Что такое двойственный характер труда. Товар и его свойства. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре. Двойственный характер клиентов платформы

Cтраница 3


Маркс доводит до совершенства трудовую теорию стоимости: открывает двойственный характер труда, создающего товар, и двойственность самого товара, историю появления и сущность денег, их роль в товарном хозяйстве; в ней показана необходимость превращения товара в деньги вследствие того, что общественный характер труда, воплощенного в товаре, может проявляться только в обмене; сформулированы условия и черты товарного производства, найдена и охарактеризована простейшая экономическая форма капитализма - товар.  

Маркс критически переработал начатое до него исследование С. Он строго научно п последовательно обосновал и развил его, открыв двойственный характер труда, создающего С.  

Наемные работники своим живым трудом создают новую стоимость и переносят на продукт стоимость средств производства. Этот двойственный результат, достигаемый в одно и то же время, объясняется двойственным характером труда.  

Новый подход в экономической теории, обновленный К. Марксом, заключается прежде всего в дальнейшей разработке теории трудовой стоимости, в открытии двойственного характера труда и двойственного характера товара.  

Обстоятельно изложенное в главе Товар учение о двойственной природе товара, как единстве потребительной стоимости и меновой CTOPIMOCTII, п двойственном характере труда, как конкретного труда и абстрактно-всеобщего труда, составляет великую научную заслугу Маркса.  

Обстоятельно изложенное в главе Товар учение о двойственной природе товара, как единстве потребительной стоимости и меновой стоимости, и двойственном характере труда, как конкретного труда и абстрактно-всеобщего труда, составляет великую научную заслугу Маркса.  

Это не значит, что рабочий трудится вдвойне: сначала переносит старую стоимость, а затем создает новую. Он делает это в одно и то же время. Такая возможность - заложена в двойственном характере труда, создающего товары. Абстрактным трудом рабочий создает новую стоимость, измеряемую рабочим временем, затраченным на производство товара, конкретным трудом - определенную потребительную стоимость и вместе с тем переносит стоимость потребленных средств производства - на новый продукт. Следовательно, процесс создания новой стоимости и перенесения старой происходит одновременно.  

Другие участники (Н. И. Бухарин, Дво-лайцкий) настаивали на ограничении предмета ноли-тич. В 1927 развернулась дискуссия об абстрактном труде (см. Двойственный характер труда), переросшая в 1928 - 29 в широкую дискуссию о диалектике производительных сил и производственных отношений. Кон и др.) растворяли производств, отношения в производит, силах, давали натуралистич. Ноткин и др. Итоги дискуссии были подведены в статье В. Борилина К разногласиям в политической экономии, опубликованной в журн.  

Все же научный ее статус не висел в воздухе. Маркса, в основе которой лежит претендующее на открытие положение о двойственном характере труда. Маркс различал в труде конкретный, специфизированный труд в какой-либо полезной форме (труд пекаря, сапожника, портного и т.п.), создающий конкретные потребительные стоимости, и абстрактный, всеобщий труд, как затраты человеческой рабочей силы в физиологическом смысле слова, созидающий или образующий стоимость (ценность) товаров.  

Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства - писал Маркс - выступает как огромное скопление товаров, а отдельный товар - как элементарная форма этого богатства. Наше исследование начинается поэтому анализом товара (Маркс К. Товар обладает двумя свойствами: стоимостью и потребительной стоимостью, в к-рых проявляется двойственный характер труда, создающего товар. Разграничение труда конкретного, свойственного для всех способов произ-ва и воздающего потребит, стоимость, и труда абстрактного, отражающего специфически исторнч.  

Серьезный вклад в ее создание был внесен такими трудами, как работа Энгельса ((Положение рабочего класса а Англии, работы Маркса Нищета философии и Наемный труд и капитал и их совместный труд ((Манифест Коммунистической партии. В работе оК критике политической экономии Маркс впервые систематически излагает свое учение о товаре и деньгах, о двойственном характере труда, воплощенного в товаре.  

В его главном труде Капитал (над которым он работал в общей сложности более 40 лет) изложены теории прибавочной стоимости и прибыли, рабочей силы и заработной платы, природы товара и денег, двойственного характера труда, проблемы воспроизводства и первоначального накопления капитала, ренты.  

Ри-кардо) перенесла предмет исследования из сферы обращения в сферу производства, создала трудовую теорию стоимости, согласно которой прибыль является вычетом из продукта труда рабочего. Марксистская политическая экономия показала, что прибыль представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости. Маркс открыл двойственный характер труда и на этой основе показал, что наемный рабочий, создавая продукт своим трудом, переносит на него стоимость потребляемых средств производства, воспроизводит эквивалент стоимости своей рабочей силы и создает прибавочную стоимость, которая на поверхности представляется не как порождение труда, а как порождение капитала, т.е. прибыль.  

Напротив, меновая стоимость представляет собой экономическое отношение. Создающий ее, воплощенный в товаре труд безразличен к особенному веществу потребительных стоимостей и к особенной, конкретной форме самого труда. Такой образующий субстанцию стоимости труд Маркс называет абстрактно-всеобщим. Выдвинув положение о двойственном характере труда, об абстрактном труде как источнике меновой стоимости еще в экономической рукописи 1857 - 1858 гг., Маркс обстоятельно раскрыл его в первом выпуске К критике политической экономии. Абстракция всеобщего человеческого труда, показал он, заключается в сведении различных видов труда к простому среднему труду, то есть к тому труду, который в состоянии выполнить средний индивидуум данного общества. Представленный в стоимости труд осуществлен как труд обособленного отдельного лица, однако через посредство обмена и рыночных отношений он принимает форму своей противоположности, становится абстрактно-всеобщим трудом. Таким образом, этот труд является специфически общественной формой труда.  

Была сформулирована концепция по проблемам противоречия товара, двойственного характера труда, закона стоимости как закона движения товарного производства, разработана теория цены производства.  

а) Согласно К.Марксу, общество - это саморазвивающаяся система, динамика которого определяется состоянием и развитием «способа производства». Способ производства - это сочетание имеющихся в настоящий момент количества и качества труда и средств производства («производительных сил») и «производственных отношений» (рабовладельца и раба, капиталиста и наемного рабочего, и т.д.). Существует три типа способов производства или общественно-экономических формаций , последовательно сменяющих друг друга: докапиталистический строй (включающий такие разновидности, как первобытное общество, восточный и античный типы рабовладельческого общества, феодализм), капиталистический строй и послекапиталистический строй. Смена одного общественного устройства другим всегда происходит насильственно и обуславливается нарастающими противоречиями, внутренне присущими каждому из этих устройств, кроме социализма. Например, «основным противоречием капитализма» (современного для К. Маркса способа производства) является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения продуктов труда. По мнению К. Маркса, капитализм посредством «пролетарской революции» (революции «под руководством рабочего класса») должен был быть заменен на коммунистический строй, в котором основное противоречие капитализма (да и другие его «язвы» - безработица, нищета и проч.) отсутствуют. Теория смены типов общественно-экономических формаций является вариацией на тему теории саморазвития абсолютной идеи Г.Гегеля. К. Маркс лишь «материализовал» диалектику Г. Гегеля, поставив в основу социальных явлений не «мировой дух» («идею»), а материалистически обусловленный способ производства.

б) К. Маркс вслед за Г. Гегелем полагал, что в основе явлений, которые наблюдаются повседневно, лежат особые «сущности», «субстанции». Не зная ничего о «субстанциях», мы не можем объяснить соответствующие явления, которые являются формой проявления этих «субстанций». Так, например, цена товара - «форма проявления» его ценности, т.е. «общественно-необходимых затрат абстрактного труда» (см. следующий раздел), и т.д. К. Маркс обвинял современную ему «политическую экономию» в «вульгаризации» анализа экономики, поскольку представители последней делали акцент, по мнению К. Маркса, лишь на изучении «поверхностных» аспектов экономической действительности, не проникая в их «сущность». Многими критиками К. Маркса отмечалось, что вряд ли «сущности» должны быть предметом серьезного экономического исследования, если они в реальности не наблюдаемы и при этом не влияют на мотивацию хозяйствующих субъектов .

в) Кроме того, следует также отметить, что К. Маркс последовательно придерживался принципа методологического коллективизма, а конкретнее, «исповедовал» «классовый подход»: отдельные хозяйствующие субъекты не имеют собственных целей и предпочтений; их действия определяются классовой принадлежностью. Эта методологическая характеристика позже станет одним из фундаментальных свойств радикальной политической экономии XX века.

г) Как и экономисты-классики, К. Маркса интересовали аспекты динамического взаимодействия между распределением дохода, накоплением капитала и техническим прогрессом. Он отмечал, что «... конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества» . При этом К. Маркс делал большой акцент на связи указанных аспектов с социальными проблемами, прежде всего, с безработицей и обнищанием рабочего класса. Интерес к данной тематике также характерен для современной радикальной политической экономии.

4.2. Вклад К.Маркса в трудовую теорию ценности: концепция двойственного характера труда

К.Маркс дополнил трудовую теорию ценности А.Смита и Д.Рикардо своим учением о двойственном характере труда. Это учение можно четко изобразить на следующей схеме (рис. 4.1).

Ценность U Товар U Потребительная ценность

Абстрактный труд Конкретный труд

Общественный труд Частный труд

Общественное ® Товарное ¬ Частная собственность

разделение труда производство на средства производства

Рис. 4.1. Концепция двойственного характера труда в теории ценности К. Маркса.

В теории ценности К. Маркса исходным пунктом анализа является товар, который определяется им как продукт труда, предназначенный для обмена (таким образом, понятие товара у К. Маркса является более узким, чем понятие [экономического] блага у маржиналистов, в частности, у К. Менгера и У.С. Джевонса, см. разделы 5.3.2 и 5.4.2). Необходимым условием для системы товарного производства, т.е. системы, основанной на обмене продуктов труда, является сочетание общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Эти два фактора в конечном счете обуславливают двойственный характер труда и двойственную природу товара, как это видно из схемы. При этом едва ли не основная предпосылка теории ценности К. Маркса состоит в несоизмеримости потребительных ценностей различных товаров (т.е. свойств товаров, удовлетворяющих те или иные потребности людей). Потребительная ценность - это только необходимое условие для того, чтобы данный продукт труда мог быть обменен на другой продукт труда, но она не отражает его ценности. Последняя определяется затратами абстрактного труда , т.е. расходованием «... человеческой рабочей силы в физиологическом смысле...» , вне зависимости от конкретного вида труда (т.е. труда маляра, скульптора или музыканта). Таким образом, абстрактный труд нужно отличать от конкретного труда . К. Маркс считал, что ценность - это «воплощенный в товаре абстрактный труд», «сгусток лишенного различий человеческого труда» . Однако общественная природа абстрактного труда проявляется только лишь косвенно-окольно через товарообмен. При отсутствии товарного производства отсутствует абстрактный труд (и, следовательно, двойственный характер труда), и продукты труда не имеют ценности, поскольку не производятся с целью обмена. Таким образом, К. Маркс полагал, что ценность (товара) - категория, присущая исключительно товарному производству. Определяется она, как уже было сказано, общественно-обусловленными затратами абстрактного труда, а измеряется в ценности другого товара, на который обменивается данный товар, или (при «капиталистическом товарном производстве») - в денежной цене данного же товара. Следует учесть, что денежная цена товара вовсе не обязательно должна быть равна его ценности. Цена - это только «превращенная форма» («форма проявления») ценности; ценность - это всего лишь «центр тяготения» цены, т.е. величина, к которой цена товара «стремится».

При этом тот факт, что труд может быть разным по интенсивности и качеству, с точки зрения К. Маркса, не опровергает его концепцию: ведь все виды «сложного» труда - согласно принципу редукции труда - можно свести с определенным коэффициентом к «простому среднему труду», и якобы это все время и происходит на рынке при установлении меновой ценности товаров.

Здесь можно отметить, что вряд ли обоснованно отстаивать идею соизмеримости затрат труда и одновременно говорить о несоизмеримости потребительных ценностей.

4.3. Вклад К. Маркса в трудовую теорию ценности: концепция прибавочной ценности

Почему цена товара больше, чем издержки на заработную плату рабочего, производящего этот товар, ведь ценность этого товара создается исключительно его трудом? Этот вопрос, на который не дал ответа Д,Рикардо, был разрешен К. Марксом посредством теории прибавочной ценности , которая является, наряду с учением о двойственном характере труда, оригинальным вкладом «основоположника научного социализма» в основную область исследования (проблема цены и ценности) классической политической экономии. Разницу между ценой товара и его (удельными) издержками присваивает капиталист, непосредственно организующий его производство через найм рабочей силы. Эта разница как раз и была названа К. Марксом прибавочной ценностью. К. Маркс полагал, что рабочее время делится на необходимое и прибавочное. В течение необходимого рабочего времени работник окупает «ценность рабочей силы», т.е. объем благ (в ценностном выражении), необходимых для обеспечения его нормальной трудовой деятельности. В течение прибавочного рабочего времени работник «работает на капиталиста». Капиталист пытается увеличить прибавочную ценность за счет увеличения абсолютной прибавочной ценности (т.е. путем абсолютного удлинения рабочего дня) и за счет увеличения относительной прибавочной ценности (т.е. путем увеличения производительности труда, которое позволяет произвести эквивалент «ценности рабочей силы» в течение меньшего промежутка времени). При этом повышается норма прибавочной ценности - ее отношение к затратам капиталиста на использование труда. Реализация товара позволяет капиталисту трансформировать произведенную и накопленную прибавочную ценность в прибыль. Прибыль и прибавочная ценность - разные категории в теории К. Маркса! Прибыль (как и цена товара по отношению к его ценности) является «превращенной формой» прибавочной ценности. Аналогичным образом, цена рабочей силы или денежная заработная плата - не что иное, как «превращенная форма» ценности этой рабочей силы.

4.4. Теория цены производства

В экономике, современной К. Марксу, цены на товары формировались таким образом, что уравнивали нормы прибыли на вложенный (основной) капитал в различных отраслях, а вовсе не тяготели к их «ценности», т.е. затратам труда. К. Маркс «объяснил» это при помощи «цены производства». По его мнению, лишь при «простом товарном производстве» цены товаров равны или «близки» их ценности. В развитом капиталистическом хозяйстве товары продаются по «цене производства», которая равна сумме издержек производства и «средней прибыли» (см. табл.4.1). «Средняя прибыль» - это категория развитого капитализма. При «простом товарном производстве» («неразвитом капитализме») связи между отраслями хозяйства слабы, т.е. существуют значительные трудности свободного перелива капиталов из одной отрасли в другую (плохая транспортная связь, недостаток информации и т.д.). Эти трудности отсутствуют при «развитом капитализме». В таком хозяйстве капитал устремляется туда, где прибыль выше. В результате этого происходит уравнение норм прибыли на капитал, и в каждой отрасли капиталист получает «среднюю прибыль» или «среднюю норму прибыли». «Цена производства» как раз и обеспечивает равенство «средних норм прибыли» по всем отраслям экономики. К. Маркс считал, что теория цены производства не противоречит его (трудовой) теории ценности. Цена производства - это «превращенная форма» ценности товара.


Теория стоимости является фундаментом грандиозного здания марксистской политической экономии. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем ко-личеством абстрактного труда, который затрачен наихпроизвод-ство. Продолжая рикардистскую традицию понимания стоимости, К.Маркс внес в ее анализ принципиально новый момент - учение о двойственном характере труда.
Двойственный характер труда означает, что труд в товар-ном производстве является одновременно конкретным и абст-рактным. Конкретный труд - труд, отличающийся определенной целью, навыками, организацией, профессиональным умением, направленный на создание какого-то конкретного продукта. Ре-зультатом конкретного труда является потребительская стоимость. Абстрактный труд это общественный труд (затраты мускулов, энергии, мозга), отвлеченный от его конкретной формы. Абстрактный труд является мерилом разных конкретных частных видов труда. Его результатом является стоимость товара, проявляющаяся в меновой стоимости, т.е. пропорции обмена одного товара на другой.
Величина стоимости товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, затраченного для его изготовления. К.Маркс ввел в экономическую науку понятие прибавочной стоимости. Учение о двойственном характере труда позволило К.Марксу раскрыть «тайну» прибавочной стоимости. Классиче-ская школа не смогла объяснить происхождение прибыли на ос-нове трудовой теории стоимости: ведь если богатство создается трудом, а труд обменивается по эквивалентной цене, то прибыль должна отсутствовать. Принципы трудовой стоимости и эквивалентности обмена оказывались во взаимном противоречии. К.Маркс решает проблему, вводя новое понятие - «товар рабочая сила». Рабочая сила, по Марксу, имеет потребительскую стоимость и стоимость. Стоимость этого товара соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а потребительская стоимость определяется спо-собностью рабочей силы к труду. Капиталист покупает на рынке не труд, а рабочую силу, т.е. способность трудиться. Разницу ме-жду стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс называет прибавочной стоимостью. Прибавочная стоимость является источником прибыли капиталиста. Рабочая сила, таким образом, является особенным товаром, способным создавать стоимость большую, чем стоимость рабочей силы.
Прибавочная стоимость создается абстрактным обществен-ным трудом и выступает как неоплаченный труд рабочего. В те-чение рабочего дня рабочий должен сначала произвести стои-мость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачивае-мый на это труд Маркс назвал необходимым трудом. Всю ос-тальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда и соответственного затраченного работником рабочего времени характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами. К.Маркс, создав учение о прибавочной стоимости, показал капиталистическую эксплуатацию, как процесс присвоения капи-талистами прибавочной стоимости, созданной рабочими. К.Маркс видит два пути повышения степени эксплуатации:
1) прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения ра-бочего дня; 2) изменение соотношения прибавочного и необхо-димого труда в пределах фиксированного рабочего дня. Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной стоимости, второй - получением относительной прибавочной стоимости.
Первый характерен для раннего капитализма, второй - для зрелых его форм. Сокращение необходимого времени может быть достигнуто при удешевлении средств существования рабочих, за счет роста производительности труда.
Маркс выделяет еще один путь увеличения прибавочной стоимости: получение избыточной прибавочной стоимости путем снижение индивидуальных издержек производства по сравнению с общественно необходимым. Но этот вид прибавочной стоимости не может присваиваться всеми капиталистами, и даже у отдельных капиталистов он носит временный характер, связанный с применением инноваций до тех пор, пока они не станут общест-венным достоянием. Следовательно, прибавочная стоимость все-гда выступает как результат эксплуатации рабочего, который бесплатно работает на капиталиста

Двойственная природа товара в марксистской теории объясняется двойственным характером труда товаропроизводителя: труд является одновременно и конкретным, и абстрактным.

Конкретным трудом называется полезный труд, затрачиваемый в определенной целе­сообразной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда. Различные виды конкретного труда отличаются своей целью, характером трудовых операций, предметами труда, орудиями труда и конечными результатами. Результатами различных видов конкретного труда являются различные потребительные стоимости, которые создаются при содействии сил природы. Таким образом, потребительная стоимость есть результат соединения двух элементов - вещества природы и конкретного труда.

Все конкретные виды труда качественно различны. Но между всеми видами конкретного труда есть и нечто общее: все они представляют собой расходование рабочей силы, затраты нервной, мускульной, психической, интеллектуальной и другой энергии человека.

Труд товаропроизводителя, выступающий как затрата рабочей силы вообще, в физио­логическом смысле, т.е. вне зависимости от его конкретных форм, называется абстрактным. Такое физиологическое определение абстрактного труда необходимо дополнить экономическим: труд каждого человека является частицей совокупного общественного труда, придает ему, тем самым, общественный характер. Производя продукцию для других, товаропроизводители фактически работают друг на друга. Следовательно, труд каждого товаропроизводителя является не только частным, но и общественным.

Схематически взаимосвязь рассмотренных категорий представлена на рис.3.1.

Общественный характер труда в процессе производства остается скрытым и обнаруживается лишь на рынке в процессе обмена. Если продукт труда, будучи вынесенным на рынок для продажи, никем не куплен, то воплощенный в нем частный труд не имеет общестенного характера. Если продукт будет кем-то куплен, то это значит, что он нужен обществу, а воплощенный в нем частный труд получает общественное признание как труд общественный. Вместе с этим и благодаря этому данный конкретный труд получает признание в качестве труда абстрактного, а товар, следо­вательно, имеет не только потребительную стоимость, но и стоимость, которую создает абстрактный труд.

Частный и конкретный труд не обязательно получают признание в качестве общественного и абстрактного. Между ними не всегда существует гармония, может обнаружиться и противоречие. Противоречие между частным и общественным трудом является основным противоречием простого товарного производства. Оно предопределяет возможность возникновения диспропорций в экономике, колебания рыночных цен, кризисов перепроизводства и других неприятных явлений.

Так как стоимость есть овеществленный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. А чем можно измерить труд? К сожалению, специальных приборов для измерения интенсивности, напряженности и вообще величины затрат труда не существует. Поэтому затраты труда измеряются минутами, часами, днями и т.д. рабочего времени. Чем больше рабочего времени затрачено на производство товара, тем выше его стоимость.

Но один товаропроизводитель делает пряжу с помощью веретена, а другой - с помощью прядильной машины; один начинающий, другой опытный; один работает интенсивно, другой - с ленцой. Индивидуальное рабочее время какого товаропроизводителя определяет стоимость пряжи? Ответ, возможно, парадоксален: никакого, ибо не индивидуальное, а общественно необходимое рабочее время (ОНРВ) определяет величину стоимости товара. Оно определяется на основе данных об индивидуальных затратах времени.

Например, если 1-й производитель затрачивает на одно изделие 8 ч и производит 200 изделий, 2-й - 10 ч и производит 500, 3-й - соответственно - 12 и 300, то ОНРВ точнее всего рассчитывается по формуле средневзвешенного:

Приблизительно ОНРВ можно определить как рабочее время того производителя, который создает подавляющую массу данного товара.

ОНРВ - это время, затрачиваемое на изготовление какого-либо товара при общественно нормальных условиях производства и средней в данном обществе квалификации работников и интенсивности их труда.

Интенсивность труда - это его напряженность. При более интенсивном труде в единицу времени расходуется больше физической, умственной и прочей энергии, поэтому этот труд в единицу времени создает больше полезности и больше стоимости. Стоимость всей массы товаров, созданной за рабочий день, прямо пропорциональна интенсивности труда.

В отличие от интенсивности, повышение производительности труда не сопровождается большей тратой энергии. Количество товаров, создаваемых в единицу времени, увеличивается при тех же затратах живого труда в результате прогресса техники и технологии, совершенст­вования организации производства, повышения общего уровня искусности и интенсивности труда всех работников. Повышение производительности труда ведет к уменьшению ОНРВ на каждую единицу товара. Поэтому стоимость единицы товара обратно пропорциональна производительности труда, а стоимость всей массы товара, созданной за рабочий день, остается либо неизменной, либо возрастает незначительно за счет удорожания техники и технологии.

На величину стоимости товара оказывает влияние и степень сложности труда. Труд ювелира сложнее труда токаря, а труд токаря сложнее труда землекопа. Поэтому нельзя приравнивать час труда токаря к часу труда землекопа. Необходимо свести всякий труд, как бы сложен он ни был, к простому труду.

Простой труд - это труд, не требующий специальной профессиональной подготовки. Его может выполнять всякий физически здоровый человек без предварительного обучения. Сложный труд - это возведенный в степень или умноженный простой труд. Продукт сложного труда обладает большей стоимостью, чем продукт простого труда, хотя рабочее время на них затрачено одинаковое. Редукция труда, т.е. процесс сведения сложных видов труда к простому, происходит на рынке.

Итак, величина стоимости определяется количеством абстрактного общественно необходимого простого труда, затраченного на производство товара.

Специфической формой экономического блага является товар . Он обладает двумя свойствами:

    способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

    способность обмениваться на другие вещи.

Таким образом, товар – это экономическое благо, которое удовлетворяет определенную потребность человека и изготовлено для обмена.

Свойство товара быть полезным человеку, удовлетворять его потребность называется потребительной стоимостью товара . Ею обладает любой товар. Одни вещи могут удовлетворять потребности непосредственно, например хлеб, одежда и т.п., другие – косвенно, опосредовано (промышленное здание, сырье, машины и т.п.). Многие товары удовлетворяют ряд общественных потребностей (например, нефть, бензин, топливо, синтетические материалы и др.). В качестве товара выступают услуги. Их специфика состоит в том, что они не имеют вещественной формы (труд учителей, тренеров и т.д.).

Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость. По своей потребительной стоимости различные товары несоизмеримы: невозможно определить, например, что полезность очков во столько-то раз больше или меньше полезности портфеля.

Напротив, как меновые стоимости, товары соизмеримы, что выражается в определенных меновых пропорциях, например 1 портфель = 3 парам очков. Таким образом, нельзя определить меновую стоимость товаров их потребительной стоимостью. Общим, содержащимся во всех обмениваемых товарах, является общественный труд, затрачиваемый на их производство.

Воплощенный в товарах общественный труд делает их количественно соизмеримыми и качественно однородными.

В товаре оба его свойства образуют единство. Стоимость не может существовать без потребительной стоимости: если, например, человек будет производить такую вещь, которая не удовлетворяет ничью потребность, то его труд не создает стоимости.

В свою очередь потребительная стоимость товара не может существовать без стоимости, так как товар может быть использован для потребления лишь после того, как в процессе обмена реализуется его стоимость.

Однако потребительная стоимость и стоимость – это противоположные свойства товара:

    как потребительные стоимости товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы; напротив,

    как стоимости они качественно однородны и количественно соизмеримы.

Но, один и тот же товар не может быть использован одним и тем же человеком:

    и в качестве потребительской стоимости

    и в качестве стоимости.

Один способ использования исключает другой. Для самого производителя его товар не имеет потребительной стоимости; он служит для него лишь средством обмена на другой товар, то есть используется как стоимость и меновая стоимость.

Сохраняя в своих руках стоимость, производитель как бы отталкивает от себя потребительную стоимость данного товара. Напротив, в руках покупателя товар используется именно в качестве потребительной стоимости. Таким образом, хотя потребительная стоимость товара и его стоимость взаимно предполагают друг друга, они в то же время в известном смысле отрицают друг друга. Потребительная стоимость и стоимость представляют собой единство противоположностей.

Так как товар – результат человеческого труда, следовательно, труд имеет двойственный характер. С одной стороны труд любого производителя представляет собой особый вид деятельности, результатом которой является определенное материальное благо или оказанная услуга. Например, целью труда каменщика является постройка здания, целью труда забойщика – добыча угля и т.д. Он совершается при определенных условиях производства (швейная фабрика, шахта, машиностроительный завод), предполагает наличие определенной квалификации и специальности работников (ткач, портной, слесарь, плотник), совершается с помощью специальных орудий и предметов труда (ткацкий станок, мартеновская печь) и его результатом является определенная потребительная стоимость товара (одежда, трубы, жилые здания и т.п.). Таким образом, общественный труд, который затрачивается в особо целесообразной форме с использованием определенных средств и предметов труда, характеризуется своеобразной целью и создает специфическую потребительную стоимость – это конкретный труд.

Следовательно, конкретный труд есть труд, создающий потребительную стоимость. Но человеческий труд – не единственный источник потребительной стоимости: богатство человеческого общества, как совокупность потребительных стоимостей, получается в результате соединения человеческого труда с природными веществами.

Будучи одним из главных источников потребительных стоимостей, конкретный труд не может быть одновременно и источником стоимости товаров. Ведь стоимость является тем общим, что уравнивает между собой различные товары, между тем как конкретные работы качественно разнородны.

При всем разнообразии конкретных работ в них имеется нечто общее – это затрата человеческой рабочей силы в физиологическом смысле. Наличие этого общего содержания труда позволяет людям переходить от одних конкретных форм труда к другим. Затрата человеческой силы вообще, содержащаяся во всех товарах и делающая их однородными и соизмеримыми, представляет собой абстрактный труд. Когда товаропроизводители приравнивают друг к другу разнообразные товары, то они фактически отвлекаются от разнообразия конкретных работ, и товары приравниваются как сгустки однородного, абстрактного человеческого труда.

Абстрактный труд характеризуется двумя моментами: во-первых, абстрактный труд – материальное явление. Это не какое-то представление, а вполне реальная затрата человеческой рабочей силы в физиологическом смысле этого слова, учитывает расходование умственных и физических сил человека; во-вторых, абстрактный труд есть общественное и историческое явление, присущее только товарному производству.

В натуральном хозяйстве продукты различных конкретных работ непосредственно переходили из производства в потребление, а результаты конкретного труда прямо измерялись в часах и днях. Поэтому людям не было никакой необходимости отвлекаться от конкретных форм своего труда. В условиях же товарного хозяйства люди вынуждены отвлекаться от конкретных особенностей различных работ, приравнивать одни работы к другим, через планирование вещей-товаров.

Таким образом, затрата человеческой силы в физиологическом смысле становится абстрактным трудом лишь при определенных исторических условиях – при товарном производстве.

В противоположность конкретному труду, создающему потребительную стоимость, абстрактный труд есть труд, создающий стоимость. Там, где нет товарного производства, нет стоимости, а где отсутствует стоимость, там и нет абстрактного труда.

Конкретный труд существует при любых формах хозяйства, но раздвоение труда на конкретный и абстрактный есть специфическое явление товарного производства.

Абстрактный труд – это такой вид труда, общественно необходимый характер которого проявляется только в процессе обмена. Это исторически преходящая категория.

Общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством их обмена, представляет собой стоимость товаров. Товары, имеющие равную стоимость, обмениваются друг на друга, они эквивалентны, равноценны.

Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Стоимость есть внутреннее свойство товара, меновая же стоимость – это внешнее проявление стоимости посредством обмена одного товара на другой.

Маркс неоднократно подчеркивал, что стоимость не является свойством вещей как таковых, а выражает общественно-производственные отношения людей в условиях товарного хозяйства.

В течении XVII - XIX вв. сформировались основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товара:

    А. Смит сводил стоимость к труду, затраченному на производство товара, к покупаемому труду (заработной плате), сумме заработной платы, прибыли и ренты;

    Д. Рикардо и Д. Р. Мак-Куллох определяли ее издержками производства;

    Ж. Б. Сэй – полезностью вещи. Полезность – удовлетворение, удовольствие, которое получает человек от потребления товара или услуг;

    Д. Лодердель – предложением и спросом.

    К. Маркс и Ф. Энгельс, рассматривая эту полемику, сделали вывод, что стоимость есть вещная форма затрат общественного абстрактного труда и выражает отношение издержек производства к полезности.

Сторонники трудовой теории стоимости считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют общую основу - трудовые затраты, которая и определяет их меновую стоимость.

В современной западной экономической теории принят иной подход, ведущий начало от работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Согласно этому подходу в основе обмена лежит не стоимость, а полезность. Полезность определяется индивидуальной субъективной оценкой, которую дает покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.

Маржинальная теория стоимости – «теория убывающей полезности», «теория предельной полезности» утверждает, что с увеличением блага его полезность уменьшается (первый закон Госсена), а оптимальная структура потребления достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ. Стоимость товара определяется его предельной полезностью, точнее величиной дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равной последней (крайней, предельной) величине единицы некоторого блага, его наименьшей пользы, ради которой эту вещь ещё может использовать потребитель. Чем реже встречается благо, тем выше его ценность.

Ценность в трактовке неоклассиков – оценка степени полезности блага индивидом, поэтому эта категория субъективна. Она одновременно является функцией затрат труда и полезности.

Анализ всех этих взглядов позволяет выделить связь категорий «стоимость» и «ценность». В условиях товарного производства экономические ценности принимают форму стоимости. Сущность ценности - ее субстанция - это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть в свою очередь единство результата (полезности) и затрат.

Общественное выражение категории стоимость и ценность отражает цена. По образному выражению К. Маркса, цена – это денежное выражение стоимости и ценности товара.

В работах П. Самуэльсона и Б. Кларка рассматривается формирование цены с учетом влияния предельных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного количества товаров). Фактически они рассматривают изменение цены в условиях воспроизводства. Цена является синтезом полезного эффекта, общественной полезности экономического блага и издержек его производства. Она рассматривается как рыночная категория, возникающая в процессе конкуренции продавца и покупателя.

В более поздний период (после К. Маркса) были попытки объединить теорию трудовой стоимости (понимаемой как издержки) с теорией предельной полезности (Э. Бернштейн, П. Струве, М. Туган-Барановский, А. Маршалл, Дж. Кларк, П. Самуэльсон, О. Шик).

Основоположник современного направления в теории ценности и цен известный английский экономист А. Маршалл сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил:

Теорию предельной полезности;

Теорию спроса и предложений;

Теорию издержек производства (затрат).

Стоимость, согласно этой теории, отожествляется с ценой, которая определяется предельной полезностью (оценка покупателя) и предельными издержками (оценка продавца), которые увязываются при помощи спроса и предложения. В результате равенства спроса и предложения устанавливается равновесная цена, которая и определяет ценность товара.

Общественная оценка предельной полезности устанавливается при равенстве спроса и предложения на данный товар и измеряется ценой равновесия (стоимостью) (рис. 5.1). Если спрос превышает предложение, то цены превышают стоимость; если предложение превышает спрос и возрастает конкуренция между производителями за потребителя, цены снижаются ниже стоимости экономического блага.

D S

Р Е Е

0 Q Е Количество (Q)

Рис. 5.1 Определение равновесной цены

где, Р – цена экономического блага;

Q – количество экономического блага;

S – кривая предложений;

D – кривая спроса;

Е – точка равновесия на рынке данного экономического блага.

Стоимость определяется в точке равновесия между предельной полезностью определенного количества благ (кривая спроса) и предельными общественными издержками этого блага (кривая предложения). Стоимость измеряется ценой равновесия (рис. 5.1).