этика представляет собой систему норм нравственного поведения, принятых в научной среде, в научном сообществе.

Проблема нарушения научной этики существовала всœегда. Неэтичное поведение научных работников имеет место во всœем мире.

При этом уровень научной этики в стране зависит от того, насколько национальная наука интегрирована в мировое научное сообщество, насколько она живет по нравственным нормам мирового научного сообщества. В случае если такой интеграции нет, тот уровень нравственности напрямую связан с уровнем нравственности в обществе, в стране.

Результативность науки также связана с уровнем научной этики. По этой причине рассмотрение некоторых вопросов научной этики представляется весьма полезным.

Формы неэтичного поведения в науке бывают различными. Наиболее известны следующие:

1. Плагиат - умышленное присвоение чужого авторства полностью или частично, выдача чужого открытия, изобретения, научного результата за собственный.

Когда для более успешного внедрения результатов, их публикации привлекается соавтор-таран", обладающий крайне важно й "пробивной способностью";

Когда отношения строятся по схеме: "начальник-подчинœенный", руководитель-аспирант" и т.п.

3. Подтасовка научных фактов, экспериментальных данных и т.п. Источником этого вида неэтичного поведения может стать нехватка времени, крайне важно сть получить "убийственный аргумент" и т.п.

4. Демагогия. Демагогию можно определить как совокупность методов, позволяющих создать впечатление правоты, не будучи правым. В этом случае демагогия находится между логикой и ложью. Демагогия является неэтичной формой дискуссии.

Нарушения научной этики могут приводить к возникновению квазинауки (лженауки). Квазинаука - некое научное учение, отрицающее аналогичнуюмировую науку. Возникает квазинаука или лженаука в результате идеологического, финансового, административного давления на ученых. В этой ситуации ученый вынужден либо уйти из науки или научной организации, либо заниматься тем, чем велят, и "получать" те результаты, которые хочет иметь начальство. Поскольку в данном случае происходит насилие над самим духом науки, духом творчества, то и нарушения научной этики обязательно будут.

Для того, чтобы не возникало лженаук или квазинаук, национальная наука должна развиваться по законам мировой науки. Прежде всœего должен соблюдаться принцип академической свободы. Личный успех ученого должен оцениваться объективно, исходя из успешности его работы, а не из должности этого ученого. Не следует пытаться талант привязать к должности и наоборот. Соблюдая эти принципы наука будет развиваться свободно, а средства, выделяемые на нее, расходоваться более эффективно.

Научная этика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Научная этика" 2017, 2018.

Занятия наукой представляют собой довольно специфический род деятельности человека. Регулируясь наравне с прочими человеческими занятиями обычными моральными нормами и требованиями, они в то же время нуждаются и в некоторых дополнительных этических регуляторах, учитывающих особый характер научной деятельности. Этика науки это дисциплина, которая изучает специфику моральной регуляции в научной сфере.

Предмет ее забот - отыскание и обоснование таких имеющих моральное измерение ценностей, норм и правил, которые бы способствовали, во-первых, большей эффективности научного труда, а во-вторых, его безупречности с позиций общественного блага.

Система подобных ценностей, норм и принципов называется этосом науки. Он охватывает два круга научно-этических проблем.

Первый связан с регуляцией взаимоотношений внутри самого научного сообщества, второй вызван к жизни «обострением отношений» между обществом в целом и наукой как одним из многих социальных институтов. Рассмотрим, что представляет из себя этика науки кратко .

Этика научного сообщества

«Внутренний» этос науки, формируемый на основе применения к научной деятельности этического оценочного разделения явлений на «добро» и «зло», включает следующие принципы:

  • самоценность истины;
  • новизну научного знания как цель и решающее условие успеха ученого;
  • полную свободу научного творчества;
  • абсолютное равенство всех исследователей «перед лицом истины»;
  • научные истины - всеобщее достояние;
  • исходный критицизм и др.

В краткой расшифровке эти принципы означают следующее.

(А) Высшей ценностью деятельности в сфере науки является истина. Занимаясь ее поиском, ученый должен отбросить все «привходящие» житейские и даже высокие социальные соображения: пользу, выгоду, славу, почет, уместность, приятность или неприятность и т.д. Только одна дихотомия имеет значение: «истинно - ложно», все остальное - за пределами науки. Какой бы «печальной» или «низкой» ни оказалась обнаруженная истина, она должна восторжествовать. Если наука, тесня религию, лишает человека привычного смысла его существования и надежды на бессмертие души - грустно, конечно, но истина превыше всего!

(Б) Наука может существовать только в «режиме велосипедиста»: пока крутишь педали - едешь, перестанешь - упадешь. Наука жива только непрерывным приращением, обновлением знания, причем не составляют исключения и фундаментальные, универсальные научные теории и принципы. В сфере, например, искусства можно сотни лет играть одну и ту же пьесу или читать один и тот же роман - интерес не пропадает. В области морали повторение одних и тех же поведенческих шаблонов лишь делает их прочнее и авторитетнее. В науке же по-настоящему интересно лишь то, что ново. Новаторство как цель науки есть следствие ее ведущей функции - объяснительной. Если после объяснения все понятно, зачем же объяснять второй раз? Новаторство как этическая ценность науки спасает ее от застоя, вырождения и ограниченности сиюминутными запросами общества.

(В) Мощь и стремительность развития науки не в последнюю очередь объясняются тем, что ученые сами, в меру своего любопытства и интуиции, определяют предмет исследовательских интересов. Действия не «по нужде», а на основе свободного выбора всегда бывают много успешнее. При этом для науки не существует запретных тем. Начав с раскрытия секретов природы, она постепенно подобралась и к человеку. Уяснение основ нервной и гормональной регуляции функций человеческого организма, расшифровка его генома и другие достижения науки делают «природу человека» все менее таинственной. Однако если, не дай бог, выяснится, что прав Зигмунд Фрейд, объявивший мозг человека всего лишь «приложением к половым железам», вспоминать о пользе религиозных запретов на изучение внутреннего устройства человека будет уже поздно.

(Г) Наука - институт в целом весьма демократичный. Она вынуждена быть такой, ибо известно, что подавляющее большинство открытий в науке делается очень молодыми людьми, еще не обремененными званиями, должностями и прочими регалиями. И для успеха общего дела (постижения истины) и для соблюдения этики науки просто необходимо постулировать принцип абсолютного равенства всех исследователей «перед лицом истины», невзирая ни на какие титулы и авторитеты.

(Д) Любой ученый, получивший интересные результаты, всегда стремится побыстрее их обнародовать. Причем он не просто хочет, он обязан это сделать! Ибо открытие только тогда становится открытием, когда оно проверено и признано научным сообществом. При этом на научные открытия не существует права собственности. Они являются достоянием всего человечества. Тот, кто получает выдающийся научный результат, не вправе монопольно им распоряжаться. В противном случае будут разрушены единство научного знания, а также составные элементы его обязательности: общедоступность и воспроизводимость.. Наука ведь и родилась-то только тогда, когда тщательно укрываемое в ореоле священности знание перестало быть монополией избранных (жрецов) и сделалось всеобщим достоянием.

(Е) Акцент научной деятельности на новизну получаемых результатов имеет одним из своих следствий масштабный критицизм по отношению как к уже принятым, так и новым идеям. Всякая новая теория, с одной стороны, поневоле отрицает, преподносит в критическом свете уже существующую, a с другой - она сама попадает под огонь критики сложившейся научной традиции. Из этой ситуации наука извлекает двойную выгоду: во-первых, не позволяет себе «почивать на лаврах», а во-вторых, тщательно фильтрует предлагаемые во множестве гипотезы, осторожно отбирая только подлинные новации. Поэтому критичность в науке - это норма. А поскольку критичны в науке все, то нормой является и непременное уважение к критическим аргументам друг друга.

Охарактеризованные выше основные принципы этоса науки порождают множество менее объемных, более «технических» требований к деятельности ученого. Среди последних: обязательность для научных работ ссылок на авторство тех или иных идей, запрет плагиата, прозрачность методов получения конечных результатов, ответственность за достоверность приводимых данных и т.д.

Назначение всех этих принципов и норм - самосохранение науки и ее возможностей в поисках истины. И все это не просто технический регламент, но одновременно и этические принципы. С моралью их роднит то, что контролируется их выполнение главным образом моральными механизмами внутреннего контроля личности: долгом, честью, совестью ученого. Да и нарушения их караются в основном моральными санкциями.

Этика науки как социального института

Второй круг проблем, связанных с моральной регуляцией научного творчества, возникает в XX в. в связи с превращением науки в непосредственную производительную силу и обретением ею влияния планетарного масштаба. Моральное измерение регламентация науки в этом случае получает потому, что деятельность в данной сфере начинает сказываться на интересах общества (человечества) в целом не всегда в позитивном духе. И тому есть несколько оснований. Рассмотрим социальные аспекты этики науки кратко.

Cоздание современной экспериментальной базы и информационного обеспечения науки требуют отвлечения огромных материальных и людских ресурсов, и обществу далеко не безразлично, насколько эффективно эти ресурсы используются.

В поле зрения сегодняшней науки попали природные объекты, в которые включен в качестве составного элемента сам человек: это экологические, биотехнологические, нейро-информационные и прочие системы, предельным случаем которых является вся биосфера целиком; экспериментирование и взаимодействие с такими объектами потенциально содержат в себе катастрофические для человека последствия; поэтому внутринаучные ценности (стремление к истине, новизне и проч.) обязательно должны быть скорректированы ценностями общегуманистическими, общечеловеческими.

Даже если научные исследования не угрожают безопасности всего человечества, не менее важно исключить возможность нанесения ими ущерба правам и достоинству любого отдельного человека.

Выбор конкретной стратегии научного поиска сегодня уже не может осуществляться на основе внутринаучных целей и мотивов, но требует учета четко просчитанных общесоциальных целей и ценностей, диктующих приоритетность решения множества проблем: экологических, медицинских, борьбы с бедностью, голодом и т.д.

Таким образом, потребность в этической (равно как и в правовой) регуляции науки как социального института в конце XX в. порождена тем, что некоторые цели - ценности внутреннего этоса науки столкнулись с ценностями общесоциального и индивидуального порядка. Наука, например, на протяжении всей своей истории рьяно отстаивала требование полной свободы творчества и выбора стратегий научного поиска и экспериментирования. Современные же требования общественного (этического, политического, правового) контроля за принятием в науке ключевых решений приводят научное сообщество в некоторое смущение. Возникшая дилемма и в самом деле непроста: либо позволить обществу придирчиво контролировать (неизбежно бюрократично и малокомпетентно) живую жизнь науки, либо выработать собственные дополнительные социально-этические регуляторы научного творчества и добиться их действенности. В настоящее время работа ведется по обоим направлениям. Но поскольку сама цель таких усилий противоречива (как сохранить свободу научного творчества в условиях введения ограничений по мотивам защиты прав и интересов граждан?), дело продвигается трудно.

Итоговое же решение проблемы наверняка будет диалектическим, т.е. совмещающим противоположности. Свобода, как известно со слов Бенедикта Спинозы, есть познанная необходимость. (Когда родители насильно заставляют ребенка умываться или чистить зубы, он, конечно, не свободен и даже страдает от таких ограничений его свободы. Но повзрослев, человек совершает те же самые нехитрые операции совершенно добровольно, свободно, ибо их необходимость осознана.)

Свобода научного творчества также должна быть изнутри детерминирована необходимостью принятия ограничений, связанных с возможными негативными последствиями научных исследований. Если необходимость этих ограничений понята и принята добровольно, свобода научного поиска сохраняется!

Конечно, общество не может ждать, пока весь ученый мир осознает необходимость самоограничений. Оно не может себе позволить оказаться в зависимости от прихоти какого-нибудь непризнанного научного гения, решившего, например, в поисках геростратовой славы клонировать человека или собрать на дому ядерный заряд. Поэтому общество вводит правовые ограничения на потенциально социально-опасные исследования и эксперименты. Так, принятая в 1997 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы «Конвенция по биомедицине и правам человека» однозначно запретила создание эмбрионов человека в исследовательских целях, вмешательство в геном человека с целью изменения генома его потомков и т.д. А после появившихся сенсационных сообщений о клонировании овец Советом Европы был принят специальный Дополнительный протокол к Конвенции (вступил в силу 1 марта 2001 г.), запрещающий «любые действия с целью создания человеческого существа, идентичного другому человеческому существу, живому или мертвому».

И хотя в декабре 2001 г. Европарламент отклонил закон, запрещающий клонирование человека, законы такого рода уже приняты в девяти странах ЕС. В России в мае 2002 г. был принят Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека». Запрет вводится сроком на пять лет. При этом терапевтическое клонирование тканей закон не запрещает. В настоящее время в ООН обсуждается международное соглашение, которое должно запретить клонирование человека с репродуктивными целями.

Однако юридические запреты не решают проблему полностью, поскольку вряд ли они смогут остановить научных или политических авантюристов. В каком-то смысле этические ограничители более надежны, так как встроены во внутренние психологические механизмы поведения людей. Поэтому правовая регуляция научно-исследовательской деятельности не отменяет и не уменьшает необходимости регуляции моральной. Только личная моральная ответственность ученого за возможные неблагоприятные последствия его экспериментов, развитое чувство морального долга могут послужить надежным гарантом предотвращения трагических соционаучных коллизий.

Лейтмотив сегодняшней этики науки можно сформулировать гак; «Интересы отдельного человека и общества выше интересов науки!» Принять такое требование нынешнему научному сообществу непросто. Проблема так никогда ранее не стояла. Молчаливо подразумевалось, что любое знание - это в принципе благо, и поэтому интересы науки и общества всегда совпадают, а не сталкиваются. Увы. XX в. развеял и эту иллюзию. Афоризм же: «Знание - сила» пока не пересмотрен. Но уточнен: сила знания, оказывается, может быть как доброй, так и пой. А отличить одно от другого помогает этика науки.

Список использованной литературы

1. Концепции современного естествознания / учебное пособие / А.А. Горелов – М.: Высшее образование, 2007.

2. Концепции современного естествознания/ С.Х. Карпенков – 9-е изд. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

Похожие материалы

Этика - это философская дисциплина, изучающая мораль (нравственность) и раз­личные системы ее обоснования.

Мораль (нравственность) - это совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Это один из основных способов нормативной регуля­ции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид обществен­ных отношений.

Этика фиксирует и объясняет не столько сами явления, а сколько то или иное отно­шение к ним, их оценку. Основные категории этики - это категории «добра» («блага») и «зла».

Этика позволяет понять динамику взаимодействия человека с миром сущего и изме­нения этого мира. Соответственно, научная этика изучает, как устроена и как развивается наука.

Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообщест­вом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно- технологической и научно-педагогической деятельности.

Этические вопросы в науке могут возникать в силу разных причин: нереализованные идеи, которые желательно воплотить в жизнь; конфликты, в которых следует выступить по­средником; дилеммы, которые необходимо понять и разрешить и т.д.

Поэтому кодекс научной этики, рассматривая научную деятельность как активность, направленную на получение и прогресс знаний посредством научных методов, вербализует общепризнанные принципы поведения ученого, совокупность морально-этических ценно­стей, свойственных научной деятельности, а также те поступки ученых, которые позитивно оцениваются с моральной течки зрения.

Цель кодекса научной этики - не ограничение или наказание, а содействие вниматель­ному и ответственному отношению к ежедневно возникающим ситуациям и проблемам.

«Рекомендация относительно статуса работников науки», принятая 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г. и ратифицированная правительствами большинства стран внесла серьезный вклад в дело защиты прав работников науки и содейст­вия научному прогрессу.



В этом документе отмечается, что работники науки призваны сыграть важную роль в деле повышения эффективности использования науки и научных методов во благо человече­ству, содействовать сохранению мира и ослаблению напряженности в международных от­ношениях.

Основные права и обязанности ученых, сформулированы в этом документе следую­щим образом:

Принимать активное участие в определении путей развития науки и техники, а также на­правлений их использования в интересах человечества: анализировать необходимые со­циальные условия в каждом конкретном случае и информировать общественность о воз­можных социальных последствиях; участвовать как в подготовке, так и в реализации принятых решений, их контроле и анализе их последствий;

Проводить научные исследования и передавать свои профессиональные знания; вмеши­ваться и проявлять инициативу при выборе предмета и методов исследования, при обес­печении доступа к источникам информации, необходимой для выполнения своих обязан­ностей; выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований;

Общаться и обмениваться информацией, полученной как в ходе собственных исследова­ний, так и из внешних источников; сотрудничать и содействовать здоровой конкуренции между работниками науки, распространению знаний в гуманных целях; использовать со­временные средства коммуникации для обеспечения доступа к научной информации и стимулирования дискуссий, как в рамках научного сообщества, так и в масштабах обще­ства в целом, содействовать конструктивному диалогу с людьми, ответственность кото­рых распространяется на другие сферы (СМИ, политика, экономика и т.п.), чтобы облег­чить общественное признание моральной ценности научно-технических достижений;

Создавать, использовать и распространять знания, как индивидуально, так и сообща, бла­годаря контактам и сотрудничеству - прямая обязанность научных работников перед бу­дущими поколениями.

Таким образом, учёный должен следовать правилам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается, что пе­ред лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. В связи с этим, можно выделить четыре принципа научной этики:

1. Коллективизм - результаты исследования должны быть открыты для научного сообще­ства.

2. Универсализм - оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от соци­альных характеристик её автора, например, его статуса.

4. Разумный скептицизм - исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты. Нарушения­ми этики в научных исследованиях считаются:

Фальсификация, переделка и плагиат;

Использование новой информации, идей или данных из конфиденциальных рукописей или приватных бесед; использование архивных материалов с нарушением правил исполь­зования архивных документов;

Несоблюдение государственного законодательства, уставов и коллективных договоров академий, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;

Условий безопасности научного труда.

Не считаются нарушениями этики в научных исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также не сфальсифицированные (неосознаваемые) исследо­вательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных ре­зультатов и экспериментальных разработок.

При нарушении этических норм необходимо тщательно разбираться в ситуации и пользоваться юридическими нормами, регулирующими научную работу, коллективными до­говорами и этическими нормами, признанными в научных коллективах. Разрешение этиче­ских конфликтов, возникающих в форме дилемм, следует проводить путем обсуждений и дискуссий в рамках компетенции существующих комиссий по трудовым спорам при проф­союзных комитетах академических организаций. В случае рассмотрения вопроса о сомни­тельном поведении желательно придерживаться принципа конфиденциальности.

Случаи нарушения обязательных (научных, исследовательских, финансовых) принци­пов и стандартов поведения должны рассматриваться в официальном порядке.

Официальная жалоба должна в письменной форме подаваться в комиссию по трудо­вым спорам или руководству научной организации. Отозвать ее можно в любой момент. При необходимости после обсуждения в комиссии такие жалобы могут быть публично рассмот­рены в трудовом коллективе. Если на публичном слушании члена научного коллектива при­знают виновным в сомнительных поступках, которые считаются серьезными, к нему могут быть применены санкции, соответствующие серьезности проступка.

Члены академического коллектива, обвиненные в нарушении кодекса академической этики, имеют право подавать апелляцию на решения и санкции.

Также можно выделить и понятие как внешняя этика науки. Областью ее интересов являются взаимоотношения между наукой и обществом, а ключевой проблемой - проблема социальной ответственности отдельного ученого и науки в целом.

Помимо участия в проведении исследований современному ученому приходится вы­полнять много других ролей, каждая из которых требует соблюдения специфических этиче­ских норм. Предполагается, что при их осуществлении ученый должен опираться на ценно­сти науки и руководствоваться интересами научного сообщества.

Так, после того как исследование (или его отдельный этап) завершено, результат дол­жен быть представлен, в качестве статьи или доклада, коллегам, специализирующимся в той же области знаний. Изложение результатов проведенного исследования - это одна из ролей, в которых приходится выступать ученому; при этом исследователь становится автором.

В научной публикации по результатам исследования обязательно должны быть ссыл­ки на работы предшественников, в которых была поставлена решаемая в данном исследова­нии проблема, предложены используемые в нем методы и т. п. Это является и выражением морального признания по отношению к предшественникам. Публикация результатов иссле­дования представляет собой своего рода заявку, утверждающую приоритет авторов на от­крытие, излагаемое в статье или докладе.

Вместе с тем, исследователь, публикуя полученные им результаты, делает их достоя­нием научного сообщества. Тем самым он, помимо всего прочего, в буквальном смысле вы­носит их на суд критики, открывая своим коллегам возможности для опровержения того, что ему удалось достичь.

Таким образом, нормой и моральным обязательством, является необходимость для ученого не просто быть готовым к критическому разбору того, что им сделано, но, более то­го, самому искать опровергающие аргументы и эксперименты. Свойственный научной дея­тельности дух критического отношения к достигнутому, не только предшественниками, но и самим собой принято рассматривать как выражение одной из ключевых ценностей науки.

Особые этические проблемы связаны с публикацией результатов исследований, за­вершившихся неудачно. С одной стороны, очевидно, что никто не вправе принуждать автора к публикации собственных результатов, тем более что такая публикация может отрицательно сказаться на его престиже. Но, с другой стороны, эта публикация принесет несомненную пользу его коллегам, поскольку покажет им, что поиск в данном направлении бесперспекти­вен.

Экспертиза (рецензирование) научных публикаций - это еще одна роль, выполняемая ученым и имеющая особое значение для самоорганизации научного сообщества. Такие экс­пертные оценки - один из основных механизмов, посредством которых научное сообщество определяет приоритеты развития соответствующей отрасли научного познания.

Очевидно, что на тех, кто выступает в качестве рецензентов-экспертов, ложится бремя моральной ответственности за будущее своей области знания.

Однако, бывают и ситуации, когда рецензенты научных журналов отвергают статьи достаточно высокого качества - то ли в силу того, что оказываются не в состоянии по дос­тоинству оценить революционную идею, то ли из-за того, что автор и рецензент принадле­жат к конкурирующим и даже враждующим научным школам (последнее следует считать морально предосудительным).

Поэтому нередко раздаются голоса, призывающие отказаться от института рецензен­тов в научных журналах. Сегодня, в эпоху электронных средств коммуникации, появляются реальные возможности создавать в Интернете любые научные (или, точнее, претендующие быть научными) тексты. Однако научный уровень таких публикаций, естественно, не гаран­тируется никем, и прежде всего - научным сообществом.

Следующая роль, в которой приходится выступать ученому - это роль преподавате­ля. С точки зрения интересов и потребностей науки преподавательская деятельность есть не что иное, как участие в подготовке нового пополнения тех, кто впоследствии сам будет про­фессионально заниматься научной деятельностью.

Но процесс преподавания не сводится к простой передаче студенту или аспиранту ка­кого-то объема знаний и умений. В ходе длительных непосредственных контактов препода­вателя и студентов, студенты (аспиранты) усваивают и то, что принято обозначать такими не поддающимися строгому определению терминами, как дух науки, традиции науки и т. п.

Прежде всего, сюда относятся те специфические ценности и моральные нормы, кото­рые характерны как для науки в целом, так и для данной области знания. И если знания уча­щийся может, вообще говоря, почерпнуть из учебной и справочной литературы, то в этой роли носителя и выразителя традиций и ценностей науки никто и ничто не может заменить ученого-преподавателя.

Возможны два способа передачи новичкам и усвоения ими принципов нормативно- ценностной системы. Первый - формальный - характеризуется тем, что ценности и нормы зафиксированы в виде некоторого устного или письменного кодекса.

Второй способ не предполагает такого формально выраженного кодекса. В этом слу­чае ключевым оказывается неформальное личностное общение преподавателя и новичка, в ходе которого первый самим своим поведением демонстрирует образцы следования ценно­стям и нормам соответствующего сообщества, а второй непосредственно их усваивает. Именно таким образом осуществляется передача от поколения к поколению принципов нор­мативно-ценностной системы научного сообщества.

Очевидно, выполнение каждой из ролей требует от ученого больших или меньших за­трат времени и сил. Эти ресурсы приходится отвлекать от собственно исследовательской деятельности, так что выполнение таких ролей может восприниматься как какая-то дополни­тельная обуза.

Дело в том, что деятельность ученого в этих качествах необходима для существования и воспроизводства самой же науки. Поэтому ученый, выступая в этих ролях, выполняет свой моральный долг перед научным сообществом. Важно подчеркнуть и следующее обстоятель­ство: никто иной помимо самих же ученых не обладает ни той квалификацией, ни той компе­тенцией, которые необходимы для сколько-нибудь успешного выполнения этих ролей.

Еще одна роль, в которой сегодня все чаще приходится выступать ученому - это роль консультанта, к которому обращаются при подготовке ответственных решений, когда требуется дать прогноз и оценку возможных последствий того или иного курса действий. Та­кого рода деятельность принято называть экспертизой, например, экологической, гумани­тарной и т. п.

Отличие между ролью эксперта-рецензента и ролью эксперта-консультанта в том, что эксперт-рецензент осуществляет свою функцию в пределах научного сообщества, а эксперт- консультант привлекается как представитель этого сообщества для участия в решении не собственно научных, а важных социальных, политических, народнохозяйственных и т. п. проблем.

Ученый выступает в еще одной роли - в роли популяризатора научных знаний и дос­тижений. Ученые нередко с чрезвычайной неохотой относятся к выполнению этой функции. Эта функция требует от ученого ораторских и даже актёрских способностей, чтобы «завое­вать» аудиторию.

И все же деятельность ученых, направленная на ознакомление широкой общественно­сти с тем, чем они занимаются в лабораториях, становится сегодня все более и более важной и необходимой. Дело в том, что возможность получения ресурсов, необходимых для разви­тия науки, во многом определяется уровнем доверия общества к науке. В свою очередь, и та информация о результатах и перспективах исследований, которую сообщают ученые, при­влекает все более широкое внимание, особенно в тех случаях, когда исследования касаются вопросов здоровья и безопасности людей.

В тоже время возможна и такая ситуация, что преждевременное оглашение результа­тов научных исследований, предварительно не подтверждённых и не опровергнутых науч­ным сообществом, может провоцировать в обществе необоснованные ожидания либо опасе­ния, в итоге порождая определенные этические проблемы.

Учитывая нарастающую остроту проблем, связанных с информированием обществен­ности о результатах научных исследований, английское Королевское общество - одна из самых авторитетных в мире научных организаций - опубликовало в 2000 г. специальное руководство, посвященное взаимодействию ученых с прессой.

В рекомендациях отмечается, что научное сообщество должно поощрять исследовате­лей к открытому и ответственному обсуждению своей работы с тем, чтобы соблюдалось рав­новесие между необходимостью поддерживать научную строгость с требованием излагать результаты исследований в форме, доступной для понимания широкой аудитории.

Если журналист допустил неточности или искажения в сообщаемой широкой аудито­рии информации, то ученый должен без колебаний высказывать свой протест самому журна­листу и редактору издания, предпочтительно в форме письма, имея в виду, что оно должно быть опубликовано. Даже если такой протест не станет достаточной компенсацией того вре­да, который нанесен вследствие искажения, то по крайней мере он может сделать редактора более осторожным в будущем. При отсутствии надлежащей реакции исследователю реко­мендуется обращаться в специально занимающиеся подобными вопросами комиссии, кото­рые существуют в Великобритании, но которых, к сожалению, пока что нет в России.

Между тем, научно-технический прогресс порождает массу проблем, и он необратим. Но это не означает, что людям остается лишь безропотно подчиняться прогрессу науки и техники, по возможности приспосабливаясь к его негативным последствиям.

Конкретные направления научно-технического прогресса, научно-технические проек­ты и решения, затрагивающие интересы ныне живущих и будущих поколений, требуют ши­рокого, гласного и вместе с тем компетентного обсуждения, чтобы люди могли принимать, либо отвергать их своим волеизъявлением (например, проблема захоронения, утилизации ядерных отходов и т. п.).

Этим и определяется сегодня социальная ответственность ученого. Последствия научно-технического прогресса бывают очень серьезными и далеко не всегда благоприятны­ми для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые
потенциально заложены в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профес­сиональным знаниям подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.

Наряду с этим социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он мак­симально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежела­тельных эффектах, связанных с проводимыми исследованиями, о том, как их можно избе­жать, ликвидировать или минимизировать. Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными.

Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Ибо именно они обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы сегодня не только для ус­корения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества.

Поэтому в рамках этики можно выделить особую область, называемую деонтологией (от гр. deon - «надлежащее, должное»). Этот термин предложил в XIX в. английский фило­соф И. Бентам для названия теории морального поведения.

Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого - это повышенное стремление к точности, скрупулезности и аккуратности, научная честность, запрещающая ученому умышленно присваивать себе чужие результаты. Самоочевидным этическим положением является следующий принцип: «Мы ответственны за последствия наших действий, даже если они не предусматривались осознанно нашей волей».

Этика и информатика.

Современное общество часто называют информационным. Понятие информационного общества было введено в оборот в 1960-х гг. Степень актуальности этого понятия резко воз­росла к началу XXI в., особенно в связи с широчайшим распространением компьютеров.

Благодаря компьютеризации общества решающие изменения происходят буквально на глазах нынешнего поколения людей. Чрезвычайно быстрыми темпами эволюционируют, как аппаратные средства, так и программное обеспечение компьютеров.

Никогда ранее ни в одной из областей своей деятельности человечество не прогресси­ровало столь стремительно, как в сфере информатики, т. е. науки о способах получения, на­копления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации.

Самыми большими переменами последних двух десятилетий являются:

Миниатюризация и суперминиатюризация;

Резкое увеличение мощности, быстродействия и объема памяти компьютеров;

Замена символьного интерфейса (информационного обмена между исполнительными устройствами) графическим;

Сближение компьютера с пользователем;

Создание и функционирование интернета;

Развитие систем искусственного интеллекта.

Но развитие информатики внушает и тревогу. Сбои в информационных системах гро­зят глобальными бедствиями. Виртуально-образные миры компьютеров вызывают психиче­ские заболевания у части их пользователей, мало поддающийся контролю интернет.

Сегодня проблемы информационной этики связаны с разграничением ответственно­сти человека и значимости компьютера. Отмечается, что не только маленькие дети, но даже часть взрослых воспринимают компьютер как своего партнера. В таком качестве не воспри­нимается, например, автомобиль. Именно компьютер получает особую оценку. Если компь­ютер способен решать те же задачи, что и человек, то невольно возникает желание приписать ему человеческие способности, особенно вычислительного плана.

Ответственность как таковую люди не способны делегировать компьютерам, а потому они вынуждены брать ее на себя. Но зато они награждают компьютеры ответственностью в ее знаковом выражении. На это обстоятельство обычно не обращают внимание.

Итак, информационная этика исходит из принципа ответственности. А это означает, что должны быть разработаны в деталях пути преодоления неприятностей, осмысления но­вых достижений в сфере информатики и постановки их под контроль человека.

Компьютерная этика как часть информационной этики, занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответст­вующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы.

Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов:

1. Проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессио­налов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной тех­ники.

3. Проблемы, связанные с появлением компьютерных преступлений.

С развитием сети Интернет в обиход входит и понятие «сетевой этики» или «нэтике- та» (производное от net - сеть и etiquette - этикет), обозначающее совокупность правил, сло­жившихся среди пользователей глобальной сети.

В США в 1979 году был разработан первый кодекс компьютерной этики, в котором были выделены основные моральные установки компьютерной этики:

1. Не использовать компьютер с целью повредить другим людям.

2. Не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных се­тей.

3. Не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования.

4. Не использовать компьютер для воровства.

5. Не использовать компьютер для распространения ложной информации.

6. Не использовать ворованное программное обеспечение.

7. Не присваивать чужую интеллектуальную собственность.

8. Не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации.

9. Думать о возможных общественных последствиях программ, которые вы пишите или систем, которые вы разрабатываете.

10. Использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают вашу предупреди­тельность и уважение к другим людям.

Совокупность моральных установок образует принципы компьютерной этики:

1. Privacy (тайна частной жизни) - право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей.

2. Accuracy (точность) - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям.

3. Property (частная собственность) - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права.

Accessibility (доступность) - право граждан на информацию, ее доступность в любое вре­мя и в любом месте.

Этика науки - раздел профессиональной этики, разрабатывающий нравственные принципы научной деятельности.

  • § Внутренняя этика науки - авторство и плагиат; критический разбор того, что сделано со стороны и самому; публикация отрицательных результатов исследования; экспертиза и рецензирование; преподавание; консультирование; популяризация
  • § Внешняя этика науки - взаимоотношения между наукой и обществом, проблема социальной ответственности.

Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного общества, с одной стороны, а с другой - опасные негативные социальные следствия бездумности, а порой и откровенно преступного использования достижений науки повышают в наши дни требования к нравственным качествам ученых, к этической, если ставить вопрос шире, стороне научной деятельности. Наметим хотя бы пунктирно некоторые из этих этических требований.

  • 1. ученый должен соблюдать общечеловеческие нормы нравственности, и спрос с него в этом отношении должен быть выше, чем в среднем, и в силу важности его функций, и в силу высокой ответственности за социальные результаты его деятельности.
  • 2. требование бескорыстного поиска истины без каких бы то ни было уступок конъюнктуре, внешнему давлению и т.д.
  • 3. нацеленность на поиск нового знания и его до конца честного, досконального обоснования, не допуская подлога, погони за дешевой сенсацией, а тем более плагиата.
  • 4. обеспечение свободы научного поиска.
  • 5. высокая социальная ответственность и за результаты своих исследований, и в еще большей степени за их практическое использование. О необходимости повышения ответственности ученых и работников инженерной мысли за свои решения свидетельствует тяжелый груз Чернобыля. .

Глобальные проблемы современности, - экологическая в особенности, да и не только она, - говорят о том, что от людей науки, да и от всех людей вообще требуется ныне по-новому, с повышенной требовательностью подходить к оценке и нашей познавательной, и нашей практической деятельности.

Наука как область человеческой деятельности погружена в ценностное измерение: для ученого высшей ценностью является истина и все, что к ней ведет, различного рода эмпирические и теоретические методы. В сообществе ученых высоко ценятся также честность, порядочность, мужество в отстаивании своих взглядов, критическое отношение к догмам и всяким авторитетам, суевериям.

В то же время в самой науке, в ее методологическом арсенале, нет никаких нравственных норм, регламентирующих научные исследования в плане социальных последствий, позволяющих соизмерять научные достижения с состоянием общества. Многие ученые осознают свою ответственность за возможное использование их научных открытий, понимают недопустимость вооружения злодеев средствами массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтрольного вмешательства в их дела. К сожалению, имеется немало печальных примеров подобного: ядерное, биологическое, химическое оружие, эксперименты с генами животных и людей, тотальный компьютерный контроль в обществе и др.

В последние годы все большее число ученых склоняется к мнению о том, что неправильно считать науку лишь средством добывания истины. Настойчиво подчеркивали эту мысль Н. Бор и В. Гейзенберг. Ученые берут на себя ответственность, если не полностью, то, по крайней мере, в существенной степени, за свои творения. Они становятся этиками, потому что ответственность - это этическая категория. Прежде чем создать что-либо, могущее угрожать человеку, следует продумать все возможные варианты. А, приняв решение, не следует уходить от ответственности. Современный ученый должен понять, что истина - это добро и красота.

В этике науки представлены нравственные основы научной деятельности. Основными этическими нормами науки являются, как мы выяснили, бескорыстный поиск и утверждение истины, обогащение науки новыми результатами, полезными для человечества, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. Соблюдение этики науки должно привести к утверждению нравственного идеала гуманизма.

Обоснование этого идеала содержится в концепции так называемого эволюционного гуманизма, одним из основателей которого является Дж. Хаксли - английский философ и зоолог. Суть его теории состоит в следующем:

  • § Человек сам несет ответственность за свое будущее и за будущее планеты, не возлагая ее ни на Бога, ни на судьбу.
  • § Человек является одним видом существующей на Земле жизни. Поэтому человечество нельзя превращать в совокупность враждующих "псевдовидов" (наций, религий и государств и их блоков).
  • § Смыслом существования науки является воплощение человеческих надежд, а не материальное благополучие.

Задача науки повышать "качество" жизни, а не увеличивать количество материальных ценностей для отдельных социальных групп. Для реализации этих идей и принципов необходимо новое мышление, которое и призвана формировать наука. .

Новое понимание природы стимулировало поиск и новых идеалов человеческого отношения к природе, которые претендуют на то, чтобы стать духовным основанием для решения современных глобальных проблем. Активно разрабатываются идеи так называемой "углубленной экологии", которая порывает с антропоцентризмом и рассматривает человека не как властелина природы и центр мироздания, а как существо, включенное в многообразие жизни. Человек - неотъемлемая часть живого, соотносящаяся с другими его частями не на основе конкуренции и господства, а на основе сотрудничества и взаимности (Э. Ласло, Ф. Капра, Б. Калликотт, О. Леопольд и др.).

С этих позиций предлагаются различные варианты новой этики, которая должна, наряду с нормами общественного поведения, регулирующими отношения между людьми, включать "этику в экологическом смысле" (биосферную этику), ограничивающую свободу действия человека в его борьбе за существование. Новая этика, по замыслу ее сторонников (О. Леопольд, Р. Атфилд, Л. Уайт, Э. Ласло, Б. Калликотт и др.), должна регулировать взаимоотношения человека с Землей, с животными и растениями, формируя убеждение в индивидуальной ответственности за здоровье Земли.

Эти этические концепции во многом перекликаются с известными идеями А. Швейцера о благоговении перед жизнью. Но в принципе они идут дальше. Как пишет Б. Каликотт, "лично я не особенно восторгаюсь моральной теорией Швейцера - главным образом по той причине, что она ограничивает круг морально значимых объектов индивидуальными сущностями, не беря во внимание объекты коллективной природы: популяции, виды, биоценозы и всю глобальную экосистему в целом". .

Введение

1.Этика как наука.

Заключение

Словарь терминов

Список используемой литературы


Введение

«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще». Эти слова принадлежат известному французскому философу К. Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего, если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности, духовным аспектам ее жизни.

В современной системе духовных ориентации отчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов - технократизма и гуманизма. Первый связан с признанием примата техники и технологии как главных факторов мирового прогресса. На его основе сложился своеобразный культ инструментального знания и прагматического действия. В его рамках даже человек стал рассматриваться лишь как средство («человеческий фактор»). Другой подход связан с преимущественным интересом к человеку как к цели - вспомните афоризм древних: «Человек есть мера всех вещей». Лишь человеческим измерением может быть определена истинная ценность всего происходящего в мире, истинный смысл истории, суть которого - человеческое счастье. Это гуманистический подход, который позволяет не только вывести человека из тупика потребительства, но и возродить высшие гуманистические ценности, делающие человека Человеком. Принципы гуманизма, терпимости, понятия добра, сострадания, совести, смысла жизни - все это составляет предмет изучения ЭТИКИ, которая выступает тем самым гуманистической основой формирования личности.


1. Этика как наука

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания.

Возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», что означало привычки, обычаи, нравы.

Греческое слово «ethos», было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores», на его основе было образовано прилагательное «moralis» (моральный). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas) которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».

Таким образом, следуя этимологии, слова «этика», «нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляется как синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий.

Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание, наука.

Под понятиями «нравственность» и «мораль» - изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

Таким образом, этика является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.

Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику и эстетику. Этика как философская дисциплина в той или иной степени решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания.

Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания. Существенное своеобразие этики состоит в ее нормативности. Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности.

Этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д. Этика изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, вы являет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

В качестве теории морали этика занимается исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различения добра и зла. В рамках этики строится и исследуется система понятий, в которых можно выразить как сами моральные законы, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.

Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу. Чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический период должна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие.

Подводя итог, следует отметить, что мораль (нравственность) представляет собой сложную сферу духовной жизни личности и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности ее функционирования. В кризисных условиях общественного развития этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных систем.

Нравственность - это особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленная мировоззрением. Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек - существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность - один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.). Это внутренний саморегулятор поведения человека, настроенный на принципы человечества.

В целях систематизации Г.Н. Кузьменко выделяет в структуре нравственности следующие элементы:

1) нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

2) нравственная практика;

3) нравственные отношения.

1) Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, является отражением нравственного бытия людей. Особенность этого сознания состоит в восприятии всякого явления с точки зрения его ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причины, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности - важная характеристика нравственного сознания.

Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном (идеал). Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества), тем самым придавая ей смысл. Исходя из обозначенной цели, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла), а также, и это является еще одной важной его характеристикой, предписывает людям определенные действия (в качестве их долга).

Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.

Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позволяющий влиять на представления и поведение отдельного человека, воспитывать полноценную личность. ,

В общественном нравственном сознании можно выделить два уровня - обыденный и теоретический. Первый являет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл» - повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастую нечетки, неустойчивы и даже противоречивы, что обусловлено зависимостью от конкретных жизненных обстоятельств. Второй уровень - теоретический - характеризуется большей четкостью, системностью, рациональностью. На этом уровне решаются так называемые «смысложизненные» вопросы человеческого бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т.е. этика.